Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)
• 1 е 1 1 и н е | | Юному краеведуш мире интересного О А втотрасса Липецк — Добринка на всем про тяжении 'Проходит по Окско-Д 0 !Нской низменности, иначе именуемой Ппоокоме- стьем. Здесь на плоской, как море, степной равнине в 25 километрах от Грязей, слева от шоссе, возвышаются контуры оригинального сооружения в виде маяка. Любопытные люди сворачивают с магистрали и по полевой дорога устремляются к степному маяку. На ок,ранн 1 а села Ивановка их встречает монументальная башня, по своим архитектурным формам напоминающая 50-метровую Инольскук) колонну,, построен ную в 1840—41 годах на пло щади Бастилии в Парижа в..оз наменование победы на бар рикадах революции 1830 года. В нашей газете за 25 марта 1967 года была помещена фо тография Ивановской башни с таким текстом: «Время скрыло тай.чу. Эта башня стоит на окра ина села Ивановка Добринско- го района. Она удивляет с^и- гинэльностьга своей архитекту- Кам, когда и с какой целью построена она,, неизвестно. Может быть, кто из краеве дов поможет ответить на этот вопрос?». Увы, происхождение Иванов ской башни в памяти местного населения утеряно в веках. И только легенды дают недосто верный., намек... Одна из них гласит, что во времена покоре ния Крыма местный воевода возвратился из похода с пле ненной турчанкой, для которой рядбм <г православной церко вью построил колокольню в виде 'мусульмэвского минаре та. Другие говорят, что это сторожевая башня, опужиашая для наблюдения за продзижа- нием крымских татар. И даже в труда архитектора /Л. Е, Рудакова «По следам ле генд», посвященном описа нию памятников архитектуры и истории Липецкой области, об этом сооружении ничего не оказано. Но тайна Ивановской башни- колокольни-минарета .не за се мью печатями. Почти 70 лет тому назад ее раскрыл знаме нитый художник, историк ис кусства Александр Николае вич Бенуа (1870—1960 гг.). В книге «Александр Бенуа раз мышляет», вышедшей в изда тельстве «Советский худож- ке в Италию. Там в городе Лу гано и его окрестностях он встретил много памятников ар хитектуры, которые изучал . в натуре и по материалам, хра нящимся в городской библио теке, и в частных архивах. Как установил Бенуа, уро- Загадка Нвановской ник» 3 1963 году, отмечено, что, как Творческая личность, А. Н. Бенуа — ярчайшая фигу ра в истории русской культу ры. Он был прекрвонь 1 м йллга- стратором, тонким историчен ским ■живописцем, ‘крупней шим мастеро-м театралько-де- коративного искусства. Кроме того, он был удивительно зру- дированным, многогранным и' блестящим, по стилю художест венным критиком. В многочис ленных статьях А. Н. Бенуа си стематически. откликался на важнейшие явления в различ ных областях искусства, и не только изобразительного, но Й архитемтуры, театра, музыки, кино, фотопрафии. Подааляю-’ щая часть этих статей до саго времени не утратила живого интереса. . Среди огромного литератур ного и эпистолярного насле дия Бенуа есть опубликован ная в 1909 году статья, а кото рой он рассказьтает о поезд- женцы Лугано знэманитыа ар- хитекторы Томазо Адамнни и его сын Доменико вместе с А. ,П. Брюлловым (брат~жй»о- писцэ К. П. Брюллова) участво- вэпи в проектировании’й воо ружении Дворцовой площади, Михайловского, Мариинского и Елагинокого даорцоа, а ‘также в перестройке Зимнего дворца в Петербурге. И вот неподалеку 01 Г Лугано, в местечке Бигоньо', в арт^вё семейства Адамнни Бенуа .об наруживает проект колоколь ни, копию чертежа которой' ой прилагает. По этому павхаду' В- статье «Рассадник ■и^у^ва».' Бенуа пишет: «Извастный инте рес ггрвдстэлэляет из себя ' и отец Доменико — Томазо Ада- мини, от которого в семейном архиве сохранился разработан ный проект церкви (с курьез- нейшей колокольней в вида маяка, по!строенной в 1796 го ду в Липецке (Та1мбоаской губернии) для «светлейшего синьора Петра Вельяминова». Проект этот не лишен гранди озного размаха, хотя многое в нем выдает скорее удачное заимствование, нежели' зре лую архитектурную мысль». Сопоставление современно го вида и всех деталей Ива новской колокольни с черте жом Томазо Адамини свиде тельствует о полном соотаэтст- вии проекта и его воплощения а натуре. И хотя надпись на чертеже гласит —^ «Чертеж колокольни при церкви в Ли пецке», а не в Ивановке, это, несомненно, проект Ивансв- ской кол<жоль.ни. К тому же Петр Вельяминов, потомок звамэнитого воеводы Степана Вельям!Иноэа, основателя г. Ус- мэни (1646 г.), владел Песко- ватвой, Ивановкой и другими селами в окрестностях Липец- Хотя Ивановская* колокольня построена добротно, но вре мя не пощадило этот «не ли шенный грандиозного разма ха» памятник архитектуры. Смотровая галерея (эаон1Нмца) обветшала, кирпичные ступени винтовой лестницы внутри баш ни за 180 лет полностью стер лись, наружная кладка основа ния башни нуждается в частич ном обновлении. Все эти рэ- стл^ационнью работы требу ют сравнительно небольших Ивановская колокольня, как интересный и в своем роде уникальный .памятник архитек туры, должна бьпгь включена в туристекоа «Добринсноа коль цо», в иоторра могут войти та кие важные объекты, как Ма- тырокое водохранилище, Гря- эйнежий рыбхоз, памятники культ 1 ^ ы и природы в Добрин- кэ и совхозах «Пушкинский», «Коробовский», «Петровский». И. БЕСКОВ. На снимке: 1. Современный в*ед колокольни в с. Ивановка Добринского района. Фото автора. ЮНОСТЬ ДРУЖИТ с НАУКОЙ Как составить школьное рас писание в минимально корот кий срок! Такая проблема вол нует, оказывается, не только учителей, но и ученикоаТ И подтвердил это своим докла дом на слете юных любителей науки в Кишиневе московский десятиклассник Александр Теслер. Программа, разрабо танная им вместе с однокласс никами для электронно-вычис лительной машины, дает воз можность получить готовое расписание на целое полуго дие. ЭВМ может быть исполь зована также как основа дня составпемия графика уроков в любом педагогическом кол лективе. Работа юного матема тика удостоена диплома пер вой степени. Кишиневская школа, где проходил слет юных любите лей науки, стала настоящей ученической академией, а классы — творческими лабо раториями. Здесь делились ре зультатами своих исследований и наблюдений юные фнзики. математики, химики, биологи, истогринм, литераторы, искус ствоведы и обществоведы. Ученые Академии наук Мол давской ССР и Кишиневексхго университета отметили высо кий уровень докладов старше- нпассников,. актуальность, гну бниу и самостоятельность изысканий. (Норр. ТАСС). Этот вопрос я задавал лю дям различного возраста и общественного пОпожения. Иные отделывались шутками, жениться, мол, надо и глупые мысли в голову не придут, но большинство сходилось на том. выходных дней! Причем, в театре, в кино мы, по существу, остаемся один на один с искусством. Человеку необходимо еще и общение. Летом к нашим услугам парки, пляж, природа. Но куда девать рядку бодаости. И не только приш«пе 1 ня юности, а и тради ционный вид приобщения к ис кусству. Тмщуют все. Только вот для восемнадцатнлетних открыты клубы, а тем, кому за двадцать пять, а паче, за трн- ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ что это серьезная проблема. И особенно она волнует тех, кто в той или иной мере ответст вен за организацию отдыха. В самом деле, когда заходит разговор о полезном отдыхе, называются обычно такие фор мы, как коллективный выезд за город, посещение кино, те атра, филармонии. Но способ ны пи эти, в общем-то, хоро шие и нужные формы досуга, занять все свободное время! Театр дает не более пяти— восьми новых постановок в год, три — пять новых фильмов в месяц выходит на зкрзн. А в месяце как-никак тридцать свободных вечеров и восемь осенние и зимние вечера! Где показать девушке, которой уже за двадцать пять, новое платье, новую прическу, про сто потанцевать! Ведь на тан цы, скажем, во Дворец культу ры НЛМЗ, Дворец культуры строителей, клуб трубного завода такая девушка не пойдет. Там, как прави ло, танцуют шестнэдцати- восемнадцатилетние. Вот и скучают долгие зимние вечера в общежитиях девчата. И раньше времени начинают считать себя «вековухами». Впрочем, танцы это не пус тое времяпрепровождение, но хороший отдых, дающий за- дцать, податься некуда. Разве что устраивать аеч«риню< а квартире. Но тогда стучат не довольные соседи. Пойти по танцевать в ресторан ню всегда есть возможность. Вот н про водят молодые люди—женатые или хопостые, все равно — в одиночестве или за телевизо ром. На только одинокие, но и многие семейные, с удовольст вием бы пвш.пи на танцы, если бы знали, что, скажем, во Двер це культуры профсоюзов духо вой оркестр мсполняет танцы, какие были в моде в сороковых, пятидесятых, шестидесятых годах, и никто не усмехнется, что «дедушки» пришли трях нуть спфиной. И там не только можно танцевать, но и сыграть в биплиар/V сразиться в шах маты. Может быть, кто-то про демонстрирует свое искусство вязать или вышивать, а кто-то выставит свою картину, или а перерыве между танцами по кажет снятый во время отпуска любительский фильм. Главное, здесь люди просто могли бы встретиться, погово рить, побыть, как говорится, «на людях». Ведь зимой тако го непринужденного общения мы лишены. Кстати сказать, и летом на танцплощадке в Ниж нем парке хозяйничают сем- надцатипетнме. А людям по старше остается только смот реть за решетчатые стены. Словом, пока об организа ции отдыха людей старше два дцати пяти лет у нас говорить не принято. Считается: люди взрослые, и сами а состоянии найти полезное развлечение. А так ли это! Хотелось, чтобы читатели высказали свое мнение, внесли предложения» как лучше орга низовать досуг тех, кто напе рекор годам, остается всегда молодым! К. СОКОЛОВ. о тех, кто закадрог Киностудия «Мосфильм». Здесь ра-' ботают удивительные люди, с^мнпии которых, правда, не упоминаются в титрах фильмов.' Но их труд незаме ним. Вот один из них — Никола Оленев, макетчик. Мы с ним встре тились в « 1 фаю чудес» — на складе макетов. Всюду макеты домоа. само летов, вагонов, бригантин, космиче ских кораблей. — С чего же начинается создание макета! — обращаюсь я к Оленеву. — Ёща работая над сценарием, ре жиссер уже знает, где н какие ос новные макеты ему понадобятся. В подготовительном пертюде художник делает эскизы. Дальнейшее я лучше объясню на примере. Для фильма «Легенда о Тила Уленшпигеле» ре жиссеров Алексан^а Алова и Вла димира Наумова понадобился город во Фландрии XVI века. Кое-какие подходящие по стилю дома можно еще найти, например, в Таллине. А вот как снять сбщий план города, где живет Тиль. Здесь уж Таллин поможет. А нам, макетчикам, все под сипу. По крайней мере, мы ста раемся воплотить в материальное обличье любую поэтическую фанта зию художника. Войдя в. десятый павильон студии, где снимался фильм, я действитель но убедилась в правоте слов Нико лая Оленееа. Мне отщэылся самый настоящий средневековый город островерхими, покрытыми черепи цей, домами, узкими улочками, пло-^ ь щадью и даже каналами с водой. .уже 6 ы 1 Ю невозможно не поверить,^^ что именно в этом гор<^ родился знаменитый и отважный Тиль Улен шпигель. Просматривая отснятый материал этого фильма» я невольно по/ц 1 ви- лась искусству «художников огнен ных дел». Так называют на «Мос фильме» пиротехников. На студии го- водят, что режиссеры охотятся за опытными пиротехниками, как за ни- ноэяеэдами. У каждого из них свой творческий почодк» свои се 1 фёты, ко торые передаются только от мастеря к ученику. Не так джвно на «Мос-; фильме» проходил даже междуна родный семинар кинопиротехников. На него собрались специалисты, раз ные по возрас^/к опыту. Общим для них было одао -г- поразительная ув леченность сво^ п|рф| 1 »ссией. Воп росы градом сыпались на докладчи ков, переводчики не имели покоя во время обеда: между вторым и пер вым блюдалш обсуждали, напримод. как лучше устроить небольшой, красивый пожар. Учебных заведений, готовящих ротехНиков, не существует. Этой пр< фессии обучаются на практике. Нуж но уметь взорвать мост так, чтобыом остался цел, а на эщэане мы виде№< его обломки; актер, находясь в пяти метрах от взрыва снаряда, должен быть невредим; пламя, бушующее на экране, не должно сжигать декора ции, в которых происходила съем.ка. Тумы над рекой, плывущие по небу облака, извержение аулиаиа и старт космического корабля, летняя гроза и разрывы бомб, огни фейодверков на балах и, наконец, огнедышащие драконы — все это мы видим в нино благодаря искусству кинопиротехни- коа. На «Мосфильме» есть замечатель ные мастера. Один из них Владимир Лихачев. Наиболее крупные его ра боты последних лет — фильмы Сод- гея Бондарчука «Война и лшр» и «Ватеолоо». На съемках первого из них Лихачев проработал пять лет. Класс пиротехников студии может подтвердить следующий факт, В фильме Юлия Карасика «Самый жаркий месяц» основное действие развертывается в мартенмском цехе завода. Актерам трудно работать в столь непривычных условиях. Поэто му часть съемок решили перенести в павильон. Мос 4 ^льмоаские «вол шебники» создали такой мартенов ский цех с горящими печами и рас плавленным металлом, льющимся из ковшей, что консультанты-металлур ги, приглашенные на просмотр, не смогли отли<тть натурные съемки от павильонных. Марина ИСТЮШИНА. (АПН). § Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, площадь Плеханова, Дом печати. Телефоны: редактора — 4-67-13, ответственного секретаря я фотокора — 4-67-11. отдел коммунистического воспитания — 4-66-12, отделов: комсомольской жизни — 4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-06, писем — 4-66-18, спорта — 4-66-07, АЭ 73137 Типография издательства «Ленинское знамя». Липецк, Коммунальная пл., 44. За«. Х» 1374.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz