Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

I Уроки «любимые» и «нелюбй 1 кые» Как осе успеть? В ПОЧТЕ «Б|ригантаны» оказалось вот такое письмо: «Дорогая редакция! По всем предметам у меня почти одни пятерки, а по ис­ тории подучаю даже тройки. Испра­ вить отмёТки по атому предмету мне трудно. И не 'Потому, что у меня пло;(ая память, а просто я сама счи­ таю, что не обязательно держать в голове множество дат, определе1Н'ИЙ. Кому станет плохо от того, если -я, например, перепутаю время царст­ вования Ивана Грозного?». С уваже­ нием Марина Михайлова, Добров- Мы показали зто письмо препода­ вателю истории металлургического техникума Тимофею Евстафьевичу Пасынку. Передо мной обычное и необычное письмо. Обычное потому, что в наш технический, атомногэлектронный век не раз вспыхивал спор между «фи­ зиками» 41 «лириками». Особенно яростным был этот спор в пятидеся- тью и начале шестидесятых годов в связи с великими открытиями в физи­ ке и химии, а также в связи с бурным началом космического века. Но по­ степенно страсти утихли. Давно до­ казано, что даже в далеком космосе приятно иметь перед собою ветку сирени. В те недалекие времена в нашей стране наблюдалась огромная тяга молодежи в технические вузы. А сейчас наблюдаем огромный кон­ курс на исторический и литературные факультеты. Эти колебания не слу­ чайны. Они очень чутко реагируют на успехи строительства коммунизма в нашей стране, на успехи в странах социалистического содружества, на успехи нашего мирного наступления. И вот на этом фоне несколько стран­ ным выглядит заключение Марины Михайловой о том, что учителя ис­ тории, требуя осмысленного знания учащимися данного предмета, из­ лишне придирчивы к исто-рическим Между строк этого письма можно прочитать и такие выводы: Во-первых, «придиры-историки» губят будущих Менделеевых и Лоба­ чевских, Во-вторых, история вообще — это в какой-то степени беллетри- Это напоминсет следующий случай. Огорченный на экзаменах двоечник, воскликнул: «Подумаешь—век боль­ ше, век меньше в истории древнего Судя по тому* как этаде- ■ вочка учится, можно по- | думать, что, наверняка, она * занята только уроками и ки­ чем больше. Мыслимое ли , дело: за десять лет, прове­ денных в школе, ни разу не получить четверки в четвер- аетпл: «Исто1рию люди делают, вся во плоти, а вы век выкинули... Чтобы вам эти люди сказали?»... История, как и всякая наука, не терпит смешивания понятий и дат, не терпит ничего приблизит ельнего. Изучение истории делает человека сильнее, способствует укреплению его идейной убежденности. А рост идейной убежденности и политиче­ ской сознательности является реша­ ющей предпосылкой нашего продви­ жения вперед. ...История — это не то>лько толстые фолианты учебников, хрестоматий, энциклопедий, не только хроника, ли­ тературные памятники, музеи. Исто­ рия вокруг нас: в камен1ных и дере­ вянных строениях, в планировке улиц и площадей, в дорогах, в окружаю­ щей нас природе. Она, наконец, в нас самих — ведь мы ее порождение и продолжение. К каждому из нас может быть обращен вопрос: чтобы вам сказали люди ушедших времен, минувших эпох? ,'И .еще один, естест­ венно возникающий следом: «А что ска'Жут те, которые придут после Главный источник углубления на­ ших знаний по истории является, без­ условно, книга. «Книга, — писал Гер­ цен,—это духовное завещание одно­ го поколения другому... В нее кри­ сталлизировались все учения, по- I бираться пешком. Электрич- > ка научила беречь часы н даже минуты. Три раза в неделю фа- ■ культатив по математике. Наш объектив трясшие умы, и все страсти, потряс­ шие сердца, в нее записана та ог­ ромная исповедь бурной жиэ,н1И чело­ вечества, та огромная автобиография, которая называется всемирной Сам я учился в Щ{<оле до войны, когда еще чувствоавлся голод на хо­ рошие учебкники по истории, когда редко еще можно было учиться у та­ кого преподавателя, какой изображен в фильме «Доживем до поледелынм- ка», какие теперь есть почти Нет, нельзя относиться к этому ' предмету с прохладцей, нельзя учить лишь ради того, чтоб не пучить двойку. И вот еще в чем хочу I я как преподаватель истории п знаться вам, ребята. Иногда за 6 укоризненное знание материала поднимается рука поставить Знаете, как больно, слышать о герои­ ческих событиях нашей Родины, рассказывает ученик о них беэраз-^ личным тоном. Здесь, пожалуй, одних хороших знаний мало, необходимо проникновенное отношение к изучае- Вы никогда не задумывались о то>л, почему человек, приехавший в какой- то город, в первую очередь идет в краеведческий музей, идет к никам погибших воинов? Ему хочется отдать дань лю>дям, защитившим город, поднявшим его из пепла, строившим заново. Я сам бьиал Москве, Ленингрвде, Смоленске, Ор- | ле, Туле и не раз, и ие два посетил музеи. А музей Владимира Ильича ■ Ленина в Москве я начал посещать лет сорок тому назад и, казалось, звал его неплохо. Весной прошлого , года пришел для того, чтобы увидеть там новую экспозицию. Думал мотреть за час. Но незаметно проде- | тело пять чассйз. Таково свойство ис­ торических мест, книг, кинофильмов, спектаклей: сколько бы раз рел, ни ЧИТ31Л, кажется, смотришь читаешь впервые. По-моему, главная причина твоих | неуспехов, Марика, от того, чт предмет ты учишь только по обязан- | ности. И еще: надо быть просто бла­ годарной за все то, что тебя сейчас окружает. Вспоминай почаще, ) трудно досталась нашему народу 1 нешкяя счастл-ивая жизнь. А что сеется смешивания дат и событий, просто неуважение к прошлому. А если узнать о се общественных нагрузках, создастся впечатление, что зтет человек очень редко садится за уроки. Когда! Посудите сами: руководи­ тель одного N3 звеньев уче­ нической производственной бригады, член комитета комсомола, член несколь- еких редколлегий, играет на баяне, балалайке и тан Но Ваяя Голотвина к от­ личница, и человек, кото­ рому больше всего на све­ те хочется сделать интерес- ЕСМ ВСЕ ИИТЕЕЕСИО лы. Любому человеку >то покажется очень неудоб­ ным. Но Валя, оказывается, именно из этого неудобства извлекла огромную для себя пользу. Ведь ездит на за­ нятия и обратно она на электричке. А здесь стро­ гое расписание. Проспишь утром, знай: придется до- фиэике и истории. Это зна­ чит, что Валя еще раз воз­ вращается в школу. Ей го­ ворили, — зачем столько дополнителы 1 Ых занятий! А что делать, отвечала она, если все интересно. Если посчитать, сколько у нее свободных дней было на каникулах, получится всего девятнадцать дней. А до этого было два конкур­ са полеводов. Скачала рай­ онный, потом— областной. Ей опять говорили: брось полоть свеклу, обойдемся |1 без тебя, читай учебники, готовься к конкурсу. А Ва­ лентина* как и все, сделала две прополки, а потом по­ ехала на областной конкурс, где заняла второе место. И никто не удивился этому. Знали: как бы ни быаа за­ нята, к конкурсу подгото- ' А еще в Воронеж ле­ том ездила, — говорит она — Наверноа, к родствеи- никам отдыхать! — К родственникам. Толь­ ко не отдыхать, а в универ­ ситет — узнать про подгото­ вительные курсы. Е. СЕРГЕЕВА. *т. Дрязги, Усманский район. МНОГО ДЕЛ ВПЕРЕДИ В память об этой посадке члены клуба ЮИД Елецкой средней шко-' лы Лэ 1 -решили оформить спе­ циальный фотоальбом. Да и можно ли иначе, если в Моск 1 ве они побыва- ■ 1 и на Красной площадщ в музее В. И. Ленина, если в Ленинграде посетили Эрмитаж, Иеаакневский собор, Петро­ павловскую крепоси*. В городе на Неве юные инспекторы движения встретились с работниками ГАИ и их помощниками, обменялись опытом работы по пропаганде правил дорожного движения среди учащих­ ся и дошкольников. Для ребят — это важный разгово'р, потому что впере­ ди еще .много дел. И -слеты, па кото- , рых очень хочется победить... к 60-летию ( в дци подготовки нашегр1’Государства ники, йасто встречаемся ранами партии, Л|учшими ком­ мунистами - производственни­ ками. Эти встречи помогают глубже понять, что значит быть похожими ка наших лучших Мне хочется рассказать о Леониде Арсентьевиче Вино­ градове. Наша дружба про­ должалась около двух лет. В марте!прошлого года этот че­ ловек умер. И все эти про­ шедшие месяцы после его ши разговоры с ним, вспо­ минается он. Такого человека забыть невозможно. Многие годы он пел в -хоре ветеранов труда Дворца куль­ туры Новолипецкого завО'Да. Часто концерт шел час-полто- ра, и никогда Леонид Арсенть­ евич не жаловался на то, что ему трудно простоять столько времени. Ведь несколько лет этот человек ходил на косты­ лях. После войны у него бь:ли парализованы ноги. В нашу первую встреч1у мы проговорили почти шесть ча­ сов. Слушая Леонида Арсенть­ евича* я представлял его и мальчишкой, и солдатом Крас­ ной Армии, и студентом гор­ ной академии, где он учился, и .инженером на заводе. Но не смог представить его свонм ро!весником, потому что в .«мои годы он был намного взрос- ...Шел бое.вой семнадцатый. Квартира большевика-под- по(ПЙ||ч<а Языкова. Шщочь. Ти'хЩРучит машинквЩРзча- таются листовки. Одна, другая, десятвя... И вот на столе их уже В февральское морозное ут­ ро жители Костромы, столпив­ шись у фонарных столбов, за­ боров внимательно читали беленькие листочки., |Сияло В апреле 1917 года Леонида Арсентьевича приняли в пар­ тию большевиков. Звание ком­ муниста придало ему новые силы. Виноградов выполнял са­ мые ответственные партийные поручения. Вместе со своими товарищами проводил вгита- цию за «Власть Советов, рас- « О моем яруге крывал заговор кадетов. Гро­ мил иностранных интервентов на Украине, участвовал в по­ давлении кулацкого мятежа в Ярославле. А когда наступила мирная жизнь, стране понадо­ бились специалисты, Леонид Арсентьевич поступил в гор­ ную академию. В Липецке он работал на главном -предприя- тни — на металлургическом заводе. Все было в жизни этого че­ ловека, только не было жела­ ния устроиться потеплее. И свой последний день он тоже провел в заботе о другом че­ ловеке. Заболела жена, Фаина Филипповна. Леонид Арсенть­ евич ходил за лекарствами, го­ товил обед, убирал квартиру. И не вымолвил ни слова, когда ему стало плохо. Только естественная его поза за пом, за которым он читал, ставила насторожиться... I А X, как любила Юлька эту зиму, которая так щед- ■* • ро дарила ее мягким прикосновением снежинок. Да и сколько событий! Наконец, десятый класс, наконец, в шко- ||| ле появился мальчишка, кото- 1 рый, пожалуй, больше, чем по- || нравился... I Многим нравились и необыч- I ная Пашкина прическа, и веч- 1 мая какая-то странная грусть || карих те з . и сбивчивый бес- 1 шабашный разговор. { Но Юльку привлекапо иное. Она могла, затаив дыхание, по­ долгу слушать рассказ о поэ- Н те* поразившем стихами Паш­ кину душу. Он говорил увле- 11 ченно. От волнения начинал I заикаться, краснел, не зная, ку- !] да деть руки. И казался Юльке I самым беспомощным, самым «дорогим. I { Но, как это часто бывает, 11 страдала Юлька, а Пашка сов- 1 сем не замечал ее... I Он очень любил читать, и [I она, желая порадовать Пашку, |1 доставала для него редкие 1|{ книги. А тот, возвращая их, ' ' произносил свою знаменитую речь, и между делом намекал на то, что бы ему еще хоте- ..*Но прошел месяц, а книж- радостно подхватил подсказку лось почитать. ку он не возвращал и про Пашка. — Да ты конфеты-то Как-то Юлька зашла к своей Юльку тоже забыл. ешь, ешь. давней подруге и, как заворо- Как-то она невыдержала. ~ Спасибо, —сказала по- женная, устааилась на полку с Сказала ему о том,что передмрачневшая Юлька и добави- книжками, откуда смотрел на подругой неудобно. ла: — Я чужими книгами, а. ЙШКЙ, киижм к ШЕВВЬ... нес томик стихов известной по- — Что, хочешь почитать! — поймала ее взгляд подруга.— Возьми, тебе не откажу, толь­ ко не задерживай. Благодарная Юлька взяла книгу. Дома она гладила рукой ее глянцевую обложку, пред­ ставляла, как принесет зти сти­ хи Пашке и как он будет рад... На следующий день была Пашкина улыбка, его сбивчивая речь от радости, которую до- ставипа Юлька. —г :Я тебе потом объясню, после занятий, — выдавил После звонка он встретил Юльку на лестничной площадке •с кульком конфет. — Угощайся! Юлька взяла одну. — Да ты все бери, все — тс- — Ну, что же книжка! Ты потерял ее! — в надежде ус­ лышать другой ответ, прошеп- — Вот именно, потерял, — значит, и дружбой, не торгую Не хочешь вернуть, считай, что подарила. — Подожди! Пашка и догнал ее. бую где-нибудь найти такую. Только. — он замялся и тихо произнес: — Я не помню, как она называется... Юлька шла по городу. Снег уже не казался мягким, и О Пашке ома уже не думала, как об ул4ном и начитанном. Т. ВЛАДИМИРОВА. ■ Как открвыать дверь? А А ЗПНВАРЯ, Б ПОСТЩНЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ МЕСЯЦА, «БРИ­ ГАНТИНА» ПРОВЕЛА РЕЙД ПО ПИОНЕРСКИМ КОМНАТАМ ПРИ ДОМОУПРАВЛЕНИЯХ. На проспекте Мира, в дом НВ 25, посещение оказалось неудачным. Зашли в темный подъезд и поняли, что на- ощупь, не зная расположения комнаты, добраться до нее трудно. Вернулись во двор и нашли там провожатого среди малышей. Подошли к двери, с трудом прочитали табличку с расписанием работы комнаты. Она должна была быть откры­ та с двух часов дня до восьми вечера. Мы пришли около се­ ми, но пионерская была за- Следующее помещение бы­ ло на уп. адмирала Макарова, 10. Здесь табличка тоже обе­ щала открывать комнату еже­ дневно, кроме пятницы и суб­ боты, >е двух до восьми. Но 1 е тишнна в ответ на стук, и на проспекте Мира. Мо- . какое-то общее меро­ приятие проводится в Левобе­ режном районе, где участвуют представители пионерских ком­ нат вместе со своими воспита­ телями! Но кет, предположе­ ние «исчезло, когда, посетив другие комнаты этого же района,^увидели там Ли<ожест- во девчонок и мальчишек. И главное, здесь были взрослые ребята. В пионерской домоуп­ равления Иг 6 ЖКО ЛТЗ вос­ питательница Татьяна Тихо­ новна Пономарева в первую очередь познакомила нас со А. ПОЛУХИН. своими помощниками Славой Ивановым, Сергеем и Володей Фаустовыми, Толей Прониным, и другими. Правда, поговорить. с ними долго не пришлось, по­ тому что ребята пришли про­ водить занятия авивмодепьис- — Татьяна Тихоновна, быва­ ет закрыта ваша комната, когда вы, например, болеете! —спросили мы. Оказалось, в начале января воспитательница, действитель­ но, болела, ко эти мальчишки установили дежурство и в ком­ нате, и во дворе, сами органи­ зовали соревнование по хок-; Попали мы в этот вечер и в комнату от домоуправления № 5, от того же ЖЭКа. Здесь тоже много помощников-стар- шеклассников. Олег Коленке, Сергей Гончаров, Сергей Бу- гайов со своими друзьями только что расчистили хоккей­ ное поле, пришли погреться. А малыши, окружив их, спраши- — Когда игру начнем! Кто сегодня судьей будет! А потом Полина Федоров­ на Богатых рассказала нам о том, что эти ребята хотят организовать оркестр народ­ ных инструментов. А вот на улице Гагарина, в доме № 6, девятиклассница Ира Володина ведет кружок вязания. Если по .каким-то при­ чинам воспитательница не мо­ жет выйти на работу, в пио­ нерской комнате дежурят Ин­ на Моисеева, Боря Пригорим, Миша Коротких. Несколько удачных .посеще­ ний сгладили досаду от уви­ денного в первых двух дворах. Но вот мы еще в одном. Те­ перь на Первомайской, в до­ ме № 6б-а. Расписание висит. Ребята во дворе бегают. Дверь в комнату закрыта... Но пример работы комнат, где нам удалось побывать, го­ ворит о ЮМ, что если есть у воспитателя помощники-стар­ шеклассники, она не бывает закрытой. РЕЙДОВАЯ БРИГАДА «БРИГАНТИНЫ». I I О лермонтовском клубе «Алый парус» сорок первой школы Липецка наша газета рассказывала часто. По­ бывав здесь однажды, хочется прий­ ти сюда еще и еще. И всегда в клубе интересные новости. На сей раз ребята показали книгу Лермонтова «Сказка для детей», по­ лученную в подарок от Тани Бесико­ вой. Таня, несмотря ка то, что за­ кончила школу пять лет назад, не­ смотря на то, что уже четвертый год учится в Ростовском педагогическом институте на художественно-графи­ ческом факультете, является актив­ ным членом «Алого паруса». По­ даренная книга уникальна. Пе­ реплет сделала Таня, текст сказки написан рукой Таки, и, наконец, ил­ люстрации сделала тоже Таня. К большему сожалению, экземпляр книги всего один и увидеть се смо­ гут немногие. Поэтому «Бригантина» решила показать несколько рисунков НТО ЛЕМТЬ С м т н ш ш и ? I Однажды я к<ж будто про­ снулась. Огляделась и порази­ лась тому, как-неинтересно мы живем, я имею в виду наш класс. Ведь мы все спим, а на­ стоящей жизни не знаем. Каж­ дый в своем уголке. А как чуть касвется дела, и «носа не кажем». Конечно, нельзя ска­ зать, что в нашем классе не ведется никакой работы, на­ против, по успеваемости он считается одним из лучших. На конкурсах, слетах, сборах ма­ кулатуры и металлолома почти всегда занимаем первые места. Но если посмотреть глубже, окажется, что всю работу не­ сут на своих плечах девочки. А мальчишки? * Сейчас все девятые классы нашей школы готовят агит­ бригады для летних поездок в колхозы. Интересное занятие. Тут каждый может проявить свой талант, а, главное, предо­ ставляется возможность от­ дать дань благодарности тем людям, кто выращивает хлеб. Но по.пре}((нему мальчишки равнодушны. Спеть песню — пусть Марина, станцевать — Нина, сыграть в интермедии — да деачоикам это лучше всего по-дойдет. Вспоминается мне работа в колхозе этим летом. Полоть бесконечные грядки капусты - дело не из легких. Но работа­ ли весело, хотя веселья у дев­ чонок убавлялось, когда прихо­ дилось сверх нормы проходить повторно те грядки, которые недобросовестно пропололи мальчишки. Н на таких постах, как комсорг, член школьного комитета, член редколлегии, мальчике в нашем классе не найдешь. Но, может быть, нельзя в этом винить только их одних? в чем-то, может, и мы, девоч­ ки, виноваты? Положим, в том, что недостаточно принципиаль­ ны е ними. Какой бы проступок мальчишка не совершил, он может надеяться на то, что его не осудят, а попросту промол­ чат. А если же кто-то попыта­ ется возмутиться, его слова за- С работами Таин Еасиковой знако­ мы уже многие. Прошедшим летом се рисунки на лермонтовские темы показывали по телевидению в пере­ даче «Наш Лермонтов». Недавно с ними познакомился док­ тор филологических наук, профессор Ленинградского университета, со­ трудник Пушкинского дома, старей­ ший лермонтовед, редактор и орга­ низатор Лермонтовской энциклопе­ дии В. А. Мануйлов. Вот что написал известный ученый; «Милая Таня! Мне предоставилась возможность ознакомиться с альбо­ мом Ваших рисунков, связанных е жизнью и творчеством Лермонтова. Спасибо Вам сердечное, я верю в Ваше дарование. Мне большое удо­ вольствие доставило знакомство с этим прекрасным альбомом. В. Ма­ нуйлов». ;Глушит многоголосый хор за­ ступников. А от этого доужба в классе не становится крепче. На комсомольских собраниях мы обычно обсуждаем вопро­ сы об успеваемости и поведе­ нии. Если кого-то надо ругать, то это делает классный руко­ водитель. Экстренных собра­ ний у нас вообще никогда не гтроводилось, хотя поводы для этого были. Какими сипами можно под­ нять ребят, особенно мальчи­ шек, на интересные дела? Мо­ жет, есть школы, в которых все по-иному? Если читателей «Бригантины» не оставит равно­ душными мой вопрос, пусть они напишут, расскажут, поде­ лятся опытом. Лена ДОБРЯКОВА. девятиклассница. г, Липецк.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz