Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ • 2 I ЮБИЛЕЙНОЙ ВАХТЕ — УДАРНЫЙ ФИНИШ I ЗфЛЕНИНЕф НАШИ СВЕРХПЛАНОВЫЕ ТРАКТОРЫ Нашему заводу немногим более 30 лет. Вначале собран ные тракторы считали штука ми. Трудно было в те : иые годы изготовить, даже од ну машину. Но наши отцы, мл тери, бойцы ударных фропто вых бригад, работали в те месяцы героически. А сегодня к славному юбилею страны — 60-летию Великого Октября, комсомольца?.ш ЛТЗ уже подготовлено более пятидеся ти сверхплановых машин. А к седьмому ноября эта цифра будет еще более виушитель- О чем это говорит? Это на глядный пример того, как вы росли технические возможно сти нашего завода, его энерго вооруженность, материально- прои.зводствепная база. Вот какой у нас подарок юбилею. Целый парк высокопроизво дительных, маневренных ма- Само время вдохновляет вашу молодежь на самоотвер женный труд, высокие и высо чайшие рекорды. Знамена тельные, насыщенные важней шими событиями сейчас дни. С огромным вниманием все комсомольцы н молодежь заво да следили за работой внеоче редной седьмой сессии Вер ховного Совета СССР девятого созыва. Все юноши и девушки нашего предприятия приняли участие в обсуждении проекта Конституции СССР и горячо одобрили принятие нового Ос новного Закона нашей жизни. Мы хотим, — говорил Лео нид Ильич Брежнев, — чтобы граждане СССР хорошо знали свои права и свободы, пути, и методы их осуществления, что бы они умели применять эти права и свободы в интересах строительства коммунизма, ясно понимали их неразрывную связь с добросовестным вы полнением своих гражданских обязанностей. Эти слова молодежь воспри няла как руководство к дей ствию. И не удивительно, что все юноши и девушки нашего завода единодушно поддер жали девиз «Юбилейной вах те — ударный финишЬ. Моло дые рабочие всех производст-- венных участков привяли по вышенные обязательства. Комсомольско молодежная бригада из пятого тракторно-^ го це.ха, возг.чавляемая А. Ши пиловым. Этот коллектив уже отпраздновал своеобраз ный Новый год, ребята зажгли елку. Теперь оии трудятся в счет 1978 года. Таких яге ре зультатов добился и другой комсомольско - молоде ж и ы й коллектив — бригада А. Коетя- ева из четвертого машино строительного цеха. Сознание того, что в год роягдеиия повой Коистнтуции, к ЛИК) 7 ноября, 60-летию Ок тября, комсомольцы нашего завода подарят Родине 60 комсомольских сверхплановых пропашных тракторов, вдох новляет нас иа еще более вы- заместитель секретаря комитета ВЛКСМ. г. Липецк. ТОВАРИЩ НАСТАВНИК Так называется одна из гла вок этой книги. «Особая профессия» — про фессия наставника. . Народного воспитателя. Трудная профессия. Правда, иные люди с этим пе согласятся. Помилуйте, что уж тут трудного? Это ведь все- таки педагогика в. рабочей спе цовке. А спецовка / упрощает дело. Мастер обучает подрост ка ремеслу, а попутно, оттал киваясь от своего ягизиепного опыта, преподносит ему уроки коллективизма,, честности, тру долюбия. Вот и все. Нет, не все, возражают ав торы книги «Рабочему-наетав- нику о психологии и педагоги ке» С. Н. Иконникова и Л. Н. Лесохина. Воспитателю, неза висимо от того, кто он — школьный учитель или чело век от станка — по.мимо при родного педагогического чутья, помимо душевной склонности необходимы специалыше зна ния. Его надо вооруягить ос новами психологии и педагоги ки. И ссылаются при этом на К. Д- Ушинского, говорившего. что невозможно лечить чело веческие недуги, опираясь на знахарство, а значит, и воспи татель доллсеп предварительно . готовиться к своему делу. Первым шагом в такой под готовке н может стать эта кпн- га, выпущенная в серии «Биб лиотечка наставника» «Проф- издатом» в нынешнем году. Так ясе, как, скажем, книги и статьи С. С. Витченко, она является общедоступным, но без скидок на необходи.мость «выражаться популярно» вве дением в профессию. Авторы и не пробуют «объять необъятное», втиснуть в не многие страницы максимум сведений. Они понимают: чи татель у них — особый. И он не остановится на одной этой книжке. Поэтому-то С. Н. Иконникова и Л. Н. Лесохина стараются лишь дать толчок для дальнейшей самостоятель ной работы. Для серьезного раздумья о миссии наставника. Помочь сориентироваться в литературе по незнакомым про блемам (этому служит все, в том числе — краткий психо логический с.човарь, помещен- •иый в конце). Они строят книгу просто. Сначала — раздел о смысле и сути рабочей педагогики. О ее возможностях влиять на судьбу и характер молодого человека. Затем — сжатый, но точно выписанный социалыю- пси-хологический портрет под ростка семидесятых годов. ,,р.одросток семидесятых.:. Это ■непустое сочетание гн* слов. Облик его во многом принци пиально отличается от облика его ровесника, скажем, шести десятых лет, не говоря уже о представителях других, бо лее ранних поколений.. Взять хотя бы одну сторону: общеобразовательный уровень. «В 1939 году доля рабочих всех отраслей промышленно сти, имеющих высшее и сред нее (полное и неполное) обра зование, составляла вейго 8,4 процента». В 1959 году этот показатель увеличился до 39,6 процента, а в 1975 году достиг уже 71,5 процента. Не учиты вая этого, как не учитывая из менения социальных источни ков пополнения рабочего класса (сегодня основным ис точником стал город, а раньше было село), возросшего пре стижа рабочей профессии, нельзя активно и плодотворно влиять па молодого человека. И далее следует рассказ вттутреиием мире этого полу- упрощает задачи, а лишь при* мальчика-полумунечины, при* дает-ей специфичность, за* шедшего на завод. О противо* ставляет искать особые пути речиях и неуравновешенности к сердцу подопечного. Имен- его характера, о драматично- но — к сердцу, потому что, не сти, конфликтности его вхож- устают напоминать нам авто- разных людях и судьбах, на конкретных примерах показа* ны методы воздействия на« став тка на его подопечного. Поучительные признания вое* питателей и подростков, цен- дения в новую, взрослую жизнь. Если наставник, действитель но, — воспитатель «не по службе, а по душе», не по при казу начальника цеха или ма стера, а по призванию, — он не отмахнется от всех этих, как считают некоторые взрослые, педагогических «излишеств», «сантиментов», тонкостей. Ибо педагогика вся — из тонкостей, оттенков. В ней подчас одно слово, даже взгляд могут оказать более сильное воздей ствие, чем долгие нравоучения,. не подкреплешше подлинным пониманием воспитанника, сложного переплетения его-ин тересов, достоинств, недостат ков. «Рабочая спецовка»- не ры книги, «наставник — это и мастер, передающий секреты профессии, и близкий человек, без которого не принимается ни одно жизненно вангное ре- шеии(^. Позже оии опять вер нутся к этому, подчеркнув мысль одного из опытных пе дагогов: «Педагогика требует от человека качеств, близких к материнским». Да, этого требует и рабочая педагогика. Иначе наставниче ство теряет смысл. Превра щается в серию «мероприятий». В формальность. Вот пафос, вот стержень всей книги, на иболее впечатляюще раскры*' тый в разделе о практических делах рабочих педагогов. Здесь увлекательно рассказано о пые наблюдения и обобщения — все это будит мысль, зара- ' жает читателя желанием твор чески подойти к делу настав иичества. В этой последней части торы обращаются к опыту луч ших мастеров «особой про , фессии». Среди них есть и над земляк бригадир слесарей монтажников Липецкого стро ителыю-монтажиого управле ния И. Гуков. В книге приво дится эпизод из его иаставии ческой практики, позволяю щий еше раз выделить одно из главных положений книги: «Новичок вливается в рабо чий коллектив, который часто называют рабочей семьей. Бригадиру-паставпнку прихо дится В этих условиях быть главой семьи. И если повезет новшжу, то с этой семьей —■ требовательной и вийматель* ной к нему — он пройдет все стадий приобщения к коллек* Подросток—наставник—кол лектив. В «рабочей педагоги ке» это — центральная про блема. Да и не только в рабо чей. Вывод авторов книги о том, что без поддержки кол лектива, без учета общей атмосферы в цехе, в бригаде, наставник ничего пе добьется, •вызывают в памяти размышле ния В. А. Сухомлииского о сотнях факторов, нередко не принимаемых во внимание, но имеющих самое непосредствеп- ное значение для формиро вания человека. «Слово учите ля, — писал он, — приобрета ет воспитательную силу лишь тогда, когда действует сила личного примера старших, когда все- другие воспитатель ные средства проникнуты нрав ственной чистотой и благород ством». И е ссылаясь прямо иа это высказывание, авторы книги «Рабочему . наставнику о психологии и педагогике» ана лизируют вопрос «подросток—I наставник — коллектив» име№ ко с этих.позиций, «Ты навсегда в ответе з а тех, кого приручил». Так говори'? Сеит-Экзюпери в своей удиви» тельной сказке «Маленький принц». Этому закону душев ной доброты, привязанности, человеческой ответственностд полностью подчиняется и на ставник, Его воспитанник вы рос, созрел, работает самостоя тельно, ио — наставничестве продолжается. Меняются его формы, однако, неизмеш 1 ы\» остается, как замечают авторы книги, чувство ответственности за то, чем и как живет моло дой рабочий. «Оно уже никог д а ие покинет наставника». «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». Может быть, Б этой, на долгие годы сохраняющейся дружбе — главная награда наставнику? Об этом тоже невольно ду маешь, знакомясь с книгой, ко торая — в это хочется верить — найдет своего внимательно го читателя, в человеке почет ной, «особой профессии»... И. НЕВЕРОВ. С Верой Дмитриевной Се- меновой-Тян-Шанской — Болдыревой мы встре тились в Урусове. Белые березы шелестят под окном облетающей листвой. Перво зданная тишина стоит в поме стье. В старинном парке по вновь расчищенным аллеям с реликтовыми деревьями лишь изредка пробегут стайкой школьники. И вечерами здесь бывает многолюдно. В эти^ дни все стремятся подольше посидеть у телевизороа, по слушать радио. Свидетелями событий исторического значе ния становятся каждый день мои современники. Недавно в Москве внеочередная сес сия Верховного Совета СССР утвердила новую Конститу цию. В космос запущен оче- оедной космический корабль. Взоры миллионов и миллио- I людей обращены к столи- , нашей Родины. Здесь се годня особенно четко слышна поступь истории. Но до конца понять величие нашей эпохи, пожалуй, невозможно, не об ращаясь в прошлое. Разгова риваю с Верой Дмитриевной, и, кажется, сама история зву чит в ее словах. Вере Дмитриевне девяно сто четыре года. Внучка Се- меиова-Тян-Шанского — член Союза художников СССР. Ее картины находятся в Эрмита же, в Русском музее. Выставки произведений художницы со стоялись во многих Дворцах культуры Ленинграда. Быда такая и в выставочном зале Липецка, в Рязани. Но ■ Уру сове Веру Дмитриевну приве ла особая цель. — Все-таки вернулась... — говорит она и задумывается. Сколько значения, какой смысл таится за этими словами — трудно передать. Здесь, в Урусове, как нигде, тесно пе реплелись, спрессовались де ла и помыслы, судьбы и свер шения людей различных вре мен и эпох. В 1917 году Вере Дмитриевне было уже больше тридцати. После революции «а работала воспитательницей детской колонии под Ле нинградом. Была экскурсово дом в Эрмитаже, где экспони ровалась знаменитая коллек ция картин голландских, ма стеров живописи, собранная ее дедушкой, П. П. Семеиовым- Тян-Шанским. Перенесла бло каду в Ленинграде в годы Великой Отечественной войны, где у нее на руках умер от голода муж. Брат Леонид погиб в годы революции здесь, в рязанских местах. Но художницу не покинули муже ство, вера в жизнь. Она и годня с удовольствием много и плодотворно работает. Внуч ке великого путешественника особенно заметны те переме ны в жизни села, которые про изошли за годы Советской И ПЫЛЬ СТОЛЕТИЙ... П ЕРЕДО мной пожелтев шие от времени доку «Мы, нижеподписавшиеся, читая иногда «Бедноту», об ратили внимание в ней на то что в некоторых Укомах со циалистической Российской Республики организованы Со- юзьр деревенской молодежи и, сравнивая с нашим време нем, убедились, что неоргани эованным порядком жить да лее нельзя... Основываясь на этом, .мы тоже решили в своей деревушке открыть Союз де ревенской молодежи»... Так думали тогда молодые жители деревни Рязанка, что находится рядом с усадьбой П. Семенова-Тян-Ша-нского, Ра- ненбургского уезда, оформляя первый протокол своего пер вого собрания от 15 августа 1920 года. А вот другой, не менее тересный документ. Первая волостная беспартийная кон ференция молодежи Мурае- винской волости Данковского уезда Рязанской губернии правила приветствие Красной Армии. «Мы верим, что победа недалеко, и скоро наступит день новой, светлой жизни. Мы также клянемся поддер жать вас, дорогие товарищи Идите смело вперед на врага Мы, рабоче-крестьянская мо лодежь, с вами. Приложим все усилия, чтобы восстановить разрушенное хозяйство, нами мир1». Это было 9 ноября 1920 года. А уже в отчете о рабо те, «сделанной Мураевчнекой организацией Р.К.С.М. с 15 по 30 января 1921 годэ секре тарь коммола сообщает, что на субботнике разгружено пять вагонов леса, на воскрес нике шесть человек работали в шахте и четверо наверху. Даны спек»акли. Название им сим волично. «Мы и они» и «Песнь горя». Был собран митинг, го ворили о положении молоде жи «за границей и у нас». По ступило в союз восемь чело- И вот, отыскивая следы мо лодых людей, ставивших' в двадцатых годах спектакли «Мы и они», вдруг с помощью Веры Дмитриевны, поднимаю пласт истории, еще более древний: передо мной встают судьбы людей,’ боровшихся за лучшую долю народа задолго до революции. «Первые селе ния волости (Мураевня и Забо- лотное) возникли, вероятно, в конце XVI века или в начале XVII», пишет в своей ра.боте «Мураевинская волость Дан ковского уезда Рязанской гу бернии» П. П. Семенов-Тян- Шанский. Это исследование публикуется в «Сборнике ма териалов для изучения сель ской ' поземельной общины». Он издается императорским вольным экспедиционным и русским географическим- об ществом. Что пытался найти в Мураевие тех лет известнвж пугешестаенник? Его волновала жизнь простого народа, по ложение крестьян Рязанской губернии. Скрупулезно изу чает Петр Петрович быт, хо зяйство крестьян, подсчитыва ет их доходы и расходы. Вот, скажем, выяснилось, что семь процентов от общего числа составляли в Мураевне дворы богатых, шестнадцать—зажи точных. Но двадцать четыре процента дворов не имели до статочных средств, а существо вало еще тринадцать—бедных, столько же — неимущих. У по следних не было не только земли, доходов, но даже ско та, рабочего инвентаря. Для сравнения скажем, что сегодня в совхозе «Урусов- ский» имеется 67 тракторов, 21 автомашина, 18 зерноубо рочных комбайнов, не говоря уже об остальной технике. ЗЕМЛЯ РОДНАЯ Н О ВЕРНЕМСЯ в день ми нувший. К истории рода Семеновых. Петр Петрович в первом то ме своих мемуаров писал,' как однажды он десятилетним мальчишкой ранним весенним утром убежал к «Зеркалам». «Налюбовавшись на два или три виденные мною в этот день водопада, заглянув на русла текущих в лабиринте оврагов ручьев, приблизившись по возможности к пересекавшим главной долины, я пришел в такой неописанный восторг, уже с тех пор ежедневно повторял свои экскурсии течение целой недели. Мне эалось, что я открыл на окраи не нашего поместья местность, никем не виданную и никому не доступную, но превосходя щую по красоте своей приро ды все, что я когда-либо ви- «И действительно, — заме- шафты, впрочем, совершенно эфемерные в своем весеннем убранстве, остаются до сих почти- недоступными для тех, кто был в состоянии оце нить их красоту, так как » му не приходило в голову про бираться к ним в половодье, только для ландшафтных чатлений. Но в моей памяти эти впечатления залегли живо и глубоко, что я через полвека купил всю эту мест ность .занимающую свыше 30 десятин земли, в собствен ность и подарил ее самой т кой художнице настроений моей дочери, талантливой пей зажистке нашей родины». Петр Петрович, кстати, от лично владеющий пером, име ет в виду свою дочь Ольгу, умершую в 1906 году. Так сколько же талантливых людей дал миру этот прекрасный уго лок в самой глубине России? Филолог — академик Я. К, Грот. Его сын, психолог и фи лософ, профессор Московско го университета, основатель и первый редактор журнала «Во просы философии и психоло гии» Н. Я. Грот. Историк-: вист, профессор Варшавского университета К. Я. Грот. Рус ская поэтесса А. П. Бунина, по хороненная в села Урусове. Поэт-символист Л. Д. Семенов- Тян-Шанский. Впрочем, о по следнем надо рассказать чуть подробнее. Это один из братьев Веры Дмитриевны, Леонид. Если расспросить сегодняшних дол гожителей окрестных деревень Рязанки, Гремячки, Подоси! они с удовольствием расска жут о Леониде Семенове- Тян-Шанском. Был он несколь ко ст|5аиен для своего круга молодых людей. Раньше ос тальных начал задумываться ■о смысле бытия, о цели сущест вования. Вывод, к которому он пришел; жить надо на свои, трудовые доходы. И уходит Леонид из усадьбы деда, : вет в маленькой избушке краю леса. Сам обрабатывает участок земли, готовит на му дрова. Непривычно для го Времени строились его от ношения с крестьянами. То по ле соседу вспашет, то урожай поможет убрать. Ходил крыл по деревням крыши крестьян ских домов, клал беднякам — Был народовольцем? ■— спросите вьь Возможно, если учесть упоминания старожилов о том, ч-го здесь, в Мураевне, были поселения, колонии на родовольцев. «...ВОСПИТЫВАТЬ СТРАСТНЫХ БОРЦОВ ЗА КОММУНИЗМ — ЭТО ЗНАЧИТ ДОБИВАТЬСЯ ТОГО, ЧТОБЫ... ГОРЯЧИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЗАЖИГАЛИ ЮНЫЕ ДУШИ, ПРОБУЖДАЛИ СТРЕМЛЕНИЕ К ГЕРОИЧЕСКОМУ ПОДВИГУ, УЧИЛИ ЖИТЬ». в . А. СУХОМЛИНСКИЙ. «Государство заботится об^сраи ховных ценностей для н р а в с т в ^ ^ ^ о вышения их культурного уровиЯЯг Так гласит статья 27 Основного Закона Союза Советских Социалистических Рес публик. В эти дни п деревне Рязанка Чаплыгинского района нашей области проходит научная сессия Географического общества Союза СССР при Академии наук СССР, посвящеиная 150-летию со дня розкдения нашего земляка, известного русского геог рафа, Почетного академика П. П. Семенова-Тян-Шанского. Заседанием сессии и от крывается «Урусовский мемориальный комплекс имени П. П. Семенова-Тян-Шаиского». Но усадьба теперь уже имеет и вторую свою историю, отсчет которой начался с залпа «Авроры». Первая коммуна в Ранен бургском уезде возникла именно здесь. О прошлом, настоящем и будущем мест, связанных с именем известного географа, и пойдет сегодня наш рассказ. у ш е о в о . СЕЛО В ЦЕНТРЕ РОССИИ ПЕРВАЯ КОММУНА Г РЯНУЛ 1917 год. В поме стье Семеновых-Тян- Шанских, что рядом с Урусове, создается первая коммуна ^«Заря социализма». Люди, • строя новую жизнь, проявили невиданный прежде энтузиазм. Мне думается, та кая активность, сознатель ность народных масс была под готовлена, имеет глубокие корни. Ведь до революции ме ста эти были настоящим сре доточием культурных ценно стей, передовых идей, бродив ших тогда в России. И вот она, коммуна «Заря социализма»! Кто организовы вал ее? Старожилы говорят; местные жители, четыре брата Воробьевых, три брата Клин ковых с семьями, Зотовы, Кон- Как жила коммуна? Вот что рассказывает Прасковья Анд реевна Фирсова, одна из пер вых коммунарок, до сих пор живущая в селе. Объединяли тогда все — от мелкой домаш ней живности до лошадей и коров. Дисциплина была от менной. Работали, как сейчас, на заводах, по звонку. Комму на кормила, одевала, обувала всех одинаково. Женщинам, напримф,^ выдавалир>^ красные косынки; гимнастерки, юбки, да сапоги. Все, что выращивалось на полях, Б садах и огородах коммуны, строго делилось между всеми ее членами. Да же жили все вместе, в огром ной усадьбе Семеновых-Тян- Шанских. — Коммуна имела огромное влияние на окружающих, — говорит Леонид Васильевич Свиридов, уроженец с. Урусо ве, бывший учитель истории Урусовской средней школы, ныне пенсионер. — Я был тогда еще маленьким, но от лично помню такой факт. Вдруг председатель Нашего колхоза (вокруг коммуны тог да в деревеньках стали уже появляться свои колхозы) дает команду: свозите все жито на бугор. Расчистили там место, стали свозить. 'Хотя многие удивлялись: зачем это делает ся? Ведь обмолот вручную, це пами, обычно шел до глубо кой осени на токах. Свезли все кой. Это надо было видеть! За один день машина обмолотила весь хлеб, сделалЬ работу, ко торую приходилось выполнять в течение нескольких месяцев. К тем далеким временам от носится и зарождение первых комсомольских ячеек среди молодежи. Чем занимались деревенские парни? В комсо мол вступали, в основном, они. Помогали конфисковать хлеб у богачей, устраивали агитспек- такпи, которые ставили а боль шом зале усадьбы Семеновых- Тян-Шанских. К восемнадцато му году относится и образова ние Урусовской средней шко лы. Правда, тогда она называ лась иначе. «Девятилетка с педуклоном», опытная школа Наркомпроса. Учеба в ней и впрямь была поставлена не сколько особо. Из школьников создавались учебно-производ ственные бригады, последние направлялись для продолже ния учебы в коммуну. Там днем учились и работали на ферме. Там же своих помощ ников коммунары и кормили. Помнит Леонид Васильевич Свиридов, пишущий . сегодня летопись своего села, как при везли на усадьбу в коммуну первое кино, как тянулись лю ди к искусству, книге. КОМСОМОЛЬСКАЯ СВАДЬБА С АМОЕ светлое воспоми нание у коммунарки (так зовет себя и сего дня Прасковья Андреевна Фирсова) это свадьба. Да, ее собственная свадьба в комму- — Вот сейчас я погляжу, как невест наряжают, Платье бе лое до пят. Такой же длинь» фата. У нас все было просто. Надела я свою гимнастерку, косынку красную повязала. Ре мень через плечо. И все уб ранство. Запрягли лошадей в несколько подвод. Съездили в Урусовр в сельский Совет, расписались со своим Колень кой. Вернулись назад в усадь бу. В большом зале сели за накрытые столы. Первое сло во сказал председатель ком муны Степан Иванович Зайцев. — Вы — наша первая по-на стоящему советская семья, рожденная, здесь, в коммуне. Вам строить коммунизм, жить дальше. Вот такую речь сказал пред седатель. А потом встал них. Речь Николая Фирсова была еще короче. — Здесь родились, выросли. Будем строить коммунизм, куда' не пойдем со своей э И впрямь всю жизнь отдали Фирсовы земле, крестьянско му труду. Кем только не рабо тала Прасковья Андреевна в своем селе. В на-тапе тридца тых годов коммуна переиме новывается в колхоз «Заря со циализма». Так же щедра ря занская земля к трудолюби вым крестьянским рукам. Тех ники прибавляется -на полях колхоза. Рабочих рук стано вится в достатке. ТоЛько чуть разогнули спины первые ком мунарки Агафия Клинкова, Екатерина Зотова, Марина Кондакова, Прасковья Фирсо ва, а тут война... Ушли на фронт мужики. Из брали женщины Прасковью Фирсову председателем. И снова работа от темна дотем- — Нет, за день мы не успе вали. Придем домой, детей на кормим, спать уложим и снова в поле,: косить, молотить, скирдовать. Прасковья Андреевна с ка ким-то благоговением вспоми нает и свою молодость; й трудные военные годы. А до стались они ей, ой, как не лег- , — Три звена организовали мы в своем колхозе. Одно — Евдокии Самохиной, другое — Екатерины Зотовой, третье — Прасковьи Зубовой. Все они бывшие коммунарки, работать умеяи, понукать не приходи- Девятеро детей народилось у Фирсовых после той комсо мольской свадьбы. Война, враг подступал к дому, близкие да родные гибли на фронте, а у председателя колхоза Праско вьи Фирсовой новое горе: от детских болезней — ангины, менингита, умирали ее дети. Лишь пятеро из них и выжили. Только в работе и забывались все несчастья. А если выдава лись свободные минутки, то, гтак прежде, в былые времена, звонкоголосо запевала Зина Воробьева: «Взвейся, знамя коммунизма!». Это была лю бимая в коммуне песня. САД ОМОРОКОВА М НОГО коммунаров жи вет сегодня в окрест ных деревнях вокруг поместья. Ведь в коммуну вступали добровольно, только по собственному желанию. Но все старожилы вспоминают о ней, своей юности, светло, трогательно. А жизнь продолжалась. Мно го героических страниц было вписано в летопись Урусове и окрестных деревенЪ до наших дней. И вершителями истории были простые люди. Не рас сказать об одном из них никак нельзя. Федору Ивановичу Оморокову сегодня восемьде сят два года. Много это или мало? Немного. Мы договори лись со своим другом дожить до девяноста лет, шутит он. Когда начинаем спорить, а я на два месяца моложе его, он говорит: уступи, надо все-таки' старших уважать. Могу смело утверждать, что Федор Иванович молод, полон энергии, задора. Молод пото му, что всю жизнь отдал рабо те. Он — известный в области, да и за ее пределами, садо вод-селекционер. В 1927 году Федор Иванович вместе с же ной Антониной Кононовной со вершили небольшое путешест вие: пешком добрались до усадьбы И. В. Мичурина в г. Козлове. Сели около сада известного ученого, ждут. А вот и он сам. «В чем дело, друзья? Сегодня выходной. У меня неприемный день. Види те, расписание...». Федор Ива нович начинает объяснять, что он — преподаватель, все буд ничные дни у него заняты, что вот они шли с женой долго пешком. «Хорошо, — решает, наконец, ученый, — пойдемте, я покажу вам свой сад», В 1939 году Федор Иванович Омороков был участником ВДНХ СССР, Им выведены но вые сорта озимой безостой пшеницы, крупноплодной чер ной смородины, скороспелый сорт картофеля. Чем живет сегодня Федор Иванович? Да, конечно, он давно на пенсии. Но ровно в восемь часов ут ра, несмотря на погоду, он появляется на своем опытном участке. Уже несколько десяти летий подряд занимается он разведением винограда в на ших краях. «Виноградную лозу надо продвигать на север»,— сказал в ту памятную встречу И. В. Мичурин. Федор Ива нович это успешно делает. Его виноград побывал на многих сельскохозяйственных выстав- Этой осенью евде одна забо та появилась у селекционера. «Борщевик Сосновского». Ред ко КТ.О слышал у нас о такой культуре. А вот Федор Ивано вич считает, что она почти пол ностью должна вытеснить с наших полей кукурузу, другие кормовые культуры. Урожай борщевика достигает до тыся чи центнеров с гектара. Расте ние долголетнее, растет до де сяти лет. Протеина а нем не меньше, чем в кукурузе. В вы соту эта культура достигает двух метров. Листья сочные, зеленые. Словом, убедил Фе дор Иванович руководителей совхоза «Троекуровский», вы деляют они для опытов два гектара. Спешит по утрам и на это поле Федор Иванович. Правильно пи заправили почву, все ли сделано, как надо? Уда стся ли эксперимент? Согласитесь, приятно было учиться урусозским школьни кам у такого биолога. И уз нать можно было много, и тя гу к земле настоящую приви вал человек. Может быть, бла годаря ему и остались сегодня двенадцать школьников рабо тать в хозяйстве? А вообще, в Урусовской школе, родившей ся почти в одно время с рево люцией, сложились свои, креп кие традиции. О помощи школьников совхозам на селе знает каждый. Вот и в этом го ду школьники убрали не один десяток гектаров картофеля, сахарной свеклы. Лишь свое приусадебное хозяйство, как правило, каждый год дает до пяти тысяч рублей дохода. Школа организует бесплатные обеды детям, для тех, кто жи вет в интернате, бесплатное трехразовое питание. Именно она, школа, обеспечивает вес ной из своих тепНиц рассадой все близлежащие хозяйства. Школьники и помогают Омо рокову в его экспериментах. Ухаживают за садом, который посадил Омороков в 1947 го ду. Сад примыкает с одной стороны к усадьбе Семенова- Тян-Шанското и составляет с ним как бы единый зеленый комплекс. 'Видимо, уже тогда Федор Иванович мечтал о том дне, когда усадьба, огромный парк с реликтовыми деревьями, бу дут существовать ^ главном назначении /'11- довод часто встречается в эти дни с внучкой Семенова-Тян- Шанского Верой Дмитриев ной. Ведут долгие разговоры о будущем мемориального комп- Много писем и тепеграмм приходит в эти дни в Урусове. «Географическое * общество Киргизии сердечно приветству ет участников юбилейной на учной сессии, посвященной 150-летию Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского. Не оценимы выдающиеся заслу ги Семенова в изучении Тянь- Шаня, влиянии на судьбу кир гизских племен. Память о нем будет вечно жить в сердцах благодарных народов Кирги зии. Имя Семенова носят пе ревал, пик, ледник, ряд расте- “ Киргизии».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz