Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

иеНинец ' л ' * о Р Творчество молодых ш О ВОСХОДЖЕНИЕ К МАСТЕРСТВУ СЕГОДНЯ В ЛИПЕЦКЕ НАЧИНАЕТ РАБОТУ VII ОБЛАСТНОЙ СЕ­ МИНАР ЛИТЕРАТОРОВ Нет, наверное, большей удачи дли молодого писателя, делаю 1 цего первые шаги в серьезную литературу, чем найти в лице старших товари­ щей и коллег доброжелательных критиков, советчиков, людей, с кем радостно разделить твор­ ческий успех, с кем легче пе­ ренести горечь поражения, понять его' причину. Потому-то и стали столь популярной и действенной . формой' литера­ турной учебы семинары, встре­ чи поэтов и критиков разных поколений. Сегодня в Липецке уже в седьмой раз открывает­ ся очередной такой семинар. С чем пришли к этому дню липецкие литераторы? Со вре­ мени прошлого семинара по­ явились у нас новые имена, выпущены в свет десятки книг прозы, стихов, публицистики. Наряду с произведениями пи­ сателей старшего и среднего поколений, например, В. Чер­ нова, В. Добрякова, Ю. Шиф­ риной, легли на прилавки ма­ газинов, Заняли место в биб­ лиотеках книги молодых ■— Б. Шальнева, И. .Завражииа, Н. Смольянинова, А. Нестеро­ ва и других авторов. Интересно работают, нара­ щивают свой творческий по­ тенциал, обретают мастерство и зрелость поэты и прозаики, знакомые читателю пока толь­ ко по журнальным и газет­ ным публикациям, в частности, — по выступлениям на стра­ ницах газеты «Ленинец» в ли­ тературном клубе «Радуга». Восхождение к мастерству— сложный многосторонний про­ цесс. Строго говоря, он вклю­ чает в себя не только овладе­ ние формой, жизненным мате­ риалом, выработку языка и т. д. Пожалуй, в первую оче­ редь, мастерство художника - - в широком смысле слова— подразумевает его четкую гражданскую позицию, идей­ ную зрелость, осознание гро­ мадной ответственности перед народом за каждую строку. Именно на этом концентриру­ ет особое впимаиие Постанов­ ление ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» — документ, определяющий ос- иовиыс цели и задачи и по еоспитаиию начинающих ли­ тераторов. Одним из важных звеньев в воспитании молодых как раз и являются семинары, подобные тому, который начинается се­ годня. Участниками его станут нс только местные писатели, прозаики, критики, любители .чигературы, но и гости из дру­ гих городов — Москвы, Воро­ нежа, Тамбова. Надо надеять­ ся, что разговор, который со­ стоится в эти днн, будет по- настоящему деловым и творче­ ским, аналитичиым и прпнци- пмальным, нелицеприятным, но по-товарищески доброжела­ тельным. Плодотворной работы тебе, «большой сбор» литераторов Липецкого края! «ф» в. ш и ВИНА со ттш я йш п Все солдатские сны И различны, и в чем-то похожи — У парней молодых,- Что теперь свою службу несут, И у старых солдат, Чья тревожная память не может Ни забыть, ни закончить Свой вечный и праведный суд. 'Снятся'м альчикам 1В чуть пообмятых шинелях 'Предстоятдие встречи, И лица далеких друзей, И серебряный снег, Осыпающий тихие ели, Что застыли-У входа В единственный тот Мавзолей. ‘Снятся мальчикам Сказочно быстрые кони. Ч то в рассветных тумана.х Плывут по земле наугад, 'Снятся.мальчикам сны, 6 которых мечтают сегодня (Ветераны войны, ; Сохранившие зван ье :— Солдат. Вечерами закаты Бегут за горбатые крыши, И развесистый тополь У,зорной листвой шедесгит... Вепом'ниает солдат, И пускай ом давно уже «бывший». Ио солдатская память Не хочет в отставку уйти. По ночам из окошка Давно уже спящего дома Одинокая лампа Ракетой вонзается в тьму. Опаленная молодость В серой шинели знакомой Издалека приходит Опять на свиданье к нему. «Помшшгь бой за высотку? Лавину грохочущих танков? И кинжальный огонь, И полегший, расстрелянный взвод? Мы Н.Х взяли за глотку. Ты помнишь ночную атаку? Ты был ранен, но шел. И шептал: «Коммунисты, вперед!..». Ты был раней тогда. Но горели фаищсгскнс танки На полях Подмосковья В отчаянный русский мороз. Там солдатом ты стал, В этой первой жестокой атаке. Там погибших друзей Хоронил у подножья берез. Ты давно уж старик 1В этом трудно доставшемся мире. В даль ушли, откатились Раскаты ,последних боев. Отчего Я4 по ночам, В этой тихой, уснувшей квартире Словно Вечный огонь. Полыхает окошко твое?». ■Да, и ж,и,знь прожита Почти так же, как в первой а та к е , . Но' не только военные Раны сегадия болят. Вот и внуки растут, А тебя по ночам будят танки, И горящие избы, И лица погибших солдат. В четких строчках газет— ■Отголоски .талеких спбг.упш. С эамирающ,нм сердцем Ты ищешь 'лекарство свое; Ты Не просто свидетель, — Любой искушенный политик Должен, прежде всего. Был бы выслушать мненье твое. Все солдатские сны — Прописать господам дипломатам! Д а и тем заодно, кто привык Дивиденды считать! Кроме прочих людей. На земле еще живы Солдаты. И не грех бы спросить их —- Хотят ли ОМИ воевать? г. Липещ?. Б. КАПУСТА В ЛШ 1 боем и тревог, в дни чернее ночей, в дни военных дорог м военных речей шел солдат по .зе.мле, нес в подсумке своем листопад в сентябре, майский ветер и гром. И улыбки родных, н любимой глаза, и есенинский стих, и скворцов голоса. Ветер тихий средь рос II метелицы рев — он в подсумке пронес до чужи.х городов. И спросили его; — Как Победу добыл? На черте огневой как набрался ты сил? Усмехнулся и вста.т. И усталой рукой из подсумка достал горсть зехьти он родной. — Ничего не тая, рассказ.ать я готов; «Вот Победа моя — вот могила врагов!». • Г. с к а р е д н е в (В ночи свинцом плезаяея пулемет. Все громче нарастали звуки боя. З аж ав гранату, сделал шаг вперед Солдат, что был мо.тоже нас с тобою. Он лег иа землю и пополз во мгле За вас с тобой пред будущим в ответе. Л был рожден ие ползать по ;)смле, А в полный рост ходиы. по всей Иланете... И точен был ваятеля резец: Скульптура словно вылита из стали. Над всей планетой высится боец. Стоящий в полный рост на пьедестале. НАСТУПЛ^ЕНИЕ Вы слышите: Всхер играет атаку. Дождинки стучат. Словно кони в намет, . И раненый день Не по капле—по маку Цветочную кровь На луга отдает! Такое сраженье — Любому по нраву. , Хочу продолжения боя- И чтоб — Увидеть стрекоз Голубую ораву. Навстречу шрапнелью Летящ'ую -в лоб! Как много звезд, как мало света - Блестит полночная слюда! Как спячка, чиркнула комета, . Упав в чернильницу пруда. Между галактиками где-то. Уж неподвластная векам, Ипомлапстпая ракета Дрейфует к звездным берегам. Преодолев в пути полсвета И половину темноты. Она обычною кометой Скользнет на Землю с высоты. _ _Ю- СТАРОДУБЦЕВ ВЕСЕННВИ ДОЖДЬ Вот и дождь пришел игрун, Растревожил .людям души. Вышли люди в сеин слушать Перебор весенних струн. Вышло будто б ненароком. Вышло будто б невзначай— Руб.чнул вдруг гром сплеча И защелкали сороки. А вода, вода, шурша По канавам и по травам. Билась, билась, как душа. То налево, то направо. Пахло все ядрено, сочно. Люди, глядя из сеней. Был» рады: «Лей сильней!..». И вдыхали дух молочный. а и. ХАРИН Осенний день суров и мрачен. И после летнего тепла сочтется явной неудачей его ненастная пора. Но это внешне. Если вникнуть вог.чубже И; жизненную суть и к позе пахаря привыкнуть, пониже голову нагнуть, — увидишь кучу^вежих листьев и прошлогодний пласт « гнилой. ,1 — откуда ^ пышность рав весной... БОЛЬШОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ О МАЛЕНЬКОМ ДОМИКЕ Они пустили нас погреться, Добры, не строги и земны, В полсотпи метров от прогресса, Среди рождавшейся зимы. Оки раскрыли дверь пошире И не встревожились, когда В «хоромы» эти небольшие Ввалилась шумная орда. Старуха к печке нашу обувь Снесла: «Промокшая, поди». Старик сказал: «А ты попробуй, Сама по холоду пройди. А вы из города, ребята? На помощь, видно? На свеклу?». И мы сказали: «Верно, батя». Блаженно радуясь теплу. А он спокойной речью друга Нам рассказал, что вот — беда, Что, мол, с уборкой нынче туго, Уж слишком рано холода... Что при такой же вот погоде. Как мы —- такой же молодой, Он рядовым шагал в пехоте По той последней — мировой. Что в трудном деле батальона Он был контужен невзначай... ■ Потом жене сказал: «Алена, Согрей-ка ты ребятам чай». Мы отказались, загалдели: «Не надо! Что вы! Ни к чему!» Потом молчали и глядели .На фотокарточки в дому. А там, как будто в желтом дыме, В иечеткЪм фото на стене Они — такие молодые, ЧГ^о даже странно стало мне. Они стояли, как на страже Детей — иа карточках других, И дети были даже старше Тех, что за дымкой, тех двоих. Старик сказал, свернув газету, Пропав в махорочных дымах; «Поразбрелись по белу свету В многоэтажных жить домах. Свои напевы запевакп-. Свои пути теперь мостят, Но стариков не забывают, Нет-иет — напишут, навестят... Вы заходите — мы приветим». ...А мне подумалось о том. Как мы просились перед этим В другой — просторный светлый дом. Там можно было греться Но, тело в двери пронеся, Нам некто гладкий и дородный Сказал солидно, что — нельзя... ...Мы в этот домик ходим греться. Там топит добрую плиту Старик, отставший от прогресса. Но сохранивший теплоту. П ОЭТИЧЕСКИЙ сбор­ ник И. Зввражина. вышедший в изда­ тельстве «Современник», называется «Участие». Что и говорить, название обязы­ вает, ведь это слово имеет двойной смысл: совместное участие в каком-то деле и участие к человеку, сочув­ ствие, способность разде­ лить с ним радость и горе. Эти значения сливаются в стихах Завражина в единое понятие, раскрывающее его соотнесенность с ми­ ром, с людьми и временем. Если попытаться опреде­ лить сквозной мотив всей книжки, то это, пожалуй, будет мотив времени, мно­ голикого, неумолимого и вместе с тел^ со:фЕНягощего все ; настокш,ее и подлин­ ное: «Время все сохранит». Сборнику задает тон пер­ вое стихотвооение «Ожида­ ние весны», в котооом ощу­ щается стоемленип поэта жить навстречу будущему, доверчу--я расиоытость к жизни, боязнь очерстветь, потерять и"’'ерес к окру- жаюшеАлу. боязнь «до отча­ яния выстыть». ' Воемя V И. Завоажинл ••ногомерно. Это и неиз­ бывная па.мять о послево­ енном детстве. Как трога­ тельно «П 60 ПО-. что запом- (лось» — бабка посылает мальчугана тед'ным зимнидд утоом за огнем к соседке, трогательно звучит са­ лю имя со'рдки: «Одагжа— всегдт чем-то одарива­ ет». С тех ПОР ост.зллсь спо­ собность ценить тепло че­ ловеческих отношений, доброту, доверчивость, участие. Нет сроков для па­ мяти. Четвеоть века прошло после окончания войны, л в стихотворении «Это нв,ао судлеть,_» девуш'з с преж­ ней болью и надеждой пы­ тается отыскать отца в кад­ рах военной кинохроники. Четверть века — если все еще длится на Каяле полет неумолчной зигзицы. Уходили друзья, Приходила усталость. Все, что было, терял. Все, что будет, терял, ;Только ты оставалась. ком, который уже точно знает, от чего ему следует отказаться, который аскети­ чески лишает себя многих житейских удовольствий Эти строчки, наполдинаю- вечная сутолока городских каждый твой день - щие читателю о Ярославне из «Слова о попку Игоре- ве», перекосят нас в кон­ текст большой ~ приобретают масц!^^ость, ибо гибель иа войн» ужасна и пребудет пока люди будут у5ивать друг друга. Здесь чувству­ ется способность поэта ид­ ти от частного к обобще­ нию, быть на грани личного и общечеловеческого, уме­ ние естественно переходить из одного издлерения в дру- Далеко война, но людей по-прежнему объединяют страдания и победы, пере­ житые вместе с Родиной и за Родину, друг с доугом и друг за друга. Поэтому и среди шумной свадьбы лю­ ди вспоминают о войне, ма­ тери «сидят не радуются» и «мужчины старшие» притих­ ли, обняв доуг доуга. По­ этому вечным «началом па­ мяти» остались в сознании поэта «послевоенные ва­ гоны» и все радостные' и скорбные «детали», «при­ меты времени». Уходило время, но оста­ валась неизменной выстра­ данная любовь к России, искренняя, без громких клятв, без «показной краск- забот. Но осталась верность истокам, любовь к близким - сердцу местам, к родной ^ |ю ри и , КузьминшЦ^ глубочайшее иЛН уааж ениЯр деревенской н^Вцгда Жизни, ю^Бдям земли, ще- г Я ^ о й , мящая по спелым ко- б лосьям, пБ запаху сена, по коподезьным журавлям. И. Завражин дорожит временем труда, труда ос­ новательного, добротного, не суетливого. Его герой вообще не привык отды­ хать, поэтому. наприАдер, в стихотворении «И заелуг-то не очень», попав на курорт, он чувствует, что ему «оуки некуда деть». Дело не то"ь- ко в том, что врелля необ­ ходимо расходовать бе­ режно и с пользой в чисто поактичегком г.мыепе этих слов, но и в то.м. что жизнь чеповекэ, его время, его стремления и помыслы при- наляеж»т ие только едду. Лирический гесой И. Эав- ражина остро ощущает от­ ветственность перед Роди­ ной. перед эпохой, перед людьми, одаривщмми его своей добротой и довери- Нз добро — Успею ли, отвечу? Каждому ли зову отзовусь? Мы имеем дело с чечове- первыи, и каждая ночь — как последняя». И. Завражина привлекают переходные, промежуточ­ ные, нестатичные состоя­ ния: «Это уже не осень, это еще не зима»; «Зайцы уже белые, а снег еще не упал»; «На свет переломило пре­ дельный сумрак декабря»; «Утром умерли травы.., но люди, не верьте вы мне!». Таких примеров много. И. как в подлинной поэзии, по­ эт обращается к этим об- разалд не ради фиксации са­ мих этих переходных мо­ ментов, но пади человека, для того, чтобы попытаться поибчизиться к неуловимой грани между старым и мо­ лодым, д . о 6 р Ь1 да и злым , жи ­ вым и мер-Евым. Время заставляет пере­ оценивать ценности, пред­ остерегает, побтркдает быть стооже. требователь­ нее к себе. С годами рас­ тет требовательность к сво­ ему творчеству, появляется стРвАдление осмыслить за- квноАдеоно'’ти творческой работы, трезво оиеиить, свой вклад в общее дело. и. что греха тлить, появляется инсла «■'оковой» вопрос ; то ли яогб>''о тм делал о своей жизни? йот хотя бм столярное релдесчо — очо «здравое, непреходящее», оно не заставляет ломать голову над тем, что хотел выразить мастер в табурет­ ке. Более того, оно не вы­ зывает мук совести, остав ляет время для отдыха наконец, не заставляет ду мать о то.м, как «неподатли­ вы слова». В стихотворении «Теперь, наверное, все ча­ ще...» поэт не принижает одно ремесло за счет дру­ гого. но «методом от про­ тивного» он убеждается, что его труд тяжел и, увы, не всегда благодарен, по­ этому ему приходится му­ читься над словом, тер­ заться угрызениями сове­ сти, он не знает отдыха, е.му противопоказаны внутрен­ няя успокоенность, равно- душие,, душевная инерт­ ность. Но поэзия этого сто­ ит! Заслуживает внимания стихотворение «Хочешь, « тебе спою про иеподлин- ность мою...». Оно подни­ мает очень важный вопрос —• об искренности поэтиче­ ских переживаний, об ис­ тинности и подлинности страданий, ко-горыми поэт делится с читателями. Нет ли здесь позы, рисовки «литературной» надуман­ ности? Можно, конечно «отстрадать — возвратить, точно дубль прокру­ тить». Но автору такая по­ зиция органически чужда. Он предпочитает «жить, судьбу не губя гой огляд­ кой на себя». Его поэзия правдива. доверительна щедра. Как; пишет в преди­ словии к сборнику «Уча­ стие» известный советский поэт А. Жигулин, лирике И. Завражина присуща «подлинность поэзии истин- Шторм налетает внезапно. Как выстрел, как откровение. совсем не стоймя — словно мускул дрожит иль рапира... Море, точнее, — Гиган-гское об-ьединение Мышц обезумевших. Сил обезумевших мира. Шторм небывалый? Не шторм — эскадроны в атаке. Буйные гривы смешались, И ржанье, й топот... Небо клинками пластают А В. РЕПИЦ Ш Т О Р М Молний зигзаги... Справа И слева, ' ч — и сверху - копыта мнут мою робу... посредине лавин двух, Крошащих друг друга. Их острия Прямо в сердце Нацелены четко... Тем, кто ни нашим, ИИ вашим — Извечно приходится гуго... Вот и приходится оспомнить И бога, и черта... Да, мы — ни вашим, ни нашим! Ни богу, ни черту! Мы —середина, что золотая... Бецте чумным кулаком, Ктоком — В скулы, по борту — Мы отквитаем удары. Отметины подзалатаем. Славный корабль наш: Рванулся, на гребке помешкав... Шгорм—тоже С.ТЯВПЫЙ. И море. Противники в СИЛС... Славные наши ребята! Словно в орешке — Мы — середина, мы — ядрышко; Что, раскусили? т з д т к ш к МИНСК. ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИК «КНИГА НА СЛУЖБЕ ПЯТИЛЕТКИ» проходит в Минске. Его цель — познакомить чита­ телей с новинками литера­ туры, посвященными 60- летию Великого Октября. ■«Борцы з а Власть Советов», «Октябрь и книга», «Мы — советский народ» — вот не­ которые темы книжных вы­ ставок и литературных ве­ черов, которые идут на предприятиях, в учреждени­ ях, вузах и Дворцах куль­ туры города. Читатели встречаются с литератора­ ми, героями полюбившихся КИИ) — ветеранами граж­ данской и Великой Отечест­ венной войн, ударниками первых пятилеток, передо­ виками и новаторами проиа- водства. (ТАСС). РОДНОЙ МОТИВ. Б ЕГИЧЕВО ~ средне­ русская деревня, утопающая в зелени садов, примыкает двумя порядками добротных ка­ менных домов к берегу ве­ личавого Дона. Здесь в го­ лодные девяносто первый — девяносто второй годы прошлого столетия спас от голода три уезда, более четырнадцати тысяч кресть­ ян великий русский писа­ тель Лев Николаевич Тол­ стой со своими многочис­ ленными помощниками. Двести один день в «штаб- квартире» — одноэтажной деревянной усадьбе мест­ ного Помещика Ивана Ива­ новича Раевского, близкого друга писателя, которому, кстати, принадлежала идея создания столовых под назвамнем «сиротские при­ зрения», шла кипучая дея­ тельность. Трагическая судьба рус­ ских коестьян глубоко тро­ нула шведскаго корреспон­ дента Стадликга. «...Между тем. мы увиде­ ли среди ДАОтели дпииный ряд каких-то занесенных снегом холмиков, — пишет он. — Подьехав ближе, убе­ дились, что это ряд хижин, занесенных снегом по са­ мые крыши. Это была де­ ревня. Она имела самый жалкий разоренный вид. Многие избы стояли без кровли. Кругом ни одного существе. Из тоуб не видно даже дыма. Всюду разру­ шение и смерть. Мы оста­ новились перед избой, где граф устооил школу и сто­ ловую. Войдя в низкую из­ бу, ДАЫ сперва ничего не увидели и только по ощу­ щению мягкости под нога­ ми догадались, что- голая земля служит полом. Когда глаза наши привыкли к по­ лумраку. мы увидели не­ сколько лавок и около три­ дцати детей, стоявших мол­ ча и смотревших на нес. Двое пожилых людей стоя­ ли 8 углу. Кашель и тяже­ лое дыхание слыщались с печи, на которой лежало трое детей, покрытых чер­ ной оспой... Пока гоафиня (Мария Толстая, дочь Льва Толстого) распоряжалась делами школы и столовой. ходил из дома в дом по всей деревне. В своем дневнике я пометил следу­ ющее: в избе № 1 я нашел корову, трех пожилых лю­ дей, из коих один лежал в тифе на печи, рядом с дву­ мя детьми, болевшими чер­ ной оспой. В № 2 я застал ребенка в черной оспе, старика, больного тифом, и двух баб, опухших от голо­ да. Скота никакого, весь вымер. Ни топлива, ни пи- В № 3 я увидел пре­ странное зрелище: войдя в тесную хижину, где было так холодно, что земляной пол зал\ерз, я поздоровал­ ся, но не получил ответа и уже собирался уходить, как вдруг услышал тяжелое ды­ хание и увидел пару ног, обернутых тряпками и вы­ совывающихся из отверстия печи. Вслед за тем большо­ го роста мужик вылез из печи. За ним выгюлзла от­ туда же болезненного вида женщина. Она дрожала от холода и прикладывала ру­ ку ко лбу. На мой вопрос, что с ней, отвечала; «Голо- Фотоэтюд В. Лиэукова. — Дак пока есть силенка, попытаюсь. Другой долгожительни­ це Марии Сергеевне Завья­ ловой, живой, крепкой, лицом круглоликим, моло­ жавым, не потерявшим бы­ лой красоты, с удивительна ясными глазами, больше девяноста лет. Ее муж, Яков Ермилович, умер на ЮЗ-м году. Мария Сергеевн! ви­ дела Льва Толстого. — Леа Николаевич к нам приходил, явственно пом- СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ва болит». «А дети есть?»— спросил я. «Да, посмотрите сюда», — сказала она, за­ ливаясь слезами и показы­ вая на груду лохмотьев на печи. Там оказались двое ребятишек. Один из них был, очевидно, близок к смерти от изнурения или голода, а другой — от чер­ ной оспы. Рослый, крепко сложенный мужик с осунув­ шимся, точно каменным ли­ цом и воа.чившимися гла­ зами, с торчавшими во все стороны космами стоял не­ подвижно на замерзшем попу, изображая картину безнадежности и апатии. Ни скота, ни топлива, ни пищи, кро1ме того, что жертвова­ лось извне... У дхеня сдави­ ло в горле. Я не мог выго- вооить ни слова...». Нынешнее Бегичево раду­ ет тучными хлебными нива­ ми, подступающими с трех сто-'он к домам, аккуратно побеленным и покрашен- Новое поколение людей живет по-новому, богато, широко, единой крепкой семьей, влившись в коллек­ тив Северного отделения соЕхоэа «Полибино». О благополучии деревни лучше всяких цифр свиде­ тельствуют долгожители. — Сколько вам лет? — спрашиваю пенсионера Ивана Васильевича Козлова. — На девятый десяток перевалило, — отвечает, оторвавшись на минуту от дела; он отбивал косу. — Здоровье? Ничего... За свою бытность к докторам не хо- —• На сенокос, никак, со­ бираетесь? ню, приходил! — рассказы' веет. — Загородка у на< была; в загородке три бе­ резы росли и столик стоял; В усадьбе, что напротив иа- шего дома была, народ по­ стоянно кишмя кишел. Он, бывало, урвет часок-другой, и к нам в загородку. Сядет за столик — и пишет что* то, пишет... Летом, ели осе­ нью, страсть как любил вер­ хом ездить. И не забавы ради. Все досматривал, кап народу в округе живется, в какой помощи нуждается. Народ-то сильно страдал.. Антонина Михайловня Кузнецова почти на полвека моложе Завьяловой. Она учительница. Недавне уш­ ла иа пенсию. О благотво­ рительной деятельности Льва Николаевича ей рас­ сказывали старожилы де> — Мое поколение, наши дети — все живем в достат­ ке, о куске хлеба не дума­ ем. Но меня часто беспоко­ ит; что новые поколения мало знают о беспример­ ном мужестве и подвижни­ честве великого писателя. Л память об этом, о тех года;: хранить обязательно надо чтобы ценить и беречь на­ стоящее. Что я предлагаю’ Память о Толстом надо уве­ ковечить. Твердо убеждена, что каждый, побывавший здесь, до глубины души должен прочувствовать атмосферу, в которой работал Лев Ни­ колаевич, преклониться пе­ ред величием егс личности впитать в себя частицу его человеческой доброты. И. КОСАРЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz