Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ • 2 ХЛЕБ ЕЛ ЗЕМЛЕ ЛТПОВ РЛСТЛТЬ НЛМ 1 ЛЕНИНЕЦ Я СЧАСТЛИВЫЙ дирек тор школы. Не ходится ставить двойки классном журнале, 01 чи- тывать провинившихся уче ников. Счастье в другом — в том, что все двадцать пять пет моей работы живу среди выпускников нашей школы, ведь большинство моих ребят работают здесь, в Захаровне, в колхозе еСвобода». Недавно в одном докла де мне нужно было на звать количество наших вы пускников за последние де сять лет, оставшихся рабо тать в сельском хозяйстве, В документах не пришлось копаться. Пробежал мыс ленно по фермам, мастерг ским, полям и насчитал триста двадцать человек! Да еще восемнадцать учатся в институтах и техникумах за счет колхоза, да еще де вять человек нынешнего выпуска поедут сдавать эк замены, да еще восемнад цать сразу после выпускно го бала придут в отдел кад ров хозяйства... Вот такой получился итог. Многое стоит за ним. Разве обо всем расскажешь? Как-то спросили меня: «Неужели вы не хотите, чтобы ребята из самого от даленного в области района в город уезжали, где жизнь интересней, где развлече ний больше?». И захотелось приехал к нам, в Захаровну. Мы показали бы ему нашу школу. У этого здания очень интересная история. В годы гражданской войны по нему деникинцы стреля ли, в годы Великой Отече ственной войны здесь был солдатский госпиталь. В комнате, где нынешний де сятый класс занимался, бы ла амбразура, в давние вре мена были заметны пуле- метнь 1 е гнезда. На земле, го оставались следы войны. освобождение. Наши маль чишки й девчонки видели, как их родители залечивали эти раны. На их глазах она постепенно выздоравлива ла. А всякому крепнущему после долгой - тяжелой бо лезни полю нужны забот ливые руки. А еще говорят: то, что трудно досталось, особенно любишь. ров. Девчата изучают рас тениеводство, основы агро номии и агротехнику воз делывания культур, выра щиваемых в колхозе. Содружество школы и хозяйства с каждым годом укрепляется: можно уже смело' говсГрйть о системе. Колхоз дает задание наше му опытному участку. Сей- Родные стены и. р : МАКАРОВ, директор Захаровской средней школы Воловского района 8 сорок третьем году, сразу после освобождения от оккупации, колхоз от дал под школу единствен ное уцелевшее в селе зда ние. Это было мудрое ре шение. Уже в то время, ког да еще гремели бои, кол хоз думал о будущем. А кому его было строить, как ни девчонкам й мальчиш- Прошло много лет. О прошлом напоминают лишь заросшие травой противо- танк?овые рвы. Изменилась Захаровка. Только любовь у людей к родному месту осталась прежней. И ны нешние колхозники — это, конечно, бьшшиё'ученики. Я уже говорил о том, что восемнадцать нынешних выпускников скоро начнут работать в колхозе. Придут туда со свидетельствами механизаторов и растение водов. Вот уже семнадцать лет у нас действуют курсы по подготовке специалистов сельского хозяйства. Маль чишки учатся на трактори стов, шоферов, комбайне- чае, например, проводятся два интересных экспери мента: «Влияние сроков по садки на урожай картофе ля» и «Нормы высева про са». И сами мы задумали любопытный опыт. Попро бовали вырастить капусту безрассадным способом: посеяли семена сразу в почву. Удастся — предло жим колхозу сделать то же Руководители хозяйства советуются с нами о пер спективах развития села. Строили торговый центр, а администрация уже спрашивала учителей, ко го можно послать учить ся на продавцов. Стро или Дом культуры — тоже выбирали из наших ребят будущих культмассовых работников. За счет колхо за одна наша выпускница учится на врача. Сейчас портнихи, повара селу нуж ны. Среди выпускников на шли желающих получить эти профессии. Каждый год мы провожа ем ребят на учебу, и каж дый год бывшие'выпускни ки возвращаются дипломи рованными специалистами, С апреля нынешнего года работает мелиоратором Ва ля Кубарева. Через год по явится еще один мелиора тор с высшим образовани ем—Толя Хохлов. Из ака демии имени Тимирязева, скоро приедет Саша Гур кин, окончивший школу с золотой медалью. Работать Саша' будет экономистом- организатором. Такой спе циальности в колхозе еще не было. Да разве перечис лишь всех? В прошлом году газеты писали о наших выпускни ках, поддержавших пс костромичей; всем классом остались ребята в с Прошел ровно год их рабо ты в колхозе. Хорошо тру дятся! Полюбили односель чане Раю Федотову, поч тальона. Эта работа почет на в селе. Люба Маркеева освоила специальность анализатора молока, к ти, до нее такой профессии в колхозе тоже не было. Сейчас Люба занимается к подготовительных курсах сельснохозяйстванного ститута, куда поехала по правлению хозяйства. Сдал экзамены в строительный техникум Петя Лысов — этого работал комбайне ром. Пришел недавно к парторгу колхоза; хочу, мол, быть прорабом. «Прорабом, так прорабом, — ответил парторг. — Гра мотные строители селу нужны...». Остался без хозяина ком байн Петра, а рядом с ним стоит степной корабль Юры Базыкина, ушедшего слу жить в армию. Но спокойна администрация колхоза, спокойны старые механиза торы; ведь вот-вот придут мальчишки выпуска 1977 года, уже хорошо освоив шие сельскохозяйственные машины, в течение несколь ких лет в самую горячую I пору уборки работавшие наравне со старшими... З Д В , РАВСТВУЙТЕ, где ( Бурлюкин? — А вам какого? —спрашивают. — Федора Анд реевича, .Александра Андрееви ча, Николая Андреевича, Гри гория Андреевича? А, может, Петра Андреевича? Но, оказывается, это не все Бурлюкины. Есть еще Анна, Мария, Валентина. Диспетчер извиняющимся то ном замечает: — Вам бы часов в шесть ут ра к нам прийти, застали бы Петра Андреевича. — Но вряд ли вы смогли бы обстоятельно поговорить, —до бавляет другая девушка. — В семь часов он в мастерской уже б:,1Л. — А потом он срочно в Александровку выехал, — вме шалась третья, — там сегодня насосную станцию пускают. ЗДРАВСТВУЙТЕ, БУЛРЮКИ!Н — А когда же он успеет! по агрегатам проехать? — |Си^ 10 - — Так Петр Андреевич ^ж е был там. 1 — Вы не волнуйтесь, --{ у с покоила меня диснетчёр .1 — Сейчас мы в Ианинское о'ВДе- ление позвоним. Может, *он там? В Нанино сегодня .сено уборочную технику налакила- Но оттуда по рации ДоНес- — Что ж вы на пять минут раньше не позвонили? Уехал он... Позвоните на ферму, со бирался на дойку... ...Раньше всех из детей Бур- люкиных работать начал Фе дор. Дали ему токарный ^ фга- И 0 К. Затем в колхоз прии?ел Александр. Вручили ему гру зовик. Третий, Николай, стал механизатором, четвертый, Петр, поехал в сельскохозяйст венный институт учиться. Сест ра Анна в «Сельхозтехнике» работает. Григорий, как и Александр, шофером стал, Ва лентину в сельскохозяйствен, ную академию послали учить- А теперь хочется загадку за гадать: как вы думаете, сколь ко лет нужно проработать главным инженером,' чтобы пустить коровник, где уже про ведра забыли, ведь есть моло- конровод, чтобы сделать меха низированный ток, чтобы все агрегаты, находящиеся в поле, с правлением и мастерской по рации соединить, чтобы все но вые комбайны и трак'юры са мому опробовать, прежде чем кому-то их вручить, чтобы ма шинный двор с пунктом техни ческого обслуживания начать строить?.. Все .это появилось всего за три года работы Пет ра Андреевича. — Он в школе очень хорошо учился, — рассказывал Нико лай Иванович, преподаватель физики. — Наверное, только уроками и занимался? В ответ опять последовал длинный перечень: Петя бур люкин скот пас, разнорабочим был', прицепщиком работал. И трактористом тоже... ...Вот такой он, Петр Андре евич Бурлюкин. Один из боль шой крестьянской семьи Бур- люкииых. ЗАВОЕВАНО ОКТЯБРЕМ! Сегодня мы рассказываем об одной сельской школе, Но это будет и рассказ о селе, рассказ о колхозе, рассказ р судьбах людей разных поколений, раз ных профессий — хлеборобе, учителе, колхозном инженере, вчерашних и ны нешних выпускниках шкОлы, которые решили остаться жить и работать на родной земле. Это будет рассказ о на шей с вами жизни, потому что в судьбе а и Школы, о которых мы поведем речь, как в капле воды, отразилась судь- . ба страны, судьба народа; полно и ярко воплотилось то, что мы называем с законной гордостью: советский образ жизни. Суть его проста и мудра: чело век должен быть счастлив. Счастлив, ибо законы его Родины, наша советская Конституция дали ему все для творчест ва, для максимального раскрытия егс духовных богатств и возможностей; пра во учиться, право выбрать дело по душе, право трудиться, принбеить пользу Наш рассказ о нынешнем дне Волов- ской средней школы — школы самого отдаленного района области. Но это и рассказ о прошлом, о славном пути старшего поколения, и, конечно же, — о будущем—ведь главные герои сегодняш него номера — комсомольцы, выбираю щие дорогу своей жизни... Р АССКАЗ о 1Тш<о.пае Ге расимовиче Буянове можно начать так: «Вот однажды вышел Ма.дьчиш-Ки- бальчиш на крыльцо. Смотрит он — небо ясное, ветер теп лый, солнце к ночи за Черные горы садится. И все бы хоро шо, да что-то нехороша. Слы шится Мальчишу, будто то ли [абости не мо- Посмотрея^Чоследний раз Коля Буянов ‘на своя Ш 1 мль- ные учебники, -спрятал их по дальше, собрал своих, друзей- мальчишей, и пошли они взрослым помогать. И сказал ему 5 Смирнов: О чем поет поле что-тО гремит, то ли что-то сту чит. Чудится Мальчишу, будто пахнет ветер не цветами е са- 1 дов, не медом с лугов, а пах- т ветер то ли дымом с пожа ров, то ли порохом с разры- . шли мужчины с фашистами драться. Оста'лись женщины, старики' и дети. Казалось, бы ли еще силы, чтобы и посеять I собрать урожай. Ио вот по явился враг в селе. Страшный, беспощадный, он всю деревню разрушил, много бед людям принес.’ А пахать, сеять все равно надо. Взяли старики и женщины сохи, запрягли коров, да пошли в поле. День работа- два работают, а на третигй — Правильно ты поступил... Год проходят, два проходит. Коля Буянов !уже на старе’нь- ' ком тракторе пашет, хлеб пере возит.- Работает он от темной ночи до светлой зари, И ждет- не дождется, когда же войне конец. И вот однажды видит, стоит человек на улице и кри- ,-Д Эй, выходите, люди доб рые! Победили мы нечисть фа шистскую! Стали в село вознращаться солдаты. Отдохнуть бы, да где там, — кругом все разрушено. Поговорить бы, да где там, — хозяйство восстанав.днвйть проходит, два проходит. Г ^ И 1 яются в селе новые ма- шиШ:, которыми хлеб убирать нужно. Кого послать учиться работать на них? Вызвали Ко лю Буянова в правление кол хоза и говорят; Зарекомендовал ты себя трудолюбивым маяьчишом в годину испытаний, поэтому ре шили мы. послать тебя учиться- работать на новой машине, ко торая самоходным комбайном называется. • Возвращается- Николай в свой колхоз, садится на боль шую машину. Опять от светлой зари до темной ночи нет его Однажды приходит газета. В ней портрет; Николай Буянов улыбается. А под портретом— рассказ о том,; как самый боль шой урожай хлеба - в районе собрал этот механик самоход ного комбайна. Гоа проходит, два проходит... Вызывают опять Николая Буя нова- в правление колхоза и говорят; — Показал ты себя отлич-' Еым хлеборобом. Решили -мы н-азначить- тебя боигадиром комплексной бригады. Семь лет прошло, и вот- в газете опять появился портрет Буянова. А под ним рассказ о том, за что награжден брига дир орденом Ленина, Кругом хлеба стоят тяже лые. йтблагодарило поле за за-- боту хлеборобскую: урожай почти по 37 центнеров с гекта ра. И опять газета пишет, опять па ее страницах портрет Буянова, теперь уже с золотой ме.дадыо ВДНХ. А время не стоит: весной ра ботают — сеют, летом работа ют — сорняки полют, осенью работают — урожай убирают. И настал день, из всех, па мятных—самый памятный. Ни колаю Буянову за трудовые подвиги присвоили звание Ге- .роя Социалистического Труда. Был он в ГДР, Венг рии, Чехословакии. О паботе своей та.м рассказывал. Был он во многих городах нашей стра ны, Выступал по телевидению, •радио. Но откладывает все дела, когда- его в школу, на встречу с ребятами приглаша-- ...Шумят колось'я тучные. Плывут по зеленому морю ко рабли-комбайны. , И слуша ют сегодняшние мальчиши пес ню поля. Оно поет им о .чело веке, который-всю жизнь отдал родной земле. И хочется маль чишкам. чтобы и о них поле пе ло, чтобы и на их труд благо дарно откликнулась зе.мля. Чтобы - никогда не смолкала, над-нивой эта вечная песня Е СЛИ приедет но вый человек в За- харовку и спросит, у местных жителей: . ~ Скажите, пожалуйста, где правление колхоза? — ему ответят; — Там, где школа. , — А магазин где? ■— Напротив школы. — А до мастерской далеко ехать? — Да нет. Она в ста метрах от школы будет. Кажется жителям За- харовки, что все люди должны знать, где шко ла расположена. А стоит она в такой густой зелени, что и не отыскать сразу. В селе это место считают луч шим. Хотя зданию шко лы и далеко до Захаров- ских новостроек, по су ти оно — лучшее. Глав ное, С него начинается НЕ с А м Т ОТМЕТОК... ...Нынешний выпуск, з д к ъ по счету тридцать четвертый. Много хоро шистов и отличников. Пятерки — они известно, за что получены, В жур нале даже тема каждого ответа и контрольной работы указана. Но обо всем в классном журна ле не напишешь, и многое ат.меткамн в дневнЕках не оценишь. СЕЛО ОТ ШКОЛЫ НАЧИНАЕТСЯ™ .. До с байнах не стерлись звез дочки, нарисованные еще в прошлом году. Не смыл их снег, не выгоре ли они и от солнца. .Но ярки; они, пожалуй, • не от ,краски, а от того,' что напоминают о труде комбайнеров, которым так старательно помога ли нынешние вьшусив и- Первого .сентября их поздравляли в школе с началом нового учебного года и называли десяти классниками, а на празд нике колхозников — штурвальными. Парторг колхоза Василий Афа насьевич Мосягин так и сказал: если б не ребята, вряд ли мы управились бы’с уборкой. Называя фамилии ре бят, которым уже гото вят направления в инсти туты, техникумы, подби рают сельскохозяйствен ные машины, Василий Афанасьевич в блокнот не заглядывает. Он каж- дога знает и в лицо, и по В его рассказе о ребя тах звучит уважение к людям уже немало ус певшим, многое сделав- . И у меня понемногу исчезла тревога по пово ду того, что не: смогу, -увидеть всех ребят. ,' О них говорят дела... ВЕРНОСТЬ ПАМЯТИ Аккуратной стопочкой- лежат в школе письма, присланные ребятам. Ад реса на конвертах напи саны неровным почеркодг, видно, писал старый че- . «Дорогие ребята! При е х ат ь .9 .Мая не: смогу, болею. И беспокоюсь . я, как же не п,ркду на моги лу; моего Вани. ; Знаю, вы много принесете цве тов в этот день, . только мне хотелось самой.-;. На днях я пришлю цветы, сплетите; пожалуйста, из них венок», Знал ли лейтенант Иван Филин из бывшей 132 стрелковой ди визии, освободившей За- харовку, что это село станет родным для мате ри Агафьи Максимов- Бережно ухаживают за братской могилой школьники. Живет в их сердцах память о тех, кто отстоял их право на счастливую юность. Земля здесь красива. В этой красоте — бес смертие ратного подви га солдат. И в этой кра соте — труд нынешних ребят, которые немногим моложе Ивана Филина. РЯДОМ со СТАРШИМИ Хорошо бы увидеть Николая Чибисова на тракторе, боронующим весеннюю землю," хоро шо бы. увидеть его на конкурсах•пахарей, куда его прсылают вот уже в течение нескольких лет рош'о бы пр.ойти вместе с- Любой Тявкинрй 'до .м а- ; стерской и услышать,' как она говорит" сестре-,- — Я тебе по.могу, лад,- ■И вот пычаг трактора из пук Нади переходит к Любе. И кто знает, мо жет .совсем скоро рядом с трактором Нади Люба поведет свой. ■ ■: -Хороню бы увидеть, как . подъезжает грузо вик к лугу, и его кузов наполняется травой, ко торую накосил Сережа Архипцев. Хорошо бы дневник его показать, где за десятый класс ни одной четверки. ДРУЗЬЯ Вася Андропов и Ва-ня Авдеев живут рядой. Сидели за одной партой. Получали почти одина ковые отметки на уроках. Работали вместе, на од ном поле. Только ком байны у них были, раз ные. Вася работал со своим отцом — Иваном Евтеевичем, Ваня — Иваном Захаровичем. Уезжали в поле вместе, приезжали вместе. ■Придут они сегодня в принарядившуюся честь выпускного вече ра школу, в вальсе девчонками закружатся. .А потом зайдут в класс, посидят на своей парте и подумают не без. грусти: а ведь все это уже в прошлолг. . ■ Ваня посмотрит на Васю и скажет; —- Ну, что загрустил? ■ И улыбнется Вася в — Да нет.,.-; У нас . с тобой на двоих еще це- увидеть-в возможности ; знаете, э т о "тоже рошо. Хорошо, что - не возможно "ИХ застать до ма,.- хороша :ЛОТОЯ.У, что в эти несколько свобйд- иых деньков между!.' эк заменами п выпускным, вечером . у ■каждого:^ Учитель истории Когда Дмитрий Никито вич чем-то недоволен, в классе становится совсем тихо. А он, стараясь не смотреть на провиниршш^. ся ребят, продолжает '^ок . Его ученикам в такие ми нуты больше всего на све те хочется увидеть улыбку Дмитрия НйкиШйча. 1сть люди, перед кото, рыми особенно стыдно за свои проступки. Дмитрий Никитович именно такой' человек. Ребята считают так еще и потому, что то, о чем он рассказывает на уроках истории, пережил он сам, что счастливой сво ей ЖИзнЁю ребята обяза ны и ему, бывшему фрон. Дмитрий Никитович из тех людей, которым ве ришь. Говорит он, что без дружбы не проживешь, — и соглашаешься, говорит, что добрых больше, чем злых, — соглашаешься, го. ворит, что, куда бы не за несла судьба человека, его всегда тянет на родину, — тоже соглашаешься... Родина Дмитрия Никито вича— воловская земля. Один только раз он поки нул ее, когда началась война. И руки, привыкшие к тонкому перу, — уверен, но сжали автомат. Но Дмит рию Никитовичу не терне, лось войти в класс. Только дорога к школе была у него долгой и трудной. Как ждал ок писе.м из родного села! А они все не шли. Дмитрий Никитович знал, почему; на врловской зем ле дважды были враги. Ко вот изгнали фашистов из села, полетелн к сол дату весточки из дому и... не нашли его. ...В одном из беев на Украине он был тяжело ранен. Когда очнулся, не увидел своих. Долгие не дели голода. Незажившие раны... Он смутно помнит день, когда набрел на хату — хозяин ее был связным у партизан. Так попал Дмитрий Ни- китович в отряд. Командо вал им человек, впоеледст- вни ставший Героем Совет ского Союза. Никогда не забудет учитель это весен нее утро. И этого человека с добрыми глазами. Коман дир распорядился накор мить раненого. И преду предил; — Не ешь сразу много- плохо тебе будет, а мед. работников у нас нет. Начались партизанские будни. Опасные разведки, рискованные задания. Двад цать два фашистских по езда пустип под откос пар. тиЗви Дмитрий Селищев. - Трудно сказать, когда больше волновался этот человек; когда первый раз ; взрывал вражеский состав или когда после Победы ехал домой, чтобы прийти в школу и сказать: — Здравствуйте, дети! й ваш новый учитель. Учитель истории. Материалы выпуска подготовила Е. МИТИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz