Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ п а н о р ам а • с н б б о т н я я страница^Шльтнра и йскшство а 1978 ГОДУ исполняет ся 160 лет со дня рож дения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Сейчас в Лев-Тол- стовском филиале Центрально го Московского музея имени Л. Н. Толстого проводится большая подготовительная фа- бота к юбилею. Наш коррес пондент И. Ткаченко встрши- лась с директором музея В. И. Кузовкиной и попросила ее рассказать о том, как идет реконструкция музея. — Уход писателя -ИЗ Ясной Поляны не был с.лучайным. Он стал логическим завершением последних лет его жизни. По этому мы хотим', отталкиваясь от тех семи дней, что провел Л . Н. Толстой в Астапова, раскрыть в экспозиции твор ческие и духовные искания в е ликого художника. В музее бу дет много материалов о траги ческих событиях ноября 1910 тода: те,чеграммы о состоянии здоровья писателя, воспомина ния очевидцев. Размещаться дожнику и гражданину. Наряду с реконструкцией, ра ботники музея занимаются сбором новых документов, эк спонатов. Сейчас разрабаты И ВСЯ в МУЗЕЕ Л. н. толстаго они будут на выполненных в современном стиле больших щитах, ©свещение с подсве ткой позволит выделить самые важные документы, Единстаев- ное, что мы сохраним без изме- ■лений,—это мемориальнузо комнату в квартире Озолиных, где-у-мер писатель. Хочется, чтобы наш музей стал музеем-яамятнщом ху вается тематика ерчинешш, ко торые мы хотим нровасти в школах области. . Думаю,^ это будет интересным попо.тнением нашей ЭКСПОЗИЦИЙ, .Однодремеяно с этим мы обратились - в Центральный Лкгсковский музей с яросьбой передать часы, палку Толстого ■и.другие его вещи, связанные с пребыванием писателя в Аста- Полученм из .Москвы ряд копий редких фотографий, пп- с-ем, расписок, телеграмм, ко торые выполяены так искусно, что ничем не отличаются от бригйкалов. Воспроизведены желтизна бумаги,'цвет чернил, обветшалость краев. Вера Ивановна, мы гово рили о ближайших планах му зея. Л нельзя ли вернуться к прошлому — ко времени его возникновения? — Музей открылся в 1946 году.-С .этого времени я .его п возглавляю. До. этого работала в школе, .преподавала историю. Вначале взялась за .организа цию музея на общественных началах, а потом—уже просто не могла оставить дела. Меж ду прочим, мысль о создании мемориала Толстого принадле жала журналистам. Еще в 1910 году сразу после, смерти писателя они. предложили уве ковечить память о последних семи днях Льва Николаевича и сохранить дом Озо.шшых в пеприкооновеиностп. Когда мы собирали матери алы для будущего музея^-^|о случайно в ар.хиве наш.тя'* п1=г' речень станционного пмущества. В него была занесена и вея об становка комнаты Озолиных, в которой умирал Толстой. Спи сок составлялся в 192-0 году. Как видите, и в то трудное вре.мя память о великом .х^?- дожнике земли русской жила в ■ сердцах людей. В 46-м были еще живы оче-. видцы появления Толстого на станции. Мы познажоми.жь с одним машинистом, который сде.лал, как оказалось, много ■-снимков парателя. От него' мы . узнали о Марозове, хранившем -фотографии выноса тела Тол- - стого. М-арозов умер, а старые негативы нам передала его-же- • на. Позднее в. Москве нам по могли их восстаиовить. ■Вот так рожда.чся наш му- Т ЕЛТ Р л!1апзз1вЕЯ11Яшн11№пнтпт11напа1нгапап11ПШ1и1Д старой оперетты Ференц Легар — крупней ший представитель новой венской оперетты. Каждый его клавир отличают не только щедрость и разнообразие мело дического рисунка, но и отто ченная, филигранно разрабо танная и многосложная оркест ровая форма. Б общей сложно сти Ф. Легаром создано трид цать оперетт. «Цыганская лю бовь», написанная в 1910 году, принадлежит к числу лучших произведений композитора. Она давно пользуется заслуженным успехом,- привлекая внимание, прежде всего, • замечательной музыкой. И хотя обусловлен ные временем и «социальным заказчиком» ограниченность идейных мотивов, сентимен тальность и мелодраматизм опе ретты не могут устроить зрите ля наших дней, красота и яр кость музыки Легара во мно гом искупает эти недостатки, В «Цыганской любви* ком позитором использованы вен герские и румынские народные мелодии, танцы. В оперетте впервые начинает звучать тема романтической , цыганской вольницы. Гастролирующий в Липецке Ростовский государственный театр музыкальной комедии в числе других произведений Ф. Легара показал и «Цыган скую любовь». Сюжет ее несло жен. Это история романтиче ской любви скрипача Сандора (арт. С. Барон) и дочери ру мынского боярина Зорики (заел. арт. РСФСР и КБАССР Е. Бойцова). Зорина, выросшая в родовом замке отца, тянется й любви и радости, ее душа ждет красо ты. Зорину влечет к молодому цыганскому скрипачу напере кор воле отца, решившего от дать ее за богатого Ионеля Бо- леску (арт. А. Плясов). Ли ризм душевных открытий Зо- рикн стал сердцевиной спек такля. В атмосфере пышных празднеств, предстоящей свадьбы, изобилии красок осо- б'енио рельефно предстает тон кая и одухотворенная фигура героини. Е. Бойцова прекрасно чувствует специфику жанра. Ее танец во втором акте пле няет органичностью, пласти кой, нежной девичьей грацией. Красивый, сильный голос, уме ние танцевать, точное владение жестом — все эти средства акт риса подчиняет музыкальному образу, созданному Легаром. Достойным партнером Зори ки выступает ее возлюбленный — молодой цыган Савдор (арт. С. Баров). Дуэт Сандора н Зо рики в третьем акте на ред кость эмоционален и красив.' Вокальные партии оперетты «Цыганская любовь» по своей сложности и силе не уступают оперным. Ростовчане демонст рируют завидную технику без: скидок на так называемый «легкий» жанр. Это в* немалой степени относится к Р. Велич ко — графине Илоне, чья пар тия весьма-сложна и полифо- нична; Нельзя при этом не от метить мастерство режиссер ского решения. Мизансцены в спектакле удобны для поющих актеров и интересны по содер жанию. Роль отца Зорики боярина Драготийа исполнил заслужен ный артист РСФСР Р. Рости- ннн. Его персонаж — непово ротливый, с несгибающимися ■коленями, наделенный особой «подагрической» пластикой, претендует на молодость и ; внимание прекрасиого пола. Эта гротескная фигура очень смешна. Игра актера в фарсо вых ситуациях заставляет зри тельный зал буквально взры ваться от смеха и аплодисмен тов. Музыкальная культура спек такля во многом зависит от ди рижера н оркестра. Мягко и лирично проводит оркестр свою ; «партию». Экспрессией и дра- ; магизмом насыщено музыкаль ное сопровождение выходных арий Зорики и Сандора. Дири жер С. Поспелов не просто ак компанирует певцу, а и так- ..тично ведет его за оркестром. Художнику В. Алексеенко удалось передать в декорациях, освещении и костюмах своеоб разный колорит обстановки, быта румынских цыган. На сце- . не массивная гранитная дестяи- ца, спускающаяся из башни замка, украшенная каменны ми львами, толстые крепостные стены, кованые, едва пропус кающие свет, фонари над вхо дом — впечатляющий образ тя гостного для Зорики мира ее : отца. Эти картины по контрасту сменяют яркий, легкий, празд ничный цыганский шатер, вели чественный и прекрасный Ду най в обрамлении зелени... Оперетта «Цыганская лю бовь», поставленная режиссе ром Б. Савельевым, сумевшим донести до зрителя юмор и па тетику, лирику и гротеск, теп ло принята липчанами. Ростов чанами создано сценическое произведение, в котором тонко и иронично осмеяны глупость, корыстолюбие, чванства. Вла ствующая на сцене стихия ве селого и смешного органично переплетаются с романтической темой любви. В. ШИБИНА. На выставке молодых художников Липецкой области. Фото Ю. Клюева. СПОР Т в погоне за лидером в четверг состоя.тся. .очеред ной тур чемпионата Воору женных С и л по хоккею. Утром на лед вышли команды СКА МВО (Липецк) и СКА (Хаба ровск) . Игра началась атаками лш- тн. Но лишь на 7-й ■'. Белякову удалось «заж1И? расиый свет за воротами ха- Гаровцев. Во втором периоде в коман де липчал особевно отличился *’>. Щуренко. Снача.вд на 25-й ■■.инуте, а затем на 36-й, 6и шбивает.дае ша?{бы в, ворота соперников. . .В итоге лшчаве победили — 3:1. ' Вновь, вот уже" в четвертом матче, проиграл . молодежный состав ЦСКА; Комаг(дд;_0^ (Н ОВОС к. б н р, ск), с которой аст-речалась мосж-вачн, победц- ла — 9 :6 . Уверенно-идут И финишу ли деры чемпионата — ^еиищрад- цы. Они встречались с хоккеи стами Свердловска .и выигра.дц — Ш .-5. • ■ В пятницу состоялся очеред ной тур. Н ОВАЯ работе киносту дии детских и юноше, ских фильмов имени М. Горького под названием «.Несовершеннолетние» (сце нариста Э. Тополя и режис сера В. Рогового) посвя щена острой и важной теме. Основной драматургический узел фильма— борьба между демобилизованным, только что вернувшимся из армии десант ником Прохоровым и хитрым, законченным под« 1 ком по Авторы фильма вскрывают трагедию безверия, которая приводит главного героя Пла тонова к нравственному и фи зическому опустошению. Не возможно жить на свете, если жизнь человека на озарена высокой идеей,—таков осно вной вывод, к которому подво дят нас создатели' картины. В сентябре на экраны липец ких кинотеатров выйдет еще одна лента московских кине матографистов —«Жить по- Сентябрь: новые фильмы кличка Гоголь за группу под. ростков, которую Гоголь уже успел прибрать к рукам и хо чет использовать для своих неприглядных делишек. Никита Михалков известен широкому кругу зрителей и как актер («Тучи над Борском», «Я шагаю по Москве», «Дво. рянское гнездо»), и как режис сер-постановщик фильмов «Свой среди чужих,- чужой среди своих» и «Раба любви». Вфильме «Неоконченная пьеса для механического пианино», созданном по мотивам произ ведений А. П. Чехова, зрителей вновь ждет встреча с Н. Ми халковым и как режиссером- постановщиком, и как исполни телем. . своему» (сценариста Б. Лоб кова и режиссера Константина Худякова). Картина дает, если можно так сказать, урок ду ховной культуры, интеллигент ности, чуткости, необходимой в отношениях между людьми. Стремление участвовать в решении важных политических, народнохозяйстзеннщх задач становится потребностью на шего современника, главенст вующей чертой личности. Но не всегда просто складываются взаимоотгюшения рабочих на производстве.. Нередко за висть, озлобление—эти «ноч ные птицы» прошлого ом рачают трудовую атмосферу. Именно об этом рассказывает новый цветной широкоэкран ный фильм «Не верь крику ночной птицы», созданяы: киностудии «Молдова-ф) режиссером - постановщиком Я. Бургиу по сценарию Л. Дмитриевой. «Книга моего деда Корбута» . —самый древний художествен- ньж памятник азербайджан ского народа, привлекающий внимание востоковедов с нача ла XIX века по сегодняшний день. Режиссер киностудии «Азербайджанфильм»' Таги- заде решил экранизировать это произведение. Фильм на зывается «Сеет погасших костров». Реакционная пресса США не перестает лицемерно кри чать о «нарушении прав чало, века» в социалистических стра нах, умалчивая о том, как в са мой Америке ежедневно попи раются элементарные консти туционные права простых американцев, в частности, пра во йа спрааедливо оплачивае мый труд. Об этой стороне американской жизни и расска зывает фильм «Лихорадка на белой полосе» (США). Сен тябрьский экран предлагает и другие новинки зарубежного кино: двухсерийный польский фильм «Земля обетованная», аргентинскую ленту «Мне нра вится эта девчонка», два при ключенческих фильма «Кар туш» (Франция—Италия) и «Бе гущий человек» (США), Я. ИВАННИКОВА, редактор «инопрокатэц|^: Редактор Н. ЗАГНОЙКО. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Лидеик, п.юшадь Плеханова, Дом печати. Телефо.чы: редактора — 4-67-13, огветственною секрегаря и фошкорресивнденга — 4-67-11, _____ отделов: коммунистического воспитания —4-61»-12, комсомольской житии — 4-67-03, учащейся молодежи — 4.-66-06, пис ем —4-66-18, спорта — 4-66-07. АЭ 7171,1 Тннография издагельст-ва .«Ленин^ое знамя», Липецк, Коммунальная пл., 44. З.ак. .N 5 6594.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz