Ленинец. 1978 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ @ 2 : Почта. февраля Разговор о почте, пришед ший в редакцию в феврале, видимо, надо начать с этого «Было много дел. Готовил за дание в университет. Сегодня работы отправил. Теперь есть свободное время, чтобы напи сать письма своим друзьям. Их у меня сейчас много, и круг их все расширяется. Я не одинок, хотя и прикрввн к постели. У меня столько друзей! Это на стоящие советские люди! Мне трудно отвечать на все письма, ведь пишу, дерща ручку в зу бах, Стараюсь крепиться, хотя очень устаю, особенно зрение и еубы... Педагоги университе та советуют, что хорошо было бы, если на ручки и карандаши изготовить удлиненные нако нечники, чтобы расстояние от глаз до бумаги было не менее 30 сантиметров...». Как вы уже, наверное, дога дались, письмо это от Николая Якушева, художника-любителя из деревни Малые Извалы Елецкого района, студента-за- очника одного из вузов столи цы. Да, о нем, о его творчестве, о выставке его работ мы рас сказывали в одном из номеров «Ленинца», Якушев — большой Жизнелюб. А людей, которые пришли ему на помощь в труд ную минуту, всех, пожалуй, и не перечислишь. Это начальник сметного отдела института «Ли- пецкколхозпроектя 0 . А. Жу равлева, это 7 «Б» средней школы № 48 г. Липецка со сво им классным руководителем Н. Г. Рудниковой, 9 «А» сред ней школы № 39 г. Липецка и ее старшая пионервожатая Р. Н. Ступьникова, это ветера ны одного из клубов при Двор це профсоюзов А, М. и Н. Г. Зозули — педагоги Больше- Извальской восьмилетней шко лы. Всех не перечислишь... Как и положено, в нашей стране че ловеку, попавшему в беду, на помощь приходят все. Таков он, наш советский образ жиз- Почтэ февраля. Из обширно го потока писем в газету легко выделить три направления. Пер вое — письма ветеранов вой ны, их воспоминания. В. Е. Бе резуцкий, житель города Кан далакши, написал нам о липча нине, полном кавалере орде нов Славы старшине запаса Николае Федоровиче Агейки не. С первого дня войны ушел Николай Агейкин на фронт. Много пришлось повидать, пе режить солдату. Все суровые дни блокады Николай Федо рович воевал на Ленинград ском фронте. Это благодаря таким отважным людям, как старшина Агейкин, царит се годня мир на земле. В. С. Кучин, бывший фронтовой жур налист, свои воспоминания то же посвящает подвигам Оте чественной войны, рассказывает о том, как из глубокого тыла противника вывезли советские летчики детей. Письма - вос поминания о днях боевых при шли в редакцию не случайно. Ведь именно в феврале Совет ские Вооруженные Силы отме чали свой славный юбилей — 60-летие со дня основания Красной Армии. Как всегда, в почте редакции много сообщений, рассказов о трудовой вахте молодых лип чан. В этом году она тоже юбилейная. Многие рекорды и почины молодые рабочие ч колхозники посвящают славно му юбилею —- 60-петию Ле нинского комсрмола. ПодрОстРм. Его воспитание в ' коллективе. Письма, которые мы публикуем сегодня, посвя щены именно этой теме. Встретились на заводе цехи и остались . очень доволь- Да, есть, что посмотреть у нас, «У нас» тг- это уже мояшо- оказать с полным Правом. Ведь мы -— полноправные члены ог ромного заводского коллекти ва. Работаем в механосбороч-. Быстро пролетели два Г0д.а ном цехе № 2, Хорскдий цех, о себе и о своих товарищах н а ш с о ц и а л и с т и ч е с к и й о б р а з ж и з н и «ТРУДОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫРАЗБИВАЮТ СОЦИА-^ ЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ, СПОСОБСТВУ ЮТ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПЕРЕДОВЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ, УКРЕПЛЕНИЮ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИ НЫ, ВОСПИТЫВАЮТ СВОИХ ЧЛЕНОВ В ДУХЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ, ЗАБО ТЯТСЯ О ПОВЫШЕНИИ ИХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СО ЗНАТЕЛЬНОСТИ, КУЛЬТУРЫ и ПРОФЕССИОНАЛЬ НОЙ КВАЛИФИКАЦИИ». (Из Конституции Союза Советских Социа- _______ диетических Реопублину)... ............. _________ _ Человек в коллективе Воспитание человека в трудо вом коллективе — это непре- кращающийся процесс, кото рый начинается с того момента, когда новичок переступает пс- рог предприятия. О чем он расскажет после первого рабо чего дня дома? Что видел? Как встретили его? И поначалу от ЧИТАТЕЛЬ РАССКАЗЫВАЕТ, РАЗМЫШЛЯЕТ, ПРЕДЛАГАЕТ! НАЧАЛО рабочей БИОГРАФИИ службы в Советской Армия. К вот. мы, вчерашние солдаты, возвратились к п^швычной гражданской ясизни, теперь пе ред нами одян вопрос: куда пойти ^дальше? Занятия в учебных заведекяях уже нача лись, да и яодготовиться не ме шает, хотя два года •—это и «е так 'МНОГО, но все же многое подзабыли. ■Встретил своих лучших дру зей: Генжу Марч'укова л Колю Серебрякова. ■Вместе когда-то учились в професснояальяр- тежиичеоком училище, вместе призывались в армию. Правда, пришлось служить да.такб друг от друга: Коля — в Польше, Генка в Казахстане, а я еще дальше — в Сибири, в Краоно- яр'оком крае. Все два года пере писывались. Реш'илн и дальше держаться вместе. Встретили знакомых ребят, они еще рань ше, .демоб.илнзова.чись, уже ра ботают. Сразу вопросы: , — Ну, и нуда дальше думае те, парши? — Да БОТ пока; еще не решя- — А вы давайте к вам, на за вод гидрооборудования. -Не по жалеете. Поступили работать и, дейст вительно, не пожалели. Завод отлнчеый. Светлые совремея- ные цехи, н0|веЙ1шее оборудова ние. И что'Сразу бросилось в глаза, так это плакаты; «Здесь выпускаются детали со Знаком качества». Знач1ит, недаром по итогам социалястического со ревнования завод занял второе место по Союзу среди родст венных предприятий. А многое обарудование, выпускаемое здесь, идет на экспорт. Совсем неда.вво на завод приезжали туристы из Болга1р«.и. Знакоми лись с рабочими, осматривали хороший начальник цеха. Ю|рнй Николаевич Чернышов —• тре бовательный, «о справедливый, спокойный человек. И ребята в цехе отличные. Одна молодежь. Многие, как и мы, недавно .•де мобилизовались из рядов Со ветской Армии. Решили создать но1М1само.тьско . 'молодежную бригаду. Бригадиром выбрали Володю Тоболина. Отлнчньм парень, к тому же, больше дру гих ра'ботает на заводе. Опыт Н)меется. . И работать-стало намного ве селее и .интереснее. -Никаких яшвшяях сийро-в и ссор. На оборот, каждый старается по мочь товарищу, что-то прояс нить, подсказать. В последнее время наш цех сдает мно1ГО пройукш-ш сверх плана, к тому же с от.тачщым качвст!Б01.м. До вольны все; и-рабочие, и дирек- йая завода. ' . Зака'ИЧИ'ваетея рабочий день, и мы шумной толпой идем по тсш.иелю в' раздевалку. Кстати, на завО'де неплохо позаботились о быте рабочих. Светлая трех- этаниая столовая, уютная ком ната отдыха,-просторная разде валка и душевые. Без всякой .суеты П’омыжя, переоделся и через проходную •— домой. Ра бочий день ДД'Я цае кончился, но все. также.гудят в цехах стан- ш,* работают кран-балки, про носятся юркие электрокары. За вод ни на минуту не прекраща . ет работу, он живет своей бес покойной, трудолюбивой жиз нью. И это очень радостно, что мы — часть его, чл'ены.большо'й и друзюной рабочей семьи. Это рождает чувство гордости. С. ГОСПОДАРИКОВ, фрезеровщик Грязинского завода гидрооборудовакия. Звезды липчан Недавно в группе «Т-21» отделения товароведения Липецко го кооперативного техникума бып проведен открытый клас сный час на тему: «Золотые звезды липчан». В просторном за ле клуба технииу,ма перед учащимися выступили машинист дистрибутора ККЦ-2 Иозолипецкого металлургического заво да Герой Социалистического Труда Анатолий Семенович Га гарин, бригадир бригады центробежной машины трубного це ха металлургического завода «Свободный сокол» Герой Со циалистического Труда Василий Павлович Сауннн, механиза тор Липецкой областной опытной сельскохозяйственной стан ции Герой Социалистического Труда Николай Степанович Шве- Внимательно слушали ребята заведующую отделением Хле- веиского районного универмага, заслуженного работника по требительской кооперации Эмму Георгиевну Дувамову. Гостям были вручены памятные сувениры. НА СНИМКАХ: слово — Герою Социалистического Труда К. С. Швецову. Притих зал. Студенты внимательно слушают своих замечательных гостей. Ю. КЛЮЕВ. ответов на эти простейшие во просы зависит будущее — при живется ли новый человек" в коллективе. В некоторых торговых пред приятиях отработан торжест венный ритуал приема в рабо чую семью. На'^ собраниях ветераны вручают новичкам трудовые книжки, памятные адреса, цветы, рассказывают о своем труде, своей профес сии. Такие встречи помогают молодым людям взглянуть ча себя как бы со стороны, заду маться над жизнью, над своим гражданским долгом. Помочь молодежи найти себя, определиться, вырабо тать активную жизненную пэ- эицию — такова задача настав ников. Сейчас в государствен ной торговле и потребкоопера ции участвуют в социалистиче- ; сном ерревкодании' все., работ-, , ники; И пришедший сегодня видит, с какой ответственно стью", относятся. люди к работе, принятию" обяззте’льств, к претворению их в жизнь. . Но только хорошо , работть — этого сейчас, мало. Вот .уже более пяти, лет в.ыпопняет. 6 опьч. Шую . общественную работу в профорганизации • комсомолка Г. Бурмистрова, она член гор кома профсоюза, председатель местного комитета универма га. В. Суслова возглавляет ме стный комитет районного по; требйтельского общества, Р. Епифанская, председатель ревизионной комиссии.. Они следят за тем, как молод'ые продавцы учатся на заочнь;/ отделениях вузов и технику мов, помогают осваивать пе редовые методы труда. В свое время и эти, се годняшние наставники, были неопытными новичками. Но в народе ' справедливо говорят; человек рождается дважды — первый раз, когда появляется на сват, второй — когда начи нает трудиться. Была когда-то Галий» Семеновна Бурмистро ва, как некоторые сегодняшч'-<е новички - 7 - .не очень умело'й. Теперь она- возглавляет сек цию универмага. Среди сове тов,, которые непременно ус лышит молодой человек от наставника, будет такой: учись. А за советом придет и помощь. Одна из главных задач воспи тания — активное привлечение молодых к управлению произ водством. Более пятисот молодых р-"-- ботников торговли участвуют в соревновании под девизом: «Советскому человеку отлич ное обслуживание — гаранти руем», «Ни одного отстающего рядом», участив в соревнова нии, в движении за коммуни стическое отношение к труду учит- отве-гственноети, умению оценивать- свои силы,- искать резервы' ■ совершенствован^? А. АНДРЮШИН, председатель Грязинского . горкома профсоюза работников госторговли и потребкооперации. ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ . . Бо.тьшое внимапке уделтяот стерские, - ку-тьтупно-бытопые профориентации, среди старше-- погчеишния, актовый и спортив- класенкков средних школ пре- иый залы, -общежитие,- столо- по,давате.л!1 и учащиеся ГПТУ вую училища. . Л1! 26. Они побывали в гостях у - Затем состоялся концерт ху- многих восьмиклассников Ли- дожественной - саиодеятельж»- пенка, Грязинского, Липецкого сти.'с показ.дтельными спортив и Лебедянского районов. ными номерами выступили Вла- В учнлитцс стал традицион- димир Полозюк, Валерий Си- ным «День откр:,1тых двсрс.й»., догкн, Владимир .Луконосоп. .Л В одно. КЗ последних воскресе- потом пр01нел конкурс- на луч- ний сюда, пришли более пятисот шего плиточника, школьников. Гостям показали учебно - производственные ма- Н. БЕЛОВА. Т ОЛЬКО что вериулся И.З Москвы. Тя'М, на ВДИХ, состоялось оовещанме яастаанаков вредпрнятай тралсториого машиностроезгая страны. Много было ,эатранутО' проблем, много возникло вопро сов по ходу О'боуждения этого очейь нужного в стране дв-нжа- Н'ия, Выступал на совеща-нии и я. Ввриулся в родной город, и захотелось через молодежную газету поделиться своим.и сооб ражениями. По комсомольской 'путевке иришея я »а тракторный завод в 1946 году. Пришел подрост ком более чем тридцать лет на зад. Задумываюсь иногда, кем бы я стал, ес.ди бы не мои стар шие товарищи? Время было очень уж не простым. Жили мы в общежитии, в одной ком нате раз'мещ.а.тось до шестиде сяти человек. М1ного«р'усныг кровати с соломенными матра сами, вот и'вея мебель. На кро ватях — ни простыней, р НИ оде- ад — ничего не было. На всех шестьдесят челове.к одна плит ка. Да и ид той варить нечего. В 0’бш,ей4итш! хблодао. ХбдйАи по очереди в лее за шишками да пенечками, чтобы печку топить, "Работали тоже в условиях не- лучшях. ОбО'рудоваиае был? СТарбе. А над ста-нками Ш- сульш в-исел;;. Хо.йд?!о. Костры в цехе рзхйгали , ио работали. И не покидало нас, мальчишек, постоя1нное ощущение голода. Вот тут бы и сбиться с путч, заметаться в поисках лучшей доли. Но рядом было твердое плечо ста|ршего товарища. Те перь*я сам стал на'Ста'ваиком. Отдал этому делу не одно деся тилетие, воспитал заводу дкят-' I® кадровых рабо'чих. Однажды зашел у меня раз говор с одним из оменных мас теров соседнего цеха. — Бежит молО'Делсь, — жа- .тавался он. — Закрепляем з.т новичка'М'И ду'чоиих кадровых рабочих, а 01ни, все равно твер-. дят,, что неинтересно. Не пой мут никак, что производство, это — не развлечение. Здесь не- интерес важен, а выполнен,ие плана. ' ' — Ты,—говорит, — Иван Фе- доравич, не шути. Я на заводе с се,м.надцати лет, утке третий десяток идет, как «интересуюсь» своей работой. " , профессиональные приемы, иа- новичками позволяют сделать феосиональво - - технячесшх учился владеть етструментом, вывод; что ояй ноначалу очшь училищ; Огш.'анают много та,кчх начал самостоятельно выда- сдешат, И-м кажется, чем быст- пещей, о котором мы в их годы вать готовую продукцию." Нс рее .они будут выпо.днять пору- и понятия не ймвш: теоретиче- стал ли ов рабочим в доля'Ьм ченное задание, , тем быстрее ская иодготов1|а ''3йводской‘мо- смысле этого слова? Стал ли научатся, станут лучше рабп- лодежи нашего пак-оления из- настрящим . токарем, слесарем, тать. Ну и, ка,к правило, допуе-. рядно хромала; И все-таки вы- Воспитай ученика. ^^о прив! интересе рубле.м. гт ресовать надо, Й не только фрезеровщиком? 0 ,дним лтт уме нием определяется путь рабо чей профессии?" Нет. Д.тя этого надо, прежде всего, полюбить свое де.40, стать большим спе циалистом в избра1Н,ной црофос- сии. Надо-трудиться так, чтобы с работой жалко было расста ваться. Чтобы по утрам ты с радостью спешил к себе в цех, чтобы к делу своему подходил с сердцем трепетным и горячим. Нужно обязательно творчески относиться к своему труду. Это одна 'ИЗ граней, которую должен шлифовать иаставник в своих учениках. Это одна из боноаных сторон его деятелшо- сти как воспитателя, КаждЗ- дневйзя"зсрбйотлййая работа настйбника,.в койне концов, не пременно .оборачивается доетп- жешйш- его подшефных., эф фективностью' труда молодых. .Миоролетте наблюдития за кают ошибки, брак. Задача на став,ника ■ в этот . критический для новичка момент — сделать все, чтобы его подопечный из потерял веру в себя, не засом- ненался в своих' силах и уме нии. Нужно сначала давать, та кие задания, которые были бы по плечу молодому "рабочему, чтобы доставляй радое,ть от Своего труда. Я не сто1рои;шш «заспинного» обучения, " когда учейик вабнрает знания, неде лями стоя В'озле вбрстака’’ево-?.- го учителя. Я стараюсь сразу же нагружать его посильной работой, с каждым разом ус ложняя задачи. При этом избе гаю излишней О'Пеки, даю воз можность ученику самому вник нуть в суть задания и разо браться, как его выполнять. Молодое 'пополйише прихо дит к нам в цех каждый год. 15 основном, это выпускники про пускникам -ПТУ при хорошем зианин -теории |яано не .цоста-ет практики, опыта. Не хватает, как говорится, !скоростных ме^ тодов работы. IОно и понятно; лО'В-кость, смбккзка, -быстрота пря-об,ретаютс®|с годами. -Мал- тарство же-лрихедит со. време нем лишь только к самым на стойчивым и упорным. И скла дывается оно не только из соб ственных достижений, приобре тенных трудовых навыков, но и из добрых савето,в соседа, ра- циоиалышх приемов труда, вьы работаипых старшими. Ииьшя словам^, -личный опыт каждого рабочего как бы фиксирует в себе ум, смекалку и сноревку йелого ко-лЯектива. А вот уме нию замечать это, использовать в работе должен научить свое го подопечного наставшгк. Тут необходимо дать ученику такой настрой, чтобы он чувствовал се.бя по-лнО'Цеиным членом кол лектива, чтобы 'ОН знал и ува жал, те.х, кто хранит и передает другим., лучшие традиция рабо- .че,го. класса. . . В нашем втором ■тра,кториом цехе много молодых рабочих. Обобщая уже имеющийся в "ц'е-. хе опыт шефства над новичка ми, мы. в минувшем году созда ли совет наставников. В шего вошли .тучшие дроязводствен- някя, уважаемые в коллективе люди, из числа тех, кто не по приказу, а по- велению сердца занимается воспитанием подра стающей смены. На организа- циоя'НО'М заседаяви утвердили план работы совета, в котором предусмотрели все стороны вое-, питания подростков. Заключили совместный договор между на- ставпиками и их -подапечными, приняли - 01бщие социалистиче ские обязательства. В договоре предус.матривает- ся не только обучение мастерет- - ау, но и состояние- трудовой дисциплины, участие обеих сто рон в обществшной жизни це ха, завода, учеба ■подростков. Мне думается, что обшм-ше кадрО'Вых рабочих со свои-ми подшефными не должно ■огра ничиваться только цехом, про изводством. Наша обязанвость стать добрыми Д'рузьямн моло дежи. Близко к. сердцу прини мать ее радости п горести. По рой буквалыю надо спрессовать •сутки, а успеть побывать и в общежитии, и в вечерней шко ле, и дома у ребят. Члены..нашего цехового сове та—частые гости в общежитиях у своих подшефных. Проверяем бытовые условия жгзшз моло дых рабочих, не забываем по- зД|рав-ить . своих ребят с диех: рождения, с получением .квали фикационного разряда. Необходима, 'на мой взгляд, связь наставника "с родителями подростков. Очень плохо, когда заводская проходная восприни мается как некий барьер меж ду семьей и к'оллекшвО'М. Отец и мать подчас ие дума"гот, что нужно побывать на предп.р'ня- тий, куда пошел работать сын. Успех в деле вО'СП'Итания яе приходит сам собой, И то, что мне удается вО'Здей'СтвО'Вать " на своих учен'вков, я бтнош'\; за счет того, что люблю ребят, от ношусь к ним по-отечески и свя то верю, что неисправимых, йре- ди 1ШХ нет. " , И. Ф. АВРАМЕНКО, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, слесарь службы механика второго тракторного нсха.- Ш ЛИ ГОДЫ. Совсем, каза лось бы, недавно завое ванная жизнь стала при вычной, естественной, един ственно возможной. В Боровском, селе глухом и далеком, которое, казалось, св- провидение упрятало в без дорожье, люди из века в век понимали: хозяин земли — хо зяин жизни. И всегда по не справедливому порядку, заве денному историей, хозяином ее оказывался тот, кто не рабо- на ней, кто не холил ее. Перемены пришли в село вме сте с первыми коммунистами и комсомольцами. Солнечным июньским днем 1929 года в Боровском появил ся новый человек, . стройный,, темноволосый юноша. А на другой день в селе появились слухи, которые шли из дома Палкина — местного «мирог- да», прозванного так за скаред ность и вечное недружелюбие. Говорили, что вот, -мол, при ехал из Липецка учитель орга низовывать какой-то «сомол», но тот, кто вступит в «сомол», будет предан анафеме, и нс станет ему на том свете рай- жизни. Однако неболь шая группа молодежи, не ис пугавшись этой анафемы, со бралась в сельсовете.. В 01 новном это были дети бедн: В избе царила удивитель ЮНОСТЬ м у ж а е т в Борьве Сегодня очерком «Ос тался в Памяти людской» мы продолжаем публи кациюматериалов А. Чер нышова, посвященных 60-летию комсомола. Очерк рассказывает об учителе, первом комсо мольце Валентине Сно- роходове, который был зверски замучен кулачь ем 19 марта 1930 года. П этом году исполняется 48 лет со дня гибели слав ного комсомольца. Благодаря т а к и м скромнь!М солдатам ре волюции, как Скорохо дов, светло наше буду- ш.ее, радостен сегодняш ний день. хозяйствования... Было и так: зайдет предсе датель в колхозный коровник, а там семь коров, на другой день - г пять, -а потом — во- О с т а л с я ная тишина, когда за столиком появились председатель Сове та Иванов и приезжий. Но венький был старше собрав шихся ребят. Аккуратно приче санные волосы, чистенькая ко соворотка, . подчеркивающая его ладно сбитую фигуру. Восемнадцатилетний выпуск ник Липецкого педучилища Ва лентин.Скороходов рассказал о целях Союза молодежи, о первых комсомольцах, об их геройских делах на фрон тах гражданской войны, о борьбе против всякой нечисти. Парии и девчата слушали, восхищаясь . отвагой и муже ством, сверстников. — Ходите, чтобы Боровское стало счастливым, чтобы те, у кого амбары ломятся от зерна, не отнимали кусок хле ба у крестьянских детей? К-о за народную власть? Вступайте в комсомол! — говорил В-а- лентин. Кто первый? — взгляну,’ на молодых сельчан Скорохт В избе раздались негромкие голоса. Из первого ряда вдру резко поднялся русоволосый паренек и пружинистой поход кой подо'шел к столу: Записывайте. Антон Зи- Сразу за Антоном плечом к плечу встали Иван Бессонов, Николай Самухин и девушка— Маша Рыжкова... Всего девять человек. Жар- ;в дни были у первых бороэ- ских комсомольцев, Они агити ровали за Советы, отбирали хлеб у кулаков, ломали само гонные аппараты, помогали сэ- бирать налоги. До всего им было дело. Искренние, честные и смелые. Порой им не хвата ло образования, временами они были наивны в своих по ступках, но бесстрашно бор'--- лись за идеи революции. А против них были не только «мироеды», но и голод, тиф. Неимоверно трудно при шлось в селе особенно в пер вые месяцы молодому учите лю. В небольшой крестьянскей хате он днем учил детей, вечером — взрослых. Вместе с демобилизованным моряко’л Константином Зуевы.м Вален тин выступил одним из первых организаторов коллективно-о семь. Самое дорогое отДавэ- ли крестьяне — корову. С весенними запахами об нажавшейся земли, под голоси стую трель жаворонка при шло в село незнакомое слово «колхоз». ш 3 ® ЛЕНИНЕЦ А Валентин, уже спокойно шел по дорожке к крыльцу. — Подожди, подожди, учи тель, ты что-то путаешь... — Если будете чинить пре пятствия, гражданин Палкин, заберем все до зернышка. !■!» первый раз вон тот стог отве зете в колхоз, — и он -указал пальцем на огород. ...Смолкла гармошка у околи цы. Над селом повисла мороз ная тишина, а Валентин все еще сидел над стопкой учени ческих тетрадей, готовясь к завтрашнему школьному дню. Вспомнилось, как полгода на зад ему приходилось шагать от дома к дому, агитируя рых бородатых мужиков и : щин учиться. ...Он откинулся на спинку стула. И задумчиво посмотрел на черный квадрат окна, воображении рисуя картины недалекого будущего, когда в селе не будет неграмотных. И люди заживут счастливо. Вдруг скрипнула ставня. Ва лентин инстинктивно прижалс!! к простенку. Через мгновений ахнул выстрел. Испуганно кричала хозяйка. Наутро все село только говорило о ночном -происше ствии. Но это не испугало юно? го секретаря правления кол хоза и комсомольского вожа ка. Он по-прежнему оставался беспощадным к врагам н жизни. ...То утро 19 марта 1930 год» выдалось на редкость пого жее. Из-за ближайшего лесе поднялось румяное солнце, которое окрасило в розовый цвет мартовские лужи. Вды хая полной грудью свежий воздух, Валентин возвращался из Липецка, где гостил у мате ри, в село Боровское. Чтобы скоротать время, свернул на лесную тропинку. Сухой выстрел прозвучал рез ко, взорвал тишину. Сражен- В памяти людской... Один плуг и четыре лошади — вот и вся техника тех, кто в ноябре 1929 года ов:‘анизовы- ввл товаришаство «Свободнь'й тоуд» на воровских землях. Трудные были это времена. Как сагитируешь за колхоз, если при дедах пахали деревянной сохой, и сейчас за нее же бра- А сами колебались, прислу шиваясь к запугиванию кул-т- «Не будет счастья — черто ва дюжина», — смеялись зло в Боровском «мироеды». А счастья, о котором мечталось, действительно пока не было. Зато бед хоть 0 "г 6 авляй. Одна из них, и самая страшная, под кралась в трескучие январские морозы: нечем было корми'ь скот. Старший конюх со стра хом прислушивался к завыва- — Будет у нас и сено, и овес, и пшеница, — успокаивал его Валентин. А утром, собрав группу кол хозных активистов и комсо мольцев, направился к дому Палкиных. На крыльцо вышел сам хозяин, устремив на при шедших сумрачный, злой взгляд. Вместо ответного «здравствуйте», бросил: — Что надо? .Зачем при- — По решению сельсовета у вас конфискуются излишки сена, овсяной соломы и семян, — спокойно ответил Скорохз- Палкии протестующе вски нул руку; — Грабеж среди бела д-*я. Свое не отдам. Его лицо- мгне- венно покрылось красными пятнами. ныи упал комсомолец лицом вперед, на землю, пахнущукэ весной, сулившую боровчзнам новые отрадные перемены превозмогая- боль, обернул ся, Среди кустарника мелькну ла фигура убегакзщего Гав риила Палкина, кулацкого сын-, ка. На листке из блокнота от важный комсомолец сумел на писать своей кровью: «Погиб от зверской руки Гавриила Палкина. Отомстите!». И сла беющей рукой спрятал записку, в сумку е пшеном. Когда стемнело, убий'дв под-ьехал к Валентину, вспорол живот, перерезал ножом гор ло, по-мародерски стащил него сапоги и боосил труп болото. Долго ждали в тот вечер сч- его секретаря -комсомольцы -Только чере.з два дня -нашли тело Скороходова. Так загорелась первая звез да, та, что в ПУРГУ и ночную стынь, в дождь и туман, согре вая и будоража дни машем жизни, проникала я сеодца. когда погасли окна в дом’ уставших за день бооовчан. холодная весенн-’я ночь сраа- няла. землю с небом. А потом апрельским утром, за час до рассвета, вышли I поле сеятели. Модпенчо двига лись .их цепи. 8 этой един-т! цепи 6 ь 1 ЛИ те, кто стоял у к.э- лыбели колхоза «Свободнь' труд», те, кто делал свои пер вые шаги а колхозном егрои- тельстве. Размах руки—и семена пада ли о еще не проснувшуюс- эемлю, взмах—и с ладони лю дей срывались зерм--’ Е '"ущего, А. ЧР.ОЧЫПЮВ. УЛЬТРАЗВУК «ПРОСВЕЧИВАЕТ» В Рижском политехническом институте разработан ультра звуковой метод анализа каче ства бетона. Сейчас этот способ внедряется на заводе железобе тонных конструкций № з; ^»а- бочему достаточно погрузить в ковщ с бетонной смесью ультра звуковой зонд, чтобы опреде лить, соблюдена ли технология, точно ли соотношение воды и цемента. Теперь в случ.те не обходимости можно оперативно вмешиваться в производство ^ с тем, чтобы улучшить канёстко работает акустическое устройство, по зволяющее определять марку бетона в готовой продукции. К образцу прикладывают кои- пактиьй инструмент. С. ЩПУНГИН, . ]Р'йга. норр. ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz