Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ п а н о р ам а • с н б б о т н я я страница^Шльтнра и йскшство а 1978 ГОДУ исполняет­ ся 160 лет со дня рож­ дения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Сейчас в Лев-Тол- стовском филиале Центрально­ го Московского музея имени Л. Н. Толстого проводится большая подготовительная фа- бота к юбилею. Наш коррес­ пондент И. Ткаченко встрши- лась с директором музея В. И. Кузовкиной и попросила ее рассказать о том, как идет реконструкция музея. — Уход писателя -ИЗ Ясной Поляны не был с.лучайным. Он стал логическим завершением последних лет его жизни. По­ этому мы хотим', отталкиваясь от тех семи дней, что провел Л . Н. Толстой в Астапова, раскрыть в экспозиции твор­ ческие и духовные искания в е ­ ликого художника. В музее бу­ дет много материалов о траги­ ческих событиях ноября 1910 тода: те,чеграммы о состоянии здоровья писателя, воспомина­ ния очевидцев. Размещаться дожнику и гражданину. Наряду с реконструкцией, ра­ ботники музея занимаются сбором новых документов, эк­ спонатов. Сейчас разрабаты­ И ВСЯ в МУЗЕЕ Л. н. толстаго они будут на выполненных в современном стиле больших щитах, ©свещение с подсве­ ткой позволит выделить самые важные документы, Единстаев- ное, что мы сохраним без изме- ■лений,—это мемориальнузо комнату в квартире Озолиных, где-у-мер писатель. Хочется, чтобы наш музей стал музеем-яамятнщом ху­ вается тематика ерчинешш, ко­ торые мы хотим нровасти в школах области. . Думаю,^ это будет интересным попо.тнением нашей ЭКСПОЗИЦИЙ, .Однодремеяно с этим мы обратились - в Центральный Лкгсковский музей с яросьбой передать часы, палку Толстого ■и.другие его вещи, связанные с пребыванием писателя в Аста- Полученм из .Москвы ряд копий редких фотографий, пп- с-ем, расписок, телеграмм, ко­ торые выполяены так искусно, что ничем не отличаются от бригйкалов. Воспроизведены желтизна бумаги,'цвет чернил, обветшалость краев. Вера Ивановна, мы гово­ рили о ближайших планах му­ зея. Л нельзя ли вернуться к прошлому — ко времени его возникновения? — Музей открылся в 1946 году.-С .этого времени я .его п возглавляю. До. этого работала в школе, .преподавала историю. Вначале взялась за .организа­ цию музея на общественных началах, а потом—уже просто не могла оставить дела. Меж­ ду прочим, мысль о создании мемориала Толстого принадле­ жала журналистам. Еще в 1910 году сразу после, смерти писателя они. предложили уве­ ковечить память о последних семи днях Льва Николаевича и сохранить дом Озо.шшых в пеприкооновеиностп. Когда мы собирали матери­ алы для будущего музея^-^|о случайно в ар.хиве наш.тя'* п1=г' речень станционного пмущества. В него была занесена и вея об­ становка комнаты Озолиных, в которой умирал Толстой. Спи­ сок составлялся в 192-0 году. Как видите, и в то трудное вре.мя память о великом .х^?- дожнике земли русской жила в ■ сердцах людей. В 46-м были еще живы оче-. видцы появления Толстого на станции. Мы познажоми.жь с одним машинистом, который сде.лал, как оказалось, много ■-снимков парателя. От него' мы . узнали о Марозове, хранившем -фотографии выноса тела Тол- - стого. М-арозов умер, а старые негативы нам передала его-же- • на. Позднее в. Москве нам по­ могли их восстаиовить. ■Вот так рожда.чся наш му- Т ЕЛТ Р л!1апзз1вЕЯ11Яшн11№пнтпт11напа1нгапап11ПШ1и1Д старой оперетты Ференц Легар — крупней­ ший представитель новой венской оперетты. Каждый его клавир отличают не только щедрость и разнообразие мело­ дического рисунка, но и отто­ ченная, филигранно разрабо­ танная и многосложная оркест­ ровая форма. Б общей сложно­ сти Ф. Легаром создано трид­ цать оперетт. «Цыганская лю­ бовь», написанная в 1910 году, принадлежит к числу лучших произведений композитора. Она давно пользуется заслуженным успехом,- привлекая внимание, прежде всего, • замечательной музыкой. И хотя обусловлен­ ные временем и «социальным заказчиком» ограниченность идейных мотивов, сентимен­ тальность и мелодраматизм опе­ ретты не могут устроить зрите­ ля наших дней, красота и яр­ кость музыки Легара во мно­ гом искупает эти недостатки, В «Цыганской любви* ком­ позитором использованы вен­ герские и румынские народные мелодии, танцы. В оперетте впервые начинает звучать тема романтической , цыганской вольницы. Гастролирующий в Липецке Ростовский государственный театр музыкальной комедии в числе других произведений Ф. Легара показал и «Цыган­ скую любовь». Сюжет ее несло­ жен. Это история романтиче­ ской любви скрипача Сандора (арт. С. Барон) и дочери ру­ мынского боярина Зорики (заел. арт. РСФСР и КБАССР Е. Бойцова). Зорина, выросшая в родовом замке отца, тянется й любви и радости, ее душа ждет красо­ ты. Зорину влечет к молодому цыганскому скрипачу напере­ кор воле отца, решившего от­ дать ее за богатого Ионеля Бо- леску (арт. А. Плясов). Ли­ ризм душевных открытий Зо- рикн стал сердцевиной спек­ такля. В атмосфере пышных празднеств, предстоящей свадьбы, изобилии красок осо- б'енио рельефно предстает тон­ кая и одухотворенная фигура героини. Е. Бойцова прекрасно чувствует специфику жанра. Ее танец во втором акте пле­ няет органичностью, пласти­ кой, нежной девичьей грацией. Красивый, сильный голос, уме­ ние танцевать, точное владение жестом — все эти средства акт­ риса подчиняет музыкальному образу, созданному Легаром. Достойным партнером Зори­ ки выступает ее возлюбленный — молодой цыган Савдор (арт. С. Баров). Дуэт Сандора н Зо­ рики в третьем акте на ред­ кость эмоционален и красив.' Вокальные партии оперетты «Цыганская любовь» по своей сложности и силе не уступают оперным. Ростовчане демонст­ рируют завидную технику без: скидок на так называемый «легкий» жанр. Это в* немалой степени относится к Р. Велич­ ко — графине Илоне, чья пар­ тия весьма-сложна и полифо- нична; Нельзя при этом не от­ метить мастерство режиссер­ ского решения. Мизансцены в спектакле удобны для поющих актеров и интересны по содер­ жанию. Роль отца Зорики боярина Драготийа исполнил заслужен­ ный артист РСФСР Р. Рости- ннн. Его персонаж — непово­ ротливый, с несгибающимися ■коленями, наделенный особой «подагрической» пластикой, претендует на молодость и ; внимание прекрасиого пола. Эта гротескная фигура очень смешна. Игра актера в фарсо­ вых ситуациях заставляет зри­ тельный зал буквально взры­ ваться от смеха и аплодисмен­ тов. Музыкальная культура спек­ такля во многом зависит от ди­ рижера н оркестра. Мягко и лирично проводит оркестр свою ; «партию». Экспрессией и дра- ; магизмом насыщено музыкаль­ ное сопровождение выходных арий Зорики и Сандора. Дири­ жер С. Поспелов не просто ак­ компанирует певцу, а и так- ..тично ведет его за оркестром. Художнику В. Алексеенко удалось передать в декорациях, освещении и костюмах своеоб­ разный колорит обстановки, быта румынских цыган. На сце- . не массивная гранитная дестяи- ца, спускающаяся из башни замка, украшенная каменны­ ми львами, толстые крепостные стены, кованые, едва пропус­ кающие свет, фонари над вхо­ дом — впечатляющий образ тя­ гостного для Зорики мира ее : отца. Эти картины по контрасту сменяют яркий, легкий, празд­ ничный цыганский шатер, вели­ чественный и прекрасный Ду­ най в обрамлении зелени... Оперетта «Цыганская лю­ бовь», поставленная режиссе­ ром Б. Савельевым, сумевшим донести до зрителя юмор и па­ тетику, лирику и гротеск, теп­ ло принята липчанами. Ростов­ чанами создано сценическое произведение, в котором тонко и иронично осмеяны глупость, корыстолюбие, чванства. Вла­ ствующая на сцене стихия ве­ селого и смешного органично переплетаются с романтической темой любви. В. ШИБИНА. На выставке молодых художников Липецкой области. Фото Ю. Клюева. СПОР Т в погоне за лидером в четверг состоя.тся. .очеред­ ной тур чемпионата Воору­ женных С и л по хоккею. Утром на лед вышли команды СКА МВО (Липецк) и СКА (Хаба­ ровск) . Игра началась атаками лш- тн. Но лишь на 7-й ■'. Белякову удалось «заж1И? расиый свет за воротами ха- Гаровцев. Во втором периоде в коман­ де липчал особевно отличился *’>. Щуренко. Снача.вд на 25-й ■■.инуте, а затем на 36-й, 6и шбивает.дае ша?{бы в, ворота соперников. . .В итоге лшчаве победили — 3:1. ' Вновь, вот уже" в четвертом матче, проиграл . молодежный состав ЦСКА; Комаг(дд;_0^ (Н ОВОС к. б н р, ск), с которой аст-речалась мосж-вачн, победц- ла — 9 :6 . Уверенно-идут И финишу ли­ деры чемпионата — ^еиищрад- цы. Они встречались с хоккеи­ стами Свердловска .и выигра.дц — Ш .-5. • ■ В пятницу состоялся очеред­ ной тур. Н ОВАЯ работе киносту­ дии детских и юноше, ских фильмов имени М. Горького под названием «.Несовершеннолетние» (сце­ нариста Э. Тополя и режис­ сера В. Рогового) посвя­ щена острой и важной теме. Основной драматургический узел фильма— борьба между демобилизованным, только что вернувшимся из армии десант­ ником Прохоровым и хитрым, законченным под« 1 ком по Авторы фильма вскрывают трагедию безверия, которая приводит главного героя Пла­ тонова к нравственному и фи­ зическому опустошению. Не­ возможно жить на свете, если жизнь человека на озарена высокой идеей,—таков осно­ вной вывод, к которому подво­ дят нас создатели' картины. В сентябре на экраны липец­ ких кинотеатров выйдет еще одна лента московских кине­ матографистов —«Жить по- Сентябрь: новые фильмы кличка Гоголь за группу под. ростков, которую Гоголь уже успел прибрать к рукам и хо­ чет использовать для своих неприглядных делишек. Никита Михалков известен широкому кругу зрителей и как актер («Тучи над Борском», «Я шагаю по Москве», «Дво. рянское гнездо»), и как режис­ сер-постановщик фильмов «Свой среди чужих,- чужой среди своих» и «Раба любви». Вфильме «Неоконченная пьеса для механического пианино», созданном по мотивам произ­ ведений А. П. Чехова, зрителей вновь ждет встреча с Н. Ми­ халковым и как режиссером- постановщиком, и как исполни­ телем. . своему» (сценариста Б. Лоб­ кова и режиссера Константина Худякова). Картина дает, если можно так сказать, урок ду­ ховной культуры, интеллигент­ ности, чуткости, необходимой в отношениях между людьми. Стремление участвовать в решении важных политических, народнохозяйстзеннщх задач становится потребностью на­ шего современника, главенст­ вующей чертой личности. Но не всегда просто складываются взаимоотгюшения рабочих на производстве.. Нередко за­ висть, озлобление—эти «ноч­ ные птицы» прошлого ом­ рачают трудовую атмосферу. Именно об этом рассказывает новый цветной широкоэкран­ ный фильм «Не верь крику ночной птицы», созданяы: киностудии «Молдова-ф) режиссером - постановщиком Я. Бургиу по сценарию Л. Дмитриевой. «Книга моего деда Корбута» . —самый древний художествен- ньж памятник азербайджан­ ского народа, привлекающий внимание востоковедов с нача­ ла XIX века по сегодняшний день. Режиссер киностудии «Азербайджанфильм»' Таги- заде решил экранизировать это произведение. Фильм на­ зывается «Сеет погасших костров». Реакционная пресса США не перестает лицемерно кри­ чать о «нарушении прав чало, века» в социалистических стра­ нах, умалчивая о том, как в са­ мой Америке ежедневно попи­ раются элементарные консти­ туционные права простых американцев, в частности, пра­ во йа спрааедливо оплачивае­ мый труд. Об этой стороне американской жизни и расска­ зывает фильм «Лихорадка на белой полосе» (США). Сен­ тябрьский экран предлагает и другие новинки зарубежного кино: двухсерийный польский фильм «Земля обетованная», аргентинскую ленту «Мне нра­ вится эта девчонка», два при­ ключенческих фильма «Кар­ туш» (Франция—Италия) и «Бе­ гущий человек» (США), Я. ИВАННИКОВА, редактор «инопрокатэц|^: Редактор Н. ЗАГНОЙКО. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Лидеик, п.юшадь Плеханова, Дом печати. Телефо.чы: редактора — 4-67-13, огветственною секрегаря и фошкорресивнденга — 4-67-11, _____ отделов: коммунистического воспитания —4-61»-12, комсомольской житии — 4-67-03, учащейся молодежи — 4.-66-06, пис ем —4-66-18, спорта — 4-66-07. АЭ 7171,1 Тннография издагельст-ва .«Ленин^ое знамя», Липецк, Коммунальная пл., 44. З.ак. .N 5 6594.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz