Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)
Ленинец ф ф Ленинец Как мы уже сообщали, в Липецке состоялся V областной съезд по коммунистическому воспи танию учащейся молодежи. Сегодня мы публикуем изложение докладов и некоторых выступлений, прозвучавших с трибу ны съезда. Воспитание молодежи— забота всех и каждого! П ЕРЕД КАЖДЫМ советским человеком, перед каждым тру довым '«одлективом стоит за дача — определить свое акпшпое место в претворении в жизнь реше ний XXV съезда КПСС. Стоит она н перед всеми работниками народного образования и обществешюстью об ласти, всеми, кто занимается обуче нием и восиитанием подрастающего поколения. ■ Коммупистгяесхое воспитание яреднолагает . - постоянное соиершен- ствовапие самой системы образова ния, — сказал тов. Г П. Павлрв. — За йоследиие годы в нашей области получила дальнейшее развитие выс шая' школа, о чем свидетельствует пример Липецкого политехийческого института, Л ГНИ и Елецкого педаго- ги-ческого. Проведена большая рабо та по улучшению качественного со става учнге.шй, в особешшсти на селе, преиодавателей и мастеров производственного обучения. Значи тельно окрепла учебно-материальная ба.эа школ и других учебных заведе ний. В помощь педагогическим кол- леитйвам широко привлекается об щественность. Это — бесспорные достижения. Вместе с тем XXV съе.зд КПСС ука зал на исобходимоеть дальнейшего совершенствования системы образо вания в стране, определил задачи и основные направ.теиия в деятельно- ст-и всех его ступеней. Особо под черкивалась необходимость усиления коммунистического воспитаии'я уча щейся молодежи. В нашей области, отметил Г. П. Павлов, лсчшие учителя и прсио- давзгели ' педагогических кол лективов ноказывают примеры ус- иешного формирования у учащихся коммунисткческих взглядов и убеж дений в процессе изучения основ на ук, в системе внеклассной воспита тельной работы. Школы области, профтехучилища, средние специальные учебные заве дения. вузовские коллективы нако пили большой опыт по воспитанию учащихся и студентов на славных бо евых, революционных и трудорых традициях советского народа, по ин тернациональному воспитанию МО- лодежи. Хорошо зарекомендовали такие формы, как поиековые клубы, отряды красных следопытов, походы по местам боевой и революционной славы, историко-краеведческ 1 ге му-, зеи, клубы ииюрнаниоиалыюч р у - жбы, воепно-спортивные игры «Зар ница», «Орленок» и клубы «Мужест во», «Будущий воин», «Подвиг» и- Все это, безусловно, оказывает по- лож.ительное воздействие на личность м^олодого человека. Но нельзя не за мечать и серьезных изъянов, кото рые имеют место в ираветяешюм вос питании учащихся. Проводимые ме- ронрнятвя не всегда носят политиче скую направленность, бывают лише ны четких идейно-нравственных уста новок. В одной из школ, например, проводился тематический вечер стар шеклассников; «Комсомол, прошел ты путь немалый». Па него были приглашены комсомольцы сороко вых годов Органи,зован вечер был хорошо, ,но превратился он в конкурс на лучшее исполнение комсомольских песен, то есть попросту носил увесе лительный характер. И,м*вио недостатками идейно-поли тического воспитаиия , объясняется тот факт, что некоторые учащиеся .и студенты проявляют политическую не.зреяость, имеют превратное пред ставление о нашей советской дейст вительности, становятся жертвой бупжуазной пропаганды. Коммунистическая мораль выра ботала свои требования к человеку, которые заключены в Кодексе стро ителя коммунизма. К сожалению, эяаине моральных принципов не веег.да сочетается с и.ч выполиеннем. Некоторая -часть учащейся млодежи допускает отклонения от установлен ных в нашем обществе нравственных норм, совершает правонарушения и преступления. У пас в области немало детей и подростков за. 1 срживаегся в иегрез- пом состочинн. Органы пн\тпснних ^ дел. направили около двухсот матерн- ' алов в комиссии исполкомов по де- ■ лам несовершегшолетиих. Е е » случаи .распития спиртных на питков в студенческих общежитиях, общественных местах. Это настоя тельно требует усиления .антиалко гольной првиаганды среди родителей н учащихся. Нужно добиться, чтобы молбдые люди -во -всем следокаяи ириицишм коммунистической морали. ДЛя этого должны быть использованы все сред ства; от воспитания сознательной убежденности до прямого принужде ния выполнять установлеиные в на шем обществе социалистические' нормы нравотвеииости. Очевидно, целесообразным будет ввести в школах и ряде других учеб ных заведений факультативное обу чение марксистско-ленинской этике. Необ.ходимо чаще цроводить е уча щимися и студентами диспуты, вече ра по этическим вопросам, конкурсы и смотры по творчеству, домоводст ву, правилам хорошего тона с тем, чтобы лучше прививать молодежи на выки культуры иоведення в семье и общественных местах. Больюуюролъ в этом ошошении призваны сыграть просмотр и обсуждение кинофиль мов, спектаклей на морально-этиче ские темы с учетом возрастных осо бенностей. Ва-жнейишм срс.дством нравствен ного воспитают, сказал далее тов. Г. П. Павлов, является- труд. Надо нячггаать с воститаню! добросрйеет-, кого отношения к учебному труду, как иервешпему долгу цодраста|Ш.не-. го гражданнна перед общееч»ом:;..Нас не могут удовлетворить результаты, работы многих учебных заведений, качество зна.н.»й учащ.нхся н студен тов. Нельзя объясни» это только тем, что ОШ 1 длительное время нах©-, . дились 1 Ш сельскохозяйственных ра ботах. Во многих учебных заведени ях, особенно системы профеесмо- нально-техн.нческого обра.зования, кет должной борьбы за носеща-е- За последние годы школа, действи тельно, еделала значительный шаг » своем развития как трудовая н поли- техшмеская. Педзгогдаеекие коллек тивы областя с помощью предврая- тпй, колхозов, СОВХО.ЗОЯ проделаля ис,малую работу по созданию матери альной базы и оррвнюации производ- ственного обучения, .по прийлечению учащихся к общественно полезному труду. В школах введены факульта тивы гго изучепню аитомобиля, трак тора, сельхозмашин, основ агротех ники и жшимноволства. За пршиед- ш»е пять лет ирофессиям шофера и тракторпста обучено- бо.чее двеиад- цати тысяч выпускников, из них только внынешнем году — 3335. Педагогические коллективы уде ляют внимание профессиональной ориентации учащихся, знакомят их с современным - производством на предприятиях и в сельском .хозяйст ве, проводят встречи с передовиками Испытанной формо-й приобщения учащихся к общественно полезному труду, профессиональной ориентации стали ученические производствеиные бригады, трудовые отряды старше классников, лагеря труда и отдыха. В районах прошли слеты старше классников, на которых было обсуж дено письмо тов. л. И. Брежнева к выпускникам костромских школ, изъявившим желание остаться рабо тать нагеле. Одними т первых почин костромских ровесгшкрв поддержали вьшускиикп Захаровской средней школы Волопского района, решившие всем классом остаться работать в родном.колхозе. Многие из них ус пешно трудятся механизаторами, жи- вотноводамн, полеводами, трое по направлению- колхоза учатся в сель- скохозяйс)венных учебных .зявелепи- Вссто' в прошлом году 2406 вы пускников сельских школ связали свою трудовую жизнь с сельским хо зяйством, из ИЯХ — более 1406 оета- 'лись работать в колхозах и совхозах, а остальные поступили учиться еельекохо,зяйственные вузы н техни кумы, сельские профтехучилища. В конце и-рошлого года состоялся обла стной слет выпускников- шкод, кото рые остались работать в родных хо зяйствах. По это лишь первые шаги в той работе, которую предстоит про- ском районе и то очень медяенны- ■вести на местах- по за-креиленмю яо- ми темпами. Необходимо актив- лодежи па селе. нее решать вопросы создавия иодоб- Для этого необходимо создать го- ™х профцентров в городах Ельце, раздо лучшие ус-товия для трудового Данкове,. Грязи, Уемайн, Лебедяни, обучения и воспитания учащихся. Чаплыгине. Каждая -школа должна иметь хоро- Однако, отметил докладчик, отво- шо оборудованный кабинет, машино- ДЯ .школе и другим учебным заведени- недеиия, учебные мастерские по дере- ям ведущую роль в идеино-вравст- ву я -металлу, нужнее количество ав- веииом воспитании молодого поколе- то«обилей и других сеяьскохозяйст- кия, нельзя решение этой задачи воз- венньгх машин для пронзводегвеино- лагать только^ на педагогические кол- го обучения, земельный участок. лективы. В . области сложились т т е - Далека еще от совершенства дея- ресные формы совместной работы тельиветь уче-ишюских произ'водст- школы, семьи и обществениости ио венных бригад. Во многих бригадах ввси.нт.а. 1 шю учащейся молодежи, отсутствует систематяческая утеба Довольно широкое рвепроетра-не- ребят, не выполняется полный цикл ние получили советы содействия ое- агротехнических мероприятий, не мье и школе, создаваемые на иро- виедряются элементы хо.зяйстаен- мышленных предприятиях, стройках, иого расчета, учащиеся чаще всего .а колхозах, совхозах, учреждениях, ишаиьэуютея как подсобная сила, вря сеяьстегах. Серьезного совершенствования тре- ц Липецке. Ельце, Грязях, Данко- бует работа по профессиональной де положительно зарекомендовали врвеитацяи. В ряде школ ока ироде- себя советы микрорайонов школ, дитея без всякой системы и недоста- Большую помощь школе и родителям точно квалифицированно, без -учета ^ работе е детьми по месту житель- теоретнческой, моральной и физиче- ства, в 'воспитанин подростков оказы- скей шдготовлеиностн учащихся " той или иной ярофеосии. М ОРАЛЬ, которой мы руководствуемся,— сплав беззаветной преданности идеалам комму низма и высокой ?]^вжданст- венности, любви к своей соци- а л и с т и ^ к о й Родина.^ и , брат- ской солидарности с «рубящи мися всех стран, коллективиз ма и непримиримости к нару шениям общественного долга», Приведя эти слова Л. И. Брежнева, докладчик Н. Н. Кузьмин подробно осветил ряд теоретических положений марксистско-ленинской этики, раскрыл классовую сущность коммунистической морали и место, которое она занимает в борьбе двух идеологий на современном этапе. Анализи руя ленинские принципы нравственности, он подчерк нул, что социализм создает благоприятные условия для формирования высоконравст венных людей, обеспечивает реальные возможности для воспитания нового человека, «гармонически сочетающего в себе духовное богатство, м о ральную чистоту и физическое совершенство». Особое внимание доклад чик уделил воспитанию м оло дого советского человека на примере жизни и деятельно сти В. И. Ленина. Среди тех, кто оказывает огромное влия ние на формирование нрав ственного идеала у молоде жи, в одном ряду стоят сорат ники Ильича, видные револю ционеры, борцы за свободу и независимость Родины и со временники, в том числе наши знатные земляки-липчане, ге рои труда. Трудно переоценить воз действие на духовный мир подростка его родителей, учи телей. Настоящими наставни ками своих питомцев стали, например, учителя Н. 7. и Е. П, Тишеновы из Талицкой средней школы Добринского района, люди творческие, ак тивные, ищущие. Воспитание имеет целью своей реализацию знаний и убеждений личности в е е по ступках и делах. В этом, и только в этом случае можно считать, что нравственные принципы и нормы действи тельно стали органической ча стью духовного мира челове ка, а следование им — внут ренней потребностью. К со жалению, мы еще не достигли повсеместно такого уровня обучения и воспитания, кото рого требуют от нас решения XXV съезда КПСС. Нельзя ми риться с тем, что среди части молодежи имеют место право нарушения, у некоторых юно шей и девушек еще низка нравственная культура, отсут ствует верное представление о подлинных ценностях и радо стях жизни. По ленинским заветам Изложение доклада Н. Н. КУЗЬМИНА, профессора Липецкого педагогического инсгигута Устранение этих недостатков, дальнейшее совершенствова ние воспитательного процес са должно вестись под знаком комплексного подхода к делу воспитания. Именно такой под ход конкретизирует в нынеш них условиях -важнейшую ле нинскую мысль: «Надо, чтобы все дело воспитания, образо вания и учения современной молодежи было воспитанием « ней коммунистической мора- Докладчик обстоятельно рас смотрел задачи формирования марксистско-ленинского миро воззрения. Разумеется, особая роль в этом отводится истории и обществоведению. Оратор упомянул ряд лучших препо давателей общественных дис циплин, чье мастерство спо собствует претворению знаний школьников, учащихся ПТУ, техникумов в глубокие и твер дью убеждения. Вместе с тем нет такого предмета в школьной програм ме, который бы не влиял на идейно-крввственные взгляды учащихся. Это убедительно д е монстрируют своей практикой, например, преподаватель рус ского языка и литературы из Чамлык-Никольской вось милетней шк(#пы Добринского района М. Б. Попова, многие другие учителя. Далее Н. Н. Кузьмин остано вился на органично входящих в единый учебно-воспитатель ный процесс формах внекласс ной работы. Во многих школах области успешно "функциони руют ленинские музеи, ленин ские залы, ленинские комнаты. Такой зал есть, в частности, в Липецкой школе № 55. Откры ты в ней также комсомольский и пионерский залы, созданные самими ребятами. Эти музеи и комнаты становятся подчас центрами идейно-патриотиче ского воспитания детей. Ученик должен чувствовать себя хозяином в школе, полно стью отвечать за себя, за свой коллектив. Это — наиболее . плодотворный путь. Примером может служить Липецкая шко ла № 24, где еще три года на зад было много правонаруше ний, страдала дисциплина. Сет- годня эта ш к о л а ---- одна из лучших. В чем секрет? В тес ном контакте педагогов и ше фов—заводов ЖБИ-2 и пуско вых двигателей, у^лелая о р г в - . низация самоуправления уча щихся, поддержка инициативы ребят, внимание к их се- 'мьям, совершенствование вне классной работы. Ныне в шко ле в самоуправлении участву ет 76 процентов ребят (а в 1975 эта цифра составляла все го 22 процента). То есть д ея тельность педагогического кол лектива вышла далеко за рам ки организации обучения и отдыха, речь идет уже об ор ганизации жизни детей в це лом, когда идейно-нравствен ное, умственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание ведется в комплек- Докладчик рассмотрел так же возможности и задачи по литических клубов, отрядов красных следопытов. Го воря о последних, он высоко ■оценил опыт Елецкой школы- интерната № 1, где созданным семь пет назад отрядом руко водит педагог С. П. Тюленев. 26 его воспитанников прошли по пути 148-й Краснознамен ной ордена Суворова Черни говской стрелковой дивизии от Ельца до Праги. Благодаря поиску установлены имена 150 ветеранов дивизии, со многими из них налажена переписка. Активная следопытсиая дея- тельноси оказывает большое воспитательное воздействие на ребят, прививая им благо родное чувство сопричастно сти подвигам отцов, патрио тизм, сознание гражданского И еще об одном ценном опыте упомянуто в докладе; Верхне-Колыбельская школа, ученическая бригада. Здесь весьма успешно претворяет ся на практике принцип нравст венного воспитания чер ез тру довое. Причем, делается это в тесном контакте с сельским Советом, правлением колхоза, парткомом, местными специа листами. Подобная же работа ведется и в ряде других школ, скажем, в Новодеревенской средней школе Липецкого рай она.. И не случайно в колхозе «Красный колос», на террито рии которого она находится, 60 процентов рабочих — м оло дежь, из них 50 процентов— люди со средним образовани ем. Этот опыт также требует повсеместного распростране ния и всестороннего развития. Эффективность и качество воспитательной работы. Гово ря о ней, докладчик в заклю чение подчеркнул, что в обла сти . воспитания но должно быть брака, что успех зависит от совместных усилий п едаго гов, родителей, общественно- эачастую 1 ЮСЙТ характер профессиональной информации. Уголки ио црофориентв- щш, в основиогм, содержат фотомате риалы, сведения о том, где можно ио- .пучить ту пли ИНУЮпрофессию, объ явления,'куда пойти учиться итоль- Один из недостатков работы по профессиональной ориенташш состо ит в том, что многие педагогические кОллектнаы ее результаты оцепява- ют, прежде всего, по числу выпуск ников, поступивших в вузы. Но_>едь' в высшие учебные заведения поступа ет незначительная часть молодых дад- дей. Большая часть идет веяосредст- вешю на ггроизнодство. Современный уровень промышленности, строн- ’тельства, сельского хозяйства требу ет все больше и больше людей с вы соким общеобразовательным уров- Следует учитывать также и то об стоятельство, что* в стряяе . обостря ется положение с трудовыми регуп- сами, а чем говорил товарищ Л. И Брежнев в своей речи на .октябрь ском (197Г> г) Плену,мс ЦК КПСС. Поэтому средняя школа должна ори- •• . упрдйлвиим^-аетские комнаты мжли- ческие училища, где они иолучат.ра- бвя.ую професеию, или кепосредствещ Продолжает развиваться и углуб- но в сферу производства. ляться связь школ, профтехучилищ с Совершенно правильно поступают, производетвенными ■ коллектива-ми. к ярямеру, многие педагогические Да смену односторонней, эпиэоди-' коллектггвы, руководители и общест- цесиой помощ» со сторони ироизвод- венные -организации хозяйств Усман- ственного каллектива приходит под- ского района, которые совместными дцниое содружество. Наглядным усиляями вели в течение учебного го- примером является совместная дея- да работу ео старшеклассняками по тельность средней школы Я» 24 г. Ли- ■выбору профессий, нужных колхо- пецка н ироизводствеипьи коллекти- зам и совхозам, по обучешпо этим вод заводов ЖБИ-2 и пусковых дви- профессиям. В начале мая в Уемаин гателей. состоялось районное совещание вы- ^ пускников, которые решили по окон- Постоянно развивается связь Но-, чашш школы остаться -трудиться в волипецкого металлургического за- родных хозяйствах или - приобрести вода, его цеховых коллективов с под- шецпальности. необходимые для на- шефными школами а также проф- родного хозяйства района. техучилищамп № 10 и № 27. Подоб- В Долгоруковском и Добрннском «Ь 1 й опыт заслуживает самого шире районах некоторые школы и хоэяйст- «^го распространения, ва активизировали работу по обуче- Докладчик подробно останоеи.тся иию девушеК-старшекласскни меха- на ,роли семья .в явспитании. детей :И ни.заторскм специальностям. Это подростков. начинание до.лжно быть широко под- Залог успеха воспитательной рабо- держаио и распространено обкомам ^оюзе школы, семьи ВЛКСМ, уиравлен-ием сельского хо- „ общественности. Одиако координи- зяйства. Необ.ходимо больше во- да{п-ром должна быть шно- влекать девушек в сельские профтех- профтехучилище, техникум. Толь- училища Д.ЧЯ -обучешш дахаиизатор- цедагогичесжин коллектив учеб- сквм специальностям. ааведення, который имеет еие- 1В городах следует усидеть работу цшльно подготоялевиые .кадры, ио пропаганде рабочих дрофессий сможет обеснечить как целенанраа- среди учащейся молодежи. О ,иеко- лешость ироцесса восиитания- в своих торых специальностях, о потребно- стена.х, в микрорайоне, в оеишх, на стях в них цромышленных предприя- шефствующих дредпрмтнях, так и тий области школьники не имеют пи- прамльвое методическое руковолст- какого представления-. Не пользуются .до совмеетным-и действиями. Вся популярностью у выпускников город- эта работа должна строиться на т - ских школ строительные специально- цове комплексного подхода в- воспи- стй. Поэтому профтехучилища строи- ташш учащейся молодежи, тельного профиля комплектуются за счет молодежи из села, где и так не В заключение доклада тов. Г, ,П, хватает рабочей силы. Павлов призвал общественность об- В пропаганде рабочих профессий ласти активно включиться в движе- большую ро.чь призваны сыграть нне по коммунистическому воспита- межшкольнъге профцентры. Но даль- ншо учащейся молодежи под девк- ше разговоров об их создании дело эом; «Воспитание подрастающего не идет. В городе Липецке строится ноколеиия ~ дело всей общественно- пока один такой профцентр в Совет- сти, дело каждого». щ с т о в ш я ш с с о м . . . в. в. ИСАЕВ, директор Пипециого завода ЖБК-2 Большая дружба связывает наш ;работают завод с липецкой средней школой № 24. Мы хорошо понимаем, что не обходимо всемерно укреплять ее материальную базу и принимаем ак тивное участие в этом. Но контакты школы и производства следует понимать гораздо шире. Завод НСБИ-2 и средняя школа № 24 организовали круглогодичную работу старшеклассников в цехах завода. Ш к о л ь н и к и и з - готевливают промышленную продукцию: оконные и д вер ные блоки, кормушки для скота. электроце-хе, в завод ской лаборатории. И, несмотря на то, что заработную плату они не по лучают, у .старшеклассников появи лась заинтересованность -в производ ственном труде, чувство -ответствен ности за порученное депо. Мнение самих ребят единодушно: на уроках труда в школьных мастерских они мало что успевают сделать и оста ются всего лишь учениками, а на за воде они чувствуют себя рабочими, самостоятельными людьми, выпол няющими важное государственное ЕСЛИ Л Л Ш Й И ЯЛА... П. в. ПОДЗОРОВ, столяр Трубетчинского ремстрой управления ...У нас с супругой поп-мят маяьшгей. Девочки иое взаимопонимание стирают и гладят белье, — наши дети не слышат мальчики пилят и колют ссор, они видят заботли- дрова , ухаживают за вое отношение друг к животными. другу, постоянное Мы стремимся к тому, стремление трудиться, чтобы старшие дети во Дети чутко упавливают всем были примером все это. для младших: они лри- С раннего детства на- вивают мм любовь к кни- ши ребята занимаются ге, учат, как вести себя самообслуживанием. В в школе, на улице, дома, вемье все_ имеют свои как .выполнять ту или обяЙ1НтЯЙ?!1!^74т1^дшие иную работу, убирают свои игрушки, О предстоящих делах, вытирают пыль с мебе- о поведении того или пи, поливают цветы, кор- другого ч.чена семьи, об мят птицу. Кто побольше учебе мы всегда гово- — мают полы, посуду, а рим на семейном сове- самые старшие доят ко- те. Не все, конечко, идет реву, готовят обед , кор- просто и легко. Однаж- Добровскего района ды вернулась мать с ро дительского собрания расстроенной: хуже стал учиться Володя, ученик 9-го класса. Старший сын Александр подошел к матери и сказал, что Вовку мы не упустим чтебы ока не волнова лась. Саи« продумал все. На следующий день сел рядом с ним и про следил до конца, как Во лодя выполняет домаш ние задания. Между б р а тьями состоялся свой мирный, ко принципи альный разговор . Ре зультаты не замедлили сказаться. Володя подтя нулся в учебе. О ДНА из главных за дач школы — борьба за глубокие и проч ные знания. Сейчас уж е ма ло учить хорошо; надо учить по-новому. И в совме стном поиске рядом с педа гогами должны быть школьники. Чтобы увлечь каждого процессом обуче ния, нужно активизцровать пионерскую и комсомоль скую организации. Порой у нас получается так, что нерадивого ученика ругают директор, завуч, учителя, а товарищи по учебе остают ся в стороне. Известно, взрослым де лают человека не годы и даже не знания— взрослым делают его заботы, ответ ственность. А за что реаль но отвечают наши школьни ки, если даж е за их двойки и плохое поведение упреки .выслушивают родители? Се 1 ^одия нас беспокоит бо.тьшое число двоечников. А ведь в шиолах Липецка, Усмани накоплен хороший опыт; на помощь слабым ученикам приходят кон сультанты, те, кто может помочь в учебе. Выборы консультантов, ковые фор мы урока, когда ребята ре цензируют работу товари ща, общественный смотр знаний — все это положи тельно сказывается на ус певаемости. И хотелось бы, чтобы такой опыт получил •распространение. Заканчивая школу, вы пускник готовит себя к от- ветственнону решению — выбооу будущей профес сии. И, конечно же, опреде- ЛЯС.ТСЯ этот выбор не од ним днем. Среди нравствен ных уроков, которые полу чает ученик в стенах шко лы, отношение к труду з а нимает особое место. Удачной формой соеди нения обучения с произво дительным трудом стали ученические производст- В ответе заюнуюсмену П. Т. ГОРЛОВ, первый секретарь обкома ВЛКСМ венные бригады. Однако в В выборе молодыми сель- вопросах трудового восии- чанами жизненного пути, в тания и профессиональной их профессиональной ори- ориентации все еще остают- ентации роль школы невоз- ся серьезные пробелы. Д а, можно переоценить. Ко- ученические производст- нечно, нельзя требовать, венные бригады развивают чтобы сельская школа ори- у, ребят навыки хозяйствен- ентировала учащихся толь- -ной самостоятельности, ко на работу в сельском Простое же включение в хозяйстве. Но воспитывать труд без глубокой кропот- уважение и любовь к труду .ливой воспитательной ра- хлеборобов она должна боты не может дать желае- обязательно, подчиняя это- мого результата. Поэтому му всю учсбио-воснитатель- вызывает законную тревогу ную деятельность. Причем, то обстоятельство, что, не- проводить ее следует с ши- смотря на хорошую поста- роким привлечением об новку дел в ученических ществениых организации, бригадах, многие старше- руководителей и снециали- к.дассники пренебрежитель- стов хозяйств, родителей, но относятся к сельскохв- Особое место в трудовом эяйственному труду. воспитании подростков за- В чем причина? Некото- нимает техническое твор- рые хозяйственные руково- чество. Многое умеют де лители считают, что, дав лать, многому учатся юные школе трактор или ком- мастера, бани, они тем самым авто- Но... зайдите в наши мятически закрепили моло- станции юных техников, За- дежь на селе. Это называ- частую это тесные, неудоб- ется профориентация «ва ные для работы помеще- холостом ходу». ния; Вот и приходится ребя- А вот такой пример; вы- там из года в год масте- пускники Кривополянекюй рить лишь самолетики д а школы Чаплыгинского рай- змеи. А ведь сегодняшним она на представителя сов- школьник должен занимать- хоза смотрели с особым ин- ся более серьезным изобрс- тересом и... настороженно- тательством. стБЮ. Объяснялось все Может, «выручат» Дома очень просто. Не баловали пионеров? Увы, ^галеко не их руководители хозяйст- всегда. В Тербунском раи- ва десять лет такими ветре- оне новый Дом пионеров не чами, И можно ли ожидать, отапливается, в Задонском что ребята здесь всерьез от- — не работает водопровод, несутся к призывам освоить правобережный Дом пио- профессию хлебороба, ос- неров расположен в мало таться работать на селе? приспособ.тениом для ре бят помещении. Это — тоже проблема. Нужно сделать максимум для того, чтобы у юных умельцев было больше воз можностей для занятий лю бимым делом. Красота нравственных ценностей нашего общест ва становится истинным бо гатством души ребенка лишь тогда, когда ее рево люционный смысл раскры вается на ярких, волную щих умы и сердца приме рах. Учат слова, но увлека ют примеры. Мы знаем, как велика воспитательная сила поло жительного примера. Но не имеем права закрывать гла за и на то, что еще не все наши дети могут противо стоять примеру отрица тельному. Нам необходимо более решительно вести борьбу с антиобщественны ми явлениями среди подро стков. Однако комитеты комсомола не всегда прояв ляют непримиримость к ху лиганству, нетерпимость к разгильдяям, борьбу с пра вонарушениями среди под ростков нередко ведут в от рыве от других обществен ных организаций и учреж дений. И как часто подростки без нас находят занятия, которые приводят не в кружки и клубы, а в дет ские комнаты милиции, а то и на скамью подсуди мых. Поэтому мьг должны максимально использо вать имеющуюся матери альную базу для работы с детьми и подростками по месту жительства, и осо бенно сейчас, в каиикулы. ...Очень ответственное это дело — растить наших ребят настоящими граж да нами Страны Советов. Д е ло, про которое нельзя ска зать, что мы его заверши ли. Это дело — на всю Ж Д Я Р Е 5 Л Т НЛ С т И О И Е . . . о. А. ПОЛЬШИН, председатель комитета профсоюза Лебедянского машииостроительиого завода Большее гвииманне общественные тренеров, работающих на обп^ст.веи- оргаии-защш завода и педагогический ных началах. При нашем клубе име- коллектйв школы уделяют органиэа- ется детский сектор, в ветором во- ции досуга учащейся молодежи, семь кружков художественной само- всегда ждут ребят заводской клуб, деятельноста с общим числом участ- библнотека, стадион, спортивный зал, ников 200 учащихся. Оц^и принимают епщутивные площадки. Завком проф- активное участие в районных и об- сою;уа, комитет ВЛКСМ постоянно ластиых смотрах художсствешюн направляют в школу для оргакнза- самодеятелышети. Неоднократно .за- цнв отдыха детей руководителей.ху- явмали призовые места, награнща- дожествениой самодеятельности, лись дипло.мами, Так, ваши «Ложка- ,ри» на областном смотре детских секторов были награждены дипло мом II степени. Танцевальный кол лектив был также отмечен па район ном иобластпом смотрах дипломом II степени. Юные хоккеисты школы че тыре года подряд становятся чемпио нами области в соревновании ва приз «Золотая шайба», дважды уча ствовали во Бсесою.аиых соревпова- ииях по хоккею и в этом голу отстаи вали честь ЛипецкоГ: области, эавае- вав бронзовые медали...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz