Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)
I Уроки «любимые» и «нелюбй 1 кые» Как осе успеть? В ПОЧТЕ «Б|ригантаны» оказалось вот такое письмо: «Дорогая редакция! По всем предметам у меня почти одни пятерки, а по ис тории подучаю даже тройки. Испра вить отмёТки по атому предмету мне трудно. И не 'Потому, что у меня пло;(ая память, а просто я сама счи таю, что не обязательно держать в голове множество дат, определе1Н'ИЙ. Кому станет плохо от того, если -я, например, перепутаю время царст вования Ивана Грозного?». С уваже нием Марина Михайлова, Добров- Мы показали зто письмо препода вателю истории металлургического техникума Тимофею Евстафьевичу Пасынку. Передо мной обычное и необычное письмо. Обычное потому, что в наш технический, атомногэлектронный век не раз вспыхивал спор между «фи зиками» 41 «лириками». Особенно яростным был этот спор в пятидеся- тью и начале шестидесятых годов в связи с великими открытиями в физи ке и химии, а также в связи с бурным началом космического века. Но по степенно страсти утихли. Давно до казано, что даже в далеком космосе приятно иметь перед собою ветку сирени. В те недалекие времена в нашей стране наблюдалась огромная тяга молодежи в технические вузы. А сейчас наблюдаем огромный кон курс на исторический и литературные факультеты. Эти колебания не слу чайны. Они очень чутко реагируют на успехи строительства коммунизма в нашей стране, на успехи в странах социалистического содружества, на успехи нашего мирного наступления. И вот на этом фоне несколько стран ным выглядит заключение Марины Михайловой о том, что учителя ис тории, требуя осмысленного знания учащимися данного предмета, из лишне придирчивы к исто-рическим Между строк этого письма можно прочитать и такие выводы: Во-первых, «придиры-историки» губят будущих Менделеевых и Лоба чевских, Во-вторых, история вообще — это в какой-то степени беллетри- Это напоминсет следующий случай. Огорченный на экзаменах двоечник, воскликнул: «Подумаешь—век боль ше, век меньше в истории древнего Судя по тому* как этаде- ■ вочка учится, можно по- | думать, что, наверняка, она * занята только уроками и ки чем больше. Мыслимое ли , дело: за десять лет, прове денных в школе, ни разу не получить четверки в четвер- аетпл: «Исто1рию люди делают, вся во плоти, а вы век выкинули... Чтобы вам эти люди сказали?»... История, как и всякая наука, не терпит смешивания понятий и дат, не терпит ничего приблизит ельнего. Изучение истории делает человека сильнее, способствует укреплению его идейной убежденности. А рост идейной убежденности и политиче ской сознательности является реша ющей предпосылкой нашего продви жения вперед. ...История — это не то>лько толстые фолианты учебников, хрестоматий, энциклопедий, не только хроника, ли тературные памятники, музеи. Исто рия вокруг нас: в камен1ных и дере вянных строениях, в планировке улиц и площадей, в дорогах, в окружаю щей нас природе. Она, наконец, в нас самих — ведь мы ее порождение и продолжение. К каждому из нас может быть обращен вопрос: чтобы вам сказали люди ушедших времен, минувших эпох? ,'И .еще один, естест венно возникающий следом: «А что ска'Жут те, которые придут после Главный источник углубления на ших знаний по истории является, без условно, книга. «Книга, — писал Гер цен,—это духовное завещание одно го поколения другому... В нее кри сталлизировались все учения, по- I бираться пешком. Электрич- > ка научила беречь часы н даже минуты. Три раза в неделю фа- ■ культатив по математике. Наш объектив трясшие умы, и все страсти, потряс шие сердца, в нее записана та ог ромная исповедь бурной жиэ,н1И чело вечества, та огромная автобиография, которая называется всемирной Сам я учился в Щ{<оле до войны, когда еще чувствоавлся голод на хо рошие учебкники по истории, когда редко еще можно было учиться у та кого преподавателя, какой изображен в фильме «Доживем до поледелынм- ка», какие теперь есть почти Нет, нельзя относиться к этому ' предмету с прохладцей, нельзя учить лишь ради того, чтоб не пучить двойку. И вот еще в чем хочу I я как преподаватель истории п знаться вам, ребята. Иногда за 6 укоризненное знание материала поднимается рука поставить Знаете, как больно, слышать о герои ческих событиях нашей Родины, рассказывает ученик о них беэраз-^ личным тоном. Здесь, пожалуй, одних хороших знаний мало, необходимо проникновенное отношение к изучае- Вы никогда не задумывались о то>л, почему человек, приехавший в какой- то город, в первую очередь идет в краеведческий музей, идет к никам погибших воинов? Ему хочется отдать дань лю>дям, защитившим город, поднявшим его из пепла, строившим заново. Я сам бьиал Москве, Ленингрвде, Смоленске, Ор- | ле, Туле и не раз, и ие два посетил музеи. А музей Владимира Ильича ■ Ленина в Москве я начал посещать лет сорок тому назад и, казалось, звал его неплохо. Весной прошлого , года пришел для того, чтобы увидеть там новую экспозицию. Думал мотреть за час. Но незаметно проде- | тело пять чассйз. Таково свойство ис торических мест, книг, кинофильмов, спектаклей: сколько бы раз рел, ни ЧИТ31Л, кажется, смотришь читаешь впервые. По-моему, главная причина твоих | неуспехов, Марика, от того, чт предмет ты учишь только по обязан- | ности. И еще: надо быть просто бла годарной за все то, что тебя сейчас окружает. Вспоминай почаще, ) трудно досталась нашему народу 1 нешкяя счастл-ивая жизнь. А что сеется смешивания дат и событий, просто неуважение к прошлому. А если узнать о се общественных нагрузках, создастся впечатление, что зтет человек очень редко садится за уроки. Когда! Посудите сами: руководи тель одного N3 звеньев уче нической производственной бригады, член комитета комсомола, член несколь- еких редколлегий, играет на баяне, балалайке и тан Но Ваяя Голотвина к от личница, и человек, кото рому больше всего на све те хочется сделать интерес- ЕСМ ВСЕ ИИТЕЕЕСИО лы. Любому человеку >то покажется очень неудоб ным. Но Валя, оказывается, именно из этого неудобства извлекла огромную для себя пользу. Ведь ездит на за нятия и обратно она на электричке. А здесь стро гое расписание. Проспишь утром, знай: придется до- фиэике и истории. Это зна чит, что Валя еще раз воз вращается в школу. Ей го ворили, — зачем столько дополнителы 1 Ых занятий! А что делать, отвечала она, если все интересно. Если посчитать, сколько у нее свободных дней было на каникулах, получится всего девятнадцать дней. А до этого было два конкур са полеводов. Скачала рай онный, потом— областной. Ей опять говорили: брось полоть свеклу, обойдемся |1 без тебя, читай учебники, готовься к конкурсу. А Ва лентина* как и все, сделала две прополки, а потом по ехала на областной конкурс, где заняла второе место. И никто не удивился этому. Знали: как бы ни быаа за нята, к конкурсу подгото- ' А еще в Воронеж ле том ездила, — говорит она — Наверноа, к родствеи- никам отдыхать! — К родственникам. Толь ко не отдыхать, а в универ ситет — узнать про подгото вительные курсы. Е. СЕРГЕЕВА. *т. Дрязги, Усманский район. МНОГО ДЕЛ ВПЕРЕДИ В память об этой посадке члены клуба ЮИД Елецкой средней шко-' лы Лэ 1 -решили оформить спе циальный фотоальбом. Да и можно ли иначе, если в Моск 1 ве они побыва- ■ 1 и на Красной площадщ в музее В. И. Ленина, если в Ленинграде посетили Эрмитаж, Иеаакневский собор, Петро павловскую крепоси*. В городе на Неве юные инспекторы движения встретились с работниками ГАИ и их помощниками, обменялись опытом работы по пропаганде правил дорожного движения среди учащих ся и дошкольников. Для ребят — это важный разгово'р, потому что впере ди еще .много дел. И -слеты, па кото- , рых очень хочется победить... к 60-летию ( в дци подготовки нашегр1’Государства ники, йасто встречаемся ранами партии, Л|учшими ком мунистами - производственни ками. Эти встречи помогают глубже понять, что значит быть похожими ка наших лучших Мне хочется рассказать о Леониде Арсентьевиче Вино градове. Наша дружба про должалась около двух лет. В марте!прошлого года этот че ловек умер. И все эти про шедшие месяцы после его ши разговоры с ним, вспо минается он. Такого человека забыть невозможно. Многие годы он пел в -хоре ветеранов труда Дворца куль туры Новолипецкого завО'Да. Часто концерт шел час-полто- ра, и никогда Леонид Арсенть евич не жаловался на то, что ему трудно простоять столько времени. Ведь несколько лет этот человек ходил на косты лях. После войны у него бь:ли парализованы ноги. В нашу первую встреч1у мы проговорили почти шесть ча сов. Слушая Леонида Арсенть евича* я представлял его и мальчишкой, и солдатом Крас ной Армии, и студентом гор ной академии, где он учился, и .инженером на заводе. Но не смог представить его свонм ро!весником, потому что в .«мои годы он был намного взрос- ...Шел бое.вой семнадцатый. Квартира большевика-под- по(ПЙ||ч<а Языкова. Шщочь. Ти'хЩРучит машинквЩРзча- таются листовки. Одна, другая, десятвя... И вот на столе их уже В февральское морозное ут ро жители Костромы, столпив шись у фонарных столбов, за боров внимательно читали беленькие листочки., |Сияло В апреле 1917 года Леонида Арсентьевича приняли в пар тию большевиков. Звание ком муниста придало ему новые силы. Виноградов выполнял са мые ответственные партийные поручения. Вместе со своими товарищами проводил вгита- цию за «Власть Советов, рас- « О моем яруге крывал заговор кадетов. Гро мил иностранных интервентов на Украине, участвовал в по давлении кулацкого мятежа в Ярославле. А когда наступила мирная жизнь, стране понадо бились специалисты, Леонид Арсентьевич поступил в гор ную академию. В Липецке он работал на главном -предприя- тни — на металлургическом заводе. Все было в жизни этого че ловека, только не было жела ния устроиться потеплее. И свой последний день он тоже провел в заботе о другом че ловеке. Заболела жена, Фаина Филипповна. Леонид Арсенть евич ходил за лекарствами, го товил обед, убирал квартиру. И не вымолвил ни слова, когда ему стало плохо. Только естественная его поза за пом, за которым он читал, ставила насторожиться... I А X, как любила Юлька эту зиму, которая так щед- ■* • ро дарила ее мягким прикосновением снежинок. Да и сколько событий! Наконец, десятый класс, наконец, в шко- ||| ле появился мальчишка, кото- 1 рый, пожалуй, больше, чем по- || нравился... I Многим нравились и необыч- I ная Пашкина прическа, и веч- 1 мая какая-то странная грусть || карих те з . и сбивчивый бес- 1 шабашный разговор. { Но Юльку привлекапо иное. Она могла, затаив дыхание, по долгу слушать рассказ о поэ- Н те* поразившем стихами Паш кину душу. Он говорил увле- 11 ченно. От волнения начинал I заикаться, краснел, не зная, ку- !] да деть руки. И казался Юльке I самым беспомощным, самым «дорогим. I { Но, как это часто бывает, 11 страдала Юлька, а Пашка сов- 1 сем не замечал ее... I Он очень любил читать, и [I она, желая порадовать Пашку, |1 доставала для него редкие 1|{ книги. А тот, возвращая их, ' ' произносил свою знаменитую речь, и между делом намекал на то, что бы ему еще хоте- ..*Но прошел месяц, а книж- радостно подхватил подсказку лось почитать. ку он не возвращал и про Пашка. — Да ты конфеты-то Как-то Юлька зашла к своей Юльку тоже забыл. ешь, ешь. давней подруге и, как заворо- Как-то она невыдержала. ~ Спасибо, —сказала по- женная, устааилась на полку с Сказала ему о том,что передмрачневшая Юлька и добави- книжками, откуда смотрел на подругой неудобно. ла: — Я чужими книгами, а. ЙШКЙ, киижм к ШЕВВЬ... нес томик стихов известной по- — Что, хочешь почитать! — поймала ее взгляд подруга.— Возьми, тебе не откажу, толь ко не задерживай. Благодарная Юлька взяла книгу. Дома она гладила рукой ее глянцевую обложку, пред ставляла, как принесет зти сти хи Пашке и как он будет рад... На следующий день была Пашкина улыбка, его сбивчивая речь от радости, которую до- ставипа Юлька. —г :Я тебе потом объясню, после занятий, — выдавил После звонка он встретил Юльку на лестничной площадке •с кульком конфет. — Угощайся! Юлька взяла одну. — Да ты все бери, все — тс- — Ну, что же книжка! Ты потерял ее! — в надежде ус лышать другой ответ, прошеп- — Вот именно, потерял, — значит, и дружбой, не торгую Не хочешь вернуть, считай, что подарила. — Подожди! Пашка и догнал ее. бую где-нибудь найти такую. Только. — он замялся и тихо произнес: — Я не помню, как она называется... Юлька шла по городу. Снег уже не казался мягким, и О Пашке ома уже не думала, как об ул4ном и начитанном. Т. ВЛАДИМИРОВА. ■ Как открвыать дверь? А А ЗПНВАРЯ, Б ПОСТЩНЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ МЕСЯЦА, «БРИ ГАНТИНА» ПРОВЕЛА РЕЙД ПО ПИОНЕРСКИМ КОМНАТАМ ПРИ ДОМОУПРАВЛЕНИЯХ. На проспекте Мира, в дом НВ 25, посещение оказалось неудачным. Зашли в темный подъезд и поняли, что на- ощупь, не зная расположения комнаты, добраться до нее трудно. Вернулись во двор и нашли там провожатого среди малышей. Подошли к двери, с трудом прочитали табличку с расписанием работы комнаты. Она должна была быть откры та с двух часов дня до восьми вечера. Мы пришли около се ми, но пионерская была за- Следующее помещение бы ло на уп. адмирала Макарова, 10. Здесь табличка тоже обе щала открывать комнату еже дневно, кроме пятницы и суб боты, >е двух до восьми. Но 1 е тишнна в ответ на стук, и на проспекте Мира. Мо- . какое-то общее меро приятие проводится в Левобе режном районе, где участвуют представители пионерских ком нат вместе со своими воспита телями! Но кет, предположе ние «исчезло, когда, посетив другие комнаты этого же района,^увидели там Ли<ожест- во девчонок и мальчишек. И главное, здесь были взрослые ребята. В пионерской домоуп равления Иг 6 ЖКО ЛТЗ вос питательница Татьяна Тихо новна Пономарева в первую очередь познакомила нас со А. ПОЛУХИН. своими помощниками Славой Ивановым, Сергеем и Володей Фаустовыми, Толей Прониным, и другими. Правда, поговорить. с ними долго не пришлось, по тому что ребята пришли про водить занятия авивмодепьис- — Татьяна Тихоновна, быва ет закрыта ваша комната, когда вы, например, болеете! —спросили мы. Оказалось, в начале января воспитательница, действитель но, болела, ко эти мальчишки установили дежурство и в ком нате, и во дворе, сами органи зовали соревнование по хок-; Попали мы в этот вечер и в комнату от домоуправления № 5, от того же ЖЭКа. Здесь тоже много помощников-стар- шеклассников. Олег Коленке, Сергей Гончаров, Сергей Бу- гайов со своими друзьями только что расчистили хоккей ное поле, пришли погреться. А малыши, окружив их, спраши- — Когда игру начнем! Кто сегодня судьей будет! А потом Полина Федоров на Богатых рассказала нам о том, что эти ребята хотят организовать оркестр народ ных инструментов. А вот на улице Гагарина, в доме № 6, девятиклассница Ира Володина ведет кружок вязания. Если по .каким-то при чинам воспитательница не мо жет выйти на работу, в пио нерской комнате дежурят Ин на Моисеева, Боря Пригорим, Миша Коротких. Несколько удачных .посеще ний сгладили досаду от уви денного в первых двух дворах. Но вот мы еще в одном. Те перь на Первомайской, в до ме № 6б-а. Расписание висит. Ребята во дворе бегают. Дверь в комнату закрыта... Но пример работы комнат, где нам удалось побывать, го ворит о ЮМ, что если есть у воспитателя помощники-стар шеклассники, она не бывает закрытой. РЕЙДОВАЯ БРИГАДА «БРИГАНТИНЫ». I I О лермонтовском клубе «Алый парус» сорок первой школы Липецка наша газета рассказывала часто. По бывав здесь однажды, хочется прий ти сюда еще и еще. И всегда в клубе интересные новости. На сей раз ребята показали книгу Лермонтова «Сказка для детей», по лученную в подарок от Тани Бесико вой. Таня, несмотря ка то, что за кончила школу пять лет назад, не смотря на то, что уже четвертый год учится в Ростовском педагогическом институте на художественно-графи ческом факультете, является актив ным членом «Алого паруса». По даренная книга уникальна. Пе реплет сделала Таня, текст сказки написан рукой Таки, и, наконец, ил люстрации сделала тоже Таня. К большему сожалению, экземпляр книги всего один и увидеть се смо гут немногие. Поэтому «Бригантина» решила показать несколько рисунков НТО ЛЕМТЬ С м т н ш ш и ? I Однажды я к<ж будто про снулась. Огляделась и порази лась тому, как-неинтересно мы живем, я имею в виду наш класс. Ведь мы все спим, а на стоящей жизни не знаем. Каж дый в своем уголке. А как чуть касвется дела, и «носа не кажем». Конечно, нельзя ска зать, что в нашем классе не ведется никакой работы, на против, по успеваемости он считается одним из лучших. На конкурсах, слетах, сборах ма кулатуры и металлолома почти всегда занимаем первые места. Но если посмотреть глубже, окажется, что всю работу не сут на своих плечах девочки. А мальчишки? * Сейчас все девятые классы нашей школы готовят агит бригады для летних поездок в колхозы. Интересное занятие. Тут каждый может проявить свой талант, а, главное, предо ставляется возможность от дать дань благодарности тем людям, кто выращивает хлеб. Но по.пре}((нему мальчишки равнодушны. Спеть песню — пусть Марина, станцевать — Нина, сыграть в интермедии — да деачоикам это лучше всего по-дойдет. Вспоминается мне работа в колхозе этим летом. Полоть бесконечные грядки капусты - дело не из легких. Но работа ли весело, хотя веселья у дев чонок убавлялось, когда прихо дилось сверх нормы проходить повторно те грядки, которые недобросовестно пропололи мальчишки. Н на таких постах, как комсорг, член школьного комитета, член редколлегии, мальчике в нашем классе не найдешь. Но, может быть, нельзя в этом винить только их одних? в чем-то, может, и мы, девоч ки, виноваты? Положим, в том, что недостаточно принципиаль ны е ними. Какой бы проступок мальчишка не совершил, он может надеяться на то, что его не осудят, а попросту промол чат. А если же кто-то попыта ется возмутиться, его слова за- С работами Таин Еасиковой знако мы уже многие. Прошедшим летом се рисунки на лермонтовские темы показывали по телевидению в пере даче «Наш Лермонтов». Недавно с ними познакомился док тор филологических наук, профессор Ленинградского университета, со трудник Пушкинского дома, старей ший лермонтовед, редактор и орга низатор Лермонтовской энциклопе дии В. А. Мануйлов. Вот что написал известный ученый; «Милая Таня! Мне предоставилась возможность ознакомиться с альбо мом Ваших рисунков, связанных е жизнью и творчеством Лермонтова. Спасибо Вам сердечное, я верю в Ваше дарование. Мне большое удо вольствие доставило знакомство с этим прекрасным альбомом. В. Ма нуйлов». ;Глушит многоголосый хор за ступников. А от этого доужба в классе не становится крепче. На комсомольских собраниях мы обычно обсуждаем вопро сы об успеваемости и поведе нии. Если кого-то надо ругать, то это делает классный руко водитель. Экстренных собра ний у нас вообще никогда не гтроводилось, хотя поводы для этого были. Какими сипами можно под нять ребят, особенно мальчи шек, на интересные дела? Мо жет, есть школы, в которых все по-иному? Если читателей «Бригантины» не оставит равно душными мой вопрос, пусть они напишут, расскажут, поде лятся опытом. Лена ДОБРЯКОВА. девятиклассница. г, Липецк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz