Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

, ДЕНИНЕЦШ А прель _ 1945 - го ., Берлин. Еще гремят выстрелы, рушатся здания, льется кровь, но уже ничего нельзя из.менить: время существова­ ния гитлеровского рейха из­ меряется теперь недолгими днями и часами. Старая хрони­ фильм, снятый по книге «Бом­ ба для господина председате- ...Концерн западногерман­ ского' промышленника Фрид-- риха Дорнброкз, обладающего громадным состоянием, ведет работы по созданию атомной го Юлиана Семенова, детектив привлекает его возможностью держать читателя (в данном случае — зрителя) в постоян­ ном напряжении, полностью завладеть его вниманием. Но интригующий ход событий, за­ гадочность обстановки, ост­ ф РАЗГОВОР СО ЗРИТЕЛЕМ Люс борется.. ка, зернистые документальные кадры. И в них по воле созда­ телей ленты начинают жить ге­ рои фильма сОКизнь и смерть Фердинанда Люса». Здесь, в поверженном Берлине, вписа­ на первая строка в рассказ о жизни и смерти режиссера Люса. Здесь же нужно искать истоки послевоенной судьбы русского журналиста Владими­ рова, западногерманского маг­ ната Фридриха Дорнброка и других героев картины. Насто­ ящее неотделимо от прошло­ го: вот почему в ..цветную» современность на протяжении всех четырех серий вклинива­ ется «хроникальное», «черно- белое» прошлое. Со сценаристом Юлианом Семеновым зрители хорошо знакомы по таким лентам, как «Майор Вихрь», «Семнадцать мгновений весны», «Бриллиан­ ты для диктатуры пролетариа­ та». И вот — новая его работа: бомбы. Болгарский журналист Павел Кочев, ученик профес­ сора Владимирова, собирает материалы по истории кон­ церна. Сын Фридриха Дорн­ брока — Ганс, невеста которо­ го умирает от лейкемии, ре­ шается рассказать правду о преступной деятельности сво­ его отца и его сообщников. Но не успевает: его находят мерт­ вым а доме прогрессивного режиссера Люса. Исчезает Па­ вел Крчев, а вместе с ним и документы, переданные жур­ налисту Дорнброком-младшим. Следствие запутывают реакци­ онные круги, связанные с кон­ церном. Итак, политический детек­ тив. Причем, ударение надо сделать на слове: политиче­ ский. Авторы фильма стреми­ лись снять не просто захваты­ вающее, увлекательное зре­ лище с погонями и перестрел­ ками. По свидетельству само­ рые перипетии сюжета—^все, в конечном счете, служит серь­ езной и важной цели разобла­ чения милитаризма и военщи­ ны, тех промышленников и по­ литиков, под защитой которых снова подн;цАает голову на­ цизм, не изменивший своей сущности от прибавления при­ ставки «нео». Юлиан Семенов и режиссер Анатолий Бобров­ ский создали фильм-предосте- реже.чие, фильм-призыв, обра­ щенный ко всем людям доб­ рой воли: беречь мир, предот­ вратить ядерную катастрофу. ...Они очень разные, эти лю­ ди: коммунист Владимиров, ря­ довые интеллигенты Запада Берг, Ганс, Дорнброк, режис­ сер Фердинанд Люс. Но все они помнят ужасы фашизма и не хотят, чтобы то, что произо­ шло несколько десятилетий на­ зад, повторилось. И поэтому, обьединенные горькой памя­ тью прошлого, вступают в борьбу с господином предсе­ дателем и его бомбой, ведут сложную и рискованную игру. Нет, не только болезнь Исии, начавшаяся после выпадения радиоактивного дождя, толка­ ет Ганса-младшего на бунт^ против отца. Да, собственно, и' не отца собирается он разо­ блачать, а те силы зла, кото­ рые стоят за спИной Дорнбро- ка-старшего. Честный человек, каких бы убеждений он ни придерживался, не может не понимать, что большая война в наши дни будет последней войной. А поняв это, не имеет права остаться в стороне от борьбы - с Теми, кто пытается развязать ее, держать мир в напряжении и страхе. Эта — определяющая весь пафос ленты мысль , раскрыта в кар­ тине ярко и убедительно через судьбы ее персонажей. Особенно ценно, что фильм базируется на обширном до­ кументальном материале. Во время поездок по стра­ нам Западной Европы, США, Японии Ю. Семенов собрал множество фактов о том, кто, как и зачем способствовал созданию ядерного оружия; беседовал со многими людь­ ми, обеспокоенными разруши­ тельными ' последствиями бу­ дущей войны, если она разра­ зится. Этот материал и лег в основу фильма. Документальность здесь не просто стиль, но суть экранно­ го действия. Вернемся к сюжету. После смерти Ганса Дорнброка ре­ жиссер Люс решает продол­ жить -дело своего друга. Он хочет отснять ленту, разобла­ чающую современных «наци­ стов в белых рубашках», поли­ тиков, жонглирующих ядер- ным оружием. Это становится цепью его жизни, но Люсу не удается снять свой фильм — он гибнет в схватке с миром, для которого бомба, разраста­ ющаяся в смертоносный атом­ ный гриб, — не более, чем Но зритель невольно заду­ мывается о том, что, возмож­ но, «Жизнь и смерть Ферди­ нанда Люса» как раз и есть тот самый фильм, который мог бы снять Фердинанд Люс... О. ШАПОВАЛОВ. ДРУЖИМ с ПЕСНЕЙ Сегодня были они особенно торя?ест- веннымн и очень взволнованными. Еще бы; ш приняли в комсомол! В село Го- Л 0 ВЩ 1 Ш 0 приехали не слртайао: комсо­ мольские билеты вручат им ,у памятника И. С. Бурлакову, Герою Советского Со­ юза. -Легкий ветерок колышет лепестки цветов, возложенных к подножью. ' Учащиеся десятого профтехучилища — частгьге гости ,в Го.товщнно. Приезжа­ ют они сюда с лекциями, коацертамя. Любят жители села н задушевные рус­ ские песни, и эстрадную музыку... в художественной самодеятельности училища главное место принадлежит хо­ ру. Второй год подряд Занимает он тре­ тье место на областном смотре художе­ ственной самодеятельности профтехучи­ лищ. В этом заслуга не только Анатолия Алексеевича Попова, руководителя хора, но и преподавателей, мастеров производ­ ственного обучения Галины Ивановны Шатровой и Василия Ивановича Лету­ чего. Надя Кирина и Оля Хныкина считают, что песня им, действительно, «строить и жить помогает». В стройотряде без пес­ ни—ни дня. Ни одно событие, ни один враздннк—без концерта. Кто виде.д выступление танцевального гол.тектива училища, тот, наверное, больше всего запомнил танец «Кузнецы». Он — самый популярный у ребят. И тан- яуют они его с большим удовольстви- «м, с огоньком. Два года существует коллектив худо­ жественной самодеятельности училища." Вроде недолго.-Но он имеет уже много наград. Это и грамоты, и дипломы, и... вросто добрые улыбки, и слова благо­ дарности. Л. ПОКАЧАЛОВА, наш нешт, корр. В СССР 8 се 1 иеряо поощряется развитие профес- шесть лет учебы. В_классе сяонаяьного искусства ■и народного художест- заслуженио'го деятеля ис- аенного творчества. ^ куеств Молдавии профессо- (Статья 27 проекта Конституции СССР). ра Н . 'Г. Киосы ,она,освоила . обширный репертуар—от по- Лауреатом республикан- солисты хоровой капел.лы пулярных песен 'и романсов ского. конкурса вока,аиетов, «Дойна», помогли ей под- до сложных, оперных арий посвященного 60-летию Ве- готовить вока.чьную прог- Глинкн. Римского-Корсако- Лйкого Октября, стала вы- рамму к оступятельным эк- та. Чайковского, Рахмапи- пускница кншиневского нн- -' ■ ■ ■ ..... .................... .. . ' , . . ..................... ... ......... ститута искусств Л. Лнзо- ПРБЮТ141 1МОПППК1У губова. Ее творческая не- Д ЬЬН ЛЫ М иЛОДЫХ беда совпала с получением диплома об окончании ву­ за я зачислением в штат- Моядавского государствен­ ного театра оперы и бале­ та. На сцепе этого театра молодая солистка, высту­ пает .с четвертого: курса нпстигута. Она дебютиро­ вала в опере . комиозитора Э. Лазарева «Дракон», где нспо.днпла ведущую пар­ тию, затем была роль Же- нп Комельковой в опере К, Молчанова «.А зорп ■здесь тихие». Людмила родилась в се.мье рабочих. Еще школь­ ницей стала участницей еамодеяте.тыюго ансамбля кншиневского дома молоде­ жи. Здесь ее н услышали Талант, помноженный заме 1 гам в ннститут ис­ кусств. Приемная комиссия зачислила одаренную де­ вушку сразу па второй подготовительный курс ву­ за. Виртуозное в.тадение сильным меццо-сопрано ред­ кого диапазона — две с по­ ловиной октавы—итог упор­ ного труда студентки нова, Верди, Бизе. —' Успешным дебюто.ч в опере я обязана прежде всего своим наставанкам по вузу и коллективу. театра, их поддержке и доброже­ лательности, — говорит Людмила. В. МАЛИКОВ, корр. ТАСС. Кишинев. АншЕль «тсиьк шлтш» в эстрадном ансамбле «Красные шапочки» играют только девочки. Участницы художественной самодея­ тельности детского сектора Таллинского Дворца ку.дь- туры профсоюзов имени Я. Томна выступают красных беретах, отсюда и название ансамбля. Девоч­ ки отлично овладели игрой на электрогитарах, варио- лах, ударных инструментах. Во время концертов ан­ самбля, которые проходят во Дворце культуры, в школах или пионерских ла­ герях, зал всегда перепол­ нен. Книги Ломоносова возвращаются на родину трудно сегодня кого-либо удивить интенсивностью со­ ветско-финляндских контактов в области культуры. Повсе­ дневными стали обмены раз­ личными делегациями, гастро­ ли профессиональных мастеров сцены и самодеятельных арти­ стов, выставки я семинары... •Но начавшийся 28 июня ви­ зит -в СССР делегации в соста­ ве ректора Хельсинкского уни­ верситета профессора Э. Пал- мена, главного библиотекаря профессора Э. Хяклн и извест- , ного в Финляндии исследовате­ ля эпоса «Калевала», пред­ седателя совета уполномочен­ ных общества «Финляндия — Советский Союз», профессора В. Кауконена носит исключи­ тельный характер. Это своеоб­ разная культурная миссия, свя­ занная с разгадкой одной из интереснейших загадок, остав­ ленных русской историей. Де­ легация посетит Москву, а за-| тем Ленинград, чтобы вручить Академии наук СССР найден­ ные в библиотеке Хельсинкско­ го университета книги из лич­ ной библиотеки великого рус­ ского ученого Михаила Василь­ евича Ломоносова. Но -как книги из личной биб­ лиотеки Ломоносова попали в Хельсинки? В 1827 году в городе Турку, бывшей столице Финляндии, свирепствовал большой пожар. После него здешняя академия и сохранившаяся часть библио­ теки были переведены в Хель-. синки, где был открыт универ­ ситет, получивший название? Александровского. В фонды. библиотеки стали поступать дары, а также экземпляры из­ даваемых в России книг. По­ этому не удивительно, что сла­ вянский отдел библиотеки Хельсинкского университета, насчитывающий 230 тысяч наи­ менований и занимающий 6 километров книжных полок, считается одним из самьгх бо- • гатых за пределами Советского Союза. Именно в этот отдел и попали киши «отца русской науки». Но узнать адрес — это еще поядела. Предстоя.та кронотли- • вая работа но обнаружению книг, распределенных по раз­ личным отделам. Ее провела сотрудница архива АН СССР Юлия Платоновна Тимохина. После исследования 270 книг она обнаружила 37, которые, судя по собственноручным по­ меткам великого ученого, сдо­ стоверностью прииадяежат М. В. Ломоносову. Позднее вы­ явились новые экземпляры. Та­ ким образом, предетавителн Хельсинкского университета вручат Академии наук СССР 52 тома. — В ответ на наш дар АН СССР вручит Хельсинкскому университету значительное ко­ личество произведений русской и советской литературы, кото­ рых недостает в славянском от­ деле нашей библиотеки, — го­ ворит профессор Э. Хякли. Д. ГАЙМАКОВ, соб, корр. АПН. Хельсинки тельмановцы, рабочие пред­ приятий ГДР. Сейчас девочки подгото­ вили новую программу из музыкальных произведений, представляющих все рес­ публики нашей страны. А. Л00 , корр. ТАСС. Таллин. N 71671 Зак. № 5428.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz