Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ ф 3 1 СЧАСТЛИВОГО ПУТИ в СТРАНУ ЗНАНИИ! 3 Й ЛЕНИНЕЦ А. И. Тепленнчев: — Вы ведь в этом году «ве­ черку» закончили, Алексей? А. Фароков: — Да. Веспой сдал послед­ ний экзамен... А. И. Тепленнчев: — Значит, первое оеятября уже будете встречать не за школьной партой? А. Фаронов: — И, знаете, Александр Ива­ нович, это даже немножко грустно. Пока учился, все ду­ мал: скорей бы закончить шко­ лу. Нелегко ведь все-таки и учиться, и работать. Иногда сам диву давался: и как еще все успеваю? А сейчас вроде бы чего-то не хватает, Вроде бы неполной жизнью живешь, понимаете? К и. Тепленнчев: — Это вы хорошо сказали; без учебы жизнь, в само.м деле, неполная. Ну, вы, я думаю, строите какпё-то планы на будуи:ее? Институт, техникум... А. Фаронов: — Техникум. Металлургиче­ ский. В институт пока не решз- А. И. Тепленичев: — Как вы, Алексей, сами счи. таете: для вас это необходи­ мость или, скажем, просто же­ лание не отстать от других? А. Фаронов: — Да дело дал^е н не в дип­ ломе: Не отстать от других, ес­ ли речь идет об учебе, о знани­ ях — разве это плохо? Л необ­ ходимость... Так она действи­ тельно есть, необходимость учиться, да еще какая! Вот у меня, например, так складыва­ лось. На завод пришел восемь лет назад, сразу после' армии. Хотелось работать на Иоволи- пецком. а профессии никакой че было. Всей «науки» — де­ вять классов. Приняли в цех подкрановым рабочим. Ска­ зать, чтобы трудное дело? Да нет. Неинтересно. Нагружай, разгружай. А ребята в цехе над расчетами .колдуют, о пробле­ мах технологии всерьез гово­ рят... Я же, выходит, в сто 1 ро- не, хоть и рядом совсем. Вот тогда и почувствовал; пунсиа специальность, нужно учиться. Поступил в вечерне-сменное училище. Отработаю — и за книжки... Получил профессию оператора-резчшеа. По'сле окон­ чания училища проработал год оператором, а потом поставиши меня старшим резчиком... И в «вечерку» пошел не слу­ чайно. Десятый, одиннадцатый класс. Что-то конкретное, чему в школе учат, может, и не всегда в работе годится, зато чувствуешь себя намного уве­ реннее, особенно, если дело ка­ сается, к примеру, каких-либо математических расчетов. Что и говорить — работать инте­ реснее, если больше знаешь. Ты уже не просто механически ны- полняешь задание, а подхо­ дишь к нему тво'рчески, мыс­ лишь шире..-. А. И. Тепленнчев: , — Ваш пример убеждает... И все-таки нередко, беседуя с мо­ лодыми людьми, слышишь та­ кое: я потому пршнел на завод, , что учиться больше не хочу. А ко мне, мол, пристают, в «ве­ черку» агитируют, учителя по пятам ходят. Подумаешь — ат­ тестат, меня и так работа уст­ раивает, и зарабатываю я не хуже других... А. Фаронов: — Я двести рублей получал. З А Б О Т А К А Ж Д О Г О Д Н Я ДИАЛОГ О ПРОБЛЕМАХ УЧЕБЫ МОЛОДЫХ РАБО- ЧЙХ ВЕДУТ СЕКРЕТАРЬ ПАРТКОМА НОВОЛИПЕЦ­ КОГО МЕТАЛЛУРГИЧЕ­ СКОГО ЗАВОДА А. И. ТЕП- ЛЕНИЧЕВ И СТАРШИЙ РЕЗЧИК ЛИСТОПРОКАТ­ НОГО ЦЕХА № 3 АЛЕКСЕЙ А. И. ТЕПЛЕНИЧЕВ АЛЕКСЕЙ ФАРОНОВ когда рабочим был. Вполне до­ статочно. Но. в сущности, не в материальной стороне дело. К тому же не только ведь одним производством живет человек. Чтобы интересно было — нуж­ но много знать. Очень это вер­ ное утвернсдение: «Надо знать все о чем-то и понемногу обо всем». Сейчас рабочий так же охотно читает, скажем, попу­ лярную литературу по киберне­ тике, как н инженер, и науч­ ный работник. Стоит лн удив­ ляться? Люди учатся не только для того, чтобы стать грамот­ ными специалистами, но и для того, чтобы идти в ногу со вре­ менем. Уверен, что те, кто не хочет сейчас учиться, непремен­ но спохватятся... ' А. И. Тепленнчев; — Жаль, что молодые чие порой попросту вают одно очень важное ятельстЕо: совре.мешюе произ­ водство стремительно обновля­ ется, появляются десятки инте­ реснейших профессий, которые требуют знаний, широкого кру­ гозора, творческих навыков. Научно-технический прогресс. буквально на глазах меняет функции и змщктер труда ра­ бочего, прис^Ает его ж управ­ лению автомЯжой. В сталели­ тейном производстве, напри­ мер, на месте разливщиков и сифоищ'иков появились рабо­ чие ■операторы непрерывной разливки стали. Осваивать но­ вую технику зачастую прихо­ дится, меняя профессию. Ко­ нечно. лучше справится с та­ кой задачей рабочий.со сред­ ним образованием. Человек же без хорошей тео­ ретической подготовки, без достаточного запаса знаний вряд ли сможет по-нэ'ч лящему повелевать автоматикой. Статистика доказывает, что и производительность труд.э ра­ бочего иепосредстБсшот ’з:»висит от его образования, и способ­ ность к научно-тс.г ическому творчеству... ^ А. Фаронов; ' — И ведь на заводе делается все для того, чтобы помочь же­ лающим учиться... А. И. Тепленичев: — Это верно. Повышение об­ щеобразовательного уровня рабочих стало у нас одной из главных забот. Вопрос этот не снимается с повестки дня са­ мых представительных сове­ щаний. И совсем не случайно. Сейчас на заводе из числа мо­ лодежи в возрасте до двадцати девяти лет более полутора ты­ сяч человек не имеют среднего образования. Приятно говорить, что мно­ гие сотни парней и девушек за­ кончили различные учебные за- , ведения или продолжают уче-' бу, но... и учиться еще есть ко- Кроме вечерней школы, мо­ лодые рабочие могут пзеешать, прямо в цехах, консультацион­ ные пункты, их уже игшольКо па заводе. А в этом голу сга- иет еще больше. Ведь удобно, правда? Немало делают по <к:'М 1 Плек- тованию «вечерки» специаль­ ная учебно-методическая ко­ миссия, созданная на заводе, партком, комитет ко.мсомола. учителя. Однако и поводоз для беспокойства еще достаточно. В ККЦ-2, скажем, 123 моло­ дых рабочих не имеют средне­ го образования, Подалй заяв­ ление в школу — 33. Маловато, даже если и учесть, что .у мно­ гих есть' пока серьезные при­ чины. Но можно ли понять парня, который спокойно пояс­ няет: «Учиться не буду, я все забыл». ■ . Что же делать? Сразу хо­ чется сказать вот о чем: гораз­ до чаще «ждут» ученика учите-" ля вечерней школы, — мастера же, бригадиры, •товарищи по работе порой попроегу забы­ вают, что они, именно .они, в первую очередь, должны быть заинтересованы в росте знаний рабочего, что именно они дол­ жны дать почувствовать е,му это, помочь дело.м, добрым со- 06 этом должны заботиться наставники молодых. Г1арень обязан сполна сознавать, что его знания нужны бригдде, за­ воду. Вот в чем главное. И еще об одном. Агитация за общеобразовательную учебу не должна стоять особняком. -Се­ годня нельзя расс.матри;вать профессиональную подготовку рабочих отдельно от нх нравст­ венного воспитания, рост зна­ ний людей — от роста их об­ щественной активности. Чело­ век должен развиваться все­ сторонне, гармонично. Заботой об этом проникнут и проект Конституции СССР. И мы обя­ заны сделать так, чтобы гар­ моничное развитие личности стало заботой каждого дня, Беседу записала КАЙДАШКО. Последний день каникул З АБРОСИВ удочки, Бо­ рис Яковлевич встречал первые уже нежаркие лучи августовского солнца. Отпуск Ипатов обычно берет в конце лета, когда природа одевает проща-тьный, золотой наряд, и отправляется на берег Матыры. Сегодня Борис Яковлевич с каким-то пропзительно-пзуст- ным чувство.м любовался В 01 С- ходом, пытаясь притормозить быстрый полет минут, часов, сохранить, запечатлеть их в па- — Завтра на занятия в тех­ никум. — А ты, папка, поторопился, два годика подождал бы еще и вместе б ходили на занятия,— вспомнил шутливые слова сво­ ей дочери-девятиклассницы. — Ничего, лучше поздно, чем никогда, — думает он. В прошлом году, когда отнес документы в мета.тлургический техникум, будто гора с плеч свалилась. Наконец-то, решил­ ся. Друзья одобрили: «Давно бы. Сколько уговаривали». Многие из них тоже уже от­ цами семейств, в тридцать с хво­ стиком, взялись за учебу. Те­ перь стали мастерами, началь­ никами цехов. Когда шел па первое заня- 1 е, знаменитый бригадир, ор­ деноносец волновался, как мальчишка. Боялся, что будет группе самы.м старым. Но опасения оказались иапрасны- «Вечерпики» подобрались разных возрастов—от 18 до 43 лет. А кое-кто н постарше. На занятия Борне Яковлевич ходил аккуратно. Четыре раза в неделю. В депутатской группе попросил, чтобы его приемный день перенесли на среду, когда пет лекций в технику-че, Отка- Нелегко приходилось, но он ке сдавался. В группе выбрали старостой. Вскоре Борис Яков­ левич заметил: занятия регу­ лярно посещали «старички», а молодежь могла и прогулять. Ипатова это огорчало: теряют ребята дорогое время. Он не упускал возможности Погово­ рить с ними по душам, как . привык у себя в цехе, со сво­ ими ребятами. И слово его дей­ ствовало. Искренность подку- Один парень кз его бригады в этом году тоже в техникум поступил. А вообще, учатся у них на участке многие. Жизнь застаи- ляет не стоять на месте. На заводе Борис Яковлевич уже считает себя ветеранам. Двадцать лет — это немало. За это время трубцех .№ 2^стал для него родным. Работа сложная, по интерес­ ная. Приходилось много читать и по электрооборулованшо, и по литью металла. Ведь цент­ робежное литье—капризное, и от качества металла немало за­ висит. Вот из-за чего получает­ ся трещина? Иногда — из-за Фосфора. Нужно, чтобы его было 0,2—0,3 процента. Если меньше, то поАлет брак при из­ готовлении четырехдюймовых труб, если больше — возникнут проблемы с «двенадцатидюй- мовками». Сейчас это хорошо известно рабочим, а несколько лет назад ребята в его брига­ де долго ломали голову над причиной брака. Сам Ипатов изучил кучу книг. Тогда-то и почувствовал особенно остро, что знаний маловато и после недолгих раздумий пошел' в / 1 ’ехникум. ...Рыба в этот последний день летних каникул у Ипатова кле­ вала хорошо. «Да, теперь дол­ го сюда пе выберусь, — улыб­ нулся Борис Яковлевич, - ' з а - ' втра, как и дочка, сяду за учебники. Иу, что ж: в нынеш­ ний век нельзя иначе...». Удачи Виктора Вострикова — Иу, что, Виктор, поздрав­ ляю! Будь достойным .ченин- цем, — и секретарь заводского комитета ко.мсомола протянул Полоса удач началась с раз­ говора с вернувшимся кз от­ пуска мастером, который, по­ хлопав его по плечу, сказал: — Парень ты, я смотрю, тол­ ковый, В школу спазу пошел, пе отлыниваешь от занятий, ра, ботаешь неплохо. Готовься, скоро на второй разряд бу­ дешь сдавать. ЗА С ТАЖ ОМ И ЗА ПАРТОЙ «Поощрять молодежь, успешно сочетающую учебу с работой на заводе, оказывать ей преимущество при повышении ра.з- рядов и продвижении по работе, не направлять в длительные командировки». (Из § 2 приказа № 188-К от 17 мая 1977 года ПО заводу «Свободный сокол»). Первого сентября в вечерние школы, придут сто заводчан, около восьмидесяти сокольцев займут места в аудиториях ву- сто производственников начнут новый учебный год в тех­ никумах. Среди этого большого отряда будут и кавалер орденов Ле- шша, Трудового Красного Знамени, ордена «Знак Почета» бри­ гадир Б. Я. Ипатов, и заместитель секретаря комсомольской организации ремонтно-механического цеха шлифовщица Ва­ лентина Седых, и слесарь.модельщик модельно-инструмситаль- цеха Виктор Востриков. Вострикову, невысокому, хруп­ кому пареньку, маленькую алую •книжицу — комсомоль­ ский билет. Виктор попытался что-то сказать, но нс смог преодолеть волнения и только крепко-креп­ ко пожал сильную руку секре- — Бывает же так в жи,зни,— думал он по дороге домой. — Живет человек. Идут дни за днями, такие похожие, ничем не примечательные, и вдруг... все меняется. Приходит настоя­ щая большая радость. второй год. В школе он актив­ ностью не отличался, а здесь оказался чуть ли нс в самом центре всех комсомольских дел Молодежи в модельно-инст­ рументальном больше, чем в любых других цехах завода. Более тридцати парней и дев­ чат пришли сюда в прошлом году вместе с Виктором. И поч. ти сразу комсорг дал каждому поручение. Виктор стал членом народной дружины, принимал участие в выпуске «боевых ли­ стков» «КГЬ. Не пропустил ни И вот на стол секретаря лег­ ло заявление Епктора Востри­ кова, в котором он просил принять его в комсомол, пото­ му что хочет быть -в .рядах строителей коммунизма. Проголосовали за его прием дружно. Вите — .девятнадцать. Вес­ ной он получит аттестат' врело- сти. А потом — армия. Р Л ф том он обязательно — ужЩф- шено — вернется на завод. В свой цех. Но это все потом. А пока у Вити полоса везе­ ния. Впрочем, почему «везе­ ния»? Ведь «виновником» того, что обстоятельства складыва­ ются для него так удачно, яв­ ляется он сам. Его настойчи­ вость и трудолюбие. & о тяга к знаниям. Нелегкое призвание На выпускном вечере одно­ классники дарили Вале Седых книги о милиции. Зпалн: лучше подарка для нее пе придумать: Валя мечтала стать юристом. А через полгода, когда встрети­ лась со школьной подружкой. Валя удивила ее: . — Знаешь; а я ведь учусь в политехническом йнстнтуте на факультете черных металлов. И работаю. Шлифовщицей на за­ воде «Свободный сокол». —■Л как же юридический?— 'спросила одпокласспйца. — Да так уж вышло,—улыб­ нулась Валя. — И знаешь; пе жалею. И учеба интересная, и рабо'га.' Поступала в «политех» на дневное. Но... три экзамена еда-, ла, а четвертый — по матема*. таке — завалила. Если бы не друзья, махнула бы на все ру­ кой. Но те настоя.дн: «Иди на ■ечернее». Во второй раз экзамены Ва- ля сдала успешно. Работать пошла на «Свободный сокол».' Выбрала первую попавшуюся профессию — шжгфовщицы. И на этом случайности в ее жиз­ ни окончились. Занимаясь в «политехе», В. Седых окончила 16-е про­ фессиональное училище, при чем, с отличием. Профессия и учеба допо.тня ли друг друга. Как-то дали Г - лентине и институте зада' сделать чертеж патрона и с; яснить его. Эту работу С‘'дых выполнила лшжо: такой патрон стоял па ее В цехе о т ^ ^ т с я к Вале с уважевием., И не только пото­ му, что она показала'Себя уме­ лой работницей — ей не раз присваивалось звание «Лучший молодой рабочий». .Придавала ей «вес» и учеба в институте. Частенько приходят ребята за помощью. — Помоги с задачками, у нас в «вечерке» завтра контроль- — Валь, ты в институте учишься, должна знать, как за- крештт эту деталь. Ме на все вопросы, конечно, находила сразу ответ. Но зва­ ние «студент» обязывало, и нередко после работы Валя, не заглянув домой, спешила в биб- диотеху; ;А на следующий день, до­ вольный парень, получив совет, говорил друзьям; — Валентина у нас голойа, недаром а институте учится. Недавно Вале предложил!) перейти в заводскую даборЧто- рию,ио она отказалась: — Рановато. Чтобы стать хо- рошим инженером, надо мне еше за станком постоять. Начала этого учебииго года. Валентши ждет с «етерпепя- ем: на четвертом курсе будут читать спецдисциплины. ппямо связаш!ые с ее профессией. Это Валентине особенно ■интерес­ но. К тому же она просто-на- нросто сосяарбшась по гулким аудиториям, по горячим спо­ рам в перерывах между «пара­ ми», по всему тому, что зовет­ ся студенческой жизнью. И. ТКАЧЕНКО. г. Липецк, завод . «Свободный сокол». В ЛИПЕЦКО.М ГОРПРОМТОРГЕ - БОЛЕЕ 800 КО-’ЧСО- \гОЛЫДЕВ. ПОЧТИ п о л о ви н а и з них ИМЕЕТ СРЕД­ НЕЕ. СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. СВЫШЕ СТА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ЯВЛЯЮТСЯ СЕГОДНЯ СТУДЕН­ ТАМИ ВУЗОВ И-ТЕХНИКУМОВ. МНОГО СТУДЕНТОВ И В ЛИПЕЦКОМ МАГАЗИНЕ «КОТБУС». ТАТЬЯНА ФЕТИСОВА ПРИШЛА СЮДА РАБО­ ТАТЬ НЕДАВНО. В СВОЕМ ЛИЧНОМ КО.МПЛЕКСНО.М ПЛАНЕ ОНА ЗАПИСАЛА: «БУДУ ПРОДОЛЖАТЬ УЧЕ­ БУ В ИНСТИТУТЕ». ПРИМЕРОМ В ТРУДЕ ДЛЯ ДЕВУШ- КИ СЛУЖАТ УДАРНИКИ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУ­ ДА СЕКРЕТАРЬ КОМСОМОЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МА- ГАЗИНА НАТАЛЬЯ БАБАРИКО, ДЕПУТАТ ГОРСОВЕТА. СТАРШИН ПРОДАВЕЦ ЛИДИЯ ЛЫСАКОВА, ГАЛИНА БЕЛЯЕВ-А ЛИДИЯ КРУПОВА. ЧТОБЫ ВСТАТЬ ВРОВЕНЬ С ЛУЧШИМИ. НАДО МНОГО И УПОРНО УЧИТЬСЯ. НА СНИМКЕ: ТАТЬЯНА ФЕТИСОВА ГОТОВИТСЯ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ЭКЗАМЕНАМ В ФИНЛНСОВО- Э'КОНОМИЧЕСКИИ ИНСТИТУТ. Фото В. Шаметько. НИЗКИМ ПОКЛОН ВАМ, УЧИТЕЛЯ! Учиться я начал в школе ны­ нешнего села Заречное Тербун- ского района. Потом — война. Линяя фронта подошла, что называется, вплотную, и мы эвакуировались в Рязанскую область. Было это зимой. На новом месте под школу была приспособлена деревянная ха­ та. Не хватало многого. Пи­ сать приходилось на газетах, но мы учились, ибо верили — война закончится победой, и наши знания пригодятся стра- После войны стал офицером и уже в армии продолжил уче­ бу в вечерней школе. Потом меня направили учиться заочно в Тимирязевскую академию. Вскоре перевелся на заочное от­ деление Воронежского сельско­ хозяйственного института. Пос­ ле его окончания поступил в аспирантуру—тоже заочно и. СЛОВО О ЛЮБИМОМ НАСТАВНИКЕ В СЕРШ храню.. и. Д. ПЕЧЕРСКИЙ, директор Липецкой опытной сельскохозяйственной станции, кандидат сельскохозяйственных наук наконец, в 1072 году защитил стать ученым без тех знаний, кандидатскую Диссертацию. что получил в школе! И се- Труден ли был Д.КЯ меня годия хочется сказать огромное весь этот путь ученичества? спасибо учителям военных и Да, труден. Но не легче было первых послевоенных лет, ко- и нашему государству в воен- торые не имели в своем рас- ные и в первые послевоенные поряжении порой даже самого годы учить, растить детей. Од- необходимого, но сумели вы- нако забота о них для нашей учить нас, мальчишек и девчо- страны была всегда, даже в нок сороковых, дать нам зна- самое нелегкое время, одной из ния, заразить творчеством, главных. Мне трудно выделить кого-то С двенадцати лет я начал из них, назвать одно имя. Все косить и пахать, Любовь к зем- они были энтузиастами, под­ ле с каждым годом станови- вижникамн, людьми, которые лась все сильнее. Она опреде- всегда будут для нас, их воспи- лила мой дальнейший жизнен- танников, примером служения ный путь. Но разве смог бы я любимому делу. МЫ РОЛМО из ДЕТСТВА... Г. БАШКАТОВА, первый секретарь Воловского РК ВЛКС.М «Я родом из детства»... Это бой. Классный руководитель удивительно точно сказано, умела ^5ить и требовательной, Все закладывается в человеке с и доброй. Мы понимали: если детских лет: и хорошее, н пло- Анна Степановна р'угает, то хое. Л детство: отрочество—это не перед ней мы провинились, ведь, в первую очередь, шко? —закон школьной жизни, за­ ла. Друзья, подруги и, конечно, коя человеческого общежития учителя. Любимые учителя. нарушили. Она заста.вляла нас Я никогда не забуду нашу задуматься о том, что такое Анну Степановну Сырых— коллектив, как надо, чтобы преподавателя математики, быть достойным уважения то- классного руководителя. Я за-' варищей. кончила восьмилетку в селе Сырых всегда ошфалась на Воловчик, а потом три года классны.х активистов, ста- училась в Воловской, сред- ралась поддержать каждого, ней школе. Девятый «Б» кто тянулся к общественной сформирован был, в ос- работе, '14апример, ' любила ез- новном, из таких, как я, — дить с нами в села района — из выпускникол близлежащих мы там концерты самодеятель- восьмялеток. Анна Степановна ные устраивали. Бывало, воз- как-то сумела повести дело- вращаемся домой уже затемно, так, что мы быстро сдружились И столько задушевных разгово- сразу и дорецкили этрй друнс- ров было, так неоясиданно рас­ крывались, казалось бы, знако­ мые люди в этих поездках! Эти уроки нам были не менее полезны, че.м математика, ко­ торой, кстати, она умела ув­ лечь всех. И не случайно, ду­ маю, шесть челО'Век из нашего класса.стали сегодня комсо­ мольскими и партий!)ыми ра­ ботниками. Вкус к общению с людьми, к работе с ними приви­ ла нам Апиа Степановна. Сейчас мы не редко встре­ чаемся с Анной Степановной, она по-прежнему считает меня своей ученицей, по-прежнему заботливо и внимательно вни­ кает в~мрп житейские ирофте- мы.’дает мудрые советы.' 1 сен­ тября Анна Степановна Сырых начинает свой последний учеб­ ный год — ПОТОМ уйдет на пен­ сию. Трудно даже предста­ вить, с какой пользой для со­ тен мальчишек и довчоцок про­ жила она все свои беспокойные годы, сколько разумного, доб­ рого, вечного заронила в душу каждого ученика! Вот уже много лет в нашей средней школе № 1 вместе с аттестатом о среднем образо­ вании девочки получают свиде- .тельства о присвоении квали­ фикации младшего продавца продовольственных товаров. И мы, придя в девятый класс, с нетерпением ожидали первого урока труда. Нам было инте­ ресно, чему же нас будут учить? Казалось, мы и так все знаем об этой профессии. Че го уж тут сложного —вла деть счетами да весами... Ска жу даже так: на уроках тру да надеялись просто отдох путь от основных предметов. ..;Мы будем изучать с вами товароведение и оргтех­ нику. Те предметы, по которым -будете аттестовываться и без знания которых не сможете ра­ ботать. И будет еще самый главный предмет —общение с людьми. За него оценок не ста­ вят, но тот, кто свяжет свою судьбу с этой профессией, бу­ дет каж.дый день сдавать экза­ мен по этому предмету. Так начала Ольга Серафи­ мовна Давыдова свой первый урок в нашем 9 «В». Откровен­ но говоря, я тогда пе обратила внимания па эти слова. Мы, в общем-то, забыли о них. Изу­ чал)!, как сказала Ольга Сера­ фимовна, главные предметы — товароведение и оргтехнику. Подробно знакомились с ассор­ тиментом то)!аров, учились об­ ращаться с весами, на уроках говор)Ми о чистоте рабочего .места, о том, как должны рас­ полагаться товары в подсоб­ ном помещеиии, -как лучше оформить витрины. Ольга Се­ рафимовна пе просто рассказ)л- вала, каи и что делать. Она, на­ пример. приводила перечень конфет и предлагала мысленно ПРОФЕССИЯ НЙШАЕТСЯ В Н. АДОНЬЕВА, младш)!й продавец елецкого магазина Лв 26 оформить витрину кондитер­ ского отдела. Когда мы слыша­ ли любимый вопрос учительни­ цы: «Как вы считаете?», нам хотелось на него правильно от­ ветить. Фантазии.не было кон­ ца. Ольга Серафимовна терпе­ ливо выслушивала подчас да­ леко ие профессиональные пред­ ложения и как-то незаметно открывала нам глаза иа самые простые вещи, без которых нет профессии продавца. К концу девято)'о класса мы уже кое- чему научились и, пожалуй, никто из нас не считал ' уже уроки труда отдыхом от физи­ ки, алгебры, литературы. Но, оказалось, самое трудное вне- • , Практику мне предстояло проходить в магазине № 26, где я сейчас работаю. Расположен он на бо 1 " 1 )гом месте, покупате­ лей всегда много. И вот тут-то начались мои беды. В торго­ вый зал я вышла с твердым на- меришем делать все так, как учила нас Ольга Серафимовна. Уста)ювила весы, по местам разложила весь нехитрый инст­ румент: счеты, оберточную бу­ магу, совки. Е)це раз протерла прилавок. Не успела оглянуть­ ся — уже очередь. Продавцов пе хватает, и пришлось мне остаться одной в отделе. Не знаю, как случилось, но через час от моего настроя не оста­ лось )) ■следа. ПоЧему-то вся в масле: и руки, и весы, и нож. Прилавок вытереть некогдт Со всех сторон только и слышу: «Девушка, двести граммов сы­ ра, девушка, полкило масла...» Еле'до перерыва дотянула. За шла в подсобку, а там —Оль га Серафимов))а. Смотрю, улы­ бается. «Видела я, — говорит, — как вы работали (нас тогда в этом магазине несколько че­ ловек иа прзкт))ке было), как трудно вам приходится. То, Что не успеваете быстро обслужи­ вать людей, не беда. Тут просто нужна сноровка. А вот то. что небрежно, кое-как отпускаете товар)я — это уже неуважение к покупателю. С этим нельзя мириться, и никакая спешка этого не оправдывает. Вы, де­ вочки. забыли о нашем первом уроке, когда я говорила о нау­ ке обще)!ия с людьми». Закончилась первая практи­ ка, потом была еще одна, в десятом классе. Теперь вот уже месяи, как я работаю са- мостоятель)!о. Опыта, как ви- лите, немного. Поэтому ие ис­ ключены и неудачи. Но как-то вышло само собой, что слова Ольги Серафимовны об уваже­ нии к покупателю помнятся по­ стоянно. Только теперь я поня­ ла, что то занятие было первой ступенькой в рабочей науке. И так уж получилось, что учи­ тельница труда преподала пер­ вые жиз)!е)»ные уроки. (Окончание на 4-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz