Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)
Л ЕН ИН ЕЦ киноапопЕЯ «СОЛДАТЫ СВОБОДЫ» Скоро на экраны наших кинотеатров выйдет киноэпо пея «Солдаты свободы». Над кинолентой в основном рабо тал тот же творческий коллек: тив, который создавал кино- эпопекэ «Освобождение». В «Солдатах свободы» ав торы продолжают тему второй мировой войны, тему судеб людей, принимавших участие а освЬбождении Европы. Пять фильмов цикла «Освобожде ние» напоминали о ратном под виге советского народа, а че тыре картины цикла «Солдаты свободы» рассказывают о роли коммунистов разных стран в разгроме фашизма. Жанр произведения остает ся прежним — военно-истори ческая хроника, но если в «Освобождении» акцент де лался на слове «военная», то в «Солдатах свободы» на слове «историческая». В фильмах, конечно, много и военных эпи зодов, например, Ясско-Киши невская операция, ближайшей целью которой было окруже ние и уничтожение немецкой группы армий, а в дальнейшем — освобождение Румьжии, Болгарии и Югославии. Но прежде всего фильмы посвя щаются народным восстаниям в Европе против гитлеровско го «нового порядка». Действие переносится с улиц Москвы на улицы Братиславы, из молдавских степей на набе режные Праги, из королевско го дворца в Румынии на кон спиративную квартиру в Со фии, из Берлина в лондонский отель «Империал», с гибрал тарского аэродрома в восстав шую Варшаву... Такое огром ное, небывалое в мировом ки но по масштабу произведение трудно было бы создать кине матографией какой-то одной страны, и «Солдаты свободы» — первый опь'Т совместной постановки кинематографий социалистических стран; СССР, ГДР, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Польши и Румынии. В фильме заняты 250 акте ров из этих стран. — Жанр исторической хро ники привлекает зрителей своей невыдуманностьго, — го ворит режиссер-постановщик Юрий Озеров. — Мы поста вили задачу показать на экра не п'равду, но показать так, чтобы она, выражаясь языком кинематографистов, «смотре лась». Фильмы созданы на строго документальной осно ве, снимались в подлинных ме стах событий, с подлинным реквизитом. Но исторически точная панорама тех лет вос станавливается с помощью ак «ОБЕЛИСК» Художественный фильм «Обе лиск» по одноименной повести Василя Быкова поставил на Центральной студии детских и юношеских фильмов ' имени йй. Горького режиссер Ри чард Викторов, Фильм пове ствует о событиях, происшед ших в начале Великой Оте чественной войны в одной из деревень Западной Белорус сии. В основе сюжета — исто рия короткой, но прекрасной жизни сельского учителя Алеся Мороза, который разделил трагическую участь своих уче ников. Авторы сценария фильма Ва силь Быков и Ричард Викто ров, оператор Андрей Кирил лов, художник Александр Дихтяр, композитор Владимир Чернышев. НА СНИМКЕ: кадр из кино фильма. Алесь Мороз — артист Ев гений Карельских. (Фотохроника ТАСС). теров, с помощью игровых эпизодов, сценария, учитыва ющего законы драматургиче ского развития действия. Без этого невозможно создать кинозрелище, вызывающее ин терес у массового зрителя. Естественно, мы хотим, чтобы «Солдаты свободы» посмотре ло как можно больше людей — и современников событий, и, главное, молодых, не видев ших войны и всего, что с ней связано. Новые поколения зри телей должны знать правду о том, кто остановил вооружен ную до зубов нацистскую ар- Сами создатели «Солдат С РЕДИ спектаклей, кото рые показал в Москве во время своих недавних гастролей Ленинградский ака демический Большой драмати ческий театр имени Горького, была премьера «Тихого Дона» по одноименному роману Ми хаила Шолохова. Этим и объ ясняется первый вопрос, ко торый задал корреспондент АПН руководителю театра режиссеру Георгию Товсто ногову. — Почему Вы выбрали имен но «Тихий Дон», огромный ро ман, «уложить» который в сце ническое время довольно слож но? — «Уложить» мы и не стре мились.- Сохранить все эпизо ды эпического шолоховского патотна в спектакле не было нашей целью. Это попросту невоз.монгно. Мы думали, создавая спек такль, о другом. В этом году советский народ отмечает 60- летие Великой Октябрьской Георгий Товстоногов: «ЧУВСТВОВАТЬ ДЫХАНИЕ ВРЕМЕНИ» А это противоречием Вашему за- блемах производства века на- явлению о том, что театр дол- учно-те.хнической революции, жен говорить о современных Но не шум станков и не деко- проблемах? — Во-первых, можно напи сать пьесу, действие которой происходит' не в наши дня,. но пьеса будет современной. Можно написать пьесу о се годняшнем дне, но она не бу дет современной. Можно сы грать классическую пьесу со временно и современную—ста ромодно. • Нельзя н не нужно противо поставлять классику и совре менность, они должны естест- венпо и свободно сочетаться в репертуаре театра. Странен МАСТЕРА ЮБИЛЕЮ ИСКУССТВ — ОКТЯБРЯ рации, представляющие , завод ской цех, делают современны ми эти пьесы, а люди, ид дела, их мысли, их реш етя — вот что вызывает живой интерес у зрителя. Таким для нашего театра стал спектакль по произведе нию ленинградского драма турга Александра Гельмана «Протокол одного заседания». Я люблю слушать зал во вре мя этрго спектакля, затаенную тишину размышляющего зри- те.тя, зрителя, разделяющего точку зрения главного героя пьесы — бригадира Потапова, отвергающего незаслуженную премию. «Кто за предловгение Потапо-ва?» — спрашивает ар тист Кирилл Лавров, И не только действующие лица, но и весь зал голосует «ЗА»... — Трудно, наверное, вызвать такой единодушный отклик у современного зрителя? свободы» знают обо всем этом не понаслышке. Режиссер Юрий Озеров — выпускник Военной академии имени М. 8. Фрунзе, майором закончил войну в Кенигсберге. Сцена рист Оскар Курганов был воен. ным корреспондентом «Прав ды», первым узнавал и писая о многих событиях, ставших те перь эпизодами картины. Глав ный оператор Игорь Слабне- вич а годы войны был танки стом, а 1944 году его «Т-34» был подожжен немецким сна рядом во время операций «Багратион». Пехотинцем про шел всю войну главный худож ник Александр Мягков... " Им, как и всем членам съе мочной группы, близка идея произведения. Она не только в том, чтобы восстановить под линные события и напомнить о них людям. По словам Юрия Озерова, есть у фильма и сверхзадача, делающая его особенно актуальным. С высо ты минувших десятилетий мы можем заново осмыслить ту эпоху с точки зрения совре менности, Судьбы мира, судь бы человечества, волновавшие тогда героев картины, в не меньшей мере волнуют ны нешние поколения людей на всех континентах. Как жить? Куда идти дальше? Тем, кто ищет ответа на эти вечные во просы, может пригодиться опыт Европы военных лет, опыт, который способен мно гому научить. Семей чертой , 1АПН|. социалистической революции. Нам хотелось сделать сцеииче- езгое произведение об истоках революции, о людях тех лет, о взаимоотношении личности и истории, о выборе правильного — Чем Вы руководствуетесь в выборе репертуара? — Нроолематикой. Это для .меня критерий. [Волнует ли пробле.ма сегодня? КогЬа я со- вершеино точно знаю, ради че го ставится та или иная пьеса, когда тема волнует меня как гражданина, тогда я берусь за работу. Идейность произведения, его гражданствепибсть не ыомсет быть для художника лишь «одной из проблем». Это фун дамент, здесь произведение на чинается или не начинается. Можно обладать изощренной техникой и даже талантом и не быть художником, ибо, если человек не ощущает с чутко стью самого совершенного ба- ро.метра дыхания жизни своей страны, дыхания времени, его творения будут всего-навсего изыском ума, игрой собствен ной фантазия — не больше. Что значит для меня быть гражданином своей страны, своего вре.меии? Это значит — чутко ощущать, чем живет общество, что волнует со временного зрителя, ответы на какие вопросы он ищет в нс; кусстве н ради чего он идет, сегодня в театр. — Большое место в творче стве Вашего коллектива зани мает классика. Не является ли был бы коллектив, «пр'шщипи- альйо», во имя современности исключгшший работу над клаоснкой, но равно вычурны.м был бы театр, работающий над Мажовского^’и Б одноц классикой. Такие театры очень быстро бы себя художе- — Безусловно. Люди, кото рые сегодня заполняют зал, яони.чают 1 музыку Бетховена н Шостаковича, знают поэзию лока, знакомы произведениями ственно исчерпали, ибо клас сика II совре.мешюсть а сцени ческом искусстйе взаимно обо гащают друг друга. Порой .мы получаем пьесы, в которых то и дело попадаются абсолютно совре-менные слова; «спутник», «полупроводники», «квантовые генераторы», «счет ные машины» и т: д. Но люди,' события в шк таковы, что если изъять эти современные терми ны, то действие легко и просто можно перенести в прошлый век. Ведь всегда, во все вре.ме- на люди влюблялись и страда ли от неразделенной любви, трудились, СОЧ1Ш5ЦШ КНИГИ, мечтали о справедливости н т. д. Современные костюмы, телевизор и упоминание о се годняшних событиях не дела ют пьесу современной. Совре менной она бывает лишь тогда, когда в ней действуют новые, сегодняшние люди, когда они поступают не так, как .могло быть в прошлом, когда они го ворят, дулиют, чувствуют, как их совремешщки; . Совре.менность произведения — в раскрытии процессов и ха рактеров людей, которые пре ображаются в ни.ч, в раскры тии идей, а не в крастатащш того или иного факта. Сейчас. появи.чось много пьес, рассказывающих о про- с лучшими живописи. В зрительном зале нередко сидят инженеры или рабочие, картины которых мы могли ви деть на Всесоюзной выставке самодеятельных художников, педагоги и врачи, чье вокальное искусство порой не уступает профессионально.му.. А сколько в зале актеров и режиссеров народных театров1 Это строгие и взыскательные судьи. Мы ра ды такому зрителю, он помога ет нам, заставляет совершен ствовать наше мастерство, ис кать новые выразительные средства в искусстве сцены. А возможности для творче ского поиска, условия для ис тинной свободы, творчества у советского , художника есть. Это отмечено и в проекте но вой Конституции: «Советское государство ставит своей целью расширение реальны.х воз.можностей.ДуТя развития и применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности». Это наше-великое право, но оно накладывает и огромную ответственность на художника перед людьм.и, страной н вре-, мене.м. Юрий РЫБАКОВ, театральный критик. (АПН). Узоры народных умельцев 50 новых моделей, в которых использованы элементы одеж ды народностей Дальнего Во стока, предложил швейным: предприятиям Хабаровский. Дом моделей. Их разработка явилась результатом творче ской- командировки специали стов в отдаленные “ северные национальные села Приамурья. Искусство мастериц Дальне го Востока высоко ценится в нашей стране. Некоторые из них являются членами Союза художников СССР. Работники Дома моделей поддерживают с народными умельцами посто янную связь. Благодаря т а кому содружеству созданы сотни образцов, пользующихся большим спросом швейных из делий как для детей, так и для взрослых. Владимир ДОЛГОДВОРОВ, корреспондент АПН. Редактор Н. ЗАГНОЙКО. 73960 а д р е с РЕДАКЦИИ : г. Липецк, площадь Плеханова, Дом печати. Телефоны; редактора — 4-67-13 ответственного секретаря и фотокорреспондента —4-67-11, отделов: коммунистического воспитания — 4-66-12, комсомольской жизни — 4-67-03, учащейс я молодежи — 4-66-06; писем —4-66-18, спорта —4-66-07. Типография издательства «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальная пл., 44. Зак. '№ 7640.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz