Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)
• 1 енинец О Сегодня -^ День рождения пионерии I О ЛеМинец Н. Н. ФЕДОРОВА, пионервржатая первого пионерского отряда в г. Липецке | Р ЫЛ0 много -ответствен- Они выстроились в па мяти по порядку, и я хорошо помню каждый из них. Но есть самый яркий и он первым сто ит в цепочке ламятных^бы- Про него песня написана. На- .чинается она словами; «Этот день вспоминаю, как песню, пионерии первый отряд...». Да, я была вожатой самого первого пионерского отряда в Липецке. Да, вместе со мной и мальчишки, и- девчонки первы ми произносили пионерскую Я всю жизнь прожила, в Ли пецке. Люблю его особенной любовью. Здесь столько мест, напоминающих о том удиви тельном времени, а ведь часто просто какое-то слово, пустяк вызывает в памяти так много ...Станция «Чугун». Первые субботники. Мои мальчишки и девчонки всегда вместе с ро дителями, с бабушками и де душками выходят на.станцию и толкают «кукушку» — малень кий паровоз, который тянет платформы с рудой. ...Весна. Солнце светит, тра ва зеленеет, а нам радостно вдвойне; идем сажать цветы вокруг цехов.; Потом, спустя много лет, один из мальчишек, Алеша Черепахин, стал на чальником копрового. Гкрепко дружили с сельски ми ребятами из Кузь-мино-От- вержек. В. гости к себе пригла шали, на завод водили. С бес призорниками вели борьбу. С чердака конносо двора их сни мали. В школу их вовлекали, в \ детдома направляли. Органи зовывали лотереи, а деньги от правляли , детям голодающего Поволжья. ' I В то время еще не было кни- л'и «Тимур и его команда», а ребята наши уже шефствовали над семьями погибших, помо гали пожилым л'юдям. То де ревья побелят, то огород вскопают. Я твердо уверена, что Гайдар не придумывал сюжет для этой книги. Он про сто подсмотрел его в ребячь- ориентации, но сердцем чувст вовали пионеры, как надо труд любить. Ходили мы на экскур сии. Побывали во всех цехах завода «Свободный сокол». Чугунолитейный... Дымовая : веса, огненные звездочки вверх взлетают, расппавленны*^ металл в ковшах несут. Н ва Г страшновато стало, к стене прижимаемся. А литейщик, сверкая белыми зубами, весе ло говорит: «Не бойтесь! Нас огонь не возьмет. Подрастете, на завод приходите!». И ведь пришли ребята на завод!' A. Филиппов, Н. Синельщикова, B. Тарасов, И. Егупов стали ме- ■ таллургами-сокольцами. Первые мои пионеры научи ли меня любить детей, помог ли выбрать жизненный путь — я стала учителем. С тех пор всю жизнь с ребятами. Ску чаю, если долго не вижу их. Ведь их жизнь — продолже ние той, которую я так помню и люблю. Многих уже нет в живых; кто на фронте, погиб, кто от болезни умер. Но вот недавно мне попалось одно со чинение. Написала его Алена Егупова из сорок первой шко лы. Рассказывала она о своем дедушке Грише, геройски по-: гибшем в бою. Прочитала я сочинение и заплакала. Меня спросили: «Что случилось?» Да написала-то Алена про моего Гришу. Про мальчишку, кото рый одним из первых пришел в пионе.рский отряд. И думала я тогда: мне: нуж но еще одну жизнь прожить, чтоб все рассказать смене мо- НЕЗАБУДЕТСЯ ПЕРВЫЙ ОТРЯД!. с. и. ТУРУТИН, делегат 1 Всесоюзного слета пионеров Н А СТАРЕНЬКОЙ, пожел тевшей от времени фо- тогрвфии, пионерский отряд-1. Так его называли в клубе строителей города Са- В глазах ребят столько меч ты! В первом ряду пионеры построились в пирамиду. Дев чонка крепко сжала древко знамени. Загорелые босые но ги и белые рубашки. А рядом с яожатым — я, Сережа Туру- гин. Как мне хотелось попасть в пионерский отряд! Я мог ча сами стоять во дворе, любуясь стройными колоннами пионе ров. Завидовал до слез. Отхо дил в досаде от забора, нона следующий день опять шел к ним. В отряд попасть было не легко; нужно было заслужить звание пионера. И все-таки ре комендацию мне дали. Я со всем пылом взялся за работу. До сих пор непонятно, откуда бралось столько фанта зии, когда мы с ребятами оформляли пионерскую газе ту, придумывали лозунги, ко торые сменялись в нашем клу бе каждый день. Да, лозунгов было много. Их рождала сама жизнь. И мы, пионеры, не толь ко писали могали взрослым выполнить. По всей стране прокатилось движение по ликвидации неграмотности. И мы ходи ли по домам; учили рабочих читать, писать, считать, учили тому, что сами узнали в шко ле. Мне удалось закончить только пять классов. В нашей семье было десять человек. Из детей я был почти самый старший, поэтому пошел к от цу на стройку. Вместе с ним столярничал. А скоро по вече рам стал бегать в школу. Воз вращался домой за полночь и сразу садился выполнять зада ние. Надо было выкроить вре мя на завтра, чтобы пойти в пионерский отряд. А я 1929 году в составе Средневолжской делегации я поехал в Москву, на первый слет пионеров. Никогда не со трутся в памяти эпизоды встре чи на вокзале, день открытия слете, на котором были М. И. Калинин, А. М. Горький, Н. К. Крупская, На стадионе «Дина мо», где проходил слет, за де сять дней его работы побыва ли все члены правительства. Перед ребятами выступил В. В. Маяковский. С тех пор он мой любимый поэт. На слете говорили о необхо димости учиться, о подготовке отечественных специалистов, об интернациональной пионер ской работе. Десять дней были расплани рованы до последней минуты. После лекций, докладов ребя та разбивались на группы и за нимались в разных секциях. Вечером шли в театры, музеи, на выставки. Почти вся моя трудовая жизнь была связана с разного рода опасностями. Но я при шел на эту работу уже за каленным человеком. Эту за калку я приобрел еще в детст ве. Оно до снх пор кажется мне таким близким! Почему! Пото му, что впечатления, воспоми нания о нем самые сильные. И вы, дорогие ребята, не думай те, что жизнь длинна. Она только кажется длинной. И вам будет вспоминаться детство. Но покажется ли око вам близ ким или далеким, зависит только от вас, от того, сколько полезного, хорошего выедена- ПОЧЕМУ БЛИЗКО ДЕТСТВО. ТАК «Плывут пароходы — привет Мальчишу! Пролетают летчики — привет Мальчишу! Пробегают паровозы — привет Мальчишу! пройдут пионеры —салют Мальчишу!». Все мальчишки и девчонки знают эти слова из удиви тельной сказки Аркадия Гайдара «Сказка о Мальчише- Кибальчише» — это пионерская сказка. Это сказка о верности, р мужестве, о чести, о преданности. Кому из ребят не хочется быть похожими на Мальчиша? И сколько их было, таких же, как он, в жизни? Вот почему мы решили назвать наш пионерский клуб «Мальчиш-Кибальчиш». Первый его выпуск выходит- в День рождения пионерской организации. Нынешний праздник-— Особенный, потому что отмечается он в шестидесятилетия Великого Октября. Прэтому мы . гласили сегодня в наш клуб людей- разных возрастов, пионе|)Ов разных поколений: и того, кто стоял у истоков пионерской организации, и того, кто повязал галстук в годы первых пятилеток, и ветерана войны, и пионера 70-х годов. Мы задали им один вопрос: «Что бы вы хо тели рассказать юным читателям в День рождения пи онерской организации?». П И О Н Е Р С К И Й В гостях у « М К » ^ пионеры разных тюколений СПАСИБО ВАМ!.. Е сть в моем письменном столе особый ящик. Храню я в нем правительст венные награды, фронтовые фото графии и письма. Их много; от боевых дру зей, от родственников погибших и от ребят- пионеров, которых я давно считаю близ кими и преданными друзьями. География мест, откуда они пишут, большая: Ленин град, Литва, Украина, Ростов. С липецкими школьниками мы встречаемся наяву, чему я всегда бываю очень рад. И вот что я заме тил в последнее время; бываю в других городах и мне все больше и больше хочется: рассказывать о липецких пионерах. Встре чаясь с мальчишками и девчонкамн-лип- чанами, рассказываю о тех, с кем переписы ваюсь. Это всегда связано с воспоминания ми о моих старых, боевых товарищах. А сейчас начну, пожалуй, вот с чего. На днях ,я получил письмо из Киева от генерала в отставке Андреева, он нашей дивизией командовал. Генерал просил, чтобы я при слал подробные сведения о полке, в кото ром сражался. И написал большой пере чень вопросов, интересующих его. А в кон це: «Я понимаю, Иван Федорович. — эта работа потребует много времени. Но вы попросите ребят, чтобы они оказали вам помощь...». Старый генерал имел в виду 538-ю школу г. Ленинграда. Ее ученики подарили вторую жизнь нашей 276-й бомбардировочной авиа ционной дивизии, собрав однажды нас, оставшихся в живых. На протяжении мно- гих лет эта школа — место встреч старых летчиков. ...Служил в нашем полку замечательный летчик — Сырчин. В сорок четвертом году, под Выборгом, мы его потеряли. Не вернул ся капитан из боя. И в суматохе некогда было установить Место его гибели. А недав но на одном из огородов жители города на ткнулись на облому самолета. Узнали ^ б этом ребята из оЗ^николы, начали р дш |^ ки и обнаружиличЦ^кументы, истл^ЯЩ отчего невозможно было разобрать: чьи они? По номеру»военного билета установили: ка питан Сырчин. Был у меня друг. Герой Советского Со юза Павел Маркуц. Из красно-белого мра мора стоит памятник ему на родине, в селе Запорожье' Мя.члеровского района Ростов ской области. Мне он особенно дорог еще и потому, что деньги на него заработали миллеровские пионеры. Недавно открываю липецкую газету и читаю о том, что в Правобережном Доме пионеров открыласЬ'^?экспозиция «Липецкие журналисты — на войиы».--6обран огромный материал о маршале бронетанко. вых войск Катукове в сорок седьмой шко- Пиоиеры дружины тридцать четвертой ходят в походы в село Двуречки — на ро дину Флерова, командира первой батареи «катюш». В сорок шестой — готовятся к встрече с ветеранами бывшего 137-го гвардейского Минского ордена Суворова !!! степени авиационного шетребигельного полка... 6 Мая о-щ 1 ые |й |цы получили многО|Ц^ здравяений, :слыиЦр много слов благо|Щ^ пости за сяасгмнвое детство. А 19 мая.^^в День рвждения пионерской организации, я хочу сказать вам, дорогие ребята: с празд ником вас! Спасибо вам за память... С ЕДЬМОЙ Всесоюз ный слет пионеров отделяют . почти пятьдесят лет от первого. Тогда, в 19'29 году, казалось, что не будет конца 'и края . пионерским делам. И в «Ар теке», на последнем слете, мы -поняли: не, будет конца , и нашим делам....... • Перед началом ' слета нам, делегатам, предлозки- ли продумать дальнейшую „ программу - работы марша, посвященного 60-летию, Ве ликого Октября. Сколько бйло ребят на алете, столь ко было предложений. Мно гие сошлись вот на чем. БАМ : строится, можно завершить Всесоюзную операцию «Пиоиерекие щель- сы—БАМу». Но этой доро ге нужны II поезда. И ребя- а решили продолжить сбор металлолома Иод девизом «Пионерские поезда — БАМу». От пионеров Ли пецкой области поступило уже много металла на пере плавку. Недавно в нашем районе мы подводили ито ги. Оказалось, пионерская дружина : средней школы № 46 собрала 180 тонн, а ребята из пятидесятой — На первом слете прозву чал завет крепить-дружбу с детьми других стран. Мы выполняем этот завет. Труд но назвать школу, где нет КИДа, С каждым годом МЫ ИДЕМ НА ПОМОЩЬ СТАРШИМ.. Володя АСТАХОВ. де.зсгат VII Всесоюзного слета пионеров все труднее-определить, ка- помимо уроков, заниматься кой из-них самый лучший,- в»предметных кружках, - на потому что работа стано- станциях, юных техников, - в вится -везде интереснее,- Из Домах пионеров. В одной тридцать девятой, ппиходит только правофланговой дру- сюобшение о том, что хор жине: им, Лни Мороз^шой подготовил программу . на сорок пятой :школы работа- Ийостранном -языке, в сорок ют 35 -кружков. \ , шестой создан снециаяышй' -Когда взрослые приходят пресс-центр, который ведет в .школу, всегда обращают переписку, в сорок четвер- /внимание на то,' сколько той'" ■праводится’ ' месячник:^ объявлений' - висит в вести- интер'национальиой „друэк-, бюле, которые и на хор, н бы. В нашей, сорок девя- на устный журнал, и в са- той, была неделя иностран- модеятельный театр при- пого языка, где были н рас- глашают. А особенно; если сказы о поэтах-классиках, и пройти по всем, в какой пьесы на английском языке, только ■стране не «побыва- и даже КВН. ешь», в какой толЕко кино- Но чем бы мы ни были за- театр не попадешь, ведь у пяты, маршруту «В страну нас есть свои школьные ки- знаний» уделяем ■■ самое нотеатры. Ребята из трид- ббльшое внимание. Сколько цать шестой в своем слетов ирошло, сколько, эта- кинотеатре «О р л ен о к »п о пов марша миновало, а де- емотрйан~гдаол<*»дау|®.' ты ла учебы по-прежнему сто- сяч фильмов. Есть здесь , и ят на первом месте.; В на- юные помощники ГАИ. шем районе есть дружины. По итогам первого этапа где нет ни одного неуспева- Марша под девизом «Идем ющего. Но хорошо работать дорогой Ленина, дорогой по маршруту «В страну зна- Октября» только в нашем ний», это значит не только Советском районе девить не иметь неуспевающих, а и, правофланговых дружин. АРН МОЙ, МАТЕМЙШЙ! Сашу Белоярова, ученика 7-го класса третьей Данков- ской школы, четыре года под ряд видят на областной мате матической олимпиаде. И каж дый раз председатель жюри вручает; ему диплом за победу. И всегда, когда Саша подни мается на сцену для получе ния награды, в зале раздаются особенно горячие агглодисмен- ты. А дело вот в чем. В пятом —шестом классах он состязал ся с семиклассниками и зани мал призовые места. В этом году семиклассник Саша вы ступал по программе восьмн- илассникоа й справился с за данием лучше всех- Жюри еди ногласно определило; первое О своей победе Саше всегда не терпится сообщить папе. Для отца это — радость не только за сына, а и гордость за своего ученика. — Мой папа — учитель ма- тематики, — рассказывает Са ша. — С первого класса он увлек меня решением задач. Мне показалось это очень за манчивым делом. И позже я сам стал интересоваться слож ными формулами, начал загля дывать в тетради старше классников, которые отец при носил домой для проверки. И он начал давать мне задание повышенной трудности. — За какой класс ты соби раешься выступать в следую щей олимпиаде! — Пока не знаю. Правда, я взялся за программу 9—10 классов. Многое уже решил, но еще многого, не знаю. Сначала создалось. впечатле ние, будто Сашу, кроме мате матики, ничего не интересует, но мои предположения сразу исчезли, как только я открыла журнал 7-го «А». Напротив фа милии Белоярова стояли пятер ки по всем предметам. Аеще... — Люблю гитару. Есть у ме ня самоучитель игры иа ней. Вот я потихоньку и учусь... — Саша хорошо рисует, — сказали мне его одноклассни ки. —- Может красиво газету оформить, плакат написать. — Не слишком ли много для одного человека! — Нет, не много, — сказал Саша. — Просто надо уметь распределять свои силы, — то ном абсолютно уверенного в этом человека добавил он. — А на общественную рабо ту у тебя много времени ухо- — Так ведь он командир на шего отряда,—опять сообщи ли его одноклассники... В. ФЕДОРОВА. ВЕРНОСТЬ ПАМЯТИ ЛЕНИНГРАД. Более ста человек, служивших в разное время на легендарной «Авро. ре», отыскали красные следо пыты школы № 152. Ребята .записали воспоминания вете ранов, открыли в школе му зей, среди экспонатов которого особое место занимает альбом «От легендарных авроровцев — юному поколению». Крас ным следопытам этой дружи ны, носящей имя крейсера «Аврора», предоставлено право написать первую главу коллек тивной рукописной книги ле нинградских пионеров «Есть у революции начало, нет у ре. волюции конца». Эту книгу ре бята г^отовят в подарок слав ному юбилею Советской вла сти. Здесь будут главы, по священные первым коммуни стам и комсомольцам,' .защит никам .Пенинграда в годы вой ны, передовикам всех пятиле- Из зала доносились странные звуки: «а-а-»...», затем дружный хор ребячьих го лосов в одном ритме прокричал; «один, два, три, ...двадцать». Заглянули в зал. Здесь шли замятия дет ской 'драматической студии «Подсолнуш- — Закройте глаза, — ничего не вижу, теперь откро-йте: все внжу, но ничем не ин тересуюсь... — Виталий Петрович Трескин проходит между застывшими ребятами. — Чудес ,не бывает, — настойчиво разъ ясняет Виталий Петрович, — театр — это, прежде-'веёго, труд и целеустремленность! — А как же вдохновение? — На- первом месте упорный труд, а по том уже вдохновение. Сегодня ребята занимаются дыхательной гимнастикой. Оказывается, правильно ды шать —' дело непростое. А па сцене актер должен очень экономно расходовать воздух., И упражнения нелегкие. Лапример, по-' пробуй-ка звуком своего голоса сбить с ту л , , который .находится иа возвышении. Стул пока Стоит, но Виталий Петрович успокаи- — Ничего, в следующий раз получится. Теперь о том: как, где и когда появилась эта студия. Всего несколько месяцев назад в Доме культуры НЛМЗ. Желающих. зани маться оказалось множество,'но остались ' здесь 'не все,'а те, кто показал качества ха- На сцене — «Пдосолнушки» рактера, которые так нравятся Виталию нечно, не случайно. Ведь если вдуматься, подсолнух — символ света, тепла, свои пло ды ои-дарит людям за долгую работу. В скором будущем-юпые артисты' вместе со своим руководителем примутся за поста новку музыкальной сказки С. Маршака «Кошкин' дом», где герои, как вы знаете, —- животные. Сыграть их трудно. Поэтому большая часть каждых занятий обязательно отводится этюдам. ■; А сегодня студийцы откроют свои твор ческие дневники и занесут туда впечатле ния о занятиях, нарисуют декорацию к бу дущему спектаклю или придумают костюмы будущим героям... М. ЕРМАКОВА/ На снимке: в студии идут занятия. Фото в. Пустовалова. Е СТЬ такое село—Ио- •во-Чемоданово. До .города — далеко. В старину, если кому сарафан сшить — материал сами ткут, обуви нет лапти с а ми , сплетут', доехать до станции надо — лошадь в телегу запрягут. А уж куз нецы да плотники телеги делать умели! .И в калсдом доме, получалось, люди ре меслом занимались. По вот последнюю пару лаптей в музей отправили, платья са мых разных фасонов в ма':- газице купить .можно, и в те легах необходимость пропа ла ,— машины . появились. Хо-гь 'и довольны старики новрй .жизнью, а нет-нет да вспоминают.' кто I#- каждом доме чем за'нимался. И , во всем селе-всегда „было изве стно, .Кто лапти лучше -всех . плел, у кого .:полотно, было самым, красивым, у кого;те леги получались крепкие. . А сейчас',.так.и назвать 'не-. кого Кругом техника. Ведь умельцы — это те, кто ру ками что-то . делает, ирояв-. ляя прй этом терпение и старание необыкновенное. Такое, что иной внук, на блюдая за дедом, так и ус нет, рядышком. А скоро от самой близкой станции Митягипо стало много ' поездов до Москвы ходить. Утром сел, вечером — там. И Алеша Дмитриев , уехал в этот большой го род, поступил в ремеслен- ноа училище, где учили ху дожественной кладке кам ня. После окончания Мос ковский ушшсрсигет стро ил. Немного позже пришла пора в армии служить Пос ле службы заехал в Ново- Чемоданово и не смог его покинуть; таким родным здесь все было. А в это са мое время в школу учитель труда требовался. И поехал Алексей Арсентьевйч в 'рай онный центр на работу оформляться. С тех пор опять появи лись умельцы в Иово-Чемо- Растут в селе умельцы. даново. Только на сей раз так -ребят-школьников. ста ли называть, ‘ Вместе с умельцами доб рая традиция в селе появи лась.- К каждому празднику здесь подарки от мальчишек и девчонок получают. По этому, если все лома прой ти здесь, увидишь много ве щей, вырезанных нз дерева, выжженных по дереву, скле енных из дерева: шкатулки, рамочки, полочки, гравюры, игрушки. Все это, в общем, бе,зделушками называется, иа все это только смотреть можно. Но на то, чем любу ются, много сил и времени требуется. Однажды под считал Алексей Дмитриевич и оказалось: если вырезать шкатулку только на уроках труда, то года не ■хватило> бы, чтобы закончить. Ведь сначала корпус сбивают, за тем чертеж нужен, а потом уже вырезать ножом можно ^ каждый расчерченный по миллиметрам квадратик. Но ребята тянут- не любят — берут работу на дом. Вот и получается, что почти в каждом доме есть малень кая мастерская по дереву. . Появились среди мальчи шек и девчонок свои вирт’у- озы. У Ними Алексеевой, Лены Перчикопой, Тани На седкиной, Гали Олимах луч ше всех гравюры получают ся Нина любит изображать машины, ПОТОМУ что ее п а па — шофер, Таня — жи вотных, Галя с Леней- порт реты поэтов и писателей вы резают. Алексей Дмитрие вич — главный консультант. Ведь прежте. чо.м ребята за что-то примутся, учитель : подобное . сам сделает, ■По утрам спешит он в школу раньше всех, даже если уро- •КП у пего начинаются не сразу н восемь. В селе зия!- 101 : при'.чет сейчас Алексей Дмитриснич в свою мастерт скую и начнет бруски гото.- вигь, чтобы ребятишкам по том раз.чать. Как только за кончится первый урок — в мастерской полно народа. А вечером загляни в окошко дома, где живут школьники, увидишь скло ненные над, потелкой голо- Работают ножом, лобзи ком, проявляя при этом тер пение и старание необыкно венное. Такое, что иной дед, наблюдая за внуком, так и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz