Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)
31ЕНИНЕЦ • Ц 1 3 ф ЛЕНИНЕ|% «...первичная комеомольек; 1 я организация активно участвует а жизни трудового коллектива ■— основной ячейки социалистического общества, воспитывает у комсомольцев и молодежи коммунистическое отноше ние к труду, к общественному достоянию, чувство кол лективизма, прививает молодежи навыки управления общественными и государственными делами». (Из Устава ВЛКСМ). С К о м с о м о л ь с к е • МО ЛОДЕЖНОЙ бригадой вальцовщиков Дмитрия Суше из второго листопрокат ного цеха НЛМЗ мы встреча лись задолго до заводской комсомольской конференции, еще летом. Тогда этот коллек тив в иные, месяцы прокатывал бы, к примеру, распространить наш опыт — не отказались бы помочь, да и других путай улучшения соревнования нема ло. Главное — привлечь м оло дежь к активному участиТо в решении производственных ...Было это, повторяю, летом. мольской организации со зда ется непосредственным учас тием в конкретных, производ ственных делах. Сегодняшние молодые ра бочие НЛМЗ — это, прежде всего, образованные люди с широким диапазоном знаний и интересов. Достаточно приве сти несколько цифр: в настоя щее время из всего состава заводской комсомольской ор ганизации более 2000 человек, то-есть свыше 20 процентов всей молодежи ,— учащиеся школ рабочей молодежи, ву зов, техникумов, около 2000 юношей и девушек занимаются Стать хозяином завода БОЕВОЙ СМОТР НАШИХ РЯДОВ трансформаторной стали с по- выщешой точностью гораздо больше, нежели другие брига ды ЛПЦ-2 вместе взятые. - г Все просто объясняется,— прокомментировал этот факт групкомсорг бригады Юрий ГоДецкий. — В юбилейном го ду .мы начали работать на ми нимальных допусках — вот и улучшилось качество проката... Такие вопросы должен само стоятельно решать каждый тру довой коллектив — кому как не самим его членам известны их истинные возможности, скрытые резервы . У нас в бригаде, например, все учатся заочно в высших или средне технических учебных зав еде ниях, в достаточной м ере ос воили специальность вальцов щика. Это и позволило нам ра ботать на минимальных допус- К сказанному групкомсоргом один из лучших вальцовщиков бригады молодой коммунист Петр Амбурцев добавил: — Сейчас, конечно, во всех бригадах цеха есть молодые высококвалифицирова н н ы в, образованные епеи^алисты. Этим вряд ли теперь удивишь. И Желания внести максималь ный вклад в успех коллектива никому не занимать. А н— нет! Не вс*в бригады работают оди наково, многие, например, ус тупают нашей. Здесь, видимо, не сказал своего слова цехо вой комитет комсомола. Мог А на отчетно-выборной комсо мольской конференции Ново- липецкого завода а докладе секретаря комитета ВЛКСМ Игоря Родионова вновь было сказано, что во втором листо прокатном цехе не обобщался опыт работы передовых кол лективов, так что достижения бригады Дмитрия Суше (кста ти, свои годовые обязательства парни выполнили к 20 августа, прокатав сверх плана 1200 тонн высококачественной трансфор маторной стали), по сути дела, оказались недосягаемыми для коллег. Впрочем, можно ли го ворить о сравнимости ре зуль татов, если должного трудово го соперничества молодых •— опять ссылаюсь на докладчика — в цехе организовано не бы ло. А ведь комитет ВЛКСМ завода справедливо рассмат ривает соревнование как важ нейшее средство повышения трудовой и общественно-поли тической активности молоде- Вопросы трудового воспи тания молодежи в работе ко митета ВЛКСМ ЛПЦ-2 ушли на второй план, хотя они-то как раз в большой мере способст вуют привлечению юношей и девушек к управлению произ водством и позволяют попутно, почти автоматически • решить многие организационные во просы — прием в члены ВЛКСМ, уплата взносов. Ведь авторитет первичной комсо- в системе комсомольского по литического просвещения, бо лее пяти с половиной тысяч че ловек являются слушателями школ коммунистического тру да. Отсюда — и критерии в оценке правофланговых: на сколько полно отдают произ водству свои знания, умение, опыт молодые иоволилчане, как развито у них чувство от ветственности за общее дело, нетерпимость к недостаткам производства. Можно смело сказать, что каждый молодой человек, пришедший на завод после школы, ГПТУ, техникума или вуза, стремится повлиять (в лучшем, конечно, смысле) на окружающую его производ ственную среду. И вот первич ным комсомольским органи зациям, комитетам просто не обходимо вовремя помочь им найти точку приложения сил, стать хозяевами и цехе, про явить свои способности. Опыт именмо такого подхода к каждому молодому рабоче му на Новолипецком метал лургическом есть. В комсо мольской организации кислог родно-конверторного цеха № 2, например, долго а социалисти ческом соревновании лиди ровала молодежная бригада Валерия Соловьенке. Позже, по ряду причин, она сдала свои позиции, но в цехе на шлись другие комсомольско- молодежные коллективы разливщиков Ярослава Лазера, Владимира Свинухова, сталева ров Виктора Киспова, которые Своим примером побуждают молодежь к активному, творче скому участию в борьбе за выполнение заданий пятилетки. Мол21дежь этого цеха активно включилась в соревнование под девизом: «Проектные мощности — не предел» и ус пешно выполняет повышенные обязательства. Лучшие брига ды соперничают сейчас за пра во 8 Ь 1 Плз 18 ки в юбилейном году 150-миллионной тонны стали. Большой вклад в успех вносят «прожектористы», которые вы являют резервы , помогают улучажть качество продукции. В частности, брак в этом цехе снизился с 0,5 до 0,45 процен та. Молодые новаторы осваи вают и внедряют передовые методы труда. Самое активное участив приняли в работах по интенсификации продувки м е талла-аргбйом старший мастер- механик Виктор Беэукладов и машинист дистрибутора Вале рий Черновол. Отличных показателей до билась и номсомольская орга низация ККЦ-1. Лучшая брига да разливщиков, возглавляе мая Александром Красновым, стала победительницей завод- ' ского соревнования в честь юбилея Советской власти и удостоена права называться бригадой имени 60-летия Ве ликого Октября. За производ ственные успехи бригадир раз ливщиков Валентин Смольяни нов удостоен премии Ленин ского комсомола. Именно в этом цеха зародилась иници атива «Каждому молодому ра бочему — производительность труда своего наставника». Следует отметить и молодых рабочих доменного цеха. Их коллектив неоднократно в этом году выходил победителем Всесоюзного социалистическо го соревнования. Эти примеры можно продол жить, но одно ясно, что при влечение молодых к управле нию производством — важная задача. Тем досаднее, что не которые первичные комсо мольские организации, комите ты ВЛКСМ с ней не справляют ся. Следоввтельно, комитету ВЛКСМ завода необходимо обобщить опыт лучших, рас пространить его во всех орга низациях. Это позволит моло дым металлургам выйти на но вые, более высокие рубежи. 8. КУРГАННИКОВ, Около 1100 молодых труже ников Липецкого района несли ударную вахту в честь юбилея Советской власти. Многие из них досрочно справились с планами двух лет десятой пя тилетки, а 232 лучших комсо мольца завоевали почетное право подписать Рапорт Ле нинского комсомола ЦК КПСС в честь б^летия Великого Окт тября. ...В этот день в гости к мо лодым передовикам пришли лучшие труженики района, ве тераны войны и труда. V — Мне как ветерану комсо мольского движения, — сказал один ■из первых комсомольцев района В. А. Владыкин, — при* ятио видеть, что не иссякли на ши традиции. Мы в свое время создавали колхозы, а вы—кре пите их экономику, приумиожа-. ете успехи. На фермах района занято 365 комсомольцев, 295 работа ют механизаторами. Около трех лет назад Лидия -Пастухова стала работать на птицефабрике «Липецкая». В первые дни нередко приходила к своим опытным коллегам за помощью, а теперь многие уже сами обращаются к ней за со- ПОБЕДА — ОДНА Д А ВСЕХ! ветом. Птичница досрочно справилась с выполнением пла-: нов двух лет пятилетки, теперь на е трудовом календаре 1,978 Наравне с опытными живот новодами трудится и доярка молочного комплекса совхоза «Боринский» Нина Черникова. Свои годовые обязательства она выполнила досрочно. Есть уже почетная награда у тракториста совхоза «Дмит ровский» Василия Жданова — бронзовый знак ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки». Парень по праву ч:читается лучшим механизатором хозяй ства. На тракторе ДЖг75 Васи лий на пахоте и севе выполня ет по полторы—две дневные нормы. И не случайно Василию предоставлено почетное право сфотографироваться у леген- 1РУБЕЖИ МОЛОДЫХ дариого крейсера «Аврора». ...На счету комсомолии рай она немало добрых дел. В том, что хозяйства с каждым го дом дают все больше продук ции — немалая 'заслуга моло дых тружеников. 570 килограммов топлива сэкономил только за три меся ца шофер совхоза «Боринский» Виктор Трубицын, по 15,4 ки- .чограмма огурцов при плане 14 вырастила на каждом квадрат ное метфе тепличница совхоза «.Пипецкий» Галина Почереви- И таких, как эти парни и де вушки, в районе много. Их тру довые победы слились в одни большой успех: комсомольская организация района награжде на переходящим Красным зна менем ЦК ВЛКСМ. Л4. ГОРЬКЛЕВ. Липецкий район. В юбилейном году отлично трудятся рабочие киспородно-конвертрр- иего цеха НЗ 2 НЛМЗ. Рациональное использование техники, сокращение затрат рабочего времени, отличное качество продукции — таковы главные критерии для передовых коллективов цеха. Галина Сальникова, Мария Чернявская и Наталья Печерская—контро леры ОТК цеха сл^Цв ККЦ-2. Они ] Ц |т на страже качества. Именно от них, от их квалифЩрии. добросовй^Ьсти, принципиальности в немалой степени зависит честь цеховой мерки. Фото В. Епьшаева. В ЕРНО ГОВОРЯТ; строй отрядовское лето иачи- ■нается зимой. Уже сего дня мы думаем о новых пла нах, о подготовке к новому трудовому семестру. Но, ко нечно же, заглядывая в завтра, не забываем об уроках нынеш него года. Об уроках, которые радуют, а порой и огорчают. Да, студенческое лето юби лейного года отмечено. многи ми интересными делами. П 6 -. ударному трудились, студенты политехнического института. 539 бойцов полностью выпол нили рабочую программу. От ряды Л ПИ освоили 1 миллион 211 тысяч рублей. На сорок процентов пере крыл задание отряд «Русичи» строительного факультета, ко торый, помимо своих договор ных обязательств, освоил 30 тысяч рублей иа строительстве столовой и сушилки-котель ной в третьем отделении сов хоза «Агроном». Полностью справился с программой и сдал объект с оценкой «отлично» отряд «Энергия» машинострои тельного факультета. В числе наших передовиков — бойцы «Товарища», «Механика», «Мо нолита», «Дружного», других ССО. Радует и такая статистика; 62 стенных и фотогазет, 130 «боевых листков» выпущено в отрядах. Студенты ЛПИ дали 32 концерта художественной самодеятельности, прочита.чи П 8 .чекций, отремонтировали и реставрировали шесть памятни ков героям Великой Отечест венной войны. Активное уча стие приняли бойцы в обсуж дении проекта Конституции СССР. ■ Во всех отрядах успешно прошли дни ударного труда. Отчислены средства в фонд строительства города Гагари на, в фонд фестиваля молоде жи и студентов в Гаване и в фонд солидарности с народа ми, борющимися против импе риализма. . На воскресниках по уборке .■урожая и заготовке кормов на ши ребята отработали 720 че ловеко-дней, своими силами от- }щонтщ)овада . воешь школ. Что и гоНорнть, добрые циф ры.. Однако еще ощутимее, еще весомей был бы вклад ССО в общенародное дело, если бы не ряд недостатков в работе шта- (5ов, если бы... гостеприимней были некоторые принимающие организации. Об этом хотелось сказать подробнее. К сожалению, не везде еще правильно понимают назначе ние ССО, принципы работы, значение трудового студенче ского движения в деле воспи тания молодежи. Руководители организаций порой даже не знакомы с положениями и до кументами .0 студенческих строительных отрядах, где кон кретно ■записано; «Местным партийным, советским н хозяй-' ственным органам в районах, где работают 'студенты в пери од летних каннк^Ет, оказывать студенческим отрядам всесто роннюю помощь, обеспечиваю щую высокую эффективность их труда». На Практике, увы, случается подчас иначе. Стали проверять, к примеру, как подготовились организации к приему студен- ряды в Краспйнской МПМК. лето-76 здесь проходило так тов — ИИ одна как следует то- Но вовсе не исключено, что на же. това не была. -Непростительное будущий год нерасторопные В тресте «Жилстрои», равнодушие проявили в Крас- руководители вновь- подадут работал наш отряд «комп- .пинской МПМК «Облмежкол- заявки в обком комсомола. Не леке». Трудности те же: нег хозстройобъединения». ' Пред- исключено, что областной штаб материало.» на оиалубку, нет ставьте себе: до приезда отря- ССО вновь пойдет им иавстре- гвоздей, не .говоря уже о ое- УРОКИ ТРУДОВОГО СЕМЕСТРА ПОМОЩНИКАМ НУЖНА..; ПОМОЩЬ дов — две недели. Окйло соро ка'бойцов «Аэлиты» и «Ассо ли» укладывают рюкзаки, а в самой МПМК, кроме начальни ка её товарища Журавлева, ни кто сном-духом об этом нс ве дает. Шесть раз автор этих строк выезжал на объект в се ло Верхнее Дрезгалово и каж -- дый раз слышал заверение; не волнуйтесь, мол, к следующему приезду все будет готово... Не лучше было и в рабочий пери од, когда отряды с большими перебоями , обеспечивались- строителышмй материалами, когда вынуждены были прово дить драгоценное время в без-' делье. В конце концов, ректо рат института и штаб ССО ре шили сиять отряды с места дис локации. Производственная программа осталась невыпол ненной.,, 0ЫХОДИТ, обузой стали от- •чу.. Стоит ли делать это? Стоит ли превращать в традицию та кие вот уроки бесхозяйствен ности? Наверное, не стоит. И даже не потому, что план «не доберем»'— о настроении ре бят нужно, прежде всего, ду мать, о том, что искреннее же лание бойцов работать, по мочь, оборачивается зачастую пустым времяпрепровождением. Три наших -отряда трудились в совхозах «Даиковский» и «Долговский», что в Данков- ском районе. Здесь тоже очень остро' стоял вопрос о снабже нии строительными материала ми. Начальник ПЛ4К-532- тов. Катасонов лишь обещать уме ет, даже тогда, когда отряд «Танаис», к примеру, больше- недели сидит без работы.,. Только.вмешательство обкома партии, помогло (‘двинуть дело с мертвой точки. Кстати, и тоне и механизмах.,. За двад цать четыре дня 58 человек ос воили лишь немногим ■более шести тысяч рублей... Из этих примеров пора сде лать выводы. Думается, что в подготови тельный период нужно прово дить встречи руководителей от рядов с представителями при нимающих организаций. На этих встречах знакомить хозяй ственников с уставом ССО,' с требованиями к отрядам, спе циальными положениями о по становке трудового семестра. Это позволит екоординировить действия с непосредственными руководителями стройки или производства, цоложйтельно 'отразится на деятельности студотрядов в рабочий период. Кроме того, йо(!'лё заключения Договора областному и .чОна.Ч'ь- ным штабам нужно более тща тельно проверять готовность организаций к приему ССО, уделяя особое вни.мание пунк ту договора о том, что семьде сят процентов строительных материалов должны быть заве зены на объект еше до прибы тия отряда. Хочу ска.зать и. о про( 1 )ессио- нальной подготовке. Ес.пи обу чение теоретическому курсу проходит обычно удовлетвори тельно, то практический курс или вовсе 'не проводится, или проводится кое-как. , После лекций практическим навыкам штукатурно-маляр ных работ обучался отряд «Ас- СОЛЬ», который был направлен в ■Краснинскую МПМК-- Занима лись бойцы в «Об.тмежколхоз- , етройобъединеети». Казалось,- . здесь были пршо заинтересо ваны в подготогаенных помощ никах, но... Но вот, наскоро по знав премудрости штукатурно го дела, девушки приступили к отделке административного здания. Естественно, на первых же шагах ска.залось отсутствий опыта. Руководителям хозяй ства проявить бы смекалку- и поставить девушек на отделку ' техкорйдора, где не требуется такого высокого'качества ра бот. А затем бы уж, приобретя навыки, стройотрядовцы могли бы более успешно справиться с заданием и гш корпусе, --.кста ти, в догов(з^е-стояли о4а>объ- екта. Но вместо этого посыпа лись взаимные упреки. У бой цов 'пропал йнт^е? к делу,. В подготовительный пёриод руководителям отряда совмест- Яо с инженерной службой при нимающей организации неп.по- хо бы состав.ить грасрик веде ния работ с учетом ежеднев ной занятости всех членов от ряда. Согласно этому гра(1)ику должен составляться и график использования механизмов, техники — в рабочий период их .лучше всего вывесить на стенде. Все это позволит чле нам отряда тщательнее знако миться с технической докумен тацией, уменьшить яростон и. увидеть наглядно трудовой- вклад на отдельных этапах ра- бо'гы. К- сожалению, кроме; как в ПМК-103, нигдё'этого сдела но не было. ■ -Более серьезное внимание следует уделять планам совме стной общественно-политиче ской работы студенческого от ряда и местной комсомольской организации. Принципом студенческого трудового движения является органическое соединение про цесса производства с процес сом воспитания. В речи ' на Всесоюзном . слете студентов товарищ Л . И. Брежнев, гово ря об отр.ядах, остановился, в первую очередь, на воспита тельном значении этого движе ния. Труд в студотрядах рас сматривается не только как производство вещей, но и как «производство» самого челове ка, его способноетей и мо ральных качеств. И от того, как мы сможем организовать труд стройотрядовцев, условия быта- и другое, может существенно зависеть и само становление молодого человека. В. СОРОКИН, командир зонального штаба, заместитель секретаря комитета ВЛКСМ ЛПИ . Ф ИЛЬМ «Обелиск», по ставленный на централь ной студии детских и юношеских фильмов им. М. Горького, создан по одному из пр 01 изведений известного белорусского писателя Василя Перед нами отдаленное село в одном из районов Белорус сии. Просторные, бескрайние поля, высокое чистое небо, древние прекрасные леса. Мо жет быть, многокрасочность и наполненность светом предоп ределены в фильме тем, что в нем показано детство. Среди войны, среди ежеминутной опасности быть униженным или убитым, тяжелое, обездолен ное, и все-таки детство. Но начинается картина не с этого. Просьба о помощи при водит журналиста (арт. В. Но сик) в отдаленное село. Об стоятельства складываются так, что журналист опаздывает, сельский учитель Миклашевич, по просьбе которого он при ехал, — умер. Журналист по падает уже- на поминки, за столом собрались друзья и од носельчане учителя. Встает, чтобы произнести речь заведующий районо. Для таких, как он, любая чело веческая жизнь оценивается прежде всего цифровыми по казателями. Начав- говорить о Миклашевиче, он привычно пе реходит к достижениям страны в области культуры, науки, —^ Причем тут успехи! Мы похоронили человека! — вне запно вспь!хивает старый педа гог Ткачук (арт. Л. Охлупнн). Воспоминания Ткачука уво дят нас в далекие предвоен ные годы. В белорусское село. поте рявшееся в глубине, Ткачук приехал как зав. районо, чтобы проверить жалобы, поступаю щие на местного учителя Але- ся Мороза. Мороз ершится, он прямоли неен и честен. Ткачук быстро проникается к нему симпатией, гражданственная позиция учи теля ему понятна. С программами в школе, действительно, не все в поряд ке, успеваемость не блестящая, — чистосердечно признается Алесь. —- Ребята учились в польской школе, поэтому мно гие не справляются с белорус ской грамотой. Но вовсе не это главное. Главное, чтобы ребята теперь поняли, что они люди, а не быдло, какими при выкли считать паны их от- Для этого надо им е ть 'б оль шое мужество. Мороз стойко переносит непонимание сель чан, считающих, что он подал ся на службу к немцам, он умеет противопоставить духов ному насилию фашистов свою твердость и веру в человека, в будущую победу. Несмотря на то, что Мороз зависим от грубой враждебной силы, зависим жизнью, своей и учеников, все-таки командует НЕПОКОРЕННЫЕ в этом Алесь Мороз видел свою первейшую педагогиче скую обязанность. Артист Е. Карельских создает глубокий, самоотвержвн 1 ный характер. Сельский учитель. На первый взгляд очень мягок, интеллигентен. Но когда ему приходится отстаивать свой метод воспитания учеников, спасать от жестоких побоев р е бенка, Мороз преображается. Становится решительным, сме лым и даже резким. Да, Алесь Мороз способен не только учить детей, но и защищать их. Мечта Алеся увидеть своих учеников свободными не сбы вается. В мирную жизнь серы ми громадами танков, ярким всполохом пожаров врывает ся война, В эти трудные дни Алесь Мороз выбирает единственно правильный путь: он остается в школе, остается с учениками. Он продолжает бороться за будущее ребят, которых нем цы хотят оболванить, превра тить в рабов. В эти черные дни он несет мальчишкам свет знаний, мудрость мысли. 1 КОЛЬКО человеку надо вечна... Сколько человеку надо прожить на земле, чтобы обре сти в себе мужество и духов ную силу быть Человеком, до стойным своего времени, во брав в себя лучшие черты эпо- Он шел к этому... Шел к сво ей последней черте. Сквозь лес, Предостер'ежение, мольба, не доверие... Но он шел. Деревья провожали его, образуя'при чудливый проход. Прощались с ним. Остановить его- было не возможно. Он шел, чтобы за крыть собой шесть мальчишек. Шел, хорошо понимая невоз можность спасти детей. И все- таки шел. Он встал с ними ря дом. «Теперь мне. ничего не страшно», скайсет . один из мальчишек, прижавшись к не му. А он для этого и жил, что бы его ученикам, его детям ни когда не было страшно. Поэто му он и "читал нм Некрасова и Толстого. Это и был его нрав ственный кодекс. Всего себя он отдал именна этому. Белый обелиск в школьном саду. Несколько фамилий. Од на; самая верхняя, появилась недавно. Нужно было пройти еще один путь — пожалуй, та кой же трудный, как тот, кото рый он одолел, идя из парти занского отряда, — путь дове рия, путь человеческой памяти. И оп прошел и это. ■ Идти, обнявшись с детьми, и улыбаться. Радоваться жизни, солнцу, смотреть прямо перед собой. Не сгибаться. Автоматы стреляли. Убивали. А он шел с детьми и. улыбался. Цветущий сад. Улыбка учителя. Его теп лота. Его руки, оберегающие детей. Так шел Сухомлинский. Так шел Януш Корчак. Так шел Алесь Мороз... Алесь Мо роз и Януш Корчак... Когда смотришь фильм «Обе лиск», невольно вспоминаешь и это имя. Видишь лицо пожило го челов |р с глазами мудреца, полные какой-то обеспокоенной и внимательной доброты. Два разных и очень похожих чело века. Они были поэты и ска зочники. Они были просто — Учителя! Учителя!.. Когда фа шисты оккупировали Польшу, решили уничто}кить детей до ма сирот. Корчак был рядом с детьми. Они шли по замершим улицам Варшавы. Шли 200 ма лышей и их Учитель. Над ко лонной развевалось их знамя: четырехлистный .золотой кле вер на зеленом фоне. Как сим вол детства, всего растущего. Знамя сказочного короля Ма- тиуша I. Они шли все вместе погибнуть в лагере смерти Читатели о новом фильме «Обелиск» Годы, все дальше отод вигающие от нас минув шую войну, лишь обост ряют наш взгляд, обра щенный в это великое, трагичное и героическое время. По-прежнему ве лика потребность людей разных поколений осмыс лить подвиг народа, не-, следовать, прежде все го, нравственные его истоки. Как остаться челове ком в нечеловеческой по своей жестокости, напря жению, сложности ситу ации? Возможно, имен но так стоит сформули ровать вопрос, на кото рый отвечает всем сво им творчеством один из лучших советских проза иков Василь Быков. Ус пех его, книг, экраниза ций, созданных по его произведениям, свиде тельствует о плодотвор ности и глубине решения им социально-этических проблем на военном ма териале. Новым подтвер ждением тому является большой зрительский ин терес к фильму по пове сти В. Быкова «Обелиск». Сегодня . мы публикуем два отзыва об этой кар тине и надеемся, что чи татели продолжат раз говор о ней. ШАИГ ПО ЗЕМЛЕ в школе он, Алесь Мороз, Но вот случилось непредвиденное. Его подопечные Павел Михла- шевич )[Саша Стригалое), братья Кожаны и Смурные принимают решение отомсТИть пэлачу-полицаю. В результате операции гибнет немецкий сол дат. Каин остается жив и ус певает заметить .ребячьи фи гурки в кустах. С этого м о мента события развиваются стремительно. Арест учеников потряс Мо роза. Он обращается за по мощью к партизанам. Но командир отряда в данный м о мент не может спасти ребят, И здесь Алесь узнает, что немцы потребовали, чтобы он, учи тель, пришел в комендатуру, тогда они отпустят детей. Врагу учитель не поверил, но он не мог предать своих учени ков. И вот Мороз приходит к ним в застенок, чтобы р а зд е лить .их судьбу, поддержать в страшные последние минуты. Ключевая сцена фильма по трясает внутренней силой, пси хологической насыщенностью, высоким взлетом. По дороге на расстрел Мороз пытается спасти хотя бы одного из ёво- их учеников — Миклашевича, он отвлекает внимание поли цейского, и в это время маль чик бежит. Каин зверски изби вает учителя. — Не убивайте! — кричит мальчишка, бросаясь иа не мецкий штык. Истерзанные, со связанными руками дети, тесно прижав шись, друг к другу, поднимают плечами обессиленного учите ля. Вот он —• его. Мороза, под виг, главный итог его жизни. Слабые, избитые мальчиш ки, плечами поддерживающие своего учителя, — это как символ единства, верности, не- покоренности врагу. Еще один фильм о войне. Фильм мудрый, показывающий цену подвигу, самоотвер женности во имя будущего. В. ШИБИНА, работница НЛМЗ. Треблинке. У Корчака не могло быть другого выбора. Как не было его у Алеся Мороза. Они всю жизнь.служили де тям. Они оста.чись им верны и в смертный час. Это был не ппд'виг. Это был их нравствен ный кодекс. Это ответствен- 'ярсть Учителя за тех, кого он «приручил». Отдавать свое сердце каждо му ребенку. Сделать чужого маленького человека своим, родным, Доверять ему. Полу чать' взамен молодость, пре данность, искренность, теплоту детских глаз. Постоянно чувст вовать в своей руке маленькую детскую ладошку, за которую ты выводишь мальчишку на путь познания истины, трудно сти и счастья человеческого бы тия. Это долг учителя. Его ежедневный труд, подвиг. Это высокие слова. Но для Алеся Мороза это был итог жизни. Была возможность уйти, спря таться, а потом оправдать себя перед самим собой. Учительне дает клятвы, как врач. Но есть у него своя клятва — клятва доверия и верности детству. Мороз не участвует в воен ных событиях. Он борется с врагами по-своему. Не прекра щая урока, оп превращает его в урок мужества. После этого мальчишки пойдут на риск; подпилят мост, по которому поедут полицай Каин и' фаши- Нелепость — К.аин остается живой. Мечется. Суетится. Де ти не в состоянии его победить. И тогда начинается открытая борьба Каина и Учителя' Мо роза. Для- Каина, для невеже ственного, бездуховного поли цая, главный враг — учитель. Мы не можем внимательно рас смотреть лицо предателя. Оно ничтожно... Он ненавидит всех. —- Каин.... Он лишен морали, идей. Спокойное, сосредоточен ное, одухотворенное, улыбаю щееся лицо Мороза — для Каи на это ■нестерпимо. Сколько злорадства, глумления, наслаж дения жестокостью испытывает он, увидев пришедшего спасти детей Учителя. И духовное бес силие, обнажение подлости перед лицом Мороза. Этот по единок — одна из лучших сцен ([шльма. И учитель побеждает, несмотря иа свою физическую гибель. Своей жизнью утверж дая свою этическую позицию. Идеть Учитель с детьми че рез цветущий сад... Этот (^ильм достоин того, чтобы его смотрели многие. Кинематограф создал образ Учителя, которому свойственно стремление к чистоте, сложно сти человеческих чувств, кото рый прекрасно знает, что с по мощью одних назиданий, пря мого нравоучения невозможно «эмоциональное пробуждение разума» ученика, Януш Корчак, Алесь Мороз и другие Учителя, как рентген, просвечивают нашу память и нравственную позицию. Это с ними нас сравнивают. В нас их Не хочется после этого фильма подробно анализиро вать его художественные до стоинства и недочеты. Язык (фильма прост и понятен каж дому. Режиссер картины Р. 1 Викторов подробно нгел за строчками повести В. Быкова. Может быть, даже слишком подробно, отчего иногда теря ется дух быковской прозы. У памяти есть свои права. Высока, цена высокой человеч ности, честности перед самим собой, духовной стойкости. Она требует от нас, учителей, ог ромного нравственного напря жения. Но цену эту стоит за платить, ведь нам выпало боль шое счастье идти вместе с уче никами по земле... О. КАЗАНСКИЙ, кандидат педагогических
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz