Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ • 4 «КРУГЛЫЙ стол» «ЛЕНИНЦА» 15 октября начался новый сезон в Липецком драматиче­ ском театре. К его открытию коллектив театра подготовил две новые работы: «Мои на­ дежды» по пьесе М. Шатрова и «Р.В.С.» А. Гайдара. Большин­ ство актеров, занятых в спек­ таклях, — люди молодые. Среди них — С. Погребняк, одна из главных героинь в «Моих надеждах», В. Рожнов, исполняющий роль Олега Ма­ карцева (в том же спектакле), Л. Куковенко — с ней липец­ кие зрители до нынешнего се­ зона в вовсе не были знакомы. Л. ОлыкайНеи и Л. Тихий иг­ рает в спектакле «Р. В. С.» Димку и Жигана. Эти роли — КХ своеобразнын дебют в теат­ ре. Итак, молодые актеры н ре- Оказывается, есть люди, спо­ собные слсигать мосты, умею­ щие круто поворачивать свою судьбу.' Оказывается, что этн люди — не досунсая выдумка коллег-журыалнстов. Авторская мысль здесь, на мой взгляд, предельно ясна. Компромисс рождает цепочку новых соглашательств с собст­ венной совестью. Но стоит ЛИШЬ одному ска­ зать «нет» корысти, лицеме­ рию, — и эта первая искорка включит новую цепь, распахнет души человеческие, устремит их к добру... В. Пахомов: — В том-то и «секрет» современной жизни: в ней не так много «красивых» подвигов, не часто .льется кровь и не гремят выстрелы. И все же, к примеру, Алех- ракурсе сегодняшних проблем, прочли повесть. Новое прочте­ ние потребовало и от нас иных жанровых и смысловы.х реше­ ний. Подросткам хочется уз­ нать, что такое .революция. Но даты и цифры им хорошо изве­ стны. Не голые факты, а дух времени хочется ребятам по­ стичь. Поэтому наша задача-— не скопировать, эпоху, а сотво­ рить легенду о Фево.тюции. (Жанр — героическая леген­ да). I Спектакль наш — музыкаль­ ный: музыка написана куйбы­ шевским композитором. Л. Вох- мянвным. спецпа.чьно для этой инсценировки. _Пластический обобщенный образ эпохи, про- путценный как бы через бй- летний опыт нашей страны, •— вот, на мой взгляд; смысл н , цель постановки; Л. Олыкайнен: — Интересна Инсценировка и необычным ре­ жиссеры театра — гости «Па­ норамы». По просьбе нашего корреспондента они рассказы­ вают о своих новых работах. Корресяондент: — Владимир .Михайлович, Вам, как поста­ новщику спектакля «Мой на­ дежды», адресован первый во­ прос: чем обусловлен выбор пьесы? В. Пахомов: — С пьесами Михаила Шатрова театр и на­ ши зрители зИакомы давно. Что особенно привлекает нас в работе драматурга? Это — прийциниальность и, я бы ска­ зал, чистота гражданской по­ зиции. Недаром, очевидно, од­ на йз ранних пьес М. Шатрова называлась «Чистые руки». Эту частоту, определенность нравственного подхода видим мы и в «Моих Надеждах». ' Надя Родионова, одна из трех Надежд, главных героинь спектакля, неожиданно для се­ бя; да И' для многих окружаю­ щих, оказывается перед мучи­ тельной альтернативой; или со­ лидное, почетное звание, или— сохранение высокого качества души, попросту говоря — со­ вести. Решение этого вопроса, раз­ витие характера героини на пути ее к нравственному очн- щениет —■вот, на мой взгляд, — смысловой нерв спектакля. В. Рожнов: — Драматиче­ ская ситуация, в которой ока­ залась Надя, взята М. Шатро­ вым, как мне кажется, не только для показа^ нравствен­ ного очищения главной герои­ ни. Мой герой, молодой, но во многом уже преуспевший ра­ диожурналист Олег Макарцев, ■оказался в не менее мучитель­ ном «цейтноте». ■у него есть все, чтобы сде- .чать жизнь, карьеру. Удачно пережил распределение — не попал в провинцию, устроился в крупном городе. Есть надеж­ да получить собственную пе­ редачу. Умей, умеет «подать» себя. Но, оказывается, и для ‘него еще не все решено. Девчонка- бригадирша, подходящий ти­ паж для .очередного «блестя­ щего» радиоочерка,' ввергает Макарцева в бездну сомнейий: а так лп. он хсивет? Что, дейст- витмыго, можно считать смыс­ лом жизни? Все переменилось в судьбе Олега после встречи с Надей Родпоиовой. сандр Корнейчук, автор знаме­ нитого «Фронта», посчитал не­ обходимым дать одной из сво- н.х последних пьес многозначи­ тельное название «Как на фронте». Посвящена она, кста­ ти сказать, проблемам сегод­ няшнего дня. Сегодняшний «театр воен­ ных действий» не имеет флан­ гов и тылов. Фронт проходит через души .людей. И а.чьтер- нативы, встающие перед нашим современником, не менее же­ стоки и драматичны, чем фрон­ товые. . Просто ли было Наде Роди­ оновой сделать свой выбор? Речь идет не о званиях и ти­ тулах (это, так сказать, — внешняя сторона-дела). Речь идет о болезненном душевном переломе, пережитом героиней. Надя Родионова — ткачиха- ударнща, мо,тодой, энергичный бригадир, ее имя гремит на фабрике. Надя не делает карь­ еру, она искренне- верит, что слава эта — заслуженная. Тем страшнее и мучительнее ■было для нее узнать и понять, что не все громкие слова, ска­ занные в ее адрес, — чистая правда. Надя,'на мой взг.тяд, отказы­ вается не от почестей, она от­ казывается от самой себя —• прежней, не умеющей отделить ложь от правды, верящей в легкий успех, не способной на осознанные принщшиа.! 1 ьные поступки. Отказаться от себя, чтобы /«выстроить» свою душу зано­ во. Это ли ие серьезнейшая драма? Корреспондент: — «Мои на­ дежды» посвящены дню сегод­ няшнему и, в конечном итоге, как здесь говорилось, — наше­ му будущему. В какой мере, Борис Наумович, можно гово­ рить об актуальности второй работы театра, спектакля «Р.В.С.»? Б. Голубицкий: — Преяг- де всего, интересна и актуаль­ на сама тема этой славной гай­ даровской повести. Димка и Жиган — подростки эпохи ре­ волюций, и грансданской войны. Поэтому очевидна обоснован­ ность посвящения спектакля, наряду с «Моими надеждами», великому юбилею Революции, ее 60-летню. Инсценировщики Л. Шварц и Н. Климова как бы заново, в шеннея образов. Герои полу­ чаются неоднозиачные, путь их в Революцию оказывается, не таким простым н гладким-. Б. Голубицкий: — И еще об 01 ^ом хотелось сказать: Ар­ кадий Гайдар удивительно то­ чен по части психологии.' Дим­ ка поначалу одинаково азарт­ но играет и «в красных», и «в белых». А Жиган,- так тот про­ сто и ясно объясняет: «Яблоч­ ко» я ногу на обе стороны нс- по.чнить». Проблема выбора, стоящая перед мальчишками из спек­ такля «Р.В.С», — проб.чемз- серьезная, проблема социаль­ ного и нравственного порядка. Л. Олыкайнен: — Димка и Жиган не могут, просто не имеют возможности «улизнуть»- от выбора. Несколько друг;ге условия окружают подростка современного... В. Пахомов: — А мне ка­ жется, что ироблемы совре­ менного мо.вдд-ога поколения' не стали проще. Напротив, ны­ нешний мальчишка паходнтсч далеко йе в категоричной си­ туации: «вот красные, а вот — белые», В одной пьесе, ко­ торая шла .дет пятнадцать -на­ зад (начало-'. 6в-х годов) татеи говорится: ,«:Б гражданскую войну все было проще»; Анын­ че одни песни поем, в одни клубы ХОДИ.М, в-одни и те же игры играем, а все-таки суще­ ствует проблема выбора, суще­ ствуют «они» к «мы». Действие пьесы происходит в обычной школе обычного Крупного горо­ да. Зачем далеко ходить за при-; мерой? О чем же, как ин о сложности и необходимости' выбора, говорится и в «Моих надеждах» .Михаи.та Шатрова! Обе пьесы, таким образом, взяты нами не случайно. И ге­ рои «Моих надежд», и маль­ чишки ИЗ- «Р.В.С.» озабочены сходными проблемами: каким- будет твой с.тедующий шаг? Как сложится твоя судьба? Ге­ рои пьес разные, но есть, на мой взгляд, у них Я"общиечер- ты: молодость, грандиозность перспектив, открывающихся перед героями. И, конечно, — огромное желание понять, по­ стигнуть окружающий мир. Мы верим, что их надежды и же­ лания обязательно сбудутся. Беседу за «круглым столом» вел А. АФАНАСЬЕВ. ЗАМЕТКИ С ПЕРСО- ИАЛЬНОЙ ВЫСТАВ­ КИ художествен ­ ной ФОТОГРАФИИ АНАТОЛИЯ ДРАБКИ- НА; ОВЬМШЕ~ ЖШЬ Мир фотографии. Он врыва­ ется к нам отовсюду. Со стра­ ниц газет, журналов, различ­ ных иллюстрироваинь»* аль­ бомов. Но особый интерес вы­ зывают фотографическиа вы­ ставки, Потому что художаст- веннзя фотография (дискуссии давно позади) стала подлин­ ным искусством. К сожалению, в нашем обла­ стном центре фотографиче- скиз выставки организуют не часто. Тем больший интерес Представляет экспозиция ху­ дожественной фотографии- Анатолия Драбкина. Выставка развернута во Дворце культуры профсоюзов. Авто-р ее — работник фотола- баратории НЛМЗ, член Сою­ за журналистов СССР, студент- заочник Воронежского универ­ ситета. То, что Анатолий Драбкин не один год был связан с газе­ той, нашло свое отражение и на его персональной выставке, которая вмещает семьдесят работ. Люди и металл, строи­ тели Липецкой Магнитки —так можно охарактеризовать часть представленных здесь фото­ графий. Увидеть рабочего че­ ловека можно по-разному. По­ рой его снимают, как у Ильфа и Петрова, «пооригинальней на фона трамзая». Отсюда возникают штампы, заученные для фотографа позьь Анатолий идет другим путем. Его цель— проникнуть в психологию ра­ бочего человека. Показать его мысль. Об этом «говорят» «Портрет И. Куприянова», «Бригадир разливщиков», И даже фотографический прием — взгляд в объектив — сде­ лан А. Драбкиным не шаблон­ но. Доказательство тому рабо­ та «Веселая бригада» и многие другие. Большинство фотографий выставки сделано А.~Драбки­ ным за последние 3—4 года. Отбор снимков автор вел в соответствии со своим фотогра­ фическим видением, стилем. Поэтому так остро в каждом из них ощущаются напряжен­ ность, глубокий психологизм. Автор нередко прибегает к темной тональности, что, по су­ ществу, определяет единый почерк. Некоторые из снимков «кар­ тинный, но это отнюдь не тра­ фаретное сюсюканье. Такой прием помогает сделать фото­ графию живописнее. Художественный образ, представленный в фотографи­ ях А. Драбкина, может немало сказать, и о самом авторе. Многослойность ассоциаций в снимках помогает открыть творческую лабораторию Анатолия. Почему «Колосок» (деревенская девчонка у края пшеничного поля) снят и м енм ^ так? Ведь фотограф мог ияН пользовать другой прием? Н ^ ^ автор выбрал именно такое построение кадра, в котором видится обобщенный образ любви маленького! человека к хлебу. Это именно деревен­ ская девочка, дочь хя^ороба, которая с малых лет чувствует запах полей, ей так дорог под­ нятый с нивы колосок. Рождение разнообразных ассоциаций у зрителя опреде­ ляет й своеобразная незавер­ шенность отдельных снимков. Своей неисчерпаемостью они и ценны. Это значит, что нель­ зя их бегло окинуть взглядом и перейти в другой конец за-.,, ла. Они рождают мысль, Ч-го^^ бы до конца осмыслить все, что хотел сказать автор, надо вдумчиво пережить представ­ ленную ситуацию, понять по­ зицию ге)эоя, возможно, Счем- то не согласиться, поспорть. Иекоторые из снимков вос­ принимаются зрителями подписи. Но для отдельн1Р работ названия могли бъгбыть иные, более ярко отражающие замысел. Например, «Врягв- град. Год 1977» не дает четко­ го представления о задумке автора. В целом же выставка нам предегавляется очень интерес­ ной. Это же мнение разделяют и многочисленньге зрители. В книге отзывов они оставили немало записей. Вот некото­ рые из них: «Большбе спасибо за доставленное удовольствие — видеть красоту В простом», «Рады за человека, который в обыденной жизни может уви­ деть прекрасное»; С этими оценками нельзя не согла- Е. ЕВГЕНЬЕВ, «&тец и сын». Фото А. Драбкина. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, площадь Плеханова, Дон печати. Телефоны: редактора — 4-67^13 ответствейнОго секретаря и фотокорреспондейта —4-67-11, отделов; коммунистического воспитания — 4-66-12, комсомояь ской жизни — 4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-06, пйСем— 4-66-18, спорта —4-6№4)7. АЭ 72569. Типография издательства «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальная пл., 44. Зак. 8125.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz