Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)
слово ВЕТЕРАНА ЗСТАФЕТЙ ПОДВИГОВ в сентябре месяце 1923 года нас. нескольких липецких ком сомольцев, вызвали в райком и предложили поехать на строи тельство железнодорожного П5'ти в степи под Сталингра дом. Прибыли мы на станцию Гря зи, где формировался железно дорожный эшелон, там уже бы ли комсомольцы из других рай онов области. Путь лежал на восток. Ехали в теплушках, то варных вагонах. По дороге пе - . ли — кое-кто из парней прихва тил из дома гармонь, балалай ку- И вот приехали на конечный пункт — станцию Арчада. Нас разместили в бараке, вдали от населенных пунктов. Первые недели ночевали на соломе. По утрам 'Грузили на ваго нетку инструмент и отправля лись в степь. Работали по- ударкому, с хорошей злостью, с подъемом. Слабаков не бы ло. А приходилось нелегко. Зато как мы были счастли вы, когда узнали, что задана ную нам работу мы закончили полностью. С гордостью выслу шали слова благодарности ме стных партийных работников, комсомольских вожаков строй ки. Возвращались домой с чув ством исполненного долга, бод рые, веселые, закаленные в ра боте. Прошли годы. Десятки лет. Сколько нового, прекрасного вошло в нашу жизнь! И лишь одно осталось неизменным: комсомольский энтузиазм. Го товность молодых быть на пе редних рубежах. И так же, как когда-то мы, отправляются в дальний путь юноши и девуш ки семидесятых. На БАМ. На КамАЗ. На строительство Ли пецкой Магнитки. Я, ветеран, горжусь внуками нашими. Я верю в них, продолжателей де ла первых комсомольцев! С. РАКОВ, ветеран комсомола. носвящаесят I Вчитайтесь в строки этой книги с проникновенным па- званием «Пережитое, неза бываемое», и перед вами оживут страницы летописи героических лел нашей комсомолии. Издательство «Молодая гвардия» выпу стило книгу воспоминаний ветерана комсомола Ивана Ивановича Чичерова, чья юность совпала с юностью нашей страны. у. автора книги завидная биография. Он был одним нз организаторов комсомо ла в Томске и Нижнем Новгороде, работал в нар- компросе и Главполитпро свете вместе с. ■\. В. Луна чарским и Н. К. Крупской. На. его долю выпало счастье слушать речь В. И. Ленина на III съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи... И еще одна новинка по явилась на прилавках книжных магазинов обла сти. Вся наша страна - актив но готовится к великому празднику — 60-летию Ок тября. Не отстают от взрос лых и дети советские пионеры, В дни юбилея они будут рапортовать о своих делах на торжественных сборах. Как, сделать сборы и праздничные концерты интересными, яркими? На этот вопрос отвечает вы пущенная нэзательством «Молодая гвардия» книга «День Великого Октября». В. АНДРЕЕВА. В СЮ ж и з н ь проработал Сергей Матвеевич Плот ников, механизатор кол- - хоза «Красный путиловец» Лев-Толстовского района, на родной земле . Поле научило любить нелегкий крестьянский труд. За. свою многолетнюю, бескорыстную работу хлебо роб награжден двумя орден а ми «Знак Почета», медалью «За доблестнь 1 Й труд». Четверых сыновей вырастил Сергей Матвеевич. Трое из них работают сейчас в родном кол хозе. Сыновья крепко усвоили отцовскую мудрость; «Поле для крестьянина— это жизнь». ...В колхозе «Красный пути- ловец» тогда ещ е шли подбор ка и обмолот ячменя. Дышали жаром поля, запах хлеба м е шался с запахом разогретого машинного масла. — Душно!' — проговорил главный агроном хозяйства И. А. Аулов, вытирая тыльной Кем ЛЕНИНЕЦ сильна земля... стороной ладони вспотевшее лицо. — Вот, видите, вторым идет комсомольский агрегат братьев Плотниковых. Руково дит им Сергей. Молодцы, р е бята! — удов.четворенно до бавил агроном. Это была четвертая страда комсомольца Сергея Плотни кова и, надо сказать, особен ная. В этом году он успешно закончил Первомайскую ср ед нюю школу и начал самостоя тельно работать на комбайне «СК-4». В семье Плотниковых уста новлен неписаный закон. Ро дители не мешают детям в вы бор е профессии, но в горячую пору страды каждый из пар ней должен поработать на уборке . Познать настоящую це ну хлебу. Без этого, считает отец, не получится настоящего человека. Поэтому ещ е школь ником Сергей прошел хлебо робскую закалку. Три года ле том был штурвальным. Сперва — с отцом, потом — с опыт ным механизатором хозяйства М. Т. Рыбкиным. Ветераны су мели передать пареньку года ми накопленный опыт и лю бовь к земле, к технике. Жатву этого года Сергей на чинал с отцом. Через несколь ко дней тот сказал: — Давай-ка работай само стоятельно. Вижу; получится у тебя и б е з моей опеки. Сам знаешь, время не ждет, нужно пахать землю под озимые, в механизаторов в хозяйстве . не хватает. Думаю , не подведешь. и А Л И делятся воспоминаниями рас казывают о тех, кто рядом] включаются в дискуссию Н А СТРАНИЦАХ «Ленин ца» вновь поднят воп рос о воспитании под ростков. Отмечено существен ное: если раньше мы были несравненно м ен ее о б е с печены и могли принести ра дость своем у ребенку обнов кой или хорошими конфетами, то теперь наши дети, как пра вило, имеют все это в избытке. Уровень жизни повысился, и родители .для детей ничего не жалеют, д а й зачем жалеть, если есть в се возможности одевать хорошо и красиво, кормить вдоволь и вкусно. Не думаю , что правы те, кто предлагает искусственно ограничивать по: требности детей, чтобы они оценили ВКУС хлеба и радость обновки. Дело обстоит слож нее. Еще Герцен когда-то го ворил о то.м, что осчастливить голодного легче всего — дать ем у кусок хлеба, и он счастлив. Он ставил вопрос — как осча стливить сытого? Сегодня этот вопрос вырос в острую, педаго гическую проблему. Мика хорошо питается, кра сиво одевается, для Мики — все. Разве это плохо? Она не любит труд — вот где корень зла. Но порождены ли ижди венческие наклонности Мики е е обеспеченностью — это ещ е неизвестно. Предлагают как лучшее ле карство иждивенчески настро енным подросткам — труд. В принципе верно. Но только в принципе — не более . А. С. Макаренко отмечал, что труд сам по се б е ещ е не воспитывает, и упрощение во проса вредно. Как все легко разрешилось бы: заставь Ми ку работать любыми путями — она станет иной. Но вот б еда— Мика не хочет трудиться и ни чего с ней поделать нельзя, не б ер ет она лекарство в рот и все. Заставить? Заставляли — ничего из этого не вышло. Думаю, что в воспитании на до ориентироваться на поколе ние обеспеченных, на сытых, одетых, обутых, которых , кус ком хлеба не осчастливишь. И ставить п ер ед ними цепь — за работать, поддержать семью во многих случаях не прихо дится. Они понимают; в их за работке не очень нуждаются. ■ * См . «Ленинец» за 6 авгу- Увлечь трудом — вот путь к перевоспитанию Мики. И это не открытие, ^есь вопрос в том — как увлечь? Разве р ед ко ребята загораются, взяв шись за то или иное дело, а потом по м ере того, как дело становится привычным, обы денным, теряют к нему инте рес . Многое начинала и Мика, как нам известно. Чем это кон- тепьности. А заодно и секрет уменьшить усталость. Попро- Девочка оживляется, ожив ляется и е е подружка: — А что? Попробуем! Это, разумеется, первый этап, дальше надо поддержать, подбодрить, заметить успехи и ставить новые практические за дачи. Так мы раздуваем искор- Ч п ш д е л а т ь € 1 М и к о й ? ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР чилось — тоже известно. Ми ка предпочла трудовой жизни жизнь праздную — неустойчи вую, сомнительную и, конечно, для нее самой скучную. Празд ность надоедает, но беда в том, что к ней быстро привы кают, гораздо быстрее, чем к рабочему ритму,' и от этой при вычки отказаться не могут — не научены ко.мандовать с о бой. Это не ново — вспомним Илюшу Обломова, как он каз нил себя за это, но так и умер, обездоленный праз.*.чостью. Надо прививать не просто привычку к труду, хотя на пер вых порах это совсем неплохо, надо научить ребят творческо му подходу к работе, надо предельно развивать в них чув ство первооткрывателей в лю бом деле . Никто не говорит что это легко, но это надо ведь речь идет о наших детях «Надоели огурцы и помидо ры, глаза бы не смотрели» ,'— дружно жалуются ребята из лагеря труда и отдыха, соби рая эти овощи каждый день. Предлагаю: «А ты вместо пят надцати ведер , которые с е г о дня даешь, попробуй сдать семнадцать при меньшей ' за трате сил и энергии. Изучи свои движения, подумай над прис.пособлениями, обмозгуй, может быть, сподручней соби рать вдвоем, втр'ое.м — найди секрет высокой произзоди- ку увлеченности. Однако инте ресно отметить, что уже на этом первом этапе «огурцы надоели»— отпало. С бор их вы звал творческую струю, кото рая, на АЛОЙ г.згляд, всесильна. Подарком,, добрым словом можно обрадовать на день— ■ другой, творчество — делает счастливым на много лет. Между тем, В. Сухомлинский отмечал, что развитие творче ства — самый запущенный уча сток пед.’ гогической работы в школе. Убежден , что жертвой этой запущенности стала Мика и ей подобные трудные под ростки из хорошо обеспечен ных семей. Говорят, что заядлым рыба ке,м становится тот, кто сумел вывести на б ер ег большую ры бу. Сам поймал. Вот так же, как рыбаку большая рыба, Ш'кольнику нужен творческий успех — сам, а ни кто-нибудь другой додумался, сам сделал, и лучше, чем делали до него. И человек, однажды окрылен ный творческой радостью, творческой победой, будет;, забывая про еду и сон, искать это «свое» в деле, к которому он приложил руки. .Дать школьнику собственнее, то есть о.духотворяющее его д е ло, которое увлекает, — вот основа трудового воспита ния сегодня. В. БЕЗДЕНЕЖНЫХ. Пересел Сергей на трактор Т-150. А штурвальным у него стал младший брат. Для д евя тиклассника Виктора это тоже не первая уборочная. Два года уже трудился с отцом. Всю уборочную страду про вел на полях колхоза и стар ший сын — Владимир Плотни ков. После службы в армии он вернулся в родное село. — Хороших сыновей выра стил Сергей Матвеевич, — го ворит И, А. Аулов. — У нас в- селе так и называют их: дина стия Плотниковых. Настоящая, хлеборобская. Такими людьми сильна земля. А. О 'ЮРМИН. сотрудник лев-толстовской районкой газеты «Путь Ильича». Наставимк- это А призвание Рассказы о наставниках... В редакционной почте их немало, писем, заметок, корреспонден ций, герои которых много си.ч и энергии, доброты л чуткости отдают мо.тодьш «не по служ бе, а по душе», взяв на себя заботу о первых шагах начина ющих рабочих, ПОДРОСТКОВ Бступающпх в тпуповую жизнь бот одно из этих писем. Имя наставницы Неонилы Павловны Сусловой хопошо из вестно не только в автоматппм цехе тракторного .завода. Побе дитель социалистического, со ревнования, Ударник коммуни стического труда, за 2Я лет ра боты в коллективе оия з я с .л уж и - ла уважение товапгпмей, о/’о- бенко чо,!!ояежи. — С 1962 года мм тпучимсо вместе с Неонилой Пяв.вовчой. — говорит кавалер орлеца Тпч. дового Красного Знамени, председатель совета мастеолв цеха стаощий мастеч В. В. Хя- Рин. — И почти каждый молл, пои человек свой первый, тяг на производстве делает с ее помощью. Научить настраивать станок намного проще, чем най ти со своими воспитанниками общий язык, воспитать в чело веке любовь к делу, У Неони лы Павловны это получается. Получается... Но '-ко.зько ду шевной теплоты, заботы прихо дится отдавать, прежде чем из новичка выйдет,, хороший спе циалист! — Я пришла работать на за вод в 19,51 году. — рассказы вает Н. П. Суслова, — Закон чила ремесленное училище. И всегда с благодарностью «спл- минаю И. Е. Бочарова. В. И. Черкасова (ныне он почетный тракторостроитель), И. С. Улья нова, которые помогали мне на первых порах. Работала по пя тому разряду токарем. Потом с их помощью освоила специаль ности фрезеровщика, шлифов щика, прессовщика. На собст венном примере знаю как не обходима поддержка .молодым, Нина Каширина. Таня Шлы кова, Рая Бирюкова — воспи танницы ветерана. Разные до роги избрали они. Нина и Рая остались работать здесь, в ав томатном. Таня закончила ма шиностроительный техникум. Но где бы девушки ни работа ли. где бы ни учились, они всегда будут помнить Неонилу Павловну. Недавно ей был вручен на грудный знак Центрального Комитета комсомола «Настав ник молодежи». Это большая награда за кропотливый ответ ственный труд с подрастающей сменой. С. ЛОЩИЛ ИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz