Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ! Я губежден, что настоящая песня рождается там, где кипит жизнь. — Это слова известною советского композитора, лау­ реата премии Ленинского ком­ сомола Юрия Михайловича Чичкова. . Представлять особо творче­ ство этого широко известного композитора нет надобности. Его песни звучат по радио, те­ левидению. Они пользуются большой . популярностью у слушателей. Композитор много н плодотворно работает в жан­ ре пионерской песни. У него также много крупных произве­ дений: кантаты, песенные цик­ лы, пьесы для различных му­ зыкальных ансамблей, сюиты, музыка к кинофильмам, оперы. И все нее... — Знакомство с музыкой на­ чинается с песни, — говорит композитор. Песня. О ней и рассказывает нашим читателям ко.мпозитоа Юрий Чйчков. — Юрий Михайлович, как вы стали композитором? — Совершенно неожиданно. В 1945 году, когда еще шла война, я заканчивал Централь­ ную детскую музыкальную школу, созданную при .Москов­ ской консерватории. Занимал­ ся по классу фортепьяно у профессора Николая Николае­ вича Кувшинникова. Однажды я пришел на урок. Профессор, по каким-то причинам задер­ живался. Повторяя домашние задания, я попробовал импро­ визировать. Это новое занятие так меня увлекло, что я не за­ метил, когда вернулся Нико­ лай Николаевич. Он внима­ тельно слушал мои «экспром­ ты». Через несколько дней Кувшинников устроил для меня свидание с профессором Вис­ сарионом Яков.чезичем Шеба­ линым (директором консер­ ватории). С этого дня я ста.ч заниматься в его классе—клас­ се композиции. Тогда я и написал свои пер-- вые музыкальные пьесы — для фортепьяно, скрипки, голоса. Дипломной работой стали по­ эма для виолончели и цикл романсов на стихи Щипачева. — Вам, наверное, часто за­ дают вопрос: как создается песня? В чем секрет ее попу­ лярности? — На этот вопрос ответить однозначно нельзя. Каждая песня создается , по-разному. Одна складывается долго, трудно. Другая радостно, как говорится, на одном дыхании.. Третья возникает постепенно, исподволь, а потом словно обрушивается на тебя. — и только бы удержать ее, запом­ нить, записать возре.чя. Я убеи;деи„ что настоящая песня рождается там, где ки­ пит жизнь. Композитору про­ сто необходима новизна впе­ чатлений. Любое сильное впечатление когда-нибудь обя­ зательно отзовется песней. — И все же, как начинаются ваши песни? — Хочу повторить б.ч.иаль- ную истину; песня пишется для того, чтобы ее пс.ч; 1 , а запоют ее лишь в том случае, если она заденет самое сокровенное, поможет понять самого себя. Рождение песни всегда не­ ожиданно. Бывает неожидан­ ной и ее дальнейшая судьба. Вспоминается такой эпизод. Наш гость — лауреат премии Ленинского ком­ сомола композитор ЮРИЙ чйчков. у КАЖДОЙ ПЕОН СВОЙ СЕКРЕТ. Поэт Яков Халецкий готовил переводы из английской поэзии для издательства «Малыш». На мой вопрос: «Есть чта-нибудь новенькое?» — ответил; «Нет» — «А переводы?» — не . уни­ мался я. — «Все это не для песен». . . . Я пос-мотрел переводы. И об­ ратил внимание на стихи о мальчиках и девочка.х, кото­ рые сделаны из веснушек, хло­ пушек, .линеек, батареек... Сти­ хи излучали задор, добрую улыбку, в них жила динамика... Я написал на эти стихи песню. Хоровая студня «Пионерия» ис- по.лнила ее на концерте в зале Чайковского. .Через некоторое вре.мя я у.ле- тел к нефтяникам Хантыт-Ман- сииского национального окру­ га. На своем концерте я пз обыкновению спросил слуша- — Что вам спеть? — «Из чего же. из чего же'^» — дружно ответили маленькие сибиряки. Я удиви.'гся; — Разве вы эту песню уже слышали? —.'Конечно. И уже поем. У нас же есть телевизор, радио. Мы слушаем и смотрим пря­ мые передачи из Москвы. ^ Зал дружно мне подпевал, и мне казалось, что песня дав- ны.м-давно живет в этом да­ леком таежном поселке... А бывает и так. На радио пришло письмо: «Дорогая «Пионерская зорь­ ка»! Я проездом в Москве, по­ этому опускаю письмо в сто­ лице, чтобы скорее дошло... Меня зовут Сергей. У меня огромная радость. В этом году моя сестренка Наташка впер­ вые пойдет в школу... Поэтому' пусть, дорогая редакция. по радио прозвучит песня, как мы с Наташкой иде.м в школу». Мы .с поэтом К. 'Йбряевым попытались выполнить просьбу Сережи. И «Наташка — перво­ клашка» прозвучала в сентябре Ю74 года в исполнении Сере­ жи Парамонова и Большого детского хора телевидения и радио. А разве могли советские композиторы и поэты пройти мимо пионерской операции «Чукотка», когда пионеры всей страны, повинуясь чувст­ ву интернациояальной дружбы, решили построить для пионе­ ров Чукотки прекрасный со­ временный Дворец пионеров. В августе 1974 года, во время торжествеинош открытия Дворца, прозвучала песня «Дворец пионерской мечты», которую мы вместе с поэтом К. Ибряевым подарили пионе­ рии %котки. Песня должна быть необхо­ дима людям. Таков закон твор­ чества. Но чтобы песня понра­ вилась елушате,чям. от компо­ зитора требуется еще очень многое. — Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее... — 331ШЯ популярности изза- стан. Он звучит примерно так; 1 ^ А»4ПЕЦК ИЗ ФОТО. д н е в н и к а ФЕСТИВАЛЯ Гости фестиваля — липча- на.м. На снимках: поет Галина Беседина. Крупнейший советский ко.м. позитор Т. Н. Хренников нз встрече с липчанами. Песни М. Таривердиева зна­ ют и любят все. За роялем — композитор .М. Таривердиев. Фото .А. Полухина. т ш Е к к о й мтш п т щ м й ош ет к КОНЦЕРТ НА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ 18 июля на сгроитедьной площадке шестой доменной пе. чн НЛМЗ состоялся концерт участников фестиваля Дней советской музыки «Композито­ ры России — трудящимся Ли­ пецкой области». Выступивший перед иачалом концерта композитор Г. Поно­ маренко рассказал строителям о своем творчестве. — Настоящая песня немые. Лима без тесной связи с на­ родным таорчеезвом — сказал он. — Для того, чтобы песня понравилась, обрела долгую жизнь, стала желанны.м госте.м, ко.мпозитору необходимо обра­ щаться к истокам народного творчества. Частые поездки но нашей стране послужили толч­ ком к написанию м.чогих моих песен: «Оренбургский пуховый платок», «Не жалею, не зову, соб- мне не плачу», «Отговорида рощ:т золотая» и других. Внимательно слушали разшиеся песню «Подари платок», которую исполнила солистка Ве|юиика Журавлева. В заключение выступления ко,мпознтора были исполнены две его новые песин: «Елецкие кружева» и песня о Липец­ ке. Их так же исполнила мо­ сковская певица В. Журавлева. Затем строители ознакомились с творчеством молодого само­ бытного ко.мпозитора Т. С.мир- новой. Она исполнила песню, написанную на подлинные на­ родные тексты. В заключение перед строите­ лями выступила фольклорная группа Д. Покровского. Она исполни.ча песик» Донских ка- Начальник ко.мсомольского штаба Липецкой Л4аг«итки Ю. Сырых от имени строителей преподнес участникам концер. та памятные подарки; монтаж­ ные каски. В. НИПАДИСТвВ. «Композитор, стре.мись ' свою песню сделать неловторимой и своеобразной». Совсем про­ сто. ие правда ли? Здесь я бы хотел сообщить читателям, что в распоряженни композитора есть не татько семь нот той или иной тональ­ ности. Ко.м,позитор еще владе­ ет большой палитрой средств для выражения главной мысли произведения. Проиллюстрирую это на при- .мере. Красные следопыты ижев­ ской средней школы К» 68 по- прйсжтн написать песню о юнге Саше Козалеве, который в яростном бою с врагами цепок» жизни спас катер. И вот начались нелегкие по­ иски формы будущей песин. Она не укладывалась в обыч­ ные рамки «квадрата», ка5С говорят композиторы, то-есть куплета и припева. Я понимал, что песня должна паредазать и напряженную атмосферу боя, и высшее напряжение сил — подвиг. И .вот появилось главное дей­ ствующее лицо; «суровое море Баренца». А что, если его се­ годня попросить;' «.Море, спой нам о Саше, спой о храбром, веселом юнге». И вот море рассказывает нам о мальчишке, который «навек остался юным». Эта песня понравилась ре­ бятам, стала известной. Что может быть приятнег композитору, чем серьезное от­ ношение к его творчеству? Та­ кое серьезное отношение к своей музыке, глубокое пони­ мание со стороны слушателей мы встретили в вашем городе. Встречи, которые у меня уже произошли 3 Липецке во время фестиваля, убеждают; такие контакты просто необходимы, они окрыляют. Кстати, не слу­ чайно в ваш город я приезжаю уже третий раз. Публика в ва­ шем городе очень чуткая, доб­ рожелательная, музыкальная. ^ ^ И фестивали, подобные ньшеш- ‘ нему, конечно, должны стать доброй традицией Липецка. На этот раз я к вам приехал, как говорят, не с пустыми ру­ ками. Совсем недавно я побы­ вал, на открытии пяонерскоп лагеря «Прометей*. , Сейчас я хочу подарить липчанам пес. ИЮ об этом прекрасном лаге­ ре. Меня только не совсем еще удовлетворяют слова припева. Г1о узеран, песня эта на дня;с увидит свет. — С удоводьстват познако­ мим с ней читателей «Ленин­ ца». Юрий Михайлович, какие у вас планы на будущее? — Хочу иашшать музыку для детского хора, солистов, дет­ ской .балетной группы и чте­ цов. Что-то вроде пионерског-э ’шзнкла. Конечно, все это дол­ жно быть объедимпо общим за.мыслом. Словом, мечта есть.. Итак, до следующих встреч, на следующих (я уверен, что они станут традиционными') фестивалях советской музыки, которые состоятся еще не один раз в ваше.м прекрасном горо­ де. Беседу вед В. ШАМЕТЬКО. Встречи музыкой Тепло принимают на задон­ ской земле участников фести­ валя Дней советской музыка С большим успехом выст^шает перед тружениками района из­ вестный композиго,о Микаэ.'! Таривердиев, автор музыки к шестидесяти пята кинофияь- Продолжаются концерты, встречи с лйпчана»ли и дру.гй? композиторов, певцов, - музы­ кантов. В. ВИКТОРОВ. Редактор Н. ЗАГНОЙКб. АЭ 71844 ' ’чаогр.чф-тя «"'•ттт';’!’' I т «,Пеннискее з ч а м а » . Липенк, Кв.М(чу«аяьяая к,-!., 44. Зак. Ма 5757,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz