Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕи ® 4 ЗАМЕТКИ С ВЫСТАВКИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУСетВА «Хотя предметы нашего оби- ■кода могут и обойтись без ук рашений, люди никогда вплоть до настоящего времени баз них не обходились и, возмож но, никогда на смогут обхо диться... ..чЦля меня нет сомнений, что цель применения искусства к предметам нашего быта — дзояка; во-первых, придать красоту изделиям человече. ского труда, которые иначе были бы уродливы, а во-вто рых, сделать самую работу ра достной...». За девять без малого деся. тилетий, минувших с той поры, когда прогрессивный англий ский поэт, дизайнер и критик Уильям Моррис написал эти слова, о прикладном искусст ве сказано многое и многими. Но, никому не уда- кими сильными средствами владеют мастера прикладного и ' декоратизного искусства, чтобы развернуть «сюжет», включить нас в свои раздумья о красоте мира и человека, вовсе не превращая при этом стеклянные блюда и чаши в скульптуры, а гобелены — в картины, используя конкретно изобразительные, поясняющие элементы скупо, но точно. Ну, разве что пробки графи нов любопытной композиции «Болеро» ленинградки Н. М. Гончаровой напомнят нам ши. рокололые сомбреро. Или тем ная, с тревожными волнистыми разводами, синева напомнит о грозном предштормовом мо ре — речь идет о блюде «Тайфун» художника из Влади мирской области А. С. Курило. свёрнут набок, напоминает бесформенный снарядный осколок. Моррисон отмечал, что, если не приложить к предметам быта искусство, они будут уродливыми. А здесь—искусст во, и подчас весьма изощрен, ное, используют для того, что бы превратить мирные домаш ние вещи в нечто враждебное людям. Противостоящее им. Угрюмо не желающее выпол нять свои обычные функции-— служить вазой для цветов или бокалом... Болезненное, из ломанное, ' отталкивающее становится целью^ на которую растрачиваются талант и ма стерство;.. На выставке, организованной в Липецке Союзом художников РСФСР, ничего подобного, ра зумеется, нет и в помине. т г км вшо в шзку вошли...» яо-ь н,'. опровергнуть, ни улуч. шить его простую и мудрую мысль: «Сделать самую рабо ту радостной..,», О .вдохиоаейном труде, о творческой радррти, выпавшей на долю художников, чьи про изведения собраны в выставоч. ном зале нашего города, дума, ешь невольно. Думаешь с «бе-, лрй» завистью — тебе ведь такого не дано испытать, ду маешь с благодарностью — мастера щедры, они дарят те бе плод своей радости, при. общают тебя к ней.- Может быть. Мы, непосвя щенные, и ошибаемся. Может быть, люди, создавшие вот это блюдо — невесомое хрусталь ное кружево, и эту благород ную вазу под названием «Ок тябрина», и этот сервиз, и этот гобелен, и этот браслет, всё эти то причудливо-капризные, то строгие и сдержанные, то раскованно многоцветные, то изысканно монохромные изде. ЛИЯ из керамики, стекла, ме талла, ткани, шли к радости своей долго и трудно. Преодо левали усталость, неудачи, гр-, речь чьего-либо непонимания, неприятия. Может бь!ть. Но в том, что они показали нам, не осталось и следа их тревог,' бессонниц, сомнений. Впрочем, есть здесь, на вы. ставке, и произведения, в кото рых угадываются и драматизм, и напряжение. Скажем, деко ративная композиция мастера из Брянской области В. И. Ко това «Рожденные огнем». Ва зы эти, действительно, рожде ны огнем. Еще даже не рожде ны, а словно бы рождаются прямо на наших глазах. Вытя гиваются из пламени. Не успев еще остыть, колеблются. Изги.' баются. Живут в остром, вол нующем ритме становления. Художник остановил мгно вение созидания. Поведал нам на таком условном и таком простом языке о своем ис. кусстве. О своем труде. Но рассказ его— в сущности, рас сказ о преодолении небытия, — одухотворен столь непре клонной верой в возможность, необходимость, неизбежность этого «рождения из огня», что конечное впечатление от его талантливого произведения — жизнеутверждающее, поэтич ное, светлое. Вот ведь, оказывается, о ка ких вещах могут «говорить» хрусталь или фарфор! Вот ка- ЛИПЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ОБЪЯВЛЯЕТ ПРИЕМ слушателей на подготови тельное отделение для обуче ния с отрывом от производст ва. ва. Или проступят на . тонких стенках ваз сценки охоты. Все-таки главное - г не это. Конечно, вольному—воля, и ни кому, на запрещено попытать ся каждый изгиб, каждую плав ную округлость предметов, во? шедших в ансамбль калиниица В, Г. Хролова «Большая. Волга», напрямую «расшифровать» как волну или, к примеру, вы глаженную водами прибреж ную гальку; Все же, думается, рассчитывая и на эти сближе ния, художник не столько изо бражал речную поверхность, сколько воплощал в стекле свои ощущения, шрбовь к ве ликой реке. Ритмами, формой он внушает нам свое настрое ние сразу, без' подготовки, по добно музыканту ' переносит нас в мир своих эмоций. Хрусталь, стекло, фарфор. Многолици творения, создан, ные из них замечательными мастерами! Синие, с конусооб разными вершинами вазы комплекта «Айсберги» заел, художника РСФСР А. М. Остро* умова. Кажется, что они гораз до холоднее всего, что их ок ружает. А вот «Родйичок» И. Е- Смирнова (Вербилки, Московская область) — сервиз, отличающийся прозрачной строгостькэ формы, изыскан ным узором в- двухцветной гамМе — белый фон, черные отчетливые переплатення пи ний... Впрочем, что могут даЗь эти перечисления, тем более, что произведений, достойных упо минания, на выставке беско нечно много! И на только иЗ' хрусталя, фарфора или кера мики. Обратят на себя внима ние и ювелирные изделия, и гобелены, 0 ‘ другом хочется ' сказать. Довелось мне как-то листать книгу с фотографиями произ. ведений прикладного искусст ва некоторых зарубежных ху дожников. Были среди них весьма оригинальные и при. влекательные вещи. Но были и иные. Кажется, может ли нести идею какая-нибудь там ваза, чаша или бокал? Выходит — может. Плааиость формы вдруг прерывается искажающи ми выступами. Ваза демонстра. тивно сделана так, чтобы в нее нельзя было налить воды и поставить цветы. Другая ваза выкручена, покрыта какими-то в'олдырями, верх ее перетянут. Это -— оптимистичная, упо- енйая ' жизйью ' экспозиция, в котёрой сплетаются поэзия родного искусства и ритмы нашего дня. Время, образ жизни здесь нашли самобытное, условно образное, ко ясное и сильное выражение. Нет, не в одних названиях, подчас, впрочем, весьма красноречивых: «Алые ' флаги», «Энергия», «Октябри на»..., Но — в самом духе, в мироощущении, придающем известное единство всему, что предлагается на выставке вни манию липчан. Единство при максимальном разнообразии школ, стилей, темпераментов. И каждый, искушенный и неискушенный зритель, отдав должное таланту многих, чем-то, возможно, и на согла сившись, что-то не приняв, найдет свое. Самоё-самое. Сре ди гобеленов, ювелирных ук рашений или стекла. Такое, от чего зазвенит хрустальный ко локольчик радости и восторга в душе, от чего мир качнет казаться гармоничнее и доб рее. Один крупный наш искусст вовед жаловался на трудности описания живописных полотен. Как, мол, найти слова,, способ ные передать все оттенки, красок, переходы ритма, пла стические достоинстве карти ны? Но то — живопись, Рас суждая о ней, можно попро бовать «спрятаться за сюжет, за пересказ того, что изобра жено. А как .быть с декора, тивно-прикладным искусством? Здесь не спрячешься. Видимо, подобные затруд нения испытывал не только я, но‘ и те посетители выставки, которые пожелали оставить за писи в книге отзывов. Несколь. ко липчан так и написали — коротко и восторженно: «Нет слов!». Другие решили не отступать, постарались передать на 6у-, маге свои впечатления. И, между прочим, не только нё русском языке — в книге есть отзыв и нашего друга из Бол гарии, чье признание понятно и без перевода: «Первото чув ство бе възторг от многообра- зисто, от багри, форми...». Кстати, название этих заме ток я тоже взял, из одного от. зыва. Две студентки сделали именно такую запись: «Мы как будто в сказку вошли...». Й. ВЕРИН, Принимаются лица со сред ним образованием, имеющие трудовой стаж не менее года или уволенные в запас из ря дов Советской Армии, по на- Я[.авлеиням предприятий, кол хозов, совхозов и воинских ча стей. С поступающими, проводит-^, ся собеседование по физике, а математике Прием. докумен тов до !0 ноября, собеседова ние — е 12 по 25 ноября. Начало занятий 1 декабря. Обучающимся выплачивается стипендия за счет предприя ВЛИПЕЦКЕ ЗАВЕРШИЛСЯ ЧЕМПИОНАТ РСФСР ПО ГИРЕВОМУ СПОРТУ НА ПОМОСТЕ - БОГАТЫРИ в Липецке прошел лично командный 'чемпионат РСФСР по гиревому спорту. В наш город съехались около двухсот - сильнейших богатырей. На помним, что соревнования по гирям проходят в четырех ве совых категориях; 60, 70, 82 и свыше 82 килограммов. Гире вики Липецкой области сни скали себе заслуженное ува жение на республиканских со ревнованиях. А инструктор физкультуры из села Плоское Становлянского района А. Во- ротынцев неоднократно ста новился чемпионом РСФСР. На родном липецком по мосте он остался верен себе и на этот раз. Его отличные ре зультаты — в жиме 194 и в рывке — 150 раз кажутся фан тастическими не только специа листам, но и всем любителям гиревого спорта. Диву да ешься, как может этот па рень выполнять такую колос сальную работу. А ведь соб ственный вес спортсмена 75 кг. Сейчас Воротынцев работа ет в родном селе Плоское. Учит мастерству юных ребят. Кс'таг ти, на этих соревнованиях вы ступал его ученик Михаил Ро дионов. В весовой категории до 60' кг Михаил был третьим. М. Родионов является секре тарем Становлянского рай кома комсомола. К бронзовой награде Михаил добавил и зва ние •мастера спорта - СССР. А чемпионом-в этом весе стал И. Кривов из Владимирской области. Родионов отстал от победителя в сумме троеборья всего на П очков. В весовой категории до 70кг на первое место с суммой 3!9 очков вышел В. Сазонов (Крас нодар), Долго длился спор между тяжеловесами. Многие про чили победу прошлогоднему чемииону РСФСР И. Пузыреву из Красноярска. ' Но иначе считал Иван Немцов из ' Алтайского края. Этот гигант, вес его 132 кг, сумел удивигь зрителей, которые собрались во Дворце спорта «Динамо». В Жиме он остановился на круглой цифре — «300». Пер вое движение, как шок, подействовало на его соперни ков. Догнать гиревика уже никто не мог. Пузырев на этот раз довольствовался серебря- ной_ медалью. На третье место вышел В. Каськов (Якутская; АССР), проиграв победите.чю более ста очков. В командном зачете победи ли липчане. 1\стати, они выста вили две команды. Второй со став команды, к сожалению, выступал неудачно. Второе и третье места заняли красно дарцы и спортсмены из Пер м и . ' В. ВОЛОДИН. Бронаовуе медали -у липуан Так уж случилось, что юные футболисты Липецка (тренер В. Лысковцев) дважды в этом году встречались со своими сверстниками из Ростова. Первый раз это было летом а Ли- ' иецке. Тогда проводили полуфинальные соревнования, и рос товчане вышли победителями. Хозяева же, заняв второе мес то, пробили себе дорогу в финал первенства РСФСР. Итак, финал. Он состоялся в Камёнск-Шахтинске, куда при едали шесть сильнейших футбольных команд России. На стадионе Каменск-Шахтинска липчане вновь встрети лись с ростовчанами. Хозяева и на этот раз оказались силь нее. Они победили по счетом 2 :0 . Могли нащи ребята побе дить во встрече с командой, Ангорска, но непростительная ошибка юного голкипера Ю. Раевского вывела футболистов Ангорска на второе место. У липчан бронзовые медали. Заняв третье место, липецкие юноши завоевали право учас тия в полуфинальном первенстве СССР по футболу 1978 года. В. БУХАЛОВ. Два дня борьбы в течение двух дней спорт смены, средних специальных учебных заведений оспаривали звание чемпионов областного совета общества «Спартак» в соревнованиях по летнему мно гоборью ГТО, которые со стоялись в Липецке. Победителями в командном зачете среди девушек стали спортсменки кулинарного учи лища. Их успех не случаен. Во всех видах они показали неплохую ,подготовку и, как правило, выходили победителя ми.. Так, Н. Лазутко была сильнейшей в беге на 100 м, а ее, одноклубницы Л. Чертов ских и Н." Тимошенко показа ли лучшие результаты в стрель- тий или института, иногород ние обеспечиваются общежи тием, Л ит , окончившие под- готов.йтелькое, отделение и сдавшие выпускные экзамены, зачисляются вне конкурса на 1 курс дневного отделения„ин ститута. бе. Но наибольший вклад в командную победу внесла B. Кошкина — 122 очка, что позволило ей в личном зачете' стать победительницей сорев нований. ■Второе место в общекоманд ном зачете заняли девушки Ус- манского педучилища и третье ■ — лебедянцы. Острая борьба за звание чемпиона шла во всех видах соревнований и у юношей. На иболее стабильно выступал C. Мещалкин (Усмапское пед училище). В трех видах про граммы он был первым. Он и завоевал звание чемпиона об щества, показав хороший ре зультат в сумме многоборья— 114 очков. Г. Бобрешов за нял второе место — 95 очков и С. Заборьев — третье — 67 очков. и. ЛЮЛЬЧЕВ. Редактор Н. ЗАГНОИ КО. За всеми справками, бланка ми . направлений и заявлений обращаться по адресу: 398662, г. Липецк, Зегеля, 1. ЛПИ, деканат подготовитель ного отделения, ко.м. Б-218. Те лефоны: 2-90-44, 4-54-96. АЭ 71729 АДРЕС РЕДАКЦИИ; г. Липецк, площадь Плеханова, Дом печати. Телефоны: редактора—- 4-67-13 ответственного секретаря и фотокорреспондента — 4-67-11, отделов: коммунистического воспитания — 4-66-12. комсомольской жизни — 4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-06, писем — 4-66-18, спорта — 4-66-07. Типография издательства «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальная пл., 44. Зак. № '7843 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz