Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ Большая школа | Ч Л Е Н Г О Р К О М А ! С ТРОЙКА вошла в его Судьбу в самом начале самостоятелышй жизни. ККЦ-1, стан «2000», пятая домна, ККЦ-2... Большая стройка, большая школа. И каждый день — акзамеиы. Пришел 8 бригаду после учили­ ща, на руках четвертый раз­ ряд. Кое-кого »то задело. «Мы годы работаем, и то не имеем четвертого»... Значит, надо доказать, что соответствуешь. А тут как раз попал в авто­ мобильную аварию, СНЛЫ 10 ушиб плечо, которое болит й неделю, и вторую. Но боль­ ничный не взял. Надо было отстаивать свой четвертый разряд. Фандюхия - строитель со­ стоялся 'Сразу. Еще в далеком деревенском детстве приуч'чли Николая к труду. Пуговицу оторвал — пришей, требовалв мать. Отец давал в руки то лопату, то грабли, а позже и косу да вилы. Так незаметно, сызмальства вселилась в дущу потребность в работе, без кото­ рой -уже не представляешь сво­ его существования. На строительстве второго кислородно-конверторного цр- ха фандюхин работал уже ?а- мерщиком в группе подготов­ ка производства первого уд- равлеивя «РговрстокВлсртро- модтан^». Равдобыл себе в б??!- товку раскладуш^ку и. сляй* лось, недедящ! не уходил со СТР 5 ЙИ 1 . Зай'етро д о х у д ^ и осувулся, одвг^р глаза СЩД- лиев ввобыкяоренным азар­ том. Те дйй ЦиколаЙ считает, может, главчумв • жизни. Ои стал »* бо лш ой стрО^де сво- нм человеко>«. окончательно понял, что %то его стдхия. Это повял» и другие. Нико­ лая ф авдю хин а . избирают де­ легатом на XVII съезд комсо­ мола. На съм де — в часу з а ­ седаний, в мМуТЫ В0Л8УЮ1ЧЙЛ встреч особенко остро отущ ал себя частвдей огромн,й| ар­ мия, имя которой — КОЦСОМОЛ- (^ейчас Николай Фандюхнн по-прежяему работает: замер­ щиком. Берет чертеж, смотрит; так ,-здесь по проекту нужно установить осветитель или там еще. что-то ■— у злектромон- тажндков их не счесть, 9ти.х деталей и узлов. Потом надо вымерить в железных лабирин­ тах иовостройкй, где и как разместить, придумать, как кре­ пить. В чертежах-то предус­ мотрено далеко не все. Постоянно среди людей, по­ стоянно на людях. Сотни взгля- ДО'В, как рентгеновские лучи, просвечивают тебя насквозь, исследуют до донышка. Фандюхииа уважают на стройке. Его избрали членом комитета комсомола треста «Липенкстрой», членом РК ВЛКСМ, членом бюро горко­ ма комсомола. Пожалуй, даже слишком много возложено на одного человека, и Николай временами ' остро чувствовал нехватку времени. Впрочем, общественные дела так увлекли его, что без них уже не мог. В общежитии Фандюхииа стали звать «комиссаром». Все знают, что в своей комнате он дернгит «железный» рядок. Ие дай бог кто окурок положит мимо пепельницы. Да и дымить слишком много не разрешает. Однако комната Фандюхииа, как кают-кампа- ния, притягивает многих. Ред­ ко когда не застанешь здесь гостей. Фапдюхину от этого, конечно, беспокойнее жить. 1-1о и — интереснее! С полсотии его книг — у соседей пг ....... этажах и теперь даже трудно предположить, когда они снова возвратятся, зачитанные, до дыр, к хозяину. В эту комнату заходят разным. Поспорят двое и про­ сят” Фандюхииа; «Рассуди, ко­ миссар». Переживает человек личную неудачу и опять к ко­ миссару — за сочувствием, поддержкой. Иной заходит воз­ бужденно радостный. — Николай, я женюсь. Пой­ дешь ко мне в свидетели? — Да ну как же так сразу? — смутится Николай. — Мы ведь совсем мало знакомы. — Ну, и что! Тебя сразу .видно, свой парень, прямой. Девять раз уже выпадало ему быть тамадой молодеж­ ных свадеб. И гости, и хозяева оставались очень довольны з а ­ певалой праздника, этим весе­ лым, остроумным парнем. Другим представляется Фаи- дюхин в деловых ситуациях. Вот идет заседание бюро гор­ кома комсомола. «Разбиралот» одного. райо.нного комсомбль- Сг}СОго работника '■ ■ мероприятие. Изложена суть дела, члены бюро начинают вы­ сказывать свое мнение. Фан- дюхй» резок, категоричен; «Ес-' ли человек не выполняет по­ рученного, зачем его тогда вообще держать на этом ме­ сте?». Это не юношеский мак­ симализм, зто комсомольская, рабочая принципиальность. А недавно я увидел Фандго- хина грустным. В тот день проходила городская отчетно- выборная комсомольская кон­ ференция. До начала, в перерывах зву­ чат песни, выходят в круг танцоры, слышатся шутки, смех. Комсомольский празд- А Фандюхин невесел. Ои переживает свое прощание с комсомолом. Был членом комитета комсомола треста —- в новый состав уже ие ввели, членом райкома тоже больше не выбрали. Сегодня вот кон­ чаются его полномочия члена бюро горкома. Да, ему 28... ...А потом качались выборы. Молодого коммуниста Нико­ лая Фандюхииа снова избрали членом бюро горкома комсо­ мола. Значит, не кончилось его комсомольское время. И се­ годня рабочий комиссар- снова в гуше молоделгных дел, каж ­ дым своим поступком утверж­ дая высокие принципы Ленин­ ского Союза Молодежи. С. БРОВАШОВ., П о ч и н п о д д е р ж а н Токари С. Лаврищев, А. Иван­ ников, В. Москалев и сверлов­ щица И. Герасимова, достойно встретив 6^-летиа Октября, стремятся не снижать удар- ны5 темп в труде. Эти комсо­ мольцы вместе с коллективом смедЫ мастера В. Юикинда од­ ними из первых на Елецком за­ воде тракторных гидроагрега­ тов откликнулись па почин москвичей — выполнить план трех лет десятой пятилетки к 7 октября 1978 года — первой Ьдодщине новой Конституции СССР. Эта инициатива нашла ши­ рокую поддержку на заводе. Опыт работы передовых ста­ ночников сейчас изучается в школах коммунистического тру­ да. ^ И. МЕТЕЛКИНА. Ш е ф ы у д а р н о й таких встреч перед школьника­ ми выступили молодые рабо­ чие, передовики производст- в | , участники облайной ком­ сомольской стройки. Это — от- ПрбфСССйЯХ, в Ш , том, каких успехов 5СбИ.Л1!СЬ. " »сем ведавно на одной из ОРЛОВ. Д О ОТКРЫТИЯ слета еще больше часа, но у входа 8 корпус «А» уже очень многолюдно. И это понятно: на слет студенческих строи­ тельных отрядов института многим хочется попасть. Осо­ бенно тем, у кого первое тру­ довое лето еще впереди. Но зал, к сожалению, не может вместить всех желающих. И дежурные непреклонны: вход только по пригласительным... ...Веселые разговоры, смех, воспоминания о минувшем ле­ те волной переливаются от одной группы политехников к другой. Многие парни и д е ­ вушки в стройотрядовских 'куртках. Вот плотным кольцом окру­ жили бойцы отряда «Эксер- гия» своего командира Бориса Тужикова. Подошли к нему и — Скажи, Борис, откуда появилось такое название у отряда, как он создавался! — У нас на металлургическом фа.культето вошло в традицию создавать студенческий строй­ отряд из двух групп тепло энергетиков. А название придумали наши старшие вариш.и, означает око—«! кая степень работоспособно — Где вы работали нынеш­ ним летом, что сделали! — Наш объект был в селе Урицком Тербунского района, в колхозе им. Мичурина. За ­ канчивали строительство живот­ новодческого комплекса, а начинали его, кстати, бойцы «Эксергии-76». Работали все хорошо. Да иначе и нельзя было, ведь минувший трудовой семестр проходил под де*и- зом: «бО-яетию Великого Ок­ тября—достойную встречу!». — А как вас встретили в колхозе! Бельшиистао ребят ведь впервые выехали в строй- — Да, для многих из нас это было первое строительное ле­ то. Но недоверия К себе мы не почувствовали. И, конечно, в этом заслуга наших предше­ ственников, бойцов, из «Эисер- ЛЕНИНЕЦ ГИИ-76», которые показали, как ле.дец. Чистили мь1 и старые могут работать студенты. И колодцы. Работа вта нелегкая, тем больше была наша ответ- но необычная, интересная. И к ственность: , надо оправдать воде относитцея стели по-дру- доаерие! тому, почувствовав, как она ссо—рабочий экзамен ^ Подари людямколодец.. в институте, готовясь к лету, мы получили профессию бе­ тонщика, Хотелось быстрее попробовать себя в деле. Но в первый рабочий день лишь разбросали несколько куч па­ ска. Настоящая работа — 15 машин бетона — началась на второй день. И... первый наш «бетонный блин» получился ко­ мом. Забетонированная пло­ щадка напоминала вспаханное поле... Но это вначале. Потом дело наладилось. Работали мы добросовестно. И сделали бы гораздо больше, если бы снабжение не подва- И отдыхали мы по-бойцов­ ски. Провели вечера, посвя­ щенные Дню строителя. Дню металлурга. Много было спор­ тивных соревнований по фут­ болу, волейболу, баскетболу, шахматных и шашечных турни­ ров. Даже устроили конные соревнования. Подружились со школьника­ ми. Передали семьдесят книг библиотеке села... — У вас, наверное, прово- дияись субботники... — -Конечно, на первом — убирали территорию лагеря, оформляли ее. А второй суб­ ботник, чтобы остааит 1 ; о себе добрую память, поеаятили рытью колодца. Целый день трудились в поте лица, но зато теперь * селе есть новый ко- достается людям. Ведь в горо­ де мы привыкли видеть ее б е ­ гущей из кранов... Постарались мы и на пропол- Хорошо работал с нами наш подшефный Сережа Гайдаш из сорок девятой школы. Было раньше на его счету не­ сколько проступков, но. в об­ щем он оказался неплохим парнем. Помогал нам Сергей и в организации вечеров, вы­ пуске «боевых листков», участ­ вовал в соревнованиях. И мы верим, что в это трудовое пе­ то он многое понял, на многое посмотрел другими глазами, научился видеть настоящие ценности в жизни... Наша беседа прерывается. Начинается торжественная часть слета. Занимают свои места члень! президиума. Здесь — представители парт­ кома, ректората, комитета ВЛКСМ, лучшие бойцы. Стоя, приветствуют делегаты слета и гости трудовое знамя ССО. Оно вручено политехни­ кам за побеЯу • социалистиче­ ском сбревнованни студенче­ ских строительных отрядов об- Один з а другим поднима­ ются на сцену командиры сводных строительных отря­ дов. Они ралорггуют слету о проделанной работе. 539 членов ССО освоили 1 милли­ он 200 тысяч рублей на строи- тельн^^х .объектах нашей обла­ сти, прочители 118 лекций, да ­ ли 32 коицерта, отремонтиро­ вали 12 шко-л, перечислили в фонд строительства города Га­ гарина. ]М00 рублей. Бо%ы механтлрованного отрш а «Жатв^77» оказали большую помощь работникам с е л ь е ф - , го хозяйства на уборке уро- Подробно анализирует рабо ­ ту стройотрядов командир зонального штаба ССО В. Со­ рокин. Он отмечает ударную работу многих отрядов. Гово­ рит и о недостатках. Учиться надо и на ошибках... И вот ■— самые торжествен­ ные минуты. Вручают награды победителям: , отрядам «Энер- Каждый делегат слета, каждый боец стройотряда, аслушиваясь в эти «тысячи», может вспом­ нить усталость после трудово­ го дня и -радость удовлетворе­ ния,-которая всегда приходит к человеку, хорошо сделавше­ му свое дело. И каждый из них с полным правом может повторить гордые слова Вла­ димира Маяковского; «Это мой труд вливается в труд моей республики!». Утверждая будущее, ' сво­ ими руками приближая его, трудились наши стройотряды ачера. Во имя этой же высокой цели будут работать они з а ­ втра. Как эстафету, команди­ ры студенческих строительных отрядов вручают будущим бойцам ССО свои отрядные Радость совместных открытий Т А!чОГО че.товека н слс вом-то зовут удивителг но скучны.м — «серый» Серая личность. Даже не нс тому, что ои что-то ие зиде А потому, что он может ос­ таваться глухим не только к окружающим людям, но и к самому себе, к собственным переживаниям. Ои не слышит грлоса радости и тревожного зова. Он не замечает, что наступил на ногу соседу, ■толк­ нул его, оттеснил плечом или локтями, оскорбил. Это не рав- ч т о т а к о е « Э к с е р г и я » ? НА СЛЕТЕ ССО р о ж д а е т с я в с о д р у ж е ст в е НАД ЧЕМ РАБОТАЮТ СТУДЕНТЫ Л ПИ И и н ж е н е р ы н л л г з с от в о р и с ебя ... ЗАМЕТКИ ПЕДАГОГА н а ш в е р н и с а ж ГИЯ», «Русичи», «Товарищ». Многие бойцы' стро-ительных награждаются-Почетными гра­ мотами ЦК ВЛКСМ, обкома ВЛКСМ,., льготными туристи>|е- скими путевками в Болгарию. Ко.мандиры и комиссары от- рядов-победителей рассказы­ вают о работ*, называют циф­ ры освоенных:, капиталовложе­ ний. Чтобы помять их гордость, их радость победы, нужно уаи- деть и почуасяовать, что стоит за этими цифрами, как рож/^в- ■юношей и ”де’.-' знамена — символ трудовой славы, символ преданности делу. Они уверены, что те, кто станет под эти знамена буду­ щим летом, сохранят верность добрым традициям институт­ ских стройотрядов, Бойцы ССО-78 не .. уронят трудовой славы старших товарищей, обязательно продолжат ее, откликнувшись на об>ращение участников слета ССО-77. Репортаж подготовили; Л. ЗНАМЕНЩИКОВА, Ю. СЕЛИВАНОВ, Г. ФЕДОТОВ, студенты ЛПИ. УЧАТСЯ АКТИВИСТЫ Недавно в лагере «П ортех- ник» прошла учеба комсо­ мольского ащ !в а ЛПИ. В ней приия.чи учдсУтце шестьдесят человек —■ секретари факуль­ тетских и курсовых бюро ВЛКСМ, комсорги т— перво­ курсники, председатели учеб­ но-воспитательных комиссий. На. пленарном заседании ------------ института, ^<елезнов. Ои рассказал о перспективах развития вуза. Здесь же, в «Политехнике», студенты провели вечер отдм- В. СОРОКИН, зам. секретаря комитета ВЛКСМ ЛПИ. В Липецком педагоги­ ческом институте открылась фотовыставка работ А. Козина. .Александр — один из самых активных членов нашего клуба «Парабола». Многим читате­ лем, наверное, запомнились его снимки в студенческих вы­ пусках газеты. Д а и не только в студенческих. Его объектив не раз запечатлевал и завод­ ской цех, и колхозное поле, и школьный класс, и замечатель­ ные пейзажи, Сегодня мы представляем в нашем выпуске одну из работ, представленных на фотовыстав­ ке. .Называется ■ втот пейзаж . «Ожидание весны». нодушие. Это, на мой взгляд, страшнее — глухота! При­ смотришься — человек. При­ слушаешься — пустота! Только 9X0. Хотя даже эхо бывает разное. А здесь все одинако­ вое; мысли, чувства, одежда, .прическа, выражение лида. Все одним цветом —- серым. И беда, если такой человек станет инженером или отк,ооег дверь в школьный класс. По­ следнее, еще страшнее; он будет общаться с детьми. ,..|Выпускник поступает в ин­ ститут. Ох, уж эти экзамены! Сколько; слез, радостей и... перлов они рождают. Вот во­ прос к абитуриентам; «Каких современных., советских .ху ­ дожников вы знаете?». После .знаменитой л «чеховской», паузы ■ре- тн сказать, все они жили, как выясняется из ответов, начи-, ная с середины XVIII века и вплоть до наших дней)'. ■А советские композиторы?.. Весьма часто к ним причис­ ляют Чайковского, Огинско- го.... Зато Пахмутовой, Бюль- бюль-оглы, Магомаеву и Тух- манову.явио повезло их зна­ ют многие. Выпускники разных школ, ответы которых были почти одинаковы... Проводили анкетирование и средН; вы пускников .Н ад еж да , что за вре'мя обучения в инсти­ туте у студентов появился ин­ терес к искусству, потребность в нем, к сожалению, потускне­ ла. Вот круг и замыкается. «Нас этому не учили!». Пра­ вильно, как в школе — «это мы не проходили, это нам не зада ­ вали». А мы говорим о росте самосознания. Мы ломаем копья по поводу проблем НТР‘ и духовного развития личности, ' Называя определяющий мо­ мент в выборе профессии педа­ гога, питомцы нашего вуза го- — Я очень люблю детей! — Я хочу, чтобы мои воспи­ танники знали очень и очень много, чтобы они были куль­ турными людьми,: на которых хотелось бы походить другим... Все правильно, именно для этого мы и учимся, работаем. И опять—но... Кое для кого главное — это . ие ■ завалить сессию. Что же касается бес­ покойства за правилышеть вы­ бранной профессии, волнения за непосредственную работу с детьми в недалеком будущем, всего этого иной студент и не знает. В то время, как годы пребывания в институте дол­ жны быть для него непрерыв­ ным экзаменом его педагоги­ ческих данных и, что самое главное, лостоянным обога­ щением духовного мира. Был у меня один студе,ит, Виктор Кайрородов. Учился- ои, кстати говоря, неплохо. И внешне симпатичный парень. Только вот как-то неуютно с ним было. Постоянное ворча­ ние на всех и па все отталки­ вало от него. Он еоверщенно- не за.мечал этого. Напротив, стрёми-чея везде и всюду вы­ лезти вперед со своим катего­ ричным . мнением, абсолютно необоснованным' и.„ никому н е ; нужным. Не нужным потому, что на курсе все уже знали: в самом лучшем случае Внгьки- но 'Мнение может совпасть лишь с несколькими абзацами учебника, которые он предва­ рительно отчеркнул карандаши­ ком. Все! А остальное... «Не участвовал. Не .принимал. Ие ездил.- Не видел. Не готовил­ ся»... Это — ответы на вопро­ сы о.творческих кружках, кон­ ференциях, музеях, выставках, экскурсиях и ,так далее. Нет,- он не ссорился с людьми, на него: попросту не обращали внимания.; Он был неприятен собственной безликостью. И вот — школа;.. В первый же день — конфликт чуть ли не со всем коллективом. Тра­ диционная причина; его не по­ нимают! Дети «разгадали» его чуть-Позже. С Виктором Сер­ геевичем, оказывается, ужас­ но скучно. Он ни на минуту не задерживается в классе после звонка. Журнал под мышку — и скорее к выходу. Он так бо­ ится этих вечных 1 Уебячьих во­ просов, ответов на которые нет в институтских учебниках. С этим он и шел по жизни. Он кричал на уроках, срывая зло на мальчишках и девчон­ ках, которые откровенно смея­ лись над его серостью. Каждый урок превращался в пытку. Трудно, действительно, почув- сгвовать собственную никчем­ ность- Кайгородов ушел из шко'лы. Никто не жалел. По он пошел работать с другими. людьми... С чем, с каким духовным багажом, с какими увлечения­ ми придут паши выпускники к детям? Это не праздные во­ просы. Их сегодня ставит жизнь. Их остро ставит партия, подчеркивая качество воспита­ тельной работы. Д а, студенческие годы 1 !е должны быть временем зуб­ режки, безмыслия. Чрезвычайно важна про­ блема приобщения студентов к художественным ценностям с помощью широкой сети городских культурных учреж­ дений; театров, картинной га­ лереи, библиотек, различных творческих клубов и объедине­ ний. Это -— путь к всесторонне развитой личности. Мы в своем вузе попытались привлечь студентов к творче­ ской деятельности. Создали дискуссионный, клуб. Название мы взяли у В. М. Шукшина «Точка зрения». Так назы­ вается Одна из его повестей, которая положила начало на­ шему разговору, нашим встре­ чам. Приходят студенты раз­ ных факультетов, инженеры Гипромеза, студенты политех­ нического института, журнали­ сты. Приходят интересные лю­ ди, наши друзья, знакомые. Самое главное — мы учимся: слушать и уважать миепи% других, говорить, спорить, удивляться. Мы читаем стихи. Слушаем: «Алису в стране чудес»; Чита­ ем и обсуждаем пьесы А. Вам­ пилова, А. Осецкого. Открыва­ ем для себя заново, а многие и впервые, произведения В'. Астафьева, В. Распутина, Ф. Абрамова. Спорим о филь­ мах С. Соловьева, С. Ростоцко­ го.,. Пропагандируем новинки литературы. Устраиваем вы­ ставку репродукций .М. Чюр­ лёниса... Наш клуб — не замкнутая организация. Приходят ж ела ­ ющие независима от возраста, уровня образования, места работы, учебы. Иекоторые ос­ таются с нами. Нам интересны все. Кто-то уходит. Дело доб­ ровольное. А мы — учимся... Мы — за радость совместных открытий. Поэтому и девиз ■клуба , студентов педагогиче­ ского института: «Давайте размышлять — вместе, трево­ житься — вместе, искать исти­ ну — вместе». Мы только начинаем. Мы пробуем. Создаем себя сами. О. КАЗАНСКИЙ, кандидат педагогических наук ЛГПИ . Торжественно и празднично было в этот вечер в актовом зале Лебедянского педагоги­ ческого училища. Здесь собра­ лись любители поэзии, чтобы познакомиться с новыми сти­ хами советских авторов, а так­ же послушать еще 'раз про­ изведения, уже полюбившиеся им. Этот вечер, посвященный творчеству Владимира Маяков­ ского, Сергея Есенина, Мари­ ны Цветаевой, Евгения Евту­ шенко, Беллы Ахмадулиной и Тропинка на Парнас других советских поэтов, под­ готовили и провели книголюбы училища. Такие вечера здесь стали уже традиционными. Литератур­ ный кружок, созданный кни­ голюбами, объединил всех ребят, увлекающихся поэзией. И название ему выбрали они не случайное — «Парнас». Привлекает внимание уча­ щихся и газета кружковцев под названием «Лира», в ко­ торой они помещают свои сти­ хи, рассказы. А стихотворения И. Живых и В. Зайцева часто печатаются в районной газете «Путь Октября». Разнообразна и содержатель­ на деятельность клуба, душой и руководителем которого яв­ ляется секретарь правления первичной организации добро­ вольного общества любителей книги Александра Тамбовская, Немалый интерес представ­ ляет и работа кружка, создан­ ного при библиотеке педучи­ лища. Руководит им заведую­ щая библиотекой 3. С. Стрель­ никова. Члены его 'активно пропагандируют общественно- политическую, военно-патрио­ тическую, научно-техническую и художественную литературу. Г. ПЕРЕСЛЫЦКИХ. - Н ! . В УЗ и ЗАВОД... Сегодня такое сотрудничество представляется естест­ венным, необходимым. О том, как связывает свою работу с производством кафед­ ра «Промышленный транспорт» ЛПИ , наш корреспондент попросил рассказать кандидата технических наук П. А. КОЗ- Е ТАК давно в Ли- проходи.ча конференция по со­ вершенствованию работы транс­ порта металлургических заво- до-в. Выступая на ней, дирек­ тор НЛМЗ С. В. Колпаков сказал: «Для пас ие проблема выплавить металл, не проблема — прокатать его, для нас про­ блема провезти его по заво- Мо,жст, удивится сейчас не­ сведущий человек, но я могу заверить: проблема эта имеет самое прямое отношение и к нашему вузу. Объясняется все просто. Од­ на из причин , «транспортных бед» на заводе — недостаточ­ ность научных исследований в э т о й ; области. Руководствр транспорта НЛМЗ энергичцр и настойчиво ищет пут» V" шения организации егр ра( боты. Многое делают в этом направ­ лении и ученые, студенты ка­ федры «Промышленный тран­ спорт» политехнического инсхи- Траиспорт Новолипедкого —• это четыреста километров пу­ ти, пятнадцать станций, в пе­ ревозочном процессе участвуют свыше ста локомотивов н ты­ сячи вагонов, здесь трудится около трех тысяч человек раз­ ных специальностей. Эффектив­ ная организация работы такой сложной системы является весьма трудной научной и практйческой проблемой. Трудность состоит в следую­ щем. При традиционном подхо­ де транспортная система пред­ ставлялась в в^^де суммы эле­ ментов, то есть как некий конвейер. Но, как показывает практика, даже самые • точ- •ные математические формулы давали неверные результаты. Так. несколько лет назад в Минске собрались 'видные представители транспортной науки, чтобы сопоставить раз-, личные . методы определения необходимого чи?ла путей н« станции. Им предложили сде­ лать это па коикрстпом объек­ те. Результат был- неожидан­ ный: потребное число путей по расчетам колебалось от пя­ ти до пятнадцати... Крупный транспортный объ­ ект — целостное образование ц требует соответствующего, си­ стемного метода исследования. Дело в том, что сложная си­ стема имеет свойства, которые не выводятся однозначно на свойств составляющих ее эле­ ментов. Нагляднее всего это можно пояснить на живом ор­ ганизме. Зная характеристики всех отдельных атомов чело­ веческого ортаиидма, вовсе нельзя судить, скажем, о ха­ рактере и умственных способ­ ностях человека. Теснейшая связь составляю­ щих элементов обусловливает невозможность расчета узлов по частям. Вот такой пример. Во время Великой Отечест­ венной войны одна из желез­ нодорожных станций не справ­ лялась с работой — не хватало путей для приема поездов. Провели неожиданный экспе­ римент — закрыли парк,- со­ стоящий из нескольких путей. И положение было исправлено. Оказалось, что резко умёнъиш- лрсь дзаимиые Задержки поез­ дов, рм ратилась н{Производя- тельиая занятость всех остЩ ? н щ путей;.,.. Отсутствие нужного мате- Чтобы действительно оце- боты составлялся в течение ие- уатцчеркрго аппарата придо- ндтц эффективность предлага- скольких месяцев, то, с по- Днт к тому, что н4 практику емых принципов, была разра- мощью ЭВМ это осуществляет- пользущтся громоздкими гр^- ботана методика моделирова- ся за два-три часа, фвчёскнми расчетами. Так, при нйя транспортных систем на — Студентам, конечно, по разработке технологического ЭВМ. Реализована она в виде душе роль исследователей... процесса транспорта завода со­ ставляются планы • графики работы всех станций. Техотдел железнодорожного цеха зани­ мается этим в течение не­ скольких месяцев. Возможность создания гиб­ кой о р г аш тц и и тран сп ор т а , наиболее сфтветст^ующей ре­ альной неравномерности ваго- иопотоков, и исследует сейчас наша кафедра. Уже сфорщ - л основные прийцищ рованы такой организации, изучецу требованнд ее К йлапу форми- р о в аи р перев^| 0 ^^ графику дзи5кёния н контактным графи- комплекса сложных машинных программ. Это пока что един­ ственная в стране методика, позволяющая моделировать т а ­ кие сложные системы, как транспорт металлургического предприятия. Сейчас уже сформированы подробные модели основных станций завода. Однако глав­ ных результатов следует ожи­ дать от расчетов с помощью модели всего транспортного уз ­ ла, которая такж е .реализуется впервые. Такая модель будет сформирован^ к будущем гд- ду... Но вот прйятиый итог: е«лй вручную один вариант ра- — Безусловно! Ребята ока­ зывают значительную помощь. С третьего курса в учебные программы у нас введено изу­ чение метода моделирования. Студенты собирают дашше о работе станций, обрабатывают их, выводят закономерности,— все это необходимо для фор­ мирования модели узла. Еже­ годно 10—15 дипломных про­ ектов выполняются с использо­ ванием метода моделирова­ ния, причем, часть из них — по реальным объектам. Результаты научной работы студенты сообщают на инсти­ тутских и других конференци­ ях. Так, в нынешнем году шесть студентов — ереди них Ленинский стипендиат А. По­ пов, отличница учебы Л. Пол­ тавская — участвовали во Все­ союзной' конференции по при­ менению вычислительной тех­ ники на транспорте. Полученные знания и опыт выпускники института исполь­ зуют и в своей работе. А. Попов стал научным сотрудником ка- юдры. Выпускник ЛПИ 1 . Пикалов занимается мо,;е- лированисм проектируемых станций в Липецком филиале Гипромеза... Конечно, институт делает все возможное, чтобы студент прежде всего получил необхо­ димые знания. Но ведь кал:- дое предприятие, приглашая молодого специалиста, рас­ считывает на то, что приобре­ тает человека, у, которого есть и новые идеи, и представления о том, как реализовать эти идеи применительно к данно­ му пронзводству. Словом, нуж­ на творческая личность. Но учить творчеству — не значит предложить «поиграть» в творчество. Д ать серьезное де­ ло нам может только пройз- водство... — Связи с заводом... — Вот именно. Всю работу мы проводим в тесном кон­ такте с работниками транспор­ та НЛМЗ. С большой охотой содействуют этому замести­ тель директора завода по транспорту Б. И. Гордин, на­ чальник железнодорожного цеха 6 . И. Кисиль. Некоторые находки унте внедрены и по­ зволили получить экономиче­ ский эффект в несколько сот тысяч рублей. ' Работы по ■ моделированию привлекли и внимание проекти­ ровщиков. По инициативе ру­ ководителя группы отдела генерального плана , и транс- парта филиала Гипромеза, Ю, И. Писаренко составляются модели проектируемых стан­ ций и проводится их всесторон­ нее обучение. Под руководст­ вом начальника вычислитель­ ного центра А. А. Максименко программы переводятся на язык ЭВМ, чтобы расчеты можно было производить не­ посредственно в филиале... Можем похвалиться: резуль­ таты работы неоднократно з а ­ слушивались на всесоюзных конференциях, приплекая вни- мапие н ученых, и производст­ венников. Представитель сек­ ции промышленного траиспорч та комитета по науке и тех­ нике при Совете Министров СССР предложил обсудить их, на заседании секции. — Есть, наиерное, —- Конечно. И немалые. Проблема гибкой оргаиинзации работы транспорта и исследо­ вания М6ТОДО.М моделирова­ ния весьма сложная. Для эффективного .ее решения тре­ буется много грамотных спе­ циалистов — и в области орга- низащш работы транспорта, и в области вычислительной тех­ ники. К сожалению, работы ограничены рамками хоздо­ говора. Нужна специали.зиро- ваниая лаборатория, состоящая и.з 15—20 научных сотрулииков. Институт совместно с НЛМЗ {по.ччеркну: опять-таки — сов­ местно!) обратились' в Мини­ стерство черной .металлургии с просьбой организовать паи ЛПИ собственную отраслевую лабораторию. Решения пока еще нет. Но мы верим, что т а ­ кая лаборатория у пас будет. Настоящая база, надежный мост между наукой и произ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz