Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ • 4 „В ПОСЛЕДНИЙ раз я проверяю себя. ^ Мои совесть спокой­ на. Я хочу, чтобы вы сказали всем: если бы мне пришлось начать жизнь снова, я прошел бы по тому же пути. Ночью я долго думал о том, как прав, был мой дорогой друг Вайян Кутюрье, говоря: «Ком­ мунизм — это молодость мира» и «Коммунизм подготовляет' поющее завтра». И вот я умру, чтобы подготовить это «пою­ щее завтра». Какое-то поразительное, хо­ чется сказать, — эпическое спокойствие излучают эти строки из короткого пред­ смертного письма француз­ ского коммуниста Габриэля Пери, казненного фашистами тридцать шесть лет назад.. Да- ' же горечь и боль почти засло­ нены в них спокойной, гордой, без намека на позу, уверен­ ностью победите.ля. Все идет, как надо. Моя смерть — часть моей жизни, конец ее. А жизнь для меня — борьба. Значит, и умирая, я . честно н достойно вношу свою частицу в эту борьбу ради «по­ ющего завтра». Подвиг Пери — производ­ ное от высокой, все охватыва­ ющей, все оправдывающей, все освещающей и всему придаю­ щей смысл убежденности. И яе только Пери. Может быть, самое потря­ сающее 3 ко.ллективном по­ двиге коммунистов разных стран, в подвиге, по сути дела, решившем исход Второй миро­ вой войны, — общность чувств, устремлений и де.т. Общность, дотоле в истории, пожалуй, яе- вйданная, да и невоз.можная в таких масштабах. Перед казнью Пери придава­ ло силы сознание принадлеж­ ности к партии коммунистов. И это же сознание вело в бой русского солдата, оста­ вившего политруку торопливо набросанные слова; «Если по­ гибну, считайте меня коммуни­ стом...». И той же мыслью, тем же ощущением причастности к ве­ ликому, неизмеримо более значительному, нежели одиа- единичная — жизнь и смерть, делу, был согрет бо.тгарин Ни­ кола Ванцаров, тридцатитрёх- летний поэт, написавший пе­ ред расстрелом; «Борьба так беспощадна и жестока. Борьба, как говорят еще,. эпична. Я пал, другой меня сменил и... только —- Исчезла лишь какая-то там . личность. Расстрел, а вслед расстрелу — черви, — точного определения; эпопея?.. Историческая ' хроника?.. Эпи­ ческая хроника?.. Во всяком С-тучае, главным, ведущим сце­ наристом здесь стала — Исто­ рия. Правда Истории. Экран обретает поражаю­ щее воображение могущество и власть переносить нас из ■Н1шиш1ш1111111н1ш1д|н1111тиишшншшиш1ш111шп11нптттн1110|в1№1»>м)ишш!п111 панораму событий, навечно впи­ санных 8 ' Ист 6 р 1 ПО. .Реконструируя их с доку- мёи'талБной точностью, авторы «Солдат свободы» решают за­ дачу небывалого д.1я нашего, да и для мирового, кинемато­ графа размаха. Зритель, конеч­ но, знает приводившиеся в пе­ чати цифры, говорящие о гро­ РАДИ«ПОЮЩЕГО ЗАВТРА» НА ЭКРАНАХ ЛИПЕЦКА-ПЕРВЫЕ ДВА ФИЛЬМА ЦИКЛА «СОЛДАТЫ СВОБОДЫ», П1111ш1ши1пиш1111111пшш111нш111ш1 |1ш1и1111и111 ||||ш |1и |||1 ||! ||т ||||||||и11 |1 |1 |||ши И все это так просто страны в страну. Из лесов и логично. Югославии, где воюет пар- тнзанская армия Тито, — на улицы древней Праги. Из-под Сталинграда, где происходит знаменательный диалог о бу- дз^щем немецкой нации между двумя ■ немцами — коммуни­ стом Вильгельмом Пиком и проигравшим битву за Волгу, попавшим в плен феяьдмар- ----- --------- --------------- о и о— зримые расстояния й паутину' .шалом Паулюсом, в Ьо.тгарию, можностей, как то случается с границ. Они чувствовали ' друг которая живет в ожидании не­ друга. Он* знали друг о'друге, ремен и лучшие сыны которой слов-акд и болгары. ' Сербы и Ценой ж-изнц приближают .эти поляки. Чехи ' и загнанные в перемены. С совещания руко» глубокое подполье немецкие водителей -Крмият^фна в номе- антифашисты. Коммунисты, ис- рих старинной московской гос­ тиницы — на :пояя сражений. Но знай, народ, с тобой в отрядах первых Пойдем вперед мы в буре необычной!». Борьба за коммуниз.м, кото­ рая в годы войны стала сино­ нимом борьбы против фашиз­ ма, делала всех их — братья­ ми. Объединяла через необо- мадных технических сложно-, стях сделанного. Но вот что важно: постано­ вочный размах, эти батальные сцены с участием тысяч лю­ дей, это обилие военной те.хни- ки, виртуозное 'мастерство ху­ дожников, операторов, пиро­ техников ни на мгновенье не становятся самоцелью. Само­ ценной демонстрацией воз- текавшие кровью, по непоко­ ренной Европы. Вот почему сто.чь .естествен­ ной и глубокой представляется сама, идея — рассказать о ком­ мунистах разных стран, сра­ жавшихся на фронтах и в под­ полье, в рймках единой серин •фильмов, названной на 'ред­ кость сильно и верно: «Солда­ ты свободы». Эти картины сняты под ру­ ководством реняссера Юрия Озерова советскими кинемато­ графистами в содружестве с мастерами кино социа.тастиче- скях государств. Сегодня на экранах области демонстрируются первые два фильма серии. Жанр их необычен. Может быть, у нас даже еще нет еГ’О коммерческими суперколосса­ ми на Западе. Не подавляют и не отвлекают зрителя от глав­ ного. А главное в этих фи,ть- мах — раздумье о путях и пе­ репутьях мира. О трагедии и мужестве' человечества. Об йс- Свободная, гибкая , формам-- тине, конкретным воплощени- хроиики вмещает все. 1Лирои»- котброй етляюх^я для соз- формашый кадр — в иные .. Дате-теФ,картин идё'и коммуииз моменты — словно бы^сжима- ется, и мы остаемся о.дик- на' . один с польской коммунисткой, попавшей в гитлеровский з.а-н- стенок, вглядываемся в ее ли­ цо, в ее прекрасные, горькие глаза. Или оказываемся свиде­ телями трогающего душу эпи­ зода, когда Георгий'Димитров приходит в детский дом, чтобы взять иа воспитание .обездо­ ленного войной, лишившегося близких .ребетка. Но чаще гра­ ницы кадра раздвигаются, ка­ жется, до бесконечности, •— ц уже не рассмотреть деталей. И уже все сливается в бегхрве-' иски трагичную я героическую ма. И о лжи, остающейся ло­ жью независимо от того, каки­ ми словесными одеждами она прикрыта: -демагогией гитле­ ровских идеологов, фанатич­ ными лозунгами национали­ стов или двуличными рассуж­ дениями респектабельных бур­ жуа, поставленных у кормила власти. История пишется во имя бу­ дущего. И йо имя будущего. Юрий Озеров н, его многочисленные, сбратяикн воссоздают карти­ ну двух последних лет' войны, е бесстрашием диалектиков ис­ следуя самые сложные ее стра­ ницы. Скажем, — Варшавское восстание, где ■героизм' тысяч по.яяков был использован в ' авантюристических целях : группой буржуазных национа­ листов, что привело к незабы-; ваемо трагическим последстви- ям. Так же, как и предыдущая работа Юрия Озерова — цикл фй.чьмов «Освобождение», «Со.чдаты свободы» произ- , ведения новаторские. И в то же время они — продолжение .и ■ развитие начал, . органичееки • свойственных советскому кине­ матографу. Истоки «Солдат свободы» —\ в лентах Сергея Эйзенштейна ^ «Броненосец «Потемкин» и «Октябрь». В лентах, где за­ мечательный мастер так же, как его младший кол.чега, шел по пути поэтической реконст­ рукции, художественного вос­ создания истории. С поразив­ шей мир бескомпромиссностью § от.брос-ил ои законы канониче-к' ского экранного действия, ког- Щ да и.нтерес и авторов, и зрите- ^ лен "сосредоточивался на более'? или менее камерных перипети-1 ях частной судьбы нескольки.х | персонажей. Эйзенштейн брал в соавторы Йсторию, Эпоху. |5 Он делал фильмы о народе,. О революции, воплощая, по соб- • ственны.м его словам, чуждое буржуазному кино ощущение «коллективности, единства • единицы со всеми». Единство единицы со все­ ми... Это вновь возвращает нас К письму Габриэля Пери, к-., строкам Николы Вапцарова; . «Я пал. Другой меня сме­ нил...». Кстати, последние ми­ нуты жизни Вапцарова мы уви-- ДИМ в «Солдатах свободы». Единение, интернациональ-.' ^ ное братство, — реальность," “ плоть и кровь коммунизма. И. именно эта реа.льность продик- :^ товала форму и суть «Солдат свободы». Второй фильм «Солдат сво­ боды» завершается в.ступ.лени- ем нашей армии и. бойцов Вой- ска Польского в разрушенную Варшаву. Впереди — новые..' бои, новые испытания во н.мя , теперь уже близкой Победы. ^ О них расскажут последние'^ фильмы цикла, к которым мы, , по мере их выхода на экраны,,-- еще вернемся... И. НЕВЕРОВ. - Э ТОТ незаслуженно за­ бытый памятник нахо­ дится в Данковском районе на центральной усадь­ бе совхоза «Полибнно», распо­ ложенной в заповедном ттарке на возвышенной прибрежной террасе реки Дон. Здесь сохра­ нился прекрасный усадебный ансамбль, включающий глав­ ное здание классической ар­ хитектуры XVIII века, описан­ ное липецким арх-итемтором Л. Рудаковым в его книге «По следам легенд». Попибинский усадебный ан­ самбль увенчивает ажурная металлическая башня. Это и есть знаменитый гиперболоид инженера Шухова, привлекав­ ший внимание посетителей Все­ российской художественной и промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгор'оде. «Резервуар на 10 тысяч ве­ дер питьевой воды помещает­ ся на вершине высокой башни, представляющей своего рода «гвоздь» нынешней выставки,— писалось в путеводителе. —- На Парижской выставке была башня Эйфеля, на Нижегород­ ской — башня Шухова, проек­ тировавшего все металличе­ ские строения выставки, в том числе и эту башню». «Гвоздь» Еыставк'и — это ре­ зультат плодотворного раз­ вития В. Г. Шуховым идеи при­ менения а различных конст­ рукциях сетчатых покрытий в сочетании с использованием свойств однополоствого ги­ перболоида вращения. Мысль об использовании гиперболо- идной фо,рмы при проектиро­ вании и постройке металличе­ ских и железобетонных соору­ жений нашла широкое приме­ нение. Такого рода сооруже­ ний, спроектированных Шухо­ вым и его последователями, у нас построено около 150, в том числа такие монументаль- ,демонтированная Шуховская башня (или вновь изготовлен­ ная копия), была приобретена капиталистом Нечаевым-Маль­ цевым и смонтирована в его имении Полибино Дэвковского уезда. На базе Шуховской во­ донапорной башни, насосной пя музея изобразительных ис­ кусств И. В. Цветаева, писала: «Нечаев-Мальцев был крупней­ ший хрустаяезаводчик в горо­ де Гусь, потому и ставшем Хрустальным. Не знаю, почему: из непосредственной ли любви к искусству или просто «для яе А ЮНОМУ КРАЕВЕДУ а Г и п е р б о л о и д ные объекты, как радиомачта на Шаболовке в Москве, Ста- нислав-Аджигояьский маяк вы­ сотою 72 метра, построенный в 1911 году при входе в Херсон­ ский порт, Шуховское арочное покрытие над зданием ГУМа в Москве, Шуховское арочное покрытие дебаркадера Киев­ ского вокзала в Москве. Вскоре после закрытия Все­ российской выставки 1896 года. станции, построенной на До­ ну, и напорного трубопровода в Полибино до 1919 года дейст­ вовала система для орошения сада, овощного участка и водо­ снабжения усадьбы. В настоя­ щее время Шуховская башня совхозом не используется. Нечаев-Мальцев — владелец хрустальных заводов в городе Гусь-Хрустальный, подобно из- веетному собирателю картин русских живописцев С. М. Тре­ тьякову, создавшему Третья­ ковскую галерею, затрачивал большие средства на органи­ зацию учреждений культуры, В о-сновном, на его «доброхот­ ные даяния» в 1898-—1912 гг., был создан знаменитый Мос­ ковский музей изобразитель­ ных искусств имени А. С. Пуш- В статье «Рождение музея», опубликованной в 1969 году в журнале «Наука и жизнь», из­ вестная писательница Анаста­ сия Цветаева — дочь создате- души» и даже для ее спасения (сознание неправды денег в русской душе невытравимо),—- во всяком случае, под неустан­ ным и страстным воздействи­ ем моего отца (можно ска­ зать, что отец Мальцева обра­ батывал, как те итальянцы мра­ мор), Нечаев-Мальцев стал главным; широко говоря, един­ ственным жертвователем му­ зея, таким же его физическим создателем, как отец — ду­ ховным. (Даже такая шутка по Москве ходила: «Цветаев — Мальцев»). Гений инженерного искусст­ ва, герой труда, лауреат Ле­ нинской премии, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, почетный академик Владимир Григорьевич Шухов оставил своему народу, своей стране, мировой науке и тех­ нике богатое наследство. Резервуары для нефтепро­ дуктов, танкеры, насосы, кре­ кинг-заводы, нефтепроводы. паровые котлы, платформы для- орудий, мины и минные взры->,-|^В вая-ели, водонапорные башни,.. ^ маяки, заводские цехи, грэж-: данские здания, доменные пе- ’ чи, мосты... Трудно даже пове­ рить, что у десятков тысяч ори- , гинальных инженерных соору­ жений один автор — Влади­ мир Григорьевич Шухов. Ко многому из того, что сделал Шухов, приложимы слова: «впервые в мире», «крупнейший в мире», «самый совершенный а мире», «наибо-. лее экономичный»... Только в годы Советской вла­ сти талант и труд В. Г. Шухова получили полную поддержку и признание. Родина высоко оце­ нила деятельность выдающе­ гося инженера и ученого, так много сделавшего для разви­ тия народного хозяйства стра­ ны. За создание крекинг-про­ цесса Шухов был удостоен Ле­ нинской премии. Академия на- , ук избрала его своим почет­ ным членом. Правительство присвоило звание Героя Соци­ алистического Труда. В юбилейном, 1967 году, на здании Центрального институ­ та «Проектстальконструкция» состоялось открытие памятной мемориальной доски Владими­ ру Григорьевичу Шухову. Башня Шухова, передавшая эстафету прогресса Останкин­ скому радиоисполину, навсег­ да останется памятником вы­ дающихся достижений отече­ ственной инженерной мысли. И. БЕСКОВ, член Географического общества СССР. На снимке: башня Шухова в совхозе «Полибино». Редактор Н. ЗАГНОИ КО. 41 I I . « • " « « Ц К , плищаль илслапива, м и м и е ч а | и . 1 елефОНы : усдакюра — ч-ог-ю ответственного секретари Я фотокорреспондента — отделов: коммунистического воспитания — 4-66-12, комсомольской жизни — 4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-06, писем —4-66-18, спорта -4-66-07 . АЭ 77487 Типография издательства «Ленинское зиамя», Липецк, Коммуиальная пл., 44. Зак. № 8720.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz