Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ @ 2 : Почта. февраля Разговор о почте, пришед­ ший в редакцию в феврале, видимо, надо начать с этого «Было много дел. Готовил за­ дание в университет. Сегодня работы отправил. Теперь есть свободное время, чтобы напи­ сать письма своим друзьям. Их у меня сейчас много, и круг их все расширяется. Я не одинок, хотя и прикрввн к постели. У меня столько друзей! Это на­ стоящие советские люди! Мне трудно отвечать на все письма, ведь пишу, дерща ручку в зу­ бах, Стараюсь крепиться, хотя очень устаю, особенно зрение и еубы... Педагоги университе­ та советуют, что хорошо было бы, если на ручки и карандаши изготовить удлиненные нако­ нечники, чтобы расстояние от глаз до бумаги было не менее 30 сантиметров...». Как вы уже, наверное, дога­ дались, письмо это от Николая Якушева, художника-любителя из деревни Малые Извалы Елецкого района, студента-за- очника одного из вузов столи­ цы. Да, о нем, о его творчестве, о выставке его работ мы рас­ сказывали в одном из номеров «Ленинца», Якушев — большой Жизнелюб. А людей, которые пришли ему на помощь в труд­ ную минуту, всех, пожалуй, и не перечислишь. Это начальник сметного отдела института «Ли- пецкколхозпроектя 0 . А. Жу­ равлева, это 7 «Б» средней школы № 48 г. Липецка со сво­ им классным руководителем Н. Г. Рудниковой, 9 «А» сред­ ней школы № 39 г. Липецка и ее старшая пионервожатая Р. Н. Ступьникова, это ветера­ ны одного из клубов при Двор­ це профсоюзов А, М. и Н. Г. Зозули — педагоги Больше- Извальской восьмилетней шко­ лы. Всех не перечислишь... Как и положено, в нашей стране че­ ловеку, попавшему в беду, на помощь приходят все. Таков он, наш советский образ жиз- Почтэ февраля. Из обширно­ го потока писем в газету легко выделить три направления. Пер­ вое — письма ветеранов вой­ ны, их воспоминания. В. Е. Бе­ резуцкий, житель города Кан­ далакши, написал нам о липча­ нине, полном кавалере орде­ нов Славы старшине запаса Николае Федоровиче Агейки­ не. С первого дня войны ушел Николай Агейкин на фронт. Много пришлось повидать, пе­ режить солдату. Все суровые дни блокады Николай Федо­ рович воевал на Ленинград­ ском фронте. Это благодаря таким отважным людям, как старшина Агейкин, царит се­ годня мир на земле. В. С. Кучин, бывший фронтовой жур ­ налист, свои воспоминания то­ же посвящает подвигам Оте­ чественной войны, рассказывает о том, как из глубокого тыла противника вывезли советские летчики детей. Письма - вос­ поминания о днях боевых при­ шли в редакцию не случайно. Ведь именно в феврале Совет­ ские Вооруженные Силы отме­ чали свой славный юбилей — 60-летие со дня основания Красной Армии. Как всегда, в почте редакции много сообщений, рассказов о трудовой вахте молодых лип­ чан. В этом году она тоже юбилейная. Многие рекорды и почины молодые рабочие ч колхозники посвящают славно­ му юбилею —- 60-петию Ле­ нинского комсрмола. ПодрОстРм. Его воспитание в ' коллективе. Письма, которые мы публикуем сегодня, посвя­ щены именно этой теме. Встретились на заводе цехи и остались . очень доволь- Да, есть, что посмотреть у нас, «У нас» тг- это уже мояшо- оказать с полным Правом. Ведь мы -— полноправные члены ог­ ромного заводского коллекти­ ва. Работаем в механосбороч-. Быстро пролетели два Г0д.а ном цехе № 2, Хорскдий цех, о себе и о своих товарищах н а ш с о ц и а л и с т и ч е с к и й о б р а з ж и з н и «ТРУДОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫРАЗБИВАЮТ СОЦИА-^ ЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ, СПОСОБСТВУ­ ЮТ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПЕРЕДОВЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ, УКРЕПЛЕНИЮ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИ­ НЫ, ВОСПИТЫВАЮТ СВОИХ ЧЛЕНОВ В ДУХЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ, ЗАБО­ ТЯТСЯ О ПОВЫШЕНИИ ИХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СО­ ЗНАТЕЛЬНОСТИ, КУЛЬТУРЫ и ПРОФЕССИОНАЛЬ­ НОЙ КВАЛИФИКАЦИИ». (Из Конституции Союза Советских Социа- _______ диетических Реопублину)... ............. _________ _ Человек в коллективе Воспитание человека в трудо­ вом коллективе — это непре- кращающийся процесс, кото­ рый начинается с того момента, когда новичок переступает пс- рог предприятия. О чем он расскажет после первого рабо­ чего дня дома? Что видел? Как встретили его? И поначалу от ЧИТАТЕЛЬ РАССКАЗЫВАЕТ, РАЗМЫШЛЯЕТ, ПРЕДЛАГАЕТ! НАЧАЛО рабочей БИОГРАФИИ службы в Советской Армия. К вот. мы, вчерашние солдаты, возвратились к п^швычной гражданской ясизни, теперь пе­ ред нами одян вопрос: куда пойти ^дальше? Занятия в учебных заведекяях уже нача­ лись, да и яодготовиться не ме­ шает, хотя два года •—это и «е так 'МНОГО, но все же многое подзабыли. ■Встретил своих лучших дру­ зей: Генжу Марч'укова л Колю Серебрякова. ■Вместе когда-то учились в професснояальяр- тежиичеоком училище, вместе призывались в армию. Правда, пришлось служить да.такб друг от друга: Коля — в Польше, Генка в Казахстане, а я еще дальше — в Сибири, в Краоно- яр'оком крае. Все два года пере­ писывались. Реш'илн и дальше держаться вместе. Встретили знакомых ребят, они еще рань­ ше, .демоб.илнзова.чись, уже ра­ ботают. Сразу вопросы: , — Ну, и нуда дальше думае­ те, парши? — Да БОТ пока; еще не решя- — А вы давайте к вам, на за­ вод гидрооборудования. -Не по­ жалеете. Поступили работать и, дейст­ вительно, не пожалели. Завод отлнчеый. Светлые совремея- ные цехи, н0|веЙ1шее оборудова­ ние. И что'Сразу бросилось в глаза, так это плакаты; «Здесь выпускаются детали со Знаком качества». Знач1ит, недаром по итогам социалястического со­ ревнования завод занял второе место по Союзу среди родст­ венных предприятий. А многое обарудование, выпускаемое здесь, идет на экспорт. Совсем неда.вво на завод приезжали туристы из Болга1р«.и. Знакоми­ лись с рабочими, осматривали хороший начальник цеха. Ю|рнй Николаевич Чернышов —• тре­ бовательный, «о справедливый, спокойный человек. И ребята в цехе отличные. Одна молодежь. Многие, как и мы, недавно .•де­ мобилизовались из рядов Со­ ветской Армии. Решили создать но1М1само.тьско . 'молодежную бригаду. Бригадиром выбрали Володю Тоболина. Отлнчньм парень, к тому же, больше дру­ гих ра'ботает на заводе. Опыт Н)меется. . И работать-стало намного ве­ селее и .интереснее. -Никаких яшвшяях сийро-в и ссор. На­ оборот, каждый старается по­ мочь товарищу, что-то прояс­ нить, подсказать. В последнее время наш цех сдает мно1ГО пройукш-ш сверх плана, к тому же с от.тачщым качвст!Б01.м. До­ вольны все; и-рабочие, и дирек- йая завода. ' . Зака'ИЧИ'ваетея рабочий день, и мы шумной толпой идем по тсш.иелю в' раздевалку. Кстати, на завО'де неплохо позаботились о быте рабочих. Светлая трех- этаниая столовая, уютная ком­ ната отдыха,-просторная разде­ валка и душевые. Без всякой .суеты П’омыжя, переоделся и через проходную •— домой. Ра­ бочий день ДД'Я цае кончился, но все. также.гудят в цехах стан- ш,* работают кран-балки, про носятся юркие электрокары. За вод ни на минуту не прекраща . ет работу, он живет своей бес покойной, трудолюбивой жиз­ нью. И это очень радостно, что мы — часть его, чл'ены.большо'й и друзюной рабочей семьи. Это рождает чувство гордости. С. ГОСПОДАРИКОВ, фрезеровщик Грязинского завода гидрооборудовакия. Звезды липчан Недавно в группе «Т-21» отделения товароведения Липецко­ го кооперативного техникума бып проведен открытый клас­ сный час на тему: «Золотые звезды липчан». В просторном за­ ле клуба технииу,ма перед учащимися выступили машинист дистрибутора ККЦ-2 Иозолипецкого металлургического заво­ да Герой Социалистического Труда Анатолий Семенович Га­ гарин, бригадир бригады центробежной машины трубного це­ ха металлургического завода «Свободный сокол» Герой Со­ циалистического Труда Василий Павлович Сауннн, механиза­ тор Липецкой областной опытной сельскохозяйственной стан­ ции Герой Социалистического Труда Николай Степанович Шве- Внимательно слушали ребята заведующую отделением Хле- веиского районного универмага, заслуженного работника по­ требительской кооперации Эмму Георгиевну Дувамову. Гостям были вручены памятные сувениры. НА СНИМКАХ: слово — Герою Социалистического Труда К. С. Швецову. Притих зал. Студенты внимательно слушают своих замечательных гостей. Ю. КЛЮЕВ. ответов на эти простейшие во­ просы зависит будущее — при­ живется ли новый человек" в коллективе. В некоторых торговых пред­ приятиях отработан торжест­ венный ритуал приема в рабо­ чую семью. На'^ собраниях ветераны вручают новичкам трудовые книжки, памятные адреса, цветы, рассказывают о своем труде, своей профес­ сии. Такие встречи помогают молодым людям взглянуть ча себя как бы со стороны, заду­ маться над жизнью, над своим гражданским долгом. Помочь молодежи найти себя, определиться, вырабо­ тать активную жизненную пэ- эицию — такова задача настав­ ников. Сейчас в государствен­ ной торговле и потребкоопера­ ции участвуют в социалистиче- ; сном ерревкодании' все., работ-, , ники; И пришедший сегодня видит, с какой ответственно­ стью", относятся. люди к работе, принятию" обяззте’льств, к претворению их в жизнь. . Но только хорошо , работть — этого сейчас, мало. Вот .уже более пяти, лет в.ыпопняет. 6 опьч. Шую . общественную работу в профорганизации • комсомолка Г. Бурмистрова, она член гор­ кома профсоюза, председатель местного комитета универма­ га. В. Суслова возглавляет ме­ стный комитет районного по; требйтельского общества, Р. Епифанская, председатель ревизионной комиссии.. Они следят за тем, как молод'ые продавцы учатся на заочнь;/ отделениях вузов и технику­ мов, помогают осваивать пе­ редовые методы труда. В свое время и эти, се­ годняшние наставники, были неопытными новичками. Но в народе ' справедливо говорят; человек рождается дважды — первый раз, когда появляется на сват, второй — когда начи­ нает трудиться. Была когда-то Галий» Семеновна Бурмистро­ ва, как некоторые сегодняшч'-<е новички - 7 - .не очень умело'й. Теперь она- возглавляет сек­ цию универмага. Среди сове­ тов,, которые непременно ус­ лышит молодой человек от наставника, будет такой: учись. А за советом придет и помощь. Одна из главных задач воспи­ тания — активное привлечение молодых к управлению произ­ водством. Более пятисот молодых р-"-- ботников торговли участвуют в соревновании под девизом: «Советскому человеку отлич­ ное обслуживание — гаранти­ руем», «Ни одного отстающего рядом», участив в соревнова­ нии, в движении за коммуни­ стическое отношение к труду учит- отве-гственноети, умению оценивать- свои силы,- искать резервы' ■ совершенствован^? А. АНДРЮШИН, председатель Грязинского . горкома профсоюза работников госторговли и потребкооперации. ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ . . Бо.тьшое внимапке уделтяот стерские, - ку-тьтупно-бытопые профориентации, среди старше-- погчеишния, актовый и спортив- класенкков средних школ пре- иый залы, -общежитие,- столо- по,давате.л!1 и учащиеся ГПТУ вую училища. . Л1! 26. Они побывали в гостях у - Затем состоялся концерт ху- многих восьмиклассников Ли- дожественной - саиодеятельж»- пенка, Грязинского, Липецкого сти.'с показ.дтельными спортив и Лебедянского районов. ными номерами выступили Вла- В учнлитцс стал традицион- димир Полозюк, Валерий Си- ным «День откр:,1тых двсрс.й»., догкн, Владимир .Луконосоп. .Л В одно. КЗ последних воскресе- потом пр01нел конкурс- на луч- ний сюда, пришли более пятисот шего плиточника, школьников. Гостям показали учебно - производственные ма- Н. БЕЛОВА. Т ОЛЬКО что вериулся И.З Москвы. Тя'М, на ВДИХ, состоялось оовещанме яастаанаков вредпрнятай тралсториого машиностроезгая страны. Много было ,эатранутО' проблем, много возникло вопро­ сов по ходу О'боуждения этого очейь нужного в стране дв-нжа- Н'ия, Выступал на совеща-нии и я. Ввриулся в родной город, и захотелось через молодежную газету поделиться своим.и сооб­ ражениями. По комсомольской 'путевке иришея я »а тракторный завод в 1946 году. Пришел подрост­ ком более чем тридцать лет на­ зад. Задумываюсь иногда, кем бы я стал, ес.ди бы не мои стар­ шие товарищи? Время было очень уж не простым. Жили мы в общежитии, в одной ком­ нате раз'мещ.а.тось до шестиде­ сяти человек. М1ного«р'усныг кровати с соломенными матра­ сами, вот и'вея мебель. На кро­ ватях — ни простыней, р НИ оде- ад — ничего не было. На всех шестьдесят челове.к одна плит­ ка. Да и ид той варить нечего. В 0’бш,ей4итш! хблодао. ХбдйАи по очереди в лее за шишками да пенечками, чтобы печку топить, "Работали тоже в условиях не- лучшях. ОбО'рудоваиае был? СТарбе. А над ста-нками Ш- сульш в-исел;;. Хо.йд?!о. Костры в цехе рзхйгали , ио работали. И не покидало нас, мальчишек, постоя1нное ощущение голода. Вот тут бы и сбиться с путч, заметаться в поисках лучшей доли. Но рядом было твердое плечо ста|ршего товарища. Те­ перь*я сам стал на'Ста'ваиком. Отдал этому делу не одно деся­ тилетие, воспитал заводу дкят-' I® кадровых рабо'чих. Однажды зашел у меня раз­ говор с одним из оменных мас­ теров соседнего цеха. — Бежит молО'Делсь, — жа- .тавался он. — Закрепляем з.т новичка'М'И ду'чоиих кадровых рабочих, а 01ни, все равно твер-. дят,, что неинтересно. Не пой­ мут никак, что производство, это — не развлечение. Здесь не- интерес важен, а выполнен,ие плана. ' ' — Ты,—говорит, — Иван Фе- доравич, не шути. Я на заводе с се,м.надцати лет, утке третий десяток идет, как «интересуюсь» своей работой. " , профессиональные приемы, иа- новичками позволяют сделать феосиональво - - технячесшх учился владеть етструментом, вывод; что ояй ноначалу очшь училищ; Огш.'анают много та,кчх начал самостоятельно выда- сдешат, И-м кажется, чем быст- пещей, о котором мы в их годы вать готовую продукцию." Нс рее .они будут выпо.днять пору- и понятия не ймвш: теоретиче- стал ли ов рабочим в доля'Ьм ченное задание, , тем быстрее ская иодготов1|а ''3йводской‘мо- смысле этого слова? Стал ли научатся, станут лучше рабп- лодежи нашего пак-оления из- настрящим . токарем, слесарем, тать. Ну и, ка,к правило, допуе-. рядно хромала; И все-таки вы- Воспитай ученика. ^^о прив! интересе рубле.м. гт ресовать надо, Й не только фрезеровщиком? 0 ,дним лтт уме­ нием определяется путь рабо­ чей профессии?" Нет. Д.тя этого надо, прежде всего, полюбить свое де.40, стать большим спе­ циалистом в избра1Н,ной црофос- сии. Надо-трудиться так, чтобы с работой жалко было расста­ ваться. Чтобы по утрам ты с радостью спешил к себе в цех, чтобы к делу своему подходил с сердцем трепетным и горячим. Нужно обязательно творчески относиться к своему труду. Это одна 'ИЗ граней, которую должен шлифовать иаставник в своих учениках. Это одна из боноаных сторон его деятелшо- сти как воспитателя, КаждЗ- дневйзя"зсрбйотлййая работа настйбника,.в койне концов, не­ пременно .оборачивается доетп- жешйш- его подшефных., эф­ фективностью' труда молодых. .Миоролетте наблюдития за кают ошибки, брак. Задача на­ став,ника ■ в этот . критический для новичка момент — сделать все, чтобы его подопечный из потерял веру в себя, не засом- ненался в своих' силах и уме­ нии. Нужно сначала давать, та­ кие задания, которые были бы по плечу молодому "рабочему, чтобы доставляй радое,ть от Своего труда. Я не сто1рои;шш «заспинного» обучения, " когда учейик вабнрает знания, неде­ лями стоя В'озле вбрстака’’ево-?.- го учителя. Я стараюсь сразу же нагружать его посильной работой, с каждым разом ус­ ложняя задачи. При этом избе­ гаю излишней О'Пеки, даю воз­ можность ученику самому вник­ нуть в суть задания и разо­ браться, как его выполнять. Молодое 'пополйише прихо­ дит к нам в цех каждый год. 15 основном, это выпускники про­ пускникам -ПТУ при хорошем зианин -теории |яано не .цоста-ет практики, опыта. Не хватает, как говорится, !скоростных ме^ тодов работы. IОно и понятно; лО'В-кость, смбккзка, -быстрота пря-об,ретаютс®|с годами. -Мал- тарство же-лрихедит со. време­ нем лишь только к самым на­ стойчивым и упорным. И скла­ дывается оно не только из соб­ ственных достижений, приобре­ тенных трудовых навыков, но и из добрых савето,в соседа, ра- циоиалышх приемов труда, вьы работаипых старшими. Ииьшя словам^, -личный опыт каждого рабочего как бы фиксирует в себе ум, смекалку и сноревку йелого ко-лЯектива. А вот уме­ нию замечать это, использовать в работе должен научить свое­ го подопечного наставшгк. Тут необходимо дать ученику такой настрой, чтобы он чувствовал се.бя по-лнО'Цеиным членом кол­ лектива, чтобы 'ОН знал и ува­ жал, те.х, кто хранит и передает другим., лучшие традиция рабо- .че,го. класса. . . В нашем втором ■тра,кториом цехе много молодых рабочих. Обобщая уже имеющийся в "ц'е-. хе опыт шефства над новичка­ ми, мы. в минувшем году созда­ ли совет наставников. В шего вошли .тучшие дроязводствен- някя, уважаемые в коллективе люди, из числа тех, кто не по приказу, а по- велению сердца занимается воспитанием подра­ стающей смены. На организа- циоя'НО'М заседаяви утвердили план работы совета, в котором предусмотрели все стороны вое-, питания подростков. Заключили совместный договор между на- ставпиками и их -подапечными, приняли - 01бщие социалистиче­ ские обязательства. В договоре предус.матривает- ся не только обучение мастерет- - ау, но и состояние- трудовой дисциплины, участие обеих сто­ рон в обществшной жизни це­ ха, завода, учеба ■подростков. Мне думается, что обшм-ше кадрО'Вых рабочих со свои-ми подшефными не должно ■огра­ ничиваться только цехом, про­ изводством. Наша обязанвость стать добрыми Д'рузьямн моло­ дежи. Близко к. сердцу прини­ мать ее радости п горести. По­ рой буквалыю надо спрессовать •сутки, а успеть побывать и в общежитии, и в вечерней шко­ ле, и дома у ребят. Члены..нашего цехового сове­ та—частые гости в общежитиях у своих подшефных. Проверяем бытовые условия жгзшз моло­ дых рабочих, не забываем по- зД|рав-ить . своих ребят с диех: рождения, с получением .квали­ фикационного разряда. Необходима, 'на мой взгляд, связь наставника "с родителями подростков. Очень плохо, когда заводская проходная восприни­ мается как некий барьер меж­ ду семьей и к'оллекшвО'М. Отец и мать подчас ие дума"гот, что нужно побывать на предп.р'ня- тий, куда пошел работать сын. Успех в деле вО'СП'Итания яе приходит сам собой, И то, что мне удается вО'Здей'СтвО'Вать " на своих учен'вков, я бтнош'\; за счет того, что люблю ребят, от­ ношусь к ним по-отечески и свя­ то верю, что неисправимых, йре- ди 1ШХ нет. " , И. Ф. АВРАМЕНКО, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, слесарь службы механика второго тракторного нсха.- Ш ЛИ ГОДЫ. Совсем, каза­ лось бы, недавно завое­ ванная жизнь стала при­ вычной, естественной, един­ ственно возможной. В Боровском, селе глухом и далеком, которое, казалось, св- провидение упрятало в без­ дорожье, люди из века в век понимали: хозяин земли — хо­ зяин жизни. И всегда по не­ справедливому порядку, заве­ денному историей, хозяином ее оказывался тот, кто не рабо- на ней, кто не холил ее. Перемены пришли в село вме­ сте с первыми коммунистами и комсомольцами. Солнечным июньским днем 1929 года в Боровском появил­ ся новый человек, . стройный,, темноволосый юноша. А на другой день в селе появились слухи, которые шли из дома Палкина — местного «мирог- да», прозванного так за скаред­ ность и вечное недружелюбие. Говорили, что вот, -мол, при­ ехал из Липецка учитель орга­ низовывать какой-то «сомол», но тот, кто вступит в «сомол», будет предан анафеме, и нс станет ему на том свете рай- жизни. Однако неболь шая группа молодежи, не ис пугавшись этой анафемы, со бралась в сельсовете.. В 01 новном это были дети бедн: В избе царила удивитель ЮНОСТЬ м у ж а е т в Борьве Сегодня очерком «Ос­ тался в Памяти людской» мы продолжаем публи­ кациюматериалов А. Чер­ нышова, посвященных 60-летию комсомола. Очерк рассказывает об учителе, первом комсо­ мольце Валентине Сно- роходове, который был зверски замучен кулачь­ ем 19 марта 1930 года. П этом году исполняется 48 лет со дня гибели слав­ ного комсомольца. Благодаря т а к и м скромнь!М солдатам ре­ волюции, как Скорохо­ дов, светло наше буду- ш.ее, радостен сегодняш­ ний день. хозяйствования... Было и так: зайдет предсе­ датель в колхозный коровник, а там семь коров, на другой день - г пять, -а потом — во- О с т а л с я ная тишина, когда за столиком появились председатель Сове­ та Иванов и приезжий. Но­ венький был старше собрав­ шихся ребят. Аккуратно приче­ санные волосы, чистенькая ко­ соворотка, . подчеркивающая его ладно сбитую фигуру. Восемнадцатилетний выпуск­ ник Липецкого педучилища Ва­ лентин.Скороходов рассказал о целях Союза молодежи, о первых комсомольцах, об их геройских делах на фрон­ тах гражданской войны, о борьбе против всякой нечисти. Парии и девчата слушали, восхищаясь . отвагой и муже­ ством, сверстников. — Ходите, чтобы Боровское стало счастливым, чтобы те, у кого амбары ломятся от зерна, не отнимали кусок хле­ ба у крестьянских детей? К-о за народную власть? Вступайте в комсомол! — говорил В-а- лентин. Кто первый? — взгляну,’ на молодых сельчан Скорохт В избе раздались негромкие голоса. Из первого ряда вдру резко поднялся русоволосый паренек и пружинистой поход­ кой подо'шел к столу: Записывайте. Антон Зи- Сразу за Антоном плечом к плечу встали Иван Бессонов, Николай Самухин и девушка— Маша Рыжкова... Всего девять человек. Жар- ;в дни были у первых бороэ- ских комсомольцев, Они агити­ ровали за Советы, отбирали хлеб у кулаков, ломали само­ гонные аппараты, помогали сэ- бирать налоги. До всего им было дело. Искренние, честные и смелые. Порой им не хвата­ ло образования, временами они были наивны в своих по­ ступках, но бесстрашно бор'--- лись за идеи революции. А против них были не только «мироеды», но и голод, тиф. Неимоверно трудно при­ шлось в селе особенно в пер­ вые месяцы молодому учите­ лю. В небольшой крестьянскей хате он днем учил детей, вечером — взрослых. Вместе с демобилизованным моряко’л Константином Зуевы.м Вален­ тин выступил одним из первых организаторов коллективно-о семь. Самое дорогое отДавэ- ли крестьяне — корову. С весенними запахами об­ нажавшейся земли, под голоси­ стую трель жаворонка при­ шло в село незнакомое слово «колхоз». ш 3 ® ЛЕНИНЕЦ А Валентин, уже спокойно шел по дорожке к крыльцу. — Подожди, подожди, учи­ тель, ты что-то путаешь... — Если будете чинить пре­ пятствия, гражданин Палкин, заберем все до зернышка. !■!» первый раз вон тот стог отве­ зете в колхоз, — и он -указал пальцем на огород. ...Смолкла гармошка у околи­ цы. Над селом повисла мороз­ ная тишина, а Валентин все еще сидел над стопкой учени­ ческих тетрадей, готовясь к завтрашнему школьному дню. Вспомнилось, как полгода на­ зад ему приходилось шагать от дома к дому, агитируя рых бородатых мужиков и : щин учиться. ...Он откинулся на спинку стула. И задумчиво посмотрел на черный квадрат окна, воображении рисуя картины недалекого будущего, когда в селе не будет неграмотных. И люди заживут счастливо. Вдруг скрипнула ставня. Ва­ лентин инстинктивно прижалс!! к простенку. Через мгновений ахнул выстрел. Испуганно кричала хозяйка. Наутро все село только говорило о ночном -происше­ ствии. Но это не испугало юно? го секретаря правления кол­ хоза и комсомольского вожа­ ка. Он по-прежнему оставался беспощадным к врагам н жизни. ...То утро 19 марта 1930 год» выдалось на редкость пого­ жее. Из-за ближайшего лесе поднялось румяное солнце, которое окрасило в розовый цвет мартовские лужи. Вды­ хая полной грудью свежий воздух, Валентин возвращался из Липецка, где гостил у мате­ ри, в село Боровское. Чтобы скоротать время, свернул на лесную тропинку. Сухой выстрел прозвучал рез­ ко, взорвал тишину. Сражен- В памяти людской... Один плуг и четыре лошади — вот и вся техника тех, кто в ноябре 1929 года ов:‘анизовы- ввл товаришаство «Свободнь'й тоуд» на воровских землях. Трудные были это времена. Как сагитируешь за колхоз, если при дедах пахали деревянной сохой, и сейчас за нее же бра- А сами колебались, прислу­ шиваясь к запугиванию кул-т- «Не будет счастья — черто­ ва дюжина», — смеялись зло в Боровском «мироеды». А счастья, о котором мечталось, действительно пока не было. Зато бед хоть 0 "г 6 авляй. Одна из них, и самая страшная, под­ кралась в трескучие январские морозы: нечем было корми'ь скот. Старший конюх со стра­ хом прислушивался к завыва- — Будет у нас и сено, и овес, и пшеница, — успокаивал его Валентин. А утром, собрав группу кол­ хозных активистов и комсо­ мольцев, направился к дому Палкиных. На крыльцо вышел сам хозяин, устремив на при­ шедших сумрачный, злой взгляд. Вместо ответного «здравствуйте», бросил: — Что надо? .Зачем при- — По решению сельсовета у вас конфискуются излишки сена, овсяной соломы и семян, — спокойно ответил Скорохз- Палкии протестующе вски­ нул руку; — Грабеж среди бела д-*я. Свое не отдам. Его лицо- мгне- венно покрылось красными пятнами. ныи упал комсомолец лицом вперед, на землю, пахнущукэ весной, сулившую боровчзнам новые отрадные перемены превозмогая- боль, обернул­ ся, Среди кустарника мелькну­ ла фигура убегакзщего Гав­ риила Палкина, кулацкого сын-, ка. На листке из блокнота от­ важный комсомолец сумел на­ писать своей кровью: «Погиб от зверской руки Гавриила Палкина. Отомстите!». И сла­ беющей рукой спрятал записку, в сумку е пшеном. Когда стемнело, убий'дв под-ьехал к Валентину, вспорол живот, перерезал ножом гор­ ло, по-мародерски стащил него сапоги и боосил труп болото. Долго ждали в тот вечер сч- его секретаря -комсомольцы -Только чере.з два дня -нашли тело Скороходова. Так загорелась первая звез­ да, та, что в ПУРГУ и ночную стынь, в дождь и туман, согре­ вая и будоража дни машем жизни, проникала я сеодца. когда погасли окна в дом’ уставших за день бооовчан. холодная весенн-’я ночь сраа- няла. землю с небом. А потом апрельским утром, за час до рассвета, вышли I поле сеятели. Модпенчо двига лись .их цепи. 8 этой един-т! цепи 6 ь 1 ЛИ те, кто стоял у к.э- лыбели колхоза «Свободнь' труд», те, кто делал свои пер­ вые шаги а колхозном егрои- тельстве. Размах руки—и семена пада­ ли о еще не проснувшуюс- эемлю, взмах—и с ладони лю­ дей срывались зерм--’ Е '"ущего, А. ЧР.ОЧЫПЮВ. УЛЬТРАЗВУК «ПРОСВЕЧИВАЕТ» В Рижском политехническом институте разработан ультра­ звуковой метод анализа каче­ ства бетона. Сейчас этот способ внедряется на заводе железобе­ тонных конструкций № з; ^»а- бочему достаточно погрузить в ковщ с бетонной смесью ультра­ звуковой зонд, чтобы опреде­ лить, соблюдена ли технология, точно ли соотношение воды и цемента. Теперь в случ.те не­ обходимости можно оперативно вмешиваться в производство ^ с тем, чтобы улучшить канёстко работает акустическое устройство, по­ зволяющее определять марку бетона в готовой продукции. К образцу прикладывают кои- пактиьй инструмент. С. ЩПУНГИН, . ]Р'йга. норр. ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz