Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ • 2 К а к уж е сообщалось, ■ Липецке состоялась II областная научно-прак тическая конференция по про блемам наставничества. Сегодня мы публикуем за метки с этой конференции. * * * Люди самых разных проф ес сий собрались в зале. Раз ные по возрасту. Но тот большой, заинтересованный разговор , который вели они, был проникнут общей заботой — заботой о формировании высоких нравственных качеств у подрастающего поколения, заботой о завтрашнем дне на шего общества, о том, чтобы все лучшее, что умеют эти лю ди, весь свой опыт и знания передать молодежи . Наставники... Они всегда ря дом в добрых делах юного по коления. А сколько их, этих за- мечательнь(х дел! Около пятил сот молодых рабочих трудятся по талонам комсомольской га рантии, свыше тысячи — доби лись права работать с личным клеймом, 18 тысяч — сдают продукцию с первого предъ явления. Велик вклад молодежи в строительство важнейших объектов области. Свыше восьмисот молодых строите лей, двадцать комсомольско- молодежных коллективов тру дятся на Всесоюзной ударной стройке — шестой доменной печи Новолипецкого метал лургического завода. Комсо мол постоянно шефствует над строительством Добрннского сахарного завода, учебного корпуса ЛГПИ, Долговского молочного комплекса и м н о - ' гими другими объектами. Более трехсот тысяч юношей и девушек приняли участие а битве за хлеб. 95 комсомоль ско-молодежных коллективов участвуют в уборке сахарной свеклы, создано 64 звена по кормопроизводству... Многое по плечу молодежи. Самые важные дела доверяют ей. И, конечно же, несомнен ная заслуга в этом их, настав ников, людей, что во всех на чинаниях были добрыми с о ветчиками, строгими учителя- Помощь кадровых рабочих новичкам стала у нас в обла сти традицией. Мастера своего деле, они переданэт молодым прюизводственникам свой бо гатый профессиональный и жизненный опыт, помогают им совершенствовать характер, воспитывать волю, получать политическую закалку. Сколь ко слов признательности за служили комбайнер област ной сельскохозяйственной опытной станции Герой Соци алистического Труда В. А. Шамшеев, заведующий м ас терской госплемзаводв «От рада» Г. П. Метелкин, 'н а чальник участка электроре- моитного цеха НЛМЗ Д. П. Гу сев, слесарь-модельщик с за вода «Свободный сокол» А. И. Евсюков, бригадир СУ-9 тр е ста «Липецкстрой», Герой С о циалистического Труда И. И. Макаров, бригадир кондите ров столовой N2 40 Н. В. Пральникова и многие другие. Широкое распространение получила форма бригадного наставничества. В коллективе сверстников юноши и девуш ки легче осваиваются, в чем-то сохраняется ’ привычная для вчерашних школьников обста- Трудное, кропотливое это депо — растить молодую см е ну., Наставники решают целый комплекс сложнейших проб лем; производственных, соци альных, воспитательных. Реша ют, в основном, успешно, од нако, некоторые вопросы вос питания подростков еще тре буют очень серьезного внима- Скежем, на предприятиях металлургии, в строительстве и промышленности стройма териалов работает приме-н л одинаковое количество м е л о - * дежи, но у металлургов м о лодую смену воспитывают 1120 наставников, у строителей же — 600. Семьдесят настав ников на две тысячи начинаю щих рабочих — такова карти на не предприятиях электро технической промышленно сти... Ежегодно в народное хо зяйство области приходят око ло восемнадцати тысяч вы пускников школ и проф ессио нально-технических училищ, И все они нуждаются в повсе дневной помощи старших, и каждый из них должен стать не только мастером своего д е — Вот уже два года, как на нашем предприятии, по обла сти в целом, организовано с о циалистическое соревнование за звание «Лучший наставник области». В прошлом году бы ло оно присвоено и мне. Но я сомневаюсь, нужно ли органи- чил, мастером стал, — сам на ставник уже. Только ведь и сейчас не могу я не интересо ваться его производственными делами, часто советуемся мы, вместе думаем над вопросами работы с молодежью , — и я знаю, что нужна ему моя по ТОВАРИЩ НАСТАВНИК Учитель, воспитай ученика ла, но и человеком с высоким сознанием общественного долга, чувством ответственно сти за все, чем живет бригада, цех, весь трудовой коллектив. Предприятиям, хозяйствен ным руководителям, профсо юзным и комсомольским орга низациям необходимо поза ботиться о том, чтобы у каж дого молодого человека, толь ко начинающего свой тр удо вой путь, был наставник. Вот другая задача. Далеко не везде ещ е сложилась четг кая система воспитания под ростков по цепочке «семья — школа — ПТУ — предприятие» или «семья — школа — пред приятие». Трест «Липецкме- таллургстрой», к примеру, яв ляется шефом ГПТУ-8. Здесь разработаны совместные м е роприятия по подготовке м о лодых рабочих. Но, к сож але нию, трест помогает только укреплять материальную базу училища. Между тем, за учеб ными группами закрепили семнадцать бригад треста, но ОКИ побывали в училище лишь один раз, да и то во время в е чера-знакомства. Есть в тр е с те и подшефные школы, толь ко вот не идут из них ребята в ГПТУ-8, а, значит, и будущие кадры «ищут» трестовцы по всей области... Не может не беспокоить и то обстоятельство, что многие наставники ограничивают свои задачи лишь производствен ным обучением , мало занима ются воспитанием подростков и молодых рабочих. А та кое можно наблюдать почти на каждом предприятии, в каждой организации. А сколь долго ходить м о лодому рабочему в новичках? Полгода? Год? На какое время определить сроки наставниче ства? Трудно определить их, эти сроки. Главное, нужно стр е миться к тому, чтобы влияние наставников было последова тельным, вело молодого чело века от одного этапа жизни к другому. Конечно же, к каждо му отдельному случаю надо подходить конкретно. А вот мнение на этот счет наставника автоколонны 1415 А. С. Андреева: Это их зовут наставниками. Воспитате.тямн, старшими друзьями. А друг этот н сам может быть молод, как, напри мер, Александр Владимиров, токарь третьего мехагшческого цеха елецкого завода «Гидропривод» (снимок внизу). НА СНИМКЕ (вверху): участники конференции — Ольга Маркелова, секретарь комсомольской организации СПМК-1061 треста «Липецксовхозстрой», Игорь Вовченко, секретарь ком сомольской организации СПТУ-4, Нина Родионова, секретарь Липецкого РК ВЛКСМ — беседуют с Михаилом Константино вичем Горловым, управляющим отделением совхоза «Отрада» Добринского района, кавалером орденов Ленина, Тру дового Красного Знамени и «Знак Почета». зовывать такое соревнование? Какой критерий оценки «луч ший»? Ведь в работе наставни ка и его подопечного слишком много личного, да и воспитан ники такие разные... Так ли уж точно нужно определять пери од, когда подросток уйдет из- под твоей опеки? Часто вспо минаю я своего первого под шефного, Мишу Водопьянова. Немало пришлось мне потру диться, чтобы научить парня хорошо работать, чтобы при знал он учебу, как норму жиз ни. Теперь он техникум закон- мощь, моя поддержка. Д о на стоящего времени я чувствую моральную ответственность за его дела, не меньше, чем он, переживаю за его неудачи... Все десять моих подопечных, которых выпустил я в большую жизнь, у меня на виду, — а ведь речь идет уже о долгих годах... Что ж, не праздный вопрос задал наставник. Особый разговор шел на конференции о том, что и вос питателям подростков нужно многому учиться. Не секрет ведь, ито часть кадровых ра бочих не имеет среднего об разования. Можно ли считать это препятствием для разви тия наставничества? Огромный Жизненный опыт, накопленный за годы труда, знание всех-: тонкостей профессии, знание людей — разве этого мало? Другое дало, что такому на ставнику следует помочь, что бы поверил он в свои силы воспитателя, памятуя, конечно, и о повышении общ еобразова тельного уровня. Нужна и систематическая учеба наставников. Видимо, на стало время объединить уси лия партийных, профсоюзных и комсомольских органов и создать областной университет " наставников. А вот одна из проблем, ко торая должна особенно заин тересовать комитеты ВЛКСМ предприятий, хозяйств. Речь идет “ об огромной воспита тельной силе молодежного коллектива, возглевляемого опытным наставником. В книге, обращенной к коллсомольско- му активисту, один из зачина- - телей движения наставников в нашей стране С. С. Витченко писал: «Самая большая для меня радость — это знать, что люди, которые, возможно, по пали бы в исправительно-тру довые колонии, являются ны не гордостью завода. И в этом заслуга нашей бригады. Теперь, когда ее возможности как коллективного воспитате ля, доказаны временем , хочу ещ е раз сказать; молодежная бригада — надежная основа - формирования рабочей см е ны. Именно бригада! Вместе с наставником». Могут сказать, что для со з дания подобной бригады ну жен наставник с таким же жизненным опытом и педаго гическим талантом, которыми обладает прославленный бри гадир «Электросилы». В чем- то это, безусловно, верно. Но разве не в нашей области ра ботает бригада Василия Ивано- , ' вича Бирюкова? Коммунист, де-,,: путат городского Совете , Васц-^ ЛИЙ Иванович воспитал целую - плеяду замечательных масте ров своего дела, награжден знаком ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Наставник молодежи». Ныне возглавляемая им комсомоль ско-молодежная бригада мон тажников одна из лучших не только в управлении «Юговос- токстальконструкция», но и на Всесхаюзной ударной стройке шестой домны. А опыт бригадира разлив щиков первого конверторного^ . цеха Виталия Воронина? Мо-Я^В лодой коммунист, мастер сво-~ его дела, он сумел не только довести своих товарищей к вершине профессионального мастерства, но и по-нэстояще- му сплотить коллектив, воспи тать в них чувство глубокой от ветственности за выполнение своего рабочего и граждан ского долга. Не случайно этот коллектив в числе первых на предприятии перешел на ра боту по методу ко.ллектиЕной ответственности за качество труда. -Не случайно комсо мольская группа этой бригады живет активной, полнокров ной жизнью, где дружба, взаи мосвязь неотделимы от требо вательности и к себе , и к това рищу. Воспитанник бригады Валентин Смольянинов ныне сам возглавляет ее , стал лау реатом премии Ленинского комсоллола. Это не единичные примеры. И подобный опыт по праву должен получить самое широкое распространение. В этих заметках мы косну лись некоторых проблем, ко торые поставил в своем д о кладе председатель област ного совета профсоюзов И. А. Чунихкн, а также высту пающие — наставники м олоде жи, комсомольские работники, педагоги. Большой разговор , начатый в зале конференции, будет продолжен в заводских цехах, на предприятиях, в хо зяйствах области, в учебных, заведениях. Он будет продол-^ жен делом — важным, полез- ■ Г. КАЙДАШКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz