Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ • 2 К а к уж е сообщалось, ■ Липецке состоялась II областная научно-прак­ тическая конференция по про­ блемам наставничества. Сегодня мы публикуем за­ метки с этой конференции. * * * Люди самых разных проф ес­ сий собрались в зале. Раз­ ные по возрасту. Но тот большой, заинтересованный разговор , который вели они, был проникнут общей заботой — заботой о формировании высоких нравственных качеств у подрастающего поколения, заботой о завтрашнем дне на­ шего общества, о том, чтобы все лучшее, что умеют эти лю­ ди, весь свой опыт и знания передать молодежи . Наставники... Они всегда ря­ дом в добрых делах юного по­ коления. А сколько их, этих за- мечательнь(х дел! Около пятил сот молодых рабочих трудятся по талонам комсомольской га­ рантии, свыше тысячи — доби ­ лись права работать с личным клеймом, 18 тысяч — сдают продукцию с первого предъ ­ явления. Велик вклад молодежи в строительство важнейших объектов области. Свыше восьмисот молодых строите­ лей, двадцать комсомольско- молодежных коллективов тру­ дятся на Всесоюзной ударной стройке — шестой доменной печи Новолипецкого метал­ лургического завода. Комсо­ мол постоянно шефствует над строительством Добрннского сахарного завода, учебного корпуса ЛГПИ, Долговского молочного комплекса и м н о - ' гими другими объектами. Более трехсот тысяч юношей и девушек приняли участие а битве за хлеб. 95 комсомоль­ ско-молодежных коллективов участвуют в уборке сахарной свеклы, создано 64 звена по кормопроизводству... Многое по плечу молодежи. Самые важные дела доверяют ей. И, конечно же, несомнен­ ная заслуга в этом их, настав­ ников, людей, что во всех на­ чинаниях были добрыми с о ­ ветчиками, строгими учителя- Помощь кадровых рабочих новичкам стала у нас в обла­ сти традицией. Мастера своего деле, они переданэт молодым прюизводственникам свой бо ­ гатый профессиональный и жизненный опыт, помогают им совершенствовать характер, воспитывать волю, получать политическую закалку. Сколь­ ко слов признательности за ­ служили комбайнер област­ ной сельскохозяйственной опытной станции Герой Соци­ алистического Труда В. А. Шамшеев, заведующий м ас­ терской госплемзаводв «От­ рада» Г. П. Метелкин, 'н а ­ чальник участка электроре- моитного цеха НЛМЗ Д. П. Гу­ сев, слесарь-модельщик с за ­ вода «Свободный сокол» А. И. Евсюков, бригадир СУ-9 тр е ­ ста «Липецкстрой», Герой С о ­ циалистического Труда И. И. Макаров, бригадир кондите­ ров столовой N2 40 Н. В. Пральникова и многие другие. Широкое распространение получила форма бригадного наставничества. В коллективе сверстников юноши и девуш ­ ки легче осваиваются, в чем-то сохраняется ’ привычная для вчерашних школьников обста- Трудное, кропотливое это депо — растить молодую см е ­ ну., Наставники решают целый комплекс сложнейших проб­ лем; производственных, соци­ альных, воспитательных. Реша­ ют, в основном, успешно, од ­ нако, некоторые вопросы вос­ питания подростков еще тре­ буют очень серьезного внима- Скежем, на предприятиях металлургии, в строительстве и промышленности стройма­ териалов работает приме-н л одинаковое количество м е л о - * дежи, но у металлургов м о ­ лодую смену воспитывают 1120 наставников, у строителей же — 600. Семьдесят настав­ ников на две тысячи начинаю­ щих рабочих — такова карти­ на не предприятиях электро­ технической промышленно­ сти... Ежегодно в народное хо­ зяйство области приходят око ­ ло восемнадцати тысяч вы­ пускников школ и проф ессио­ нально-технических училищ, И все они нуждаются в повсе­ дневной помощи старших, и каждый из них должен стать не только мастером своего д е ­ — Вот уже два года, как на нашем предприятии, по обла­ сти в целом, организовано с о ­ циалистическое соревнование за звание «Лучший наставник области». В прошлом году бы ­ ло оно присвоено и мне. Но я сомневаюсь, нужно ли органи- чил, мастером стал, — сам на­ ставник уже. Только ведь и сейчас не могу я не интересо­ ваться его производственными делами, часто советуемся мы, вместе думаем над вопросами работы с молодежью , — и я знаю, что нужна ему моя по­ ТОВАРИЩ НАСТАВНИК Учитель, воспитай ученика ла, но и человеком с высоким сознанием общественного долга, чувством ответственно­ сти за все, чем живет бригада, цех, весь трудовой коллектив. Предприятиям, хозяйствен­ ным руководителям, профсо­ юзным и комсомольским орга­ низациям необходимо поза­ ботиться о том, чтобы у каж­ дого молодого человека, толь­ ко начинающего свой тр удо ­ вой путь, был наставник. Вот другая задача. Далеко не везде ещ е сложилась четг кая система воспитания под ­ ростков по цепочке «семья — школа — ПТУ — предприятие» или «семья — школа — пред ­ приятие». Трест «Липецкме- таллургстрой», к примеру, яв­ ляется шефом ГПТУ-8. Здесь разработаны совместные м е ­ роприятия по подготовке м о ­ лодых рабочих. Но, к сож але­ нию, трест помогает только укреплять материальную базу училища. Между тем, за учеб ­ ными группами закрепили семнадцать бригад треста, но ОКИ побывали в училище лишь один раз, да и то во время в е ­ чера-знакомства. Есть в тр е с ­ те и подшефные школы, толь­ ко вот не идут из них ребята в ГПТУ-8, а, значит, и будущие кадры «ищут» трестовцы по всей области... Не может не беспокоить и то обстоятельство, что многие наставники ограничивают свои задачи лишь производствен­ ным обучением , мало занима­ ются воспитанием подростков и молодых рабочих. А та­ кое можно наблюдать почти на каждом предприятии, в каждой организации. А сколь долго ходить м о ­ лодому рабочему в новичках? Полгода? Год? На какое время определить сроки наставниче­ ства? Трудно определить их, эти сроки. Главное, нужно стр е­ миться к тому, чтобы влияние наставников было последова­ тельным, вело молодого чело­ века от одного этапа жизни к другому. Конечно же, к каждо­ му отдельному случаю надо подходить конкретно. А вот мнение на этот счет наставника автоколонны 1415 А. С. Андреева: Это их зовут наставниками. Воспитате.тямн, старшими друзьями. А друг этот н сам может быть молод, как, напри­ мер, Александр Владимиров, токарь третьего мехагшческого цеха елецкого завода «Гидропривод» (снимок внизу). НА СНИМКЕ (вверху): участники конференции — Ольга Маркелова, секретарь комсомольской организации СПМК-1061 треста «Липецксовхозстрой», Игорь Вовченко, секретарь ком­ сомольской организации СПТУ-4, Нина Родионова, секретарь Липецкого РК ВЛКСМ — беседуют с Михаилом Константино­ вичем Горловым, управляющим отделением совхоза «Отрада» Добринского района, кавалером орденов Ленина, Тру­ дового Красного Знамени и «Знак Почета». зовывать такое соревнование? Какой критерий оценки «луч­ ший»? Ведь в работе наставни­ ка и его подопечного слишком много личного, да и воспитан­ ники такие разные... Так ли уж точно нужно определять пери­ од, когда подросток уйдет из- под твоей опеки? Часто вспо­ минаю я своего первого под­ шефного, Мишу Водопьянова. Немало пришлось мне потру­ диться, чтобы научить парня хорошо работать, чтобы при­ знал он учебу, как норму жиз­ ни. Теперь он техникум закон- мощь, моя поддержка. Д о на­ стоящего времени я чувствую моральную ответственность за его дела, не меньше, чем он, переживаю за его неудачи... Все десять моих подопечных, которых выпустил я в большую жизнь, у меня на виду, — а ведь речь идет уже о долгих годах... Что ж, не праздный вопрос задал наставник. Особый разговор шел на конференции о том, что и вос­ питателям подростков нужно многому учиться. Не секрет ведь, ито часть кадровых ра­ бочих не имеет среднего об ­ разования. Можно ли считать это препятствием для разви­ тия наставничества? Огромный Жизненный опыт, накопленный за годы труда, знание всех-: тонкостей профессии, знание людей — разве этого мало? Другое дало, что такому на­ ставнику следует помочь, что­ бы поверил он в свои силы воспитателя, памятуя, конечно, и о повышении общ еобразова­ тельного уровня. Нужна и систематическая учеба наставников. Видимо, на­ стало время объединить уси­ лия партийных, профсоюзных и комсомольских органов и создать областной университет " наставников. А вот одна из проблем, ко­ торая должна особенно заин­ тересовать комитеты ВЛКСМ предприятий, хозяйств. Речь идет “ об огромной воспита­ тельной силе молодежного коллектива, возглевляемого опытным наставником. В книге, обращенной к коллсомольско- му активисту, один из зачина- - телей движения наставников в нашей стране С. С. Витченко писал: «Самая большая для меня радость — это знать, что люди, которые, возможно, по­ пали бы в исправительно-тру­ довые колонии, являются ны­ не гордостью завода. И в этом заслуга нашей бригады. Теперь, когда ее возможности как коллективного воспитате­ ля, доказаны временем , хочу ещ е раз сказать; молодежная бригада — надежная основа - формирования рабочей см е­ ны. Именно бригада! Вместе с наставником». Могут сказать, что для со з­ дания подобной бригады ну­ жен наставник с таким же жизненным опытом и педаго­ гическим талантом, которыми обладает прославленный бри­ гадир «Электросилы». В чем- то это, безусловно, верно. Но разве не в нашей области ра­ ботает бригада Василия Ивано- , ' вича Бирюкова? Коммунист, де-,,: путат городского Совете , Васц-^ ЛИЙ Иванович воспитал целую - плеяду замечательных масте­ ров своего дела, награжден знаком ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Наставник молодежи». Ныне возглавляемая им комсомоль­ ско-молодежная бригада мон­ тажников одна из лучших не только в управлении «Юговос- токстальконструкция», но и на Всесхаюзной ударной стройке шестой домны. А опыт бригадира разлив­ щиков первого конверторного^ . цеха Виталия Воронина? Мо-Я^В лодой коммунист, мастер сво-~ его дела, он сумел не только довести своих товарищей к вершине профессионального мастерства, но и по-нэстояще- му сплотить коллектив, воспи­ тать в них чувство глубокой от­ ветственности за выполнение своего рабочего и граждан­ ского долга. Не случайно этот коллектив в числе первых на предприятии перешел на ра­ боту по методу ко.ллектиЕной ответственности за качество труда. -Не случайно комсо­ мольская группа этой бригады живет активной, полнокров­ ной жизнью, где дружба, взаи­ мосвязь неотделимы от требо ­ вательности и к себе , и к това­ рищу. Воспитанник бригады Валентин Смольянинов ныне сам возглавляет ее , стал лау­ реатом премии Ленинского комсоллола. Это не единичные примеры. И подобный опыт по праву должен получить самое широкое распространение. В этих заметках мы косну­ лись некоторых проблем, ко­ торые поставил в своем д о ­ кладе председатель област­ ного совета профсоюзов И. А. Чунихкн, а также высту­ пающие — наставники м олоде­ жи, комсомольские работники, педагоги. Большой разговор , начатый в зале конференции, будет продолжен в заводских цехах, на предприятиях, в хо­ зяйствах области, в учебных, заведениях. Он будет продол-^ жен делом — важным, полез- ■ Г. КАЙДАШКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz