Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

слово ВЕТЕРАНА ЗСТАФЕТЙ ПОДВИГОВ в сентябре месяце 1923 года нас. нескольких липецких ком­ сомольцев, вызвали в райком и предложили поехать на строи­ тельство железнодорожного П5'ти в степи под Сталингра­ дом. Прибыли мы на станцию Гря­ зи, где формировался железно­ дорожный эшелон, там уже бы­ ли комсомольцы из других рай­ онов области. Путь лежал на восток. Ехали в теплушках, то­ варных вагонах. По дороге пе - . ли — кое-кто из парней прихва­ тил из дома гармонь, балалай­ ку- И вот приехали на конечный пункт — станцию Арчада. Нас разместили в бараке, вдали от населенных пунктов. Первые недели ночевали на соломе. По утрам 'Грузили на ваго­ нетку инструмент и отправля­ лись в степь. Работали по- ударкому, с хорошей злостью, с подъемом. Слабаков не бы­ ло. А приходилось нелегко. Зато как мы были счастли­ вы, когда узнали, что задана ную нам работу мы закончили полностью. С гордостью выслу­ шали слова благодарности ме­ стных партийных работников, комсомольских вожаков строй­ ки. Возвращались домой с чув­ ством исполненного долга, бод­ рые, веселые, закаленные в ра­ боте. Прошли годы. Десятки лет. Сколько нового, прекрасного вошло в нашу жизнь! И лишь одно осталось неизменным: комсомольский энтузиазм. Го­ товность молодых быть на пе­ редних рубежах. И так же, как когда-то мы, отправляются в дальний путь юноши и девуш­ ки семидесятых. На БАМ. На КамАЗ. На строительство Ли­ пецкой Магнитки. Я, ветеран, горжусь внуками нашими. Я верю в них, продолжателей де­ ла первых комсомольцев! С. РАКОВ, ветеран комсомола. носвящаесят I Вчитайтесь в строки этой книги с проникновенным па- званием «Пережитое, неза­ бываемое», и перед вами оживут страницы летописи героических лел нашей комсомолии. Издательство «Молодая гвардия» выпу­ стило книгу воспоминаний ветерана комсомола Ивана Ивановича Чичерова, чья юность совпала с юностью нашей страны. у. автора книги завидная биография. Он был одним нз организаторов комсомо­ ла в Томске и Нижнем Новгороде, работал в нар- компросе и Главполитпро­ свете вместе с. ■\. В. Луна­ чарским и Н. К. Крупской. На. его долю выпало счастье слушать речь В. И. Ленина на III съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи... И еще одна новинка по­ явилась на прилавках книжных магазинов обла­ сти. Вся наша страна - актив­ но готовится к великому празднику — 60-летию Ок­ тября. Не отстают от взрос­ лых и дети советские пионеры, В дни юбилея они будут рапортовать о своих делах на торжественных сборах. Как, сделать сборы и праздничные концерты интересными, яркими? На этот вопрос отвечает вы­ пущенная нэзательством «Молодая гвардия» книга «День Великого Октября». В. АНДРЕЕВА. В СЮ ж и з н ь проработал Сергей Матвеевич Плот­ ников, механизатор кол- - хоза «Красный путиловец» Лев-Толстовского района, на родной земле . Поле научило любить нелегкий крестьянский труд. За. свою многолетнюю, бескорыстную работу хлебо­ роб награжден двумя орден а ­ ми «Знак Почета», медалью «За доблестнь 1 Й труд». Четверых сыновей вырастил Сергей Матвеевич. Трое из них работают сейчас в родном кол­ хозе. Сыновья крепко усвоили отцовскую мудрость; «Поле для крестьянина— это жизнь». ...В колхозе «Красный пути- ловец» тогда ещ е шли подбор ­ ка и обмолот ячменя. Дышали жаром поля, запах хлеба м е ­ шался с запахом разогретого машинного масла. — Душно!' — проговорил главный агроном хозяйства И. А. Аулов, вытирая тыльной Кем ЛЕНИНЕЦ сильна земля... стороной ладони вспотевшее лицо. — Вот, видите, вторым идет комсомольский агрегат братьев Плотниковых. Руково­ дит им Сергей. Молодцы, р е ­ бята! — удов.четворенно до ­ бавил агроном. Это была четвертая страда комсомольца Сергея Плотни­ кова и, надо сказать, особен ­ ная. В этом году он успешно закончил Первомайскую ср ед ­ нюю школу и начал самостоя­ тельно работать на комбайне «СК-4». В семье Плотниковых уста­ новлен неписаный закон. Ро­ дители не мешают детям в вы­ бор е профессии, но в горячую пору страды каждый из пар­ ней должен поработать на уборке . Познать настоящую це­ ну хлебу. Без этого, считает отец, не получится настоящего человека. Поэтому ещ е школь­ ником Сергей прошел хлебо­ робскую закалку. Три года ле­ том был штурвальным. Сперва — с отцом, потом — с опыт­ ным механизатором хозяйства М. Т. Рыбкиным. Ветераны су ­ мели передать пареньку года­ ми накопленный опыт и лю ­ бовь к земле, к технике. Жатву этого года Сергей на­ чинал с отцом. Через несколь­ ко дней тот сказал: — Давай-ка работай само ­ стоятельно. Вижу; получится у тебя и б е з моей опеки. Сам знаешь, время не ждет, нужно пахать землю под озимые, в механизаторов в хозяйстве . не хватает. Думаю , не подведешь. и А Л И делятся воспоминаниями рас казывают о тех, кто рядом] включаются в дискуссию Н А СТРАНИЦАХ «Ленин­ ца» вновь поднят воп­ рос о воспитании под­ ростков. Отмечено существен­ ное: если раньше мы были несравненно м ен ее о б е с ­ печены и могли принести ра­ дость своем у ребенку обнов ­ кой или хорошими конфетами, то теперь наши дети, как пра­ вило, имеют все это в избытке. Уровень жизни повысился, и родители .для детей ничего не жалеют, д а й зачем жалеть, если есть в се возможности одевать хорошо и красиво, кормить вдоволь и вкусно. Не думаю , что правы те, кто предлагает искусственно ограничивать по: требности детей, чтобы они оценили ВКУС хлеба и радость обновки. Дело обстоит слож­ нее. Еще Герцен когда-то го­ ворил о то.м, что осчастливить голодного легче всего — дать ем у кусок хлеба, и он счастлив. Он ставил вопрос — как осча­ стливить сытого? Сегодня этот вопрос вырос в острую, педаго­ гическую проблему. Мика хорошо питается, кра­ сиво одевается, для Мики — все. Разве это плохо? Она не любит труд — вот где корень зла. Но порождены ли ижди­ венческие наклонности Мики е е обеспеченностью — это ещ е неизвестно. Предлагают как лучшее ле­ карство иждивенчески настро­ енным подросткам — труд. В принципе верно. Но только в принципе — не более . А. С. Макаренко отмечал, что труд сам по се б е ещ е не воспитывает, и упрощение во ­ проса вредно. Как все легко разрешилось бы: заставь Ми­ ку работать любыми путями — она станет иной. Но вот б еда— Мика не хочет трудиться и ни­ чего с ней поделать нельзя, не б ер ет она лекарство в рот и все. Заставить? Заставляли — ничего из этого не вышло. Думаю, что в воспитании на­ до ориентироваться на поколе­ ние обеспеченных, на сытых, одетых, обутых, которых , кус­ ком хлеба не осчастливишь. И ставить п ер ед ними цепь — за­ работать, поддержать семью во многих случаях не прихо­ дится. Они понимают; в их за­ работке не очень нуждаются. ■ * См . «Ленинец» за 6 авгу- Увлечь трудом — вот путь к перевоспитанию Мики. И это не открытие, ^есь вопрос в том — как увлечь? Разве р ед ­ ко ребята загораются, взяв­ шись за то или иное дело, а потом по м ере того, как дело становится привычным, обы ­ денным, теряют к нему инте­ рес . Многое начинала и Мика, как нам известно. Чем это кон- тепьности. А заодно и секрет уменьшить усталость. Попро- Девочка оживляется, ожив­ ляется и е е подружка: — А что? Попробуем! Это, разумеется, первый этап, дальше надо поддержать, подбодрить, заметить успехи и ставить новые практические за ­ дачи. Так мы раздуваем искор- Ч п ш д е л а т ь € 1 М и к о й ? ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР чилось — тоже известно. Ми­ ка предпочла трудовой жизни жизнь праздную — неустойчи­ вую, сомнительную и, конечно, для нее самой скучную. Празд­ ность надоедает, но беда в том, что к ней быстро привы­ кают, гораздо быстрее, чем к рабочему ритму,' и от этой при­ вычки отказаться не могут — не научены ко.мандовать с о ­ бой. Это не ново — вспомним Илюшу Обломова, как он каз­ нил себя за это, но так и умер, обездоленный праз.*.чостью. Надо прививать не просто привычку к труду, хотя на пер­ вых порах это совсем неплохо, надо научить ребят творческо­ му подходу к работе, надо предельно развивать в них чув ство первооткрывателей в лю бом деле . Никто не говорит что это легко, но это надо ведь речь идет о наших детях «Надоели огурцы и помидо ры, глаза бы не смотрели» ,'— дружно жалуются ребята из лагеря труда и отдыха, соби­ рая эти овощи каждый день. Предлагаю: «А ты вместо пят­ надцати ведер , которые с е г о ­ дня даешь, попробуй сдать семнадцать при меньшей ' за­ трате сил и энергии. Изучи свои движения, подумай над прис.пособлениями, обмозгуй, может быть, сподручней соби­ рать вдвоем, втр'ое.м — найди секрет высокой произзоди- ку увлеченности. Однако инте­ ресно отметить, что уже на этом первом этапе «огурцы надоели»— отпало. С бор их вы­ звал творческую струю, кото­ рая, на АЛОЙ г.згляд, всесильна. Подарком,, добрым словом можно обрадовать на день— ■ другой, творчество — делает счастливым на много лет. Между тем, В. Сухомлинский отмечал, что развитие творче­ ства — самый запущенный уча­ сток пед.’ гогической работы в школе. Убежден , что жертвой этой запущенности стала Мика и ей подобные трудные под­ ростки из хорошо обеспечен­ ных семей. Говорят, что заядлым рыба­ ке,м становится тот, кто сумел вывести на б ер ег большую ры­ бу. Сам поймал. Вот так же, как рыбаку большая рыба, Ш'кольнику нужен творческий успех — сам, а ни кто-нибудь другой додумался, сам сделал, и лучше, чем делали до него. И человек, однажды окрылен­ ный творческой радостью, творческой победой, будет;, забывая про еду и сон, искать это «свое» в деле, к которому он приложил руки. .Дать школьнику собственнее, то есть о.духотворяющее его д е ­ ло, которое увлекает, — вот основа трудового воспита­ ния сегодня. В. БЕЗДЕНЕЖНЫХ. Пересел Сергей на трактор Т-150. А штурвальным у него стал младший брат. Для д евя ­ тиклассника Виктора это тоже не первая уборочная. Два года уже трудился с отцом. Всю уборочную страду про­ вел на полях колхоза и стар­ ший сын — Владимир Плотни­ ков. После службы в армии он вернулся в родное село. — Хороших сыновей выра­ стил Сергей Матвеевич, — го­ ворит И, А. Аулов. — У нас в- селе так и называют их: дина­ стия Плотниковых. Настоящая, хлеборобская. Такими людьми сильна земля. А. О 'ЮРМИН. сотрудник лев-толстовской районкой газеты «Путь Ильича». Наставимк- это А призвание Рассказы о наставниках... В редакционной почте их немало, писем, заметок, корреспонден­ ций, герои которых много си.ч и энергии, доброты л чуткости отдают мо.тодьш «не по служ­ бе, а по душе», взяв на себя заботу о первых шагах начина­ ющих рабочих, ПОДРОСТКОВ Бступающпх в тпуповую жизнь бот одно из этих писем. Имя наставницы Неонилы Павловны Сусловой хопошо из­ вестно не только в автоматппм цехе тракторного .завода. Побе­ дитель социалистического, со­ ревнования, Ударник коммуни­ стического труда, за 2Я лет ра­ боты в коллективе оия з я с .л уж и - ла уважение товапгпмей, о/’о- бенко чо,!!ояежи. — С 1962 года мм тпучимсо вместе с Неонилой Пяв.вовчой. — говорит кавалер орлеца Тпч. дового Красного Знамени, председатель совета мастеолв цеха стаощий мастеч В. В. Хя- Рин. — И почти каждый молл, пои человек свой первый, тяг на производстве делает с ее помощью. Научить настраивать станок намного проще, чем най­ ти со своими воспитанниками общий язык, воспитать в чело­ веке любовь к делу, У Неони­ лы Павловны это получается. Получается... Но '-ко.зько ду­ шевной теплоты, заботы прихо­ дится отдавать, прежде чем из новичка выйдет,, хороший спе­ циалист! — Я пришла работать на за­ вод в 19,51 году. — рассказы­ вает Н. П. Суслова, — Закон­ чила ремесленное училище. И всегда с благодарностью «спл- минаю И. Е. Бочарова. В. И. Черкасова (ныне он почетный тракторостроитель), И. С. Улья­ нова, которые помогали мне на первых порах. Работала по пя­ тому разряду токарем. Потом с их помощью освоила специаль­ ности фрезеровщика, шлифов­ щика, прессовщика. На собст­ венном примере знаю как не­ обходима поддержка .молодым, Нина Каширина. Таня Шлы­ кова, Рая Бирюкова — воспи­ танницы ветерана. Разные до­ роги избрали они. Нина и Рая остались работать здесь, в ав­ томатном. Таня закончила ма­ шиностроительный техникум. Но где бы девушки ни работа­ ли. где бы ни учились, они всегда будут помнить Неонилу Павловну. Недавно ей был вручен на­ грудный знак Центрального Комитета комсомола «Настав­ ник молодежи». Это большая награда за кропотливый ответ­ ственный труд с подрастающей сменой. С. ЛОЩИЛ ИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz