Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)
л е н и н е ц Ф 4 Сегодня начинается празд ник «Театр и дети». Это празд ник не только профессиональ ных артистов, но и самодея тельных, среди которых много мальчишек и девчонок. Сегодня мы рассказываем о них. Е е еще нет. Пока она су ществует лишь в вообра жении художника. Еще только рождаются первые, не ясные черты будущего, образа. Но вот художник положил пе ред собой на стол белый лист бумаги, взял карандаш. Первые штрихи, еще робкие и неуве ренные, и на бумаге возни кает контур головы. Большие, совсем круглые глаза. Ма ленький нос, вовсе нет бровей. И рот какой-то неясный... Вдруг лист бумаги с рисун ком смят и брошен в корзину под стол. На стол ложится новый лист, художник опять рисует. Потом еще и еще. И в каждом новом рисунке повторяется что-то уже найденное, и возникает не что новое. Наконец, художник делает несколько последних штрихов и... на рисунке появ ляется рот. Да, именно таким он и должен быть. Довольно крупный и беззольный, с чуть опущенными уголками. Открыта коробка с красками. Эскиз начинает приобретать цвет. Сначала костюм стано вится синим, потом голубым. Теперь герой будущего спек такля уже существует. Пусть только на бумаге, но все-таки существует. Можно приступать к изготовлению куклы. Александр Малахович По тапенко откладывает эскиз в сторону. Задумывается. Сколь ко кукол сделано вот этими руками... А когда это все, на чалось? Вспоминается вдруг 1937 год, когда, будучи препо давателем Витебского инсти тута, он впервые взял в руки куклу. Она была тяжелой и неуклюжей, но это была первая кукла, сделанная им самйм. Простое увлечение стало жиз ненной необходимостью, стало профессией. Эта любовь и привела его несколько лет назад в Усманский народный Н ОВЫЙ спектакль обла стного театра кукол — «Большой Иван» по од ноименной пьесе С. Образцо ва и С. Преображенского —- выделяется из репертуара как своей формой, так и заострен ной публицистичностью инто- начин. В самом деле, до сих пор юные зрители встречались в своем театре или с традици онными маленькими «верховы ми» куклами, выступающими над вековечной ширмой, или, если использовалась вся глу бина сцены, с куклами больши ми, которых «водили» задрапи рованные в черный креп арти сты. Иначе говоря, плоскость сменялась перспективой, шир ма — декорациями, изменя лись размеры кукол, но весь этот поиск шел, главным обра зом, по линии усиления внеш них изобразительных средств и не был прямо связан с содер жанием пьесы, не слишком же стко обусловливался сверхза- В «Большом Иване» — пьеса весьма сложной для маленько го зрителя, поиск формы при обрел четкую целенаправлен ность. Сюжетная канва ее не замысловата, и ее можно уло жить в несколько строк. Од нако за ней нужно было убе дительно раскрыть смысл сложнейших понятий: борьба классов, рост классового само сознания трудящегося чело века, его борьба за освобож дение и, наконец, победа над угнетателями. Согласитесь, что сделать это, адресуясь к дет ской аудитории, далеко не просто. И все-таки постанов щики (режиссер спектакля— главный режиссер театра 8. Жуков, художник — заспу- детский театр кукол, где он и работает теперь режиссером. Не может Александр Мапа- хович жить без театра и де тей... Их- печали и радости ста ли его печалями и радостями. Какие они разные, эти -.дети. шт1птн11Н111пм111 стом, даже дома создал свой кукольный театр, где первым зрителем была именинница ба- Не с кем оставить Сереже Зеленкову своего, младшего братишку, поэтому он прихо дит на репетицию с ним. И это не может не волновать Алек сандра Малаховича. Братишка еще слишком мал, но и для че го он уже подыскивает подхо дящую роль. Вместе со всеми бывал на занятиях и Саша Журавлев. Только замечал Александр Малахович, что грустил Саша и часто думал о чем-то своем. Оказалось, Саша одинок, и ему 1НПН11НН1НП11ПШ1 ЧУДО НАЗЫВАЕТСЯ- Т Е А Т Р1 Па11113аи1111111НШШ1111ШНШ11Н11111И|1НШН11111111111И11|Ш Вот, например, Женя Анохин.. Целыми днями готов возиться с магнитофоном и радиопри емником, Не беда, что техни ку любит больше кукол. Глав ное, это увлечение пришло к нему именно в театре, а по ступить в радиотехнический — стало его мечтой. А Сережа Бабин тоже меч тает, но о другом: стать арти- не хватает родительской ласки. Потапенко пригласил его к себе в гости. Теперь в театр они ходят одной дорогой, два Александра—старший и млад ший. И дом Александра Ма- лахович.а стал родным домом- Саши Журавлева. Шаги на лестнице прерыва ют размышления Александра Малаховича. Он смотрит . на часы. Да, ребята уже спешат на очередное занятие. О. чем, он им сегодня расскажет? Мо жет быть, о ТОМ, почему герои кукольных персонажей — французский Полишинель, не мецкий Гансвурст, итальянский Пульчинелла, английский ми стер Панчо и, конечно же, Петр Петрович Уксусов, а ко ротко и ласкательно Петрушка, так похожи друг -на друга? Потому что они плоть от плоти народа, лучших его черт; ума, благородства, свободолюбия. Или о том, как века бродил Петрушка и под дождем, и под солнцем палящим, чтобы по явиться к празднику, нарушая покой властей своим пронзи тельным ястребиным криком? Об этом и о многом другом расскажет ребятам Александр Малахович, ведь впереди мно го интересных встреч. И со всем не обязательно, считает Александр Мг>лахов»ч, чтобы все они стали артистами. Не важно, кем они будут, когда вьфастут, а важно — какими. Вот за это он, руководитель и воспитатель, в ответе. И как прекрасно—вдруг увидеть, по чувствовать, что удалось на учить благородству, верной дружбе, любви к- огромному незнакомому миру искусства. Как это удалось? На то и существует на свете чудо под названием — театр кукол... Г. ПЕРЕСЛЫЦКИХ, инструктор-методист , областного общества книголюбов. Для вас, знатоки! Дорогие читатели—школьни ки] Среди вас, наверное, не мало любителей и знатоков театра. Вот почему мы решили предложить вам такие вопро сы: 1. В каком году и каким спектаклем открылся Липец кий театр] 2. Какая пьеса местного авто ра, Героя Советского Союза, была поставлена на липецкой сцене! 3. Какой спектакль о комис саре А. Вермишеве шел в Ли пецком театре и кто исполнял роль Вермишеве! 4. В каком году открылось новое здание теетра и каким спектаклем! 5. Кто из бывших актеров на шего театра снимался в кино, в каких фильмах) 6. Кто из актеров Липецкого театра имеет звание «Заслу женный артист РСФСР»! 7. Какие спектакли к 30-ле тию Победы шли на липецкой сцене! Укажите в ответах свой'ад рес, возраст и, конечно, фами лию. Клуб старшеклассников «Бригантина» нашей редакции пригласит победителей в го сти, вас ждут сюрпризы. !Ш8Ш.МШШ1Ш!3»5Ш!8Ш2Н11В1КаИШ8ШМЕ!18!1В1!В1Н1!13:1ВШЛ1М1Ш!1ИИ1Ш11||111!гг858!!нгЕ855ШНЦШивВЕ8!1,Н5?.Г*»В5га1;5бг5Нв1Ш1ШШи янп1В1и1Е*1!»391я»1Ш8и»ШЕе133(89Ш!хм98«д8ааин11П1пшниння11111Пв1пи1и1ншникг:8«ашашш11вшве»вт8ашвиЕи8двн1Ш111||? женный работник культуры РСФСР А. Бобылкин) пошли на риск и создали спектакль — аллегорию, политическую сказку, может быть, несколько плакатную, но очень точно до стигающую цели. Уже в самом оформлении сцены мы отмечаем страмла- которь!х легко угадывается детьми. Стержнем спектакля стано вится история прозрения Боль шого Ивана, его борьбы и победы, поставленная и сы гранная увлеченно и эффектно (последнее особенно относится к финальным сценам}. Надо ■ ПРЕМЬЕРЫ СЕЗОНА = именно ему все свои симпа тии? Не потому ли так остро реагирует зал на поступки Ивана, шумно (местами даже слишком экспенсиено} преду преждая об опасностях в од них ситуациях и одобряя — а других? Думается, что в этой актерской удача сказалась та Большой спектакль для маленьких ние к символике: в центра установлен станок, изобража ющий половину земного шара, на вершину которого вынесе но действие, придавая событи ям черты всеобщности. Здесь же, на вершине Земли, поста новщики поселили и глазных героев пьесы—четырех брать ев, хитрых, ленивых, живущих только за счет труда простого и доверчивого крестьянского парня — Большого Ивана. Усиливая противопоставле ние сторон, авторы прибегают опять-таки к символическому плакатному внешнему реше нию образов: братья-тунеядцы, которые в результате чудес ных превращений а скором времени становятся царем, ге нералом, попом и купцом, представлены в спектакле ма лыми «верховыми» куклами, а роль Большого Ивана, олицет воряющего народные массы, играет артист, так сказать, в натуральную величину. Кон траст впечатляющий, он при обретает значение четко вы раженных символов, смысл сказать, что в целом артисты театра В. Проскуряков (царь), В. Тепляков ' (поп), В. Лесовой (купец), А. Зеворуев (генерал), В. Сучкова (Сокол) и В. Василь ева (Змея) составили слажен ный ансамбль, в котором труд но кого-либо выделить. Каж дый из них нашел для своего героя ведущее начало, выра зительные интонации, каж дый умело, выразительно «ве дет» куклу. Но и среди этих работ нельзя особо на отме тить успех артиста КЗ. Соколь ских в роли Большого Ивана. В своей сценической жизни ар тист впервые встречается со своим зрителем, как говорится, с глазу на глаз. Но посмотри те, насколько пластичен Боль шой Иван, как выверены и точ ны его движения. Зритель ощущает могучую силу этого образа, может быть, на столь ко в зрцмом сопоставлении ог ромного Ивана с маленькими куклами, сколько в его мягком обаянии, внутреннем благо родстве и спокойной мощи. Не потому ли отдал зритель систематическая углубленная работа над совершенствовани ем сценического мастерства молодых вртистоа. Интересный, полезный спек такль создал наш областной кукольный театр. На мой взгляд, это его лучшая работа, где каждый штрих отличается продуманностью и законченно- И вот что хотелось бы. ска зать в заключение. Всего три надцать лет отделяют нас от того времени, когда Липецкий театр, кукол сделал свои пер вые, робкие шаги в искусстве. И какой же нелегкий и плодот ворный путь прошел творта- ский коллектив за эти годы, как изменилось его лицо! Нет, он и теперь не отказывается от коротких, романтически при поднятых сказочных пред ставлений, сея «разумное, доб рое, вечное» среди самых маленьких своих зрителей. Но рядом со сказками в реперту аре театра появились значи тельные, социально насыщен ные спектакли, а которых по нятия «добро» и «зло» уже не носят абстрактного ‘ харак тера, а наполнены классовым содержанием, где уже нет « э ^ стывших» характеров — носЩ телей определенных неизмеия- ющихся черт, но зримо просле живается их диалектика под влиянием происходящих со- Растет маленький зрител». Вырос и его театр, значительно расширив свою . аудиторию, приобретая среди детей на стоящих друзей, которые лю бят его и верят ему. Бесспор ным признанием масте,остза коллектива стало и приглаше ние театра на гастроли в сто лицу нашей Родины — Москву, (заметим, кстати, что такой части до сих пор удостоился только один кукольный кол лектив страны — Оренбург- Сегодня наш кукольный те атр — еще специфически дет ский. На знаю, ставит пи он своей задачей рано или позд но перерасти эти, в общем-то, условные рамки и, возрождая традиции русского народного «театра Петрушки», обратиться к зрителю взрослому. Но объективно его творчество развивается именно по этому пути. И, думается, что то вре мя, когда мы с вами, читатель, тоже окажемся в сфере его доброго влияния, не так уж да- 3. ВАВ8А. Материалы страницы прочл- люстрирввал художник В. Вла-> сов. Редактор Н. ЗАГИОЙКО. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Лилепк. п.тоша.ть Плехаиова. Дом печати. Телефоны; редактора - 4-67-13 ответственного секретаря и фотокорреспоиденга - 4-Г.7-11 отделов; коммунистического воспитания - 4-66-12, комсомольской жизни - 4-67-03, учлшейся молодежи - 4-66-ОВ, писем —4-66-18, спорта —4-66-07, АЭ 72620 Титштрафля издательства «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальная пл., 44. Зак. Л» 8922.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz