Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ • 2 «Граждане СССР имеют пра во на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осу ществлением всеобщего обя зательного среднего образо вания молодежи, широким раз витием профессионально-тех нического, среднего специаль ного и высшего образозания на основе связи обучения е- жизнью, с производством, раз витием заочного и вечернего образования...». (Статья 45-я(. Мне, старому учителю, труд но .читать эти строки проекта новой Конституции без волне ния. Вся моя жизнь связана со школой, с воспитанием и обу чением молодежи. Вот и сейчас, вспоминая про житое, я невольно обращаюсь к тому времени, когда закла дывался фундамент тех глубо ких качественных изменений в жизни общества, которые сд е лали возможным сегодняш- н.юю Конституцию, наше ны нешнее отношение к образо ванию людей. Родился я в 1907 году в се-' мье крестьянина-бедняка. Подт ростком уехал в город Елец. Там кое-как перебивался на ко пейки, заработанные на бирже труда, на лесопильном и коже венном заводах. Так и остался бы тем-нь[м, забитым челове ком, если бы не Советская власть. Она круто изменила мою жизнь. Я был свидетелем того времени, когда проходил третий съезд комсомола. Вла димир Ильич Ленин сказал тогда, что новый мир без зна ний нам не построить. М ногих ' удивила задача, продиктован ная вождем, ведь в то время, «ЭТИМ ПРАВОМ- ДОРОЖУ» казалось, дела в стране были поважнее: кругом разруха, враги, пытающиеся задушить молодую республику. Но Ле нин сказал; «Учиться!», И я со многими юношами и девушкэ- очень- счастлив тем, что принял участие в воспитании многих юцршей и девушек. Работа в тридцать восьмой школе для меня особенно па мятна. По инициативе коллек- 138 имели возможность учить ся в нашем городе. Остальные — в вузах Москвы, Ленингра да, Ташкента, Караганды, Тю-' мени, Киева, Риги, Воронежа... Но учиться дальше — это, ра- ЗАВОЕВАНО ОКТЯБРЕМ ОБСУЖДАЕМ ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ СССР ми Ельца стал посещать заня-. тия вечерней школы- для взросль1Х, потом бь1л вечерний рабфак ,-И( наконец, ., Воронеж-, ский педагогический, институт. А вот у сь 1 на.'. моего „путь к получению высшего-; образова ния быльуже „совсем ■ друсцм. :В . 1950 году онтокончил школу, через пять'- лет ,—г Московский авиационный институт, " и вот уже двадцать один .год он ра ботает в-ДАЙИ, занимается сво им любимым делом. Стаж моей работы — 54 го да, из НИХ 42 я отдал педаго гической деятельности. . И тиваучителей сейчас здесь со бираются материалы для со з дания музея истории школы. Он расскажет об огромной работе, проводимой по обуче нию и .воспитанию молодого поколения,: ТО .замечательных тружениках,; которым школа дала .путевку в жизнь. ..Установлена . связь с 645 вы пускниками. Их судьба — яр- 'кое свидетельство, того, что в нашей ' стране не на словах, а на деле 'обеспечивается право на образование. Из этих ребят 188 человек закончили высшие учебные зазедениа, из них — зумеется, не обязательно по лучать высшее образование, учиться дальше —^это значит и приобрести современную инте ресную профессию, учиться дальше — это постоянно со вершенствоваться в избранной специальности, перенимать опыт других. Из числа тех выпускников, с которыми мы поддерживаем связь, 142 человека окончили техникумы, 83 — профтехучи лища, более шестидесяти о б у чались на различных курсах. И, главное, большинство не соби раются останавливаться на до стигнутом, мечтают учиться дальше. Вот несколько отрывков из писем, пришедших в поиско вый отряд, который готовит материалы для будущ его му зея. Виктор Погорелое пишет! «После окончания зенитно-ре, кетного училища я поступил в военную академию...». Све та Попова, вязальщица Дома быта, сообщает; «Готовлюсь к поступлению в институт.,.». Оператор НЛМЗ. Лена Пано ва: «Шестидесятую годовщину Октября хочу встретить выпол нением производственного плана и поступлением в пед училище, на заочное отделе ние». И абсолютно в каждом письме есть слова «учеба», «учусь», «буду учиться». Мы так привыкли уже к не обыкновенно широким, разно сторонним правам на образо вание, что иногда это кажется обыденным, само собой разу меющимся. Я давно на заслуженном от- дь1Хе, но в школе, в которой работал последние годы, бы ваю часто. А сейчас, в дни, когда идет самая активная под готовка к открытию музея; я постоянно здесь. Мне и сейчас хочется принять посильное участие в деле воспитания на ших детей. Этот музей будет для них своеобразным свиде тельством выполнения одного из главных пунктов нашей Кон ституции, где говорится о пра ве каждого человека на обра зование. С. П. ПЛОХИХ, член областного совета педагогического общества РСФСР, отличник просве щения РСФСР и СССР, ветеран педагогического труда. Минуты познания... Удивительные, прекрасные, счастливые минуты. Пусть нелегким покажетсч сегодняшнее сочинение, пусть не сразу решишь трудную задачу — для того и идут они этой дорогой, чтобы открыть неизведанное, чтобы учиться. Сегодня, завтра, всю жизнь.. Учиться на благо Родины своей — Страны Советов.,. ПРЕДШАЮ д о а о ш ь .Сейчас по всей нашей стране идет горячее и заинтересован ное обсуждение проекта но вой Конституции СССР. Каждая строка этого важно го документа дышит'заботой о гражданах Советского Союза. Немало внимания уделяется в проекте воспитанию и образо ванию молодежи. Я предлагаю 45-ю статью Ос новного Закона, в которой, говорится о том, что граждане СССР имеют право на образо вание, которое обеспечивается бесплатностью видов образо вания, осуществлением всеоб щего обязательного среднего образования молодежи н т. д. дополнить словами; «ПОЛУ ЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОФЕС СИИ ДОЛЖНО ОСУЩЕСТВ ЛЯТЬСЯ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ УЧИЛИЩА СИСТЕМЫ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ». Это дополнение выдвигает сама жизнь. Современное про изводство предъявляет высц- 1фебовЗ«ИЯ к . рабоч^к Кроме общеобразовательных знаний, нм еще необходимы и специальные, технические. Если сравнить молодого ра бочего, пришедшего на завод после окончания училища, и того, кто переступил порог проходной сразу после окон чания школы, то такое сравне ние окажется не в пользу пос леднего. Месяцы ученичества у бывше го десятиклассника надолго за тягиваются, многое он постига ет стихийно, доходя до .простых вещей с большим трудом. Новичкам помогают настав ники. Но у кадрового рабочего ограничено время. У него план: поэтому он объясняет ученику, как выполнять определенные операции, обычно на ходу. Выпускники нашего училища приходят на производство с до вольно высокими разрядами. Крановщики, к примеру, имеют 3—4-й, то есть по своей под готовке стоят на уровне рабо чего с пятилетнйм стажем. Теорию ребята изучают в учи лище; а практику проходят прямо на заводе, там, где цред- стрит в будущем ' работать. .Иными слова!®, "за десять ме сяцев учебы наши учащиеся детально знакомятся со своей будущей специальноетью. Уз нают завод. Первого сентября мы показываем ребятам фильм о НЛМЗ, потом проводим эк скурсии по цехам. Нашими выпускниками на базовом предприятии доволь ны. Многие отлично зарекомен довали себя, стали передовика ми производства, руководите лями крупных участков. Вот, к примеру, наш бывший учащийся А. М. Никитин. Он теперь руководит электротех нической лабораторией ТЭЦ НЛМЗ. Н. Стрельникова —эа- несеиа на Доску почета цеха, Г. Потемкин —стал победите лем конкурса на лучшего по профессии. Всего .за девятую пятилетку наше училище подготовило 2100 кяйлифицированных рабо чих для завода. Ребятд обучаются по восьми специальностям, им гаранти руется работа на Новолипец ком металлургическом заводе. В 45-й статье Конституции закрепляется право молодежи на получение образования, а ведь такой статьи нет ни в од ной конституции на Западе. Е. ДВУРЕЧЕНСКИЙ, секретарь комитета комсомола Липецкого технического училища № 27. Строить больше стадионов в спортивных организациях области в эти д ш продолжа ется обсуждение проекта но вой Конституции СССР. Про шло оно и во многих районных сельских обществах ДСО «Уро жай». Физкультурные работни ки тесно узязыва.пи статьи Кон ституции с решением своих практических дел. В статье 41-й проекта гово рится;. «Граждане СССР имеют право на отдых. Это право обеспечивается... расширени ем сети культурно-просвети тельных и оздоровительных уч реждений, развитием массово го спорта, физической культу ры и туризма...» Если говорить об областной физкультурной организации «Урожай», то мы наглядно !>и- дим, как положения Конститу- туции воплощаются в жизнь. Сейчас у нас 52.509 сельских фузкультурников. Только за последние два года в наше об щество вступило ещ е % тысячи человек. Построены новые спортив ные з ^ ы на Дрязгннской опытной станции, в совхозе- техникуме Усманского района, в совхозах «Хмелинецкий», «15 лет Октября». Вступила в строй спортивно - оздоровительная база в совхозе-техникуме «Конь-Колодсзсккй». Трудно перечислить все те спортивные комплексы, ста дионы и площадки, которые каждый год получают сельские физкультурники. Массовое уча стие сельских тружеников в различных спортивных м еро приятиях, в сдаче норм ГГО, несомненно, способствует и более высоким производствен ным показателям. Совсе^к недавно, на семина ре сельских тренеров по гире вому спорту, у нас вновь зашла речь о проекте Конституции, о некоторых добавлениях в этот документ. На наш взгляд, статью 12 следует дополнить. После строк «...расширения в сельской местности сети уч реждений народного образо вания, здравоохранения», вписать также «спортивно-оз доровительных без, стадио нов...». Думается, в проекте Консти туции СССР нужно четко обоз начить и функций должност ных лиц, руководителей’ хо зяйств в развитии массовой физкультуры в сельской мест- В. РАССКАЗОВ, зам. председателя облсовета ДСО «Урожай», мастер спорта. В комсомольских организациях ■ ВОЛОВО. в комсомольской группе Л1ТФ № 1 колхоза «Ро дина» состоялось отчетно-вы борное собрание. На нем отмечалось, что по производству молока хозяйство занимает одно из первых мест в районе. В этом есть большая заслуга и коллектива молочно товарной фермы,.N 2 1. Однако, молодые доярки говорили и о том, что еще не все сделано, можно- добиваться и более вы соких результатов. Собрание прошло по-деловому, интерес но. Грулкомсоргом избрана доярка Александра Руднева. ДОБРИНКА. Свыше 7000 комсомольцев и молодежи рай она участвуют в Ленинском зачете «Решения XXV съезда КПСС — в жизнь». Недавно, комсомольский штаб оперативной информации при РК ЁЛКСМ выпустил «бое вой .чисток» «Ленинский зачет — на отлично!» В нем расска зывается о том, как выполня ют свои социалистические обя зательства, записанные в лич ном комплексном плане «Учим ся кбм.мунизму, строим ком- згунизм», комсомольцы сов.хоза «Отрада» Владимир Егоров а Николай Фролов. !В «боевом листке», в. част ности, отмечается, что В. Его ров, возглавляя комсомольско- .молоделсное свекловичное, звено, сумел поставить р а ^ т у в коллективе так, что ежеднев но выкапываются корни на 4,5 гектарах при нормё 2,5. Обя зательство звена — получить по 280 центнеров свеклы с гек тара. Первые подсчеты сввде- те,тьсТвуют, что . урожайность составит около 300 цёйтйеров сладки.ч корней с гектара. Пар ни решили убрать всю са.чар- ную свеклу до 18 сентября. 1 3 ^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz