Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец ф ф Ленинец Как мы уже сообщали, в Липецке состоялся V областной съезд по коммунистическому воспи­ танию учащейся молодежи. Сегодня мы публикуем изложение докладов и некоторых выступлений, прозвучавших с трибу­ ны съезда. Воспитание молодежи— забота всех и каждого! П ЕРЕД КАЖДЫМ советским человеком, перед каждым тру­ довым '«одлективом стоит за­ дача — определить свое акпшпое место в претворении в жизнь реше­ ний XXV съезда КПСС. Стоит она н перед всеми работниками народного образования и обществешюстью об­ ласти, всеми, кто занимается обуче­ нием и восиитанием подрастающего поколения. ■ Коммупистгяесхое воспитание яреднолагает . - постоянное соиершен- ствовапие самой системы образова­ ния, — сказал тов. Г П. Павлрв. — За йоследиие годы в нашей области получила дальнейшее развитие выс­ шая' школа, о чем свидетельствует пример Липецкого политехийческого института, Л ГНИ и Елецкого педаго- ги-ческого. Проведена большая рабо­ та по улучшению качественного со­ става учнге.шй, в особешшсти на селе, преиодавателей и мастеров производственного обучения. Значи­ тельно окрепла учебно-материальная ба.эа школ и других учебных заведе­ ний. В помощь педагогическим кол- леитйвам широко привлекается об­ щественность. Это — бесспорные достижения. Вместе с тем XXV съе.зд КПСС ука­ зал на исобходимоеть дальнейшего совершенствования системы образо­ вания в стране, определил задачи и основные направ.теиия в деятельно- ст-и всех его ступеней. Особо под­ черкивалась необходимость усиления коммунистического воспитаии'я уча­ щейся молодежи. В нашей области, отметил Г. П. Павлов, лсчшие учителя и прсио- давзгели ' педагогических кол­ лективов ноказывают примеры ус- иешного формирования у учащихся коммунисткческих взглядов и убеж­ дений в процессе изучения основ на­ ук, в системе внеклассной воспита­ тельной работы. Школы области, профтехучилища, средние специальные учебные заве­ дения. вузовские коллективы нако­ пили большой опыт по воспитанию учащихся и студентов на славных бо­ евых, революционных и трудорых традициях советского народа, по ин­ тернациональному воспитанию МО- лодежи. Хорошо зарекомендовали такие формы, как поиековые клубы, отряды красных следопытов, походы по местам боевой и революционной славы, историко-краеведческ 1 ге му-, зеи, клубы ииюрнаниоиалыюч р у - жбы, воепно-спортивные игры «Зар­ ница», «Орленок» и клубы «Мужест­ во», «Будущий воин», «Подвиг» и- Все это, безусловно, оказывает по- лож.ительное воздействие на личность м^олодого человека. Но нельзя не за­ мечать и серьезных изъянов, кото­ рые имеют место в ираветяешюм вос­ питании учащихся. Проводимые ме- ронрнятвя не всегда носят политиче­ скую направленность, бывают лише­ ны четких идейно-нравственных уста­ новок. В одной из школ, например, проводился тематический вечер стар­ шеклассников; «Комсомол, прошел ты путь немалый». Па него были приглашены комсомольцы сороко­ вых годов Органи,зован вечер был хорошо, ,но превратился он в конкурс на лучшее исполнение комсомольских песен, то есть попросту носил увесе­ лительный характер. И,м*вио недостатками идейно-поли­ тического воспитаиия , объясняется тот факт, что некоторые учащиеся .и студенты проявляют политическую не.зреяость, имеют превратное пред­ ставление о нашей советской дейст­ вительности, становятся жертвой бупжуазной пропаганды. Коммунистическая мораль выра­ ботала свои требования к человеку, которые заключены в Кодексе стро­ ителя коммунизма. К сожалению, эяаине моральных принципов не веег.да сочетается с и.ч выполиеннем. Некоторая -часть учащейся млодежи допускает отклонения от установлен­ ных в нашем обществе нравственных норм, совершает правонарушения и преступления. У пас в области немало детей и подростков за. 1 срживаегся в иегрез- пом состочинн. Органы пн\тпснних ^ дел. направили около двухсот матерн- ' алов в комиссии исполкомов по де- ■ лам несовершегшолетиих. Е е » случаи .распития спиртных на­ питков в студенческих общежитиях, общественных местах. Это настоя­ тельно требует усиления .антиалко­ гольной првиаганды среди родителей н учащихся. Нужно добиться, чтобы молбдые люди -во -всем следокаяи ириицишм коммунистической морали. ДЛя этого должны быть использованы все сред­ ства; от воспитания сознательной убежденности до прямого принужде­ ния выполнять установлеиные в на­ шем обществе социалистические' нормы нравотвеииости. Очевидно, целесообразным будет ввести в школах и ряде других учеб­ ных заведений факультативное обу­ чение марксистско-ленинской этике. Необ.ходимо чаще цроводить е уча­ щимися и студентами диспуты, вече­ ра по этическим вопросам, конкурсы и смотры по творчеству, домоводст­ ву, правилам хорошего тона с тем, чтобы лучше прививать молодежи на­ выки культуры иоведення в семье и общественных местах. Больюуюролъ в этом ошошении призваны сыграть просмотр и обсуждение кинофиль­ мов, спектаклей на морально-этиче­ ские темы с учетом возрастных осо­ бенностей. Ва-жнейишм срс.дством нравствен­ ного воспитают, сказал далее тов. Г. П. Павлов, является- труд. Надо нячггаать с воститаню! добросрйеет-, кого отношения к учебному труду, как иервешпему долгу цодраста|Ш.не-. го гражданнна перед общееч»ом:;..Нас не могут удовлетворить результаты, работы многих учебных заведений, качество зна.н.»й учащ.нхся н студен­ тов. Нельзя объясни» это только тем, что ОШ 1 длительное время нах©-, . дились 1 Ш сельскохозяйственных ра­ ботах. Во многих учебных заведени­ ях, особенно системы профеесмо- нально-техн.нческого обра.зования, кет должной борьбы за носеща-е- За последние годы школа, действи­ тельно, еделала значительный шаг » своем развития как трудовая н поли- техшмеская. Педзгогдаеекие коллек­ тивы областя с помощью предврая- тпй, колхозов, СОВХО.ЗОЯ проделаля ис,малую работу по созданию матери­ альной базы и оррвнюации производ- ственного обучения, .по прийлечению учащихся к общественно полезному труду. В школах введены факульта­ тивы гго изучепню аитомобиля, трак­ тора, сельхозмашин, основ агротех­ ники и жшимноволства. За пршиед- ш»е пять лет ирофессиям шофера и тракторпста обучено- бо.чее двеиад- цати тысяч выпускников, из них только внынешнем году — 3335. Педагогические коллективы уде­ ляют внимание профессиональной ориентации учащихся, знакомят их с современным - производством на предприятиях и в сельском .хозяйст­ ве, проводят встречи с передовиками Испытанной формо-й приобщения учащихся к общественно полезному труду, профессиональной ориентации стали ученические производствеиные бригады, трудовые отряды старше­ классников, лагеря труда и отдыха. В районах прошли слеты старше­ классников, на которых было обсуж­ дено письмо тов. л. И. Брежнева к выпускникам костромских школ, изъявившим желание остаться рабо­ тать нагеле. Одними т первых почин костромских ровесгшкрв поддержали вьшускиикп Захаровской средней школы Волопского района, решившие всем классом остаться работать в родном.колхозе. Многие из них ус­ пешно трудятся механизаторами, жи- вотноводамн, полеводами, трое по направлению- колхоза учатся в сель- скохозяйс)венных учебных .зявелепи- Вссто' в прошлом году 2406 вы­ пускников сельских школ связали свою трудовую жизнь с сельским хо­ зяйством, из ИЯХ — более 1406 оета- 'лись работать в колхозах и совхозах, а остальные поступили учиться еельекохо,зяйственные вузы н техни­ кумы, сельские профтехучилища. В конце и-рошлого года состоялся обла­ стной слет выпускников- шкод, кото­ рые остались работать в родных хо­ зяйствах. По это лишь первые шаги в той работе, которую предстоит про- ском районе и то очень медяенны- ■вести на местах- по за-креиленмю яо- ми темпами. Необходимо актив- лодежи па селе. нее решать вопросы создавия иодоб- Для этого необходимо создать го- ™х профцентров в городах Ельце, раздо лучшие ус-товия для трудового Данкове,. Грязи, Уемайн, Лебедяни, обучения и воспитания учащихся. Чаплыгине. Каждая -школа должна иметь хоро- Однако, отметил докладчик, отво- шо оборудованный кабинет, машино- ДЯ .школе и другим учебным заведени- недеиия, учебные мастерские по дере- ям ведущую роль в идеино-вравст- ву я -металлу, нужнее количество ав- веииом воспитании молодого поколе- то«обилей и других сеяьскохозяйст- кия, нельзя решение этой задачи воз- венньгх машин для пронзводегвеино- лагать только^ на педагогические кол- го обучения, земельный участок. лективы. В . области сложились т т е - Далека еще от совершенства дея- ресные формы совместной работы тельиветь уче-ишюских произ'водст- школы, семьи и обществениости ио венных бригад. Во многих бригадах ввси.нт.а. 1 шю учащейся молодежи, отсутствует систематяческая утеба Довольно широкое рвепроетра-не- ребят, не выполняется полный цикл ние получили советы содействия ое- агротехнических мероприятий, не мье и школе, создаваемые на иро- виедряются элементы хо.зяйстаен- мышленных предприятиях, стройках, иого расчета, учащиеся чаще всего .а колхозах, совхозах, учреждениях, ишаиьэуютея как подсобная сила, вря сеяьстегах. Серьезного совершенствования тре- ц Липецке. Ельце, Грязях, Данко- бует работа по профессиональной де положительно зарекомендовали врвеитацяи. В ряде школ ока ироде- себя советы микрорайонов школ, дитея без всякой системы и недоста- Большую помощь школе и родителям точно квалифицированно, без -учета ^ работе е детьми по месту житель- теоретнческой, моральной и физиче- ства, в 'воспитанин подростков оказы- скей шдготовлеиностн учащихся " той или иной ярофеосии. М ОРАЛЬ, которой мы руководствуемся,— сплав беззаветной преданности идеалам комму­ низма и высокой ?]^вжданст- венности, любви к своей соци- а л и с т и ^ к о й Родина.^ и , брат- ской солидарности с «рубящи­ мися всех стран, коллективиз­ ма и непримиримости к нару­ шениям общественного долга», Приведя эти слова Л. И. Брежнева, докладчик Н. Н. Кузьмин подробно осветил ряд теоретических положений марксистско-ленинской этики, раскрыл классовую сущность коммунистической морали и место, которое она занимает в борьбе двух идеологий на современном этапе. Анализи­ руя ленинские принципы нравственности, он подчерк­ нул, что социализм создает благоприятные условия для формирования высоконравст­ венных людей, обеспечивает реальные возможности для воспитания нового человека, «гармонически сочетающего в себе духовное богатство, м о­ ральную чистоту и физическое совершенство». Особое внимание доклад­ чик уделил воспитанию м оло­ дого советского человека на примере жизни и деятельно­ сти В. И. Ленина. Среди тех, кто оказывает огромное влия­ ние на формирование нрав­ ственного идеала у молоде­ жи, в одном ряду стоят сорат­ ники Ильича, видные револю ­ ционеры, борцы за свободу и независимость Родины и со­ временники, в том числе наши знатные земляки-липчане, ге­ рои труда. Трудно переоценить воз­ действие на духовный мир подростка его родителей, учи­ телей. Настоящими наставни­ ками своих питомцев стали, например, учителя Н. 7. и Е. П, Тишеновы из Талицкой средней школы Добринского района, люди творческие, ак­ тивные, ищущие. Воспитание имеет целью своей реализацию знаний и убеждений личности в е е по­ ступках и делах. В этом, и только в этом случае можно считать, что нравственные принципы и нормы действи­ тельно стали органической ча­ стью духовного мира челове­ ка, а следование им — внут­ ренней потребностью. К со­ жалению, мы еще не достигли повсеместно такого уровня обучения и воспитания, кото­ рого требуют от нас решения XXV съезда КПСС. Нельзя ми­ риться с тем, что среди части молодежи имеют место право­ нарушения, у некоторых юно­ шей и девушек еще низка нравственная культура, отсут­ ствует верное представление о подлинных ценностях и радо­ стях жизни. По ленинским заветам Изложение доклада Н. Н. КУЗЬМИНА, профессора Липецкого педагогического инсгигута Устранение этих недостатков, дальнейшее совершенствова­ ние воспитательного процес­ са должно вестись под знаком комплексного подхода к делу воспитания. Именно такой под­ ход конкретизирует в нынеш­ них условиях -важнейшую ле­ нинскую мысль: «Надо, чтобы все дело воспитания, образо ­ вания и учения современной молодежи было воспитанием « ней коммунистической мора- Докладчик обстоятельно рас­ смотрел задачи формирования марксистско-ленинского миро ­ воззрения. Разумеется, особая роль в этом отводится истории и обществоведению. Оратор упомянул ряд лучших препо­ давателей общественных дис­ циплин, чье мастерство спо­ собствует претворению знаний школьников, учащихся ПТУ, техникумов в глубокие и твер­ дью убеждения. Вместе с тем нет такого предмета в школьной програм­ ме, который бы не влиял на идейно-крввственные взгляды учащихся. Это убедительно д е ­ монстрируют своей практикой, например, преподаватель рус­ ского языка и литературы из Чамлык-Никольской вось­ милетней шк(#пы Добринского района М. Б. Попова, многие другие учителя. Далее Н. Н. Кузьмин остано­ вился на органично входящих в единый учебно-воспитатель­ ный процесс формах внекласс­ ной работы. Во многих школах области успешно "функциони­ руют ленинские музеи, ленин­ ские залы, ленинские комнаты. Такой зал есть, в частности, в Липецкой школе № 55. Откры­ ты в ней также комсомольский и пионерский залы, созданные самими ребятами. Эти музеи и комнаты становятся подчас центрами идейно-патриотиче­ ского воспитания детей. Ученик должен чувствовать себя хозяином в школе, полно­ стью отвечать за себя, за свой коллектив. Это — наиболее . плодотворный путь. Примером может служить Липецкая шко­ ла № 24, где еще три года на­ зад было много правонаруше­ ний, страдала дисциплина. Сет- годня эта ш к о л а ---- одна из лучших. В чем секрет? В тес­ ном контакте педагогов и ше­ фов—заводов ЖБИ-2 и пуско­ вых двигателей, у^лелая о р г в - . низация самоуправления уча­ щихся, поддержка инициативы ребят, внимание к их се- 'мьям, совершенствование вне­ классной работы. Ныне в шко­ ле в самоуправлении участву­ ет 76 процентов ребят (а в 1975 эта цифра составляла все­ го 22 процента). То есть д ея ­ тельность педагогического кол­ лектива вышла далеко за рам­ ки организации обучения и отдыха, речь идет уже об ор ­ ганизации жизни детей в це­ лом, когда идейно-нравствен­ ное, умственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание ведется в комплек- Докладчик рассмотрел так­ же возможности и задачи по­ литических клубов, отрядов красных следопытов. Го­ воря о последних, он высоко ■оценил опыт Елецкой школы- интерната № 1, где созданным семь пет назад отрядом руко­ водит педагог С. П. Тюленев. 26 его воспитанников прошли по пути 148-й Краснознамен­ ной ордена Суворова Черни­ говской стрелковой дивизии от Ельца до Праги. Благодаря поиску установлены имена 150 ветеранов дивизии, со многими из них налажена переписка. Активная следопытсиая дея- тельноси оказывает большое воспитательное воздействие на ребят, прививая им благо­ родное чувство сопричастно­ сти подвигам отцов, патрио­ тизм, сознание гражданского И еще об одном ценном опыте упомянуто в докладе; Верхне-Колыбельская школа, ученическая бригада. Здесь весьма успешно претворяет­ ся на практике принцип нравст­ венного воспитания чер ез тру­ довое. Причем, делается это в тесном контакте с сельским Советом, правлением колхоза, парткомом, местными специа­ листами. Подобная же работа ведется и в ряде других школ, скажем, в Новодеревенской средней школе Липецкого рай ­ она.. И не случайно в колхозе «Красный колос», на террито­ рии которого она находится, 60 процентов рабочих — м оло­ дежь, из них 50 процентов— люди со средним образовани­ ем. Этот опыт также требует повсеместного распростране­ ния и всестороннего развития. Эффективность и качество воспитательной работы. Гово­ ря о ней, докладчик в заклю­ чение подчеркнул, что в обла ­ сти . воспитания но должно быть брака, что успех зависит от совместных усилий п едаго­ гов, родителей, общественно- эачастую 1 ЮСЙТ характер профессиональной информации. Уголки ио црофориентв- щш, в основиогм, содержат фотомате­ риалы, сведения о том, где можно ио- .пучить ту пли ИНУЮпрофессию, объ­ явления,'куда пойти учиться итоль- Один из недостатков работы по профессиональной ориенташш состо­ ит в том, что многие педагогические кОллектнаы ее результаты оцепява- ют, прежде всего, по числу выпуск­ ников, поступивших в вузы. Но_>едь' в высшие учебные заведения поступа­ ет незначительная часть молодых дад- дей. Большая часть идет веяосредст- вешю на ггроизнодство. Современный уровень промышленности, строн- ’тельства, сельского хозяйства требу­ ет все больше и больше людей с вы­ соким общеобразовательным уров- Следует учитывать также и то об­ стоятельство, что* в стряяе . обостря­ ется положение с трудовыми регуп- сами, а чем говорил товарищ Л. И Брежнев в своей речи на .октябрь­ ском (197Г> г) Плену,мс ЦК КПСС. Поэтому средняя школа должна ори- •• . упрдйлвиим^-аетские комнаты мжли- ческие училища, где они иолучат.ра- бвя.ую професеию, или кепосредствещ Продолжает развиваться и углуб- но в сферу производства. ляться связь школ, профтехучилищ с Совершенно правильно поступают, производетвенными ■ коллектива-ми. к ярямеру, многие педагогические Да смену односторонней, эпиэоди-' коллектггвы, руководители и общест- цесиой помощ» со сторони ироизвод- венные -организации хозяйств Усман- ственного каллектива приходит под- ского района, которые совместными дцниое содружество. Наглядным усиляями вели в течение учебного го- примером является совместная дея- да работу ео старшеклассняками по тельность средней школы Я» 24 г. Ли- ■выбору профессий, нужных колхо- пецка н ироизводствеипьи коллекти- зам и совхозам, по обучешпо этим вод заводов ЖБИ-2 и пусковых дви- профессиям. В начале мая в Уемаин гателей. состоялось районное совещание вы- ^ пускников, которые решили по окон- Постоянно развивается связь Но-, чашш школы остаться -трудиться в волипецкого металлургического за- родных хозяйствах или - приобрести вода, его цеховых коллективов с под- шецпальности. необходимые для на- шефными школами а также проф- родного хозяйства района. техучилищамп № 10 и № 27. Подоб- В Долгоруковском и Добрннском «Ь 1 й опыт заслуживает самого шире районах некоторые школы и хоэяйст- «^го распространения, ва активизировали работу по обуче- Докладчик подробно останоеи.тся иию девушеК-старшекласскни меха- на ,роли семья .в явспитании. детей :И ни.заторскм специальностям. Это подростков. начинание до.лжно быть широко под- Залог успеха воспитательной рабо- держаио и распространено обкомам ^оюзе школы, семьи ВЛКСМ, уиравлен-ием сельского хо- „ общественности. Одиако координи- зяйства. Необ.ходимо больше во- да{п-ром должна быть шно- влекать девушек в сельские профтех- профтехучилище, техникум. Толь- училища Д.ЧЯ -обучешш дахаиизатор- цедагогичесжин коллектив учеб- сквм специальностям. ааведення, который имеет еие- 1В городах следует усидеть работу цшльно подготоялевиые .кадры, ио пропаганде рабочих дрофессий сможет обеснечить как целенанраа- среди учащейся молодежи. О ,иеко- лешость ироцесса восиитания- в своих торых специальностях, о потребно- стена.х, в микрорайоне, в оеишх, на стях в них цромышленных предприя- шефствующих дредпрмтнях, так и тий области школьники не имеют пи- прамльвое методическое руковолст- какого представления-. Не пользуются .до совмеетным-и действиями. Вся популярностью у выпускников город- эта работа должна строиться на т - ских школ строительные специально- цове комплексного подхода в- воспи- стй. Поэтому профтехучилища строи- ташш учащейся молодежи, тельного профиля комплектуются за счет молодежи из села, где и так не В заключение доклада тов. Г, ,П, хватает рабочей силы. Павлов призвал общественность об- В пропаганде рабочих профессий ласти активно включиться в движе- большую ро.чь призваны сыграть нне по коммунистическому воспита- межшкольнъге профцентры. Но даль- ншо учащейся молодежи под девк- ше разговоров об их создании дело эом; «Воспитание подрастающего не идет. В городе Липецке строится ноколеиия ~ дело всей общественно- пока один такой профцентр в Совет- сти, дело каждого». щ с т о в ш я ш с с о м . . . в. в. ИСАЕВ, директор Пипециого завода ЖБК-2 Большая дружба связывает наш ;работают завод с липецкой средней школой № 24. Мы хорошо понимаем, что не­ обходимо всемерно укреплять ее материальную базу и принимаем ак­ тивное участие в этом. Но контакты школы и производства следует понимать гораздо шире. Завод НСБИ-2 и средняя школа № 24 организовали круглогодичную работу старшеклассников в цехах завода. Ш к о л ь н и к и и з - готевливают промышленную продукцию: оконные и д вер ­ ные блоки, кормушки для скота. электроце-хе, в завод ­ ской лаборатории. И, несмотря на то, что заработную плату они не по­ лучают, у .старшеклассников появи­ лась заинтересованность -в производ­ ственном труде, чувство -ответствен­ ности за порученное депо. Мнение самих ребят единодушно: на уроках труда в школьных мастерских они мало что успевают сделать и оста­ ются всего лишь учениками, а на за­ воде они чувствуют себя рабочими, самостоятельными людьми, выпол­ няющими важное государственное ЕСЛИ Л Л Ш Й И ЯЛА... П. в. ПОДЗОРОВ, столяр Трубетчинского ремстрой управления ...У нас с супругой поп-мят маяьшгей. Девочки иое взаимопонимание стирают и гладят белье, — наши дети не слышат мальчики пилят и колют ссор, они видят заботли- дрова , ухаживают за вое отношение друг к животными. другу, постоянное Мы стремимся к тому, стремление трудиться, чтобы старшие дети во Дети чутко упавливают всем были примером все это. для младших: они лри- С раннего детства на- вивают мм любовь к кни- ши ребята занимаются ге, учат, как вести себя самообслуживанием. В в школе, на улице, дома, вемье все_ имеют свои как .выполнять ту или обяЙ1НтЯЙ?!1!^74т1^дшие иную работу, убирают свои игрушки, О предстоящих делах, вытирают пыль с мебе- о поведении того или пи, поливают цветы, кор- другого ч.чена семьи, об мят птицу. Кто побольше учебе мы всегда гово- — мают полы, посуду, а рим на семейном сове- самые старшие доят ко- те. Не все, конечко, идет реву, готовят обед , кор- просто и легко. Однаж- Добровскего района ды вернулась мать с ро ­ дительского собрания расстроенной: хуже стал учиться Володя, ученик 9-го класса. Старший сын Александр подошел к матери и сказал, что Вовку мы не упустим чтебы ока не волнова­ лась. Саи« продумал все. На следующий день сел рядом с ним и про­ следил до конца, как Во­ лодя выполняет домаш ­ ние задания. Между б р а ­ тьями состоялся свой мирный, ко принципи­ альный разговор . Ре­ зультаты не замедлили сказаться. Володя подтя­ нулся в учебе. О ДНА из главных за ­ дач школы — борьба за глубокие и проч­ ные знания. Сейчас уж е ма­ ло учить хорошо; надо учить по-новому. И в совме­ стном поиске рядом с педа­ гогами должны быть школьники. Чтобы увлечь каждого процессом обуче­ ния, нужно активизцровать пионерскую и комсомоль­ скую организации. Порой у нас получается так, что нерадивого ученика ругают директор, завуч, учителя, а товарищи по учебе остают­ ся в стороне. Известно, взрослым де­ лают человека не годы и даже не знания— взрослым делают его заботы, ответ­ ственность. А за что реаль­ но отвечают наши школьни­ ки, если даж е за их двойки и плохое поведение упреки .выслушивают родители? Се 1 ^одия нас беспокоит бо.тьшое число двоечников. А ведь в шиолах Липецка, Усмани накоплен хороший опыт; на помощь слабым ученикам приходят кон­ сультанты, те, кто может помочь в учебе. Выборы консультантов, ковые фор­ мы урока, когда ребята ре­ цензируют работу товари­ ща, общественный смотр знаний — все это положи­ тельно сказывается на ус­ певаемости. И хотелось бы, чтобы такой опыт получил •распространение. Заканчивая школу, вы­ пускник готовит себя к от- ветственнону решению — выбооу будущей профес­ сии. И, конечно же, опреде- ЛЯС.ТСЯ этот выбор не од­ ним днем. Среди нравствен­ ных уроков, которые полу­ чает ученик в стенах шко­ лы, отношение к труду з а ­ нимает особое место. Удачной формой соеди­ нения обучения с произво­ дительным трудом стали ученические производст- В ответе заюнуюсмену П. Т. ГОРЛОВ, первый секретарь обкома ВЛКСМ венные бригады. Однако в В выборе молодыми сель- вопросах трудового восии- чанами жизненного пути, в тания и профессиональной их профессиональной ори- ориентации все еще остают- ентации роль школы невоз- ся серьезные пробелы. Д а, можно переоценить. Ко- ученические производст- нечно, нельзя требовать, венные бригады развивают чтобы сельская школа ори- у, ребят навыки хозяйствен- ентировала учащихся толь- -ной самостоятельности, ко на работу в сельском Простое же включение в хозяйстве. Но воспитывать труд без глубокой кропот- уважение и любовь к труду .ливой воспитательной ра- хлеборобов она должна боты не может дать желае- обязательно, подчиняя это- мого результата. Поэтому му всю учсбио-воснитатель- вызывает законную тревогу ную деятельность. Причем, то обстоятельство, что, не- проводить ее следует с ши- смотря на хорошую поста- роким привлечением об­ новку дел в ученических ществениых организации, бригадах, многие старше- руководителей и снециали- к.дассники пренебрежитель- стов хозяйств, родителей, но относятся к сельскохв- Особое место в трудовом эяйственному труду. воспитании подростков за- В чем причина? Некото- нимает техническое твор- рые хозяйственные руково- чество. Многое умеют де­ лители считают, что, дав лать, многому учатся юные школе трактор или ком- мастера, бани, они тем самым авто- Но... зайдите в наши мятически закрепили моло- станции юных техников, За- дежь на селе. Это называ- частую это тесные, неудоб- ется профориентация «ва ные для работы помеще- холостом ходу». ния; Вот и приходится ребя- А вот такой пример; вы- там из года в год масте- пускники Кривополянекюй рить лишь самолетики д а школы Чаплыгинского рай- змеи. А ведь сегодняшним она на представителя сов- школьник должен занимать- хоза смотрели с особым ин- ся более серьезным изобрс- тересом и... настороженно- тательством. стБЮ. Объяснялось все Может, «выручат» Дома очень просто. Не баловали пионеров? Увы, ^галеко не их руководители хозяйст- всегда. В Тербунском раи- ва десять лет такими ветре- оне новый Дом пионеров не чами, И можно ли ожидать, отапливается, в Задонском что ребята здесь всерьез от- — не работает водопровод, несутся к призывам освоить правобережный Дом пио- профессию хлебороба, ос- неров расположен в мало таться работать на селе? приспособ.тениом для ре­ бят помещении. Это — тоже проблема. Нужно сделать максимум для того, чтобы у юных умельцев было больше воз­ можностей для занятий лю­ бимым делом. Красота нравственных ценностей нашего общест­ ва становится истинным бо­ гатством души ребенка лишь тогда, когда ее рево­ люционный смысл раскры­ вается на ярких, волную­ щих умы и сердца приме­ рах. Учат слова, но увлека­ ют примеры. Мы знаем, как велика воспитательная сила поло­ жительного примера. Но не имеем права закрывать гла­ за и на то, что еще не все наши дети могут противо­ стоять примеру отрица­ тельному. Нам необходимо более решительно вести борьбу с антиобщественны­ ми явлениями среди подро­ стков. Однако комитеты комсомола не всегда прояв­ ляют непримиримость к ху­ лиганству, нетерпимость к разгильдяям, борьбу с пра­ вонарушениями среди под­ ростков нередко ведут в от­ рыве от других обществен­ ных организаций и учреж­ дений. И как часто подростки без нас находят занятия, которые приводят не в кружки и клубы, а в дет­ ские комнаты милиции, а то и на скамью подсуди­ мых. Поэтому мьг должны максимально использо­ вать имеющуюся матери­ альную базу для работы с детьми и подростками по месту жительства, и осо­ бенно сейчас, в каиикулы. ...Очень ответственное это дело — растить наших ребят настоящими граж да ­ нами Страны Советов. Д е ­ ло, про которое нельзя ска ­ зать, что мы его заверши­ ли. Это дело — на всю Ж Д Я Р Е 5 Л Т НЛ С т И О И Е . . . о. А. ПОЛЬШИН, председатель комитета профсоюза Лебедянского машииостроительиого завода Большее гвииманне общественные тренеров, работающих на обп^ст.веи- оргаии-защш завода и педагогический ных началах. При нашем клубе име- коллектйв школы уделяют органиэа- ется детский сектор, в ветором во- ции досуга учащейся молодежи, семь кружков художественной само- всегда ждут ребят заводской клуб, деятельноста с общим числом участ- библнотека, стадион, спортивный зал, ников 200 учащихся. Оц^и принимают епщутивные площадки. Завком проф- активное участие в районных и об- сою;уа, комитет ВЛКСМ постоянно ластиых смотрах художсствешюн направляют в школу для оргакнза- самодеятелышети. Неоднократно .за- цнв отдыха детей руководителей.ху- явмали призовые места, награнща- дожествениой самодеятельности, лись дипло.мами, Так, ваши «Ложка- ,ри» на областном смотре детских секторов были награждены дипло­ мом II степени. Танцевальный кол­ лектив был также отмечен па район­ ном иобластпом смотрах дипломом II степени. Юные хоккеисты школы че­ тыре года подряд становятся чемпио­ нами области в соревновании ва приз «Золотая шайба», дважды уча­ ствовали во Бсесою.аиых соревпова- ииях по хоккею и в этом голу отстаи­ вали честь ЛипецкоГ: области, эавае- вав бронзовые медали...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz