Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Л ЕН ИНЕЦ У ЧЕНИКИ размышляют об идеальном учителе, учителя — об идеаль­ ном ученике. Получаются они у каждого разными. Отрывки этих разговоров, происхо­ дивших в липецких школах, мы решили опубликовать. Виталик Дудоров, ученик 1-го «А» класса школы На 17: — Наша Вера Серафимовна добрая. Рассказывает хорошо. В угол не ставит. И. очень кра: Лена Добрякова, десяти­ классница школы № 19; — Идеальный учитель на может быть безукоризненным человеком. Он тоже. вправе совершать ошибки, иначе это уже автомат, у которого от­ лажены и смазаны воз винтики. Но вот каким я хотела бы видеть моего «идеального учи­ теля». Он входит в класс энер­ гично, с оживленным лицом, и сразу ясно: учитель идет на урок к нам с удовольствием, и в классе н е . разносится шепот что-то вроде: «Людмила сего­ дня не в духе». Мой идеаль­ ный учитель не дает скучать на уроке. Он не перебьет отвеча­ ющего ученика, если вдруг его точка зрения не верна. Он даст возможность высказать­ ся до конца. И уж если кто-то из нас совсем в своих мыслях не прав, не осмеёт, а терпели­ во, убедительно докажет об­ ратное. Лариса Покачалова, десяти­ классница школы № 50: — Идеальный учитель — это не только по отметкам, а, пре­ жде всего, по человеческим качествам. Она всегда искрен­ не, как будто наша ровесница, радуется удачному ответу сла­ бого ученика. Наталья Никола­ евна сама очень верит в те По-моему, у нее никогда не было своего времени. Оно все было нашим. Она заражала своей влюбленностью в то, что делала, поражала честностью — никогда ни в чем не отсту­ пала от своих убеждений... Мой любимый учитель. Мой любимый. ученик тот, кто не обижается, .если я не выучу урока, а верит в то, что я его выучу. Николай Котов, десятикласс­ ник школы Не 45: — А мне идеального учите­ ля и представлять не надо. Моя учительница по литерату­ ре Наталья Николаевна Ши­ пова—^воплощение всех самых лучших черт школьного препо­ давателя. Радость у маня — я иду к ней, неприятность у меня — я иду к ней, совет ну­ жен — Наталья Николаевна его даст. Она судит о нас, учениках. пятерки, которые ставит за на­ ши ответы. Александр Степанов, вы­ пускник школы М2 45: — Тот первый, кто раскрывает перед тобой двери огромного мира, остается навсегда с ,т о ­ бой. Я сейчас говорю о своей учительнице литерату­ ры Анне Петровне Смирновой. Теперь, когда уже прошло не­ сколько лет со дня окончания школы, я очень скучаю по той теплой атмосфере наших раз­ говоров после уроков. Анна Петровна умело давала воз­ можность раскрыться. Еще одна премьера.. Во Дворце культуры завода «Свободный сокол» в эти дни особенно оживленная атмос­ фера. Драматический коллек­ тив ДК показывает новый спектаклё' по пьесе Виталия Раздольского «Я вас любил». Это не первая работа само­ деятельного театра. За 15 лет своего существования драма­ тический коллектив под руко­ водством Н. В. Мышак поста­ вил множество одноактных Свои работы театр адресует самому широкому зрителю. Коллектив хорошо знают не только в стенах родного заво­ да, но и на других предпрня- К РУПНЫИ ПЛАН; наро- ■чито, развязные, движе­ ния, '■отсутствующие ли­ ца. Группа подростков, без церемоний ■ .-расталкивающая танцующих. И ,безошабочн-ая реплика одной, аз тех -всеэнаю- тиях; самодеятельные артисты — частые гости клубов и двор­ цов культуры области. Как правило, заводской театр — активный участник областных смотров художест­ венной самодеятельности. Не раз коллектив отмечался сре­ ди лучших творческих групп области, а в 1973 году ему было присвоено почетное зва­ ние народного театра. В «золотом фонде» самодея; тельных артистов немало и многоактных пьес. Пожалуй, не в каждом профессиональ­ ном театре найдешь такое разнообразие репертуара. Среди лучших работ театра Видели мы множество хоро- ши.х и разных кинолеят, по­ священных подросткам — «До­ живем до понедельника^, «Пе­ реступи порог», «Днсвпйк ди­ ректора школы» и другие. ' И.х проблематика, если ояре- —спектакли по произведениям Э. Брагинского и Э. Рязанова «Родственники», Алексея Ар­ бузова «Годы странствий», Н. Зарудного «Дороги, кото­ рые мы выбираем» и многих других авторов. Народный театр собирает во­ круг себя людей самых различ­ ных профессий. Основной со­ став его труппы — это, как правнло, рабочие, инженеры, служащие завода, а также жи­ тели СОКОЛЬСКОГО микрорайо- Текст и фото П. МЫСИНА. НА СНИМКЕ: сцена нз- спектакля «Я вас любил». Прохорова (С. Летёпкор) его невесту. Сашка Гоголь. .(Л. Ка­ юров), хулиган, мечтающий о «международной экоиомцкр», утверждает свою власть , ореяи подростков именно, на .танне- вальцом пятачке.. А Шур|ж, РАЗГОВОР СОЗРИТЕЛЕМ Место действия — танцплощадка щих девчонок, что хорошо ори­ ентируются в правилах мест­ ного «моветона»: «Сейчас бу­ дет драка». Энакомые, четко выписанные реалии танцплощадки. Со­ гласитесь, не так уж часто нам попадаются фильмы о подро­ стках, снятые под столь острым углом зрения. - Один из создателей новой ленты. «Несовершеннолетние» Эдуард Тополь объясняет; «Главный СМЫСЛ,нашего, филь­ ма — ... призыв к людям вме­ шаться, помочь». Именно это, видимо, и опре­ делило угол зрения: монтаж эпизодов резких, открозеиных ■(будто бы снятых скрытой ка­ мерой), тяга к нарочито упро­ щенной-, даже порой пря­ молинейной манере повествова­ ния. Здесь и сила, и слабость фильма. делить ее обобщенно, — .вос­ питание современного молодо­ го человека, подростка, школь­ ника. Герои этих фильмов, как правило, — учащиеся школы, «домашние дети», так ска­ зать. Несовершеннолетние из филь­ ма 1В. Рогового и Э. Тополя тоже учатся в школе. Но не она стала .объектом, првста.ть- иого внимания кинокамеры, а танцплощадка. Именно во­ круг нее разгораются страсти. На танцах нет «домашних де­ тей». Этот «микромир» живет по своим законам. С танцплощадкой крепко связаны судьбы главных героев фильма. Драка на танцах, впи­ сала далеко не красную стро­ ку в биографию Кости Акимо-- ва (С. Жданько), по-улично- му Кости Силы. Злополучная танцплощадка отняла у Жени «тихий», воспитанный Шуриж, куда же он тянется? К «взрос­ лому» миру, опять ж е ,— к танцплощадке, дарящей хотя бы краткое ощущение само-: стоятельности. Тема и желание создателей картины фильма—призвать .тю- дей к вмешательству в дела танцплощадки—придали филь­ му острую, публицистическую направленность. Приезжает, вернувшийся яз армии, Жеия Прохоров н случайно встречается с одно­ классником Костей Акимо- вы.м. Костя тоже приехал. Только не из армии, а из , тех мест, где сейчас, по выраже­ нию самого героя, «уже не си­ дят, а вкалывают». Судьбе, а скорее воле авто­ ров фильма, было угодно пере­ сечь столь различно начатые биографии. Встрети.!шсь во * * * О. А. Казанцев, старший пре­ подаватель кафедры педаго­ гики ЯГИИ, кандйдат педагоги­ ческих наук: — Мой любимый ученик — жадный к познанию, активный в жизни, не рохля, не тихоня, не нахлебник. Оптимист, жиз­ нелюб. Самостоятельный и оригинальный в мышлении, . пусть .даже в спорном -и вооб­ ще неприемлемом. Знающий все о чём-нибудь, и что-ни­ будь обо всем. Ф. Т. Ракитина, преподава­ тель биологии школы № 43: — Мой идеальный ученик любит учиться. Его интересует мир бесконечно. Пусть даже он долго не определится в своем увлечении. С. Г. Шляхтина, преподава­ тель истории школы Н 2 17: — Мне очень важно, чтобы ученики не просто знали ход событий, даты нстоории, а очень хорошо прочувствоваяи все пережитое нашей Родиной в прошлом. Поэтому не люб­ лю, когда урок по этому пред­ мету отвечают монотонным, безразличным голосом. Т. Я. Рысляева, химик школы № 45: — Среди мальчиков мой лю­ бимый ученик с уважением от­ носится к девочкам, оо сторо­ ны девонек мне тоже хочется видеть уважение к мальчиш­ кам. Конечно, и те, и другие хорошо учатся. Я. Н. Андропова, организа­ тор внеклассной работы шко­ лы М219: — Меня устраивает ученик- общественник. Чтобы, уходя домой, он думал, а не нужна ли кому его помощь? Мой лю­ бимый ученик — это тот, кто без напоминания придет на дежурство и не станет делить между собой и товарищем площадь пола, который необ­ ходимо вымыть после уроков. . втерай фаз. герм опять же -нв^ ;танцплощадке. Встретились, ч-тобы уже не разойтись, вы­ брать одну профессию— вос­ питание трудных подростков. Не сразу этот выбор со­ стоялся. Женя поначалу мечта­ ет паревестись на очное отде­ ление университета а уехать из родного города. У Кости сама мысль о контактах с «бывшим» -для него миром,, ка­ жется, вызывает отвращение. На. наших глазах постепен­ но меняется отношение Кости и Жени к «трудным» подрост­ кам». Досада, петрнятие уст}'- пают место лселанию разо­ браться; какие они, нынещшге «трудные»' ребята? 'Почему она такими стали? А «спектр» танцплощадки чрезвычашю широк. Алька Белый (И. Ошотнн) на.ходит здесь отдохновенне от произ­ вола вечно пьяного отца, Катя .и Вера (Люба и Дина Герма­ новы) : ищут «интерееных» лю­ дей .Особняком стоит Сашка «Гоголь».'Он не глуп, его семью нельзя назвать неблаго­ получной. «Гоголь» мечтает поступить в институт, а пока, ' между делом, грабит в подео- . ротне пьяных прохожих. Есть у . пего даже н некое подобие собственной -«философии». Ни­ чего, что она зиждется па казуистических изысках в духе Смердякова! Проблем, „встающих перед человеком, выбравшим про- ' фессию воспитателя, как мы видим, — немало. Каждый аз подростков — проблема! Нужно, прежде всего, на.йти верный путь, конкретную цель, способную увлечь «трудных» ребят. Не стоит, кажется, и доказы­ вать; спорт — вернейшее сред­ ство в деле воспитания. ' Не есть и обратная сторона медали. Сяо.рт сам по себе, накачивание силы, еще не воспитывает, еще .не сфЗдает лйчиости. Костя Сила, боксер-перво-.' р.аэряднйк, запл.ативщин по- к.рупно.му счету за свое уме-, ние драться, убедительный: тому пример. И не случайно,, ваверяое, свою первую трени­ ровку с ребятами он начинает •не рассказом а победах знаме-'- нитых боксеров, «Умейте дер-: жать удар!» — говорит Жостя свои.м воспитанникам. Умейте сопротив.ляться., бо.ротьоя, от­ брасывая соблазн прослыть. «властите.те.м» своего двора, .улгщы-, -танцплощадки. Не спорт сам но себе, не удары выше и ниже пояса — «оружие» Кости Акимова в: борьбе с влиянием «гоголей». Эт-о — ]ббрьба духа,. выстра­ данной убеждешюстн, веры- в прааот^ добра. Не все удалось его создате­ лям. Острая манера подали материала, документальность не всегда оставляют-место раз­ мышлению, достат-очно глубо­ кому псн.холопяеско.му анали­ зу судеб героев. Создатели фильма лишь констатцровал-н проблему; разговора о том, почему упу­ стили Сашку, к сожален-ию, не получалось. Но вопрос —. острый, С.ЮЖКЫЙ, — постав­ лен. Вопрос, иа который, без сомнения, последует ответ, уже не о кадре, а в жизни. ,Ответы, каждого пз нас... А. АФАНАСЬЕВ. Редактор Н. ЗАГНОЙКО. '■ 73Й 7 Типография издательства «Ленинска.е знамя»,.. Липецк, Коммунальная^^^м^ . 3.ак.:1&..7щ13,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz