Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ ^ Г ) ПРОСТОРНОЙ комнате I ) комитета комсомола треста «Промсгрой» в тот вечер шли жаркие споры: подводили итоги десятого, юбилейного, смотра научно- технического творчества моло­ дежи треста. Он проходил под девизом «Пятилетке эффектив­ ности и качества—энтузиазм и творчество молодых!» Но вот названы лучшие новаторы, по­ бедители смотра. Результаты неплохие: за год комсомоль­ цами подано свыше 200 пред­ ложений, экономический эф­ фект от внедрения которых составил более 300 тысяч руб- Однако комсомольские акти­ висты, члены жюри не расхо­ дились: как-то сам собой завя­ зался разговор о рационали­ заторстве, о. том, что побужда­ ет молодежь искать, что сти­ мулирует творчество? —Знаете, . другими глазами увидели мы в тот день парней, которых вроде бы хорошо зна­ ли и до этого, — вспом­ нил потом секретарь комитета ВЛКСМ тре­ ста Геннадий Глазков. — Очень уж впечатляющими бы­ ли цифры экономии от рац­ предложений, Широк диапазон поиска молодых. Мы особенно остро вдруг поняли: а ведь- для наших ребят рационализа­ торская работа — это не «хоб­ би» и не случайно подмечен­ ная возможность что-то где-то улучшить. Это естественная потребность — не проходить мимо объекта, конструкции, если видишь, что можно вНе- . сти изменение, улучшить про­ ект, облегчить операцию... ' ' ЭФФЕКТ ТВОРЧЕСКОГО . СОДРУЖЕСТВА Нет, название «комсомоль­ ско-молодежная творческая. группа четвертого стройуправ­ ления» не обезличивает... Груп­ па эта объединяет пять-шесть индивидуальностей, усиливает их творческую мощь...Даа де­ сятка рационализаторских предложений ^— более шести­ десяти тысяч рублей экономи­ ческого эффекта...Это уже ли­ цо коллектива. Копи уж рассказ о рациона­ лизаторах СУ-4, работающих, в основном, на строительстве Добринского сахарного заво­ да, начат с цифровых выкла­ док, уместно будет привести Каждая статья, каждая стро­ ка Основного Закона нашей страны — плод коллективного творчества советского народа, ето.г величайших экономиче­ ских, политических, социаль­ ных завоеваний шестидесяти лет ' эпохи Октября. Именно поэтому изу­ чение Конституции неразрывно связано с Изучением истории нашей Родины, задачами, ко­ торые решают сегодня партия и государство, с конкретным ана­ лизом. практики социалистиче­ ского строительства. Закономерно, чтб нынешний; учебный год в системе комсб- . мольской политической .уче­ бы проходит под , знаком глубокого интереса к новой ' Конституции СССР. Более ше­ сти тысяч комсомольцев и мо­ лодежи области ' занимаются! сегодня по программе курса «Конституция развитого со-- циализма». Во многих кружках эти за­ нятия организованы умело, ув­ лекательно, творчески. Основ­ ным их, содержанием стано­ вится принципиальный, взврл-. нованный разговор о делдд и планах молодых людей, о тех возможностях и перспективах, которые открывает перед ни- . ми социалистическое госу- даоство. Естественно, особое внима­ ние привлекают статья разде­ ла «Государство и личность». Здесь большой простор для пропагандиста, стремящегося дойти до. каждого, тесно пе­ реплести общетеоретические вопросы с повседневным тру­ дом коллектива. По этому пути идут, напри­ мер, в кружке, действующем в, комсомольской . организации липецкого магазина, «Детский мир». Знакомясь с ' материала­ КОНСТИТУЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ, ЖИВЕТ, РАБОТАЕТ КШШ1Ш11111шшниии1иипи91 еще несколько краснорсчивь1Х данных. Возраст членов творческой группы—от 22 до 27 лет. Ком­ сомольцы, молодые коммуми- сты. Инженеры, бригадиры, монтажники. Насколько же эф­ фективно их содружество? Комсомольцы СУ-4 — инже- 1ниш1811ев1ш»и&ш111иш111П1НЕк го завода работал не один че­ ловек. Все, казалось бы, учли, все рассчитали... Но... на месте, на строительной площадке зоркий глаз новатора заменил, что можно проект изменить, упростив технологию... Баранов и Шаталов предло­ жили производить бетонирова­ время, чтобы разработать и от­ шлифовать шесть рационализа­ торских предложений, которые внедрены с экономическим эффектом более 25 тькяч руб­ лей. А среди них немало весь­ ма сложных по инженерному решению, например, измене­ ние конструкции угловых оло^а Гражданам СССР в соотаетсгвии с целями коммуни­ стического строительства гарантируется свобода науч­ ного, технического и художественного творчества. Ока обеспечивается широким развертыванием научных ие- еведоваяий, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства. Госу­ дарство создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольныл^ общест- вам 'И творческим софзам, организует внедрение изоб­ ретений и рационализаторских. предложений в народ­ ное хозяйство и другие сферы жизни, ^ {Из статьи 47-й Конституции СССР]. нер производственно-технич'с- скогр отдела Михаил Шаталов и монтажиик Анатолий Бара- нов.только за период юбилей­ ного смотра НТТМ подали 13 рацпредложений с экономиче­ ским эфсЬектом 31,5 тысячи рублей! 13...Творчество трудно вместить в жесткие рамки. Это сложный процесс, включаю­ щий и кропотливые расчеты, и мучитзльные ч,>сь: раздумий, и долгие споры...И все это по­ вторялось тринадцать раз! !Сажется, очень просто: «Из­ менение технологии бетониро­ вания...— эффект — 2,5 тыс. рублей». «Изменение схемы прокладки трубопроводов...— 5 тысяч рублей»...Но за лако­ ничностью формулировок сути предложений — многогранная^ упорная работа..: ^ 44ад проектом бетонирова­ ния днищ иловых площадок очистных сооружений сахарно-- ние прямо с «колес», отказать­ ся от предусмотренного ранее башенного крана. Прикинули— получилось. И эффективно, и зффе.ктно! ЛЮБИТЬ СТРОЙКУ! Николай Дашков — началь­ ник участка СУ-4 на строитель­ стве Добринского оахарного завода, старший прораб, то есть производитель работ. Кроме знаний, опыта, эта дол­ жность требует качеств, не предусмотренных штатной ин­ струкцией, но многое опреде­ ляющих: надо любить стройку, жить ею. Начинается день прораба Дашкова ' с телефонограмм, планерок, пят}<минуток, запро­ сов, заказов, заявок на мате­ риалы, сводок: отчетов, итогов, планов,: при«азов, рпоров, чер­ тежей, схем;..' ■ ' В общем, работы хватает. И все же он ухитрился выкроить и рядовых линий электропере­ дач на участке биологической очистки. -Г-Ну, и что?—пожмет плеча­ ми иной скептик. — Все естест­ венно, человек просто выпол­ няет свое депо, ведь «произво­ дитель работ» й производить работу должен с наименьшими затратами... Но, в конце Концов, если Дашков будет делать все, не отступая ни на шаг от проекта, никто не укорит его за это. А хлопот, нервов, бессонных но­ чей у него будет меньше. Любить стройку... Дашков, действительно, энтузиаст ее. И потому-то для него невозможно работать «от» и «до». Потому-то он и стремит­ ся сделать что-то сверх необ­ ходимого, ищет новые резер­ вы и возможности... ХОЗЯИН Собрались в тресте передо- ДО к а ж д о г о т1П111шп1Ш1импг11ии1 КОМСОМОЛЬСКИЙ ПОЛИТПРОСВЕТ ми внеочередной сессии -Верховного Совета СССР, при­ нявшей Конституцию, про­ пагандист директор магазина Лилия Федоровна Романцова и ее, подопечные вели разговор о том, как выполняют юноши и девушки свои гражданские обя­ занности. Весом вклад _;Моло-..- дых работников маг-азина в* Урудовне успехи кол,тектива. Каждый, второй борется за звл-:, ййе. :ударника ■коммунистиче­ ского тпуда. А-ктивно участву-. ют ко.чкояольиы в Ленинском : ..зачете «Решения XXV съезда -КПСС — в жизнь’Л : Выступая на занятиях, -Ма- рия Редкяна и; Надежда .Пав- •това, Галина Толстых н Нина . Ефремова старались раскрыть ' основные - положения Консти­ туции,; в действии, . ппос.яедир . на живых, наглядных приме­ рах . .взаимосвязь прав и обя- занностей. .. . Сейчас во всех молодежных кружках я семинарах изуча­ ются материалы торжеейен- ного :заседания Центрального:■; Комитета КПСС, верховного Совета Союза ССР и Верхрв- иого Совета РСФСР. п<йвя- щенного 60-.четию Великого, Октября, доклад Л. И. Бреж­ нева «Великий Октябрь и п.оог гресс человечества». .Эта ра­ бота серьезна и многопланова. Комсо-мольцы обращаются к истории, к героическому пути Советского государства. Они -раесматривают ход социалиста-: ческрго соревнрвання за.цьшол-. пение планов десятой пяти­ летки, критично и ответственно оценивают собственный вклад в .тела коллективов. Плодотворность этого анали­ за во. многом зависит от ма­ стерства ппопагандиста. от его теоретической Щояготовки, уме­ ния направить мые.дь слушате­ ля в рун.ное цусло. Целена- правтспио и эффективно строит занятия с.воего; кружка «Поли­ тика-,К.ПСС марксизм-лени- янзм-Ф |ейстздй» пропагандист из слецчо'о , совхоза «Соли-, дариость» .Михаил Сеиёнов;ич Коростелев,-Л[ля него работа с мотоде.хью —- т.с тосто пору- чение^^ а ..долг," призвание, по­ требность. Прекрасное знание аудитории - помогает ему до­ биваться максимальной отдачи каждого 'занятия. Несмотря на весь свой опыт, он к любой встрече со. слушателями ■гото­ вится-тщате.дЬно,; ищет новые формы' воздействия на умы' и сердца молодых. Руководитель круяпса делает главную ставку нд актив.ность комсомольцев. ■Так,-■ ца;Прнмер, строилось М. С. .Коросте.тевым собеседо-. вание по теме «Развитой со- цна.днз.м и его экономическая основа». Он. поставил перед слушателями вопрос «Каковы ртличительные черты развитого соцпалпзма.?». н попросил их, отвечая на него, найти соот­ ветствующие положения в до­ кладе Л. И. Брежнева на вне- очередкей -. сессии .верховного. Совета СССР. Это способство­ вало балее ясному . пониманию изучаемых проблем, ■придало беседе теоретичеекую глубину и В т о ;же цремя связало тео­ рию с практикой хозяйства. Занятие полуяилес|, ннтёреашм и полезным для всех Пока далеко не каждый из коллег Коростелева умеет вот так же стамулир:овать са­ мостоятельное мышление слу­ шателей. Мне приходилось ви­ деть, как пропагандисты порою ограничивались; сухой, лекцией, которую читали, пе поднимая глаз, по конспекту, а то и просто устраивали .читку газе­ ты вслух даже без коммента­ риев. .. , К счастью, подобных нега- тавяых примеров год от года становится меньше. Приносят свои плоды и систематическая учеба пропагандистов, и обмен опытом, а главное — подбор руководителей кружков и се­ минаров из . числа коммуни­ стов, обладающих теоретиче­ скими знаниями, любящих и умеющих работать с моло­ дежью. Приведу для подтвержде­ ния этого несколько цифр. 1226 пропагандистов начали в ны­ нешнем году работу в моло­ дежной политсети. 84 процен­ та от этого числа составляют ч.чены КПСС, 78 процентов имеют высшее или незакончен­ ное высшее образование. Сре­ ди них свыше 800 человек — специалисты народного хозяй­ ства, 863 уже бо.чее двух лет работают с мо-тодежной ауди­ торией. Комсоматьский пропагак- вмки производства на очеред­ ной слет. Выступили бригади­ ры, мастера, строители, рас­ сказывали о своих делах, сове­ товались, предлагали... Попро­ сил слова и бригадир В. Щербеи ков. Обо всем говорил спокой­ но, по-дело'во.му: о своих то­ варищах, о планах на будущее,^ о преимуществах бригадного^ подряда. Иедостатки снабже­ ния покритиковал. По­ делился, как и на чем их хоз­ расчетная бригада экономит. Умолчал только о себе, о своем личном вкладе в моло­ дежную копилку новаторов. А рассказать было о чем. Хотя бы развернуть скупую информацию в отчете о рабо­ те рационализаторов: «Брига­ дир СУ-4 Щербаков В. Б. внед­ рил 3 рацпредложения с эко- номич.еским эффектом 6740 рублей, в том числе: — ^Изменение конструкции перекрытия насосной станции . Дг^инского сахарного заво­ да. —Изменение конструкции сточных пиний площадоктгу- сятников птицефабрики «Рос­ сия».., Но бригадир промолчал... Начальник штаба «КП» тре­ ста Юрий Гуров, глядя,- как твердо по-рабочему сходит с трибунь! Щербаков, сказад ше­ потом: «Этот — хозяин! Про­ водили рейд у него на объекте —все по минутам расписано, все по попочкам разложено... Точно, как у хорошего хозяина И стало понятно, почему бригадир умолчал о своих и бригадных рацпредложениях. Просто рационализаторство для него—обычнее будничное дело. Хозяйское дело. Ведь не пройдет хозяин по своему двору мимо покосившегося забора, разбитого стекла, без дела валяющейся доски... ' Так и бригадир Щербаков, хозяин Щербэкоз, проходя по своему хозяйству — государ- ственнбй^ стройке, ,видит, что 'здесь можно сэкономить тыся­ чу рублей, там, если подуЗмать, то и две тысячи можно, речь..! Надо только подуйат^Н^ И он думает. Э(сономит. Ищет. А уж потом (в отчетах , это называют рационализаторски­ ми предложениями) и точно подсчитывают экономический Эффект... В. РЕПИН. диет не. только помогает ;.юно- щам и девушкам разобраться в потоке разнообразной, гщ^р- мацин. Он является воспитате­ лем, задача которого вы­ работать. у подопечных деву­ шек активную жизненную. по­ зицию, коммуннстаческую убежденность. Думается, по­ казателем успешной деятель­ ности большой армии пропа- ганяисгов области является то, что почти все слушатели комсомольских кружков и се­ минаров участвуют во Всесо­ юзном Ленинском зачете-«Ре­ шения XXV съезда , КШ € -г- в жизнь!» 66 процентов; из них включились в социалисти­ ческое соревнование за выпрл- нёниё , ' пятилетних планов, имеют личные обязательства. Среди 29600 слушателей — 8246 ударянкоа коммунисти- .ческрго -труда, 2397 равиона- аизаторо-в и изобретателей. Высока и общественно-псыш- тическая активность слушате­ лей кружков и семинаров. Об эФом ■говорят такие цифры: 21 961 человек выполняют об­ щественные поручения, каж­ дый седьмой является агитато­ ром или политинфор-чатором, то есть несет полученные в кружке или семинаре знания своим товарищам. Партия возложила на моло­ дежных пропагандистов по­ четную и важную задачу: фор­ мировать убежденных, созна­ тельных граждан, воспитывать стойких бойцов-ленинцев. Ито­ ги первого полугодия учебы свидетельствуют о том, что; в области эти вопросы решают­ ся успешно, по-партийному от­ ветственно, творчески. М. КОСМАЧЕВА, консультант Дома поли­ тического просвещения обкома КПСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz