Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

п: 3 Э ЛЕНИНЕЙ, 0,й|вЕДЕНЫ итоги вто­ рого Всесоюзного кон­ курса творческих работ учащихся техникумов и училищ , 'Нашей области по обществен­ но-политической тематике. К нему юноши и девушки под­ готовили 7217 рефератов. По итогам второго тура конкурса «галочки» десятки листов бу­ маги, бездушно заполненные обкатанными списанными фра­ зами, причем и списанными не всегда грамотно. Какой уж тут творческий подход, какое уж тут воспитательное значе. ние. Возьмем Для примера од­ ну из работ, посвященных Ве. Урок гражданствености Им должен был стать конкурс творческих работ учащихся техникумов и ПТУ: проведена областная конфе­ ренция. Шесть лучших работ оргкомитет направил на Все­ союзный конкурс в Москву. И двенадцать отметил грамота- и. Здесь все ясно. Ну, а т® угие, сотни и тысячи рефе- атов, которые готовились, писались, какова их судьба! А главное — их авторы, чт.о при­ обрели они для себя в про­ цессе работы, чем обогатились? Каши средние учебные за­ ведения не просто выпускают специалистов своего дела. Из стен техникума должен выйти . человек, сформировавшийся _ как гражданин, как личность. В . зэтрм смысле особую значи- . мость приобретает такое важное и интересное меро­ приятие, как проведение кон­ курса творческих работ уча­ щихся по общественно-поли- -тической тематике. Прикосно­ вение к истории своей страны и края, к биографии выдаю- . щихся людей, знание трудо­ вых подвигов современников, умение осмыслить прочитан­ ное и увиденное — это преж- ^ де всего хотелось бы увидеть в написанных молодежью стро­ ках. Пусть иногда наивно, но искренне, пусть без стилисти­ ческих красот, но прочувство. ...Перед "нами стопка тетра­ дей — работы учащихся, не получившие высоких оценок. Но они и не признаны слабы­ ми. У каждой автор — учащий- ^Ся, у каждой — руководитель, преподаватель техникума. Читаешь эти работы и кажет­ ся, что писались они по одно­ му-шаблону, хотя ■тематика разная. Пришла «разнарядка» на рефераты, поджали сроки, проконсультировали ребят, подсказали кое-какую лите­ ратуру и... И родились для ЛИКОЙ Отечественной войне и воспитанию чувства патрио­ тизма, присланной на конкурс из Конь-Колодезского техни­ кума. Я не буду дословно при­ водить ее название, которое сформулировано не слишком грамотно. Такое огромное историческое событие как прошедшая война — очень сложное явление, которое ос­ мысляется и еще долго будет ослысляться людьми в книгах, в кино, в музыке. Никому не возбраняется внести свой вклад в этот процесс. Пусть это будут еще неизвестнью письма фронтовика, записи рассказов участников войны. Словом, живая история, кото­ рая заставит семнадцатилет­ них, не ведавших бомбежек и голода, почувствовать, пере­ жить, как свое, и огромное народное горе, и радость побе­ ды. В таком поиске, в таком эмоциональном всплеске креп­ нет чувство сопричастности к судьбе Родины, ответственно­ сти за ее будущее. К сожалению, в работе, по­ священной Великой Отече­ ственной, пошли по более лег­ кому пути. Посписывали по­ немножку кое-что из книг о войне, не очень задумываясь, и этим ограничились. Высокие понятия, когда их употребляют вот так, по-на­ стоящему не осмысливая, всег­ да теряют свою ценность. И это особенно опасно, когда мы учим молодежь истории нашей Родины, опасно потому, что вызывает лишь механиче­ ское восприятие, когда может быть и есть знание каких-то дат, каких-то событий, а вот понимания нет. В этом плане значительно убедительнее и ярче выгля­ дит реферат, представленный Липецким металлургическим техникумом. Его автор — Вя­ чеслав Талицких, руководи­ тель Е. И. Колтунов. Здесь соб­ ран большой и интересный ма­ териал с фотокопиями доку­ ментов военных Лет о комсо­ мольцах Липецкого края. В работе использованы газеты, найдены интересные факты. Здесь уже чувствуется поиск, тот творческий подход, кото­ рый, собственно, был запро­ граммирован в самой идее проведения конкурса. Привлек внимание реферат, также присланный из Конь- Колодезского техникума и привлек СБОИМ названием' «У таких мы учимся коммунисти­ ческому отношению к труду». Само обращение к современ­ ной теме уже заслуживает по­ хвалы. Заданность реферата обозначалась названием. Мно­ гое зависело от - правильного выбора, понимания истинной красоты человека труда. Но хорошая тема раскрыта не­ достаточно квалифицированно. Получилось стенгазетное (по своим качествам) жизнеописа­ ние одной из доярок. Само содержание коммунистиче­ ского труда, его характерные черты и их проявление в дея­ тельности конкретных людей остались за полями работы. Обаяние хорошего человека, душевная красота сельской женщины потонули в сладко­ ватых стереотипных фразах, одинаково применимых и к Марье Сергеевне, и к Антони­ не Петровне. Поэтому первый вопрос, который возникает по­ сле прочтения такой работы, — зачем это было ^писать? Опять для «галочки»? Кстати, в погоне за количеством не обошлось без курьезов. Тот же Конь-Колодезскмй .совхоз- техникум представил на Все­ союзный конкурс творческих работ по общественно-поли­ тической тематике произве­ дение с таким заглавием «Мичуринская материалисти­ ческая биология о: методах на­ следования и получения на­ правленных изменений орга­ низмов при разведении мясных пород К.Р.С.». «Елец в прошлом и настоя­ щем», «История Липецкого тракторного завода» (соответ­ ственно Елецкий техникум же­ лезнодорожного транспорта и Липецкий машиностроитель­ ный техникум). В этих работах вроде бы все складно, цифры есть, сноски на месте. Но мало что говорит о настоящем ос­ мыслении набранных фактов. Можно сделать скидку на то, что в техникумах области еще нет достаточного опыта в проведении таких конкурсов. Но, неверное, это не оправда­ ние тому, что сотни работ были сделаны наспех, фор­ мально. Следует сделать -уп­ рек и комсомольским органи­ зациям, их комитетам, не су­ мевшим по-настоящему за­ интересовать ребят, вовлечь в творческий ПОИСК, в полной мере использовать ' возможно­ сти конкурса для улучшения идейно-политического воспи­ тания молодежи, Е. ЕМЕЛЬЯНОВА. П о е з д В е т р а н у «Биология» Это путешествие было не­ обычным. Пассажиры отлрав. лялись не в Индию, не в Аф­ рику, а в сказочные страны — Биологию и Зоологию. Путь предстоял очень трудный, вместо привычного багажа ре­ бята прихватили с собой — знания. Участниками этого необыч­ ного путешествия стали лучшие юннаты — предетазитепи всех районов области. Провод.чи. нами были будущие педагоги, третьекурсники ЛГПИ. Первую остановку «поезд» сделал в стране Биологии. Что­ бы продолжить путешествие, надо было ответить на не. сколько вопросов. Быручип всех десятиклассник Камен­ ской средней школы Задон­ ского района Игорь Лвкомов. Он порадова.л строгих экза­ менаторов глубокими знания- На станции «-Лесная лечебни­ ца» ребята должны были на­ звать лекарственные растения и их лечебные свойства, оп­ ределить возраст деревьев. Одну за другой проезжа.ли ребята станции «Луговая», «Сорная», «Знакомые незна­ комцы»... Следующий пункт прибытия носил очень «строгое» назва­ ние «Осторожно: кд'я. Ка деревьях и кустарниках были развешены картинки с изо­ бражением ягод и грибов. Юн­ наты должны были определить, какие из них ядовитые. Старуха Зоология все еще сомневалась в том, что ребята знают о ней почти все. Но когда семиклассник Саша Мар. кин из Липецкого района бле . стяще ответил на вопрос «Ка­ кую пользу приносят пчелы!» сомнения почти исчезли. Но Зоология на всякий случай ре­ шила ещ е раз проверить р е ­ бят и пригласила их к мура­ вейнику. Однако юннаты и здесь не растерялись. Виктор Токарен из Долгоруковского района рассказал многое о жизни муравьиной семьи. Самой интересной станцией стала — «Царевны-лягушки», и Змея- Горынычаа. Царевны и Горыныча, прав­ да, там не было, но зато на картонной бумаге лежали са­ мые настоящие засушенные ля. гушкм, ужи, насеко.мые... Станция «Искусные строи­ тели» встречала ребят по­ говоркой «Без рук, без топо- ренка построена избенка». А «избенки»: — птичьи гнезда. Они были развешены на де­ ревьях, на кустах и просто по. жали на земле. Са.мые разные: маленькие и большие, с кры. шей и без крыши. Из па.чочек, из пуха, из соломы... Попробуй отгадай, где чей до.мик! А ка станции «Птичьи голо­ са» был включен магнитофон. Со.лозьиную трель прерывала кукушка. Потом опять пел со. повей, и скова ему вторила ку­ кушка. Как в басне Крылова! На других лесных объектах тем временем проходил кон­ курс зеленых и голубых пат. Это очень важно — беречь природу. Надо уметь оказать помощь сломанному дереву, посадить новое растение. На станции «Зеленая улица» отвечала Лека Мордовхина из 56 школы города Липецка. — Почему необходимо про­ водить облесение берегов! — Потому что корни деревь­ ев укрепляют почву, и берег не размывается водой. Галя Распопова из Данков- ского района толково рас­ сказала о вредителях сахар­ ной свек.лы. И чего только не знают юннаты! Все для них знакомо: и как вносить удобрения, и как посадить дерево, и как подго­ товить к севу семена, очистить водоемы... Закончился областной кон­ курс юннатов, прошедший в форме увлекательного и труд­ ного путешествия. Объявлены победители, вручены награды. В конкурсе голубых патру­ лей первое место занял вось­ миклассник Михаил Повернов из , Чаплыгинской средней школы № 2, в соревновании зеленых патрулей победите­ лем стала Марика Страхова из Усманской средней школы № 1 . Среди юных зоологов побе­ ду одержал Юрий Кувшинов-,' восьмиклассник Колыбельской средней школы Чаплыгинско- го района, в среди биологов— Диана Морозова из Краеннн- ской средней школы. Победителей наградили дип­ ломами I степени, Почетными грамотами областного коми­ тета ВЛКСМ и подарками: ак­ вариумами с микроиомпрессо-. рами и клетками с двумв по . пугайчиками. Л. ЧАЛОВА. г. Липецк: Д Е СА Н Т НА ОВОЩНЫХ ПЛАНТАЦИЯХ Трудовой десант из семи шко.т Пра­ вобережного района города Липецка — 290 девятиклассников — успешно поработал на полях совхоза «Ли­ пецкий». За время производственной практики учащиеся пропололи овощи на п.дощади в 130 гектаров. Первое место в соревновании заняли девяти­ классники отряда «Гренада» из сред- йе'й школы № 41.. Более сорока старшеклассников на­ граждены памятньши сувенирами, подарками. Среди них — Тамара Астрелина из восьмой средней школы, Александр Власов нз школы № 28,. Ольга Гостеева — из сорок первой, Олег Попов из третьей школы и дру­ гие М. ГОРЬКАЕВ. наш нешт. корр. КАРЕЛЬСКАЯ АССР. Между СССР и Финляндией подписан кон­ тракт, предусматривающий участие финских фирм в строительстве на территории Советского Союза в 1977—1982 годах первой очереди Костомукшского горно-обогатитель­ ного комбината по производству око­ ло 3 миллионов тонн железнорудных окатышей в год. В пограничный по­ селок. Контоки начали прибывать советские и финские специалисты. На сооружении объектов нового пред­ приятия будут трудиться до 5 тысяч финских строителей. Уже подведены шоссейная и железная дороги. Вме­ сте с комбинатом вырастет и город. НА СНИМКЕ; советские и фин­ ские рабочие (слева направо) Сергей Тучков, Ристо Лейнонен, Антти Кя- ки и Павел Ефимов. Фото С. Майстермаиа. (Фотохроника Т.АСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz