Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ е З ф ЛЕНИНЕЦ ДО РО ГА К М АС ТЕ РС ТВУ в большом, заинтересован­ ном разговоре, который шел на недавней педагогической кон­ ференции работников учебных заведений профтехобразования области, не было «второстепен­ ных» вопросов. Школо'й передового опыта стал, прежде всего, этот совет наставников рабочей смены. Многое радует в их. работе. Многое сделано. Значитель­ но увеличилось количество средних профессионально-тех­ нических училищ. Осуществлен переход ■на новое содержание обучения, повышается науч­ но-методический уровень тео­ ретического и производствен­ ного обучения, совершенсгву- ется внеклассная рзьота. В сельских профтехучилищах рт^ бита учатся работать на новей­ шей технике. Большинство преподавате­ лей и мастеров производствен­ ного обучения работают твор­ чески, не жалея сил и времени для воспитания своих питом­ цев. Их уроки отличаются чет­ кой организацией, целенаправ- ленностыо, хорошей подготов­ кой, индивидуальным подхо­ дом к каждому учащемуся. Го­ воря об итогах работы педаго­ гических коллективов училищ, в числе лучших на кон- ферсицнн часто упоминали среднее профтех у ч и л и щ е 28. Это молодое училище, но за короткий срок здесь до­ бились значительных успехов. Так, успеваемость в ГПТУ-28 самая высокая, пропуски заня­ тий без уважительных причин - - самые низкие. В училище по­ стоянно повышаюг активность ученического самоуправления, поднимают роль и самостоя­ тельность комсомольской и профсою.зной организаций в ре­ шении любых вопросов обуче­ ния и воспитания учащихся. Нс случайно комсомольская орга­ низация ГПТУ-28 отмечена Центральным Комитетом ВЛКСМ как одна из лучших в Российской Федерации. Однако немало говорили н о серьезных упущениях в рабо­ те, недостатках. В целом раде училищ предстоит улучшить планирование учебно-воспита­ тельного процесса. Так порой выходит на практике: распоря­ док дня учащихся, режим тру­ да и отдыха не продуманы, на­ рушено установленное плана­ ми чередование теории н произ­ водственного обучения, после­ довательность изучения от­ дельных учебных предметов, отсутствует стабильное рас­ писание занятий. В некоюрых училищах без­ ответственно подходят кГ раз­ работке перечней и подбору учебных работ учащихся по профессиям, к нормированию их производственной деятель­ ности. Планы педагогического контроля зачастую бывают формальными, анализы -уроков не отражают с необходимой глу­ биной вопросы содержания и методов обучения. Особый разговор шел на конференции о вос-пигателыюи работе. Отрадно, что во мно­ гих училищах она перестала носить .знизодическин харак­ тер, стала кровным, ответст­ венным делом педагогов и мае- августовский педсовет ПЕРВЫЙ УРОК Большим педагогическим советом-называюг августовскую конференцию учителей. Вместе с представителями партийных и профсоюзных ор 1 аннзаиий, органов Советской власти на­ ставники ребят анализируют опыт прошлого учебного года, намечают пути улучшении работы в новом году. С большим вниманием слушали участники августовской кон­ ференции Левобережного района высзуплеиие заслуженного учителя РСФСР АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА ПИВОВА­ РОВА. Он. поделился опытом подготовки к главйвму уроку года — первому уроку, который посвящен 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции и проекту Консти­ туции СССР. А сегодня мы предоставляем слово А. Н. Пиво­ варову на страницах «Ленинца». Но вот, к примеру, результа­ ты работы двух коллективов: СПТУ-8 и СПТУ-9. В оба учи­ лища принимаются юноши и девушки из сел, окончившие одни II те же школы. Но в СПТУ-8 проблема искоренения правонарушений среди учащих­ ся успешно решена,- а в девя­ том училище, случается, под­ ростки ведут себя недостойно. Почему в одинаковых условиях педагоги получают различные результаты? Вся беда в том, что в иекото-, рых училищах отсутствует по­ вседневная, индивидуальная работа с ребятами, н особенно с теми, у кого пеблатополу-ш-ш обстановка в семье. Зачастую с учащимися проводят «меропри­ ятия», но только пос.те того, когда проступок уже совер- Много еще задач предстоит решить наставникам рабочей смены. Одними из главных ос­ таются также вопросы идейно­ нравственного воспитания, ор­ ганизации социалистического соревнования, совместной ра­ боты училищ и базовых пред­ приятий, повышения активно­ сти комсомольских организа­ ций в борьбе за качество уче­ бы, работа коллективов по изу­ чению ппоекта новой Консти­ туции СССР. ...Послезавтра сентябрьский звонок вновь позовет юношей н девушек на занятия. Около семнадцати тысяч ребят впер­ вые переступят порог наших училищ. Их первым ■уроком станет Ленинский урок «Бремя с Октября берет отсчет». Про­ ведение его должно мобилизо­ вать учащихся на выполнение обязательств, принятых к 60- летию Октябрьской револю­ ции, способствовать росту об­ щественно-политической ак­ тивности. А впереди — новые дела. Ин­ тересная и трудная дорога. Ступеньки к мастерству... Г. КОСТИНА. Приближается час пфвого .урока. Давайте яредстадим ход его. Поздравление е новым учебным годом, особешым го­ дом, .когда советский народ торжественйо отпразднует 60- летие Великого Октября и примет новую' Коцституцию' ССОР, опредегат я тему, кото­ рой посвящена эта встреча учи­ теля с учащимися, И вот начи­ нается первая часть урока: «Леяик, партия. Октябрь». На доске дрикренлеац репродук­ ции уартнн, иа проигрывателе - - пластняка с песнями о Ле­ нине, о партии, о Родине. Если передо мной старшеклассники — на столе постановление ЦК КПСС «О 60-й годовщине Ве­ ликой Октябрьской еоциалн- стнческой революаин», пластин­ ка с речью В. И. Ленина «Что такое Советская власть?», поэ­ мы .Маяковского «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!». Главиое—дсшести до молодежи идею о преобразовании мира, которое началось революцион­ ной грозой 1917 года, подвигом нашего парода, совершенным «Сквозь грозы сияло па.м солнце свободы,. И Левин великий нам путь озарил; Иа правое дело он яоднял народы. На труд и на подвиги нас вдохновил!». Вторая часть урока: «Вели­ кий путь бсфьбы- и побед». Нужно показать веяячяе нод-- вига народа, иоторай вод руко­ водством КЕЮС построил соци­ ализм в нашей стране по ле­ нинскому плану ' И' защитил его в боях с жестокими, врагами. Завершается* вторая часть рас­ крытием тезиса, что в Совет­ ском 'Союзе построено разви­ тое социалистаческое обвдест- И вот — нереход к третьей части урока: «Проект новой Конституции СССР — реаль­ ное воплощение установок XXV съезда партии». Материалы майского (1977 г.) Пленума ЦК КПСС, проект Конституции СССР, всенаро,дное обсужде­ ние Основного Закона, зарубеж­ ные отклики — все это войдет в рассказ учителя в любом «Учительская газета» за 20 августа особедпо тщательно разъясняет учителю именно эту часть урока. Объем материала велик, но совершенно необхо­ димо и здесь уделить внима 1 ние эхюционалыюму воздейст вию на учащихся, не исключая и старшеклассников. Яркие фак­ ты и цифры, вдохновенные слова советскшс людей и друзей со­ ветского народа о пащеч образе жизни, факты, характеризую-' эдие каштализм как общество без будущего, — вот самые действеввые средства для это-* Еще одна «глава» урока: «Долг советского гражданина». ' Из всего, что уже услышали и увидели ученики, естественно сделать вывод; долг советского гражданина и начетная обя- зая-иостъ — беречь н приумно­ жать достояние народа, защи­ щать социалистическве' Отече­ ство*. Обязательно* ’проч 1 Нтаем статьи из. главы второй «Госу­ дарство и леность» проекта Кдаституции'СССР. И опять необходим' яркий фактдаеский материал: примеры высокого служения яароду. Как заклю­ чительный аккорд-урока, слова Гимна СССР: - '«В победе бессмертных ■идей ко-ммуииЗма^. Мы видим грядущее нашей страиы, И Красному знамени славной Отчизны Мы будем Всегда беззаветно* верны!». Так будет ярохааеть уро*!?' пли по-другому,-неосно-римоО'Д- но: без глубокой и детальной подготовки учитель не может выйти -на старт учебного го­ да. Первый урок — этю пролог всей работы в школе. В газете «Правда» за -20 ав­ густа дей(;т'вятельный член АПН СССР Л. Занков писал; «Шо-хо, что обучение адресует­ ся лишь к познавательной дея­ тельности ученика, но не ста­ вит своей целью возбунсдедиа воложительных чувств — ра­ дости, удовлетворения, увле­ ченности яозйаиием. Эмодао- нальиая жизнь школьника на уроках, ЯР существу, затщзна- жтается, А без эмоций, как из- вестно, снижается ц продуктив- яость. В-поисках нстяяы.,.». Это — вывод из всего опыта советских учителей, подтверж­ денный наукой, коренное тре­ бование, от которого завпеит успех воспитания дашуяисти- ческой убеждвшшсти и нравст-: вещ* 1 оети. О* вой семестр у студентов, час большинство стройотрадов покидают места дислокаций, и в областной штаб ССО прихо­ дят последние рапорты. В начале сентября мы будем подводить итоги, но уже сей­ час МО.ЖНО назвать лучших и поговорить о тех недостатках и трудностях, с которыми приш­ лось столкнуться стройотрядам ?. трудовом семестре приня­ ло участие 1410 бойцов строи- тельнЙ1Х отрядов и 1150 бойцов отрядов, нестроительного на­ правления. Из 2,5 миллиона рубйей^ кэ- питаловложений7 которые дол­ жны быть освоены ССО нашей области, на 20 августа студен­ тами было освоено 1 миллион 887 тысяч рублей. К концу месяца план будет выполнен. Впервые в этом го­ ду в колхозах и совхозах обла­ сти работало 350 студентоз-ме- ханизаторов -из липецких по­ литехнического и педагогиче­ ского институтов, Усманского, Конь-Колодезского и Чаплы- гинского совхозов-техникумов. Многие ребята-механизаторы стали героями жатвы. В колхо­ зе «Родина» Краснинского рай­ она, например, студенты воз­ главили социалистическое со­ ревнование среди хлеборобов. На районную Доску почета бы­ ла занесена фамилия студента ЛГПИ Сергея Сметанкина, ра­ ботавшего в колхозе имени Свердлова Становлянского района. На своей жатке ЖРС-49 он ежедневно косил не менее 23 гектаров ячменя! В этом же колхозе студенты заложили три ямы сенажа по 400 тонн, вспахали 130 гектаров зяби, скосили 135 гектаров зер­ новых и посеяли 70 гектароо озимых. Работой политехников в колхозе остались довольны. Помогли студенты хозяйству здорово, хотя и трудились на старенькой технике. В совхозе «Липецкий» звено студентов-комбайнеров из ЛПИ, возглавляемое Сергеем Шипиловым, соревновалось с комсомолъско - молодежным звеном Юрия Кистровских. В грязь лицом будущие инжене­ ры не ударили, доказали на деле, что могут работать не хуже опытных механизаторов, подаватель В. П. Солопов), бу­ дущие руководители произ­ водства вели строительно-мон­ тажные работы на возведении элеватора на станции Уяусарка Задонского района. За- последние годы постоян­ но подвергались критике от- учебных заведей^ий (За- донска. В этом году задонцы (командиры А. В. Попов иК .Д . Сорокин) на птицефабрике «Светлый путь». Хорошо поработали в этом году специализированные ор ряды Липецкого политехниче­ ского института . «Энергия» (командир А. Чернышев), «Им­ пульс» (командир О. Бондарен­ ко). Бойцы вели работы по го политехнического институ­ та (командир Н, Скопинцев) в Лев-Толстовском и Лебедян­ ском районах. В совхозе «Гагаринский» бой­ цы за короткий срок построи­ ли пять двухквартирных жилых домов, а в совхозе «Агроном» возвели пристройку к столо­ вой. Производственная про­ грамма на 70 тысяч рублей бы­ ла вьтолнена к 15 августа с отличным качеством. Большой вклад внес в ос­ воение 1 сгпвложений на Строи­ тельстве воловен N2 1 и № 2 в совхозе «Куликовский» Дан- ковского район.з отряд имени В. Довгер (командир ,А. Иль­ ин) индустриально-педагогиче­ ского факультета Липецкога педагогического института. На работах нулевого цикла ребята освоили более 60 тысяч руб- Успешно поработал летом й отряд «Монолит» строительно­ го техникума (командир пре- исправились, и сейчас мы на­ зываем их в числе лучших ССО. Отряды областного купьтпросветучилища (коман­ дир В. И. Шутик) и техникума механизации и электрификации сельского хозяйства (командир Н. Суздапев) не только выпол­ нили, но и перевыполнили свою производственную про- Ш иятный пода|:^в^ новому ному году щКготовили для школьников села Вешалов- ка Липецкого района отряды отделочниц «Гея» из ЛГПИ (кома«ди 1 р Н. Попова) и «Ас­ соль» Елецкого пединститута (командир Л. Трубицына). Сейчас отделочные, работы на строительстве школы на 320 мест успешно завершаются. Первого сентября в шко.зв начнутся занятия. -С похвалой отзываются ру- Тга'водители треста -цЕлеЦтяж- строй» о работе отрядов ма­ шиностроительного техникума электрификации и телефониза­ ции сел в Добринском и- Ус- манском районах. К концу тру­ дового семестра ребята долж­ ны освоить более 200 тысяч рублей капитальных вложений. Приятно отметить тех, кто работал этим летом не покла­ дая рук, кто не боялся трудно­ стей, Но, к сожалению, не во всех отрядах был настоящий рабочий настрой. Хуже, чем обычно, ргботали в этом году отряды Елецкого техникума железнодорожного транспорта. Неудачный по.д6ор командиров сказался на сла­ бой дисциплине. Командиры не пользовались авторитетом у бойцов. Часто причиной того, что не все отряды трудились по-удар­ ному, была отнюдь не сла­ бая практическая подготовка Порой для того, чтобы ярко горел огонек трудового энту­ зиазма, на хватало одного — негрмального снабжения етроймвтериалами отрядов и полкой загруженности бойцов. С большим рвением приня- яись за дело бойцы отряда «Спектр» Липецкого пединсти­ тута, присланные помочь в строительстве совхозу «Яро­ славский» Даиковского района. Но... полсеместра будущие педагоги просидели без дела. То не было кирпича, песка, бе­ тона, то почти всему отряду поручали дело, с которым лег­ ко могли справиться человек 6—7. Два месяца потребова­ лось начальнику участка и прорабу из ПМК-418 треста, «Яипецксовхозстрой». веду­ щим это строительство, на то, чтобы догадаться рассредото­ чить ребят-по бригадам. Слабо организовала работу отряда «Данко» и ПМК-768 того же треста. Из-за плохой организации труда ребята почти все время простаивали. На договорном объекте работы хватало толь­ ко на 5 бойцов, остальные ос­ тавались без дела. После не­ однократных жалоб студентов ПМК одну часть отряда отпра­ вила на подсобные работы, другую использовала на стро­ ительстве подмостков около птичников, третью предостави­ ла в распоряжение дирекции птицефабрики. Хочется еще раз обратить внимание треста «Липецкеов- хозстрой» на- более серьезное отношение к студенческим стройотрядам. Чтобы в следу­ ющем семестре не повтори­ лись подобные ошибки. Однако, несмотря на встре­ чавшиеся в работе отдельных отрядов накладки, трудовое лето, проходившее под деви­ зом: «60-летию Октября — 60 дневных заданий в трудовом семестре»,' было успешным. Третий семестр стал настоя­ щей школой рабочей закалки для студентов, которые оказали неоценимую помощь сельско­ му хозяйству. А. ЖИДКИХ, заместитель комвмдиоа областного ССО , 3 -Д ОРОВО, .Иваныч! По.мвги, что-то € комбайном случи­ лось, .а что* — в€ пойму. ^ -— Лао» 0 , посмот-рим, — Александр приветливо улыб­ нулся, бросил шлем в коляску мотодйкла. ...Нашли яоломку. — С остальным сам сара- вшй-ьс,а'? — Справлюсь. Отошел, усмохпулгч' -«Ещ-с 'Н 26 нет, а уже Ивайычем на­ звали. Знать, номолодп уже выгляжу». С грустью визмиил беззаботное время учебы, тех- изучал сельскохозяйствепше- машины. Пригодшюсь. В пер­ вые месяцы работы Фгарался почаще бывать в мастерских,— среди «железок» чувствовал се­ бя в родной-стихии. ...Александр взглянул на сто- »щйй вдалеке комбайн, поколе-' бался; помочь еще или не сто­ ят? Все же ребятам только по 18, опять же брат там остался на месте. «Ничего—сами спра-. вятеи, им же приятнее будет». Напр'авиЛ'СЯ к мотоцяклу — нужно посмотреть, как там в поле.- Догнал младший брат. — Слушая, Саш, ну. мы по­ едем -уберем, что осталось? —- А все в порядке? — Нормально, — обиделся брат и побежал к комбайну. Старенький СК-4 уверенао троаужя и, разв«\рнувшись, вы­ рулил на .чорогу. По.квалил про. себя: «Молодцы, ребята, сами и комбайн восстаиовилн, И уборку нормально провели, почти без поломок». Посмотрел на другие комбайны, уставшие, запы.зенные. Техника не подве­ ла, вот только урожай, против всех ожиданий, оказался небо- гаты.м. Ну, да здесь уж ничего не поделаешь. Александр подошел к мото­ циклу. .Мысленно поймал себя на том. что не спешит уже. Это впрочем, точнее сказать, — воз- пвказалоеь е.тра 10 вдм. Все так- вратился. Он родился,л вырос же медленно, будто нехотя, здесь. Чуть-чуть вэлиовался. тровул стертую резину завод- Трудно , быть руководятеле-м кой ручки, ровно затарахтел там, где тебя знают еще с веяе- двигатель, и новеЕЬкий «|(ж- вок. Как найти верный тон?, Юиитер». плавне покатил по Ж ак встретят однос^чане? безмолв-ной дороге, осторояйю^Ври работая. Бу 1 ( ^ * н о от за- огнбая ухабы. до зари пропадав в поле. Александр, кажется, мог бы -Еш ‘ бригада стала в совхозе управлять мотоциклом с . за- лучшей. Александр был и-а- СТРАДА ПРОВЕРЯЕТ ХАРАКТЕР лета. крдаьши глазам*, настолько знакомы асе повсф-оты-тгие- ровностн дорогн. Еще бы! Ему, управляющему отделением,' да не знать их! Как-то незаметно для себя прие.хал к цели,- оста­ новится. у" самой кромки паш­ ня. Слез с мотошжлй, прошел несколько шагов, ноги глубоко увязли в рыхлом черноземе. «Вот в все. еще немножко, и эакодчнтся беепокайиое лето», — йперш-ме нришла в голову эта мысль. Он еще-раз взгля­ нул на темнеющие вдали трак­ торы и осторожно вышел* на твердую дорогу. Расслабился, на секунду- закрыл глаза, слов­ но вспоминая, что «вде пред­ стоит сегодня сделать. Прошла страда, и будто поло­ вина дел свалилась с нлеч, можно -вот так спокойно посто­ ять, отдохнуть, на.метнть план работы ка завтра.' К этому ш привык недавно. А сначала... В 1974 го.ду Александр Бе- эяеа, выиускиик Усманского сельскохозяйственного техни­ кума, приехал в Зава,чытое, Гоажден энако.м НК ВЛКСМ «Еолотой колос». Обрад-овая- ся, что не оплошал, и многве знакомые, встречая его на ули­ це, одобрительно говорили; «Молодец!». - В прошлом, году Александр был назначен уП'равляюши 1 М вторым отдеяенив№-:' Захлест­ нули новые заботы, сначала не было просто времеян. чтобы найти какую-то систему в ра­ боте, Хотелось успеть всюду. Иногда не получалось В ра- иальчивО'Сти думал; . «Бросить бы все, уехать, успокоиться, ■ отвлечься от сверлящих гоЛ'Ову даслей». Остыв, понина.д: : что бросать ничего не собирается п уезжать тем более. Да и куда уезжать? Здесь до.м, семья, И ■[Ибота не из одних иеудач ^ШаДь1ваетея. Потом, позже, эти неудачи казались незлачительнымл, да и мЫ'Сли о них тоже. Уже ду­ мал не о себе, думал о работе, о- других. •Сколько нервов потратил, чтобы наставить на путь в.стйя- ныА -одиого парнишку. Не хо­ тел работать парень, и все тут. При встречах говорил; ■— Да иенятересво мне все ЭТО. Отстаньте. Александр не хотел отста- ватв. Не мог аонять, как этот юноша родился и вырос в се­ ле. в семье хлеборобов и не уважает сельский труд. На ра­ боту из постели чуть ли не си­ лой тащил. Иногда «случайно» встречая .его на -улице, разго­ варивали так. обо всем, будто невзначай разговор напоавлял- ся'’в нужное русло. Паренек все больше узнавал о дела-х кол- -.,дек 1 ива, и э-^о помогло понять, :,мто он нужен здесь,-нужны его руки. Что-то переломилось в душе парня. Уже- сам прибегал. 'Просил работу .тютруднее, по- ‘-иитереенве., Недавно встрети­ лись, вспомнили о прошлом, и •обоим стало как-то радостно на яуш.е от того, что позади, у инх “ общая победа. Александр в этой еитуацяи, может быть, виервые особенно остро почувствовал, что значит быть руководнтелем. ...Саша подъехал к коптсфе' отделения, неожи..данио для се­ бя оглядел се внимательно. Не- кази-ст. в обЩЕМ-ло, домик. Впрочем, не часто он здесь бы­ вает, -раньше и не замечал как- то, Вошел в кабинет, досмотрел на пустой стоя, удавился: -от­ куда взялась аккуратная стоп­ ка бумаг. -Полумрак комнаты обволакивал, размягчал. Алек­ сандр только сейчас почувст­ вовал.‘как он Устал. «Ничего,- - мечтательно подумал, — зимой отдохну, может быть, и .на охо­ ту несколько раз удастся, вы-. боаться», ВЫГЛЯНУЛ' в окно. Небо па востоке почернело, ■шлкицилось, ззтв-нутое облака­ ми, .оно будто, приаиядо к зем­ ле. изредка укалывая ее игла­ ми холодного дождя. В. СТРАХОВ. Совхоз «Коммунар», Усмапск-йй район. Концерт для стротиелей На строительстве до­ менной лечи Лз 6 время перерыва. Смолк шум ав­ томобилей, экскаваторов и бульдозеров. И вот уже ■"над огромной строитель­ ной площадкой разнес­ лись звонкие девичьи голоса. В гости к стро­ ителям приехала творче­ ская группа липецкого Дома культуры строи­ телей. В ее составе — вокально-инструменталь­ ный ансамбль «Красны девицы». Самодеятельные ар­ тисты исполнили 'не­ сколько песен из кон­ цертной программы, подготовленной специ­ ально для строителей. — Нам очень прият­ но,—говорит учястии- ма ансамбля Лидии Сотчева,—выступать иа Всесоюзной ударной комсомольской стройке. Программа у нас моло­ дежная, и поэтому мы очень волновались — как воспримут на­ ше творчество строи­ тели, большинство из ко­ торых молодые парии и девушки? Судя по улыб­ кам, хорошему настрое­ нию, выступление понра­ вилось. Думаем и в даль- иейшем не прерывать творческой связи со строителями. Н. ПОГОДИН. во ЛЕТ ОКТЯБРЯ: ЛЮДИ И СУДЬБЫ 1 |Ш \ А . Т ? Й Ж Ш Т Т ^ ] I и I и ! <1аНАТТТ ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПОВЕСТЬ В . ТОТ -ЗНОЙНЫЙ‘'вюль- .сдай день си-рок вто­ рого отеЦ уходил на войну. Яков Иванович шагал молча, искоса тюглядыва-я -на сыновей Ванятку и Николку. Ребята, крепко ухвати» отца за руки, старались не отстать, об­ дирая босые ноги по застояло­ му бурьяну,, На косого 1 ре пыльно. Легкий ветерок принес с цветуших по­ лей запах мяты, , ,3а Косить уж'-нора. Да кому сей­ час это нужно... Вов и старый пруд зарос, н в деревне тихо. Фронт отодвпиулся чуть пра­ вее Яковлева, ио жители поч­ ти все покинула село. Братья адут по берегу ар-у­ да,-почти с головой скрываясь в прибрежной осоке. Здесь про- .чладво, под ногами чавкает бо­ лотистая почва, шарахаются прочь, лягушки. С-той, — Ваня -прясел па дорогой у йог трава поднялас}> густая. Отец .оетановялся, по­ ложил руки на' плечи Ванн. По­ смотрел, в глаза саней яечалшо, приглад'Ил натруженной мозо­ листой рукой вихрастую голов­ ку сына, Под другую руку Ии- колка поавернулея. — Живите мирно, .— •полу­ обернувшись к жене, глухо-ска- зал Яков Иванович. — Бёрегн- детей. Вернусь — все будет хо‘ Он. нашел в себе силы улыб­ нуться и, поправив мешок за плечами, зашагал вслед за то­ варищами на станцию Т-фб-у- Дни -Тревог, дня ожидания. Черной полосой, п-рошла война по судьбам людей, перевороши­ ла, перековыряла многое. В ,те дни не ояна гкенншна в Яков­ лево ломала руки, получив но- хороаку на сына; брата, мужа. Выгонит утром за околицу кол­ хозных коров 'Ваня Пахомов и невольно ярислущивается к плачу по убитым. А как ' там отец, думает мальчик, писем уж давно не было. Жив ли? Летом сорок второго фронт приблизился к Торбунам. По я,оч.ам всЛ'ОЛОхи огня были хо­ рошо видны в Яковлево. От орудийного гула дрожали окна Н'Изеиьких хат. Но немцев -в село не пустили, Н,асме|рть стал за аколнией седьмой кавале­ рийский корпус. . Опустела старая дедовская изба. Пришел как-то под вечер Ваня домой, глянул — никого нет. Так и точевая один. А ут­ ром понял: не вернется мачеха. Уехала. Эвакуировалась. И ко­ ров уже угнали из села .. 'Шлепая .босыми ногами по ,нылышй дороге, добрел к тет­ ке. Брат Никатка. засунув за пазуху ломоть хлеба, выскочил к Ване на улннуг'Пбгоняя друг др,уга, ма.льчншки побежали к ^Взобрались на косогор и плюхнулись в душистую траву. корточки, ста’й же, тебе го- Колька недоуменно, вертит головой и садится следом за братом. ~- Вон, видгйиь? — говорит, Ваня шепотом и указ,ывает ,в сторону леса. Колька видит, как чедез опушку быстро перебегают фи- гур'Ы* *войруженвйх лЬд®,. --- Йемца, говорит стар­ ший бр а т . 'Д е с а н т .или раз­ ведка. Про них вчера кавале­ ристы В саду сказали. Я к сво­ им подамся, ска-зать нм надо про фрицев. Прослед»в 'ВЗГЛЯДОМ эа .бра* •1ндашй, жоторый, 'Озираясь . и оглядываясь, по грудь в .воде , спешит ж плогане, Ваня, не-, слышно „ныряет -в- зеленоватую прохладу пруда. Всего год на­ зад не -было тревог, войны, и ‘.он просто Купался и загорал з.- 1 есь. Теперь Н4е Ваня спешит переплыть пруд -не для того, чтобы уаивлть Николку. Он спешит к своим, советским сол- 'да+а-м, которые ничего ве зна­ ют о грозящей нм опасности. ■Кажется, никогда так быстро,, не плавал Ваня. Только бы ус- „.В старом саду стоят пуш­ ки, а рядом на лугу пасутся боевые кони. Звук-и трехрядки, привычная -суета возле штаба— у избы Пахомовых. Ваня едва добрел до с.воего дома, на траву присел. — Что-то ты такой загнан­ ный, дитятко? — щеголеватый етаршииа Диденко наклонился над Ваней. — Там, за прудом, немцы..,— никак ие может отдышаться 'мальчик,—много их, десант, . Вот это ты новость при­ нес! — старшина, так крутнул"^ ся На месте, что остро .отто- чепные шпоры на-его сапогах взрыли муравьиную кучку Он -метнулся к избе. М.инута — и выскочил на крыльцо корена­ стый старший лейтенант Белов, комаядир. Крикнул; «По ко­ ням!». Пролетел эскадрон за окалину, та-тько пыль замета- ...Высоко летят искры от ко­ стра. Рвутся в небо июльского вечера и растворяются в тем­ ноте, Бойцы ендят йолск'ругом, курят, перебрасываютея ост­ рой шуткой.. — Я вчсрась перед боем окопчик отрыл, — говорит старшина Диденко. — Малень­ кий такой, для фляги с водой. Ну, думаю, — свежий родник создал, А тут немец из- дально­ бойной как жахнет!' А как дым сошел,—гляжу, вместо -бачка сидит в том 'окопе бронебой­ щик товарищ Марков Яков Кузьмич, А ведь мы тот бачок с Козловым -вдвоем еле прита- Хо.хот, Пожилой бронебой­ щик х.мурит густые с проседью брови.,отмахивается; - — Бол'гать бы тебе все, Грицко. Ваня Пахомов примостился рядом с младшим лей-теиантом Пожов'шшовым и наблюдает, как ои прутиком ловко выкаты­ вает из костра картофелину за картофелиной. . ' — На, казак, ■— однч из них Полковников иротягйв-ает Ва­ не, почерневшую, пахнущую зо­ лой, — тебе ныине в -первую .очередь положено: -вовремя ты ! нам вкть подал. Ох. и дали мы немцу перцу! — Полковм- ков полуоборачивастей к пова­ ру' Мшне и продолжает; — Они не,думали на засаду налететь. Шли, как к тен 1 е на блины... Одним словом, малый, молодец ты, и ешь. смело картошку, че­ го мнешься? От избы назвали младшего лейтенанта. Полковников встал, одернул гимнастерку на полио'ватом теле, шагнул от костра.и сразу растворился в темяоте.. Вайя отошел к солдатской кухис, прилег. Небо смотрело на Ваню множеством своих звездных миров... Мальчик на­ шел сам.ую яркую звезду и дол­ го следил, как переливается -она то красным, то синим цве­ том. Сначала, когда фронт был далеко, Ванс казалось, что вой­ на — это .вроде игры в казаки- ра.збойники. Теперь. Ваня так не дум.ает, -Вой они'стоят Р'Я- дом, эти пушки... ~ Иваяко! Звучный бас старшины Ди­ денко прервал мысли мальчика. — Иванко, хлопец! Та ку­ да ж ты сховався? Иды до.мэ- иы,. К командиру треба. Следом за рослым ета-рииной Вайя мышонком в дверь су­ нулся. приивк в углу. Не- П 1 риаычяо в старой' дедовской хате. Стол посредине, иа нем карта растянута, возле карт коренастый Белов ходит. Пол­ ковников на дубовой лавке си- — Ну, герой, •— командир эскадрона щагнул к мальчику, протянул крепкую ладонь, — от имени К'Оманли 1 ра полка спасибо тебе за помощь, (Продолжение следует). МЫ БУДЕМ ТАНЦЕВАТЬ Решением Министерства куль- и обишму физическому разви- туры РСФСР открывается хо- тию, а также готовить наибо- реографическое отделение при лее способных для дальнейше- музыкальной школе № 4, иер- го обучения в средних специ- вое в Липецкой области и тре- альных и высших учебных за- тье в Российской Федераиин. ведениях. Обучение иа этом отделении ставит своей целью воспитать З.з .пять лет учебы девчонки эстетический вкус у детей, раз- и мальчишки познакомятся с вить танцевальные и музыкаль- искусством классического, на­ йме способности, содействовать родно-сценического, историко- бытового и современного баль* ного танцев, изучат историю хореографического искусства, музыкальную грамоту, освоят игру на одном из музыкальных ийструментов. Сейчас все готово к началу занятий. Оборудован хореогра­ фический класс, приглашены квалифииированиые препода- А. Л О В Я Г И Н .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz