Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)
л е г н + ж ш • 2 ЛЕНИНЕЦ ЩЕДРОСТЬ ДУШИ в последнее время Анаста сии Даниловне часто снится поле. Тяжелые, пахнущие зно ем колосья. И тонкая девчон ке, бегущая по золотому пше ничному морю к комбайну. То было трудное, но славное вре мя, когда восемнаддатилетняя трактористка получила пер вую в жизни премию. Но не только это вспоминается Ана стасии Даниловне. Она видела родное поле и другим: чер ным, обгоревшим. Во время войны на тяжелом тягаче де вушка возила боеприпасы на передовую. Рвутся снаряды, смерть рядом... Анастасия Овчинникова ис колесила на тягаче вместе со своим военно-дорожным от рядом транспортной роты III Украинского фронта пол-Евро- Иной раз кто-нибудь из фронтовых друзей пошутит: — И откуда барышни такие ловкие берутся? — Это что1 — отвечала На стя с задором. — Наши де вушки и самолеты умеют во- Четыре человека ушли на фронт из ее семьи. А вернулась одна Анаста- ...Сейчас Овчинникова рабо тает штамповщицей на Липец ком тракторном заводе. Невы сокая ладная женщина управ ляет восьмидесятитонными и стотонными прессами. К ее боевым наградам при бавились и трудовые, она удо стоена звания «Ударник ком мунистического труда». «Удар ник девятой пятилетки», по бедитель социалистического соревнования 1974—75—76» го- 21 год Анастасия Даниловна на заводе. Сейчас Овчиннико ва считается -лучшей наставни цей в прессовом цехе. Старший мастер 'В. А. Литов- кин знает, А. Д. Овчинникова всегда подберет ключик к сердцу паренька. Потому и просит ее; «Ты уж пригляди, Настасья, за учениками». И Анастасия Даниловна при глядывает. Где добрым словом подбодрит, где умный совет Каждый день для рабочего человека — особенный. Для новичка же первые дни приоб ретают особую значимость: выдержит ли он пробу, хватит ли характера, силы воли? Как неловки, неуверенны его движения, как теряется он от любой неудачи. Тут и приходит на помощь Анастасия Дани ловна. Постарается увлечь сво его подопечного, разжечь интерес к профессии... Сначала все о прессах расскажет, потом покажет, напомнит о строгом соблюдении техники 'безопас ности, которую каждый штам повщик должен знать, как таблицу умножения. — Видишь, от того, что вода попала в пресс, он может дать самоход. Поэтому не один раз проверь, хорошо ли работает механизм вхолостую, — сове тует Овчинникова. — Работай только пинцетом и крючком. Главное — будь внимательным и не спеши. Ловкость придет потом, со временем. ■— Идет у ребят брак—серд цем переживаю, — рассказы вает женщина. Мастерство и щедрость ду ши^ выделяют Анастасию Дани ловну среди штамповщиЦ'Цеха. В. КУПАВЫХ. Липецкий тракторный завод. ОБСУЖДАЯ ПРОЕКТ ЛО ВШ -О БЯ ЗШШ Коллектив Елецкого кирпич ного завода успешно месст.тру- довую вдхту -в честь бО-летия Великого Октября. План шести месяцев выполней по всем тех нико-экономическим показате лям. По итогам работы за пер вый квартал нам присуждено второе место среди родствен ных предприятий области. На заводе разработана и внедрена в производство технология с вводом в шихту золы Елецкой ТЭЦ, что позволило предприя тию сэкономить 1136 тонны ус ловного топлива, повысить ка чество выпускаемой продукции. По самым скромным подсче там, общая экономия составит 25 тысяч рублей. Это будет на шим конкретным ответом на проект новой Конституции СССР, в обсуждении которого активно участвует коллектив предприятия. — По новой Конституции те перь в высший орган власти можно избирать юношей и де вушек, достигших восемнадца ти лет, — говорит садчик кир пича Николай Скуридин. —Это доверие - обязывает, заставляет трудиться еще лучше. Проейг новой Конститу®Йй. СССР горячо одобрен молоде жью нашего завода. Коллектив решил пересмотреть свои обя зательства в честь 60-летия Ве ликого Октября и выпустить дополнительно шестьдесят ты сяч штук кирпича. В. СЕЛЕМЕНЕВ, работник Елецкого кирпичного завода. ЗАВОЕВАНО ОКТЯБРЕМ Выступая па майском (1977 г.) Пленуме ЦК КПСС, Л. И. Брежнев подчеркнул, что в новом проекте Конституции говорится не только о праве на труд, но н о праве «на выбор профессии, родя' занятий и работы в соответствии с призванием, профессиональ ной подготовкой и образованием 1 раждани- на, а также — что не менее важно — и с учетом общественных потребностей». Возможность приобрести интересную спе циальность... Она гарантирована государст вом каждому молодому человеку. Особая роль отводится здесь наставникам. Помочь юношам и девушкам найти себя, в совершен- стве овладеть избранной специальностью, воспитать любовь к труду — это почетный и ответственный долг наставника. «ГРАЖДАНЕ СССР ИМЕЮТ ПРАВО НА ТРУД, ТО ЕСТЬ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГАРАНТИРОВАННОЙ РАБОТЫ С ОПЛА ТОЙ ТРУДА В СООТВЕТСТВИИ С ЕГО КОЛИЧЕСТВОМ И КАЧЕСТВОМ, ВКЛЮЧАЯ ПРАВО НА ВЫБОР ПРО ФЕССИИ, РОДА ЗАНЯТИЙ И РАБОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИЗВАНИЕМ, СПО СОБНОСТЯМИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ, ОБРАЗОВАНИЕМ И С УЧЕТОМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБ НОСТЕЙ». (СТАТЬЯ 40 П |Ц ^ Т А НОВОЙ 141 ^ СТИТУЦИИ сссЩг В четвертый раз подряд из- б|)ан Александр Ефименко, бригадир слесарей электроста леплавильного цеха НЛМ3, де путатом городского Совета. Оп первоклассный специалист, опытный руководитель, на ставник молодежи. Сегодня мы рассказываем о событиях всего одной смены Александра Ефи менко и его товарищей. Эффектно выглядит электро- сталеплавильный цех Липецкой Магнитки вечером. На стенах на УНРС № 1 вышел из строя агрегат смазки кристаллизато ра. Можно, конечно, подо ждать до утра, дать двойную нагрузку на соседнюю разли вочную установку. Чуть больше хлопот машинистам 1.30-тон ных мостовых кранов, чуть на рушится режим разливки, чуть... ухудшится качество ме талла — 1 'лавный показатель электросталеплавильного. А ес ли по-честному, того, что за думано, не получится: вместо трансформаторной стали пой дет обыкновенная углсроди- СМЕАН ПРОДЛОЖАЕТСЯ.. пляшут отсветы расплавленно го металла, ослепительными прожекторами бьют лучи из за валочных окон печей. За главным разливочным ггультом управления — опера торы Петр Мурашкин и Вла димир Шибин. С площадки УНРС № 1 Александру Ефи менко хорошо видно обоих. Молодцы ребята; трудятся на совесть! Кажется, совсем не давно работали под его нача лом слесарями по ремонту ус тановок непрерывной разливки стали, а теперь справедливо считаются асами. А в цех, точ нее в бригаду Ефименко, при шли совсем неопытными людь ми. И вот теперь — мастера. Да только ли они? Иван Фара- фонов, Алексей Кирин, Генна дий Бартенев... Все они рабо тают рядом. У каждого высо кий разряд, каждый владеет двумя—тремя смежными про фессиями. Вообще-то, бригаде в эти ча сы положено отдыхать. Рабо тали в дневную смену, устали. Но случилось непредвиденное: Мастер Владимир Есипов, как только уяснил ситуацию, но крутым трапам спустился в мастерскую. И — прямо к Ефи менко. Разговор между моло дыми коммунистами был не многословным. Да и зачем здесь лишние слова! Электро- сталеплавильщики к 60-летию Страны Советов решили дать Родине 3000 тонн трансформа торной стали сверх плана. Экс- перимситировалн с шихтой, ус корили футеровку печей и ков шевого хозяйства, применили электроды в специальной ру башке. Добились, наконец, что рекордные плавки стали нор мой. И тут — угроза срыва. — Раз надо — значит, надо, — решил Ефименко. — И от гул пока тоже брать не будем; работы хватает. Слесари предложение брига дира встретили без возраже ний; как же в беде товарищей оставить? В конце концов, вы сококачественная сталь—глав ный итог работы всех без ис- к.зючения служб. Значит — и бригады Ефименко. Агрегат разобрали и .собрали быстро. Осталось только отла дить. Самая важная операция. Дай в кристаллизатор смазки больше, чем нужно, — и транс- формаюрную сталь высших ма рок не получишь. Все собрались во.злс установ ки. Василий Иванович Тихонов регулирует вентили. В бригаде он самый старший, самый опытный. Работал оператором разливочных пультов. Уже и на пенсию уходил, посидел месяц с внучатами и... заскучал. Сно ва пришел в цех, попросился в Ефименко. Через полчаса диспетчер об'ьявил о подаче ковша с ме таллом на отремонтированную УНРС. Досыта, кажется, на смотрелись Ефименко и его по мощники, как в РО.ЗОВОМ сия нии подплывает к обновленной ими УНРС многотонный ковш с металлом, и все-такн волно вались, словно в первый раз: как-то себя покажет установ- У Ефименко на лице капель ки пота. Еще несколько мгно вений ожидания... Все. Идет сталь. Смена продолжается в привычном ритме. — Устал, бригадир? — спра шивает Иван Фарафонов — самый молодой в бригаде слс- — Устал, Иван. А ты? Фарафонов улыбнулся и мол ча пожал руку, словно побла годарил за то, что научил бригадир его, как и многих других, радоваться этой уста лости после честно сделанного — Ну, все, ребята. Теперь в душ. — Бригадир посмотрел иа часы и улыбнулся. — Не про спите завтра на смену... И. СТРУКОВ. ДОНЕСТИ ДО КАЖДОГО Недавно состоялся пленум Лев-Толстовского райкома ВЛКСМ, с повесткой «О про екте Конституции СССР и задачах районной комсомоль ской организации, вытекающих из доклада Л. И. Брежнева иа майском (1977 г.) Пленуме ЦК КПСС». Решено создать штаб по сбо ру предложений комсомоль цев и молодежи по проекту Конституции СССР. • Намече ны конкретные мероприятия по изучению этого важнейшего документа. Уже проведен се минар секретарей комсомоль ских органи.заиий хозяйств и предприятий. Совместно . с районным отделом культуры разработаны программы для агитбригад по пропагаиде про екта Конституции СССР и ре шений майского Пленума ЦК КПСС 1977 года. Главная .задача комсомоль ского актива — донести до каждого молодого человека значение проекта Основного Закона нашей страны. Ю. РУДАКОВ, второй секретарь Лев. Толстовского РК ВЛКСМ, РАБОТА ИЩЕТ ЧЕЛОВЕКА в Челябинске десятки крупных промыш ленных предприятий. Кадры для них гото вят многие техникумы, профессионально- технические училища, широко развернуто обучение рабочих- непосредственно в цехах заводов и на стройках. Темпе менее потребность в кадрах остается высокой. На каждом заводе можно увидеть объявления; «Требуются...». Советское государство дало народу самое главное право — право трудиться, вьтбирать профессию по душе и находить счастье в Советские люди уверены в завтрашнем дне. Не они ищут работу, а работа находит их. Каждый может наилучшим образом применить свои силы в соответствии со сво им призваиием и склонностями. В этом одно из 01 'ромных нрсимушеств советского обра за жизни. НА СНИМКЕ; учащиеся профтехучилища № ,37, которое готовит рабочих для Челя бинского мегаллургзшсского завода ста леваров, слесарей, лаборантов, прокатчиков, машинистов кранов. Всем выпускникам га рантирована работа па заводе. ПРОЕКТ Самая главная обязанность Проект новой Конституции СССР убедительно показывает, что означает на деле лозунг партии: все для человека, все во имя человека. Об этом ин тересно говорили, обсуждая проект, и ветераны, и моло дежь Грязииского универмага. — Считаю, что публикация и обсуждение проекта имеет большое воспитательное зна чение, — сказала молодой продавец 3. Ломова. — Осо бенно для нас, молодых. Ведь мы, пользуясь всеми благами, которые дает нам социалисти ческое общество, не всегда задумываемся, что где-нибудь может быть иначе. Бесплатное обучение в школе. Бесплатное здравоохранение. Бесплатное предоставление жилья. Мы спо койны за будущее; в случае болезни — получим пособие, придет старость — пенсию. Изучая проект Конституции, мы как бы заново, более глубоко осознаем, что все это — завое. вания нашего строя, что э то - плод большого труда и борь бы старших поколений, неус танных усилий народа и пар- И словно бы продолжая мысль молодого коллеги, уча стник Великой Отечественной войны, ветеран торговли, опыт ный наставник Г. А. Краснов Нам, советским людям, многое дано. Но права всегда не отделимы от обязанностей. Награда— лучшему ' бригадиру За высокое профессиональ ное мастерство и отличное ка чество работы лучшие молодые производственники награжде ны значком ЦК ВЛКСМ «Мас тер-умелец». Среди них — бри гадир заливщиков Александр Лиммер. П. мысин. Честный, добросовестный труд — это главная обязанность каждого. В нашей стране он стал насуицной жизненной по требностью. Мы работаем, хо рошо сознавая, что источни ком роста общественного бо гатства, благосостояния наро да и каждого советского че ловека . является свободный труд советских людей. Хочет ся обратить на это положение особое внимание молодежи, изучающей проект Конститу ции СССР. А. АНДРЮШИН, председатель Грязииского горкома профсоюза работ ников госторговли и потребкооперации. Д в с р ^ а Ш о ! Восемь комсомольско-моло дежных бригад нашего завода решили выполнить план двух лет десятой пятилетки к -7 -но ября. В начале года первенство завоевала бригада слесарей- П О ©СТРОЕНИЕ разви того социализма позволяет нам зна чительно усовершенствовать положения Основного Закона о правах советских граждан», — отметил Л. И. Брежнев, вы ступая на майском (1977 года) Пленуме ЦК КПСС с докладом- о проекте новой Конституции СССР, ныне повсеместно об суждаемом в нашей стране. Широкий комплекс социаль но-экономических прав, затра гивающих самые основы жиз ни людей, был предусмотрен и в ныне действующей Консти туции. Но теперь содержание этих прав углубилось, а мате риальные гарантии их осуще ствления стали богаче, весо- Вэять, к примеру, такое ос новное право, как право на труд; теперь оно дополнено правом на выбор профессии, рода занятий в соответствии с призванием, способностями, сбразованием. Если прежде говорилось в общей форме о праве на образование, то ны не речь идет об обязательном всеобщем среднем, о широ ком развитии професскомаль- но-технического и высшего об разования. Наши оппоненты в капитали стических странах, возможно, вспомнят в связи с этим, что еще в 1948 г. Всеобщая декла рация прав человека, приня тая ООН, провозгласила соци- ально-экономичве-кие права — на труд, на свободный .выбор рода занятий, на ващиту от Безработицы и другие (прав да, она носит характер реко мендации, призыва). Можно вспомнить и Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных пра вах (1966 г.), который, в отличие от упомянутой декларации юридически обязывает рати- :фицировавшие его государства принять меры, обеспечиваю щие осуществление права на труд, включая программы про фессионально - техни' еской подготовки и т. п. Документы, бесспорно, серь езные. А гарантии? ПРАВА НА СВОБОДУ И СЧАСТЬЕ: СЛОВА И ДЕЛА «Большинство людей страда ют от того, что не могут найти удовлетворения в своей про фессии, не имеет вкуса к сво им занятиям, не может добить ся в них- успеха»,—пишет про фессор Ганс Селье, ди|зектор Института экспериментальной медицины и хирургии Монре альского университета. По мнению канадского ученого, несчастных было бы куда мень ше, если бы люди перестрои ли свое сознание. Счастье не в том, чтобы иметь побольше легких денег и поменьше трудных дел. Ратуя за пере оценку ценностей, он называет жизненно важную для каждо го цель — максимально пол ное самовыражение в труде. Но все ли тут зависит от са мого человека и его сознания? Вот недавняя публикация в «Виртшафтовохе» (ФРГ). Этот еженедельник поведал о 27- летней Гудрун Вильсон: полу чив среднее образование, она чепыре года «с большим удо вольствием» штудировала в университете английский, ис торию, педагогику, затем два года проходила практику в школе, успешно сдала экзаме ны и... очутилась среди безра ботных без всякой надежды получить место. Сколько стоил диплом Вильсон ей самой, ее близким, наконец, налого плательщикам? Возможно, 100.000 марок, говорит она, и все впустую. На бирже труда ей дали совет переучиться на ортопеда: их в ФРГ, якобы, не сборщиков Александра Борисо ва. А сам бригадир назван луч шим по профессии. Такого же звания удостоен сверловщик Валерий Иноземцев. Второе ме сто в соревновании заняли ре бята из бригады Николая Скачкова. Во втором квартале число Что на Западе кыне почти 30 млн. Безработных и полу безработных. Эту армию с горьким юмором называют «самой образованной за все времена»; ее пополняют педа гоги, ученые, инженеры... Если в 1960 году она состояла из служащих на 20 процентов, то в 1975-м — на. 25. Между прочим, лидирует в безработице страна, где была принята «первая Декларация прав человека». Так назвал Маркс Декларацию независи мости США (1776 г.), провоз гласившую права всех «на сво боду и на стремление к сча стью». Судите сами, свободно ли общество, не способное га да люди' вернулись с фронтов, безработица охватила миллио ны, как и в 1916 году. Но уже в 1930 г, с ней было поконче но навсегда. Культурная революция раз вертывалась быстро, несмот ря на все трудности. За 1918—.21 гг, запасы бумаги со кратились у :нас в десятки раз. На 20 учеников приходилось по одной тетради в год. Чер нила делали сами из свеклы клюквы, сажи. Тем не менее за 1921—39 гг. было обучено более 50 млн. неграмотных и около 40 млн. малограмотных. С 1930 г. в СССР стало всеоб щим и обязательным началь ное образование. СОВЕТСКАЯ Д ЕМ О К РА Т И Я - В ДЕЙСТВИИ! Новые возможности для свободного развития личности рантировать признанное ООН право на защиту от безработи цы, нс говоря уж о свободе от эксплуатации. КОГДА ПРАВА ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ ФАКТИЧЕСКИ Право на труд в СССР' нс просто провозглашается, оно фактически обеспечивается, как сказано в проекте новой Конституции, «социалистиче ской системой хозяйства, не уклонным ростом производи тельных сил общества, бес платным профессиональным обучением, повышением тру- дово'й квалификации и обуче нием новым специальностям». Здесь очевидна тесная связь с правом на образование. А его гарантии? Бесплатность всех видов обучения. Предостав ление государственных сти пендий и других льгот учащим ся. Осуществление всеобщего обязательного среднего обра зования молодежи. Широкое развитие профессионального, среднего специального и выс шего, дневного и вечернего, а также заочного образования. Улучшение системы профори ентации. Создание всех усло вий для самообразования. Так было не всегда. Трудно представить, но это факт: ког да принималась первая Совет ская Конституция (1918 г.), про читать ее самостоятельно мог ли далеко не все взрослые. Ведь население страны в боль шинстве своем было неграмот ным. Но все вскоре убедились воочию, что значили для лю дей закрепленные в Конститу ции завоевания социалистиче ской революции. «Хотя я был преисполнен предубеждения и недоверия, теперь мне приходится при знать, что в условиях величай ших трудностей большевики сумели поднять дело просве щения на поразительную вы соту», — писал в книге «Рос сия во мгле» Герберт Уэллс, посетив «измученную войной, холодом, голодом и тяжкими невзгодами» Республику Сове тов (1920 г.). Обстановка была катастро- -фической, считали на Западе. Массовое бескультурье усу губляла разруха после двух войн — первой мировой, а за тем гражданской, сопровож давшейся интервенцией (1918—20 гг.). В 20-е годы, ког- прегеидентов на призовые мес та увеличилось. Так, бригада Сергея Овсянникова сменные задания выполняет на 125—130 процентов, с высоким качест вом. На Всесоюзном комсо- мольско-мо.чодежном суббот нике все бригады завода пока зали наивысшую производи- Так -создавались гарантии важнейших и тесно связанных прав — на труд и на образова ние. Их эакрепила ныне,дей ствующая Конституция, третья Ныне в мире свыше 500 млн. безработных и 800 мян. негра мотных. В СССР нет ни тех, ни других, но это не означает от сутствия у нас проблем. Од нажды полученных знаний уже не хватает, как некогда, на всю жизнь. Они обновляются быстро, и даже квалифициро- ваннейший специалист может за несколько лет отстать от требований, предъявляемых НТР, если не будет учиться и пеоеучиваться. Проблемы сложные, но они разрешимы. Из 93 млн. чело век, что учатся в СССР, более 31 млн. осваивают новые про фессии прямо на производст ве, сввершенствуются на кур сах и т. -д. Имеющие высшее образование проходят пере подготовку'' ,в 760 институтах повышения квалификации, их филиалах и на особых факуль тетах при вузах. Помимо Рбыч- ных университетов,.есть народ ные (их 35.000), где каждый, кто пожелает, может получить второе'и третье образование. Слушателей народных универ ситетов уже почти 10 млн., что вдвое больше, чем студентов в 860 вузах страны. Ученых и инженеров у нас более пяти миллионов. А в на учно-технических обществах, во Всесоюзном обществе изо бретателей и рационализато ров свыше 15 млн. членов. В их рядах немало рабочих. В коллективах художественной самодеятельности насчитыва ется 25 млн. человек. «Свободное развитие каждо го есть условие свободного развития всех». Эти слова из «Коммунистического манифе ста» стали фактически корен ным принципом Советского государства. И как сказано а проекте новой Конституции, оно «ставит своей целью рас ширение реальных возможно стей для развития и примене ния гражданами своих творче ских сил, способностей и даро ваний, для всестороннего рзз- ’ БОБРОВ, обозреватель АПН. тельнос'гь труда. А несколько дней назад стало известно, что бригады Скачкова, Борисова досрочно справились с полуго довым задамисм В. ОВСЯННИКОВА, секретарь комитета ВЛКСМ Лебединского машзавода. США: ШКОЛЫ НА ГОЛОДНОМ ПАЙКЕ В ЧИКАГО иедапнэ прохо дило заседание Совета игкол крупных городов США. Администраторы школ, участвовавшие в заседании, в который уже раз обратились к федеральному правительству с просьбой увеличить ассшнова- ПИЯ. Но в то время как воен ные расходы США растут из года в год, асситнования на развитие национальной культу ры постоянно сокращаются. На удовлетворение культурных нужд среднего американца пра вительство и конгресс, столь щедрые, когда речь идет об интересах воен 110 -пром,ышлеи- ного комплекса, выделяют... менее .50 центов в год! ■ Представители американ ской обшествениости подсчита ли, что государство тратит на развитие культуры и искусства меньше, чем пропагандистский аннарат Пентагона на свои по- г!ыгкн оправдать беспрерывное наращивание военной машины «Нашу школьную систему на зывают неэффективной, и в то же время средства, отпускае мые на ее нужды, постоянно сокращаются». Эго признание, сделанное на упомянутом .засе дании руководителем Вашинг тонского управления по делам просвещения В. Ридом, как нельзя лучше отражает состоя ние американской системы на родного образования. Государственные школы на всей территории страны стра дают от хронической нехватки финансовых средств. В круп нейшем американском городе Чикаго школы заканчивают те кущий учебный гол с дефици том почти в 120 миллионов дол ларов. Так же обстоят дела и в Нью-Йорке, Филадельфии и ряде других городов. Учителя вынуждены прово дить уроки в переполненных классах. В школах отсутству ют наглядные пособия. Вслед ствие постоянного сокрашения бюджетов в школах Детройта полностью отменены занятия физкультурой. На создание кружков или клубов художест венной самодеятельности, для внеклассной работы у адмиии- страцин всегда нет денег. Только в истекшем году под предлогом экономии средств в Детройте были закрыты 10 на чальных школ. А. Городов, директор одной из детройтских школ, вспоми нает, что еще шесть лет назад ему было предложено перейти на «режим суровой экономии». Потом «отцы города» навязали школам «бюджет, предусмат- р|тающий только самые необ ходимые расходы». В этом го ду еще пе придумали названия бюджету, но, но словам руко водителя городского профсою за учителей .Э. Риордана, его можно охарлктеризов.ять как «бюджет голодной смерти». Нехватка средств и препода- вате.ией, нереполнсииые классы — все это сказывается отрица тельно на качестве обучения. В Филадельфии недавно проводи лась проверка знаний, и выяс нилось, что 15 процентов вы пускников не смогли правильно .заполнить простую анкету, обычно предлагаемую при при еме на работу. Около 10 про центов учеников йе в состоянии иоиять газетные статьи. Было немало и таких подростков, ко торые не смогли разобраться в простейших инструкциях, разь- исияюших способ применения лекарств, не знали значения ряда распространенных слов. —- Без сомнения, успевае мость учащихся и уровень зна ний выпускников в нашем ок руге весьма низкие, то же са мое происходит в большинстве других крупных городов стра ны, — с горечью говорит руко водитель управления но делам просвещения Д е т р о й т а А. Джефферсон. ...Члены комитета но делам образования законодательного собрания штата Нью-Йорк нс могли поверить своим глазам. Перед ними стоял 19-летний юноша с дипломом в руках об окончании средней школы в го роде Копэйге. Он утверждал, что не может ИИ писать, ни чи тать. Его попросили прочитать в газете одну из заметок. Вы пускник средней школы долго водил пальцем по строкам, но так и .не смог произнести такие слова, как «метрополия», «пас сажиры», «администрация». Комитету были представлены более ,300 писем от возмущен ных родителей, жаловавшихся, что их дети заканчивают сред ние школы «абсолютно негра мотными». Членам комитета пришлось тщательно рассмотреть много численные материалы, свиде тельствующие о неэффективно сти школьной системы США. В результате федеральным вла стям был направлен срочный доклад. В нем, в частности, го ворится, что «безграмотность стала нашей национальной бо лезнью. Необходимы соочные меры». В. БАЙДАШИН, А. ВОРОНИН, корреспонденты ТАСС. Вопиющим противоречием провозгл,пшенным в западно германской конституции демократическим правам и свободам является драконовская практика «запретов на профессии». За последние годы тысячи граждан ФРГ стали жертвами пресле дования за свои политические убеждения. НА СНИМКЕ: среди участников демонстрации протеста Дюссельдорфе — бывший школьный учитель Клаус Шпана (на переднем плане). Ему было ноставлено в вину участие в деятельности марксистского студенческого союза «Спартак» и ГКП, посещение ГДР. За это К. Штайн лишен права рабо тать по профессии. Фото АДН—ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz