Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

ЛВН «Н€Ц • М ИХАИЛ Фокнн с первой минуты знакомства рас­ полагает к себе. Скром'- аый, последовательно твердый В оценках, охотно откликаю­ щийся на шутку — таким за­ помнился мне этот двадцати- восьмйлетний доктор физико- математических наук из Ново­ сибирского Академгородка. Его жизненный путь не пестрит по­ дражающими воображение со- 'бытиями. Он живет и работает, как тысячи его сверстников, но, может быть, именно поэтому мне п хочется рассказать о нем. Хотя Михаил Фокин матема­ тик-теоретик, но по тому, как оя говорил о преобразованиях, которые провсходят сейчас на необъятных сибирских просто­ р а , чувствовалась большая практическая . -заинтересован­ ность и восхищение грандиоз­ ностью проектов. Кстати ока­ зать, теоретические - исследова­ ния, которыми занимается Фо­ кин и его коллеги, находят ши- - рокое практическое призгеяе- ийв.в работах - спенлалистов- химиков тут же, в .Академго­ родке. Они создают математи­ ческие' модели сложных хими­ ческих процессов, экономя тем самым крупные средства, которые пришлось бы потра­ тить на строительство дорого-. стоящих установок д.тя прове­ дения опытов. ' . Беседуя, с м'олодым ученым, . я понял, что математиком он стал не случайно. Когда Ми­ ша учился в шесто^^ классе, ему. в руки попало несколько, книжек с интересными мате­ матическими задачами. Реше­ ние одних он нашел легко : и быстро, Но над большинством приходилось подолгу ломать голову. Мир , точности и логи­ ки, фантазия и неогккдаиностей увлек его. И уже на следую-' щий год семиклассник Фокин впервые принял участие в школьной математической олимпиаде. , С интересом* продолжал за­ ниматься математикой Миша и в Красноярске, куда нз Волхо­ ва в,связи с длительной коман­ дировкой отца в 1963 году пе­ реехала вся семья’ А когда че­ рез несколько лет пришло вро' мя уезжать пз Сибири, то в обратный пз'ть Фокины отпра­ вились уже без Миши. Он, став одним из победителей краевой математической ' олимпиады, был зачислен в физи 1 ко-матема- тическую школу-интернат при Новосибирском государствен­ ном университете. — В нашем классе было 25 , человек,— вспоминает Ми.хаял. . —Нельзя сказать, что поначалу , все учились одинаково легко',- , но, как и в любом деле, наи­ больших успехов .добивались те, кто, кроме-математических' ; способностей, об.ладал еще и упорством. Мы идем с -ннм по Академго­ родку, а вокруг, между обыч- ■ ны.чй многоэтаЛсными дОмамИ, шелестит буйной ‘зеленью ' ей-" 'барская тайга, И вот ;уже через' сто метров после 'обычного для ’ горожанина знака «Пеше.ходы» я вижу треугольник с . силуэ­ том... пушистой белочки — во­ дитель, внимание! Сознаюсь, что я совсем не таким представлял себе раньше математ 11 ка-те 0 |ретнка, а тем более доктора наук . (Фокин специализируется в области ре-. . шения интегральных уравне- - ний). Более солидным, что ли, отрешенным от «мирской суе­ ты». Михаил смеется: — Ну как можно быть «отре- шеааым», когда бежишь по уп ­ ругой лыжне иля плаваешь в Обском море. Иля сейчас. в учебы, продолнгна работу над начатыми темами... • Не хочу, чтобы кто-янбудь подумал, что Фокгщ этакий- самодовольный счастливчик, И ему свойственны сомнения. Но упорно искать решения слож- ных задач уже давно'.стало его профессией, прнз.ваиием, Мн- ханл признается, что труднее всего ему заставить себя 'зани­ маться так называемой «чер­ новой» работой, которая неиз­ бежна при исследовании даже самой что ни на есть глобаль­ ной темы. — Порой бывает так,, что В МИРЕ НАУКИ И ТЕХНИКИ ТАДЖИКСКАЯ ССР. Кол. лектив ' 'ученых лаборатории высокогорных медико-биологи­ ческих исследований Отдела охраны и рационального ис­ пользования природных ре­ сурсов Академии наук Таджик­ ской ССР под руководством члена-корреспоидеята АН Тад­ жикской ССР Я. А. Рахимова проводит исследования в го­ рах Центрального Памира по адаптация человека и жи­ вотных на больших высотах. Нынешняя экспедиция на Памирское фирновое плато на высоту 6200 метров над уров­ нем моря позволит провести комплексные функционально- морфологические исследова­ ния основных жизненно важ­ ных систем организма (систе­ мы крови, дыхания). В исследо­ вательскую группу входят ме­ дики и биологи, имеющие аль­ пинистскую квалификацию. НА СНИМКЕ: группа науч­ ных сотрудников лаборатории высокогорных медико-биологи­ ческих исследований в окрест­ ностях ледника Фортамбек проводят опыты на животных. (Фотохроника Т.АСС); та^го1^ чудесный вы.ходной день? . Я спрашиваю Михаила, , со-- гласился бы он уехать из Си- бири, скажем, в Москву .или дру-гой большой город и там заниматься той же работой. — Ни за что и никуда, — твердо отвечает он, в упор гля­ дя .на меня веселыми карями глазами. — Такого рабочего, творческого климата, та.ких .уважительных и д-обрых взаи­ моотношений между коллегами самого различного возраста, заслуг и званий, мне - кажется, нет нигде. Ты посмотри, ведь • у нас все рядом — вот школа,. вот унвверсйтет,' вот научно- ' исследовательские вяституты. Представь себе, з'анятйя в уни­ верситете ведут ученые, . стоя­ щие действительно на перед­ нем крае науки, а студеяты, на­ чиная с третьего курса, про­ ходят практику иепосредствен- но в 'лаборатариях и отделах НИИ, ■ куда мибгйв из лшх.г.смо-. гут прийти ; пОсле ' окончания пройдет, например, - месяц, — говорит он, — а ты смотришь, И- вроде бы успел сделать очень ; мало. Что 'ж, остается сердить­ ся только на себя самого. Михаил любит работать 'ве­ черами. — В эти часы, — рассказал он м н е , - даже думается как- то лучше, больше успеваешь. Сейчас, правда, часть . «завет­ ного» вр«.мени пршшдлежио' жене и дочке. В свободное вре­ мя, увлекаюсь спортом и музы­ кой. (Свою скромную коллек­ цию пластинок с записями классической музыки он начал собирать , еще в студенческие , годы). Летн|ЦЙ день долго светел. Но вот почувствовалось при­ ближение вечера Тайга зады­ шала на .Академгородок про­ хладой. В домах засветилйсь- окня. За одним из них живет обычная семья Машенька, Ольга н .Михаил Фокины. Александр ПОЛОЦКИЙ, корреспондент АПН. По двадцати специальностям Под^отовка их'гкологов и гидробиологов начата в Киши­ невском университете. Рес­ публике нужны квалифициро­ ванные кадры рыбоводов:. Молдавия занимает пятое не-' ■ сто в стране по производству прудовой рыбы. Университет станет гото: вить и специалистов по эконо­ мике^труда, механизированной обработке • экономической ин­ формации, планированию прбг мышлеяности. Сейчас на две­ надцати факультетах студея­ ты обуваются двадцати спе­ циальностям. Кишинев. В. МАЛИКОВ.А, корр. ТАСС. Вас приглашают учиться ю н о ш и и ДЕВУШКИ' ЛИП ЕЦ КО Е С Р ЕДН ЕЕ ГОРОДСКОЕ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ Е № 6 (г.. Липецк; 398001.» ул. Кал’инайа, 65), готовящее, ■: высококвалифи- царованные.. рабоч.йе • кадры я.чя работы 'на Всесоюзной; ударноп стройке — Липецкой Магнтке,. . об'ьявляет'дополните.тьны.й . ■ прйе.м • . .' ... ' на 1,977/78 учебный годг Со сроком обучения 3, года (окончившие училяще получа­ ют дипло-м о средне.м образо- ва,нйи я-.квалификации по из­ бранной специальности 3—4 разряда) принимаются лица для обучения по специально-' стям; юноши: слесарь-мон- тажииж по прибора.м и аппара­ там автоматического контроля, регулирования и управления, э,1ёктромонтажиик по .вторич­ ным: цепям, монтажник круп -: попанельного стронтельства' Ц- каменщик с уммшём, выпол-. пять .электросварочные, работы, столяр по изготов.ченлда .ху-. дожестзетгной и стильной ..ме­ бели —. паркетчик; 'девушки: машинист мостовых электро­ кранов, ' маляр-обяицовщшс- плиточник, мозаичник, ма.чяр по альфрейно-живописным ра­ ботам. Со сроком обучения 1 год: мбнт'ажиик железобетонных конструкций — каменщик, шту- катур-об.т!!цоз 1 цик-плиточн.ак. На время учебы - учащиеся обеопечйваются 3-разовым пн- танием, выходной и ■ , рабочей о,дежяой,'Общежитием. Училище представляет со­ бой кбмп.чекс совремеиных зда­ ний различного : назначения. Совре.ченно оборудованные У'чебные кабинеты и ' мастер­ ские позволяют вести обуче­ ние с широким испо.тьзоватшм технических средств обучения. Перед учащимися широко . раскрЫ'ва'ется ^ многогранный мир творческого труда, роман­ тика избранной профессии. ■ Выпускнижй училища поль- зуются правом, внеконкурсного поступленйя в техникумы н ву­ зы без отрыва от производства. В училище работают: во- кально-'пнстру.мёнталышй ан­ самбль, - духовой оркестр, кружки художествениой само- деятельностн и спортивные секции (бокса, самбо, футбо­ ла, стрелковая'и др.; ЗОДЧИЕ ОБМЕНИВАЮТСЯ ОПЫТОМ Плодотворно сотрудничают архитекторы социалистических стран. Они обмениваются де­ легациями, совместно разра­ батывают наиболее актуальные темы, обсуждают пути разви­ тия архитектуры наших дней. Например, между Союзом архитекторов СССР и Союзом венгерских архитекторов за­ ключен план творческого со. дружества йа 1976^1980 годы. Уже перечень проблем, по ко- торнм советские и венгерские зодчие составили общие пла­ ны работ, говорит о многом, й числе зтйх проблем —- пер­ спективы развития социали­ стических городов, комплекс­ ного жилищного стронтельст. ва. Темы актуальные для всех стран социализма. Архитекторы ГДР, напри­ мер, пригласили своих совет­ ских коллег принять участие в реконструкции старого рай. она Берлина — Кёпеник. , В пятилетнем плаке сотрудниче­ ства между Союзом архитек­ торов СССР и СОЮЗО.М архи­ текторов ГДР, как, впрочем, и во всех других планах, отмече­ но, что кеохранение, рестав­ рация и приспособление зда­ ний. и комплексов для совре­ менного использования» — важнейшая проблема. В планах сотрудничества есть и такая тема: «Образова­ ние и повышение квалифика­ ции архитекторов». Сюда вхо- дят‘ многообразные связи архитектурных вузов соц:та- листических стран, смотры дипломных работ. На прошлогоднем консуль­ тативном совещании руково­ дителей союзов архитекторов социалистических стран, кото­ рое проходило в ГДР, было особо подчеркнуто, что со­ трудничество на основе пятн- летних планов наиболее эф­ фективно. Оно всесторонне учитывает творческую взаимо­ помощь в решении важнейших вопросов развития социалнг стической архитектуры, гра­ достроительства. • Подобным консультативным совещаниям придают принципиальное зна­ чение — они подводят итоги, намечают пути . дальнейшего совершенствования. Можно отметнть такие но­ вые . формы сотрудничества, как. совместные конкурсы спе­ циалистов социалистических стран по градостроительным темам. Недавно в Москве проходил форум зодчих социалистиче­ ских ' стран, посвященный приближающемуся ' юбилею Великого Октября. Галина ГЕРАСИМОВА, корреспондент АПН. Редактор Н. ЗАГНОЙКО. Лучшие коллективы, учебны.х групя и учащиеся поощряют­ ся бесплатными путевками для поез.^ок 8 го.рода-Герои, брат­ ский' социалистические страны, награждаются ценны.ми по- дарка.ми, бесплатно посещают кино, театр, концерты. Время учебы в училище за­ считывается в трудовой стаж. Для поступления в училище представляю'гся.следующие до­ кументы: свидетельство о рождеяин или паспорт, еввде- тельство или аттестат об обра­ зовании, 6 фотографий, справ­ ки с места жительства и о со­ ставе семьи. Проезд: трамваем .№№ ), 2.- 5, 8, 9, троллейбусом № 7 до остановки «ГПТУ-6»; автобу­ сом №■№ 4, 5,. 16, 15, 17. 21, й до остановки — «Пл. К- Марк­ са».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz