Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

• 1 е 1 1 и н е | | Юному краеведуш мире интересного О А втотрасса Липецк — Добринка на всем про­ тяжении 'Проходит по Окско-Д 0 !Нской низменности, иначе именуемой Ппоокоме- стьем. Здесь на плоской, как море, степной равнине в 25 километрах от Грязей, слева от шоссе, возвышаются контуры оригинального сооружения в виде маяка. Любопытные люди сворачивают с магистрали и по полевой дорога устремляются к степному маяку. На ок,ранн 1 а села Ивановка их встречает монументальная башня, по своим архитектурным формам напоминающая 50-метровую Инольскук) колонну,, построен­ ную в 1840—41 годах на пло­ щади Бастилии в Парижа в..оз­ наменование победы на бар­ рикадах революции 1830 года. В нашей газете за 25 марта 1967 года была помещена фо­ тография Ивановской башни с таким текстом: «Время скрыло тай.чу. Эта башня стоит на окра­ ина села Ивановка Добринско- го района. Она удивляет с^и- гинэльностьга своей архитекту- Кам, когда и с какой целью построена она,, неизвестно. Может быть, кто из краеве­ дов поможет ответить на этот вопрос?». Увы, происхождение Иванов­ ской башни в памяти местного населения утеряно в веках. И только легенды дают недосто­ верный., намек... Одна из них гласит, что во времена покоре­ ния Крыма местный воевода возвратился из похода с пле­ ненной турчанкой, для которой рядбм <г православной церко­ вью построил колокольню в виде 'мусульмэвского минаре­ та. Другие говорят, что это сторожевая башня, опужиашая для наблюдения за продзижа- нием крымских татар. И даже в труда архитектора /Л. Е, Рудакова «По следам ле­ генд», посвященном описа­ нию памятников архитектуры и истории Липецкой области, об этом сооружении ничего не оказано. Но тайна Ивановской башни- колокольни-минарета .не за се­ мью печатями. Почти 70 лет тому назад ее раскрыл знаме­ нитый художник, историк ис­ кусства Александр Николае­ вич Бенуа (1870—1960 гг.). В книге «Александр Бенуа раз­ мышляет», вышедшей в изда­ тельстве «Советский худож- ке в Италию. Там в городе Лу­ гано и его окрестностях он встретил много памятников ар­ хитектуры, которые изучал . в натуре и по материалам, хра­ нящимся в городской библио­ теке, и в частных архивах. Как установил Бенуа, уро- Загадка Нвановской ник» 3 1963 году, отмечено, что, как Творческая личность, А. Н. Бенуа — ярчайшая фигу­ ра в истории русской культу­ ры. Он был прекрвонь 1 м йллга- стратором, тонким историчен ским ■живописцем, ‘крупней­ шим мастеро-м театралько-де- коративного искусства. Кроме того, он был удивительно зру- дированным, многогранным и' блестящим, по стилю художест­ венным критиком. В многочис­ ленных статьях А. Н. Бенуа си­ стематически. откликался на важнейшие явления в различ­ ных областях искусства, и не только изобразительного, но Й архитемтуры, театра, музыки, кино, фотопрафии. Подааляю-’ щая часть этих статей до саго времени не утратила живого интереса. . Среди огромного литератур­ ного и эпистолярного насле­ дия Бенуа есть опубликован­ ная в 1909 году статья, а кото­ рой он рассказьтает о поезд- женцы Лугано знэманитыа ар- хитекторы Томазо Адамнни и его сын Доменико вместе с А. ,П. Брюлловым (брат~жй»о- писцэ К. П. Брюллова) участво- вэпи в проектировании’й воо­ ружении Дворцовой площади, Михайловского, Мариинского и Елагинокого даорцоа, а ‘также в перестройке Зимнего дворца в Петербурге. И вот неподалеку 01 Г Лугано, в местечке Бигоньо', в арт^вё семейства Адамнни Бенуа .об­ наруживает проект колоколь­ ни, копию чертежа которой' ой прилагает. По этому павхаду' В- статье «Рассадник ■и^у^ва».' Бенуа пишет: «Извастный инте­ рес ггрвдстэлэляет из себя ' и отец Доменико — Томазо Ада- мини, от которого в семейном архиве сохранился разработан­ ный проект церкви (с курьез- нейшей колокольней в вида маяка, по!строенной в 1796 го­ ду в Липецке (Та1мбоаской губернии) для «светлейшего синьора Петра Вельяминова». Проект этот не лишен гранди­ озного размаха, хотя многое в нем выдает скорее удачное заимствование, нежели' зре­ лую архитектурную мысль». Сопоставление современно­ го вида и всех деталей Ива­ новской колокольни с черте­ жом Томазо Адамини свиде­ тельствует о полном соотаэтст- вии проекта и его воплощения а натуре. И хотя надпись на чертеже гласит —^ «Чертеж колокольни при церкви в Ли­ пецке», а не в Ивановке, это, несомненно, проект Ивансв- ской кол<жоль.ни. К тому же Петр Вельяминов, потомок звамэнитого воеводы Степана Вельям!Иноэа, основателя г. Ус- мэни (1646 г.), владел Песко- ватвой, Ивановкой и другими селами в окрестностях Липец- Хотя Ивановская* колокольня построена добротно, но вре­ мя не пощадило этот «не ли­ шенный грандиозного разма­ ха» памятник архитектуры. Смотровая галерея (эаон1Нмца) обветшала, кирпичные ступени винтовой лестницы внутри баш­ ни за 180 лет полностью стер­ лись, наружная кладка основа­ ния башни нуждается в частич­ ном обновлении. Все эти рэ- стл^ационнью работы требу­ ют сравнительно небольших Ивановская колокольня, как интересный и в своем роде уникальный .памятник архитек­ туры, должна бьпгь включена в туристекоа «Добринсноа коль­ цо», в иоторра могут войти та­ кие важные объекты, как Ма- тырокое водохранилище, Гря- эйнежий рыбхоз, памятники культ 1 ^ ы и природы в Добрин- кэ и совхозах «Пушкинский», «Коробовский», «Петровский». И. БЕСКОВ. На снимке: 1. Современный в*ед колокольни в с. Ивановка Добринского района. Фото автора. ЮНОСТЬ ДРУЖИТ с НАУКОЙ Как составить школьное рас­ писание в минимально корот­ кий срок! Такая проблема вол­ нует, оказывается, не только учителей, но и ученикоаТ И подтвердил это своим докла­ дом на слете юных любителей науки в Кишиневе московский десятиклассник Александр Теслер. Программа, разрабо­ танная им вместе с однокласс­ никами для электронно-вычис­ лительной машины, дает воз­ можность получить готовое расписание на целое полуго­ дие. ЭВМ может быть исполь­ зована также как основа дня составпемия графика уроков в любом педагогическом кол­ лективе. Работа юного матема­ тика удостоена диплома пер­ вой степени. Кишиневская школа, где проходил слет юных любите­ лей науки, стала настоящей ученической академией, а классы — творческими лабо­ раториями. Здесь делились ре­ зультатами своих исследований и наблюдений юные фнзики. математики, химики, биологи, истогринм, литераторы, искус­ ствоведы и обществоведы. Ученые Академии наук Мол­ давской ССР и Кишиневексхго университета отметили высо­ кий уровень докладов старше- нпассников,. актуальность, гну бниу и самостоятельность изысканий. (Норр. ТАСС). Этот вопрос я задавал лю­ дям различного возраста и общественного пОпожения. Иные отделывались шутками, жениться, мол, надо и глупые мысли в голову не придут, но большинство сходилось на том. выходных дней! Причем, в театре, в кино мы, по существу, остаемся один на один с искусством. Человеку необходимо еще и общение. Летом к нашим услугам парки, пляж, природа. Но куда девать рядку бодаости. И не только приш«пе 1 ня юности, а и тради­ ционный вид приобщения к ис­ кусству. Тмщуют все. Только вот для восемнадцатнлетних открыты клубы, а тем, кому за двадцать пять, а паче, за трн- ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ что это серьезная проблема. И особенно она волнует тех, кто в той или иной мере ответст­ вен за организацию отдыха. В самом деле, когда заходит разговор о полезном отдыхе, называются обычно такие фор­ мы, как коллективный выезд за город, посещение кино, те­ атра, филармонии. Но способ­ ны пи эти, в общем-то, хоро­ шие и нужные формы досуга, занять все свободное время! Театр дает не более пяти— восьми новых постановок в год, три — пять новых фильмов в месяц выходит на зкрзн. А в месяце как-никак тридцать свободных вечеров и восемь осенние и зимние вечера! Где показать девушке, которой уже за двадцать пять, новое платье, новую прическу, про­ сто потанцевать! Ведь на тан­ цы, скажем, во Дворец культу­ ры НЛМЗ, Дворец культуры строителей, клуб трубного завода такая девушка не пойдет. Там, как прави­ ло, танцуют шестнэдцати- восемнадцатилетние. Вот и скучают долгие зимние вечера в общежитиях девчата. И раньше времени начинают считать себя «вековухами». Впрочем, танцы это не пус­ тое времяпрепровождение, но хороший отдых, дающий за- дцать, податься некуда. Разве что устраивать аеч«риню< а квартире. Но тогда стучат не­ довольные соседи. Пойти по­ танцевать в ресторан ню всегда есть возможность. Вот н про­ водят молодые люди—женатые или хопостые, все равно — в одиночестве или за телевизо­ ром. На только одинокие, но и многие семейные, с удовольст­ вием бы пвш.пи на танцы, если бы знали, что, скажем, во Двер­ це культуры профсоюзов духо­ вой оркестр мсполняет танцы, какие были в моде в сороковых, пятидесятых, шестидесятых годах, и никто не усмехнется, что «дедушки» пришли трях­ нуть спфиной. И там не только можно танцевать, но и сыграть в биплиар/V сразиться в шах­ маты. Может быть, кто-то про­ демонстрирует свое искусство вязать или вышивать, а кто-то выставит свою картину, или а перерыве между танцами по­ кажет снятый во время отпуска любительский фильм. Главное, здесь люди просто могли бы встретиться, погово­ рить, побыть, как говорится, «на людях». Ведь зимой тако­ го непринужденного общения мы лишены. Кстати сказать, и летом на танцплощадке в Ниж­ нем парке хозяйничают сем- надцатипетнме. А людям по­ старше остается только смот­ реть за решетчатые стены. Словом, пока об организа­ ции отдыха людей старше два­ дцати пяти лет у нас говорить не принято. Считается: люди взрослые, и сами а состоянии найти полезное развлечение. А так ли это! Хотелось, чтобы читатели высказали свое мнение, внесли предложения» как лучше орга­ низовать досуг тех, кто напе­ рекор годам, остается всегда молодым! К. СОКОЛОВ. о тех, кто закадрог Киностудия «Мосфильм». Здесь ра-' ботают удивительные люди, с^мнпии которых, правда, не упоминаются в титрах фильмов.' Но их труд незаме­ ним. Вот один из них — Никола Оленев, макетчик. Мы с ним встре­ тились в « 1 фаю чудес» — на складе макетов. Всюду макеты домоа. само­ летов, вагонов, бригантин, космиче­ ских кораблей. — С чего же начинается создание макета! — обращаюсь я к Оленеву. — Ёща работая над сценарием, ре­ жиссер уже знает, где н какие ос­ новные макеты ему понадобятся. В подготовительном пертюде художник делает эскизы. Дальнейшее я лучше объясню на примере. Для фильма «Легенда о Тила Уленшпигеле» ре­ жиссеров Алексан^а Алова и Вла­ димира Наумова понадобился город во Фландрии XVI века. Кое-какие подходящие по стилю дома можно еще найти, например, в Таллине. А вот как снять сбщий план города, где живет Тиль. Здесь уж Таллин поможет. А нам, макетчикам, все под сипу. По крайней мере, мы ста­ раемся воплотить в материальное обличье любую поэтическую фанта­ зию художника. Войдя в. десятый павильон студии, где снимался фильм, я действитель­ но убедилась в правоте слов Нико­ лая Оленееа. Мне отщэылся самый настоящий средневековый город островерхими, покрытыми черепи­ цей, домами, узкими улочками, пло-^ ь щадью и даже каналами с водой. .уже 6 ы 1 Ю невозможно не поверить,^^ что именно в этом гор<^ родился знаменитый и отважный Тиль Улен­ шпигель. Просматривая отснятый материал этого фильма» я невольно по/ц 1 ви- лась искусству «художников огнен­ ных дел». Так называют на «Мос­ фильме» пиротехников. На студии го- водят, что режиссеры охотятся за опытными пиротехниками, как за ни- ноэяеэдами. У каждого из них свой творческий почодк» свои се 1 фёты, ко­ торые передаются только от мастеря к ученику. Не так джвно на «Мос-; фильме» проходил даже междуна­ родный семинар кинопиротехников. На него собрались специалисты, раз­ ные по возрас^/к опыту. Общим для них было одао -г- поразительная ув­ леченность сво^ п|рф| 1 »ссией. Воп­ росы градом сыпались на докладчи­ ков, переводчики не имели покоя во время обеда: между вторым и пер­ вым блюдалш обсуждали, напримод. как лучше устроить небольшой, красивый пожар. Учебных заведений, готовящих ротехНиков, не существует. Этой пр< фессии обучаются на практике. Нуж­ но уметь взорвать мост так, чтобыом остался цел, а на эщэане мы виде№< его обломки; актер, находясь в пяти метрах от взрыва снаряда, должен быть невредим; пламя, бушующее на экране, не должно сжигать декора­ ции, в которых происходила съем.ка. Тумы над рекой, плывущие по небу облака, извержение аулиаиа и старт космического корабля, летняя гроза и разрывы бомб, огни фейодверков на балах и, наконец, огнедышащие драконы — все это мы видим в нино благодаря искусству кинопиротехни- коа. На «Мосфильме» есть замечатель­ ные мастера. Один из них Владимир Лихачев. Наиболее крупные его ра­ боты последних лет — фильмы Сод- гея Бондарчука «Война и лшр» и «Ватеолоо». На съемках первого из них Лихачев проработал пять лет. Класс пиротехников студии может подтвердить следующий факт, В фильме Юлия Карасика «Самый жаркий месяц» основное действие развертывается в мартенмском цехе завода. Актерам трудно работать в столь непривычных условиях. Поэто­ му часть съемок решили перенести в павильон. Мос 4 ^льмоаские «вол­ шебники» создали такой мартенов­ ский цех с горящими печами и рас­ плавленным металлом, льющимся из ковшей, что консультанты-металлур­ ги, приглашенные на просмотр, не смогли отли<тть натурные съемки от павильонных. Марина ИСТЮШИНА. (АПН). § Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, площадь Плеханова, Дом печати. Телефоны: редактора — 4-67-13, ответственного секретаря я фотокора — 4-67-11. отдел коммунистического воспитания — 4-66-12, отделов: комсомольской жизни — 4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-06, писем — 4-66-18, спорта — 4-66-07, АЭ 73137 Типография издательства «Ленинское знамя». Липецк, Коммунальная пл., 44. За«. Х» 1374.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz