Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ • 4 «КРУГЛЫЙ стол» «ЛЕНИНЦА» 15 октября начался новый сезон в Липецком драматиче ском театре. К его открытию коллектив театра подготовил две новые работы: «Мои на дежды» по пьесе М. Шатрова и «Р.В.С.» А. Гайдара. Большин ство актеров, занятых в спек таклях, — люди молодые. Среди них — С. Погребняк, одна из главных героинь в «Моих надеждах», В. Рожнов, исполняющий роль Олега Ма карцева (в том же спектакле), Л. Куковенко — с ней липец кие зрители до нынешнего се зона в вовсе не были знакомы. Л. ОлыкайНеи и Л. Тихий иг рает в спектакле «Р. В. С.» Димку и Жигана. Эти роли — КХ своеобразнын дебют в теат ре. Итак, молодые актеры н ре- Оказывается, есть люди, спо собные слсигать мосты, умею щие круто поворачивать свою судьбу.' Оказывается, что этн люди — не досунсая выдумка коллег-журыалнстов. Авторская мысль здесь, на мой взгляд, предельно ясна. Компромисс рождает цепочку новых соглашательств с собст венной совестью. Но стоит ЛИШЬ одному ска зать «нет» корысти, лицеме рию, — и эта первая искорка включит новую цепь, распахнет души человеческие, устремит их к добру... В. Пахомов: — В том-то и «секрет» современной жизни: в ней не так много «красивых» подвигов, не часто .льется кровь и не гремят выстрелы. И все же, к примеру, Алех- ракурсе сегодняшних проблем, прочли повесть. Новое прочте ние потребовало и от нас иных жанровых и смысловы.х реше ний. Подросткам хочется уз нать, что такое .революция. Но даты и цифры им хорошо изве стны. Не голые факты, а дух времени хочется ребятам по стичь. Поэтому наша задача-— не скопировать, эпоху, а сотво рить легенду о Фево.тюции. (Жанр — героическая леген да). I Спектакль наш — музыкаль ный: музыка написана куйбы шевским композитором. Л. Вох- мянвным. спецпа.чьно для этой инсценировки. _Пластический обобщенный образ эпохи, про- путценный как бы через бй- летний опыт нашей страны, •— вот, на мой взгляд; смысл н , цель постановки; Л. Олыкайнен: — Интересна Инсценировка и необычным ре жиссеры театра — гости «Па норамы». По просьбе нашего корреспондента они рассказы вают о своих новых работах. Корресяондент: — Владимир .Михайлович, Вам, как поста новщику спектакля «Мой на дежды», адресован первый во прос: чем обусловлен выбор пьесы? В. Пахомов: — С пьесами Михаила Шатрова театр и на ши зрители зИакомы давно. Что особенно привлекает нас в работе драматурга? Это — прийциниальность и, я бы ска зал, чистота гражданской по зиции. Недаром, очевидно, од на йз ранних пьес М. Шатрова называлась «Чистые руки». Эту частоту, определенность нравственного подхода видим мы и в «Моих Надеждах». ' Надя Родионова, одна из трех Надежд, главных героинь спектакля, неожиданно для се бя; да И' для многих окружаю щих, оказывается перед мучи тельной альтернативой; или со лидное, почетное звание, или— сохранение высокого качества души, попросту говоря — со вести. Решение этого вопроса, раз витие характера героини на пути ее к нравственному очн- щениет —■вот, на мой взгляд, — смысловой нерв спектакля. В. Рожнов: — Драматиче ская ситуация, в которой ока залась Надя, взята М. Шатро вым, как мне кажется, не только для показа^ нравствен ного очищения главной герои ни. Мой герой, молодой, но во многом уже преуспевший ра диожурналист Олег Макарцев, ■оказался в не менее мучитель ном «цейтноте». ■у него есть все, чтобы сде- .чать жизнь, карьеру. Удачно пережил распределение — не попал в провинцию, устроился в крупном городе. Есть надеж да получить собственную пе редачу. Умей, умеет «подать» себя. Но, оказывается, и для ‘него еще не все решено. Девчонка- бригадирша, подходящий ти паж для .очередного «блестя щего» радиоочерка,' ввергает Макарцева в бездну сомнейий: а так лп. он хсивет? Что, дейст- витмыго, можно считать смыс лом жизни? Все переменилось в судьбе Олега после встречи с Надей Родпоиовой. сандр Корнейчук, автор знаме нитого «Фронта», посчитал не обходимым дать одной из сво- н.х последних пьес многозначи тельное название «Как на фронте». Посвящена она, кста ти сказать, проблемам сегод няшнего дня. Сегодняшний «театр воен ных действий» не имеет флан гов и тылов. Фронт проходит через души .людей. И а.чьтер- нативы, встающие перед нашим современником, не менее же стоки и драматичны, чем фрон товые. . Просто ли было Наде Роди оновой сделать свой выбор? Речь идет не о званиях и ти тулах (это, так сказать, — внешняя сторона-дела). Речь идет о болезненном душевном переломе, пережитом героиней. Надя Родионова — ткачиха- ударнща, мо,тодой, энергичный бригадир, ее имя гремит на фабрике. Надя не делает карь еру, она искренне- верит, что слава эта — заслуженная. Тем страшнее и мучительнее ■было для нее узнать и понять, что не все громкие слова, ска занные в ее адрес, — чистая правда. Надя,'на мой взг.тяд, отказы вается не от почестей, она от казывается от самой себя —• прежней, не умеющей отделить ложь от правды, верящей в легкий успех, не способной на осознанные принщшиа.! 1 ьные поступки. Отказаться от себя, чтобы /«выстроить» свою душу зано во. Это ли ие серьезнейшая драма? Корреспондент: — «Мои на дежды» посвящены дню сегод няшнему и, в конечном итоге, как здесь говорилось, — наше му будущему. В какой мере, Борис Наумович, можно гово рить об актуальности второй работы театра, спектакля «Р.В.С.»? Б. Голубицкий: — Преяг- де всего, интересна и актуаль на сама тема этой славной гай даровской повести. Димка и Жиган — подростки эпохи ре волюций, и грансданской войны. Поэтому очевидна обоснован ность посвящения спектакля, наряду с «Моими надеждами», великому юбилею Революции, ее 60-летню. Инсценировщики Л. Шварц и Н. Климова как бы заново, в шеннея образов. Герои полу чаются неоднозиачные, путь их в Революцию оказывается, не таким простым н гладким-. Б. Голубицкий: — И еще об 01 ^ом хотелось сказать: Ар кадий Гайдар удивительно то чен по части психологии.' Дим ка поначалу одинаково азарт но играет и «в красных», и «в белых». А Жиган,- так тот про сто и ясно объясняет: «Яблоч ко» я ногу на обе стороны нс- по.чнить». Проблема выбора, стоящая перед мальчишками из спек такля «Р.В.С», — проб.чемз- серьезная, проблема социаль ного и нравственного порядка. Л. Олыкайнен: — Димка и Жиган не могут, просто не имеют возможности «улизнуть»- от выбора. Несколько друг;ге условия окружают подростка современного... В. Пахомов: — А мне ка жется, что ироблемы совре менного мо.вдд-ога поколения' не стали проще. Напротив, ны нешний мальчишка паходнтсч далеко йе в категоричной си туации: «вот красные, а вот — белые», В одной пьесе, ко торая шла .дет пятнадцать -на зад (начало-'. 6в-х годов) татеи говорится: ,«:Б гражданскую войну все было проще»; Анын че одни песни поем, в одни клубы ХОДИ.М, в-одни и те же игры играем, а все-таки суще ствует проблема выбора, суще ствуют «они» к «мы». Действие пьесы происходит в обычной школе обычного Крупного горо да. Зачем далеко ходить за при-; мерой? О чем же, как ин о сложности и необходимости' выбора, говорится и в «Моих надеждах» .Михаи.та Шатрова! Обе пьесы, таким образом, взяты нами не случайно. И ге рои «Моих надежд», и маль чишки ИЗ- «Р.В.С.» озабочены сходными проблемами: каким- будет твой с.тедующий шаг? Как сложится твоя судьба? Ге рои пьес разные, но есть, на мой взгляд, у них Я"общиечер- ты: молодость, грандиозность перспектив, открывающихся перед героями. И, конечно, — огромное желание понять, по стигнуть окружающий мир. Мы верим, что их надежды и же лания обязательно сбудутся. Беседу за «круглым столом» вел А. АФАНАСЬЕВ. ЗАМЕТКИ С ПЕРСО- ИАЛЬНОЙ ВЫСТАВ КИ художествен ной ФОТОГРАФИИ АНАТОЛИЯ ДРАБКИ- НА; ОВЬМШЕ~ ЖШЬ Мир фотографии. Он врыва ется к нам отовсюду. Со стра ниц газет, журналов, различ ных иллюстрироваинь»* аль бомов. Но особый интерес вы зывают фотографическиа вы ставки, Потому что художаст- веннзя фотография (дискуссии давно позади) стала подлин ным искусством. К сожалению, в нашем обла стном центре фотографиче- скиз выставки организуют не часто. Тем больший интерес Представляет экспозиция ху дожественной фотографии- Анатолия Драбкина. Выставка развернута во Дворце культуры профсоюзов. Авто-р ее — работник фотола- баратории НЛМЗ, член Сою за журналистов СССР, студент- заочник Воронежского универ ситета. То, что Анатолий Драбкин не один год был связан с газе той, нашло свое отражение и на его персональной выставке, которая вмещает семьдесят работ. Люди и металл, строи тели Липецкой Магнитки —так можно охарактеризовать часть представленных здесь фото графий. Увидеть рабочего че ловека можно по-разному. По рой его снимают, как у Ильфа и Петрова, «пооригинальней на фона трамзая». Отсюда возникают штампы, заученные для фотографа позьь Анатолий идет другим путем. Его цель— проникнуть в психологию ра бочего человека. Показать его мысль. Об этом «говорят» «Портрет И. Куприянова», «Бригадир разливщиков», И даже фотографический прием — взгляд в объектив — сде лан А. Драбкиным не шаблон но. Доказательство тому рабо та «Веселая бригада» и многие другие. Большинство фотографий выставки сделано А.~Драбки ным за последние 3—4 года. Отбор снимков автор вел в соответствии со своим фотогра фическим видением, стилем. Поэтому так остро в каждом из них ощущаются напряжен ность, глубокий психологизм. Автор нередко прибегает к темной тональности, что, по су ществу, определяет единый почерк. Некоторые из снимков «кар тинный, но это отнюдь не тра фаретное сюсюканье. Такой прием помогает сделать фото графию живописнее. Художественный образ, представленный в фотографи ях А. Драбкина, может немало сказать, и о самом авторе. Многослойность ассоциаций в снимках помогает открыть творческую лабораторию Анатолия. Почему «Колосок» (деревенская девчонка у края пшеничного поля) снят и м енм ^ так? Ведь фотограф мог ияН пользовать другой прием? Н ^ ^ автор выбрал именно такое построение кадра, в котором видится обобщенный образ любви маленького! человека к хлебу. Это именно деревен ская девочка, дочь хя^ороба, которая с малых лет чувствует запах полей, ей так дорог под нятый с нивы колосок. Рождение разнообразных ассоциаций у зрителя опреде ляет й своеобразная незавер шенность отдельных снимков. Своей неисчерпаемостью они и ценны. Это значит, что нель зя их бегло окинуть взглядом и перейти в другой конец за-.,, ла. Они рождают мысль, Ч-го^^ бы до конца осмыслить все, что хотел сказать автор, надо вдумчиво пережить представ ленную ситуацию, понять по зицию ге)эоя, возможно, Счем- то не согласиться, поспорть. Иекоторые из снимков вос принимаются зрителями подписи. Но для отдельн1Р работ названия могли бъгбыть иные, более ярко отражающие замысел. Например, «Врягв- град. Год 1977» не дает четко го представления о задумке автора. В целом же выставка нам предегавляется очень интерес ной. Это же мнение разделяют и многочисленньге зрители. В книге отзывов они оставили немало записей. Вот некото рые из них: «Большбе спасибо за доставленное удовольствие — видеть красоту В простом», «Рады за человека, который в обыденной жизни может уви деть прекрасное»; С этими оценками нельзя не согла- Е. ЕВГЕНЬЕВ, «&тец и сын». Фото А. Драбкина. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, площадь Плеханова, Дон печати. Телефоны: редактора — 4-67^13 ответствейнОго секретаря и фотокорреспондейта —4-67-11, отделов; коммунистического воспитания — 4-66-12, комсомояь ской жизни — 4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-06, пйСем— 4-66-18, спорта —4-6№4)7. АЭ 72569. Типография издательства «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальная пл., 44. Зак. 8125.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz