Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Л ЕН ИН ЕЦ киноапопЕЯ «СОЛДАТЫ СВОБОДЫ» Скоро на экраны наших кинотеатров выйдет киноэпо­ пея «Солдаты свободы». Над кинолентой в основном рабо­ тал тот же творческий коллек: тив, который создавал кино- эпопекэ «Освобождение». В «Солдатах свободы» ав­ торы продолжают тему второй мировой войны, тему судеб людей, принимавших участие а освЬбождении Европы. Пять фильмов цикла «Освобожде­ ние» напоминали о ратном под­ виге советского народа, а че­ тыре картины цикла «Солдаты свободы» рассказывают о роли коммунистов разных стран в разгроме фашизма. Жанр произведения остает­ ся прежним — военно-истори­ ческая хроника, но если в «Освобождении» акцент де­ лался на слове «военная», то в «Солдатах свободы» на слове «историческая». В фильмах, конечно, много и военных эпи­ зодов, например, Ясско-Киши­ невская операция, ближайшей целью которой было окруже­ ние и уничтожение немецкой группы армий, а в дальнейшем — освобождение Румьжии, Болгарии и Югославии. Но прежде всего фильмы посвя­ щаются народным восстаниям в Европе против гитлеровско­ го «нового порядка». Действие переносится с улиц Москвы на улицы Братиславы, из молдавских степей на набе­ режные Праги, из королевско­ го дворца в Румынии на кон­ спиративную квартиру в Со­ фии, из Берлина в лондонский отель «Империал», с гибрал­ тарского аэродрома в восстав­ шую Варшаву... Такое огром­ ное, небывалое в мировом ки­ но по масштабу произведение трудно было бы создать кине­ матографией какой-то одной страны, и «Солдаты свободы» — первый опь'Т совместной постановки кинематографий социалистических стран; СССР, ГДР, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Польши и Румынии. В фильме заняты 250 акте­ ров из этих стран. — Жанр исторической хро­ ники привлекает зрителей своей невыдуманностьго, — го­ ворит режиссер-постановщик Юрий Озеров. — Мы поста­ вили задачу показать на экра­ не п'равду, но показать так, чтобы она, выражаясь языком кинематографистов, «смотре­ лась». Фильмы созданы на строго документальной осно­ ве, снимались в подлинных ме­ стах событий, с подлинным реквизитом. Но исторически точная панорама тех лет вос­ станавливается с помощью ак­ «ОБЕЛИСК» Художественный фильм «Обе­ лиск» по одноименной повести Василя Быкова поставил на Центральной студии детских и юношеских фильмов ' имени йй. Горького режиссер Ри­ чард Викторов, Фильм пове­ ствует о событиях, происшед­ ших в начале Великой Оте­ чественной войны в одной из деревень Западной Белорус­ сии. В основе сюжета — исто­ рия короткой, но прекрасной жизни сельского учителя Алеся Мороза, который разделил трагическую участь своих уче­ ников. Авторы сценария фильма Ва­ силь Быков и Ричард Викто­ ров, оператор Андрей Кирил­ лов, художник Александр Дихтяр, композитор Владимир Чернышев. НА СНИМКЕ: кадр из кино­ фильма. Алесь Мороз — артист Ев­ гений Карельских. (Фотохроника ТАСС). теров, с помощью игровых эпизодов, сценария, учитыва­ ющего законы драматургиче­ ского развития действия. Без этого невозможно создать кинозрелище, вызывающее ин­ терес у массового зрителя. Естественно, мы хотим, чтобы «Солдаты свободы» посмотре­ ло как можно больше людей — и современников событий, и, главное, молодых, не видев­ ших войны и всего, что с ней связано. Новые поколения зри­ телей должны знать правду о том, кто остановил вооружен­ ную до зубов нацистскую ар- Сами создатели «Солдат С РЕДИ спектаклей, кото­ рые показал в Москве во время своих недавних гастролей Ленинградский ака­ демический Большой драмати­ ческий театр имени Горького, была премьера «Тихого Дона» по одноименному роману Ми­ хаила Шолохова. Этим и объ­ ясняется первый вопрос, ко­ торый задал корреспондент АПН руководителю театра режиссеру Георгию Товсто­ ногову. — Почему Вы выбрали имен­ но «Тихий Дон», огромный ро­ ман, «уложить» который в сце­ ническое время довольно слож­ но? — «Уложить» мы и не стре­ мились.- Сохранить все эпизо­ ды эпического шолоховского патотна в спектакле не было нашей целью. Это попросту невоз.монгно. Мы думали, создавая спек­ такль, о другом. В этом году советский народ отмечает 60- летие Великой Октябрьской Георгий Товстоногов: «ЧУВСТВОВАТЬ ДЫХАНИЕ ВРЕМЕНИ» А это противоречием Вашему за- блемах производства века на- явлению о том, что театр дол- учно-те.хнической революции, жен говорить о современных Но не шум станков и не деко- проблемах? — Во-первых, можно напи­ сать пьесу, действие которой происходит' не в наши дня,. но пьеса будет современной. Можно написать пьесу о се­ годняшнем дне, но она не бу­ дет современной. Можно сы­ грать классическую пьесу со­ временно и современную—ста­ ромодно. • Нельзя н не нужно противо­ поставлять классику и совре­ менность, они должны естест- венпо и свободно сочетаться в репертуаре театра. Странен МАСТЕРА ЮБИЛЕЮ ИСКУССТВ — ОКТЯБРЯ рации, представляющие , завод­ ской цех, делают современны­ ми эти пьесы, а люди, ид дела, их мысли, их реш етя — вот что вызывает живой интерес у зрителя. Таким для нашего театра стал спектакль по произведе­ нию ленинградского драма­ турга Александра Гельмана «Протокол одного заседания». Я люблю слушать зал во вре­ мя этрго спектакля, затаенную тишину размышляющего зри- те.тя, зрителя, разделяющего точку зрения главного героя пьесы — бригадира Потапова, отвергающего незаслуженную премию. «Кто за предловгение Потапо-ва?» — спрашивает ар­ тист Кирилл Лавров, И не только действующие лица, но и весь зал голосует «ЗА»... — Трудно, наверное, вызвать такой единодушный отклик у современного зрителя? свободы» знают обо всем этом не понаслышке. Режиссер Юрий Озеров — выпускник Военной академии имени М. 8. Фрунзе, майором закончил войну в Кенигсберге. Сцена­ рист Оскар Курганов был воен. ным корреспондентом «Прав­ ды», первым узнавал и писая о многих событиях, ставших те­ перь эпизодами картины. Глав­ ный оператор Игорь Слабне- вич а годы войны был танки­ стом, а 1944 году его «Т-34» был подожжен немецким сна­ рядом во время операций «Багратион». Пехотинцем про­ шел всю войну главный худож­ ник Александр Мягков... " Им, как и всем членам съе­ мочной группы, близка идея произведения. Она не только в том, чтобы восстановить под­ линные события и напомнить о них людям. По словам Юрия Озерова, есть у фильма и сверхзадача, делающая его особенно актуальным. С высо­ ты минувших десятилетий мы можем заново осмыслить ту эпоху с точки зрения совре­ менности, Судьбы мира, судь­ бы человечества, волновавшие тогда героев картины, в не меньшей мере волнуют ны­ нешние поколения людей на всех континентах. Как жить? Куда идти дальше? Тем, кто ищет ответа на эти вечные во­ просы, может пригодиться опыт Европы военных лет, опыт, который способен мно­ гому научить. Семей чертой , 1АПН|. социалистической революции. Нам хотелось сделать сцеииче- езгое произведение об истоках революции, о людях тех лет, о взаимоотношении личности и истории, о выборе правильного — Чем Вы руководствуетесь в выборе репертуара? — Нроолематикой. Это для .меня критерий. [Волнует ли пробле.ма сегодня? КогЬа я со- вершеино точно знаю, ради че­ го ставится та или иная пьеса, когда тема волнует меня как гражданина, тогда я берусь за работу. Идейность произведения, его гражданствепибсть не ыомсет быть для художника лишь «одной из проблем». Это фун­ дамент, здесь произведение на­ чинается или не начинается. Можно обладать изощренной техникой и даже талантом и не быть художником, ибо, если человек не ощущает с чутко­ стью самого совершенного ба- ро.метра дыхания жизни своей страны, дыхания времени, его творения будут всего-навсего изыском ума, игрой собствен­ ной фантазия — не больше. Что значит для меня быть гражданином своей страны, своего вре.меии? Это значит — чутко ощущать, чем живет общество, что волнует со­ временного зрителя, ответы на какие вопросы он ищет в нс; кусстве н ради чего он идет, сегодня в театр. — Большое место в творче­ стве Вашего коллектива зани­ мает классика. Не является ли был бы коллектив, «пр'шщипи- альйо», во имя современности исключгшший работу над клаоснкой, но равно вычурны.м был бы театр, работающий над Мажовского^’и Б одноц классикой. Такие театры очень быстро бы себя художе- — Безусловно. Люди, кото­ рые сегодня заполняют зал, яони.чают 1 музыку Бетховена н Шостаковича, знают поэзию лока, знакомы произведениями ственно исчерпали, ибо клас­ сика II совре.мешюсть а сцени­ ческом искусстйе взаимно обо­ гащают друг друга. Порой .мы получаем пьесы, в которых то и дело попадаются абсолютно совре-менные слова; «спутник», «полупроводники», «квантовые генераторы», «счет­ ные машины» и т: д. Но люди,' события в шк таковы, что если изъять эти современные терми­ ны, то действие легко и просто можно перенести в прошлый век. Ведь всегда, во все вре.ме- на люди влюблялись и страда­ ли от неразделенной любви, трудились, СОЧ1Ш5ЦШ КНИГИ, мечтали о справедливости н т. д. Современные костюмы, телевизор и упоминание о се­ годняшних событиях не дела­ ют пьесу современной. Совре­ менной она бывает лишь тогда, когда в ней действуют новые, сегодняшние люди, когда они поступают не так, как .могло быть в прошлом, когда они го­ ворят, дулиют, чувствуют, как их совремешщки; . Совре.менность произведения — в раскрытии процессов и ха­ рактеров людей, которые пре­ ображаются в ни.ч, в раскры­ тии идей, а не в крастатащш того или иного факта. Сейчас. появи.чось много пьес, рассказывающих о про- с лучшими живописи. В зрительном зале нередко сидят инженеры или рабочие, картины которых мы могли ви­ деть на Всесоюзной выставке самодеятельных художников, педагоги и врачи, чье вокальное искусство порой не уступает профессионально.му.. А сколько в зале актеров и режиссеров народных театров1 Это строгие и взыскательные судьи. Мы ра­ ды такому зрителю, он помога­ ет нам, заставляет совершен­ ствовать наше мастерство, ис­ кать новые выразительные средства в искусстве сцены. А возможности для творче­ ского поиска, условия для ис­ тинной свободы, творчества у советского , художника есть. Это отмечено и в проекте но­ вой Конституции: «Советское государство ставит своей целью расширение реальны.х воз.можностей.ДуТя развития и применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности». Это наше-великое право, но оно накладывает и огромную ответственность на художника перед людьм.и, страной н вре-, мене.м. Юрий РЫБАКОВ, театральный критик. (АПН). Узоры народных умельцев 50 новых моделей, в которых использованы элементы одеж­ ды народностей Дальнего Во­ стока, предложил швейным: предприятиям Хабаровский. Дом моделей. Их разработка явилась результатом творче­ ской- командировки специали­ стов в отдаленные “ северные национальные села Приамурья. Искусство мастериц Дальне­ го Востока высоко ценится в нашей стране. Некоторые из них являются членами Союза художников СССР. Работники Дома моделей поддерживают с народными умельцами посто­ янную связь. Благодаря т а ­ кому содружеству созданы сотни образцов, пользующихся большим спросом швейных из­ делий как для детей, так и для взрослых. Владимир ДОЛГОДВОРОВ, корреспондент АПН. Редактор Н. ЗАГНОЙКО. 73960 а д р е с РЕДАКЦИИ : г. Липецк, площадь Плеханова, Дом печати. Телефоны; редактора — 4-67-13 ответственного секретаря и фотокорреспондента —4-67-11, отделов: коммунистического воспитания — 4-66-12, комсомольской жизни — 4-67-03, учащейс я молодежи — 4-66-06; писем —4-66-18, спорта —4-66-07. Типография издательства «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальная пл., 44. Зак. '№ 7640.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz