Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)
п: 3 Э ЛЕНИНЕЙ, 0,й|вЕДЕНЫ итоги вто рого Всесоюзного кон курса творческих работ учащихся техникумов и училищ , 'Нашей области по обществен но-политической тематике. К нему юноши и девушки под готовили 7217 рефератов. По итогам второго тура конкурса «галочки» десятки листов бу маги, бездушно заполненные обкатанными списанными фра зами, причем и списанными не всегда грамотно. Какой уж тут творческий подход, какое уж тут воспитательное значе. ние. Возьмем Для примера од ну из работ, посвященных Ве. Урок гражданствености Им должен был стать конкурс творческих работ учащихся техникумов и ПТУ: проведена областная конфе ренция. Шесть лучших работ оргкомитет направил на Все союзный конкурс в Москву. И двенадцать отметил грамота- и. Здесь все ясно. Ну, а т® угие, сотни и тысячи рефе- атов, которые готовились, писались, какова их судьба! А главное — их авторы, чт.о при обрели они для себя в про цессе работы, чем обогатились? Каши средние учебные за ведения не просто выпускают специалистов своего дела. Из стен техникума должен выйти . человек, сформировавшийся _ как гражданин, как личность. В . зэтрм смысле особую значи- . мость приобретает такое важное и интересное меро приятие, как проведение кон курса творческих работ уча щихся по общественно-поли- -тической тематике. Прикосно вение к истории своей страны и края, к биографии выдаю- . щихся людей, знание трудо вых подвигов современников, умение осмыслить прочитан ное и увиденное — это преж- ^ де всего хотелось бы увидеть в написанных молодежью стро ках. Пусть иногда наивно, но искренне, пусть без стилисти ческих красот, но прочувство. ...Перед "нами стопка тетра дей — работы учащихся, не получившие высоких оценок. Но они и не признаны слабы ми. У каждой автор — учащий- ^Ся, у каждой — руководитель, преподаватель техникума. Читаешь эти работы и кажет ся, что писались они по одно му-шаблону, хотя ■тематика разная. Пришла «разнарядка» на рефераты, поджали сроки, проконсультировали ребят, подсказали кое-какую лите ратуру и... И родились для ЛИКОЙ Отечественной войне и воспитанию чувства патрио тизма, присланной на конкурс из Конь-Колодезского техни кума. Я не буду дословно при водить ее название, которое сформулировано не слишком грамотно. Такое огромное историческое событие как прошедшая война — очень сложное явление, которое ос мысляется и еще долго будет ослысляться людьми в книгах, в кино, в музыке. Никому не возбраняется внести свой вклад в этот процесс. Пусть это будут еще неизвестнью письма фронтовика, записи рассказов участников войны. Словом, живая история, кото рая заставит семнадцатилет них, не ведавших бомбежек и голода, почувствовать, пере жить, как свое, и огромное народное горе, и радость побе ды. В таком поиске, в таком эмоциональном всплеске креп нет чувство сопричастности к судьбе Родины, ответственно сти за ее будущее. К сожалению, в работе, по священной Великой Отече ственной, пошли по более лег кому пути. Посписывали по немножку кое-что из книг о войне, не очень задумываясь, и этим ограничились. Высокие понятия, когда их употребляют вот так, по-на стоящему не осмысливая, всег да теряют свою ценность. И это особенно опасно, когда мы учим молодежь истории нашей Родины, опасно потому, что вызывает лишь механиче ское восприятие, когда может быть и есть знание каких-то дат, каких-то событий, а вот понимания нет. В этом плане значительно убедительнее и ярче выгля дит реферат, представленный Липецким металлургическим техникумом. Его автор — Вя чеслав Талицких, руководи тель Е. И. Колтунов. Здесь соб ран большой и интересный ма териал с фотокопиями доку ментов военных Лет о комсо мольцах Липецкого края. В работе использованы газеты, найдены интересные факты. Здесь уже чувствуется поиск, тот творческий подход, кото рый, собственно, был запро граммирован в самой идее проведения конкурса. Привлек внимание реферат, также присланный из Конь- Колодезского техникума и привлек СБОИМ названием' «У таких мы учимся коммунисти ческому отношению к труду». Само обращение к современ ной теме уже заслуживает по хвалы. Заданность реферата обозначалась названием. Мно гое зависело от - правильного выбора, понимания истинной красоты человека труда. Но хорошая тема раскрыта не достаточно квалифицированно. Получилось стенгазетное (по своим качествам) жизнеописа ние одной из доярок. Само содержание коммунистиче ского труда, его характерные черты и их проявление в дея тельности конкретных людей остались за полями работы. Обаяние хорошего человека, душевная красота сельской женщины потонули в сладко ватых стереотипных фразах, одинаково применимых и к Марье Сергеевне, и к Антони не Петровне. Поэтому первый вопрос, который возникает по сле прочтения такой работы, — зачем это было ^писать? Опять для «галочки»? Кстати, в погоне за количеством не обошлось без курьезов. Тот же Конь-Колодезскмй .совхоз- техникум представил на Все союзный конкурс творческих работ по общественно-поли тической тематике произве дение с таким заглавием «Мичуринская материалисти ческая биология о: методах на следования и получения на правленных изменений орга низмов при разведении мясных пород К.Р.С.». «Елец в прошлом и настоя щем», «История Липецкого тракторного завода» (соответ ственно Елецкий техникум же лезнодорожного транспорта и Липецкий машиностроитель ный техникум). В этих работах вроде бы все складно, цифры есть, сноски на месте. Но мало что говорит о настоящем ос мыслении набранных фактов. Можно сделать скидку на то, что в техникумах области еще нет достаточного опыта в проведении таких конкурсов. Но, неверное, это не оправда ние тому, что сотни работ были сделаны наспех, фор мально. Следует сделать -уп рек и комсомольским органи зациям, их комитетам, не су мевшим по-настоящему за интересовать ребят, вовлечь в творческий ПОИСК, в полной мере использовать ' возможно сти конкурса для улучшения идейно-политического воспи тания молодежи, Е. ЕМЕЛЬЯНОВА. П о е з д В е т р а н у «Биология» Это путешествие было не обычным. Пассажиры отлрав. лялись не в Индию, не в Аф рику, а в сказочные страны — Биологию и Зоологию. Путь предстоял очень трудный, вместо привычного багажа ре бята прихватили с собой — знания. Участниками этого необыч ного путешествия стали лучшие юннаты — предетазитепи всех районов области. Провод.чи. нами были будущие педагоги, третьекурсники ЛГПИ. Первую остановку «поезд» сделал в стране Биологии. Что бы продолжить путешествие, надо было ответить на не. сколько вопросов. Быручип всех десятиклассник Камен ской средней школы Задон ского района Игорь Лвкомов. Он порадова.л строгих экза менаторов глубокими знания- На станции «-Лесная лечебни ца» ребята должны были на звать лекарственные растения и их лечебные свойства, оп ределить возраст деревьев. Одну за другой проезжа.ли ребята станции «Луговая», «Сорная», «Знакомые незна комцы»... Следующий пункт прибытия носил очень «строгое» назва ние «Осторожно: кд'я. Ка деревьях и кустарниках были развешены картинки с изо бражением ягод и грибов. Юн наты должны были определить, какие из них ядовитые. Старуха Зоология все еще сомневалась в том, что ребята знают о ней почти все. Но когда семиклассник Саша Мар. кин из Липецкого района бле . стяще ответил на вопрос «Ка кую пользу приносят пчелы!» сомнения почти исчезли. Но Зоология на всякий случай ре шила ещ е раз проверить р е бят и пригласила их к мура вейнику. Однако юннаты и здесь не растерялись. Виктор Токарен из Долгоруковского района рассказал многое о жизни муравьиной семьи. Самой интересной станцией стала — «Царевны-лягушки», и Змея- Горынычаа. Царевны и Горыныча, прав да, там не было, но зато на картонной бумаге лежали са мые настоящие засушенные ля. гушкм, ужи, насеко.мые... Станция «Искусные строи тели» встречала ребят по говоркой «Без рук, без топо- ренка построена избенка». А «избенки»: — птичьи гнезда. Они были развешены на де ревьях, на кустах и просто по. жали на земле. Са.мые разные: маленькие и большие, с кры. шей и без крыши. Из па.чочек, из пуха, из соломы... Попробуй отгадай, где чей до.мик! А ка станции «Птичьи голо са» был включен магнитофон. Со.лозьиную трель прерывала кукушка. Потом опять пел со. повей, и скова ему вторила ку кушка. Как в басне Крылова! На других лесных объектах тем временем проходил кон курс зеленых и голубых пат. Это очень важно — беречь природу. Надо уметь оказать помощь сломанному дереву, посадить новое растение. На станции «Зеленая улица» отвечала Лека Мордовхина из 56 школы города Липецка. — Почему необходимо про водить облесение берегов! — Потому что корни деревь ев укрепляют почву, и берег не размывается водой. Галя Распопова из Данков- ского района толково рас сказала о вредителях сахар ной свек.лы. И чего только не знают юннаты! Все для них знакомо: и как вносить удобрения, и как посадить дерево, и как подго товить к севу семена, очистить водоемы... Закончился областной кон курс юннатов, прошедший в форме увлекательного и труд ного путешествия. Объявлены победители, вручены награды. В конкурсе голубых патру лей первое место занял вось миклассник Михаил Повернов из , Чаплыгинской средней школы № 2, в соревновании зеленых патрулей победите лем стала Марика Страхова из Усманской средней школы № 1 . Среди юных зоологов побе ду одержал Юрий Кувшинов-,' восьмиклассник Колыбельской средней школы Чаплыгинско- го района, в среди биологов— Диана Морозова из Краеннн- ской средней школы. Победителей наградили дип ломами I степени, Почетными грамотами областного коми тета ВЛКСМ и подарками: ак вариумами с микроиомпрессо-. рами и клетками с двумв по . пугайчиками. Л. ЧАЛОВА. г. Липецк: Д Е СА Н Т НА ОВОЩНЫХ ПЛАНТАЦИЯХ Трудовой десант из семи шко.т Пра вобережного района города Липецка — 290 девятиклассников — успешно поработал на полях совхоза «Ли пецкий». За время производственной практики учащиеся пропололи овощи на п.дощади в 130 гектаров. Первое место в соревновании заняли девяти классники отряда «Гренада» из сред- йе'й школы № 41.. Более сорока старшеклассников на граждены памятньши сувенирами, подарками. Среди них — Тамара Астрелина из восьмой средней школы, Александр Власов нз школы № 28,. Ольга Гостеева — из сорок первой, Олег Попов из третьей школы и дру гие М. ГОРЬКАЕВ. наш нешт. корр. КАРЕЛЬСКАЯ АССР. Между СССР и Финляндией подписан кон тракт, предусматривающий участие финских фирм в строительстве на территории Советского Союза в 1977—1982 годах первой очереди Костомукшского горно-обогатитель ного комбината по производству око ло 3 миллионов тонн железнорудных окатышей в год. В пограничный по селок. Контоки начали прибывать советские и финские специалисты. На сооружении объектов нового пред приятия будут трудиться до 5 тысяч финских строителей. Уже подведены шоссейная и железная дороги. Вме сте с комбинатом вырастет и город. НА СНИМКЕ; советские и фин ские рабочие (слева направо) Сергей Тучков, Ристо Лейнонен, Антти Кя- ки и Павел Ефимов. Фото С. Майстермаиа. (Фотохроника Т.АСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz