Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ • 2 ХЛЕБ ЕЛ ЗЕМЛЕ ЛТПОВ РЛСТЛТЬ НЛМ 1 ЛЕНИНЕЦ Я СЧАСТЛИВЫЙ дирек­ тор школы. Не ходится ставить двойки классном журнале, 01 чи- тывать провинившихся уче­ ников. Счастье в другом — в том, что все двадцать пять пет моей работы живу среди выпускников нашей школы, ведь большинство моих ребят работают здесь, в Захаровне, в колхозе еСвобода». Недавно в одном докла­ де мне нужно было на­ звать количество наших вы­ пускников за последние де­ сять лет, оставшихся рабо­ тать в сельском хозяйстве, В документах не пришлось копаться. Пробежал мыс­ ленно по фермам, мастерг ским, полям и насчитал триста двадцать человек! Да еще восемнадцать учатся в институтах и техникумах за счет колхоза, да еще де­ вять человек нынешнего выпуска поедут сдавать эк­ замены, да еще восемнад­ цать сразу после выпускно­ го бала придут в отдел кад­ ров хозяйства... Вот такой получился итог. Многое стоит за ним. Разве обо всем расскажешь? Как-то спросили меня: «Неужели вы не хотите, чтобы ребята из самого от­ даленного в области района в город уезжали, где жизнь интересней, где развлече­ ний больше?». И захотелось приехал к нам, в Захаровну. Мы показали бы ему нашу школу. У этого здания очень интересная история. В годы гражданской войны по нему деникинцы стреля­ ли, в годы Великой Отече­ ственной войны здесь был солдатский госпиталь. В комнате, где нынешний де­ сятый класс занимался, бы­ ла амбразура, в давние вре­ мена были заметны пуле- метнь 1 е гнезда. На земле, го оставались следы войны. освобождение. Наши маль­ чишки й девчонки видели, как их родители залечивали эти раны. На их глазах она постепенно выздоравлива­ ла. А всякому крепнущему после долгой - тяжелой бо­ лезни полю нужны забот­ ливые руки. А еще говорят: то, что трудно досталось, особенно любишь. ров. Девчата изучают рас­ тениеводство, основы агро­ номии и агротехнику воз­ делывания культур, выра­ щиваемых в колхозе. Содружество школы и хозяйства с каждым годом укрепляется: можно уже смело' говсГрйть о системе. Колхоз дает задание наше­ му опытному участку. Сей- Родные стены и. р : МАКАРОВ, директор Захаровской средней школы Воловского района 8 сорок третьем году, сразу после освобождения от оккупации, колхоз от­ дал под школу единствен­ ное уцелевшее в селе зда­ ние. Это было мудрое ре­ шение. Уже в то время, ког­ да еще гремели бои, кол­ хоз думал о будущем. А кому его было строить, как ни девчонкам й мальчиш- Прошло много лет. О прошлом напоминают лишь заросшие травой противо- танк?овые рвы. Изменилась Захаровка. Только любовь у людей к родному месту осталась прежней. И ны­ нешние колхозники — это, конечно, бьшшиё'ученики. Я уже говорил о том, что восемнадцать нынешних выпускников скоро начнут работать в колхозе. Придут туда со свидетельствами механизаторов и растение­ водов. Вот уже семнадцать лет у нас действуют курсы по подготовке специалистов сельского хозяйства. Маль­ чишки учатся на трактори­ стов, шоферов, комбайне- чае, например, проводятся два интересных экспери­ мента: «Влияние сроков по­ садки на урожай картофе­ ля» и «Нормы высева про­ са». И сами мы задумали любопытный опыт. Попро­ бовали вырастить капусту безрассадным способом: посеяли семена сразу в почву. Удастся — предло­ жим колхозу сделать то же Руководители хозяйства советуются с нами о пер­ спективах развития села. Строили торговый центр, а администрация уже спрашивала учителей, ко­ го можно послать учить­ ся на продавцов. Стро­ или Дом культуры — тоже выбирали из наших ребят будущих культмассовых работников. За счет колхо­ за одна наша выпускница учится на врача. Сейчас портнихи, повара селу нуж­ ны. Среди выпускников на­ шли желающих получить эти профессии. Каждый год мы провожа­ ем ребят на учебу, и каж­ дый год бывшие'выпускни­ ки возвращаются дипломи­ рованными специалистами, С апреля нынешнего года работает мелиоратором Ва­ ля Кубарева. Через год по­ явится еще один мелиора­ тор с высшим образовани­ ем—Толя Хохлов. Из ака­ демии имени Тимирязева, скоро приедет Саша Гур­ кин, окончивший школу с золотой медалью. Работать Саша' будет экономистом- организатором. Такой спе­ циальности в колхозе еще не было. Да разве перечис­ лишь всех? В прошлом году газеты писали о наших выпускни­ ках, поддержавших пс костромичей; всем классом остались ребята в с Прошел ровно год их рабо­ ты в колхозе. Хорошо тру­ дятся! Полюбили односель­ чане Раю Федотову, поч­ тальона. Эта работа почет­ на в селе. Люба Маркеева освоила специальность анализатора молока, к ти, до нее такой профессии в колхозе тоже не было. Сейчас Люба занимается к подготовительных курсах сельснохозяйстванного ститута, куда поехала по правлению хозяйства. Сдал экзамены в строительный техникум Петя Лысов — этого работал комбайне­ ром. Пришел недавно к парторгу колхоза; хочу, мол, быть прорабом. «Прорабом, так прорабом, — ответил парторг. — Гра­ мотные строители селу нужны...». Остался без хозяина ком­ байн Петра, а рядом с ним стоит степной корабль Юры Базыкина, ушедшего слу­ жить в армию. Но спокойна администрация колхоза, спокойны старые механиза­ торы; ведь вот-вот придут мальчишки выпуска 1977 года, уже хорошо освоив­ шие сельскохозяйственные машины, в течение несколь­ ких лет в самую горячую I пору уборки работавшие наравне со старшими... З Д В , РАВСТВУЙТЕ, где ( Бурлюкин? — А вам какого? —спрашивают. — Федора Анд­ реевича, .Александра Андрееви­ ча, Николая Андреевича, Гри­ гория Андреевича? А, может, Петра Андреевича? Но, оказывается, это не все Бурлюкины. Есть еще Анна, Мария, Валентина. Диспетчер извиняющимся то­ ном замечает: — Вам бы часов в шесть ут­ ра к нам прийти, застали бы Петра Андреевича. — Но вряд ли вы смогли бы обстоятельно поговорить, —до­ бавляет другая девушка. — В семь часов он в мастерской уже б:,1Л. — А потом он срочно в Александровку выехал, — вме­ шалась третья, — там сегодня насосную станцию пускают. ЗДРАВСТВУЙТЕ, БУЛРЮКИ!Н — А когда же он успеет! по агрегатам проехать? — |Си^ 10 - — Так Петр Андреевич ^ж е был там. 1 — Вы не волнуйтесь, --{ у с ­ покоила меня диснетчёр .1 — Сейчас мы в Ианинское о'ВДе- ление позвоним. Может, *он там? В Нанино сегодня .сено­ уборочную технику налакила- Но оттуда по рации ДоНес- — Что ж вы на пять минут раньше не позвонили? Уехал он... Позвоните на ферму, со­ бирался на дойку... ...Раньше всех из детей Бур- люкиных работать начал Фе­ дор. Дали ему токарный ^ фга- И 0 К. Затем в колхоз прии?ел Александр. Вручили ему гру­ зовик. Третий, Николай, стал механизатором, четвертый, Петр, поехал в сельскохозяйст­ венный институт учиться. Сест­ ра Анна в «Сельхозтехнике» работает. Григорий, как и Александр, шофером стал, Ва­ лентину в сельскохозяйствен, ную академию послали учить- А теперь хочется загадку за­ гадать: как вы думаете, сколь­ ко лет нужно проработать главным инженером,' чтобы пустить коровник, где уже про ведра забыли, ведь есть моло- конровод, чтобы сделать меха­ низированный ток, чтобы все агрегаты, находящиеся в поле, с правлением и мастерской по рации соединить, чтобы все но­ вые комбайны и трак'юры са­ мому опробовать, прежде чем кому-то их вручить, чтобы ма­ шинный двор с пунктом техни­ ческого обслуживания начать строить?.. Все .это появилось всего за три года работы Пет­ ра Андреевича. — Он в школе очень хорошо учился, — рассказывал Нико­ лай Иванович, преподаватель физики. — Наверное, только уроками и занимался? В ответ опять последовал длинный перечень: Петя бур­ люкин скот пас, разнорабочим был', прицепщиком работал. И трактористом тоже... ...Вот такой он, Петр Андре­ евич Бурлюкин. Один из боль­ шой крестьянской семьи Бур- люкииых. ЗАВОЕВАНО ОКТЯБРЕМ! Сегодня мы рассказываем об одной сельской школе, Но это будет и рассказ о селе, рассказ о колхозе, рассказ р судьбах людей разных поколений, раз­ ных профессий — хлеборобе, учителе, колхозном инженере, вчерашних и ны­ нешних выпускниках шкОлы, которые решили остаться жить и работать на родной земле. Это будет рассказ о на­ шей с вами жизни, потому что в судьбе а и Школы, о которых мы поведем речь, как в капле воды, отразилась судь- . ба страны, судьба народа; полно и ярко воплотилось то, что мы называем с законной гордостью: советский образ жизни. Суть его проста и мудра: чело­ век должен быть счастлив. Счастлив, ибо законы его Родины, наша советская Конституция дали ему все для творчест­ ва, для максимального раскрытия егс духовных богатств и возможностей; пра­ во учиться, право выбрать дело по душе, право трудиться, принбеить пользу Наш рассказ о нынешнем дне Волов- ской средней школы — школы самого отдаленного района области. Но это и рассказ о прошлом, о славном пути старшего поколения, и, конечно же, — о будущем—ведь главные герои сегодняш­ него номера — комсомольцы, выбираю­ щие дорогу своей жизни... Р АССКАЗ о 1Тш<о.пае Ге­ расимовиче Буянове можно начать так: «Вот однажды вышел Ма.дьчиш-Ки- бальчиш на крыльцо. Смотрит он — небо ясное, ветер теп­ лый, солнце к ночи за Черные горы садится. И все бы хоро­ шо, да что-то нехороша. Слы­ шится Мальчишу, будто то ли [абости не мо- Посмотрея^Чоследний раз Коля Буянов ‘на своя Ш 1 мль- ные учебники, -спрятал их по­ дальше, собрал своих, друзей- мальчишей, и пошли они взрослым помогать. И сказал ему 5 Смирнов: О чем поет поле что-тО гремит, то ли что-то сту­ чит. Чудится Мальчишу, будто пахнет ветер не цветами е са- 1 дов, не медом с лугов, а пах- т ветер то ли дымом с пожа­ ров, то ли порохом с разры- . шли мужчины с фашистами драться. Оста'лись женщины, старики' и дети. Казалось, бы­ ли еще силы, чтобы и посеять I собрать урожай. Ио вот по­ явился враг в селе. Страшный, беспощадный, он всю деревню разрушил, много бед людям принес.’ А пахать, сеять все равно надо. Взяли старики и женщины сохи, запрягли коров, да пошли в поле. День работа- два работают, а на третигй — Правильно ты поступил... Год проходят, два проходит. Коля Буянов !уже на старе’нь- ' ком тракторе пашет, хлеб пере­ возит.- Работает он от темной ночи до светлой зари, И ждет- не дождется, когда же войне конец. И вот однажды видит, стоит человек на улице и кри- ,-Д Эй, выходите, люди доб­ рые! Победили мы нечисть фа­ шистскую! Стали в село вознращаться солдаты. Отдохнуть бы, да где там, — кругом все разрушено. Поговорить бы, да где там, — хозяйство восстанав.днвйть проходит, два проходит. Г ^ И 1 яются в селе новые ма- шиШ:, которыми хлеб убирать нужно. Кого послать учиться работать на них? Вызвали Ко­ лю Буянова в правление кол­ хоза и говорят; Зарекомендовал ты себя трудолюбивым маяьчишом в годину испытаний, поэтому ре­ шили мы. послать тебя учиться- работать на новой машине, ко­ торая самоходным комбайном называется. • Возвращается- Николай в свой колхоз, садится на боль­ шую машину. Опять от светлой зари до темной ночи нет его Однажды приходит газета. В ней портрет; Николай Буянов улыбается. А под портретом— рассказ о том,; как самый боль­ шой урожай хлеба - в районе собрал этот механик самоход­ ного комбайна. Гоа проходит, два проходит... Вызывают опять Николая Буя­ нова- в правление колхоза и говорят; — Показал ты себя отлич-' Еым хлеборобом. Решили -мы н-азначить- тебя боигадиром комплексной бригады. Семь лет прошло, и вот- в газете опять появился портрет Буянова. А под ним рассказ о том, за что награжден брига­ дир орденом Ленина, Кругом хлеба стоят тяже­ лые. йтблагодарило поле за за-- боту хлеборобскую: урожай почти по 37 центнеров с гекта­ ра. И опять газета пишет, опять па ее страницах портрет Буянова, теперь уже с золотой ме.дадыо ВДНХ. А время не стоит: весной ра­ ботают — сеют, летом работа­ ют — сорняки полют, осенью работают — урожай убирают. И настал день, из всех, па­ мятных—самый памятный. Ни­ колаю Буянову за трудовые подвиги присвоили звание Ге- .роя Социалистического Труда. Был он в ГДР, Венг­ рии, Чехословакии. О паботе своей та.м рассказывал. Был он во многих городах нашей стра­ ны, Выступал по телевидению, •радио. Но откладывает все дела, когда- его в школу, на встречу с ребятами приглаша-- ...Шумят колось'я тучные. Плывут по зеленому морю ко­ рабли-комбайны. , И слуша­ ют сегодняшние мальчиши пес­ ню поля. Оно поет им о .чело­ веке, который-всю жизнь отдал родной земле. И хочется маль­ чишкам. чтобы и о них поле пе­ ло, чтобы и на их труд благо­ дарно откликнулась зе.мля. Чтобы - никогда не смолкала, над-нивой эта вечная песня Е СЛИ приедет но­ вый человек в За- харовку и спросит, у местных жителей: . ~ Скажите, пожалуйста, где правление колхоза? — ему ответят; — Там, где школа. , — А магазин где? ■— Напротив школы. — А до мастерской далеко ехать? — Да нет. Она в ста метрах от школы будет. Кажется жителям За- харовки, что все люди должны знать, где шко­ ла расположена. А стоит она в такой густой зелени, что и не отыскать сразу. В селе это место считают луч­ шим. Хотя зданию шко­ лы и далеко до Захаров- ских новостроек, по су­ ти оно — лучшее. Глав­ ное, С него начинается НЕ с А м Т ОТМЕТОК... ...Нынешний выпуск, з д к ъ по счету тридцать четвертый. Много хоро­ шистов и отличников. Пятерки — они известно, за что получены, В жур­ нале даже тема каждого ответа и контрольной работы указана. Но обо всем в классном журна­ ле не напишешь, и многое ат.меткамн в дневнЕках не оценишь. СЕЛО ОТ ШКОЛЫ НАЧИНАЕТСЯ™ .. До с байнах не стерлись звез­ дочки, нарисованные еще в прошлом году. Не смыл их снег, не выгоре­ ли они и от солнца. .Но ярки; они, пожалуй, • не от ,краски, а от того,' что напоминают о труде комбайнеров, которым так старательно помога­ ли нынешние вьшусив и- Первого .сентября их поздравляли в школе с началом нового учебного года и называли десяти­ классниками, а на празд­ нике колхозников — штурвальными. Парторг колхоза Василий Афа­ насьевич Мосягин так и сказал: если б не ребята, вряд ли мы управились бы’с уборкой. Называя фамилии ре­ бят, которым уже гото­ вят направления в инсти­ туты, техникумы, подби­ рают сельскохозяйствен­ ные машины, Василий Афанасьевич в блокнот не заглядывает. Он каж- дога знает и в лицо, и по В его рассказе о ребя­ тах звучит уважение к людям уже немало ус­ певшим, многое сделав- . И у меня понемногу исчезла тревога по пово­ ду того, что не: смогу, -увидеть всех ребят. ,' О них говорят дела... ВЕРНОСТЬ ПАМЯТИ Аккуратной стопочкой- лежат в школе письма, присланные ребятам. Ад­ реса на конвертах напи­ саны неровным почеркодг, видно, писал старый че- . «Дорогие ребята! При­ е х ат ь .9 .Мая не: смогу, болею. И беспокоюсь . я, как же не п,ркду на моги­ лу; моего Вани. ; Знаю, вы много принесете цве­ тов в этот день, . только мне хотелось самой.-;. На днях я пришлю цветы, сплетите; пожалуйста, из них венок», Знал ли лейтенант Иван Филин из бывшей 132 стрелковой ди­ визии, освободившей За- харовку, что это село станет родным для мате­ ри Агафьи Максимов- Бережно ухаживают за братской могилой школьники. Живет в их сердцах память о тех, кто отстоял их право на счастливую юность. Земля здесь красива. В этой красоте — бес­ смертие ратного подви­ га солдат. И в этой кра­ соте — труд нынешних ребят, которые немногим моложе Ивана Филина. РЯДОМ со СТАРШИМИ Хорошо бы увидеть Николая Чибисова на тракторе, боронующим весеннюю землю," хоро­ шо бы. увидеть его на конкурсах•пахарей, куда его прсылают вот уже в течение нескольких лет рош'о бы пр.ойти вместе с- Любой Тявкинрй 'до .м а- ; стерской и услышать,' как она говорит" сестре-,- — Я тебе по.могу, лад,- ■И вот пычаг трактора из пук Нади переходит к Любе. И кто знает, мо­ жет .совсем скоро рядом с трактором Нади Люба поведет свой. ■ ■: -Хороню бы увидеть, как . подъезжает грузо­ вик к лугу, и его кузов наполняется травой, ко­ торую накосил Сережа Архипцев. Хорошо бы дневник его показать, где за десятый класс ни одной четверки. ДРУЗЬЯ Вася Андропов и Ва-ня Авдеев живут рядой. Сидели за одной партой. Получали почти одина­ ковые отметки на уроках. Работали вместе, на од­ ном поле. Только ком­ байны у них были, раз­ ные. Вася работал со своим отцом — Иваном Евтеевичем, Ваня — Иваном Захаровичем. Уезжали в поле вместе, приезжали вместе. ■Придут они сегодня в принарядившуюся честь выпускного вече­ ра школу, в вальсе девчонками закружатся. .А потом зайдут в класс, посидят на своей парте и подумают не без. грусти: а ведь все это уже в прошлолг. . ■ Ваня посмотрит на Васю и скажет; —- Ну, что загрустил? ■ И улыбнется Вася в — Да нет.,.-; У нас . с тобой на двоих еще це- увидеть-в возможности ; знаете, э т о "тоже рошо. Хорошо, что - не­ возможно "ИХ застать до­ ма,.- хороша :ЛОТОЯ.У, что в эти несколько свобйд- иых деньков между!.' эк­ заменами п выпускным, вечером . у ■каждого:^ Учитель истории Когда Дмитрий Никито­ вич чем-то недоволен, в классе становится совсем тихо. А он, стараясь не смотреть на провиниршш^. ся ребят, продолжает '^ок . Его ученикам в такие ми­ нуты больше всего на све­ те хочется увидеть улыбку Дмитрия НйкиШйча. 1сть люди, перед кото, рыми особенно стыдно за свои проступки. Дмитрий Никитович именно такой' человек. Ребята считают так еще и потому, что то, о чем он рассказывает на уроках истории, пережил он сам, что счастливой сво­ ей ЖИзнЁю ребята обяза­ ны и ему, бывшему фрон. Дмитрий Никитович из тех людей, которым ве­ ришь. Говорит он, что без дружбы не проживешь, — и соглашаешься, говорит, что добрых больше, чем злых, — соглашаешься, го. ворит, что, куда бы не за­ несла судьба человека, его всегда тянет на родину, — тоже соглашаешься... Родина Дмитрия Никито­ вича— воловская земля. Один только раз он поки­ нул ее, когда началась война. И руки, привыкшие к тонкому перу, — уверен, но сжали автомат. Но Дмит­ рию Никитовичу не терне, лось войти в класс. Только дорога к школе была у него долгой и трудной. Как ждал ок писе.м из родного села! А они все не шли. Дмитрий Никитович знал, почему; на врловской зем­ ле дважды были враги. Ко вот изгнали фашистов из села, полетелн к сол­ дату весточки из дому и... не нашли его. ...В одном из беев на Украине он был тяжело ранен. Когда очнулся, не увидел своих. Долгие не­ дели голода. Незажившие раны... Он смутно помнит день, когда набрел на хату — хозяин ее был связным у партизан. Так попал Дмитрий Ни- китович в отряд. Командо­ вал им человек, впоеледст- вни ставший Героем Совет­ ского Союза. Никогда не забудет учитель это весен­ нее утро. И этого человека с добрыми глазами. Коман­ дир распорядился накор­ мить раненого. И преду­ предил; — Не ешь сразу много- плохо тебе будет, а мед. работников у нас нет. Начались партизанские будни. Опасные разведки, рискованные задания. Двад­ цать два фашистских по­ езда пустип под откос пар. тиЗви Дмитрий Селищев. - Трудно сказать, когда больше волновался этот человек; когда первый раз ; взрывал вражеский состав или когда после Победы ехал домой, чтобы прийти в школу и сказать: — Здравствуйте, дети! й ваш новый учитель. Учитель истории. Материалы выпуска подготовила Е. МИТИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz