Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ • 4 „В ПОСЛЕДНИЙ раз я проверяю себя. ^ Мои совесть спокой на. Я хочу, чтобы вы сказали всем: если бы мне пришлось начать жизнь снова, я прошел бы по тому же пути. Ночью я долго думал о том, как прав, был мой дорогой друг Вайян Кутюрье, говоря: «Ком мунизм — это молодость мира» и «Коммунизм подготовляет' поющее завтра». И вот я умру, чтобы подготовить это «пою щее завтра». Какое-то поразительное, хо чется сказать, — эпическое спокойствие излучают эти строки из короткого пред смертного письма француз ского коммуниста Габриэля Пери, казненного фашистами тридцать шесть лет назад.. Да- ' же горечь и боль почти засло нены в них спокойной, гордой, без намека на позу, уверен ностью победите.ля. Все идет, как надо. Моя смерть — часть моей жизни, конец ее. А жизнь для меня — борьба. Значит, и умирая, я . честно н достойно вношу свою частицу в эту борьбу ради «по ющего завтра». Подвиг Пери — производ ное от высокой, все охватыва ющей, все оправдывающей, все освещающей и всему придаю щей смысл убежденности. И яе только Пери. Может быть, самое потря сающее 3 ко.ллективном по двиге коммунистов разных стран, в подвиге, по сути дела, решившем исход Второй миро вой войны, — общность чувств, устремлений и де.т. Общность, дотоле в истории, пожалуй, яе- вйданная, да и невоз.можная в таких масштабах. Перед казнью Пери придава ло силы сознание принадлеж ности к партии коммунистов. И это же сознание вело в бой русского солдата, оста вившего политруку торопливо набросанные слова; «Если по гибну, считайте меня коммуни стом...». И той же мыслью, тем же ощущением причастности к ве ликому, неизмеримо более значительному, нежели одиа- единичная — жизнь и смерть, делу, был согрет бо.тгарин Ни кола Ванцаров, тридцатитрёх- летний поэт, написавший пе ред расстрелом; «Борьба так беспощадна и жестока. Борьба, как говорят еще,. эпична. Я пал, другой меня сменил и... только —- Исчезла лишь какая-то там . личность. Расстрел, а вслед расстрелу — черви, — точного определения; эпопея?.. Историческая ' хроника?.. Эпи ческая хроника?.. Во всяком С-тучае, главным, ведущим сце наристом здесь стала — Исто рия. Правда Истории. Экран обретает поражаю щее воображение могущество и власть переносить нас из ■Н1шиш1ш1111111н1ш1д|н1111тиишшншшиш1ш111шп11нптттн1110|в1№1»>м)ишш!п111 панораму событий, навечно впи санных 8 ' Ист 6 р 1 ПО. .Реконструируя их с доку- мёи'талБной точностью, авторы «Солдат свободы» решают за дачу небывалого д.1я нашего, да и для мирового, кинемато графа размаха. Зритель, конеч но, знает приводившиеся в пе чати цифры, говорящие о гро РАДИ«ПОЮЩЕГО ЗАВТРА» НА ЭКРАНАХ ЛИПЕЦКА-ПЕРВЫЕ ДВА ФИЛЬМА ЦИКЛА «СОЛДАТЫ СВОБОДЫ», П1111ш1ши1пиш1111111пшш111нш111ш1 |1ш1и1111и111 ||||ш |1и |||1 ||! ||т ||||||||и11 |1 |1 |||ши И все это так просто страны в страну. Из лесов и логично. Югославии, где воюет пар- тнзанская армия Тито, — на улицы древней Праги. Из-под Сталинграда, где происходит знаменательный диалог о бу- дз^щем немецкой нации между двумя ■ немцами — коммуни стом Вильгельмом Пиком и проигравшим битву за Волгу, попавшим в плен феяьдмар- ----- --------- --------------- о и о— зримые расстояния й паутину' .шалом Паулюсом, в Ьо.тгарию, можностей, как то случается с границ. Они чувствовали ' друг которая живет в ожидании не друга. Он* знали друг о'друге, ремен и лучшие сыны которой слов-акд и болгары. ' Сербы и Ценой ж-изнц приближают .эти поляки. Чехи ' и загнанные в перемены. С совещания руко» глубокое подполье немецкие водителей -Крмият^фна в номе- антифашисты. Коммунисты, ис- рих старинной московской гос тиницы — на :пояя сражений. Но знай, народ, с тобой в отрядах первых Пойдем вперед мы в буре необычной!». Борьба за коммуниз.м, кото рая в годы войны стала сино нимом борьбы против фашиз ма, делала всех их — братья ми. Объединяла через необо- мадных технических сложно-, стях сделанного. Но вот что важно: постано вочный размах, эти батальные сцены с участием тысяч лю дей, это обилие военной те.хни- ки, виртуозное 'мастерство ху дожников, операторов, пиро техников ни на мгновенье не становятся самоцелью. Само ценной демонстрацией воз- текавшие кровью, по непоко ренной Европы. Вот почему сто.чь .естествен ной и глубокой представляется сама, идея — рассказать о ком мунистах разных стран, сра жавшихся на фронтах и в под полье, в рймках единой серин •фильмов, названной на 'ред кость сильно и верно: «Солда ты свободы». Эти картины сняты под ру ководством реняссера Юрия Озерова советскими кинемато графистами в содружестве с мастерами кино социа.тастиче- скях государств. Сегодня на экранах области демонстрируются первые два фильма серии. Жанр их необычен. Может быть, у нас даже еще нет еГ’О коммерческими суперколосса ми на Западе. Не подавляют и не отвлекают зрителя от глав ного. А главное в этих фи,ть- мах — раздумье о путях и пе репутьях мира. О трагедии и мужестве' человечества. Об йс- Свободная, гибкая , формам-- тине, конкретным воплощени- хроиики вмещает все. 1Лирои»- котброй етляюх^я для соз- формашый кадр — в иные .. Дате-теФ,картин идё'и коммуииз моменты — словно бы^сжима- ется, и мы остаемся о.дик- на' . один с польской коммунисткой, попавшей в гитлеровский з.а-н- стенок, вглядываемся в ее ли цо, в ее прекрасные, горькие глаза. Или оказываемся свиде телями трогающего душу эпи зода, когда Георгий'Димитров приходит в детский дом, чтобы взять иа воспитание .обездо ленного войной, лишившегося близких .ребетка. Но чаще гра ницы кадра раздвигаются, ка жется, до бесконечности, •— ц уже не рассмотреть деталей. И уже все сливается в бегхрве-' иски трагичную я героическую ма. И о лжи, остающейся ло жью независимо от того, каки ми словесными одеждами она прикрыта: -демагогией гитле ровских идеологов, фанатич ными лозунгами национали стов или двуличными рассуж дениями респектабельных бур жуа, поставленных у кормила власти. История пишется во имя бу дущего. И йо имя будущего. Юрий Озеров н, его многочисленные, сбратяикн воссоздают карти ну двух последних лет' войны, е бесстрашием диалектиков ис следуя самые сложные ее стра ницы. Скажем, — Варшавское восстание, где ■героизм' тысяч по.яяков был использован в ' авантюристических целях : группой буржуазных национа листов, что привело к незабы-; ваемо трагическим последстви- ям. Так же, как и предыдущая работа Юрия Озерова — цикл фй.чьмов «Освобождение», «Со.чдаты свободы» произ- , ведения новаторские. И в то же время они — продолжение .и ■ развитие начал, . органичееки • свойственных советскому кине матографу. Истоки «Солдат свободы» —\ в лентах Сергея Эйзенштейна ^ «Броненосец «Потемкин» и «Октябрь». В лентах, где за мечательный мастер так же, как его младший кол.чега, шел по пути поэтической реконст рукции, художественного вос создания истории. С поразив шей мир бескомпромиссностью § от.брос-ил ои законы канониче-к' ского экранного действия, ког- Щ да и.нтерес и авторов, и зрите- ^ лен "сосредоточивался на более'? или менее камерных перипети-1 ях частной судьбы нескольки.х | персонажей. Эйзенштейн брал в соавторы Йсторию, Эпоху. |5 Он делал фильмы о народе,. О революции, воплощая, по соб- • ственны.м его словам, чуждое буржуазному кино ощущение «коллективности, единства • единицы со всеми». Единство единицы со все ми... Это вновь возвращает нас К письму Габриэля Пери, к-., строкам Николы Вапцарова; . «Я пал. Другой меня сме нил...». Кстати, последние ми нуты жизни Вапцарова мы уви-- ДИМ в «Солдатах свободы». Единение, интернациональ-.' ^ ное братство, — реальность," “ плоть и кровь коммунизма. И. именно эта реа.льность продик- :^ товала форму и суть «Солдат свободы». Второй фильм «Солдат сво боды» завершается в.ступ.лени- ем нашей армии и. бойцов Вой- ска Польского в разрушенную Варшаву. Впереди — новые..' бои, новые испытания во н.мя , теперь уже близкой Победы. ^ О них расскажут последние'^ фильмы цикла, к которым мы, , по мере их выхода на экраны,,-- еще вернемся... И. НЕВЕРОВ. - Э ТОТ незаслуженно за бытый памятник нахо дится в Данковском районе на центральной усадь бе совхоза «Полибнно», распо ложенной в заповедном ттарке на возвышенной прибрежной террасе реки Дон. Здесь сохра нился прекрасный усадебный ансамбль, включающий глав ное здание классической ар хитектуры XVIII века, описан ное липецким арх-итемтором Л. Рудаковым в его книге «По следам легенд». Попибинский усадебный ан самбль увенчивает ажурная металлическая башня. Это и есть знаменитый гиперболоид инженера Шухова, привлекав ший внимание посетителей Все российской художественной и промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгор'оде. «Резервуар на 10 тысяч ве дер питьевой воды помещает ся на вершине высокой башни, представляющей своего рода «гвоздь» нынешней выставки,— писалось в путеводителе. —- На Парижской выставке была башня Эйфеля, на Нижегород ской — башня Шухова, проек тировавшего все металличе ские строения выставки, в том числе и эту башню». «Гвоздь» Еыставк'и — это ре зультат плодотворного раз вития В. Г. Шуховым идеи при менения а различных конст рукциях сетчатых покрытий в сочетании с использованием свойств однополоствого ги перболоида вращения. Мысль об использовании гиперболо- идной фо,рмы при проектиро вании и постройке металличе ских и железобетонных соору жений нашла широкое приме нение. Такого рода сооруже ний, спроектированных Шухо вым и его последователями, у нас построено около 150, в том числа такие монументаль- ,демонтированная Шуховская башня (или вновь изготовлен ная копия), была приобретена капиталистом Нечаевым-Маль цевым и смонтирована в его имении Полибино Дэвковского уезда. На базе Шуховской во донапорной башни, насосной пя музея изобразительных ис кусств И. В. Цветаева, писала: «Нечаев-Мальцев был крупней ший хрустаяезаводчик в горо де Гусь, потому и ставшем Хрустальным. Не знаю, почему: из непосредственной ли любви к искусству или просто «для яе А ЮНОМУ КРАЕВЕДУ а Г и п е р б о л о и д ные объекты, как радиомачта на Шаболовке в Москве, Ста- нислав-Аджигояьский маяк вы сотою 72 метра, построенный в 1911 году при входе в Херсон ский порт, Шуховское арочное покрытие над зданием ГУМа в Москве, Шуховское арочное покрытие дебаркадера Киев ского вокзала в Москве. Вскоре после закрытия Все российской выставки 1896 года. станции, построенной на До ну, и напорного трубопровода в Полибино до 1919 года дейст вовала система для орошения сада, овощного участка и водо снабжения усадьбы. В настоя щее время Шуховская башня совхозом не используется. Нечаев-Мальцев — владелец хрустальных заводов в городе Гусь-Хрустальный, подобно из- веетному собирателю картин русских живописцев С. М. Тре тьякову, создавшему Третья ковскую галерею, затрачивал большие средства на органи зацию учреждений культуры, В о-сновном, на его «доброхот ные даяния» в 1898-—1912 гг., был создан знаменитый Мос ковский музей изобразитель ных искусств имени А. С. Пуш- В статье «Рождение музея», опубликованной в 1969 году в журнале «Наука и жизнь», из вестная писательница Анаста сия Цветаева — дочь создате- души» и даже для ее спасения (сознание неправды денег в русской душе невытравимо),—- во всяком случае, под неустан ным и страстным воздействи ем моего отца (можно ска зать, что отец Мальцева обра батывал, как те итальянцы мра мор), Нечаев-Мальцев стал главным; широко говоря, един ственным жертвователем му зея, таким же его физическим создателем, как отец — ду ховным. (Даже такая шутка по Москве ходила: «Цветаев — Мальцев»). Гений инженерного искусст ва, герой труда, лауреат Ле нинской премии, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, почетный академик Владимир Григорьевич Шухов оставил своему народу, своей стране, мировой науке и тех нике богатое наследство. Резервуары для нефтепро дуктов, танкеры, насосы, кре кинг-заводы, нефтепроводы. паровые котлы, платформы для- орудий, мины и минные взры->,-|^В вая-ели, водонапорные башни,.. ^ маяки, заводские цехи, грэж-: данские здания, доменные пе- ’ чи, мосты... Трудно даже пове рить, что у десятков тысяч ори- , гинальных инженерных соору жений один автор — Влади мир Григорьевич Шухов. Ко многому из того, что сделал Шухов, приложимы слова: «впервые в мире», «крупнейший в мире», «самый совершенный а мире», «наибо-. лее экономичный»... Только в годы Советской вла сти талант и труд В. Г. Шухова получили полную поддержку и признание. Родина высоко оце нила деятельность выдающе гося инженера и ученого, так много сделавшего для разви тия народного хозяйства стра ны. За создание крекинг-про цесса Шухов был удостоен Ле нинской премии. Академия на- , ук избрала его своим почет ным членом. Правительство присвоило звание Героя Соци алистического Труда. В юбилейном, 1967 году, на здании Центрального институ та «Проектстальконструкция» состоялось открытие памятной мемориальной доски Владими ру Григорьевичу Шухову. Башня Шухова, передавшая эстафету прогресса Останкин скому радиоисполину, навсег да останется памятником вы дающихся достижений отече ственной инженерной мысли. И. БЕСКОВ, член Географического общества СССР. На снимке: башня Шухова в совхозе «Полибино». Редактор Н. ЗАГНОИ КО. 41 I I . « • " « « Ц К , плищаль илслапива, м и м и е ч а | и . 1 елефОНы : усдакюра — ч-ог-ю ответственного секретари Я фотокорреспондента — отделов: коммунистического воспитания — 4-66-12, комсомольской жизни — 4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-06, писем —4-66-18, спорта -4-66-07 . АЭ 77487 Типография издательства «Ленинское зиамя», Липецк, Коммуиальная пл., 44. Зак. № 8720.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz