Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ е З ф ЛЕНИНЕЦ ДО РО ГА К М АС ТЕ РС ТВУ в большом, заинтересован ном разговоре, который шел на недавней педагогической кон ференции работников учебных заведений профтехобразования области, не было «второстепен ных» вопросов. Школо'й передового опыта стал, прежде всего, этот совет наставников рабочей смены. Многое радует в их. работе. Многое сделано. Значитель но увеличилось количество средних профессионально-тех нических училищ. Осуществлен переход ■на новое содержание обучения, повышается науч но-методический уровень тео ретического и производствен ного обучения, совершенсгву- ется внеклассная рзьота. В сельских профтехучилищах рт^ бита учатся работать на новей шей технике. Большинство преподавате лей и мастеров производствен ного обучения работают твор чески, не жалея сил и времени для воспитания своих питом цев. Их уроки отличаются чет кой организацией, целенаправ- ленностыо, хорошей подготов кой, индивидуальным подхо дом к каждому учащемуся. Го воря об итогах работы педаго гических коллективов училищ, в числе лучших на кон- ферсицнн часто упоминали среднее профтех у ч и л и щ е 28. Это молодое училище, но за короткий срок здесь до бились значительных успехов. Так, успеваемость в ГПТУ-28 самая высокая, пропуски заня тий без уважительных причин - - самые низкие. В училище по стоянно повышаюг активность ученического самоуправления, поднимают роль и самостоя тельность комсомольской и профсою.зной организаций в ре шении любых вопросов обуче ния и воспитания учащихся. Нс случайно комсомольская орга низация ГПТУ-28 отмечена Центральным Комитетом ВЛКСМ как одна из лучших в Российской Федерации. Однако немало говорили н о серьезных упущениях в рабо те, недостатках. В целом раде училищ предстоит улучшить планирование учебно-воспита тельного процесса. Так порой выходит на практике: распоря док дня учащихся, режим тру да и отдыха не продуманы, на рушено установленное плана ми чередование теории н произ водственного обучения, после довательность изучения от дельных учебных предметов, отсутствует стабильное рас писание занятий. В некоюрых училищах без ответственно подходят кГ раз работке перечней и подбору учебных работ учащихся по профессиям, к нормированию их производственной деятель ности. Планы педагогического контроля зачастую бывают формальными, анализы -уроков не отражают с необходимой глу биной вопросы содержания и методов обучения. Особый разговор шел на конференции о вос-пигателыюи работе. Отрадно, что во мно гих училищах она перестала носить .знизодическин харак тер, стала кровным, ответст венным делом педагогов и мае- августовский педсовет ПЕРВЫЙ УРОК Большим педагогическим советом-называюг августовскую конференцию учителей. Вместе с представителями партийных и профсоюзных ор 1 аннзаиий, органов Советской власти на ставники ребят анализируют опыт прошлого учебного года, намечают пути улучшении работы в новом году. С большим вниманием слушали участники августовской кон ференции Левобережного района высзуплеиие заслуженного учителя РСФСР АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА ПИВОВА РОВА. Он. поделился опытом подготовки к главйвму уроку года — первому уроку, который посвящен 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции и проекту Консти туции СССР. А сегодня мы предоставляем слово А. Н. Пиво варову на страницах «Ленинца». Но вот, к примеру, результа ты работы двух коллективов: СПТУ-8 и СПТУ-9. В оба учи лища принимаются юноши и девушки из сел, окончившие одни II те же школы. Но в СПТУ-8 проблема искоренения правонарушений среди учащих ся успешно решена,- а в девя том училище, случается, под ростки ведут себя недостойно. Почему в одинаковых условиях педагоги получают различные результаты? Вся беда в том, что в иекото-, рых училищах отсутствует по вседневная, индивидуальная работа с ребятами, н особенно с теми, у кого пеблатополу-ш-ш обстановка в семье. Зачастую с учащимися проводят «меропри ятия», но только пос.те того, когда проступок уже совер- Много еще задач предстоит решить наставникам рабочей смены. Одними из главных ос таются также вопросы идейно нравственного воспитания, ор ганизации социалистического соревнования, совместной ра боты училищ и базовых пред приятий, повышения активно сти комсомольских организа ций в борьбе за качество уче бы, работа коллективов по изу чению ппоекта новой Консти туции СССР. ...Послезавтра сентябрьский звонок вновь позовет юношей н девушек на занятия. Около семнадцати тысяч ребят впер вые переступят порог наших училищ. Их первым ■уроком станет Ленинский урок «Бремя с Октября берет отсчет». Про ведение его должно мобилизо вать учащихся на выполнение обязательств, принятых к 60- летию Октябрьской револю ции, способствовать росту об щественно-политической ак тивности. А впереди — новые дела. Ин тересная и трудная дорога. Ступеньки к мастерству... Г. КОСТИНА. Приближается час пфвого .урока. Давайте яредстадим ход его. Поздравление е новым учебным годом, особешым го дом, .когда советский народ торжественйо отпразднует 60- летие Великого Октября и примет новую' Коцституцию' ССОР, опредегат я тему, кото рой посвящена эта встреча учи теля с учащимися, И вот начи нается первая часть урока: «Леяик, партия. Октябрь». На доске дрикренлеац репродук ции уартнн, иа проигрывателе - - пластняка с песнями о Ле нине, о партии, о Родине. Если передо мной старшеклассники — на столе постановление ЦК КПСС «О 60-й годовщине Ве ликой Октябрьской еоциалн- стнческой революаин», пластин ка с речью В. И. Ленина «Что такое Советская власть?», поэ мы .Маяковского «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!». Главиое—дсшести до молодежи идею о преобразовании мира, которое началось революцион ной грозой 1917 года, подвигом нашего парода, совершенным «Сквозь грозы сияло па.м солнце свободы,. И Левин великий нам путь озарил; Иа правое дело он яоднял народы. На труд и на подвиги нас вдохновил!». Вторая часть урока: «Вели кий путь бсфьбы- и побед». Нужно показать веяячяе нод-- вига народа, иоторай вод руко водством КЕЮС построил соци ализм в нашей стране по ле нинскому плану ' И' защитил его в боях с жестокими, врагами. Завершается* вторая часть рас крытием тезиса, что в Совет ском 'Союзе построено разви тое социалистаческое обвдест- И вот — нереход к третьей части урока: «Проект новой Конституции СССР — реаль ное воплощение установок XXV съезда партии». Материалы майского (1977 г.) Пленума ЦК КПСС, проект Конституции СССР, всенаро,дное обсужде ние Основного Закона, зарубеж ные отклики — все это войдет в рассказ учителя в любом «Учительская газета» за 20 августа особедпо тщательно разъясняет учителю именно эту часть урока. Объем материала велик, но совершенно необхо димо и здесь уделить внима 1 ние эхюционалыюму воздейст вию на учащихся, не исключая и старшеклассников. Яркие фак ты и цифры, вдохновенные слова советскшс людей и друзей со ветского народа о пащеч образе жизни, факты, характеризую-' эдие каштализм как общество без будущего, — вот самые действеввые средства для это-* Еще одна «глава» урока: «Долг советского гражданина». ' Из всего, что уже услышали и увидели ученики, естественно сделать вывод; долг советского гражданина и начетная обя- зая-иостъ — беречь н приумно жать достояние народа, защи щать социалистическве' Отече ство*. Обязательно* ’проч 1 Нтаем статьи из. главы второй «Госу дарство и леность» проекта Кдаституции'СССР. И опять необходим' яркий фактдаеский материал: примеры высокого служения яароду. Как заклю чительный аккорд-урока, слова Гимна СССР: - '«В победе бессмертных ■идей ко-ммуииЗма^. Мы видим грядущее нашей страиы, И Красному знамени славной Отчизны Мы будем Всегда беззаветно* верны!». Так будет ярохааеть уро*!?' пли по-другому,-неосно-римоО'Д- но: без глубокой и детальной подготовки учитель не может выйти -на старт учебного го да. Первый урок — этю пролог всей работы в школе. В газете «Правда» за -20 ав густа дей(;т'вятельный член АПН СССР Л. Занков писал; «Шо-хо, что обучение адресует ся лишь к познавательной дея тельности ученика, но не ста вит своей целью возбунсдедиа воложительных чувств — ра дости, удовлетворения, увле ченности яозйаиием. Эмодао- нальиая жизнь школьника на уроках, ЯР существу, затщзна- жтается, А без эмоций, как из- вестно, снижается ц продуктив- яость. В-поисках нстяяы.,.». Это — вывод из всего опыта советских учителей, подтверж денный наукой, коренное тре бование, от которого завпеит успех воспитания дашуяисти- ческой убеждвшшсти и нравст-: вещ* 1 оети. О* вой семестр у студентов, час большинство стройотрадов покидают места дислокаций, и в областной штаб ССО прихо дят последние рапорты. В начале сентября мы будем подводить итоги, но уже сей час МО.ЖНО назвать лучших и поговорить о тех недостатках и трудностях, с которыми приш лось столкнуться стройотрядам ?. трудовом семестре приня ло участие 1410 бойцов строи- тельнЙ1Х отрядов и 1150 бойцов отрядов, нестроительного на правления. Из 2,5 миллиона рубйей^ кэ- питаловложений7 которые дол жны быть освоены ССО нашей области, на 20 августа студен тами было освоено 1 миллион 887 тысяч рублей. К концу месяца план будет выполнен. Впервые в этом го ду в колхозах и совхозах обла сти работало 350 студентоз-ме- ханизаторов -из липецких по литехнического и педагогиче ского институтов, Усманского, Конь-Колодезского и Чаплы- гинского совхозов-техникумов. Многие ребята-механизаторы стали героями жатвы. В колхо зе «Родина» Краснинского рай она, например, студенты воз главили социалистическое со ревнование среди хлеборобов. На районную Доску почета бы ла занесена фамилия студента ЛГПИ Сергея Сметанкина, ра ботавшего в колхозе имени Свердлова Становлянского района. На своей жатке ЖРС-49 он ежедневно косил не менее 23 гектаров ячменя! В этом же колхозе студенты заложили три ямы сенажа по 400 тонн, вспахали 130 гектаров зяби, скосили 135 гектаров зер новых и посеяли 70 гектароо озимых. Работой политехников в колхозе остались довольны. Помогли студенты хозяйству здорово, хотя и трудились на старенькой технике. В совхозе «Липецкий» звено студентов-комбайнеров из ЛПИ, возглавляемое Сергеем Шипиловым, соревновалось с комсомолъско - молодежным звеном Юрия Кистровских. В грязь лицом будущие инжене ры не ударили, доказали на деле, что могут работать не хуже опытных механизаторов, подаватель В. П. Солопов), бу дущие руководители произ водства вели строительно-мон тажные работы на возведении элеватора на станции Уяусарка Задонского района. За- последние годы постоян но подвергались критике от- учебных заведей^ий (За- донска. В этом году задонцы (командиры А. В. Попов иК .Д . Сорокин) на птицефабрике «Светлый путь». Хорошо поработали в этом году специализированные ор ряды Липецкого политехниче ского института . «Энергия» (командир А. Чернышев), «Им пульс» (командир О. Бондарен ко). Бойцы вели работы по го политехнического институ та (командир Н, Скопинцев) в Лев-Толстовском и Лебедян ском районах. В совхозе «Гагаринский» бой цы за короткий срок построи ли пять двухквартирных жилых домов, а в совхозе «Агроном» возвели пристройку к столо вой. Производственная про грамма на 70 тысяч рублей бы ла вьтолнена к 15 августа с отличным качеством. Большой вклад внес в ос воение 1 сгпвложений на Строи тельстве воловен N2 1 и № 2 в совхозе «Куликовский» Дан- ковского район.з отряд имени В. Довгер (командир ,А. Иль ин) индустриально-педагогиче ского факультета Липецкога педагогического института. На работах нулевого цикла ребята освоили более 60 тысяч руб- Успешно поработал летом й отряд «Монолит» строительно го техникума (командир пре- исправились, и сейчас мы на зываем их в числе лучших ССО. Отряды областного купьтпросветучилища (коман дир В. И. Шутик) и техникума механизации и электрификации сельского хозяйства (командир Н. Суздапев) не только выпол нили, но и перевыполнили свою производственную про- Ш иятный пода|:^в^ новому ному году щКготовили для школьников села Вешалов- ка Липецкого района отряды отделочниц «Гея» из ЛГПИ (кома«ди 1 р Н. Попова) и «Ас соль» Елецкого пединститута (командир Л. Трубицына). Сейчас отделочные, работы на строительстве школы на 320 мест успешно завершаются. Первого сентября в шко.зв начнутся занятия. -С похвалой отзываются ру- Тга'водители треста -цЕлеЦтяж- строй» о работе отрядов ма шиностроительного техникума электрификации и телефониза ции сел в Добринском и- Ус- манском районах. К концу тру дового семестра ребята долж ны освоить более 200 тысяч рублей капитальных вложений. Приятно отметить тех, кто работал этим летом не покла дая рук, кто не боялся трудно стей, Но, к сожалению, не во всех отрядах был настоящий рабочий настрой. Хуже, чем обычно, ргботали в этом году отряды Елецкого техникума железнодорожного транспорта. Неудачный по.д6ор командиров сказался на сла бой дисциплине. Командиры не пользовались авторитетом у бойцов. Часто причиной того, что не все отряды трудились по-удар ному, была отнюдь не сла бая практическая подготовка Порой для того, чтобы ярко горел огонек трудового энту зиазма, на хватало одного — негрмального снабжения етроймвтериалами отрядов и полкой загруженности бойцов. С большим рвением приня- яись за дело бойцы отряда «Спектр» Липецкого пединсти тута, присланные помочь в строительстве совхозу «Яро славский» Даиковского района. Но... полсеместра будущие педагоги просидели без дела. То не было кирпича, песка, бе тона, то почти всему отряду поручали дело, с которым лег ко могли справиться человек 6—7. Два месяца потребова лось начальнику участка и прорабу из ПМК-418 треста, «Яипецксовхозстрой». веду щим это строительство, на то, чтобы догадаться рассредото чить ребят-по бригадам. Слабо организовала работу отряда «Данко» и ПМК-768 того же треста. Из-за плохой организации труда ребята почти все время простаивали. На договорном объекте работы хватало толь ко на 5 бойцов, остальные ос тавались без дела. После не однократных жалоб студентов ПМК одну часть отряда отпра вила на подсобные работы, другую использовала на стро ительстве подмостков около птичников, третью предостави ла в распоряжение дирекции птицефабрики. Хочется еще раз обратить внимание треста «Липецкеов- хозстрой» на- более серьезное отношение к студенческим стройотрядам. Чтобы в следу ющем семестре не повтори лись подобные ошибки. Однако, несмотря на встре чавшиеся в работе отдельных отрядов накладки, трудовое лето, проходившее под деви зом: «60-летию Октября — 60 дневных заданий в трудовом семестре»,' было успешным. Третий семестр стал настоя щей школой рабочей закалки для студентов, которые оказали неоценимую помощь сельско му хозяйству. А. ЖИДКИХ, заместитель комвмдиоа областного ССО , 3 -Д ОРОВО, .Иваныч! По.мвги, что-то € комбайном случи лось, .а что* — в€ пойму. ^ -— Лао» 0 , посмот-рим, — Александр приветливо улыб нулся, бросил шлем в коляску мотодйкла. ...Нашли яоломку. — С остальным сам сара- вшй-ьс,а'? — Справлюсь. Отошел, усмохпулгч' -«Ещ-с 'Н 26 нет, а уже Ивайычем на звали. Знать, номолодп уже выгляжу». С грустью визмиил беззаботное время учебы, тех- изучал сельскохозяйствепше- машины. Пригодшюсь. В пер вые месяцы работы Фгарался почаще бывать в мастерских,— среди «железок» чувствовал се бя в родной-стихии. ...Александр взглянул на сто- »щйй вдалеке комбайн, поколе-' бался; помочь еще или не сто ят? Все же ребятам только по 18, опять же брат там остался на месте. «Ничего—сами спра-. вятеи, им же приятнее будет». Напр'авиЛ'СЯ к мотоцяклу — нужно посмотреть, как там в поле.- Догнал младший брат. — Слушая, Саш, ну. мы по едем -уберем, что осталось? —- А все в порядке? — Нормально, — обиделся брат и побежал к комбайну. Старенький СК-4 уверенао троаужя и, разв«\рнувшись, вы рулил на .чорогу. По.квалил про. себя: «Молодцы, ребята, сами и комбайн восстаиовилн, И уборку нормально провели, почти без поломок». Посмотрел на другие комбайны, уставшие, запы.зенные. Техника не подве ла, вот только урожай, против всех ожиданий, оказался небо- гаты.м. Ну, да здесь уж ничего не поделаешь. Александр подошел к мото циклу. .Мысленно поймал себя на том. что не спешит уже. Это впрочем, точнее сказать, — воз- пвказалоеь е.тра 10 вдм. Все так- вратился. Он родился,л вырос же медленно, будто нехотя, здесь. Чуть-чуть вэлиовался. тровул стертую резину завод- Трудно , быть руководятеле-м кой ручки, ровно затарахтел там, где тебя знают еще с веяе- двигатель, и новеЕЬкий «|(ж- вок. Как найти верный тон?, Юиитер». плавне покатил по Ж ак встретят однос^чане? безмолв-ной дороге, осторояйю^Ври работая. Бу 1 ( ^ * н о от за- огнбая ухабы. до зари пропадав в поле. Александр, кажется, мог бы -Еш ‘ бригада стала в совхозе управлять мотоциклом с . за- лучшей. Александр был и-а- СТРАДА ПРОВЕРЯЕТ ХАРАКТЕР лета. крдаьши глазам*, настолько знакомы асе повсф-оты-тгие- ровностн дорогн. Еще бы! Ему, управляющему отделением,' да не знать их! Как-то незаметно для себя прие.хал к цели,- оста новится. у" самой кромки паш ня. Слез с мотошжлй, прошел несколько шагов, ноги глубоко увязли в рыхлом черноземе. «Вот в все. еще немножко, и эакодчнтся беепокайиое лето», — йперш-ме нришла в голову эта мысль. Он еще-раз взгля нул на темнеющие вдали трак торы и осторожно вышел* на твердую дорогу. Расслабился, на секунду- закрыл глаза, слов но вспоминая, что «вде пред стоит сегодня сделать. Прошла страда, и будто поло вина дел свалилась с нлеч, можно -вот так спокойно посто ять, отдохнуть, на.метнть план работы ка завтра.' К этому ш привык недавно. А сначала... В 1974 го.ду Александр Бе- эяеа, выиускиик Усманского сельскохозяйственного техни кума, приехал в Зава,чытое, Гоажден энако.м НК ВЛКСМ «Еолотой колос». Обрад-овая- ся, что не оплошал, и многве знакомые, встречая его на ули це, одобрительно говорили; «Молодец!». - В прошлом, году Александр был назначен уП'равляюши 1 М вторым отдеяенив№-:' Захлест нули новые заботы, сначала не было просто времеян. чтобы найти какую-то систему в ра боте, Хотелось успеть всюду. Иногда не получалось В ра- иальчивО'Сти думал; . «Бросить бы все, уехать, успокоиться, ■ отвлечься от сверлящих гоЛ'Ову даслей». Остыв, понина.д: : что бросать ничего не собирается п уезжать тем более. Да и куда уезжать? Здесь до.м, семья, И ■[Ибота не из одних иеудач ^ШаДь1ваетея. Потом, позже, эти неудачи казались незлачительнымл, да и мЫ'Сли о них тоже. Уже ду мал не о себе, думал о работе, о- других. •Сколько нервов потратил, чтобы наставить на путь в.стйя- ныА -одиого парнишку. Не хо тел работать парень, и все тут. При встречах говорил; ■— Да иенятересво мне все ЭТО. Отстаньте. Александр не хотел отста- ватв. Не мог аонять, как этот юноша родился и вырос в се ле. в семье хлеборобов и не уважает сельский труд. На ра боту из постели чуть ли не си лой тащил. Иногда «случайно» встречая .его на -улице, разго варивали так. обо всем, будто невзначай разговор напоавлял- ся'’в нужное русло. Паренек все больше узнавал о дела-х кол- -.,дек 1 ива, и э-^о помогло понять, :,мто он нужен здесь,-нужны его руки. Что-то переломилось в душе парня. Уже- сам прибегал. 'Просил работу .тютруднее, по- ‘-иитереенве., Недавно встрети лись, вспомнили о прошлом, и •обоим стало как-то радостно на яуш.е от того, что позади, у инх “ общая победа. Александр в этой еитуацяи, может быть, виервые особенно остро почувствовал, что значит быть руководнтелем. ...Саша подъехал к коптсфе' отделения, неожи..данио для се бя оглядел се внимательно. Не- кази-ст. в обЩЕМ-ло, домик. Впрочем, не часто он здесь бы вает, -раньше и не замечал как- то, Вошел в кабинет, досмотрел на пустой стоя, удавился: -от куда взялась аккуратная стоп ка бумаг. -Полумрак комнаты обволакивал, размягчал. Алек сандр только сейчас почувст вовал.‘как он Устал. «Ничего,- - мечтательно подумал, — зимой отдохну, может быть, и .на охо ту несколько раз удастся, вы-. боаться», ВЫГЛЯНУЛ' в окно. Небо па востоке почернело, ■шлкицилось, ззтв-нутое облака ми, .оно будто, приаиядо к зем ле. изредка укалывая ее игла ми холодного дождя. В. СТРАХОВ. Совхоз «Коммунар», Усмапск-йй район. Концерт для стротиелей На строительстве до менной лечи Лз 6 время перерыва. Смолк шум ав томобилей, экскаваторов и бульдозеров. И вот уже ■"над огромной строитель ной площадкой разнес лись звонкие девичьи голоса. В гости к стро ителям приехала творче ская группа липецкого Дома культуры строи телей. В ее составе — вокально-инструменталь ный ансамбль «Красны девицы». Самодеятельные ар тисты исполнили 'не сколько песен из кон цертной программы, подготовленной специ ально для строителей. — Нам очень прият но,—говорит учястии- ма ансамбля Лидии Сотчева,—выступать иа Всесоюзной ударной комсомольской стройке. Программа у нас моло дежная, и поэтому мы очень волновались — как воспримут на ше творчество строи тели, большинство из ко торых молодые парии и девушки? Судя по улыб кам, хорошему настрое нию, выступление понра вилось. Думаем и в даль- иейшем не прерывать творческой связи со строителями. Н. ПОГОДИН. во ЛЕТ ОКТЯБРЯ: ЛЮДИ И СУДЬБЫ 1 |Ш \ А . Т ? Й Ж Ш Т Т ^ ] I и I и ! <1аНАТТТ ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПОВЕСТЬ В . ТОТ -ЗНОЙНЫЙ‘'вюль- .сдай день си-рок вто рого отеЦ уходил на войну. Яков Иванович шагал молча, искоса тюглядыва-я -на сыновей Ванятку и Николку. Ребята, крепко ухвати» отца за руки, старались не отстать, об дирая босые ноги по застояло му бурьяну,, На косого 1 ре пыльно. Легкий ветерок принес с цветуших по лей запах мяты, , ,3а Косить уж'-нора. Да кому сей час это нужно... Вов и старый пруд зарос, н в деревне тихо. Фронт отодвпиулся чуть пра вее Яковлева, ио жители поч ти все покинула село. Братья адут по берегу ар-у да,-почти с головой скрываясь в прибрежной осоке. Здесь про- .чладво, под ногами чавкает бо лотистая почва, шарахаются прочь, лягушки. С-той, — Ваня -прясел па дорогой у йог трава поднялас}> густая. Отец .оетановялся, по ложил руки на' плечи Ванн. По смотрел, в глаза саней яечалшо, приглад'Ил натруженной мозо листой рукой вихрастую голов ку сына, Под другую руку Ии- колка поавернулея. — Живите мирно, .— •полу обернувшись к жене, глухо-ска- зал Яков Иванович. — Бёрегн- детей. Вернусь — все будет хо‘ Он. нашел в себе силы улыб нуться и, поправив мешок за плечами, зашагал вслед за то варищами на станцию Т-фб-у- Дни -Тревог, дня ожидания. Черной полосой, п-рошла война по судьбам людей, перевороши ла, перековыряла многое. В ,те дни не ояна гкенншна в Яков лево ломала руки, получив но- хороаку на сына; брата, мужа. Выгонит утром за околицу кол хозных коров 'Ваня Пахомов и невольно ярислущивается к плачу по убитым. А как ' там отец, думает мальчик, писем уж давно не было. Жив ли? Летом сорок второго фронт приблизился к Торбунам. По я,оч.ам всЛ'ОЛОхи огня были хо рошо видны в Яковлево. От орудийного гула дрожали окна Н'Изеиьких хат. Но немцев -в село не пустили, Н,асме|рть стал за аколнией седьмой кавале рийский корпус. . Опустела старая дедовская изба. Пришел как-то под вечер Ваня домой, глянул — никого нет. Так и точевая один. А ут ром понял: не вернется мачеха. Уехала. Эвакуировалась. И ко ров уже угнали из села .. 'Шлепая .босыми ногами по ,нылышй дороге, добрел к тет ке. Брат Никатка. засунув за пазуху ломоть хлеба, выскочил к Ване на улннуг'Пбгоняя друг др,уга, ма.льчншки побежали к ^Взобрались на косогор и плюхнулись в душистую траву. корточки, ста’й же, тебе го- Колька недоуменно, вертит головой и садится следом за братом. ~- Вон, видгйиь? — говорит, Ваня шепотом и указ,ывает ,в сторону леса. Колька видит, как чедез опушку быстро перебегают фи- гур'Ы* *войруженвйх лЬд®,. --- Йемца, говорит стар ший бр а т . 'Д е с а н т .или раз ведка. Про них вчера кавале ристы В саду сказали. Я к сво им подамся, ска-зать нм надо про фрицев. Прослед»в 'ВЗГЛЯДОМ эа .бра* •1ндашй, жоторый, 'Озираясь . и оглядываясь, по грудь в .воде , спешит ж плогане, Ваня, не-, слышно „ныряет -в- зеленоватую прохладу пруда. Всего год на зад не -было тревог, войны, и ‘.он просто Купался и загорал з.- 1 есь. Теперь Н4е Ваня спешит переплыть пруд -не для того, чтобы уаивлть Николку. Он спешит к своим, советским сол- 'да+а-м, которые ничего ве зна ют о грозящей нм опасности. ■Кажется, никогда так быстро,, не плавал Ваня. Только бы ус- „.В старом саду стоят пуш ки, а рядом на лугу пасутся боевые кони. Звук-и трехрядки, привычная -суета возле штаба— у избы Пахомовых. Ваня едва добрел до с.воего дома, на траву присел. — Что-то ты такой загнан ный, дитятко? — щеголеватый етаршииа Диденко наклонился над Ваней. — Там, за прудом, немцы..,— никак ие может отдышаться 'мальчик,—много их, десант, . Вот это ты новость при нес! — старшина, так крутнул"^ ся На месте, что остро .отто- чепные шпоры на-его сапогах взрыли муравьиную кучку Он -метнулся к избе. М.инута — и выскочил на крыльцо корена стый старший лейтенант Белов, комаядир. Крикнул; «По ко ням!». Пролетел эскадрон за окалину, та-тько пыль замета- ...Высоко летят искры от ко стра. Рвутся в небо июльского вечера и растворяются в тем ноте, Бойцы ендят йолск'ругом, курят, перебрасываютея ост рой шуткой.. — Я вчсрась перед боем окопчик отрыл, — говорит старшина Диденко. — Малень кий такой, для фляги с водой. Ну, думаю, — свежий родник создал, А тут немец из- дально бойной как жахнет!' А как дым сошел,—гляжу, вместо -бачка сидит в том 'окопе бронебой щик товарищ Марков Яков Кузьмич, А ведь мы тот бачок с Козловым -вдвоем еле прита- Хо.хот, Пожилой бронебой щик х.мурит густые с проседью брови.,отмахивается; - — Бол'гать бы тебе все, Грицко. Ваня Пахомов примостился рядом с младшим лей-теиантом Пожов'шшовым и наблюдает, как ои прутиком ловко выкаты вает из костра картофелину за картофелиной. . ' — На, казак, ■— однч из них Полковников иротягйв-ает Ва не, почерневшую, пахнущую зо лой, — тебе ныине в -первую .очередь положено: -вовремя ты ! нам вкть подал. Ох. и дали мы немцу перцу! — Полковм- ков полуоборачивастей к пова ру' Мшне и продолжает; — Они не,думали на засаду налететь. Шли, как к тен 1 е на блины... Одним словом, малый, молодец ты, и ешь. смело картошку, че го мнешься? От избы назвали младшего лейтенанта. Полковников встал, одернул гимнастерку на полио'ватом теле, шагнул от костра.и сразу растворился в темяоте.. Вайя отошел к солдатской кухис, прилег. Небо смотрело на Ваню множеством своих звездных миров... Мальчик на шел сам.ую яркую звезду и дол го следил, как переливается -она то красным, то синим цве том. Сначала, когда фронт был далеко, Ванс казалось, что вой на — это .вроде игры в казаки- ра.збойники. Теперь. Ваня так не дум.ает, -Вой они'стоят Р'Я- дом, эти пушки... ~ Иваяко! Звучный бас старшины Ди денко прервал мысли мальчика. — Иванко, хлопец! Та ку да ж ты сховався? Иды до.мэ- иы,. К командиру треба. Следом за рослым ета-рииной Вайя мышонком в дверь су нулся. приивк в углу. Не- П 1 риаычяо в старой' дедовской хате. Стол посредине, иа нем карта растянута, возле карт коренастый Белов ходит. Пол ковников на дубовой лавке си- — Ну, герой, •— командир эскадрона щагнул к мальчику, протянул крепкую ладонь, — от имени К'Оманли 1 ра полка спасибо тебе за помощь, (Продолжение следует). МЫ БУДЕМ ТАНЦЕВАТЬ Решением Министерства куль- и обишму физическому разви- туры РСФСР открывается хо- тию, а также готовить наибо- реографическое отделение при лее способных для дальнейше- музыкальной школе № 4, иер- го обучения в средних специ- вое в Липецкой области и тре- альных и высших учебных за- тье в Российской Федераиин. ведениях. Обучение иа этом отделении ставит своей целью воспитать З.з .пять лет учебы девчонки эстетический вкус у детей, раз- и мальчишки познакомятся с вить танцевальные и музыкаль- искусством классического, на йме способности, содействовать родно-сценического, историко- бытового и современного баль* ного танцев, изучат историю хореографического искусства, музыкальную грамоту, освоят игру на одном из музыкальных ийструментов. Сейчас все готово к началу занятий. Оборудован хореогра фический класс, приглашены квалифииированиые препода- А. Л О В Я Г И Н .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz