Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)
иеНинец ' л ' * о Р Творчество молодых ш О ВОСХОДЖЕНИЕ К МАСТЕРСТВУ СЕГОДНЯ В ЛИПЕЦКЕ НАЧИНАЕТ РАБОТУ VII ОБЛАСТНОЙ СЕ МИНАР ЛИТЕРАТОРОВ Нет, наверное, большей удачи дли молодого писателя, делаю 1 цего первые шаги в серьезную литературу, чем найти в лице старших товари щей и коллег доброжелательных критиков, советчиков, людей, с кем радостно разделить твор ческий успех, с кем легче пе ренести горечь поражения, понять его' причину. Потому-то и стали столь популярной и действенной . формой' литера турной учебы семинары, встре чи поэтов и критиков разных поколений. Сегодня в Липецке уже в седьмой раз открывает ся очередной такой семинар. С чем пришли к этому дню липецкие литераторы? Со вре мени прошлого семинара по явились у нас новые имена, выпущены в свет десятки книг прозы, стихов, публицистики. Наряду с произведениями пи сателей старшего и среднего поколений, например, В. Чер нова, В. Добрякова, Ю. Шиф риной, легли на прилавки ма газинов, Заняли место в биб лиотеках книги молодых ■— Б. Шальнева, И. .Завражииа, Н. Смольянинова, А. Нестеро ва и других авторов. Интересно работают, нара щивают свой творческий по тенциал, обретают мастерство и зрелость поэты и прозаики, знакомые читателю пока толь ко по журнальным и газет ным публикациям, в частности, — по выступлениям на стра ницах газеты «Ленинец» в ли тературном клубе «Радуга». Восхождение к мастерству— сложный многосторонний про цесс. Строго говоря, он вклю чает в себя не только овладе ние формой, жизненным мате риалом, выработку языка и т. д. Пожалуй, в первую оче редь, мастерство художника - - в широком смысле слова— подразумевает его четкую гражданскую позицию, идей ную зрелость, осознание гро мадной ответственности перед народом за каждую строку. Именно на этом концентриру ет особое впимаиие Постанов ление ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» — документ, определяющий ос- иовиыс цели и задачи и по еоспитаиию начинающих ли тераторов. Одним из важных звеньев в воспитании молодых как раз и являются семинары, подобные тому, который начинается се годня. Участниками его станут нс только местные писатели, прозаики, критики, любители .чигературы, но и гости из дру гих городов — Москвы, Воро нежа, Тамбова. Надо надеять ся, что разговор, который со стоится в эти днн, будет по- настоящему деловым и творче ским, аналитичиым и прпнци- пмальным, нелицеприятным, но по-товарищески доброжела тельным. Плодотворной работы тебе, «большой сбор» литераторов Липецкого края! «ф» в. ш и ВИНА со ттш я йш п Все солдатские сны И различны, и в чем-то похожи — У парней молодых,- Что теперь свою службу несут, И у старых солдат, Чья тревожная память не может Ни забыть, ни закончить Свой вечный и праведный суд. 'Снятся'м альчикам 1В чуть пообмятых шинелях 'Предстоятдие встречи, И лица далеких друзей, И серебряный снег, Осыпающий тихие ели, Что застыли-У входа В единственный тот Мавзолей. ‘Снятся мальчикам Сказочно быстрые кони. Ч то в рассветных тумана.х Плывут по земле наугад, 'Снятся.мальчикам сны, 6 которых мечтают сегодня (Ветераны войны, ; Сохранившие зван ье :— Солдат. Вечерами закаты Бегут за горбатые крыши, И развесистый тополь У,зорной листвой шедесгит... Вепом'ниает солдат, И пускай ом давно уже «бывший». Ио солдатская память Не хочет в отставку уйти. По ночам из окошка Давно уже спящего дома Одинокая лампа Ракетой вонзается в тьму. Опаленная молодость В серой шинели знакомой Издалека приходит Опять на свиданье к нему. «Помшшгь бой за высотку? Лавину грохочущих танков? И кинжальный огонь, И полегший, расстрелянный взвод? Мы Н.Х взяли за глотку. Ты помнишь ночную атаку? Ты был ранен, но шел. И шептал: «Коммунисты, вперед!..». Ты был раней тогда. Но горели фаищсгскнс танки На полях Подмосковья В отчаянный русский мороз. Там солдатом ты стал, В этой первой жестокой атаке. Там погибших друзей Хоронил у подножья берез. Ты давно уж старик 1В этом трудно доставшемся мире. В даль ушли, откатились Раскаты ,последних боев. Отчего Я4 по ночам, В этой тихой, уснувшей квартире Словно Вечный огонь. Полыхает окошко твое?». ■Да, и ж,и,знь прожита Почти так же, как в первой а та к е , . Но' не только военные Раны сегадия болят. Вот и внуки растут, А тебя по ночам будят танки, И горящие избы, И лица погибших солдат. В четких строчках газет— ■Отголоски .талеких спбг.упш. С эамирающ,нм сердцем Ты ищешь 'лекарство свое; Ты Не просто свидетель, — Любой искушенный политик Должен, прежде всего. Был бы выслушать мненье твое. Все солдатские сны — Прописать господам дипломатам! Д а и тем заодно, кто привык Дивиденды считать! Кроме прочих людей. На земле еще живы Солдаты. И не грех бы спросить их —- Хотят ли ОМИ воевать? г. Липещ?. Б. КАПУСТА В ЛШ 1 боем и тревог, в дни чернее ночей, в дни военных дорог м военных речей шел солдат по .зе.мле, нес в подсумке своем листопад в сентябре, майский ветер и гром. И улыбки родных, н любимой глаза, и есенинский стих, и скворцов голоса. Ветер тихий средь рос II метелицы рев — он в подсумке пронес до чужи.х городов. И спросили его; — Как Победу добыл? На черте огневой как набрался ты сил? Усмехнулся и вста.т. И усталой рукой из подсумка достал горсть зехьти он родной. — Ничего не тая, рассказ.ать я готов; «Вот Победа моя — вот могила врагов!». • Г. с к а р е д н е в (В ночи свинцом плезаяея пулемет. Все громче нарастали звуки боя. З аж ав гранату, сделал шаг вперед Солдат, что был мо.тоже нас с тобою. Он лег иа землю и пополз во мгле За вас с тобой пред будущим в ответе. Л был рожден ие ползать по ;)смле, А в полный рост ходиы. по всей Иланете... И точен был ваятеля резец: Скульптура словно вылита из стали. Над всей планетой высится боец. Стоящий в полный рост на пьедестале. НАСТУПЛ^ЕНИЕ Вы слышите: Всхер играет атаку. Дождинки стучат. Словно кони в намет, . И раненый день Не по капле—по маку Цветочную кровь На луга отдает! Такое сраженье — Любому по нраву. , Хочу продолжения боя- И чтоб — Увидеть стрекоз Голубую ораву. Навстречу шрапнелью Летящ'ую -в лоб! Как много звезд, как мало света - Блестит полночная слюда! Как спячка, чиркнула комета, . Упав в чернильницу пруда. Между галактиками где-то. Уж неподвластная векам, Ипомлапстпая ракета Дрейфует к звездным берегам. Преодолев в пути полсвета И половину темноты. Она обычною кометой Скользнет на Землю с высоты. _ _Ю- СТАРОДУБЦЕВ ВЕСЕННВИ ДОЖДЬ Вот и дождь пришел игрун, Растревожил .людям души. Вышли люди в сеин слушать Перебор весенних струн. Вышло будто б ненароком. Вышло будто б невзначай— Руб.чнул вдруг гром сплеча И защелкали сороки. А вода, вода, шурша По канавам и по травам. Билась, билась, как душа. То налево, то направо. Пахло все ядрено, сочно. Люди, глядя из сеней. Был» рады: «Лей сильней!..». И вдыхали дух молочный. а и. ХАРИН Осенний день суров и мрачен. И после летнего тепла сочтется явной неудачей его ненастная пора. Но это внешне. Если вникнуть вог.чубже И; жизненную суть и к позе пахаря привыкнуть, пониже голову нагнуть, — увидишь кучу^вежих листьев и прошлогодний пласт « гнилой. ,1 — откуда ^ пышность рав весной... БОЛЬШОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ О МАЛЕНЬКОМ ДОМИКЕ Они пустили нас погреться, Добры, не строги и земны, В полсотпи метров от прогресса, Среди рождавшейся зимы. Оки раскрыли дверь пошире И не встревожились, когда В «хоромы» эти небольшие Ввалилась шумная орда. Старуха к печке нашу обувь Снесла: «Промокшая, поди». Старик сказал: «А ты попробуй, Сама по холоду пройди. А вы из города, ребята? На помощь, видно? На свеклу?». И мы сказали: «Верно, батя». Блаженно радуясь теплу. А он спокойной речью друга Нам рассказал, что вот — беда, Что, мол, с уборкой нынче туго, Уж слишком рано холода... Что при такой же вот погоде. Как мы —- такой же молодой, Он рядовым шагал в пехоте По той последней — мировой. Что в трудном деле батальона Он был контужен невзначай... ■ Потом жене сказал: «Алена, Согрей-ка ты ребятам чай». Мы отказались, загалдели: «Не надо! Что вы! Ни к чему!» Потом молчали и глядели .На фотокарточки в дому. А там, как будто в желтом дыме, В иечеткЪм фото на стене Они — такие молодые, ЧГ^о даже странно стало мне. Они стояли, как на страже Детей — иа карточках других, И дети были даже старше Тех, что за дымкой, тех двоих. Старик сказал, свернув газету, Пропав в махорочных дымах; «Поразбрелись по белу свету В многоэтажных жить домах. Свои напевы запевакп-. Свои пути теперь мостят, Но стариков не забывают, Нет-иет — напишут, навестят... Вы заходите — мы приветим». ...А мне подумалось о том. Как мы просились перед этим В другой — просторный светлый дом. Там можно было греться Но, тело в двери пронеся, Нам некто гладкий и дородный Сказал солидно, что — нельзя... ...Мы в этот домик ходим греться. Там топит добрую плиту Старик, отставший от прогресса. Но сохранивший теплоту. П ОЭТИЧЕСКИЙ сбор ник И. Зввражина. вышедший в изда тельстве «Современник», называется «Участие». Что и говорить, название обязы вает, ведь это слово имеет двойной смысл: совместное участие в каком-то деле и участие к человеку, сочув ствие, способность разде лить с ним радость и горе. Эти значения сливаются в стихах Завражина в единое понятие, раскрывающее его соотнесенность с ми ром, с людьми и временем. Если попытаться опреде лить сквозной мотив всей книжки, то это, пожалуй, будет мотив времени, мно голикого, неумолимого и вместе с тел^ со:фЕНягощего все ; настокш,ее и подлин ное: «Время все сохранит». Сборнику задает тон пер вое стихотвооение «Ожида ние весны», в котооом ощу щается стоемленип поэта жить навстречу будущему, доверчу--я расиоытость к жизни, боязнь очерстветь, потерять и"’'ерес к окру- жаюшеАлу. боязнь «до отча яния выстыть». ' Воемя V И. Завоажинл ••ногомерно. Это и неиз бывная па.мять о послево енном детстве. Как трога тельно «П 60 ПО-. что запом- (лось» — бабка посылает мальчугана тед'ным зимнидд утоом за огнем к соседке, трогательно звучит са лю имя со'рдки: «Одагжа— всегдт чем-то одарива ет». С тех ПОР ост.зллсь спо собность ценить тепло че ловеческих отношений, доброту, доверчивость, участие. Нет сроков для па мяти. Четвеоть века прошло после окончания войны, л в стихотворении «Это нв,ао судлеть,_» девуш'з с преж ней болью и надеждой пы тается отыскать отца в кад рах военной кинохроники. Четверть века — если все еще длится на Каяле полет неумолчной зигзицы. Уходили друзья, Приходила усталость. Все, что было, терял. Все, что будет, терял, ;Только ты оставалась. ком, который уже точно знает, от чего ему следует отказаться, который аскети чески лишает себя многих житейских удовольствий Эти строчки, наполдинаю- вечная сутолока городских каждый твой день - щие читателю о Ярославне из «Слова о попку Игоре- ве», перекосят нас в кон текст большой ~ приобретают масц!^^ость, ибо гибель иа войн» ужасна и пребудет пока люди будут у5ивать друг друга. Здесь чувству ется способность поэта ид ти от частного к обобще нию, быть на грани личного и общечеловеческого, уме ние естественно переходить из одного издлерения в дру- Далеко война, но людей по-прежнему объединяют страдания и победы, пере житые вместе с Родиной и за Родину, друг с доугом и друг за друга. Поэтому и среди шумной свадьбы лю ди вспоминают о войне, ма тери «сидят не радуются» и «мужчины старшие» притих ли, обняв доуг доуга. По этому вечным «началом па мяти» остались в сознании поэта «послевоенные ва гоны» и все радостные' и скорбные «детали», «при меты времени». Уходило время, но оста валась неизменной выстра данная любовь к России, искренняя, без громких клятв, без «показной краск- забот. Но осталась верность истокам, любовь к близким - сердцу местам, к родной ^ |ю ри и , КузьминшЦ^ глубочайшее иЛН уааж ениЯр деревенской н^Вцгда Жизни, ю^Бдям земли, ще- г Я ^ о й , мящая по спелым ко- б лосьям, пБ запаху сена, по коподезьным журавлям. И. Завражин дорожит временем труда, труда ос новательного, добротного, не суетливого. Его герой вообще не привык отды хать, поэтому. наприАдер, в стихотворении «И заелуг-то не очень», попав на курорт, он чувствует, что ему «оуки некуда деть». Дело не то"ь- ко в том, что врелля необ ходимо расходовать бе режно и с пользой в чисто поактичегком г.мыепе этих слов, но и в то.м. что жизнь чеповекэ, его время, его стремления и помыслы при- наляеж»т ие только едду. Лирический гесой И. Эав- ражина остро ощущает от ветственность перед Роди ной. перед эпохой, перед людьми, одаривщмми его своей добротой и довери- Нз добро — Успею ли, отвечу? Каждому ли зову отзовусь? Мы имеем дело с чечове- первыи, и каждая ночь — как последняя». И. Завражина привлекают переходные, промежуточ ные, нестатичные состоя ния: «Это уже не осень, это еще не зима»; «Зайцы уже белые, а снег еще не упал»; «На свет переломило пре дельный сумрак декабря»; «Утром умерли травы.., но люди, не верьте вы мне!». Таких примеров много. И. как в подлинной поэзии, по эт обращается к этим об- разалд не ради фиксации са мих этих переходных мо ментов, но пади человека, для того, чтобы попытаться поибчизиться к неуловимой грани между старым и мо лодым, д . о 6 р Ь1 да и злым , жи вым и мер-Евым. Время заставляет пере оценивать ценности, пред остерегает, побтркдает быть стооже. требователь нее к себе. С годами рас тет требовательность к сво ему творчеству, появляется стРвАдление осмыслить за- квноАдеоно'’ти творческой работы, трезво оиеиить, свой вклад в общее дело. и. что греха тлить, появляется инсла «■'оковой» вопрос ; то ли яогб>''о тм делал о своей жизни? йот хотя бм столярное релдесчо — очо «здравое, непреходящее», оно не заставляет ломать голову над тем, что хотел выразить мастер в табурет ке. Более того, оно не вы зывает мук совести, остав ляет время для отдыха наконец, не заставляет ду мать о то.м, как «неподатли вы слова». В стихотворении «Теперь, наверное, все ча ще...» поэт не принижает одно ремесло за счет дру гого. но «методом от про тивного» он убеждается, что его труд тяжел и, увы, не всегда благодарен, по этому ему приходится му читься над словом, тер заться угрызениями сове сти, он не знает отдыха, е.му противопоказаны внутрен няя успокоенность, равно- душие,, душевная инерт ность. Но поэзия этого сто ит! Заслуживает внимания стихотворение «Хочешь, « тебе спою про иеподлин- ность мою...». Оно подни мает очень важный вопрос —• об искренности поэтиче ских переживаний, об ис тинности и подлинности страданий, ко-горыми поэт делится с читателями. Нет ли здесь позы, рисовки «литературной» надуман ности? Можно, конечно «отстрадать — возвратить, точно дубль прокру тить». Но автору такая по зиция органически чужда. Он предпочитает «жить, судьбу не губя гой огляд кой на себя». Его поэзия правдива. доверительна щедра. Как; пишет в преди словии к сборнику «Уча стие» известный советский поэт А. Жигулин, лирике И. Завражина присуща «подлинность поэзии истин- Шторм налетает внезапно. Как выстрел, как откровение. совсем не стоймя — словно мускул дрожит иль рапира... Море, точнее, — Гиган-гское об-ьединение Мышц обезумевших. Сил обезумевших мира. Шторм небывалый? Не шторм — эскадроны в атаке. Буйные гривы смешались, И ржанье, й топот... Небо клинками пластают А В. РЕПИЦ Ш Т О Р М Молний зигзаги... Справа И слева, ' ч — и сверху - копыта мнут мою робу... посредине лавин двух, Крошащих друг друга. Их острия Прямо в сердце Нацелены четко... Тем, кто ни нашим, ИИ вашим — Извечно приходится гуго... Вот и приходится оспомнить И бога, и черта... Да, мы — ни вашим, ни нашим! Ни богу, ни черту! Мы —середина, что золотая... Бецте чумным кулаком, Ктоком — В скулы, по борту — Мы отквитаем удары. Отметины подзалатаем. Славный корабль наш: Рванулся, на гребке помешкав... Шгорм—тоже С.ТЯВПЫЙ. И море. Противники в СИЛС... Славные наши ребята! Словно в орешке — Мы — середина, мы — ядрышко; Что, раскусили? т з д т к ш к МИНСК. ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИК «КНИГА НА СЛУЖБЕ ПЯТИЛЕТКИ» проходит в Минске. Его цель — познакомить чита телей с новинками литера туры, посвященными 60- летию Великого Октября. ■«Борцы з а Власть Советов», «Октябрь и книга», «Мы — советский народ» — вот не которые темы книжных вы ставок и литературных ве черов, которые идут на предприятиях, в учреждени ях, вузах и Дворцах куль туры города. Читатели встречаются с литератора ми, героями полюбившихся КИИ) — ветеранами граж данской и Великой Отечест венной войн, ударниками первых пятилеток, передо виками и новаторами проиа- водства. (ТАСС). РОДНОЙ МОТИВ. Б ЕГИЧЕВО ~ средне русская деревня, утопающая в зелени садов, примыкает двумя порядками добротных ка менных домов к берегу ве личавого Дона. Здесь в го лодные девяносто первый — девяносто второй годы прошлого столетия спас от голода три уезда, более четырнадцати тысяч кресть ян великий русский писа тель Лев Николаевич Тол стой со своими многочис ленными помощниками. Двести один день в «штаб- квартире» — одноэтажной деревянной усадьбе мест ного Помещика Ивана Ива новича Раевского, близкого друга писателя, которому, кстати, принадлежала идея создания столовых под назвамнем «сиротские при зрения», шла кипучая дея тельность. Трагическая судьба рус ских коестьян глубоко тро нула шведскаго корреспон дента Стадликга. «...Между тем. мы увиде ли среди ДАОтели дпииный ряд каких-то занесенных снегом холмиков, — пишет он. — Подьехав ближе, убе дились, что это ряд хижин, занесенных снегом по са мые крыши. Это была де ревня. Она имела самый жалкий разоренный вид. Многие избы стояли без кровли. Кругом ни одного существе. Из тоуб не видно даже дыма. Всюду разру шение и смерть. Мы оста новились перед избой, где граф устооил школу и сто ловую. Войдя в низкую из бу, ДАЫ сперва ничего не увидели и только по ощу щению мягкости под нога ми догадались, что- голая земля служит полом. Когда глаза наши привыкли к по лумраку. мы увидели не сколько лавок и около три дцати детей, стоявших мол ча и смотревших на нес. Двое пожилых людей стоя ли 8 углу. Кашель и тяже лое дыхание слыщались с печи, на которой лежало трое детей, покрытых чер ной оспой... Пока гоафиня (Мария Толстая, дочь Льва Толстого) распоряжалась делами школы и столовой. ходил из дома в дом по всей деревне. В своем дневнике я пометил следу ющее: в избе № 1 я нашел корову, трех пожилых лю дей, из коих один лежал в тифе на печи, рядом с дву мя детьми, болевшими чер ной оспой. В № 2 я застал ребенка в черной оспе, старика, больного тифом, и двух баб, опухших от голо да. Скота никакого, весь вымер. Ни топлива, ни пи- В № 3 я увидел пре странное зрелище: войдя в тесную хижину, где было так холодно, что земляной пол зал\ерз, я поздоровал ся, но не получил ответа и уже собирался уходить, как вдруг услышал тяжелое ды хание и увидел пару ног, обернутых тряпками и вы совывающихся из отверстия печи. Вслед за тем большо го роста мужик вылез из печи. За ним выгюлзла от туда же болезненного вида женщина. Она дрожала от холода и прикладывала ру ку ко лбу. На мой вопрос, что с ней, отвечала; «Голо- Фотоэтюд В. Лиэукова. — Дак пока есть силенка, попытаюсь. Другой долгожительни це Марии Сергеевне Завья ловой, живой, крепкой, лицом круглоликим, моло жавым, не потерявшим бы лой красоты, с удивительна ясными глазами, больше девяноста лет. Ее муж, Яков Ермилович, умер на ЮЗ-м году. Мария Сергеевн! ви дела Льва Толстого. — Леа Николаевич к нам приходил, явственно пом- СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ва болит». «А дети есть?»— спросил я. «Да, посмотрите сюда», — сказала она, за ливаясь слезами и показы вая на груду лохмотьев на печи. Там оказались двое ребятишек. Один из них был, очевидно, близок к смерти от изнурения или голода, а другой — от чер ной оспы. Рослый, крепко сложенный мужик с осунув шимся, точно каменным ли цом и воа.чившимися гла зами, с торчавшими во все стороны космами стоял не подвижно на замерзшем попу, изображая картину безнадежности и апатии. Ни скота, ни топлива, ни пищи, кро1ме того, что жертвова лось извне... У дхеня сдави ло в горле. Я не мог выго- вооить ни слова...». Нынешнее Бегичево раду ет тучными хлебными нива ми, подступающими с трех сто-'он к домам, аккуратно побеленным и покрашен- Новое поколение людей живет по-новому, богато, широко, единой крепкой семьей, влившись в коллек тив Северного отделения соЕхоэа «Полибино». О благополучии деревни лучше всяких цифр свиде тельствуют долгожители. — Сколько вам лет? — спрашиваю пенсионера Ивана Васильевича Козлова. — На девятый десяток перевалило, — отвечает, оторвавшись на минуту от дела; он отбивал косу. — Здоровье? Ничего... За свою бытность к докторам не хо- —• На сенокос, никак, со бираетесь? ню, приходил! — рассказы' веет. — Загородка у на< была; в загородке три бе резы росли и столик стоял; В усадьбе, что напротив иа- шего дома была, народ по стоянно кишмя кишел. Он, бывало, урвет часок-другой, и к нам в загородку. Сядет за столик — и пишет что* то, пишет... Летом, ели осе нью, страсть как любил вер хом ездить. И не забавы ради. Все досматривал, кап народу в округе живется, в какой помощи нуждается. Народ-то сильно страдал.. Антонина Михайловня Кузнецова почти на полвека моложе Завьяловой. Она учительница. Недавне уш ла иа пенсию. О благотво рительной деятельности Льва Николаевича ей рас сказывали старожилы де> — Мое поколение, наши дети — все живем в достат ке, о куске хлеба не дума ем. Но меня часто беспоко ит; что новые поколения мало знают о беспример ном мужестве и подвижни честве великого писателя. Л память об этом, о тех года;: хранить обязательно надо чтобы ценить и беречь на стоящее. Что я предлагаю’ Память о Толстом надо уве ковечить. Твердо убеждена, что каждый, побывавший здесь, до глубины души должен прочувствовать атмосферу, в которой работал Лев Ни колаевич, преклониться пе ред величием егс личности впитать в себя частицу его человеческой доброты. И. КОСАРЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz