Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ • 2 «Граждане СССР имеют пра­ во на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осу­ ществлением всеобщего обя­ зательного среднего образо­ вания молодежи, широким раз­ витием профессионально-тех­ нического, среднего специаль­ ного и высшего образозания на основе связи обучения е- жизнью, с производством, раз­ витием заочного и вечернего образования...». (Статья 45-я(. Мне, старому учителю, труд­ но .читать эти строки проекта новой Конституции без волне­ ния. Вся моя жизнь связана со школой, с воспитанием и обу ­ чением молодежи. Вот и сейчас, вспоминая про­ житое, я невольно обращаюсь к тому времени, когда закла­ дывался фундамент тех глубо­ ких качественных изменений в жизни общества, которые сд е ­ лали возможным сегодняш- н.юю Конституцию, наше ны­ нешнее отношение к образо ­ ванию людей. Родился я в 1907 году в се-' мье крестьянина-бедняка. Подт ростком уехал в город Елец. Там кое-как перебивался на ко­ пейки, заработанные на бирже труда, на лесопильном и коже­ венном заводах. Так и остался бы тем-нь[м, забитым челове­ ком, если бы не Советская власть. Она круто изменила мою жизнь. Я был свидетелем того времени, когда проходил третий съезд комсомола. Вла­ димир Ильич Ленин сказал тогда, что новый мир без зна­ ний нам не построить. М ногих ' удивила задача, продиктован­ ная вождем, ведь в то время, «ЭТИМ ПРАВОМ- ДОРОЖУ» казалось, дела в стране были поважнее: кругом разруха, враги, пытающиеся задушить молодую республику. Но Ле­ нин сказал; «Учиться!», И я со многими юношами и девушкэ- очень- счастлив тем, что принял участие в воспитании многих юцршей и девушек. Работа в тридцать восьмой школе для меня особенно па­ мятна. По инициативе коллек- 138 имели возможность учить­ ся в нашем городе. Остальные — в вузах Москвы, Ленингра­ да, Ташкента, Караганды, Тю-' мени, Киева, Риги, Воронежа... Но учиться дальше — это, ра- ЗАВОЕВАНО ОКТЯБРЕМ ОБСУЖДАЕМ ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ СССР ми Ельца стал посещать заня-. тия вечерней школы- для взросль1Х, потом бь1л вечерний рабфак ,-И( наконец, ., Воронеж-, ский педагогический, институт. А вот у сь 1 на.'. моего „путь к получению высшего-; образова­ ния быльуже „совсем ■ друсцм. :В . 1950 году онтокончил школу, через пять'- лет ,—г Московский авиационный институт, " и вот уже двадцать один .год он ра­ ботает в-ДАЙИ, занимается сво ­ им любимым делом. Стаж моей работы — 54 го­ да, из НИХ 42 я отдал педаго­ гической деятельности. . И тиваучителей сейчас здесь со ­ бираются материалы для со з­ дания музея истории школы. Он расскажет об огромной работе, проводимой по обуче­ нию и .воспитанию молодого поколения,: ТО .замечательных тружениках,; которым школа дала .путевку в жизнь. ..Установлена . связь с 645 вы­ пускниками. Их судьба — яр- 'кое свидетельство, того, что в нашей ' стране не на словах, а на деле 'обеспечивается право на образование. Из этих ребят 188 человек закончили высшие учебные зазедениа, из них — зумеется, не обязательно по­ лучать высшее образование, учиться дальше —^это значит и приобрести современную инте­ ресную профессию, учиться дальше — это постоянно со­ вершенствоваться в избранной специальности, перенимать опыт других. Из числа тех выпускников, с которыми мы поддерживаем связь, 142 человека окончили техникумы, 83 — профтехучи­ лища, более шестидесяти о б у ­ чались на различных курсах. И, главное, большинство не соби­ раются останавливаться на до­ стигнутом, мечтают учиться дальше. Вот несколько отрывков из писем, пришедших в поиско­ вый отряд, который готовит материалы для будущ его му­ зея. Виктор Погорелое пишет! «После окончания зенитно-ре, кетного училища я поступил в военную академию...». Све­ та Попова, вязальщица Дома быта, сообщает; «Готовлюсь к поступлению в институт.,.». Оператор НЛМЗ. Лена Пано­ ва: «Шестидесятую годовщину Октября хочу встретить выпол­ нением производственного плана и поступлением в пед­ училище, на заочное отделе­ ние». И абсолютно в каждом письме есть слова «учеба», «учусь», «буду учиться». Мы так привыкли уже к не­ обыкновенно широким, разно­ сторонним правам на образо­ вание, что иногда это кажется обыденным, само собой разу­ меющимся. Я давно на заслуженном от- дь1Хе, но в школе, в которой работал последние годы, бы­ ваю часто. А сейчас, в дни, когда идет самая активная под­ готовка к открытию музея; я постоянно здесь. Мне и сейчас хочется принять посильное участие в деле воспитания на­ ших детей. Этот музей будет для них своеобразным свиде­ тельством выполнения одного из главных пунктов нашей Кон­ ституции, где говорится о пра­ ве каждого человека на обра­ зование. С. П. ПЛОХИХ, член областного совета педагогического общества РСФСР, отличник просве­ щения РСФСР и СССР, ветеран педагогического труда. Минуты познания... Удивительные, прекрасные, счастливые минуты. Пусть нелегким покажетсч сегодняшнее сочинение, пусть не сразу решишь трудную задачу — для того и идут они этой дорогой, чтобы открыть неизведанное, чтобы учиться. Сегодня, завтра, всю жизнь.. Учиться на благо Родины своей — Страны Советов.,. ПРЕДШАЮ д о а о ш ь .Сейчас по всей нашей стране идет горячее и заинтересован­ ное обсуждение проекта но­ вой Конституции СССР. Каждая строка этого важно­ го документа дышит'заботой о гражданах Советского Союза. Немало внимания уделяется в проекте воспитанию и образо­ ванию молодежи. Я предлагаю 45-ю статью Ос­ новного Закона, в которой, говорится о том, что граждане СССР имеют право на образо­ вание, которое обеспечивается бесплатностью видов образо­ вания, осуществлением всеоб­ щего обязательного среднего образования молодежи н т. д. дополнить словами; «ПОЛУ­ ЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОФЕС­ СИИ ДОЛЖНО ОСУЩЕСТВ­ ЛЯТЬСЯ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ УЧИЛИЩА СИСТЕМЫ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ». Это дополнение выдвигает сама жизнь. Современное про­ изводство предъявляет высц- 1фебовЗ«ИЯ к . рабоч^к Кроме общеобразовательных знаний, нм еще необходимы и специальные, технические. Если сравнить молодого ра­ бочего, пришедшего на завод после окончания училища, и того, кто переступил порог проходной сразу после окон­ чания школы, то такое сравне­ ние окажется не в пользу пос­ леднего. Месяцы ученичества у бывше­ го десятиклассника надолго за­ тягиваются, многое он постига­ ет стихийно, доходя до .простых вещей с большим трудом. Новичкам помогают настав­ ники. Но у кадрового рабочего ограничено время. У него план: поэтому он объясняет ученику, как выполнять определенные операции, обычно на ходу. Выпускники нашего училища приходят на производство с до­ вольно высокими разрядами. Крановщики, к примеру, имеют 3—4-й, то есть по своей под­ готовке стоят на уровне рабо­ чего с пятилетнйм стажем. Теорию ребята изучают в учи­ лище; а практику проходят прямо на заводе, там, где цред- стрит в будущем ' работать. .Иными слова!®, "за десять ме­ сяцев учебы наши учащиеся детально знакомятся со своей будущей специальноетью. Уз­ нают завод. Первого сентября мы показываем ребятам фильм о НЛМЗ, потом проводим эк­ скурсии по цехам. Нашими выпускниками на базовом предприятии доволь­ ны. Многие отлично зарекомен­ довали себя, стали передовика­ ми производства, руководите­ лями крупных участков. Вот, к примеру, наш бывший учащийся А. М. Никитин. Он теперь руководит электротех­ нической лабораторией ТЭЦ НЛМЗ. Н. Стрельникова —эа- несеиа на Доску почета цеха, Г. Потемкин —стал победите­ лем конкурса на лучшего по профессии. Всего .за девятую пятилетку наше училище подготовило 2100 кяйлифицированных рабо­ чих для завода. Ребятд обучаются по восьми специальностям, им гаранти­ руется работа на Новолипец­ ком металлургическом заводе. В 45-й статье Конституции закрепляется право молодежи на получение образования, а ведь такой статьи нет ни в од­ ной конституции на Западе. Е. ДВУРЕЧЕНСКИЙ, секретарь комитета комсомола Липецкого технического училища № 27. Строить больше стадионов в спортивных организациях области в эти д ш продолжа­ ется обсуждение проекта но­ вой Конституции СССР. Про­ шло оно и во многих районных сельских обществах ДСО «Уро­ жай». Физкультурные работни­ ки тесно узязыва.пи статьи Кон­ ституции с решением своих практических дел. В статье 41-й проекта гово­ рится;. «Граждане СССР имеют право на отдых. Это право обеспечивается... расширени­ ем сети культурно-просвети­ тельных и оздоровительных уч­ реждений, развитием массово­ го спорта, физической культу­ ры и туризма...» Если говорить об областной физкультурной организации «Урожай», то мы наглядно !>и- дим, как положения Конститу- туции воплощаются в жизнь. Сейчас у нас 52.509 сельских фузкультурников. Только за последние два года в наше об ­ щество вступило ещ е % тысячи человек. Построены новые спортив­ ные з ^ ы на Дрязгннской опытной станции, в совхозе- техникуме Усманского района, в совхозах «Хмелинецкий», «15 лет Октября». Вступила в строй спортивно - оздоровительная база в совхозе-техникуме «Конь-Колодсзсккй». Трудно перечислить все те спортивные комплексы, ста­ дионы и площадки, которые каждый год получают сельские физкультурники. Массовое уча­ стие сельских тружеников в различных спортивных м еро ­ приятиях, в сдаче норм ГГО, несомненно, способствует и более высоким производствен­ ным показателям. Совсе^к недавно, на семина­ ре сельских тренеров по гире­ вому спорту, у нас вновь зашла речь о проекте Конституции, о некоторых добавлениях в этот документ. На наш взгляд, статью 12 следует дополнить. После строк «...расширения в сельской местности сети уч­ реждений народного образо­ вания, здравоохранения», вписать также «спортивно-оз­ доровительных без, стадио­ нов...». Думается, в проекте Консти­ туции СССР нужно четко обоз­ начить и функций должност­ ных лиц, руководителей’ хо­ зяйств в развитии массовой физкультуры в сельской мест- В. РАССКАЗОВ, зам. председателя облсовета ДСО «Урожай», мастер спорта. В комсомольских организациях ■ ВОЛОВО. в комсомольской группе Л1ТФ № 1 колхоза «Ро­ дина» состоялось отчетно-вы­ борное собрание. На нем отмечалось, что по производству молока хозяйство занимает одно из первых мест в районе. В этом есть большая заслуга и коллектива молочно­ товарной фермы,.N 2 1. Однако, молодые доярки говорили и о том, что еще не все сделано, можно- добиваться и более вы­ соких результатов. Собрание прошло по-деловому, интерес­ но. Грулкомсоргом избрана доярка Александра Руднева. ДОБРИНКА. Свыше 7000 комсомольцев и молодежи рай­ она участвуют в Ленинском зачете «Решения XXV съезда КПСС — в жизнь». Недавно, комсомольский штаб оперативной информации при РК ЁЛКСМ выпустил «бое­ вой .чисток» «Ленинский зачет — на отлично!» В нем расска­ зывается о том, как выполня­ ют свои социалистические обя­ зательства, записанные в лич­ ном комплексном плане «Учим­ ся кбм.мунизму, строим ком- згунизм», комсомольцы сов.хоза «Отрада» Владимир Егоров а Николай Фролов. !В «боевом листке», в. част­ ности, отмечается, что В. Его­ ров, возглавляя комсомольско- .молоделсное свекловичное, звено, сумел поставить р а ^ т у в коллективе так, что ежеднев­ но выкапываются корни на 4,5 гектарах при нормё 2,5. Обя­ зательство звена — получить по 280 центнеров свеклы с гек­ тара. Первые подсчеты сввде- те,тьсТвуют, что . урожайность составит около 300 цёйтйеров сладки.ч корней с гектара. Пар­ ни решили убрать всю са.чар- ную свеклу до 18 сентября. 1 3 ^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz