Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

’ Государственному аивде^ мическому ансамблю на­ родного танвд СССР непоя- нилось. сорок» лет. Таяь 1 !о после Великого Октября в нашей стране начали с особым внимани­ ем кэучать творчество- на= селяющих ее н|ф!<здр№» ста- лн систематически проаог Дить смотры, национальное го- искусства. Именно в со­ ветскую эпоху родились и такие, творческие коллек­ тивы, как ансамбли народ­ ного танца. Во время пер­ вого Всесоюзного смотра художественной самодея­ тельности возник первый такой ансамбль, бессмен­ ным руководителем кото­ рого стая Игорь Моисеев- ныне народный артист СССР, Герой Социапистиче- ского Труда, лауреат- Ле­ нинской и Государственных премий. . Этот ведущий творческий коллектив создал свыше 300- танцевальшйХ нсшеров, сценок,: СЮИТ;: одноа 1 аных балетов; использующих хо­ реографию и^колорит раз­ ных иа 1 Ц<й и ЭПОХ; К*<бО-й годовщине- Вели­ кой Октябрьской еоциали- стичеекой* революции кеп- лектив - ю^ляр порадует любителей хореографии но­ выми прекрасными работа- НА СНИМКАХ! Игорь Мо­ исеев на репетиции; Ирина Струева (справа] и Лщзиса Аристова — молодые арти­ стки ансамбля. Фото О. Иванова. (Фотохрони-ка. ТАСС). АДРЕСУЕМ ПИСШО ВОЛОШВСКОШ СЕЛЬСОВЕТУ «А МИ НЕ 1МШ1т..ж Раскинула-зимв:повсюду свое белое, шитое-серебром покрывало! Укутала.все дома и домики. Вечереет, а вместе с сумерками щэеикий мороз,; про­ брался; Затопили хозяйки печи. Повсюду виднеются ДЫМКИ; Затихло к ночи наше небольшое село Черешть. Но это только старики да дети малые на покой отпра- ВИЛИСЬ, а вот молоде}ш> 4 ь. Молодежь собирается в 1 шно, на танцы. Одеваются парни и девушки в модное пальто, сапож­ ки импортные, шапоч 1 щ: ведь на улице 30 градусов. Жалеют мамы дочек; «Одевайтесь теплее». «Да ниче- *’®|’ отвечают те, — лишь бы до клуба добраться, там «огреемея». Только напрасно думали девушки согреться в клубе. «Нормальная» температура в нем минус 28°С Не отапли­ вается помещение потому, что отопление не работает. А ведь недавно был капитальный ремонт. И деньги зз- тштил сельсовет местному худржнмку. Побелили клуб, но как на стенах было написано: «Тш|’я-|.Кояя— лю ­ бовь », так и осталось. Нарисовал художник прямо на стене двушку, держащую букет колоска пшеницы. Но только этот ремонт был бесполезным. Примерно че- месяц-посыпалась со всех стен штукатурка. Напрасно платил деньги сельсовет. Лучше бы отопле­ ние отремонтировали. Висит нцд входной двщэью в клуб Я 0 В|ечка: «Ч^епянекий сельский клуб», а откроешь ияуб холодмяышк «Полюс». И ощит: молодежь по вечерам дома, у печки. А ведь мы не Емели, чтоб на печи сидеть. МОЛОДЕНШ СЕЛА ЧЕРВПЯНЬ. Совхоз (ЛГлава». А фанасий Сапынский час­ то п:ров^явт своих героев - обстоятельствами, ма.то скаааггь суровыми и жесткими, но- <— 31ссгрэорд1*нврж.1МИ; Крайни­ ми, когда= человеку приходится, преодояевать- ног, только; опаст ность, страх гибели; но и одино­ чество, физическук» и- духовную изояироваянооть от-тех, кто ему, близок,,кто мог бы стать дяя него; опорой... Так 6ы.ло в энаменитой'- «Барабанщице» — героической балладе о мужественной комсо­ молке Ниле; Снежко, которую в городе считают предательницей, «немецкой овчаркой»; но которзя- , — на самом деле,— выпогляет . труднейшее задавйв советского- командования и действует как ис­ тинная па 1 Триотка; верная дочь своей Родины. Так- бьизо в «Ка­ мешках на ладони» •— пьесе о людях, оказавшихся вроде; бы е* безвыходной ситуации, отрезэн- нь(х- от всего мира колючей про­ волокой концлагеря, волчьими- , порядками гитлеровской школы дивщэсантО'В- и все. же нашедших в себе силы: не-только устоять пе­ ред соблазном спасти себя ценой . . изменьг, но и работать-на победу; быть полезными своей стране з- схзатке с фашизмом. Ро;мантичвское; героическое- на-, чало: — при 1 мечв.твльнаяг черта,; драматургии Са-яЫ 1 нского. Эта аы- сокая нота звучит и в новой его пьеса «Долгожданный». И хотя- де-йстаие ее. происходит спустя- м-ного. лет после; войны, .мы без- труда .узнаем в; судьбе еа героя характерный мотив: проверка стойкости и верности о,днночест- вом, отделенностью от родных по духу людей. Много лет провел Яков Мытников, вне Ро,дмны, на каторге, в чужой стране, ку^а, по­ пал после бегства из ■фаш.истского застенка. .Но никекиё. и,спь«та 1 ния н%сломили его, не разрушили его веры и любви, его преданности’ родной- земле. И вот °*н вернулся домой... . . И.;для драматурга, и для .театра СТОЛЬ; напряженная; драматиче­ ская история; беоспорио, деет- возможиости- для создания силь­ ного/ цеяЬ|Ного, глубоко идейного произведенияг Но; с другой сто- роньь она- чревата ,опасностью че­ ресчур увлечься мелодраматиче­ скими ходами, сыграть, кац гово­ рится; на публику, снизив перво­ начальный замысел. Я думаю, что оригинально за­ думанная Салынским пьеса.-, «Дош- гождам1НыЙ5> далеко не; во: всем, избежала- эт-огособлазма/ЙНешнее:-- в ней- подчао .заслоняет накал аиутрвнмйх,. переживаний, побуди­ ло. драматурга где-то слишком упростить и «закруглить»- сюжет,- рвсстав 1 иа-- все точки -над . У Сергея- Гераеимова-- есть та­ кие слова: «Потребноать поети- ж®^‘ия свойственна иокуоству так же, как й науке, и-тут и там-по­ стижение,- подразумевает тайну, нев-едомую; гюдяюквщую- рвС 1 фЫ- . тию; позвению. Но- как- часто- мы- уступаем в- этом обязательном ус­ ловии; когда наспех отбрасывают­ ся все сложности, асе своеобра­ зие человеческих отношений, лю­ бых явлений или характеров во имя-округлости сюжета и-прямой дидантической на-зидательности!». В какой-то м е р е --- подчерки­ ваю: только в какой-то мере! — этот упрек можно адресов,ать и «Долгожданному». Автор очень уж торопится развязать все- узел­ ки в пределах самой пьесы: жен- щ,ина ждала мужа и дождалась. Хиппующий Владик перевоспитал­ ся. КарьЦзист потерцел крушение; И, тем не менее, уступая в чем- то некоторым прежним работам доамагурга,- «Долгожданный» поз­ воляет сделать интереоный, серь­ езный спектакль, поговорить с молодежью—а адресуется-Салын­ ский, мне думается, прежде все­ го, к молодежной аудитории — о наших нравственных ценностях, о г^аоизме; о верности Родине, долгу и любви; о верности себе. В. какой же мере удался этот разговор в Липецком драмтеатра. режиссеру Б". Афицинокому? К: сожалению, дале 1 «> не; в. пол­ ной, Театр не- только; не -компен­ сировав! своими средствами недо­ статки драматургии, не только не развил сильные стороны ее, но;— 1 У.оугуб*ил первые и ослабил по­ следние. Главный просчет — рэсдльмча- тость жанровой структуры спек­ такля. В программе стоит: «Пьеса в ' 2-х частя-х». Ну, что .ж, про­ граммка;— дело формальное;: Но; й для себя авторы, спектааяя? по шила, цельность спектакля,’ лиш-и- ла его стержня. В’пьесе стержень этот, несомненно, есть. В ней зву­ чит мотив воемкого подвига и мо­ тив преданмоети и любви, кото­ рый перекликается со звамечи- ть 1 М симоновским «Жди меня; и я вернусь...». В ней подчеркнута ли­ ния преемстввн«осги поколений и- тема неизбежности расплаты за бездуховность и карьеризм. Но все это обьеДинено стремлением, драматурга раскрыть нравствен­ ные и- социальные ценности на­ шего общества, все это своеоб- раэно сплетено, одно переклика­ ется с другим. В спектакле же ис­ тория ’Мытникова и его близких утрачивает- значитель,ную долю обобщения, акцент смещается- на исключительность судьбы героев; точно первой заботой театре бы- р а з го в о р моему глубокому убеждению, так и не; определили, а какой интона­ ции вести- сценическое повество­ вание. Рома-нгичеокая струя,- оду- ше®яя8шая пьеоу, в; спектакле ис­ сякла; На первый план выдвину­ лась событийная сторона, мело­ драма. далеко не. безупречного : Такое, впечатление, что режис­ сер озабочен больше ,всего бой­ костью ритма, внешней динами­ кой действия.- -Отсюда — весьма лихие мизгнСцаны, принцип коих прост; дв-ижание, движение, дви­ жение. Герои ползают по полу, скачут по столу и стульям, двое взроояых людей ухитряются усесться- на одном стуле. Забаано? Раоумеется. Но во имя чего? Как эти трюки связаны с общим за- мьюлом спектакля? Увы, никак. Более того: эта бой­ кость мешает сформировать у сидящих в зале вьюокий душев* НЬ 1 Й настрой/ без которого «Дол­ гожданный» оказыаеется: просто- напросто душещипательным зре­ лищем, а не раздумьем о патрио­ тизме; праданносши и красота, со- ветекого человека; Не- хочу цепляться к «мало- чем»; однакр что поделаешь, ко­ ли-мшочи эти очень обильны- и, В; конечном итоге,-заставляют от­ нестись к себе; как к принци­ пу постановочного реше«и.я. Поч­ ти асе персонажи, те, кого, игра­ ют С. Лисовская, В; Рожнов, Л. Кабанова, В. Батенин, в наиболее важных моментах предстают пе­ ред, нами с... обувью в руках. И, играя-сильные переживания, при­ жимают ее к лицу, к груди,.. Опять- же: зачем? Возможно, для того, чтобы оживить эпизод, придать ему, так оказать, бытовую достоверность? Но если это и до­ стоверность, то она, во-иервых; больно уж навязчива, а; во-вто­ рых, в такой интерпретации не нужна, если не вредна спектаклю. Особенно «резанула» в этом отношении, финальная мизансце­ на. Герой, вернувшийся на роди­ ну, отыскал боевое знамя, под которым воевал он и его фронто­ вые товарищи и о котором О'Н ни­ когда не забывая на чужбине. И что же? Знамя лежит в стороне, герои о нем словно бы забыли, увлеченные прэздиовамием дня рождения; шампанским; тортом... Нечеткость в: реализации дра­ матургического материала нару- ло заставить зрителя ахнуть: бь 1 - авёт же в жизни такое!.. И, как следствие, мотивы и линии, кото­ рые у Салынского, взаймодопол- няют и развивают друг друга, как бы распались, расслоились. Спрашиваешь себя: о чем же все-тзйги спектакль? И вместо пусть слишком прямолинейного, в чем-то даже дидактичного ответа вынужден удовольствоваться до­ вольно - таки бесстрастным пёре- числе-кием: о том, что карьеристы плохо кончают, о том, что моло­ дежь-у нас во^ще-то хорошая, о том, что надо уметь ждать, о том, Эта ровность голоса, который не вздрогнет истинным волнени­ ем, и превращает увиденное , на­ ми в безликую «просто пьесу Безликость чувствуется и в оформлении (художник спектак­ ля А. Нестеров), задача коего всего.-цавсего про:информ«роввт>-: «где мы находимся», а не создать настроение, яркий художествен­ ный о8.раз поствновки. И в игра: актеров,' коюрь:м, , естественно, нелегко определиться, нечем за­ жечься, а, стало быть, нечем-за­ жечь и нас, помо;чь полюбить-С|Во- их героев-и начать размышлять с ними и о них... В отдельных сце­ нах исполнитеЛ'ЛМ удается добить-- ся некоторой- органичности, прав­ дивости деталей; психологиче­ ской точности, однако это всегсг лишь частности. И о:нм не столько смягчают, сколько подчаркивают при,нцмпиальиые несовершвветва постановки. знаю: у Меня найдутся оппо­ ненты, мце скажут, что вот; мол, на спектакле; кое-кто .из зрителей плачет, а вы утверждаете, будто он не зажигает... Что ж, мелодра­ ма всегда делает ставку на слезы. Но обмаиы 1 ввться на следует: это —а.нешнее. Глубоко же спектакль, увы, не затрагивает. Цена этих слез немногим выше тех; кото­ рые проливаются в кино на какой- нибудь двухсерийной- мелодраме с- роковыми страстями и пёсенка- А «Долгожданный» мог и дол­ жен был стать спектаклем не для любителей чувствительных исто­ рий, а произведением истин­ но гражданским, страстным, по, большому счету — воспитываю­ щим патриотизм, честность, нрав­ ственную стойкость. Мог, Должен. Но, к сожалению; — на стал... В. БЕФЕЗИИ. ЦИФРА «ТРИ» ЗДЕСЬ НИ ПРИ ЧЕМ Новозеяаидокои коми.есия, за* Нй-;чающейся рас-с.педоваиивм при- % 1 й- вьюокого уровня травкатиэма на промынг.пе»ных предиряятмх страны, цифра -«тав» могла пока­ заться миотическон. Ка»«дые тр« мииуты — ' травма, три человека в дань получают-серьезные увечь», просто, не.- соб.гюдают алементар- раз в-трл ,днд— несчастный слу- ных аорм те.хники безопасности. 'чай; со ’смертельйым. исходом. Од нако комиссия и не думала ссы­ латься- на мистику. Ее выводы виоляе опредеяеиЕы; в- Новой Зе- лаядия,- где производство .рассре­ доточено по мвож«1Тву, мелких цредвриятяй;, хозяева- .зачастую Веллингтон. С. ЗИМИН, соб. корр. АПН. Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ, Т л я в г р в 1ф йщ ; д а а » * е л ы ? т » ё : « Л и п е ц к молодежл — 4-8в-0В, писем — 4-66-18, спорта — 4-66-07. з т

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz