Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ! Я губежден, что настоящая песня рождается там, где кипит жизнь. — Это слова известною советского композитора, лау реата премии Ленинского ком сомола Юрия Михайловича Чичкова. . Представлять особо творче ство этого широко известного композитора нет надобности. Его песни звучат по радио, те левидению. Они пользуются большой . популярностью у слушателей. Композитор много н плодотворно работает в жан ре пионерской песни. У него также много крупных произве дений: кантаты, песенные цик лы, пьесы для различных му зыкальных ансамблей, сюиты, музыка к кинофильмам, оперы. И все нее... — Знакомство с музыкой на чинается с песни, — говорит композитор. Песня. О ней и рассказывает нашим читателям ко.мпозитоа Юрий Чйчков. — Юрий Михайлович, как вы стали композитором? — Совершенно неожиданно. В 1945 году, когда еще шла война, я заканчивал Централь ную детскую музыкальную школу, созданную при .Москов ской консерватории. Занимал ся по классу фортепьяно у профессора Николая Николае вича Кувшинникова. Однажды я пришел на урок. Профессор, по каким-то причинам задер живался. Повторяя домашние задания, я попробовал импро визировать. Это новое занятие так меня увлекло, что я не за метил, когда вернулся Нико лай Николаевич. Он внима тельно слушал мои «экспром ты». Через несколько дней Кувшинников устроил для меня свидание с профессором Вис сарионом Яков.чезичем Шеба линым (директором консер ватории). С этого дня я ста.ч заниматься в его классе—клас се композиции. Тогда я и написал свои пер-- вые музыкальные пьесы — для фортепьяно, скрипки, голоса. Дипломной работой стали по эма для виолончели и цикл романсов на стихи Щипачева. — Вам, наверное, часто за дают вопрос: как создается песня? В чем секрет ее попу лярности? — На этот вопрос ответить однозначно нельзя. Каждая песня создается , по-разному. Одна складывается долго, трудно. Другая радостно, как говорится, на одном дыхании.. Третья возникает постепенно, исподволь, а потом словно обрушивается на тебя. — и только бы удержать ее, запом нить, записать возре.чя. Я убеи;деи„ что настоящая песня рождается там, где ки пит жизнь. Композитору про сто необходима новизна впе чатлений. Любое сильное впечатление когда-нибудь обя зательно отзовется песней. — И все же, как начинаются ваши песни? — Хочу повторить б.ч.иаль- ную истину; песня пишется для того, чтобы ее пс.ч; 1 , а запоют ее лишь в том случае, если она заденет самое сокровенное, поможет понять самого себя. Рождение песни всегда не ожиданно. Бывает неожидан ной и ее дальнейшая судьба. Вспоминается такой эпизод. Наш гость — лауреат премии Ленинского ком сомола композитор ЮРИЙ чйчков. у КАЖДОЙ ПЕОН СВОЙ СЕКРЕТ. Поэт Яков Халецкий готовил переводы из английской поэзии для издательства «Малыш». На мой вопрос: «Есть чта-нибудь новенькое?» — ответил; «Нет» — «А переводы?» — не . уни мался я. — «Все это не для песен». . . . Я пос-мотрел переводы. И об ратил внимание на стихи о мальчиках и девочка.х, кото рые сделаны из веснушек, хло пушек, .линеек, батареек... Сти хи излучали задор, добрую улыбку, в них жила динамика... Я написал на эти стихи песню. Хоровая студня «Пионерия» ис- по.лнила ее на концерте в зале Чайковского. .Через некоторое вре.мя я у.ле- тел к нефтяникам Хантыт-Ман- сииского национального окру га. На своем концерте я пз обыкновению спросил слуша- — Что вам спеть? — «Из чего же. из чего же'^» — дружно ответили маленькие сибиряки. Я удиви.'гся; — Разве вы эту песню уже слышали? —.'Конечно. И уже поем. У нас же есть телевизор, радио. Мы слушаем и смотрим пря мые передачи из Москвы. ^ Зал дружно мне подпевал, и мне казалось, что песня дав- ны.м-давно живет в этом да леком таежном поселке... А бывает и так. На радио пришло письмо: «Дорогая «Пионерская зорь ка»! Я проездом в Москве, по этому опускаю письмо в сто лице, чтобы скорее дошло... Меня зовут Сергей. У меня огромная радость. В этом году моя сестренка Наташка впер вые пойдет в школу... Поэтому' пусть, дорогая редакция. по радио прозвучит песня, как мы с Наташкой иде.м в школу». Мы .с поэтом К. 'Йбряевым попытались выполнить просьбу Сережи. И «Наташка — перво клашка» прозвучала в сентябре Ю74 года в исполнении Сере жи Парамонова и Большого детского хора телевидения и радио. А разве могли советские композиторы и поэты пройти мимо пионерской операции «Чукотка», когда пионеры всей страны, повинуясь чувст ву интернациояальной дружбы, решили построить для пионе ров Чукотки прекрасный со временный Дворец пионеров. В августе 1974 года, во время торжествеинош открытия Дворца, прозвучала песня «Дворец пионерской мечты», которую мы вместе с поэтом К. Ибряевым подарили пионе рии %котки. Песня должна быть необхо дима людям. Таков закон твор чества. Но чтобы песня понра вилась елушате,чям. от компо зитора требуется еще очень многое. — Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее... — 331ШЯ популярности изза- стан. Он звучит примерно так; 1 ^ А»4ПЕЦК ИЗ ФОТО. д н е в н и к а ФЕСТИВАЛЯ Гости фестиваля — липча- на.м. На снимках: поет Галина Беседина. Крупнейший советский ко.м. позитор Т. Н. Хренников нз встрече с липчанами. Песни М. Таривердиева зна ют и любят все. За роялем — композитор .М. Таривердиев. Фото .А. Полухина. т ш Е к к о й мтш п т щ м й ош ет к КОНЦЕРТ НА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ 18 июля на сгроитедьной площадке шестой доменной пе. чн НЛМЗ состоялся концерт участников фестиваля Дней советской музыки «Композито ры России — трудящимся Ли пецкой области». Выступивший перед иачалом концерта композитор Г. Поно маренко рассказал строителям о своем творчестве. — Настоящая песня немые. Лима без тесной связи с на родным таорчеезвом — сказал он. — Для того, чтобы песня понравилась, обрела долгую жизнь, стала желанны.м госте.м, ко.мпозитору необходимо обра щаться к истокам народного творчества. Частые поездки но нашей стране послужили толч ком к написанию м.чогих моих песен: «Оренбургский пуховый платок», «Не жалею, не зову, соб- мне не плачу», «Отговорида рощ:т золотая» и других. Внимательно слушали разшиеся песню «Подари платок», которую исполнила солистка Ве|юиика Журавлева. В заключение выступления ко,мпознтора были исполнены две его новые песин: «Елецкие кружева» и песня о Липец ке. Их так же исполнила мо сковская певица В. Журавлева. Затем строители ознакомились с творчеством молодого само бытного ко.мпозитора Т. С.мир- новой. Она исполнила песню, написанную на подлинные на родные тексты. В заключение перед строите лями выступила фольклорная группа Д. Покровского. Она исполни.ча песик» Донских ка- Начальник ко.мсомольского штаба Липецкой Л4аг«итки Ю. Сырых от имени строителей преподнес участникам концер. та памятные подарки; монтаж ные каски. В. НИПАДИСТвВ. «Композитор, стре.мись ' свою песню сделать неловторимой и своеобразной». Совсем про сто. ие правда ли? Здесь я бы хотел сообщить читателям, что в распоряженни композитора есть не татько семь нот той или иной тональ ности. Ко.м,позитор еще владе ет большой палитрой средств для выражения главной мысли произведения. Проиллюстрирую это на при- .мере. Красные следопыты ижев ской средней школы К» 68 по- прйсжтн написать песню о юнге Саше Козалеве, который в яростном бою с врагами цепок» жизни спас катер. И вот начались нелегкие по иски формы будущей песин. Она не укладывалась в обыч ные рамки «квадрата», ка5С говорят композиторы, то-есть куплета и припева. Я понимал, что песня должна паредазать и напряженную атмосферу боя, и высшее напряжение сил — подвиг. И .вот появилось главное дей ствующее лицо; «суровое море Баренца». А что, если его се годня попросить;' «.Море, спой нам о Саше, спой о храбром, веселом юнге». И вот море рассказывает нам о мальчишке, который «навек остался юным». Эта песня понравилась ре бятам, стала известной. Что может быть приятнег композитору, чем серьезное от ношение к его творчеству? Та кое серьезное отношение к своей музыке, глубокое пони мание со стороны слушателей мы встретили в вашем городе. Встречи, которые у меня уже произошли 3 Липецке во время фестиваля, убеждают; такие контакты просто необходимы, они окрыляют. Кстати, не слу чайно в ваш город я приезжаю уже третий раз. Публика в ва шем городе очень чуткая, доб рожелательная, музыкальная. ^ ^ И фестивали, подобные ньшеш- ‘ нему, конечно, должны стать доброй традицией Липецка. На этот раз я к вам приехал, как говорят, не с пустыми ру ками. Совсем недавно я побы вал, на открытии пяонерскоп лагеря «Прометей*. , Сейчас я хочу подарить липчанам пес. ИЮ об этом прекрасном лаге ре. Меня только не совсем еще удовлетворяют слова припева. Г1о узеран, песня эта на дня;с увидит свет. — С удоводьстват познако мим с ней читателей «Ленин ца». Юрий Михайлович, какие у вас планы на будущее? — Хочу иашшать музыку для детского хора, солистов, дет ской .балетной группы и чте цов. Что-то вроде пионерског-э ’шзнкла. Конечно, все это дол жно быть объедимпо общим за.мыслом. Словом, мечта есть.. Итак, до следующих встреч, на следующих (я уверен, что они станут традиционными') фестивалях советской музыки, которые состоятся еще не один раз в ваше.м прекрасном горо де. Беседу вед В. ШАМЕТЬКО. Встречи музыкой Тепло принимают на задон ской земле участников фести валя Дней советской музыка С большим успехом выст^шает перед тружениками района из вестный композиго,о Микаэ.'! Таривердиев, автор музыки к шестидесяти пята кинофияь- Продолжаются концерты, встречи с лйпчана»ли и дру.гй? композиторов, певцов, - музы кантов. В. ВИКТОРОВ. Редактор Н. ЗАГНОЙКб. АЭ 71844 ' ’чаогр.чф-тя «"'•ттт';’!’' I т «,Пеннискее з ч а м а » . Липенк, Кв.М(чу«аяьяая к,-!., 44. Зак. Ма 5757,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz