Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

л е г н + ж ш • 2 ЛЕНИНЕЦ ЩЕДРОСТЬ ДУШИ в последнее время Анаста­ сии Даниловне часто снится поле. Тяжелые, пахнущие зно­ ем колосья. И тонкая девчон­ ке, бегущая по золотому пше­ ничному морю к комбайну. То было трудное, но славное вре­ мя, когда восемнаддатилетняя трактористка получила пер­ вую в жизни премию. Но не только это вспоминается Ана­ стасии Даниловне. Она видела родное поле и другим: чер­ ным, обгоревшим. Во время войны на тяжелом тягаче де­ вушка возила боеприпасы на передовую. Рвутся снаряды, смерть рядом... Анастасия Овчинникова ис­ колесила на тягаче вместе со своим военно-дорожным от­ рядом транспортной роты III Украинского фронта пол-Евро- Иной раз кто-нибудь из фронтовых друзей пошутит: — И откуда барышни такие ловкие берутся? — Это что1 — отвечала На­ стя с задором. — Наши де­ вушки и самолеты умеют во- Четыре человека ушли на фронт из ее семьи. А вернулась одна Анаста- ...Сейчас Овчинникова рабо­ тает штамповщицей на Липец­ ком тракторном заводе. Невы­ сокая ладная женщина управ­ ляет восьмидесятитонными и стотонными прессами. К ее боевым наградам при­ бавились и трудовые, она удо­ стоена звания «Ударник ком­ мунистического труда». «Удар­ ник девятой пятилетки», по­ бедитель социалистического соревнования 1974—75—76» го- 21 год Анастасия Даниловна на заводе. Сейчас Овчиннико­ ва считается -лучшей наставни­ цей в прессовом цехе. Старший мастер 'В. А. Литов- кин знает, А. Д. Овчинникова всегда подберет ключик к сердцу паренька. Потому и просит ее; «Ты уж пригляди, Настасья, за учениками». И Анастасия Даниловна при­ глядывает. Где добрым словом подбодрит, где умный совет Каждый день для рабочего человека — особенный. Для новичка же первые дни приоб­ ретают особую значимость: выдержит ли он пробу, хватит ли характера, силы воли? Как неловки, неуверенны его движения, как теряется он от любой неудачи. Тут и приходит на помощь Анастасия Дани­ ловна. Постарается увлечь сво­ его подопечного, разжечь интерес к профессии... Сначала все о прессах расскажет, потом покажет, напомнит о строгом соблюдении техники 'безопас­ ности, которую каждый штам­ повщик должен знать, как таблицу умножения. — Видишь, от того, что вода попала в пресс, он может дать самоход. Поэтому не один раз проверь, хорошо ли работает механизм вхолостую, — сове­ тует Овчинникова. — Работай только пинцетом и крючком. Главное — будь внимательным и не спеши. Ловкость придет потом, со временем. ■— Идет у ребят брак—серд­ цем переживаю, — рассказы­ вает женщина. Мастерство и щедрость ду­ ши^ выделяют Анастасию Дани­ ловну среди штамповщиЦ'Цеха. В. КУПАВЫХ. Липецкий тракторный завод. ОБСУЖДАЯ ПРОЕКТ ЛО ВШ -О БЯ ЗШШ Коллектив Елецкого кирпич­ ного завода успешно месст.тру- довую вдхту -в честь бО-летия Великого Октября. План шести месяцев выполней по всем тех­ нико-экономическим показате­ лям. По итогам работы за пер­ вый квартал нам присуждено второе место среди родствен­ ных предприятий области. На заводе разработана и внедрена в производство технология с вводом в шихту золы Елецкой ТЭЦ, что позволило предприя­ тию сэкономить 1136 тонны ус­ ловного топлива, повысить ка­ чество выпускаемой продукции. По самым скромным подсче­ там, общая экономия составит 25 тысяч рублей. Это будет на­ шим конкретным ответом на проект новой Конституции СССР, в обсуждении которого активно участвует коллектив предприятия. — По новой Конституции те­ перь в высший орган власти можно избирать юношей и де­ вушек, достигших восемнадца­ ти лет, — говорит садчик кир­ пича Николай Скуридин. —Это доверие - обязывает, заставляет трудиться еще лучше. Проейг новой Конститу®Йй. СССР горячо одобрен молоде­ жью нашего завода. Коллектив решил пересмотреть свои обя­ зательства в честь 60-летия Ве­ ликого Октября и выпустить дополнительно шестьдесят ты­ сяч штук кирпича. В. СЕЛЕМЕНЕВ, работник Елецкого кирпичного завода. ЗАВОЕВАНО ОКТЯБРЕМ Выступая па майском (1977 г.) Пленуме ЦК КПСС, Л. И. Брежнев подчеркнул, что в новом проекте Конституции говорится не только о праве на труд, но н о праве «на выбор профессии, родя' занятий и работы в соответствии с призванием, профессиональ­ ной подготовкой и образованием 1 раждани- на, а также — что не менее важно — и с учетом общественных потребностей». Возможность приобрести интересную спе­ циальность... Она гарантирована государст­ вом каждому молодому человеку. Особая роль отводится здесь наставникам. Помочь юношам и девушкам найти себя, в совершен- стве овладеть избранной специальностью, воспитать любовь к труду — это почетный и ответственный долг наставника. «ГРАЖДАНЕ СССР ИМЕЮТ ПРАВО НА ТРУД, ТО ЕСТЬ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГАРАНТИРОВАННОЙ РАБОТЫ С ОПЛА­ ТОЙ ТРУДА В СООТВЕТСТВИИ С ЕГО КОЛИЧЕСТВОМ И КАЧЕСТВОМ, ВКЛЮЧАЯ ПРАВО НА ВЫБОР ПРО­ ФЕССИИ, РОДА ЗАНЯТИЙ И РАБОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИЗВАНИЕМ, СПО­ СОБНОСТЯМИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ, ОБРАЗОВАНИЕМ И С УЧЕТОМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБ­ НОСТЕЙ». (СТАТЬЯ 40 П |Ц ^ Т А НОВОЙ 141 ^ СТИТУЦИИ сссЩг В четвертый раз подряд из- б|)ан Александр Ефименко, бригадир слесарей электроста­ леплавильного цеха НЛМ3, де­ путатом городского Совета. Оп первоклассный специалист, опытный руководитель, на­ ставник молодежи. Сегодня мы рассказываем о событиях всего одной смены Александра Ефи­ менко и его товарищей. Эффектно выглядит электро- сталеплавильный цех Липецкой Магнитки вечером. На стенах на УНРС № 1 вышел из строя агрегат смазки кристаллизато­ ра. Можно, конечно, подо­ ждать до утра, дать двойную нагрузку на соседнюю разли­ вочную установку. Чуть больше хлопот машинистам 1.30-тон­ ных мостовых кранов, чуть на­ рушится режим разливки, чуть... ухудшится качество ме­ талла — 1 'лавный показатель электросталеплавильного. А ес­ ли по-честному, того, что за­ думано, не получится: вместо трансформаторной стали пой­ дет обыкновенная углсроди- СМЕАН ПРОДЛОЖАЕТСЯ.. пляшут отсветы расплавленно­ го металла, ослепительными прожекторами бьют лучи из за­ валочных окон печей. За главным разливочным ггультом управления — опера­ торы Петр Мурашкин и Вла­ димир Шибин. С площадки УНРС № 1 Александру Ефи­ менко хорошо видно обоих. Молодцы ребята; трудятся на совесть! Кажется, совсем не­ давно работали под его нача­ лом слесарями по ремонту ус­ тановок непрерывной разливки стали, а теперь справедливо считаются асами. А в цех, точ­ нее в бригаду Ефименко, при­ шли совсем неопытными людь­ ми. И вот теперь — мастера. Да только ли они? Иван Фара- фонов, Алексей Кирин, Генна­ дий Бартенев... Все они рабо­ тают рядом. У каждого высо­ кий разряд, каждый владеет двумя—тремя смежными про­ фессиями. Вообще-то, бригаде в эти ча­ сы положено отдыхать. Рабо­ тали в дневную смену, устали. Но случилось непредвиденное: Мастер Владимир Есипов, как только уяснил ситуацию, но крутым трапам спустился в мастерскую. И — прямо к Ефи­ менко. Разговор между моло­ дыми коммунистами был не­ многословным. Да и зачем здесь лишние слова! Электро- сталеплавильщики к 60-летию Страны Советов решили дать Родине 3000 тонн трансформа­ торной стали сверх плана. Экс- перимситировалн с шихтой, ус­ корили футеровку печей и ков­ шевого хозяйства, применили электроды в специальной ру­ башке. Добились, наконец, что рекордные плавки стали нор­ мой. И тут — угроза срыва. — Раз надо — значит, надо, — решил Ефименко. — И от­ гул пока тоже брать не будем; работы хватает. Слесари предложение брига­ дира встретили без возраже­ ний; как же в беде товарищей оставить? В конце концов, вы­ сококачественная сталь—глав­ ный итог работы всех без ис- к.зючения служб. Значит — и бригады Ефименко. Агрегат разобрали и .собрали быстро. Осталось только отла­ дить. Самая важная операция. Дай в кристаллизатор смазки больше, чем нужно, — и транс- формаюрную сталь высших ма­ рок не получишь. Все собрались во.злс установ­ ки. Василий Иванович Тихонов регулирует вентили. В бригаде он самый старший, самый опытный. Работал оператором разливочных пультов. Уже и на пенсию уходил, посидел месяц с внучатами и... заскучал. Сно­ ва пришел в цех, попросился в Ефименко. Через полчаса диспетчер об'ьявил о подаче ковша с ме­ таллом на отремонтированную УНРС. Досыта, кажется, на­ смотрелись Ефименко и его по­ мощники, как в РО.ЗОВОМ сия­ нии подплывает к обновленной ими УНРС многотонный ковш с металлом, и все-такн волно­ вались, словно в первый раз: как-то себя покажет установ- У Ефименко на лице капель­ ки пота. Еще несколько мгно­ вений ожидания... Все. Идет сталь. Смена продолжается в привычном ритме. — Устал, бригадир? — спра­ шивает Иван Фарафонов — самый молодой в бригаде слс- — Устал, Иван. А ты? Фарафонов улыбнулся и мол­ ча пожал руку, словно побла­ годарил за то, что научил бригадир его, как и многих других, радоваться этой уста­ лости после честно сделанного — Ну, все, ребята. Теперь в душ. — Бригадир посмотрел иа часы и улыбнулся. — Не про­ спите завтра на смену... И. СТРУКОВ. ДОНЕСТИ ДО КАЖДОГО Недавно состоялся пленум Лев-Толстовского райкома ВЛКСМ, с повесткой «О про­ екте Конституции СССР и задачах районной комсомоль­ ской организации, вытекающих из доклада Л. И. Брежнева иа майском (1977 г.) Пленуме ЦК КПСС». Решено создать штаб по сбо­ ру предложений комсомоль­ цев и молодежи по проекту Конституции СССР. • Намече­ ны конкретные мероприятия по изучению этого важнейшего документа. Уже проведен се­ минар секретарей комсомоль­ ских органи.заиий хозяйств и предприятий. Совместно . с районным отделом культуры разработаны программы для агитбригад по пропагаиде про­ екта Конституции СССР и ре­ шений майского Пленума ЦК КПСС 1977 года. Главная .задача комсомоль­ ского актива — донести до каждого молодого человека значение проекта Основного Закона нашей страны. Ю. РУДАКОВ, второй секретарь Лев. Толстовского РК ВЛКСМ, РАБОТА ИЩЕТ ЧЕЛОВЕКА в Челябинске десятки крупных промыш­ ленных предприятий. Кадры для них гото­ вят многие техникумы, профессионально- технические училища, широко развернуто обучение рабочих- непосредственно в цехах заводов и на стройках. Темпе менее потребность в кадрах остается высокой. На каждом заводе можно увидеть объявления; «Требуются...». Советское государство дало народу самое главное право — право трудиться, вьтбирать профессию по душе и находить счастье в Советские люди уверены в завтрашнем дне. Не они ищут работу, а работа находит их. Каждый может наилучшим образом применить свои силы в соответствии со сво­ им призваиием и склонностями. В этом одно из 01 'ромных нрсимушеств советского обра­ за жизни. НА СНИМКЕ; учащиеся профтехучилища № ,37, которое готовит рабочих для Челя­ бинского мегаллургзшсского завода ста­ леваров, слесарей, лаборантов, прокатчиков, машинистов кранов. Всем выпускникам га­ рантирована работа па заводе. ПРОЕКТ Самая главная обязанность Проект новой Конституции СССР убедительно показывает, что означает на деле лозунг партии: все для человека, все во имя человека. Об этом ин­ тересно говорили, обсуждая проект, и ветераны, и моло­ дежь Грязииского универмага. — Считаю, что публикация и обсуждение проекта имеет большое воспитательное зна­ чение, — сказала молодой продавец 3. Ломова. — Осо­ бенно для нас, молодых. Ведь мы, пользуясь всеми благами, которые дает нам социалисти­ ческое общество, не всегда задумываемся, что где-нибудь может быть иначе. Бесплатное обучение в школе. Бесплатное здравоохранение. Бесплатное предоставление жилья. Мы спо­ койны за будущее; в случае болезни — получим пособие, придет старость — пенсию. Изучая проект Конституции, мы как бы заново, более глубоко осознаем, что все это — завое. вания нашего строя, что э то - плод большого труда и борь­ бы старших поколений, неус­ танных усилий народа и пар- И словно бы продолжая мысль молодого коллеги, уча­ стник Великой Отечественной войны, ветеран торговли, опыт­ ный наставник Г. А. Краснов Нам, советским людям, многое дано. Но права всегда не отделимы от обязанностей. Награда— лучшему ' бригадиру За высокое профессиональ­ ное мастерство и отличное ка­ чество работы лучшие молодые производственники награжде­ ны значком ЦК ВЛКСМ «Мас­ тер-умелец». Среди них — бри­ гадир заливщиков Александр Лиммер. П. мысин. Честный, добросовестный труд — это главная обязанность каждого. В нашей стране он стал насуицной жизненной по­ требностью. Мы работаем, хо­ рошо сознавая, что источни­ ком роста общественного бо­ гатства, благосостояния наро­ да и каждого советского че­ ловека . является свободный труд советских людей. Хочет­ ся обратить на это положение особое внимание молодежи, изучающей проект Конститу­ ции СССР. А. АНДРЮШИН, председатель Грязииского горкома профсоюза работ­ ников госторговли и потребкооперации. Д в с р ^ а Ш о ! Восемь комсомольско-моло­ дежных бригад нашего завода решили выполнить план двух лет десятой пятилетки к -7 -но­ ября. В начале года первенство завоевала бригада слесарей- П О ©СТРОЕНИЕ разви­ того социализма позволяет нам зна­ чительно усовершенствовать положения Основного Закона о правах советских граждан», — отметил Л. И. Брежнев, вы­ ступая на майском (1977 года) Пленуме ЦК КПСС с докладом- о проекте новой Конституции СССР, ныне повсеместно об­ суждаемом в нашей стране. Широкий комплекс социаль­ но-экономических прав, затра­ гивающих самые основы жиз­ ни людей, был предусмотрен и в ныне действующей Консти­ туции. Но теперь содержание этих прав углубилось, а мате­ риальные гарантии их осуще­ ствления стали богаче, весо- Вэять, к примеру, такое ос­ новное право, как право на труд; теперь оно дополнено правом на выбор профессии, рода занятий в соответствии с призванием, способностями, сбразованием. Если прежде говорилось в общей форме о праве на образование, то ны­ не речь идет об обязательном всеобщем среднем, о широ­ ком развитии професскомаль- но-технического и высшего об­ разования. Наши оппоненты в капитали­ стических странах, возможно, вспомнят в связи с этим, что еще в 1948 г. Всеобщая декла­ рация прав человека, приня­ тая ООН, провозгласила соци- ально-экономичве-кие права — на труд, на свободный .выбор рода занятий, на ващиту от Безработицы и другие (прав­ да, она носит характер реко­ мендации, призыва). Можно вспомнить и Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных пра­ вах (1966 г.), который, в отличие от упомянутой декларации юридически обязывает рати- :фицировавшие его государства принять меры, обеспечиваю­ щие осуществление права на труд, включая программы про­ фессионально - техни' еской подготовки и т. п. Документы, бесспорно, серь­ езные. А гарантии? ПРАВА НА СВОБОДУ И СЧАСТЬЕ: СЛОВА И ДЕЛА «Большинство людей страда­ ют от того, что не могут найти удовлетворения в своей про­ фессии, не имеет вкуса к сво­ им занятиям, не может добить­ ся в них- успеха»,—пишет про­ фессор Ганс Селье, ди|зектор Института экспериментальной медицины и хирургии Монре­ альского университета. По мнению канадского ученого, несчастных было бы куда мень­ ше, если бы люди перестрои­ ли свое сознание. Счастье не в том, чтобы иметь побольше легких денег и поменьше трудных дел. Ратуя за пере­ оценку ценностей, он называет жизненно важную для каждо­ го цель — максимально пол­ ное самовыражение в труде. Но все ли тут зависит от са­ мого человека и его сознания? Вот недавняя публикация в «Виртшафтовохе» (ФРГ). Этот еженедельник поведал о 27- летней Гудрун Вильсон: полу­ чив среднее образование, она чепыре года «с большим удо­ вольствием» штудировала в университете английский, ис­ торию, педагогику, затем два года проходила практику в школе, успешно сдала экзаме­ ны и... очутилась среди безра­ ботных без всякой надежды получить место. Сколько стоил диплом Вильсон ей самой, ее близким, наконец, налого­ плательщикам? Возможно, 100.000 марок, говорит она, и все впустую. На бирже труда ей дали совет переучиться на ортопеда: их в ФРГ, якобы, не сборщиков Александра Борисо­ ва. А сам бригадир назван луч­ шим по профессии. Такого же звания удостоен сверловщик Валерий Иноземцев. Второе ме­ сто в соревновании заняли ре­ бята из бригады Николая Скачкова. Во втором квартале число Что на Западе кыне почти 30 млн. Безработных и полу­ безработных. Эту армию с горьким юмором называют «самой образованной за все времена»; ее пополняют педа­ гоги, ученые, инженеры... Если в 1960 году она состояла из служащих на 20 процентов, то в 1975-м — на. 25. Между прочим, лидирует в безработице страна, где была принята «первая Декларация прав человека». Так назвал Маркс Декларацию независи­ мости США (1776 г.), провоз­ гласившую права всех «на сво­ боду и на стремление к сча­ стью». Судите сами, свободно ли общество, не способное га­ да люди' вернулись с фронтов, безработица охватила миллио­ ны, как и в 1916 году. Но уже в 1930 г, с ней было поконче­ но навсегда. Культурная революция раз­ вертывалась быстро, несмот­ ря на все трудности. За 1918—.21 гг, запасы бумаги со­ кратились у :нас в десятки раз. На 20 учеников приходилось по одной тетради в год. Чер­ нила делали сами из свеклы клюквы, сажи. Тем не менее за 1921—39 гг. было обучено более 50 млн. неграмотных и около 40 млн. малограмотных. С 1930 г. в СССР стало всеоб­ щим и обязательным началь­ ное образование. СОВЕТСКАЯ Д ЕМ О К РА Т И Я - В ДЕЙСТВИИ! Новые возможности для свободного развития личности рантировать признанное ООН право на защиту от безработи­ цы, нс говоря уж о свободе от эксплуатации. КОГДА ПРАВА ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ ФАКТИЧЕСКИ Право на труд в СССР' нс просто провозглашается, оно фактически обеспечивается, как сказано в проекте новой Конституции, «социалистиче­ ской системой хозяйства, не­ уклонным ростом производи­ тельных сил общества, бес­ платным профессиональным обучением, повышением тру- дово'й квалификации и обуче­ нием новым специальностям». Здесь очевидна тесная связь с правом на образование. А его гарантии? Бесплатность всех видов обучения. Предостав­ ление государственных сти­ пендий и других льгот учащим­ ся. Осуществление всеобщего обязательного среднего обра­ зования молодежи. Широкое развитие профессионального, среднего специального и выс­ шего, дневного и вечернего, а также заочного образования. Улучшение системы профори­ ентации. Создание всех усло­ вий для самообразования. Так было не всегда. Трудно представить, но это факт: ког­ да принималась первая Совет­ ская Конституция (1918 г.), про­ читать ее самостоятельно мог­ ли далеко не все взрослые. Ведь население страны в боль­ шинстве своем было неграмот­ ным. Но все вскоре убедились воочию, что значили для лю­ дей закрепленные в Конститу­ ции завоевания социалистиче­ ской революции. «Хотя я был преисполнен предубеждения и недоверия, теперь мне приходится при­ знать, что в условиях величай­ ших трудностей большевики сумели поднять дело просве­ щения на поразительную вы­ соту», — писал в книге «Рос­ сия во мгле» Герберт Уэллс, посетив «измученную войной, холодом, голодом и тяжкими невзгодами» Республику Сове­ тов (1920 г.). Обстановка была катастро- -фической, считали на Западе. Массовое бескультурье усу­ губляла разруха после двух войн — первой мировой, а за­ тем гражданской, сопровож­ давшейся интервенцией (1918—20 гг.). В 20-е годы, ког- прегеидентов на призовые мес­ та увеличилось. Так, бригада Сергея Овсянникова сменные задания выполняет на 125—130 процентов, с высоким качест­ вом. На Всесоюзном комсо- мольско-мо.чодежном суббот­ нике все бригады завода пока­ зали наивысшую производи- Так -создавались гарантии важнейших и тесно связанных прав — на труд и на образова­ ние. Их эакрепила ныне,дей­ ствующая Конституция, третья Ныне в мире свыше 500 млн. безработных и 800 мян. негра­ мотных. В СССР нет ни тех, ни других, но это не означает от­ сутствия у нас проблем. Од­ нажды полученных знаний уже не хватает, как некогда, на всю жизнь. Они обновляются быстро, и даже квалифициро- ваннейший специалист может за несколько лет отстать от требований, предъявляемых НТР, если не будет учиться и пеоеучиваться. Проблемы сложные, но они разрешимы. Из 93 млн. чело­ век, что учатся в СССР, более 31 млн. осваивают новые про­ фессии прямо на производст­ ве, сввершенствуются на кур­ сах и т. -д. Имеющие высшее образование проходят пере­ подготовку'' ,в 760 институтах повышения квалификации, их филиалах и на особых факуль­ тетах при вузах. Помимо Рбыч- ных университетов,.есть народ­ ные (их 35.000), где каждый, кто пожелает, может получить второе'и третье образование. Слушателей народных универ­ ситетов уже почти 10 млн., что вдвое больше, чем студентов в 860 вузах страны. Ученых и инженеров у нас более пяти миллионов. А в на­ учно-технических обществах, во Всесоюзном обществе изо­ бретателей и рационализато­ ров свыше 15 млн. членов. В их рядах немало рабочих. В коллективах художественной самодеятельности насчитыва­ ется 25 млн. человек. «Свободное развитие каждо­ го есть условие свободного развития всех». Эти слова из «Коммунистического манифе­ ста» стали фактически корен­ ным принципом Советского государства. И как сказано а проекте новой Конституции, оно «ставит своей целью рас­ ширение реальных возможно­ стей для развития и примене­ ния гражданами своих творче­ ских сил, способностей и даро­ ваний, для всестороннего рзз- ’ БОБРОВ, обозреватель АПН. тельнос'гь труда. А несколько дней назад стало известно, что бригады Скачкова, Борисова досрочно справились с полуго­ довым задамисм В. ОВСЯННИКОВА, секретарь комитета ВЛКСМ Лебединского машзавода. США: ШКОЛЫ НА ГОЛОДНОМ ПАЙКЕ В ЧИКАГО иедапнэ прохо­ дило заседание Совета игкол крупных городов США. Администраторы школ, участвовавшие в заседании, в который уже раз обратились к федеральному правительству с просьбой увеличить ассшнова- ПИЯ. Но в то время как воен­ ные расходы США растут из года в год, асситнования на развитие национальной культу­ ры постоянно сокращаются. На удовлетворение культурных нужд среднего американца пра­ вительство и конгресс, столь щедрые, когда речь идет об интересах воен 110 -пром,ышлеи- ного комплекса, выделяют... менее .50 центов в год! ■ Представители американ­ ской обшествениости подсчита­ ли, что государство тратит на развитие культуры и искусства меньше, чем пропагандистский аннарат Пентагона на свои по- г!ыгкн оправдать беспрерывное наращивание военной машины «Нашу школьную систему на­ зывают неэффективной, и в то же время средства, отпускае­ мые на ее нужды, постоянно сокращаются». Эго признание, сделанное на упомянутом .засе­ дании руководителем Вашинг­ тонского управления по делам просвещения В. Ридом, как нельзя лучше отражает состоя­ ние американской системы на­ родного образования. Государственные школы на всей территории страны стра­ дают от хронической нехватки финансовых средств. В круп­ нейшем американском городе Чикаго школы заканчивают те­ кущий учебный гол с дефици­ том почти в 120 миллионов дол­ ларов. Так же обстоят дела и в Нью-Йорке, Филадельфии и ряде других городов. Учителя вынуждены прово­ дить уроки в переполненных классах. В школах отсутству­ ют наглядные пособия. Вслед­ ствие постоянного сокрашения бюджетов в школах Детройта полностью отменены занятия физкультурой. На создание кружков или клубов художест­ венной самодеятельности, для внеклассной работы у адмиии- страцин всегда нет денег. Только в истекшем году под предлогом экономии средств в Детройте были закрыты 10 на­ чальных школ. А. Городов, директор одной из детройтских школ, вспоми­ нает, что еще шесть лет назад ему было предложено перейти на «режим суровой экономии». Потом «отцы города» навязали школам «бюджет, предусмат- р|тающий только самые необ­ ходимые расходы». В этом го­ ду еще пе придумали названия бюджету, но, но словам руко­ водителя городского профсою­ за учителей .Э. Риордана, его можно охарлктеризов.ять как «бюджет голодной смерти». Нехватка средств и препода- вате.ией, нереполнсииые классы — все это сказывается отрица­ тельно на качестве обучения. В Филадельфии недавно проводи­ лась проверка знаний, и выяс­ нилось, что 15 процентов вы­ пускников не смогли правильно .заполнить простую анкету, обычно предлагаемую при при­ еме на работу. Около 10 про­ центов учеников йе в состоянии иоиять газетные статьи. Было немало и таких подростков, ко­ торые не смогли разобраться в простейших инструкциях, разь- исияюших способ применения лекарств, не знали значения ряда распространенных слов. —- Без сомнения, успевае­ мость учащихся и уровень зна­ ний выпускников в нашем ок­ руге весьма низкие, то же са­ мое происходит в большинстве других крупных городов стра­ ны, — с горечью говорит руко­ водитель управления но делам просвещения Д е т р о й т а А. Джефферсон. ...Члены комитета но делам образования законодательного собрания штата Нью-Йорк нс могли поверить своим глазам. Перед ними стоял 19-летний юноша с дипломом в руках об окончании средней школы в го­ роде Копэйге. Он утверждал, что не может ИИ писать, ни чи­ тать. Его попросили прочитать в газете одну из заметок. Вы­ пускник средней школы долго водил пальцем по строкам, но так и .не смог произнести такие слова, как «метрополия», «пас­ сажиры», «администрация». Комитету были представлены более ,300 писем от возмущен­ ных родителей, жаловавшихся, что их дети заканчивают сред­ ние школы «абсолютно негра­ мотными». Членам комитета пришлось тщательно рассмотреть много­ численные материалы, свиде­ тельствующие о неэффективно­ сти школьной системы США. В результате федеральным вла­ стям был направлен срочный доклад. В нем, в частности, го­ ворится, что «безграмотность стала нашей национальной бо­ лезнью. Необходимы соочные меры». В. БАЙДАШИН, А. ВОРОНИН, корреспонденты ТАСС. Вопиющим противоречием провозгл,пшенным в западно­ германской конституции демократическим правам и свободам является драконовская практика «запретов на профессии». За последние годы тысячи граждан ФРГ стали жертвами пресле­ дования за свои политические убеждения. НА СНИМКЕ: среди участников демонстрации протеста Дюссельдорфе — бывший школьный учитель Клаус Шпана (на переднем плане). Ему было ноставлено в вину участие в деятельности марксистского студенческого союза «Спартак» и ГКП, посещение ГДР. За это К. Штайн лишен права рабо­ тать по профессии. Фото АДН—ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz