Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ в 4 Г ДЕ-ТО там, за сотни верст, в Москва, гремзл , победный сатот, й вечзр- ний воздух, шипя, разрывали ракеты, а он стоял посреди школьного сада, бросив смажу шинель на землю, — теплую, майскую землю, пропитанную первым послевоенным дож дем. Не было войны. И он уже на был солдатом. В центре сала Каменка, вокруг школы — на самом юру посадил бывший боец Иван А]ахипов сад. Поса дил в честь Великой Побе ды. Шли дни. Заживали раны. Все реже вспоминалась фев ральская ночь 1942 года, когда а неравном бою положило его на снег, оглушило, отбросило в развороченную взрывом зем лю. Очнулся тогда он не сразу. пропаганды для комсомольцев А. П. Алексеев, один из первых создателей колхозов в Задон ском районе, грамоты большой не имел. Но говорил так, -— вспоминает Иван Федорович, — что душа заходилась. * Не понятные «ученые» слова; «коллективизация», «Интерна ционал», «пролетариат» объ яснял крестьянам на простых, близких им примерах, — Коллективизация? , Это, когда мы, все бедные, безло шадные мужики, объединимся и не дадим кулаку-мироеду притеснять нас и обкрадывать. Коллективизация — это наш общий, народный хлеб, выра щенный своими руками и для себя, для своих детей. Кто вы, мужики? Вы — сельский про летариат. Нет у вас своего хле ба. А что у вас есть? Долги да мозоли, да пустые карманы. 60 ЛЕТ ОКТЯБРЯ: ЛЮДИ И,СУДЬБЫ П А М Я Т Ь С Е Р Д Ц А А подняться с больничной кой ки смог только через восемь с половиной месяцев. Двести с лишним дней и ночей лежал раненый боец распластанным на медицинских щитах. И ни кто, даже лечащий врач, ка жется, на надеялся на благо получный исход. Но выжил солдат. Выжил потому, что надо было ему вернуться домой, позарез надо было солдату увидеть свою школу и сделать то, о чем так тепло, задушевно говорилось в окопах с друзьями—выстроить заново счастливую жизнь: по садить сад, приласкать оди чавших за войну ребятишек, выступить на сельском сходе, прийти на свой первый после военный урок. Наступил долгожданный мир. И все сбылось. Стал сол дат учителем. Но не забывалась война; не выцвели, не исчезли из памяти обжигающие душу видения блокадного Ленинграда. За валенные снегом улицы, зия ющие темные провалы в до мах, тонкие, слабые руки мо лоденьких бойцов, прижимаю щих с усилием к груди тяже лые (ох, какими они были — каменными!) винтовки. Ничего не забылось. И каж дый урок, каждое выступле ние перёд колхозниками и комсомольцами снова и снова будоражили память. Но не войной единой жив настоящий солдат. Рассказывал Иван Федорович не по-детски молчаливым, внимательным ребятишкам, выросшим на скупо отмеренном, суровом хлебе войны, о предвоенных обильных урожаях, о веселой дружной работе на колхозных полях. В долгих задушевных беседах на сельских сходах выковывалось самое главное оружие пропагандиста—убеж денность в необходимости сво его дела. Свой пропагандистский стаж Иван Федорович ведет с сен тября 1938 года, со дня выхо да краткого очерка истории ВКП(б). Тогда он впервые в жизни выступил официально— читая лекцию. Однако, по чести сказать, пропагандистом Архипов стал много раньше, в начале труд ных тридцатых, когда прихо дилось не только собирать для нуждающихся страны продо вольствие, но и драться за свои идеи. До сих по,о и. Ф. Архипов с глубоким уважением вспоми нает первого своего учителя— пропагандиста А. В. Алексе ева, — его горячие выступле ния (а было это в начале труд ных тридцатых годов) стали настоящей школой агитации. Долги крепкими цепями при ковали вас к мироедам — ку лакам. И эти цепи надо разру- Выступал на митингах и Ваня Архипов. И в каждую фразу, а каждое слово старался он вло жить ту убежденность, что передалась ему от учителя, А. П. Алексеева. Накануне войны студентом учительского института приез жал каждое лето Архипов в Были и посиделки, и вечера в клубе. Но осталось в памяти другое. Как-то в самый разгар убо рочной, жарким июльским ве чером, влетела в село, круто развернулась прямо перед правлением старенькая маши на. А. И. Ким, начальник полит отдела МТС, — беспокойный, веселый человек, — собрал сельских коммунистов и комсомольцев. — Лишнего, мужики, не скажу. Сами знаете: один день поте ряешь — годом целым потом не восполнишь. Коротко; кто из вас, активистов, выйдет в ночь на работу? Вот ты, пар нишка, пойдешь? — присталь ный взгляд Кима остановился на Архипове. — Какой разговор, — все пойде.м. Правда, ребята? Вышли в ночь молодые ре бята — с песней, развеселыми шутками, и началась горячая работка — молотьба! Сам И. Ф. Архипов за корот кое студенческое лето успе вал нарабатывать 60 (иногда выходило и больше) трудо дней. Помнится: не было митин гов, шумных собраний. В не долгие перерывы садились ре бята кружком и рассуждали. Говорили о разном. О том, «чем сейчас дышит Черчилль», и о том, почему Анютка кру тит голову первому гармони сту Митяю, о хороших урожаях и скором приезде городских артистов. Здесь, в задиристых беседах, в спорах и принимал Иван Фе дорович Архипов боевое пропагандистское крещение. Споры оттачивали ум, приуча ли к конкретности, точности. Взятый однажды темп раз и навсегда определил жизнь это го человека. В 41-м, в Ленинградской бло каде, когда, казалось, не было сия и пошевелиться, тронуться с места от голода и холода, он рассказывал однополчанам о счастливой предвоенной жиз ни в родной Каменке, писал под диктовку письма, - читал В 43-м — едва поднявшись на ноги после перенесенного ранения, объясняя Архипов односельчанам очередные за дачи Советской власти. Его горячив выступления (как-то не совсем правильно будет, если назвать их лекциями) помогали колхозникам понять: что им делать, с чего начинать восста новление оскудевшего за вой ну хозяйства. В77-м, не обращая внимания на, обступающие со всех сто рон болезни, не дожидаясь особых приглашений, старый пропагандист идет на пред приятия, в учреждения, в ав тобазу — выступает с лекция ми о международном положе нии, делится воспоминаниями, рассказывает о новой Консти туции СССР. Каждая его лекция не похожа на другие. Но есть в них, пожалуй, и что-то общее. Об щее в том, что И. Ф. Архипов никогда не говорит слушате лям праздных, необязательных слов. Выступления его всегда аргументированные, точные, веские. Поэтому-то, наверное, лекции постоянно переходят в беседы, дискуссии. Поэтому- то, думается, каждое выступ ление внештатного лектора За донского райкома КПСС И. Ф, Архипова имеет неизменный успех у слушателей. Секрет успехов этих прост. Иван Федорович всегда, вез де и всем, и, прежде всего, своим бывшим ученикам, мно гие из которых нынче сами учат (около 200 учителей рай она учились когда-то у Ива на Федоровича), доказывает: преуспеешь лишь в том случае, если возьмешь сразу же, с первых минут, верную, довери тельную ноту, наладишь с лю дьми теплый дружеский раз говор. Поменьше казенщины! Больше доверия, больше фэк- Уметь зажечь слушателей, точно и емко определить зада чу настоящагр момента, убе дить сомневающихся, повести за собой убедившихся, — это ли не настоящее искусство ор.атора?! И еще одно очень важное качество, необходимое, на наш взгляд, каждому пропаганди сту. И. Ф. Архипов, будучи уже заместителем председателя райисполкома^ ни на день и ни на, час не забывал о главном: о необходимости видеть и пони- мать беды и радости своих слушателей. Чем живет, чело век, чем он занят и какое у него настроение? Все, до тонкости, д о ' самой малой- малости должен знать настоя щий пропагандист. Брал Иван Федорович командировку и уезжал в рай он, а глубинку. Неделями его на видали в своем кабинете, — видели в поле, встречали в правлениях, сельских Советах, слушали его выступления на колхозных собраниях. В редком хозяйстве района и редкий человек (может быть, только приезжий) не знает И. Ф. Архипова в лицо, а мно гие и сейчас, через много лет, при встрече, протягивая руку, называют его по-свойски, по- товарищески: Федорович. ...Не спеша, стараясь не на рушить планового течения сво их мыслей, поднимается Иван Федорович по крутым задон ским улицам. Белое осеннее солнце мягко скользит меж ветвей старинных деревьев. Скоро великий праздник. Большие алые полотнища пе рекинулись через улицы го рода, красные флаги весело плещутся в ноябрьском холод ном воздухе. И. Ф. Архипов идет по городу, идет к комсо мольцам райпромкомбината. Старому пропагандисту есть что рассказать молодежи. Светит осеннее солнце. Плы вут над домами алые стяги. Го род одевается в праздничный кумач. Здравствуй, шестидеся тый, вечно юный Октябрь! А. АФАНАСЬЕВ. СТРОКА В ТРУДОВОЙ РАПОРТ начинается с чертежей в промышленном строи тельстве повторения бывают крайне редко. Чаще всего но вый объект не имеет прямых аналогий. Например, ККЦ-2 или строящаяся сейчас шестая доменная печь. Объекты ог ромные, сложные, и единствен но что позволяет строителям ориентироваться, планомерно и правильно вести дело — чер тежи, проекты. Их требуется большое количество, над их составлением . работает се годня немало проектных инсти тутов. Один из них — наш «Гипрометаллургмо н т а ж». Строго говоря, он является филиалом целого объединения. Традиционно проектанты находятся в тени. Есть большая наука, которая со здает новые цехи, новые домны, есть строительные под разделения — тресты, управле ния, непосредственно возводя щие их. А мы—посередине. На первый взгляд, занимаемся чи сто техническими вопросами: разрабатываем рабочие черте жи, по которым изготавливают на заводах строительные кон струкции, а также ведется на стройплощадках их монтаж. Вроде бы работа не громкая и не столь важная. Но я бы сказал, что мы находимся на горячем участке- промышлен ного строительства, от нас, проектантов, зависят в нема-' лой степени н ритм стройки, и ее качество, н многое другое. Скажем, заключили мы до говор на приготовление рабо чих чертежей для какого-то объекта, в котором прежде всего указаны сроки испол нения. И, как это иногда быва ет, в то время, когда мы уже работаем над чертежами, свер ху, т. е. от конструкторов, по ступает то или иное усовер шенствование. Мы оставляем уже сделанное, приступаем к новым чертежам. А ведь срок исполнения остается все тем же, договор есть договор. Не предоставим работу к нужно му числу — задержим строи тельство. Наш коллектив трудится сейчас в напряженном ритме. Работы очень много. Но, бла годаря тому, что в институте подобрались знающие, : энер-_ гичные инженеры, благодаря творческому настрою в каж дом отделе, этот ритм, кото рый является отражением рит ма строительных площадок, нам по плечу. Мы боремся не только за количество и за сроки, но и за качество на шей работы. В частности, стремимся к тому, чтобы в каждом возможном случае ис пользовать преимущества ук рупненной сборки. Еще на стро ительстве доменной печи № 3 НЛМЗ стали практиковать ее, правда, тогда блок весом немногим более 100 тонн, приходилось поднимать дву мя кранами. Зато сейчас на ДП-6 появились краны,' которые такой вес берут по одиночке. Укрупненная сборка хорошо зарекомендова.ча себя на стро ительстве ККЦ-2. Например, при возведении конверторной эстакады была организована укрупнительная площадка, где происходил предварительный монтаж металлоконструкций. Это позволило непосредствен но на объекте организовать ра боты по-новому, в результате чего темп заметно возрос. Комсомольцы составляют третью часть коллектива. Все они, как минимум, со средним специальным образованием, не мало выпускников вузов. На протяжении вот уже двух лет комсомольская организа ция института постоянно вы ходит победителем районного и городского социалистическо го соревнования по своей кате гории. В ходе предъюбилейной ударной вахты молодежь ин ститута поставила перед собой конкретную задачу: 80—90 процентов чертежей сдавагь,- досрочно. Это обязательство мы выподнили:^ за девять ме сяцев выдано 182 проекта, из них 165 — досрочно, В. КОНДРАШОВ, 'секретарь комсомольской организации проектного института «Гипроме- таллургмонтаж». В г о с т - «ВЕСЕЛЫЕ РЕВЯт в начале ноября во Дворце спорта «Звездный», состоится первая встреча липчан с Госу дарственным эстрадным орке стром РСФСР, создателем и худохгественным руководите лем которого является н,арод- ный артист СССР Леонид Оси пович Утесов. Для мо.чодежи имя Утесова неразрывно связано с истори ей советской музыки, с джа зом, эстрадой, легкой музыкой. 1929 год. Ленинград, только что созданный джаз. И то, что произошло после первого номе ра выступления, превзошло са мые смелые ожидания музы кантов. Вот как об этом вспо минает 'Леонид Утесов; «Когда мы закончили, плотная ткань тишины зала словно с треском прорвалась, и сила звуковой волны была так велика, что ме ня отбросило назад...» Помните «Легко на сердце от песни веселой»? Так обра тился с песней к массовой ау дитории Утесов, обратился в то время, когда советский -народ только' приступил к глубочай шим социально-экономическим и культурным преобразовани ям в нашей стране. Музыка.тьного руководителя и главного дирижера оркестра. зас.чужеяного, деятеля искусств Грузинской ССР, композитора Константина Певзнера отлича ет артистизм, темперамент,- знание всех исполнительских стилей джаза. Разнообразием и свежестью исполнительских манер радуют , вокалисты — лауреаты и дип ломанты Всероссийских п Всесоюзных конкурсов Татья на Смирнова, Людмила Бело городская, Галина Лушина, Олег Ухналев, Вацлав Скрау- бе, Владимир. Качан. В их ис полнении прозвучат произведе ния Ю. Саульского, А. Мажу- кова, К. Певзнера, А. Морозо ва, В. Скраубе. В - программе концерта веселые пародии, шутки, юмор. Вместе с «утесовцамн» в кон курсе выступят популярные мастера кино: заслуженная ар тистка Людмила Хитяева и на родный артист РСФСР Геор гий Вицин. В. НЕС08, артист Липецкой филармонии. Следующий, номер «Лейинца» выйдет 7 ноября, 1977 г. ‘ , Редактор н. ЗАГНОйко, : ЛЭ 71819 Типография издательства «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальная пл., 44, Зак. № 8414.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz