Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

л е н и н е ц Ф 4 Сегодня начинается празд­ ник «Театр и дети». Это празд­ ник не только профессиональ­ ных артистов, но и самодея­ тельных, среди которых много мальчишек и девчонок. Сегодня мы рассказываем о них. Е е еще нет. Пока она су­ ществует лишь в вообра­ жении художника. Еще только рождаются первые, не­ ясные черты будущего, образа. Но вот художник положил пе­ ред собой на стол белый лист бумаги, взял карандаш. Первые штрихи, еще робкие и неуве­ ренные, и на бумаге возни­ кает контур головы. Большие, совсем круглые глаза. Ма­ ленький нос, вовсе нет бровей. И рот какой-то неясный... Вдруг лист бумаги с рисун­ ком смят и брошен в корзину под стол. На стол ложится новый лист, художник опять рисует. Потом еще и еще. И в каждом новом рисунке повторяется что-то уже найденное, и возникает не­ что новое. Наконец, художник делает несколько последних штрихов и... на рисунке появ­ ляется рот. Да, именно таким он и должен быть. Довольно крупный и беззольный, с чуть опущенными уголками. Открыта коробка с красками. Эскиз начинает приобретать цвет. Сначала костюм стано­ вится синим, потом голубым. Теперь герой будущего спек­ такля уже существует. Пусть только на бумаге, но все-таки существует. Можно приступать к изготовлению куклы. Александр Малахович По­ тапенко откладывает эскиз в сторону. Задумывается. Сколь­ ко кукол сделано вот этими руками... А когда это все, на­ чалось? Вспоминается вдруг 1937 год, когда, будучи препо­ давателем Витебского инсти­ тута, он впервые взял в руки куклу. Она была тяжелой и неуклюжей, но это была первая кукла, сделанная им самйм. Простое увлечение стало жиз­ ненной необходимостью, стало профессией. Эта любовь и привела его несколько лет назад в Усманский народный Н ОВЫЙ спектакль обла­ стного театра кукол — «Большой Иван» по од­ ноименной пьесе С. Образцо­ ва и С. Преображенского —- выделяется из репертуара как своей формой, так и заострен­ ной публицистичностью инто- начин. В самом деле, до сих пор юные зрители встречались в своем театре или с традици­ онными маленькими «верховы­ ми» куклами, выступающими над вековечной ширмой, или, если использовалась вся глу­ бина сцены, с куклами больши­ ми, которых «водили» задрапи­ рованные в черный креп арти­ сты. Иначе говоря, плоскость сменялась перспективой, шир­ ма — декорациями, изменя­ лись размеры кукол, но весь этот поиск шел, главным обра­ зом, по линии усиления внеш­ них изобразительных средств и не был прямо связан с содер­ жанием пьесы, не слишком же­ стко обусловливался сверхза- В «Большом Иване» — пьеса весьма сложной для маленько­ го зрителя, поиск формы при­ обрел четкую целенаправлен­ ность. Сюжетная канва ее не­ замысловата, и ее можно уло­ жить в несколько строк. Од­ нако за ней нужно было убе­ дительно раскрыть смысл сложнейших понятий: борьба классов, рост классового само­ сознания трудящегося чело­ века, его борьба за освобож­ дение и, наконец, победа над угнетателями. Согласитесь, что сделать это, адресуясь к дет­ ской аудитории, далеко не просто. И все-таки постанов­ щики (режиссер спектакля— главный режиссер театра 8. Жуков, художник — заспу- детский театр кукол, где он и работает теперь режиссером. Не может Александр Мапа- хович жить без театра и де­ тей... Их- печали и радости ста­ ли его печалями и радостями. Какие они разные, эти -.дети. шт1птн11Н111пм111 стом, даже дома создал свой кукольный театр, где первым зрителем была именинница ба- Не с кем оставить Сереже Зеленкову своего, младшего братишку, поэтому он прихо­ дит на репетицию с ним. И это не может не волновать Алек­ сандра Малаховича. Братишка еще слишком мал, но и для че­ го он уже подыскивает подхо­ дящую роль. Вместе со всеми бывал на занятиях и Саша Журавлев. Только замечал Александр Малахович, что грустил Саша и часто думал о чем-то своем. Оказалось, Саша одинок, и ему 1НПН11НН1НП11ПШ1 ЧУДО НАЗЫВАЕТСЯ- Т Е А Т Р1 Па11113аи1111111НШШ1111ШНШ11Н11111И|1НШН11111111111И11|Ш Вот, например, Женя Анохин.. Целыми днями готов возиться с магнитофоном и радиопри­ емником, Не беда, что техни­ ку любит больше кукол. Глав­ ное, это увлечение пришло к нему именно в театре, а по­ ступить в радиотехнический — стало его мечтой. А Сережа Бабин тоже меч­ тает, но о другом: стать арти- не хватает родительской ласки. Потапенко пригласил его к себе в гости. Теперь в театр они ходят одной дорогой, два Александра—старший и млад­ ший. И дом Александра Ма- лахович.а стал родным домом- Саши Журавлева. Шаги на лестнице прерыва­ ют размышления Александра Малаховича. Он смотрит . на часы. Да, ребята уже спешат на очередное занятие. О. чем, он им сегодня расскажет? Мо­ жет быть, о ТОМ, почему герои кукольных персонажей — французский Полишинель, не­ мецкий Гансвурст, итальянский Пульчинелла, английский ми­ стер Панчо и, конечно же, Петр Петрович Уксусов, а ко­ ротко и ласкательно Петрушка, так похожи друг -на друга? Потому что они плоть от плоти народа, лучших его черт; ума, благородства, свободолюбия. Или о том, как века бродил Петрушка и под дождем, и под солнцем палящим, чтобы по­ явиться к празднику, нарушая покой властей своим пронзи­ тельным ястребиным криком? Об этом и о многом другом расскажет ребятам Александр Малахович, ведь впереди мно­ го интересных встреч. И со­ всем не обязательно, считает Александр Мг>лахов»ч, чтобы все они стали артистами. Не­ важно, кем они будут, когда вьфастут, а важно — какими. Вот за это он, руководитель и воспитатель, в ответе. И как прекрасно—вдруг увидеть, по­ чувствовать, что удалось на­ учить благородству, верной дружбе, любви к- огромному незнакомому миру искусства. Как это удалось? На то и существует на свете чудо под названием — театр кукол... Г. ПЕРЕСЛЫЦКИХ, инструктор-методист , областного общества книголюбов. Для вас, знатоки! Дорогие читатели—школьни­ ки] Среди вас, наверное, не­ мало любителей и знатоков театра. Вот почему мы решили предложить вам такие вопро­ сы: 1. В каком году и каким спектаклем открылся Липец­ кий театр] 2. Какая пьеса местного авто­ ра, Героя Советского Союза, была поставлена на липецкой сцене! 3. Какой спектакль о комис­ саре А. Вермишеве шел в Ли­ пецком театре и кто исполнял роль Вермишеве! 4. В каком году открылось новое здание теетра и каким спектаклем! 5. Кто из бывших актеров на­ шего театра снимался в кино, в каких фильмах) 6. Кто из актеров Липецкого театра имеет звание «Заслу­ женный артист РСФСР»! 7. Какие спектакли к 30-ле­ тию Победы шли на липецкой сцене! Укажите в ответах свой'ад­ рес, возраст и, конечно, фами­ лию. Клуб старшеклассников «Бригантина» нашей редакции пригласит победителей в го­ сти, вас ждут сюрпризы. !Ш8Ш.МШШ1Ш!3»5Ш!8Ш2Н11В1КаИШ8ШМЕ!18!1В1!В1Н1!13:1ВШЛ1М1Ш!1ИИ1Ш11||111!гг858!!нгЕ855ШНЦШивВЕ8!1,Н5?.Г*»В5га1;5бг5Нв1Ш1ШШи янп1В1и1Е*1!»391я»1Ш8и»ШЕе133(89Ш!хм98«д8ааин11П1пшниння11111Пв1пи1и1ншникг:8«ашашш11вшве»вт8ашвиЕи8двн1Ш111||? женный работник культуры РСФСР А. Бобылкин) пошли на риск и создали спектакль — аллегорию, политическую сказку, может быть, несколько плакатную, но очень точно до­ стигающую цели. Уже в самом оформлении сцены мы отмечаем страмла- которь!х легко угадывается детьми. Стержнем спектакля стано­ вится история прозрения Боль­ шого Ивана, его борьбы и победы, поставленная и сы­ гранная увлеченно и эффектно (последнее особенно относится к финальным сценам}. Надо ■ ПРЕМЬЕРЫ СЕЗОНА = именно ему все свои симпа­ тии? Не потому ли так остро реагирует зал на поступки Ивана, шумно (местами даже слишком экспенсиено} преду­ преждая об опасностях в од ­ них ситуациях и одобряя — а других? Думается, что в этой актерской удача сказалась та Большой спектакль для маленьких ние к символике: в центра установлен станок, изобража­ ющий половину земного шара, на вершину которого вынесе­ но действие, придавая событи­ ям черты всеобщности. Здесь же, на вершине Земли, поста­ новщики поселили и глазных героев пьесы—четырех брать­ ев, хитрых, ленивых, живущих только за счет труда простого и доверчивого крестьянского парня — Большого Ивана. Усиливая противопоставле­ ние сторон, авторы прибегают опять-таки к символическому плакатному внешнему реше­ нию образов: братья-тунеядцы, которые в результате чудес­ ных превращений а скором времени становятся царем, ге­ нералом, попом и купцом, представлены в спектакле ма­ лыми «верховыми» куклами, а роль Большого Ивана, олицет­ воряющего народные массы, играет артист, так сказать, в натуральную величину. Кон­ траст впечатляющий, он при­ обретает значение четко вы­ раженных символов, смысл сказать, что в целом артисты театра В. Проскуряков (царь), В. Тепляков ' (поп), В. Лесовой (купец), А. Зеворуев (генерал), В. Сучкова (Сокол) и В. Василь­ ева (Змея) составили слажен­ ный ансамбль, в котором труд­ но кого-либо выделить. Каж­ дый из них нашел для своего героя ведущее начало, выра­ зительные интонации, каж­ дый умело, выразительно «ве­ дет» куклу. Но и среди этих работ нельзя особо на отме­ тить успех артиста КЗ. Соколь­ ских в роли Большого Ивана. В своей сценической жизни ар­ тист впервые встречается со своим зрителем, как говорится, с глазу на глаз. Но посмотри­ те, насколько пластичен Боль­ шой Иван, как выверены и точ­ ны его движения. Зритель ощущает могучую силу этого образа, может быть, на столь­ ко в зрцмом сопоставлении ог­ ромного Ивана с маленькими куклами, сколько в его мягком обаянии, внутреннем благо­ родстве и спокойной мощи. Не потому ли отдал зритель систематическая углубленная работа над совершенствовани­ ем сценического мастерства молодых вртистоа. Интересный, полезный спек­ такль создал наш областной кукольный театр. На мой взгляд, это его лучшая работа, где каждый штрих отличается продуманностью и законченно- И вот что хотелось бы. ска­ зать в заключение. Всего три­ надцать лет отделяют нас от того времени, когда Липецкий театр, кукол сделал свои пер­ вые, робкие шаги в искусстве. И какой же нелегкий и плодот­ ворный путь прошел творта- ский коллектив за эти годы, как изменилось его лицо! Нет, он и теперь не отказывается от коротких, романтически при­ поднятых сказочных пред­ ставлений, сея «разумное, доб­ рое, вечное» среди самых маленьких своих зрителей. Но рядом со сказками в реперту­ аре театра появились значи­ тельные, социально насыщен­ ные спектакли, а которых по­ нятия «добро» и «зло» уже не носят абстрактного ‘ харак­ тера, а наполнены классовым содержанием, где уже нет « э ^ стывших» характеров — носЩ телей определенных неизмеия- ющихся черт, но зримо просле­ живается их диалектика под влиянием происходящих со- Растет маленький зрител». Вырос и его театр, значительно расширив свою . аудиторию, приобретая среди детей на­ стоящих друзей, которые лю­ бят его и верят ему. Бесспор­ ным признанием масте,остза коллектива стало и приглаше­ ние театра на гастроли в сто­ лицу нашей Родины — Москву, (заметим, кстати, что такой части до сих пор удостоился только один кукольный кол­ лектив страны — Оренбург- Сегодня наш кукольный те­ атр — еще специфически дет­ ский. На знаю, ставит пи он своей задачей рано или позд­ но перерасти эти, в общем-то, условные рамки и, возрождая традиции русского народного «театра Петрушки», обратиться к зрителю взрослому. Но объективно его творчество развивается именно по этому пути. И, думается, что то вре­ мя, когда мы с вами, читатель, тоже окажемся в сфере его доброго влияния, не так уж да- 3. ВАВ8А. Материалы страницы прочл- люстрирввал художник В. Вла-> сов. Редактор Н. ЗАГИОЙКО. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Лилепк. п.тоша.ть Плехаиова. Дом печати. Телефоны; редактора - 4-67-13 ответственного секретаря и фотокорреспоиденга - 4-Г.7-11 отделов; коммунистического воспитания - 4-66-12, комсомольской жизни - 4-67-03, учлшейся молодежи - 4-66-ОВ, писем —4-66-18, спорта —4-66-07, АЭ 72620 Титштрафля издательства «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальная пл., 44. Зак. Л» 8922.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz