Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)
Поле под крышей Шесть урожаев эарна и СТОЛЬКО: ж» — томате*, два|Я- цать один урожай редиса * год! Получить на крошечном черенке гроздь »ино.првда ве сом 2 килограмма всего за че тыре месяца, а сам черенок превратить в веннозеленый куст... Это кажется фантасти кой. И все же это стало реаль ностью на «полях» профессоре Бориса Мошкова, руководите ля лаборатории светофизики Ленинградского агрофизиче ского института. Растения расположены на стеллажах. «Небо» над ними— прозрачные ванночки с водой. «Солнце» — огромные зер кальные лампы, свет которых падает сквозь водяные фильт ры. «Ветев» заменяют венти ляторы. У каждого стеллажа инотрукция, например, с та ким текстом: «Сват с 8 до 24 часов. На ночь закрывать вен тилятор...... «Внестихийное растениевод ство» — так называет свой ме тод профессор Мошков. Ветви стая пшеница колосится у на го через 60 дней после посева. Многие другие ее сорта вы- арезают в два с пояовннрй ра за быстрее, чем в бязгоприят- ных условиях, например^ Укра ины. Более того: четыре пятых веса растений приходится на долю плодов и лишь малая — на корни, стебли и листья. В плодах больше витаминов, са хара и других ценных веществ. Последние экспе 1 ри-менты с до зировкой света, тепла и удоб рений показали, что и эти до стижения — ке предел. Проблема резкого повыше ния -урожайности продо-вольст- венных культур весьма акту альна сегогд;.чя. Дело в том, что сотни милли 01 Н 0 в людей в мире все еще не имеют достаточ ного питания. Ежегодно чис ленность населения нашей пла неты увеличивается на 75—80 ми,плионо:в человек, т. е. при мерно на 210 тысяч каждый день. В течение ближайших 25 лет численность населения, ко торая в настоящее В1!5©М'Я со ставляет 4 миллиарда, достиг нет порядка 7 миллиардов че ловек. И всех их нужно накор- — Я вижу выход в том,—'го ворит Б. Мошков, — чтобы на учиться эффективно использо вать пределы продуктивности растений. Существует много других точек зрения.. Некото рые считают, что нужно нахо дить в-се новые и новые земли под пахоту. Но даже если на всей планета мы распашем каждый клочок земли, все площади, занятые лесами, ре ками, морями, все равно при нынешних темпах роста. нзсе- пэния планеты катастрофа го- года будзт лишь отсрочена. ХимИ'Ки-органики, налример, обещали «научиться» у расте ний синтезу вещества. Но для этого потребуется много вре мени. А оно на ждет. Третий зариант; регулировать рождае мость. Но и здесь у разных стран разные задачи. Что же остается? Повышать продуктив ность растений. Мы уже мно го лет занимаемся зтим. Ре зультаты налицо... — Да, они убеждают. Но для того, чтобы обеспечить милли оны людей такими продуктами, надо построить тысячи теплиц. Возможно ли это? —■Не тая давно, — говорит профессор, — казалась невоз можной передвча звука на рас стояние, совсем фантастикой выглядели самолеты, не говоря уже о полетах в космос. Удив ляемся ли мы этому сейчас? Я убежден, что человечество будет выращивать хлеб и ово щи в искусственных условиях, на полях,. спрятанных под крышу и от жарких лучей солн ца,. и от чрезмерных ливней, научится управлять ростом ра- — Не войдет пи это решение в конфликт с задачей сохране ния естественного биологиче ского равновесия в природе? ■— Пытаемся же мы «поми рить» с природой заводы, фаб рики, цель:е индустриально- промышленные комплексы... Выращивание группы растений на синтетических почвах и при искусственном освещении не помешает остальному оасти- тельному миру. Потребуется лишь четкая организация этой работы в огромных масштабах. В этой связи еще одну поло жительную роль может сыграть плв;чсвая система хозяйства. Поля под крышей могут во МНОГО.М решить проблему снаб жения овощами населения крупных городов. В лаборато риях агрофизического институ та разработан проект автома- тизирсванной фабрики по .круглогодичному выращиванию томатов. Такая фабрика уже сейчас может давать по 160 килограммов томатов в год с одного квадратного метра. Л в будущем — и по 400 кило граммов, — заканчивает свой рассказ Борис Мешков. Его проекты выглядят фан тастично, но как залог успеха лежит на столе профессора-ог ромный красный помидор, са харистый в изломе, — поми дор, выращенный на стелла же за несколько недель... Неонила ЯМПОЛЬСКАЯ. |АПН). » Оркестру 20, тысяч лет в разное время и в разных местах археологи находили первобытные музыкальные инструмен ты: флейты, литофоны, звучащие камни. Но это бытж единичные находки. Благодаря работам из вестного советского ар хеолога члена-коррес- поидента Академии наук Украинской ССР Сергея Бибикова мы можем п^в- спушать, как звучал ан самбль из шести музы кальных инструментов, сделанных из кости ма монта 20 тысяч пет на зад. Мы попросили уче ного подробнее расска зать об этой находке. —• В 60-х годах в руинах са мого большого дома из ма монтовых костей в селе Меэии, на Украине, были обнаружены необычные, тоже костяные, но раскрашенные предметы. По началу решили, что это пред меты культа кроманьонца. На ходки пролежали в фондах Ар хеологического музея не один год, пока мы сделали вывод: раскрашенные кости не что иное, как музыкапьчме инстру- — Сергей Николаевич, не по казалось ли Вам такое пред положение чересчур смелым? Ведь подобных находок пока не было, а самые древние из известных инструментов «мо ложе» мезинекнх на сто веков. — Рассуждая логически, мы должны были думать, кто в позднем каменном веке су ществовали музыкальные инст рументы. Во французских пещерах древние художники запечатле ли танцующих людей. Одиноч ные фигурки, хоровод нляшу- щих вокруг убитого бизона. Ка кая же «музыка» сопровожда ла эти пляски? Такой вопрос возник у меня неожиданно, когда одну из раскрашенных мамонтовых ло паток перенесли из фондов музея в экспозицию. Я обратил внимание на необычную по верхность кости. Она была по- тфта, выглядела так, словно по ней стучали. Обратились к епециаямстам судебной экспер тизы. И они установили; пра щуры действительно стучали по кости, более того — древг ние «музыканты» обработали ее так, чтобы улучшились аку стические качества «инстру мента». Чем отличаются «музы кальные» кости от тех, что по шли на сооружение жилища? — Во-первых, 0 (№аментом на «рабочей» поверхности, по ко торой ударяли колотушками. Во-вторых, лопатка — «бара бан» сохранена в естественном виде: ее ставили на гребень, изолируя таким образом от опоры. Такой инструмент зву чал мощно и звонко. А на ло патках мамо:Нта — деталях кровли — гребни сбиты. Так костяная кладка получалась прочнее. Бедро мамонта, вошедшее в «секстет», очищено изнутри от губчатой массы. Доистори ческий мастер создал пепость е хорошим резонансом. Если пройтись молоточком вдоль полого бедра, теиаЛьность зву ков меняется, как на ксклофо- — Как Вы объясните то, что целый оркестр найден а одном — Объяснение в са.мом на значений дома, где хранились инструменты. Сначала он был обычным жилищем, в котором укрывались от холода и не настья, как установили иссле дователи, три семьи. Со вре менем оно обветшало и гро зило ВОТ-ВОТ обвалиться. А конструкция весит немало — две с половиной тонны. Хозяе ва покинули дом, но населе нию поселка понадобилось по мещение для общественных це пей. И вот тут мезинцы сде лали ремонт костяного соору жения. К слову, это единствен ный известный археологам слу чай строитепыю-реетаврацм- онных работ в каменном ве ке. Люди очистили помещение от угля и ЭОЛЫ, подперли сте ны и крышу толстыми жердя ми. После восстановления в доме держали охру для рас краски, кости, украшенные ор наментом, прокопки, иглы, ожерелья. Владимир БОГАТ1>?РЕВ, корреепо.чдеит АПН. ------ ------- США. Многим жителям Мэй- Джон. Нашествие китов про- многих из выбросившихся на порта ]Флорида| пришлось при- изошло на рассвете. Сначала берег китов так и не удалось нять морские ванны в ледяной их было не более восьмндеся- сласти. воде, чтобы помешать большой ти. но вскоре к ним присоеди- На снимке: выбросившиеся группе китов выброситься на иилоеь еще 120 животных. Не- на берег киты. берег близ устья реки Сент смотря на принятые меры. Фото АП—ТАСС. Автомобильный микросалон учителя Такому представительному парку моделей автомашин, мо жет позавидовать любой, му зей. В микросалоне учителя одной из сельских школ Арме нии Давида Костанянл выстав лены 120 моделей ватомоб,илвй различных времен и марок — от экипажа с деревянными спи цами конца прошлого века до последних марок «Мерседеса». Самая большая модель — грузовик «БелАЗ»—.длиной око ло -15 сантиметров. Десять лет мастерит Давид Костэнян модели аатомобипей. Материалом ему служат тонкие железные и медные пластины и органическое стекло. Каж дая модель, до мельчайших де талей похожая на настоящую, требует многих недель кро потливого труда. Все автомоби ли Костаняна имеют свои «па спорта», где указаны техниче ские характеристики модел 1 И, год ее выпуска. Самые частью посетители домашнего автоса лона — местные школьники, проявляющие повышенный ин терес к истории автомобиле- стрсения, Лерис ГУКАСЯН, корреспоядент АПН. От 18 ДО 60 ... Вот уже пять лет в Магде бурге действует необычная школа. Вней не ставят отметок и не ведут табелей. Предлагае мый здесь учебный материал дает основы знаний о семей ной жизни. Речь идет о «Шко-^ ле брака», созданной ,кабине.-— том "санитарного просвещения горсовета Магдебурга. Дважды в гсд в ней проводятся курсы, слушатели которых изучают семейное право, роль семьи в социзлистическо:м обществе, вопросы интимной жизни . суп ругов, планирования семьи. Учащимися школы являются' не ТОЛЬКО' молодожены, но и пары «со стажем», а также бьгвши-з супруги, потерпевшие неудачу в браке. Их возраст от 18 до 60 лет. |Па.чорама ГДР—АПН). ^ На вкус, на цвет Сколько цветов н оттенков может различить человеческий глаз? Миллион! — утверждает группа лсследователёй буда пештского Политехнического института. Изучая свойства цвета, специалисты (художиик, математик, физик, инженер, )ач, психолог и другие) опре делили некоторые особенности. его воздействия на человече ский организм. Установлено, что цвета по- разному влияют на мужчин и женщии._ При виде лккбимого цвета-у'женщин, в отличие от мужчин, учащается пульс. Исследуя воздействие цвета на психически больных и пре ступников, вевгерские специа- лясты пришли к вьшоду, что они, в отличие от обычных лю -. дей, отдают предпочтение тем ным тонам. Определенные рас хождения «во вкусах» наблю даются и в ' зависимостп от склонности к разного рода пре- стутаениям. Воры, например, неравнодуш 1 НЫ к коричневому' цвету холодного оттенка, а хуё лаганы самым красивым цве том считают темно-фиолетовыйд (АПН). За редактора Е РОМАНЦОВ АЭ 73П9 Ттюграфня «здатадьств* «Леляпское Лщ»ецк, Коммумадышя яЯн 44.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz