Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ: ® ТЕАТР ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ ЗРИТЕ ЛЕЙ. ® ФИЛЬМЫ МЕСЯЦА. ф ДЕКАДА КНИГИ ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. 1 октября областной театр кукол открыл сезон спектак­ лем «Большой Иван», постав­ ленным по пьесе С. Преобра­ женского и С. Образ 1 ^ова. ‘ О новой работе коллектива рассказывают гости «Панора­ мы»! директор областного Ку- кольнЬго театра Галина Нико­ лаевна Бокова и главный ху­ дожник театра, заслуженный работник культуры РСФСР Александр Федорович Бо- былкин. Г. Н. БОКОВА: Наш спек­ такль «Большой Иван» адре­ сован маленькому зрителю, но тема ,и идеи его далеко не «детские». И не случайно, ко­ нечно же, свою новую работу театр посвящает бЭ-летию Октября. успехо^м применяемые куколь- щиками страны и всего мира. А. Ф. Б05ЫЛКИН: Тем не менее, Галина Николаевна, и нам «кое-что» удается. Современный кукольный те­ атр далеко ушел от примитив­ ных ярмарочных пр адставяе- ний в стиле Петрушки. Хотя, конечно, этого славного пред­ ка наших кукол никогда не стоит забывать. ^ Г. Н, БОКОВА: Но вернемся, Александр Федорович, к де­ лам нашего театра. Спектакль, представленный ныне на суд зрителей, также не стоит в сторона от идей века. Речь идет не только о темати­ ке спектакля. Тема революции, тема ос­ вобождения человека от со­ циальной й духовной слепоты и другие. Они значитель­ но уступают в размерах глав­ ному герою: в них всего лишь по М сантиметров. Представь­ те себе контраст; исполин Иван и хилые, малорослые братья! То есть этот прием опять-таки раскрывает пафос постановки. Г. Н. БОКОВА; «Но живой план» и ширма в форме зем­ ного шара — .не единствеййыа примеры исканий тезгра. В спектакле «Ищи ветра в поле» найдена, пожалуй, впол­ не оригинальная форма пода- Сложную конструкцию (кБе- тер»), состоящую из отдель­ ных элементов, водят пять человек. Работа, конечно, не из легких. Но нам кажется. А. Ф. БОБЫЛКИН; Вы правы, Галина Николаевна, Спектакль «Большой Иван» — это своеоб­ разный, ориентированный на детское восприятие аллегори­ ческий рассказ о революции и гражданской войне. О том, как народы России- освободи­ лись, сбросили многовековые путы самодержавия и вышли на новую, светлую дорогу. Авторы пьесы С, Преобра­ женский и С. Образцов, на мой взгляд, нашли единствен­ ное правильное решение. Мо­ тив прозрения главного ге­ роя, Большого Ивана (артист Юрий Сокольских), ослеплен­ ного завистливыми братьями, дает возможность выразить (в преемлемой для детской ауди­ тории форме) сложнейшую те­ му, тему Революции. Г. Н. БОКОВА: По-моему, Александр Федорович, чита­ телям «Лекикца» будет ин­ тересно узнать, как готовился «Большой Иззн» и как вообще «делаются» кукольные спек- Б0БЬ1ЛКИН: Начало работы, — замыслы, наброски, заготовки — возникли у нас давно. Я затрудняюсь даже на­ звать точную дату. Но, -прежде всего, каждый из нас подспудно «вынашива­ ет» тему. Этот период сам по себе очень интересен. У ку­ кольного театра, как и у любо­ го творческого коллектива, нет готовых решений. Есть текст пьесы. Есть под­ ручные средства; пэпьэ-маше, пакля, марля, краски. И все. Дальше начинается работа над спектаклем. Не з;е "слу­ чается сразу. За те несколоко месяцев, в течение которых готовился «Большой Изан», мы перепробовали множество ва­ риантов. Это — не простая «техниче­ ская» работа. Здесь нужны вы­ думка, вдохнозениз плюс спо­ собность трезво оценивать практические возможности театра. . Г, Н. БОКОВА; Последняя из упомянутых вами способно­ стей, кстати сказать, нам осо­ бенно нужна. Наш те-атр в ны­ нешних условиях просто не в силах использовать многие технические п,сиемы, давно и с для коллектива театра, для нашего коллектива пред­ ставляет особый интерес. Именно а этой области. Но эту значительную тему надо было и соответствующим образом интерпретировать, «подать» маленькому зрител| 0 . Хочется надеяться, что ре­ шение, предложенное театром, органично соединилось с за­ мыслами авторов пьесы. Начнем с «внешности» спек­ такля; декораций, ширмы', *'^А°”ф. БОБЫЛКИН: Декора­ ции и ширма у нас получились несколько не традиционные. Мы .исходили из конкретной, четко определенной цели; все, буквально каждая мелочь дол * жна «работать» на идею спектакля. ^ Поэтому нам пришлось от­ казаться от нейтрального ре­ шения ширмы. Сценическая площадка превратилась в полусферу, напоминающую земной шар. Небольшое про­ странство, необходимое для передвижения актеров, отде­ ляет эту своеобразную ширму от декораций. Приняв этот вариант ширмы, мы, кстати сказать, выполнили сразу две задачи; идеологиче­ скую и техническую, Форма земного шара, как мне кажется, наиболее емко выражает идею пьесы. Про­ зрение Большого Ивана, в об­ разе которого воплощены уг- натеииые народы России, — должно быть решено, на мой взгляд, именно на таком, «все­ ленском» урозне. С другой стороны, нам уда­ лось освободиться от недо­ статков нейтральной плоско­ стной ширмы. Плоскость, сте­ на, граница между куклами и зрительным зелом .— как бь! ■сами, собой устраняются. Еще одна подробность; в ■спектакле сочетаются «живой :плен» и куклы. Вы спросите, что эта такое? - Артист, в данном случав Ю. . Сокольских, играющий Большого Ивана, работает в «живом плане», в «натураль­ ной», так сказать, величине своего роста., А рядом с ним — партнеры — куклы,—братья Большого Ивана; Сокол, Змея что результат оправдывает за­ траченные усилия. Герой по­ лучился «с характером»; дви­ гаясь, Ветер предстает то бесформенной массой, то раскрывается, показывает свое злое, подвижное лицо, > А. Ф. БОБЫЛКИН; В этом же спектакле применен откры­ тый пркем вождения кукол. Большие куклы как бы надеты на артистов. И уже от мастер­ ства актера зависит; возникнет или нет иллюзия самостоятель­ ного движения куклы. Г. Н. БОКОВА: Зрители ча­ сто задают вопрос: не разру­ шают ли подобные новшества специфики кукольного театра? Ведь «живой план» и открытый прием вождения кукол уво­ дит якобы кукольщиков в «за­ претную» для них зону дра­ матического действия. Как бы Вы, Александр Федо­ рович, ответили на этот во­ прос? А. Ф. БОБЫЛКИН; «Куколь­ ная» специфика, мне думается, не исчезает. Что такое кукла? Это — сое­ динение и противопоставление двух стихий : «одуи|еален.чого», в частности, человеческого, и — м е р т в о г о , «ЕН'ЗДуХОВНОГО» сь;рья, материала. Спросите у любого мастера-кукольщика; трудно ли добиться полнейшей иллюзий человеческой жизни? Мастер скажет, примерно, следующее: подобный эффект возможен, но не он является главным. Главное: суметь по­ казать челозека, выразить че- лозачаск;«е проблемы, страсти кукольный язьк-м. Это не­ зыблемый -акон для настояще­ го кукольщика. Г. Н. БОКОВА; (ским обра­ зом, Александр Федорович, пол, чается, что кукольное де­ по выходит за рамки «детского А. Ф. БОБЫЛКИН; Как и вся­ кому театру, я ду,маю, куколь- щикам по плечу самые серьез­ ные задачи. Кукла воспитывает малышей, вводит их в боль­ шой, «взрослый» мир. Беседу записал А. АФАНАСЬЕВ. ЭКРАН ОКТЯБРЯ Все блинте дата славного юбаяея нашей Родины — 60- летие Великой Октябрьской ср- циалистической революция. Этому большому событию по­ свящается праздничный кино­ фестиваль .«Торжество идей Октября». Многие фильмы из программы фестиваля липец- кне..зриТ€ля увидят в октябре... Интерес к творчеству талант­ ливого белорусского писателя Василя Быкова возник у ре- жисс^а Ричарда Викторова еще, в студенческие годы. Пос­ ле окончания ВГИКа он созда­ ет экранизацию повести Быко­ ва «Третья ракета», затем Вик­ торов снимал фильмы о сегод- кяншем времени. И вот, спустя 14 лет, он вновь обратился к произаеденшо В. Быкова — его повести «Обелиск»—и осущест­ вил на киностудии имени М. Горького ее экранизацию. События картины происходят в годы Велшсой Отечественной войны, в белорусской деревне. Главный ,герой —, деревеиокий учитель, совершивший подвиг, подобный подвигу замечатель­ ного польского педагога Яяу- ша Корчака, разделившего тра­ гическую судьбу своих малень­ ких воспитанников и погибшего вместе, с ними, в фапгистском концлагере. В главной роли '— Евгений Карельских, снимав­ шийся в фильмах: «Переступи порог», «Москва проездом...», «Нюркина жизнь» и др. «Мужественному народу Чи­ ли посвящается...» — такая надпись предворяет художест- венио-публицйстический-: фильм «Ночь над Чили», созданный на киностудии «Мосфильм» чи­ лийским режиссером Себастья­ ном Аларконо.ч совместно с молодым советским режиссе­ ром Александром Косаревым, под ‘ руководством народного артиста СССР Романа Карме­ на. - Этот фильм — обличение фашизма и предостережение на будущее. На X .Московском Международном кинофестива­ ле фильм был удостоен Специ­ ального приза жюри за дебют и решение актуальной темы. Коротко чудо белых ночей. Короткой была и по 1 ра безоб­ лачного счастья для японской пианистки Юко и русского композитора И.тьи ,— главных* героев нового■ еоветоко-япон- ского фильма .«.Мелодии белой ночи» ^ж и с с^а ' Сергея Соло­ вьева. Музыкальная ,комедая-с.каз- ка «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» (режиссер На­ дежда Кашеверова) будет ин­ тересна зрителям любпо воз­ раста. В главных ролях — Олег Даль и Елена П.чохлэва. Производство киностудив «Ленфиль.м». С 24 по 30 октября в Липец­ ке будет проходить Всесоюзная Неделя молодежного фильма, посвященная Дню рождения комсомола. К этой дате при­ урочен выпуск на экраны двух молодежных фильмов: «Не илачь.'девчонка» и «Поле пе­ рейти». Обращенный, в первую очередь, к юношам, стоящим на. по;роге взрослой жизни, фильм «Не плачь, девчонка» утверждает мысль о том, чго служба в армии должна быть для каждого молодого челове­ ка в нашей стране святым пат­ риотическим долгом, велением се.рдца. Военно-патриот 1 !чес.сая тема решается режиссером Ев­ гением Шерстобитовым, сцена­ ристом Евгением Шатуновскик и всеми создателями фильма а •жанре музыкальной комедии, -столь близкой молодежи. Фильм «Поле-перейти» режис­ сера Юрия Григорьева посвя­ щен трудовому воспитааию-- цодроегков,. . Зарубежный кинематограф предлагает: французский фильм «Это случилось в празд­ ник», две - киноленты ГДР, нта.чьянская картина «Поезд­ ка» и филвм «Бесхарактерный мужчша» (Бангладеш). к н и г и ДРУЗЕЙ 6 октября в Липецке нача­ лась декада книги, посвящен­ ная двадцать восьмой годов- гЦинеобразования Германской Демократической Респуб.чкки. - Перед, открытием ее выступил заместитель заведующего от- де.чом пропаганды и агитации обкома КПСС А. Г. Газин. Он рассказал, о больших достиже­ ниях братской страны во. всех областях экономики и ку.чьту- ры, о нерушимой дружбе на-, родов СССР.?а ГДР. В. церемо­ нии открытия декады участво­ вал заместитель председа­ теля облисполкома А, М. . Оре­ хов. " Декады книги ГДР стали традиционными для м.чогихго­ родов СССР. В третий раз проводится такой праздник в Липецке. С, большим интере­ сом. знакомятся металлурги,- студенты, учителя, строители с .многочисленными и ' разнооб­ разными изданиями ГДР по вопросам политики,' культуры, истории искусства, с классиче­ ской и современной немецкой прозой и.поэзией. И. нвеьюв. ИА СНИМКЕ; в магазине сПоаптическая книга». . Фото В. Ельшаева. Редактор Н. ЗАГНОЙКО. Ж-. АДРЕС РЕД.АКЦИИ: г . Липецк, площадь Плеханова, Дом печати. Те.чефоиыг редактора — 4-67-13 ответственного секретари и фотокорреспонден та «тделов; коммунистического воспитания — 4-66-12, комсомольской жизни —4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-06, писем —4-66-18, спорта —4-66-07. •4-67-П, АЭ 71723 Типография издательства «Ленинское знамя», Липецк, Квммуна.чьная пя., 44. Зак . .Щ 7775,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz