Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

31ЕНИНЕЦ • Ц 1 3 ф ЛЕНИНЕ|% «...первичная комеомольек; 1 я организация активно участвует а жизни трудового коллектива ■— основной ячейки социалистического общества, воспитывает у комсомольцев и молодежи коммунистическое отноше­ ние к труду, к общественному достоянию, чувство кол­ лективизма, прививает молодежи навыки управления общественными и государственными делами». (Из Устава ВЛКСМ). С К о м с о м о л ь с к е • МО­ ЛОДЕЖНОЙ бригадой вальцовщиков Дмитрия Суше из второго листопрокат­ ного цеха НЛМЗ мы встреча­ лись задолго до заводской комсомольской конференции, еще летом. Тогда этот коллек­ тив в иные, месяцы прокатывал бы, к примеру, распространить наш опыт — не отказались бы помочь, да и других путай улучшения соревнования нема­ ло. Главное — привлечь м оло­ дежь к активному участиТо в решении производственных ...Было это, повторяю, летом. мольской организации со зда­ ется непосредственным учас­ тием в конкретных, производ­ ственных делах. Сегодняшние молодые ра ­ бочие НЛМЗ — это, прежде всего, образованные люди с широким диапазоном знаний и интересов. Достаточно приве­ сти несколько цифр: в настоя­ щее время из всего состава заводской комсомольской ор ­ ганизации более 2000 человек, то-есть свыше 20 процентов всей молодежи ,— учащиеся школ рабочей молодежи, ву­ зов, техникумов, около 2000 юношей и девушек занимаются Стать хозяином завода БОЕВОЙ СМОТР НАШИХ РЯДОВ трансформаторной стали с по- выщешой точностью гораздо больше, нежели другие брига­ ды ЛПЦ-2 вместе взятые. - г Все просто объясняется,— прокомментировал этот факт групкомсорг бригады Юрий ГоДецкий. — В юбилейном го­ ду .мы начали работать на ми­ нимальных допусках — вот и улучшилось качество проката... Такие вопросы должен само­ стоятельно решать каждый тру­ довой коллектив — кому как не самим его членам известны их истинные возможности, скрытые резервы . У нас в бригаде, например, все учатся заочно в высших или средне ­ технических учебных зав еде ­ ниях, в достаточной м ере ос­ воили специальность вальцов­ щика. Это и позволило нам ра ­ ботать на минимальных допус- К сказанному групкомсоргом один из лучших вальцовщиков бригады молодой коммунист Петр Амбурцев добавил: — Сейчас, конечно, во всех бригадах цеха есть молодые высококвалифицирова н н ы в, образованные епеи^алисты. Этим вряд ли теперь удивишь. И Желания внести максималь­ ный вклад в успех коллектива никому не занимать. А н— нет! Не вс*в бригады работают оди­ наково, многие, например, ус­ тупают нашей. Здесь, видимо, не сказал своего слова цехо ­ вой комитет комсомола. Мог А на отчетно-выборной комсо­ мольской конференции Ново- липецкого завода а докладе секретаря комитета ВЛКСМ Игоря Родионова вновь было сказано, что во втором листо­ прокатном цехе не обобщался опыт работы передовых кол­ лективов, так что достижения бригады Дмитрия Суше (кста­ ти, свои годовые обязательства парни выполнили к 20 августа, прокатав сверх плана 1200 тонн высококачественной трансфор­ маторной стали), по сути дела, оказались недосягаемыми для коллег. Впрочем, можно ли го­ ворить о сравнимости ре зуль­ татов, если должного трудово­ го соперничества молодых •— опять ссылаюсь на докладчика — в цехе организовано не бы­ ло. А ведь комитет ВЛКСМ завода справедливо рассмат­ ривает соревнование как важ­ нейшее средство повышения трудовой и общественно-поли­ тической активности молоде- Вопросы трудового воспи­ тания молодежи в работе ко­ митета ВЛКСМ ЛПЦ-2 ушли на второй план, хотя они-то как раз в большой мере способст­ вуют привлечению юношей и девушек к управлению произ­ водством и позволяют попутно, почти автоматически • решить многие организационные во­ просы — прием в члены ВЛКСМ, уплата взносов. Ведь авторитет первичной комсо- в системе комсомольского по­ литического просвещения, бо­ лее пяти с половиной тысяч че­ ловек являются слушателями школ коммунистического тру­ да. Отсюда — и критерии в оценке правофланговых: на­ сколько полно отдают произ­ водству свои знания, умение, опыт молодые иоволилчане, как развито у них чувство от­ ветственности за общее дело, нетерпимость к недостаткам производства. Можно смело сказать, что каждый молодой человек, пришедший на завод после школы, ГПТУ, техникума или вуза, стремится повлиять (в лучшем, конечно, смысле) на окружающую его производ­ ственную среду. И вот первич­ ным комсомольским органи­ зациям, комитетам просто не­ обходимо вовремя помочь им найти точку приложения сил, стать хозяевами и цехе, про­ явить свои способности. Опыт именмо такого подхода к каждому молодому рабоче­ му на Новолипецком метал­ лургическом есть. В комсо­ мольской организации кислог родно-конверторного цеха № 2, например, долго а социалисти­ ческом соревновании лиди­ ровала молодежная бригада Валерия Соловьенке. Позже, по ряду причин, она сдала свои позиции, но в цехе на­ шлись другие комсомольско- молодежные коллективы разливщиков Ярослава Лазера, Владимира Свинухова, сталева­ ров Виктора Киспова, которые Своим примером побуждают молодежь к активному, творче­ скому участию в борьбе за выполнение заданий пятилетки. Мол21дежь этого цеха активно включилась в соревнование под девизом: «Проектные мощности — не предел» и ус­ пешно выполняет повышенные обязательства. Лучшие брига­ ды соперничают сейчас за пра­ во 8 Ь 1 Плз 18 ки в юбилейном году 150-миллионной тонны стали. Большой вклад в успех вносят «прожектористы», которые вы­ являют резервы , помогают улучажть качество продукции. В частности, брак в этом цехе снизился с 0,5 до 0,45 процен­ та. Молодые новаторы осваи­ вают и внедряют передовые методы труда. Самое активное участив приняли в работах по интенсификации продувки м е ­ талла-аргбйом старший мастер- механик Виктор Беэукладов и машинист дистрибутора Вале­ рий Черновол. Отличных показателей до­ билась и номсомольская орга­ низация ККЦ-1. Лучшая брига­ да разливщиков, возглавляе­ мая Александром Красновым, стала победительницей завод- ' ского соревнования в честь юбилея Советской власти и удостоена права называться бригадой имени 60-летия Ве­ ликого Октября. За производ­ ственные успехи бригадир раз­ ливщиков Валентин Смольяни­ нов удостоен премии Ленин­ ского комсомола. Именно в этом цеха зародилась иници­ атива «Каждому молодому ра­ бочему — производительность труда своего наставника». Следует отметить и молодых рабочих доменного цеха. Их коллектив неоднократно в этом году выходил победителем Всесоюзного социалистическо­ го соревнования. Эти примеры можно продол­ жить, но одно ясно, что при­ влечение молодых к управле­ нию производством — важная задача. Тем досаднее, что не­ которые первичные комсо­ мольские организации, комите­ ты ВЛКСМ с ней не справляют­ ся. Следоввтельно, комитету ВЛКСМ завода необходимо обобщить опыт лучших, рас­ пространить его во всех орга­ низациях. Это позволит моло­ дым металлургам выйти на но­ вые, более высокие рубежи. 8. КУРГАННИКОВ, Около 1100 молодых труже­ ников Липецкого района несли ударную вахту в честь юбилея Советской власти. Многие из них досрочно справились с планами двух лет десятой пя­ тилетки, а 232 лучших комсо­ мольца завоевали почетное право подписать Рапорт Ле­ нинского комсомола ЦК КПСС в честь б^летия Великого Окт тября. ...В этот день в гости к мо­ лодым передовикам пришли лучшие труженики района, ве­ тераны войны и труда. V — Мне как ветерану комсо­ мольского движения, — сказал один ■из первых комсомольцев района В. А. Владыкин, — при* ятио видеть, что не иссякли на­ ши традиции. Мы в свое время создавали колхозы, а вы—кре­ пите их экономику, приумиожа-. ете успехи. На фермах района занято 365 комсомольцев, 295 работа­ ют механизаторами. Около трех лет назад Лидия -Пастухова стала работать на птицефабрике «Липецкая». В первые дни нередко приходила к своим опытным коллегам за помощью, а теперь многие уже сами обращаются к ней за со- ПОБЕДА — ОДНА Д А ВСЕХ! ветом. Птичница досрочно справилась с выполнением пла-: нов двух лет пятилетки, теперь на е трудовом календаре 1,978 Наравне с опытными живот­ новодами трудится и доярка молочного комплекса совхоза «Боринский» Нина Черникова. Свои годовые обязательства она выполнила досрочно. Есть уже почетная награда у тракториста совхоза «Дмит­ ровский» Василия Жданова — бронзовый знак ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки». Парень по праву ч:читается лучшим механизатором хозяй­ ства. На тракторе ДЖг75 Васи­ лий на пахоте и севе выполня­ ет по полторы—две дневные нормы. И не случайно Василию предоставлено почетное право сфотографироваться у леген- 1РУБЕЖИ МОЛОДЫХ дариого крейсера «Аврора». ...На счету комсомолии рай­ она немало добрых дел. В том, что хозяйства с каждым го­ дом дают все больше продук­ ции — немалая 'заслуга моло­ дых тружеников. 570 килограммов топлива сэкономил только за три меся­ ца шофер совхоза «Боринский» Виктор Трубицын, по 15,4 ки- .чограмма огурцов при плане 14 вырастила на каждом квадрат­ ное метфе тепличница совхоза «.Пипецкий» Галина Почереви- И таких, как эти парни и де­ вушки, в районе много. Их тру­ довые победы слились в одни большой успех: комсомольская организация района награжде­ на переходящим Красным зна­ менем ЦК ВЛКСМ. Л4. ГОРЬКЛЕВ. Липецкий район. В юбилейном году отлично трудятся рабочие киспородно-конвертрр- иего цеха НЗ 2 НЛМЗ. Рациональное использование техники, сокращение затрат рабочего времени, отличное качество продукции — таковы главные критерии для передовых коллективов цеха. Галина Сальникова, Мария Чернявская и Наталья Печерская—контро­ леры ОТК цеха сл^Цв ККЦ-2. Они ] Ц |т на страже качества. Именно от них, от их квалифЩрии. добросовй^Ьсти, принципиальности в немалой степени зависит честь цеховой мерки. Фото В. Епьшаева. В ЕРНО ГОВОРЯТ; строй­ отрядовское лето иачи- ■нается зимой. Уже сего­ дня мы думаем о новых пла­ нах, о подготовке к новому трудовому семестру. Но, ко­ нечно же, заглядывая в завтра, не забываем об уроках нынеш­ него года. Об уроках, которые радуют, а порой и огорчают. Да, студенческое лето юби­ лейного года отмечено. многи­ ми интересными делами. П 6 -. ударному трудились, студенты политехнического института. 539 бойцов полностью выпол­ нили рабочую программу. От­ ряды Л ПИ освоили 1 миллион 211 тысяч рублей. На сорок процентов пере­ крыл задание отряд «Русичи» строительного факультета, ко­ торый, помимо своих договор­ ных обязательств, освоил 30 тысяч рублей иа строительстве столовой и сушилки-котель­ ной в третьем отделении сов­ хоза «Агроном». Полностью справился с программой и сдал объект с оценкой «отлично» отряд «Энергия» машинострои­ тельного факультета. В числе наших передовиков — бойцы «Товарища», «Механика», «Мо­ нолита», «Дружного», других ССО. Радует и такая статистика; 62 стенных и фотогазет, 130 «боевых листков» выпущено в отрядах. Студенты ЛПИ дали 32 концерта художественной самодеятельности, прочита.чи П 8 .чекций, отремонтировали и реставрировали шесть памятни­ ков героям Великой Отечест­ венной войны. Активное уча­ стие приняли бойцы в обсуж­ дении проекта Конституции СССР. ■ Во всех отрядах успешно прошли дни ударного труда. Отчислены средства в фонд строительства города Гагари­ на, в фонд фестиваля молоде­ жи и студентов в Гаване и в фонд солидарности с народа­ ми, борющимися против импе­ риализма. . На воскресниках по уборке .■урожая и заготовке кормов на­ ши ребята отработали 720 че­ ловеко-дней, своими силами от- }щонтщ)овада . воешь школ. Что и гоНорнть, добрые циф­ ры.. Однако еще ощутимее, еще весомей был бы вклад ССО в общенародное дело, если бы не ряд недостатков в работе шта- (5ов, если бы... гостеприимней были некоторые принимающие организации. Об этом хотелось сказать подробнее. К сожалению, не везде еще правильно понимают назначе­ ние ССО, принципы работы, значение трудового студенче­ ского движения в деле воспи­ тания молодежи. Руководители организаций порой даже не знакомы с положениями и до­ кументами .0 студенческих строительных отрядах, где кон­ кретно ■записано; «Местным партийным, советским н хозяй-' ственным органам в районах, где работают 'студенты в пери­ од летних каннк^Ет, оказывать студенческим отрядам всесто­ роннюю помощь, обеспечиваю­ щую высокую эффективность их труда». На Практике, увы, случается подчас иначе. Стали проверять, к примеру, как подготовились организации к приему студен- ряды в Краспйнской МПМК. лето-76 здесь проходило так тов — ИИ одна как следует то- Но вовсе не исключено, что на же. това не была. -Непростительное будущий год нерасторопные В тресте «Жилстрои», равнодушие проявили в Крас- руководители вновь- подадут работал наш отряд «комп- .пинской МПМК «Облмежкол- заявки в обком комсомола. Не леке». Трудности те же: нег хозстройобъединения». ' Пред- исключено, что областной штаб материало.» на оиалубку, нет ставьте себе: до приезда отря- ССО вновь пойдет им иавстре- гвоздей, не .говоря уже о ое- УРОКИ ТРУДОВОГО СЕМЕСТРА ПОМОЩНИКАМ НУЖНА..; ПОМОЩЬ дов — две недели. Окйло соро­ ка'бойцов «Аэлиты» и «Ассо­ ли» укладывают рюкзаки, а в самой МПМК, кроме начальни­ ка её товарища Журавлева, ни­ кто сном-духом об этом нс ве­ дает. Шесть раз автор этих строк выезжал на объект в се­ ло Верхнее Дрезгалово и каж -- дый раз слышал заверение; не волнуйтесь, мол, к следующему приезду все будет готово... Не лучше было и в рабочий пери­ од, когда отряды с большими перебоями , обеспечивались- строителышмй материалами, когда вынуждены были прово­ дить драгоценное время в без-' делье. В конце концов, ректо­ рат института и штаб ССО ре­ шили сиять отряды с места дис­ локации. Производственная программа осталась невыпол­ ненной.,, 0ЫХОДИТ, обузой стали от- •чу.. Стоит ли делать это? Стоит ли превращать в традицию та­ кие вот уроки бесхозяйствен­ ности? Наверное, не стоит. И даже не потому, что план «не­ доберем»'— о настроении ре­ бят нужно, прежде всего, ду­ мать, о том, что искреннее же­ лание бойцов работать, по­ мочь, оборачивается зачастую пустым времяпрепровождением. Три наших -отряда трудились в совхозах «Даиковский» и «Долговский», что в Данков- ском районе. Здесь тоже очень остро' стоял вопрос о снабже­ нии строительными материала­ ми. Начальник ПЛ4К-532- тов. Катасонов лишь обещать уме­ ет, даже тогда, когда отряд «Танаис», к примеру, больше- недели сидит без работы.,. Только.вмешательство обкома партии, помогло (‘двинуть дело с мертвой точки. Кстати, и тоне и механизмах.,. За двад­ цать четыре дня 58 человек ос­ воили лишь немногим ■более шести тысяч рублей... Из этих примеров пора сде­ лать выводы. Думается, что в подготови­ тельный период нужно прово­ дить встречи руководителей от­ рядов с представителями при­ нимающих организаций. На этих встречах знакомить хозяй­ ственников с уставом ССО,' с требованиями к отрядам, спе­ циальными положениями о по­ становке трудового семестра. Это позволит екоординировить действия с непосредственными руководителями стройки или производства, цоложйтельно 'отразится на деятельности студотрядов в рабочий период. Кроме того, йо(!'лё заключения Договора областному и .чОна.Ч'ь- ным штабам нужно более тща­ тельно проверять готовность организаций к приему ССО, уделяя особое вни.мание пунк­ ту договора о том, что семьде­ сят процентов строительных материалов должны быть заве­ зены на объект еше до прибы­ тия отряда. Хочу ска.зать и. о про( 1 )ессио- нальной подготовке. Ес.пи обу­ чение теоретическому курсу проходит обычно удовлетвори­ тельно, то практический курс или вовсе 'не проводится, или проводится кое-как. , После лекций практическим навыкам штукатурно-маляр­ ных работ обучался отряд «Ас- СОЛЬ», который был направлен в ■Краснинскую МПМК-- Занима­ лись бойцы в «Об.тмежколхоз- , етройобъединеети». Казалось,- . здесь были пршо заинтересо­ ваны в подготогаенных помощ­ никах, но... Но вот, наскоро по­ знав премудрости штукатурно­ го дела, девушки приступили к отделке административного здания. Естественно, на первых же шагах ска.залось отсутствий опыта. Руководителям хозяй­ ства проявить бы смекалку- и поставить девушек на отделку ' техкорйдора, где не требуется такого высокого'качества ра­ бот. А затем бы уж, приобретя навыки, стройотрядовцы могли бы более успешно справиться с заданием и гш корпусе, --.кста­ ти, в догов(з^е-стояли о4а>объ- екта. Но вместо этого посыпа­ лись взаимные упреки. У бой­ цов 'пропал йнт^е? к делу,. В подготовительный пёриод руководителям отряда совмест- Яо с инженерной службой при­ нимающей организации неп.по- хо бы состав.ить грасрик веде­ ния работ с учетом ежеднев­ ной занятости всех членов от­ ряда. Согласно этому гра(1)ику должен составляться и график использования механизмов, техники — в рабочий период их .лучше всего вывесить на стенде. Все это позволит чле­ нам отряда тщательнее знако­ миться с технической докумен­ тацией, уменьшить яростон и. увидеть наглядно трудовой- вклад на отдельных этапах ра- бо'гы. К- сожалению, кроме; как в ПМК-103, нигдё'этого сдела­ но не было. ■ -Более серьезное внимание следует уделять планам совме­ стной общественно-политиче­ ской работы студенческого от­ ряда и местной комсомольской организации. Принципом студенческого трудового движения является органическое соединение про­ цесса производства с процес­ сом воспитания. В речи ' на Всесоюзном . слете студентов товарищ Л . И. Брежнев, гово­ ря об отр.ядах, остановился, в первую очередь, на воспита­ тельном значении этого движе­ ния. Труд в студотрядах рас­ сматривается не только как производство вещей, но и как «производство» самого челове­ ка, его способноетей и мо­ ральных качеств. И от того, как мы сможем организовать труд стройотрядовцев, условия быта- и другое, может существенно зависеть и само становление молодого человека. В. СОРОКИН, командир зонального штаба, заместитель секретаря комитета ВЛКСМ ЛПИ . Ф ИЛЬМ «Обелиск», по­ ставленный на централь­ ной студии детских и юношеских фильмов им. М. Горького, создан по одному из пр 01 изведений известного белорусского писателя Василя Перед нами отдаленное село в одном из районов Белорус­ сии. Просторные, бескрайние поля, высокое чистое небо, древние прекрасные леса. Мо­ жет быть, многокрасочность и наполненность светом предоп­ ределены в фильме тем, что в нем показано детство. Среди войны, среди ежеминутной опасности быть униженным или убитым, тяжелое, обездолен ­ ное, и все-таки детство. Но начинается картина не с этого. Просьба о помощи при­ водит журналиста (арт. В. Но­ сик) в отдаленное село. Об ­ стоятельства складываются так, что журналист опаздывает, сельский учитель Миклашевич, по просьбе которого он при­ ехал, — умер. Журналист по­ падает уже- на поминки, за столом собрались друзья и од ­ носельчане учителя. Встает, чтобы произнести речь заведующий районо. Для таких, как он, любая чело­ веческая жизнь оценивается прежде всего цифровыми по­ казателями. Начав- говорить о Миклашевиче, он привычно пе­ реходит к достижениям страны в области культуры, науки, —^ Причем тут успехи! Мы похоронили человека! — вне­ запно вспь!хивает старый педа­ гог Ткачук (арт. Л. Охлупнн). Воспоминания Ткачука уво­ дят нас в далекие предвоен­ ные годы. В белорусское село. поте­ рявшееся в глубине, Ткачук приехал как зав. районо, чтобы проверить жалобы, поступаю­ щие на местного учителя Але- ся Мороза. Мороз ершится, он прямоли­ неен и честен. Ткачук быстро проникается к нему симпатией, гражданственная позиция учи­ теля ему понятна. С программами в школе, действительно, не все в поряд­ ке, успеваемость не блестящая, — чистосердечно признается Алесь. —- Ребята учились в польской школе, поэтому мно­ гие не справляются с белорус­ ской грамотой. Но вовсе не это главное. Главное, чтобы ребята теперь поняли, что они люди, а не быдло, какими при­ выкли считать паны их от- Для этого надо им е ть 'б оль ­ шое мужество. Мороз стойко переносит непонимание сель­ чан, считающих, что он подал­ ся на службу к немцам, он умеет противопоставить духов­ ному насилию фашистов свою твердость и веру в человека, в будущую победу. Несмотря на то, что Мороз зависим от грубой враждебной силы, зависим жизнью, своей и учеников, все-таки командует НЕПОКОРЕННЫЕ в этом Алесь Мороз видел свою первейшую педагогиче­ скую обязанность. Артист Е. Карельских создает глубокий, самоотвержвн 1 ный характер. Сельский учитель. На первый взгляд очень мягок, интеллигентен. Но когда ему приходится отстаивать свой метод воспитания учеников, спасать от жестоких побоев р е ­ бенка, Мороз преображается. Становится решительным, сме ­ лым и даже резким. Да, Алесь Мороз способен не только учить детей, но и защищать их. Мечта Алеся увидеть своих учеников свободными не сбы­ вается. В мирную жизнь серы­ ми громадами танков, ярким всполохом пожаров врывает­ ся война, В эти трудные дни Алесь Мороз выбирает единственно правильный путь: он остается в школе, остается с учениками. Он продолжает бороться за будущее ребят, которых нем­ цы хотят оболванить, превра­ тить в рабов. В эти черные дни он несет мальчишкам свет знаний, мудрость мысли. 1 КОЛЬКО человеку надо вечна... Сколько человеку надо прожить на земле, чтобы обре­ сти в себе мужество и духов­ ную силу быть Человеком, до­ стойным своего времени, во­ брав в себя лучшие черты эпо- Он шел к этому... Шел к сво­ ей последней черте. Сквозь лес, Предостер'ежение, мольба, не­ доверие... Но он шел. Деревья провожали его, образуя'при­ чудливый проход. Прощались с ним. Остановить его- было не­ возможно. Он шел, чтобы за­ крыть собой шесть мальчишек. Шел, хорошо понимая невоз­ можность спасти детей. И все- таки шел. Он встал с ними ря­ дом. «Теперь мне. ничего не страшно», скайсет . один из мальчишек, прижавшись к не­ му. А он для этого и жил, что­ бы его ученикам, его детям ни­ когда не было страшно. Поэто­ му он и "читал нм Некрасова и Толстого. Это и был его нрав­ ственный кодекс. Всего себя он отдал именна этому. Белый обелиск в школьном саду. Несколько фамилий. Од­ на; самая верхняя, появилась недавно. Нужно было пройти еще один путь — пожалуй, та­ кой же трудный, как тот, кото­ рый он одолел, идя из парти­ занского отряда, — путь дове­ рия, путь человеческой памяти. И оп прошел и это. ■ Идти, обнявшись с детьми, и улыбаться. Радоваться жизни, солнцу, смотреть прямо перед собой. Не сгибаться. Автоматы стреляли. Убивали. А он шел с детьми и. улыбался. Цветущий сад. Улыбка учителя. Его теп­ лота. Его руки, оберегающие детей. Так шел Сухомлинский. Так шел Януш Корчак. Так шел Алесь Мороз... Алесь Мо­ роз и Януш Корчак... Когда смотришь фильм «Обе­ лиск», невольно вспоминаешь и это имя. Видишь лицо пожило­ го челов |р с глазами мудреца, полные какой-то обеспокоенной и внимательной доброты. Два разных и очень похожих чело­ века. Они были поэты и ска­ зочники. Они были просто — Учителя! Учителя!.. Когда фа­ шисты оккупировали Польшу, решили уничто}кить детей до­ ма сирот. Корчак был рядом с детьми. Они шли по замершим улицам Варшавы. Шли 200 ма­ лышей и их Учитель. Над ко­ лонной развевалось их знамя: четырехлистный .золотой кле­ вер на зеленом фоне. Как сим­ вол детства, всего растущего. Знамя сказочного короля Ма- тиуша I. Они шли все вместе погибнуть в лагере смерти Читатели о новом фильме «Обелиск» Годы, все дальше отод­ вигающие от нас минув­ шую войну, лишь обост­ ряют наш взгляд, обра­ щенный в это великое, трагичное и героическое время. По-прежнему ве­ лика потребность людей разных поколений осмыс­ лить подвиг народа, не-, следовать, прежде все­ го, нравственные его истоки. Как остаться челове­ ком в нечеловеческой по своей жестокости, напря­ жению, сложности ситу­ ации? Возможно, имен­ но так стоит сформули­ ровать вопрос, на кото­ рый отвечает всем сво­ им творчеством один из лучших советских проза­ иков Василь Быков. Ус­ пех его, книг, экраниза­ ций, созданных по его произведениям, свиде­ тельствует о плодотвор­ ности и глубине решения им социально-этических проблем на военном ма­ териале. Новым подтвер­ ждением тому является большой зрительский ин­ терес к фильму по пове­ сти В. Быкова «Обелиск». Сегодня . мы публикуем два отзыва об этой кар­ тине и надеемся, что чи­ татели продолжат раз­ говор о ней. ШАИГ ПО ЗЕМЛЕ в школе он, Алесь Мороз, Но вот случилось непредвиденное. Его подопечные Павел Михла- шевич )[Саша Стригалое), братья Кожаны и Смурные принимают решение отомсТИть пэлачу-полицаю. В результате операции гибнет немецкий сол­ дат. Каин остается жив и ус­ певает заметить .ребячьи фи­ гурки в кустах. С этого м о ­ мента события развиваются стремительно. Арест учеников потряс Мо­ роза. Он обращается за по­ мощью к партизанам. Но командир отряда в данный м о ­ мент не может спасти ребят, И здесь Алесь узнает, что немцы потребовали, чтобы он, учи­ тель, пришел в комендатуру, тогда они отпустят детей. Врагу учитель не поверил, но он не мог предать своих учени­ ков. И вот Мороз приходит к ним в застенок, чтобы р а зд е ­ лить .их судьбу, поддержать в страшные последние минуты. Ключевая сцена фильма по­ трясает внутренней силой, пси­ хологической насыщенностью, высоким взлетом. По дороге на расстрел Мороз пытается спасти хотя бы одного из ёво- их учеников — Миклашевича, он отвлекает внимание поли­ цейского, и в это время маль­ чик бежит. Каин зверски изби­ вает учителя. — Не убивайте! — кричит мальчишка, бросаясь иа не­ мецкий штык. Истерзанные, со связанными руками дети, тесно прижав­ шись, друг к другу, поднимают плечами обессиленного учите­ ля. Вот он —• его. Мороза, под­ виг, главный итог его жизни. Слабые, избитые мальчиш­ ки, плечами поддерживающие своего учителя, — это как символ единства, верности, не- покоренности врагу. Еще один фильм о войне. Фильм мудрый, показывающий цену подвигу, самоотвер­ женности во имя будущего. В. ШИБИНА, работница НЛМЗ. Треблинке. У Корчака не могло быть другого выбора. Как не было его у Алеся Мороза. Они всю жизнь.служили де­ тям. Они оста.чись им верны и в смертный час. Это был не ппд'виг. Это был их нравствен­ ный кодекс. Это ответствен- 'ярсть Учителя за тех, кого он «приручил». Отдавать свое сердце каждо­ му ребенку. Сделать чужого маленького человека своим, родным, Доверять ему. Полу­ чать' взамен молодость, пре­ данность, искренность, теплоту детских глаз. Постоянно чувст­ вовать в своей руке маленькую детскую ладошку, за которую ты выводишь мальчишку на путь познания истины, трудно­ сти и счастья человеческого бы­ тия. Это долг учителя. Его ежедневный труд, подвиг. Это высокие слова. Но для Алеся Мороза это был итог жизни. Была возможность уйти, спря­ таться, а потом оправдать себя перед самим собой. Учительне дает клятвы, как врач. Но есть у него своя клятва — клятва доверия и верности детству. Мороз не участвует в воен­ ных событиях. Он борется с врагами по-своему. Не прекра­ щая урока, оп превращает его в урок мужества. После этого мальчишки пойдут на риск; подпилят мост, по которому поедут полицай Каин и' фаши- Нелепость — К.аин остается живой. Мечется. Суетится. Де­ ти не в состоянии его победить. И тогда начинается открытая борьба Каина и Учителя' Мо­ роза. Для- Каина, для невеже­ ственного, бездуховного поли­ цая, главный враг — учитель. Мы не можем внимательно рас­ смотреть лицо предателя. Оно ничтожно... Он ненавидит всех. —- Каин.... Он лишен морали, идей. Спокойное, сосредоточен­ ное, одухотворенное, улыбаю­ щееся лицо Мороза — для Каи­ на это ■нестерпимо. Сколько злорадства, глумления, наслаж­ дения жестокостью испытывает он, увидев пришедшего спасти детей Учителя. И духовное бес­ силие, обнажение подлости перед лицом Мороза. Этот по­ единок — одна из лучших сцен ([шльма. И учитель побеждает, несмотря иа свою физическую гибель. Своей жизнью утверж­ дая свою этическую позицию. Идеть Учитель с детьми че­ рез цветущий сад... Этот (^ильм достоин того, чтобы его смотрели многие. Кинематограф создал образ Учителя, которому свойственно стремление к чистоте, сложно­ сти человеческих чувств, кото­ рый прекрасно знает, что с по­ мощью одних назиданий, пря­ мого нравоучения невозможно «эмоциональное пробуждение разума» ученика, Януш Корчак, Алесь Мороз и другие Учителя, как рентген, просвечивают нашу память и нравственную позицию. Это с ними нас сравнивают. В нас их Не хочется после этого фильма подробно анализиро­ вать его художественные до­ стоинства и недочеты. Язык (фильма прост и понятен каж ­ дому. Режиссер картины Р. 1 Викторов подробно нгел за строчками повести В. Быкова. Может быть, даже слишком подробно, отчего иногда теря­ ется дух быковской прозы. У памяти есть свои права. Высока, цена высокой человеч­ ности, честности перед самим собой, духовной стойкости. Она требует от нас, учителей, ог­ ромного нравственного напря­ жения. Но цену эту стоит за­ платить, ведь нам выпало боль­ шое счастье идти вместе с уче­ никами по земле... О. КАЗАНСКИЙ, кандидат педагогических

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz