Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

• 1 енинец О Сегодня -^ День рождения пионерии I О ЛеМинец Н. Н. ФЕДОРОВА, пионервржатая первого пионерского отряда в г. Липецке | Р ЫЛ0 много -ответствен- Они выстроились в па­ мяти по порядку, и я хорошо помню каждый из них. Но есть самый яркий и он первым сто­ ит в цепочке ламятных^бы- Про него песня написана. На- .чинается она словами; «Этот день вспоминаю, как песню, пионерии первый отряд...». Да, я была вожатой самого первого пионерского отряда в Липецке. Да, вместе со мной и мальчишки, и- девчонки первы­ ми произносили пионерскую Я всю жизнь прожила, в Ли­ пецке. Люблю его особенной любовью. Здесь столько мест, напоминающих о том удиви­ тельном времени, а ведь часто просто какое-то слово, пустяк вызывает в памяти так много ...Станция «Чугун». Первые субботники. Мои мальчишки и девчонки всегда вместе с ро­ дителями, с бабушками и де­ душками выходят на.станцию и толкают «кукушку» — малень­ кий паровоз, который тянет платформы с рудой. ...Весна. Солнце светит, тра­ ва зеленеет, а нам радостно вдвойне; идем сажать цветы вокруг цехов.; Потом, спустя много лет, один из мальчишек, Алеша Черепахин, стал на­ чальником копрового. Гкрепко дружили с сельски­ ми ребятами из Кузь-мино-От- вержек. В. гости к себе пригла­ шали, на завод водили. С бес­ призорниками вели борьбу. С чердака конносо двора их сни­ мали. В школу их вовлекали, в \ детдома направляли. Органи­ зовывали лотереи, а деньги от­ правляли , детям голодающего Поволжья. ' I В то время еще не было кни- л'и «Тимур и его команда», а ребята наши уже шефствовали над семьями погибших, помо­ гали пожилым л'юдям. То де­ ревья побелят, то огород вскопают. Я твердо уверена, что Гайдар не придумывал сюжет для этой книги. Он про­ сто подсмотрел его в ребячь- ориентации, но сердцем чувст­ вовали пионеры, как надо труд любить. Ходили мы на экскур­ сии. Побывали во всех цехах завода «Свободный сокол». Чугунолитейный... Дымовая : веса, огненные звездочки вверх взлетают, расппавленны*^ металл в ковшах несут. Н ва Г страшновато стало, к стене прижимаемся. А литейщик, сверкая белыми зубами, весе­ ло говорит: «Не бойтесь! Нас огонь не возьмет. Подрастете, на завод приходите!». И ведь пришли ребята на завод!' A. Филиппов, Н. Синельщикова, B. Тарасов, И. Егупов стали ме- ■ таллургами-сокольцами. Первые мои пионеры научи­ ли меня любить детей, помог­ ли выбрать жизненный путь — я стала учителем. С тех пор всю жизнь с ребятами. Ску­ чаю, если долго не вижу их. Ведь их жизнь — продолже­ ние той, которую я так помню и люблю. Многих уже нет в живых; кто на фронте, погиб, кто от болезни умер. Но вот недавно мне попалось одно со­ чинение. Написала его Алена Егупова из сорок первой шко­ лы. Рассказывала она о своем дедушке Грише, геройски по-: гибшем в бою. Прочитала я сочинение и заплакала. Меня спросили: «Что случилось?» Да написала-то Алена про моего Гришу. Про мальчишку, кото­ рый одним из первых пришел в пионе.рский отряд. И думала я тогда: мне: нуж­ но еще одну жизнь прожить, чтоб все рассказать смене мо- НЕЗАБУДЕТСЯ ПЕРВЫЙ ОТРЯД!. с. и. ТУРУТИН, делегат 1 Всесоюзного слета пионеров Н А СТАРЕНЬКОЙ, пожел­ тевшей от времени фо- тогрвфии, пионерский отряд-1. Так его называли в клубе строителей города Са- В глазах ребят столько меч­ ты! В первом ряду пионеры построились в пирамиду. Дев­ чонка крепко сжала древко знамени. Загорелые босые но­ ги и белые рубашки. А рядом с яожатым — я, Сережа Туру- гин. Как мне хотелось попасть в пионерский отряд! Я мог ча­ сами стоять во дворе, любуясь стройными колоннами пионе­ ров. Завидовал до слез. Отхо­ дил в досаде от забора, нона следующий день опять шел к ним. В отряд попасть было не­ легко; нужно было заслужить звание пионера. И все-таки ре­ комендацию мне дали. Я со всем пылом взялся за работу. До сих пор непонятно, откуда бралось столько фанта­ зии, когда мы с ребятами оформляли пионерскую газе­ ту, придумывали лозунги, ко­ торые сменялись в нашем клу­ бе каждый день. Да, лозунгов было много. Их рождала сама жизнь. И мы, пионеры, не толь­ ко писали могали взрослым выполнить. По всей стране прокатилось движение по ликвидации неграмотности. И мы ходи­ ли по домам; учили рабочих читать, писать, считать, учили тому, что сами узнали в шко­ ле. Мне удалось закончить только пять классов. В нашей семье было десять человек. Из детей я был почти самый старший, поэтому пошел к от­ цу на стройку. Вместе с ним столярничал. А скоро по вече­ рам стал бегать в школу. Воз­ вращался домой за полночь и сразу садился выполнять зада­ ние. Надо было выкроить вре­ мя на завтра, чтобы пойти в пионерский отряд. А я 1929 году в составе Средневолжской делегации я поехал в Москву, на первый слет пионеров. Никогда не со­ трутся в памяти эпизоды встре­ чи на вокзале, день открытия слете, на котором были М. И. Калинин, А. М. Горький, Н. К. Крупская, На стадионе «Дина­ мо», где проходил слет, за де­ сять дней его работы побыва­ ли все члены правительства. Перед ребятами выступил В. В. Маяковский. С тех пор он мой любимый поэт. На слете говорили о необхо­ димости учиться, о подготовке отечественных специалистов, об интернациональной пионер­ ской работе. Десять дней были расплани­ рованы до последней минуты. После лекций, докладов ребя­ та разбивались на группы и за­ нимались в разных секциях. Вечером шли в театры, музеи, на выставки. Почти вся моя трудовая жизнь была связана с разного рода опасностями. Но я при­ шел на эту работу уже за­ каленным человеком. Эту за­ калку я приобрел еще в детст­ ве. Оно до снх пор кажется мне таким близким! Почему! Пото­ му, что впечатления, воспоми­ нания о нем самые сильные. И вы, дорогие ребята, не думай­ те, что жизнь длинна. Она только кажется длинной. И вам будет вспоминаться детство. Но покажется ли око вам близ­ ким или далеким, зависит только от вас, от того, сколько полезного, хорошего выедена- ПОЧЕМУ БЛИЗКО ДЕТСТВО. ТАК «Плывут пароходы — привет Мальчишу! Пролетают летчики — привет Мальчишу! Пробегают паровозы — привет Мальчишу! пройдут пионеры —салют Мальчишу!». Все мальчишки и девчонки знают эти слова из удиви­ тельной сказки Аркадия Гайдара «Сказка о Мальчише- Кибальчише» — это пионерская сказка. Это сказка о верности, р мужестве, о чести, о преданности. Кому из ребят не хочется быть похожими на Мальчиша? И сколько их было, таких же, как он, в жизни? Вот почему мы решили назвать наш пионерский клуб «Мальчиш-Кибальчиш». Первый его выпуск выходит- в День рождения пионерской организации. Нынешний праздник-— Особенный, потому что отмечается он в шестидесятилетия Великого Октября. Прэтому мы . гласили сегодня в наш клуб людей- разных возрастов, пионе|)Ов разных поколений: и того, кто стоял у истоков пионерской организации, и того, кто повязал галстук в годы первых пятилеток, и ветерана войны, и пионера 70-х годов. Мы задали им один вопрос: «Что бы вы хо­ тели рассказать юным читателям в День рождения пи­ онерской организации?». П И О Н Е Р С К И Й В гостях у « М К » ^ пионеры разных тюколений СПАСИБО ВАМ!.. Е сть в моем письменном столе особый ящик. Храню я в нем правительст­ венные награды, фронтовые фото­ графии и письма. Их много; от боевых дру­ зей, от родственников погибших и от ребят- пионеров, которых я давно считаю близ­ кими и преданными друзьями. География мест, откуда они пишут, большая: Ленин­ град, Литва, Украина, Ростов. С липецкими школьниками мы встречаемся наяву, чему я всегда бываю очень рад. И вот что я заме­ тил в последнее время; бываю в других городах и мне все больше и больше хочется: рассказывать о липецких пионерах. Встре­ чаясь с мальчишками и девчонкамн-лип- чанами, рассказываю о тех, с кем переписы­ ваюсь. Это всегда связано с воспоминания­ ми о моих старых, боевых товарищах. А сейчас начну, пожалуй, вот с чего. На днях ,я получил письмо из Киева от генерала в отставке Андреева, он нашей дивизией командовал. Генерал просил, чтобы я при­ слал подробные сведения о полке, в кото­ ром сражался. И написал большой пере­ чень вопросов, интересующих его. А в кон­ це: «Я понимаю, Иван Федорович. — эта работа потребует много времени. Но вы попросите ребят, чтобы они оказали вам помощь...». Старый генерал имел в виду 538-ю школу г. Ленинграда. Ее ученики подарили вторую жизнь нашей 276-й бомбардировочной авиа­ ционной дивизии, собрав однажды нас, оставшихся в живых. На протяжении мно- гих лет эта школа — место встреч старых летчиков. ...Служил в нашем полку замечательный летчик — Сырчин. В сорок четвертом году, под Выборгом, мы его потеряли. Не вернул­ ся капитан из боя. И в суматохе некогда было установить Место его гибели. А недав­ но на одном из огородов жители города на­ ткнулись на облому самолета. Узнали ^ б этом ребята из оЗ^николы, начали р дш |^ ки и обнаружиличЦ^кументы, истл^ЯЩ отчего невозможно было разобрать: чьи они? По номеру»военного билета установили: ка­ питан Сырчин. Был у меня друг. Герой Советского Со­ юза Павел Маркуц. Из красно-белого мра­ мора стоит памятник ему на родине, в селе Запорожье' Мя.члеровского района Ростов­ ской области. Мне он особенно дорог еще и потому, что деньги на него заработали миллеровские пионеры. Недавно открываю липецкую газету и читаю о том, что в Правобережном Доме пионеров открыласЬ'^?экспозиция «Липецкие журналисты — на войиы».--6обран огромный материал о маршале бронетанко. вых войск Катукове в сорок седьмой шко- Пиоиеры дружины тридцать четвертой ходят в походы в село Двуречки — на ро­ дину Флерова, командира первой батареи «катюш». В сорок шестой — готовятся к встрече с ветеранами бывшего 137-го гвардейского Минского ордена Суворова !!! степени авиационного шетребигельного полка... 6 Мая о-щ 1 ые |й |цы получили многО|Ц^ здравяений, :слыиЦр много слов благо|Щ^ пости за сяасгмнвое детство. А 19 мая.^^в День рвждения пионерской организации, я хочу сказать вам, дорогие ребята: с празд­ ником вас! Спасибо вам за память... С ЕДЬМОЙ Всесоюз­ ный слет пионеров отделяют . почти пятьдесят лет от первого. Тогда, в 19'29 году, казалось, что не будет конца 'и края . пионерским делам. И в «Ар­ теке», на последнем слете, мы -поняли: не, будет конца , и нашим делам....... • Перед началом ' слета нам, делегатам, предлозки- ли продумать дальнейшую „ программу - работы марша, посвященного 60-летию, Ве­ ликого Октября. Сколько бйло ребят на алете, столь­ ко было предложений. Мно­ гие сошлись вот на чем. БАМ : строится, можно завершить Всесоюзную операцию «Пиоиерекие щель- сы—БАМу». Но этой доро­ ге нужны II поезда. И ребя- а решили продолжить сбор металлолома Иод девизом «Пионерские поезда — БАМу». От пионеров Ли ­ пецкой области поступило уже много металла на пере­ плавку. Недавно в нашем районе мы подводили ито­ ги. Оказалось, пионерская дружина : средней школы № 46 собрала 180 тонн, а ребята из пятидесятой — На первом слете прозву­ чал завет крепить-дружбу с детьми других стран. Мы выполняем этот завет. Труд­ но назвать школу, где нет КИДа, С каждым годом МЫ ИДЕМ НА ПОМОЩЬ СТАРШИМ.. Володя АСТАХОВ. де.зсгат VII Всесоюзного слета пионеров все труднее-определить, ка- помимо уроков, заниматься кой из-них самый лучший,- в»предметных кружках, - на потому что работа стано- станциях, юных техников, - в вится -везде интереснее,- Из Домах пионеров. В одной тридцать девятой, ппиходит только правофланговой дру- сюобшение о том, что хор жине: им, Лни Мороз^шой подготовил программу . на сорок пятой :школы работа- Ийостранном -языке, в сорок ют 35 -кружков. \ , шестой создан снециаяышй' -Когда взрослые приходят пресс-центр, который ведет в .школу, всегда обращают переписку, в сорок четвер- /внимание на то,' сколько той'" ■праводится’ ' месячник:^ объявлений' - висит в вести- интер'национальиой „друэк-, бюле, которые и на хор, н бы. В нашей, сорок девя- на устный журнал, и в са- той, была неделя иностран- модеятельный театр при- пого языка, где были н рас- глашают. А особенно; если сказы о поэтах-классиках, и пройти по всем, в какой пьесы на английском языке, только ■стране не «побыва- и даже КВН. ешь», в какой толЕко кино- Но чем бы мы ни были за- театр не попадешь, ведь у пяты, маршруту «В страну нас есть свои школьные ки- знаний» уделяем ■■ самое нотеатры. Ребята из трид- ббльшое внимание. Сколько цать шестой в своем слетов ирошло, сколько, эта- кинотеатре «О р л ен о к »п о ­ пов марша миновало, а де- емотрйан~гдаол<*»дау|®.' ты ­ ла учебы по-прежнему сто- сяч фильмов. Есть здесь , и ят на первом месте.; В на- юные помощники ГАИ. шем районе есть дружины. По итогам первого этапа где нет ни одного неуспева- Марша под девизом «Идем ющего. Но хорошо работать дорогой Ленина, дорогой по маршруту «В страну зна- Октября» только в нашем ний», это значит не только Советском районе девить не иметь неуспевающих, а и, правофланговых дружин. АРН МОЙ, МАТЕМЙШЙ! Сашу Белоярова, ученика 7-го класса третьей Данков- ской школы, четыре года под­ ряд видят на областной мате­ матической олимпиаде. И каж­ дый раз председатель жюри вручает; ему диплом за победу. И всегда, когда Саша подни­ мается на сцену для получе­ ния награды, в зале раздаются особенно горячие агглодисмен- ты. А дело вот в чем. В пятом —шестом классах он состязал­ ся с семиклассниками и зани­ мал призовые места. В этом году семиклассник Саша вы­ ступал по программе восьмн- илассникоа й справился с за­ данием лучше всех- Жюри еди­ ногласно определило; первое О своей победе Саше всегда не терпится сообщить папе. Для отца это — радость не только за сына, а и гордость за своего ученика. — Мой папа — учитель ма- тематики, — рассказывает Са­ ша. — С первого класса он увлек меня решением задач. Мне показалось это очень за­ манчивым делом. И позже я сам стал интересоваться слож­ ными формулами, начал загля­ дывать в тетради старше­ классников, которые отец при­ носил домой для проверки. И он начал давать мне задание повышенной трудности. — За какой класс ты соби­ раешься выступать в следую­ щей олимпиаде! — Пока не знаю. Правда, я взялся за программу 9—10 классов. Многое уже решил, но еще многого, не знаю. Сначала создалось. впечатле­ ние, будто Сашу, кроме мате­ матики, ничего не интересует, но мои предположения сразу исчезли, как только я открыла журнал 7-го «А». Напротив фа­ милии Белоярова стояли пятер­ ки по всем предметам. Аеще... — Люблю гитару. Есть у ме­ ня самоучитель игры иа ней. Вот я потихоньку и учусь... — Саша хорошо рисует, — сказали мне его одноклассни­ ки. —- Может красиво газету оформить, плакат написать. — Не слишком ли много для одного человека! — Нет, не много, — сказал Саша. — Просто надо уметь распределять свои силы, — то­ ном абсолютно уверенного в этом человека добавил он. — А на общественную рабо­ ту у тебя много времени ухо- — Так ведь он командир на­ шего отряда,—опять сообщи­ ли его одноклассники... В. ФЕДОРОВА. ВЕРНОСТЬ ПАМЯТИ ЛЕНИНГРАД. Более ста человек, служивших в разное время на легендарной «Авро. ре», отыскали красные следо­ пыты школы № 152. Ребята .записали воспоминания вете­ ранов, открыли в школе му­ зей, среди экспонатов которого особое место занимает альбом «От легендарных авроровцев — юному поколению». Крас­ ным следопытам этой дружи­ ны, носящей имя крейсера «Аврора», предоставлено право написать первую главу коллек­ тивной рукописной книги ле­ нинградских пионеров «Есть у революции начало, нет у ре. волюции конца». Эту книгу ре­ бята г^отовят в подарок слав­ ному юбилею Советской вла­ сти. Здесь будут главы, по­ священные первым коммуни­ стам и комсомольцам,' .защит­ никам .Пенинграда в годы вой­ ны, передовикам всех пятиле- Из зала доносились странные звуки: «а-а-»...», затем дружный хор ребячьих го­ лосов в одном ритме прокричал; «один, два, три, ...двадцать». Заглянули в зал. Здесь шли замятия дет­ ской 'драматической студии «Подсолнуш- — Закройте глаза, — ничего не вижу, теперь откро-йте: все внжу, но ничем не ин­ тересуюсь... — Виталий Петрович Трескин проходит между застывшими ребятами. — Чудес ,не бывает, — настойчиво разъ­ ясняет Виталий Петрович, — театр — это, прежде-'веёго, труд и целеустремленность! — А как же вдохновение? — На- первом месте упорный труд, а по­ том уже вдохновение. Сегодня ребята занимаются дыхательной гимнастикой. Оказывается, правильно ды­ шать —' дело непростое. А па сцене актер должен очень экономно расходовать воздух., И упражнения нелегкие. Лапример, по-' пробуй-ка звуком своего голоса сбить с ту л , , который .находится иа возвышении. Стул пока Стоит, но Виталий Петрович успокаи- — Ничего, в следующий раз получится. Теперь о том: как, где и когда появилась эта студия. Всего несколько месяцев назад в Доме культуры НЛМЗ. Желающих. зани­ маться оказалось множество,'но остались ' здесь 'не все,'а те, кто показал качества ха- На сцене — «Пдосолнушки» рактера, которые так нравятся Виталию нечно, не случайно. Ведь если вдуматься, подсолнух — символ света, тепла, свои пло­ ды ои-дарит людям за долгую работу. В скором будущем-юпые артисты' вместе со своим руководителем примутся за поста­ новку музыкальной сказки С. Маршака «Кошкин' дом», где герои, как вы знаете, —- животные. Сыграть их трудно. Поэтому большая часть каждых занятий обязательно отводится этюдам. ■; А сегодня студийцы откроют свои твор­ ческие дневники и занесут туда впечатле­ ния о занятиях, нарисуют декорацию к бу­ дущему спектаклю или придумают костюмы будущим героям... М. ЕРМАКОВА/ На снимке: в студии идут занятия. Фото в. Пустовалова. Е СТЬ такое село—Ио- •во-Чемоданово. До .города — далеко. В старину, если кому сарафан сшить — материал сами ткут, обуви нет лапти с а­ ми , сплетут', доехать до станции надо — лошадь в телегу запрягут. А уж куз­ нецы да плотники телеги делать умели! .И в калсдом доме, получалось, люди ре­ меслом занимались. По вот последнюю пару лаптей в музей отправили, платья са­ мых разных фасонов в ма':- газице купить .можно, и в те­ легах необходимость пропа­ ла ,— машины . появились. Хо-гь 'и довольны старики новрй .жизнью, а нет-нет да вспоминают.' кто I#- каждом доме чем за'нимался. И , во всем селе-всегда „было изве­ стно, .Кто лапти лучше -всех . плел, у кого .:полотно, было самым, красивым, у кого;те­ леги получались крепкие. . А сейчас',.так.и назвать 'не-. кого Кругом техника. Ведь умельцы — это те, кто ру­ ками что-то . делает, ирояв-. ляя прй этом терпение и старание необыкновенное. Такое, что иной внук, на­ блюдая за дедом, так и ус­ нет, рядышком. А скоро от самой близкой станции Митягипо стало много ' поездов до Москвы ходить. Утром сел, вечером — там. И Алеша Дмитриев , уехал в этот большой го­ род, поступил в ремеслен- ноа училище, где учили ху­ дожественной кладке кам­ ня. После окончания Мос­ ковский ушшсрсигет стро­ ил. Немного позже пришла пора в армии служить Пос­ ле службы заехал в Ново- Чемоданово и не смог его покинуть; таким родным здесь все было. А в это са ­ мое время в школу учитель труда требовался. И поехал Алексей Арсентьевйч в 'рай­ онный центр на работу оформляться. С тех пор опять появи­ лись умельцы в Иово-Чемо- Растут в селе умельцы. даново. Только на сей раз так -ребят-школьников. ста­ ли называть, ‘ Вместе с умельцами доб­ рая традиция в селе появи­ лась.- К каждому празднику здесь подарки от мальчишек и девчонок получают. По­ этому, если все лома прой­ ти здесь, увидишь много ве­ щей, вырезанных нз дерева, выжженных по дереву, скле­ енных из дерева: шкатулки, рамочки, полочки, гравюры, игрушки. Все это, в общем, бе,зделушками называется, иа все это только смотреть можно. Но на то, чем любу­ ются, много сил и времени требуется. Однажды под­ считал Алексей Дмитриевич и оказалось: если вырезать шкатулку только на уроках труда, то года не ■хватило> бы, чтобы закончить. Ведь сначала корпус сбивают, за­ тем чертеж нужен, а потом уже вырезать ножом можно ^ каждый расчерченный по миллиметрам квадратик. Но ребята тянут- не любят — берут работу на дом. Вот и получается, что почти в каждом доме есть малень­ кая мастерская по дереву. . Появились среди мальчи­ шек и девчонок свои вирт’у- озы. У Ними Алексеевой, Лены Перчикопой, Тани На­ седкиной, Гали Олимах луч­ ше всех гравюры получают­ ся Нина любит изображать машины, ПОТОМУ что ее п а ­ па — шофер, Таня — жи­ вотных, Галя с Леней- порт­ реты поэтов и писателей вы­ резают. Алексей Дмитрие­ вич — главный консультант. Ведь прежте. чо.м ребята за что-то примутся, учитель : подобное . сам сделает, ■По утрам спешит он в школу раньше всех, даже если уро- •КП у пего начинаются не сразу н восемь. В селе зия!- 101 : при'.чет сейчас Алексей Дмитриснич в свою мастерт скую и начнет бруски гото.- вигь, чтобы ребятишкам по­ том раз.чать. Как только за­ кончится первый урок — в мастерской полно народа. А вечером загляни в окошко дома, где живут школьники, увидишь скло­ ненные над, потелкой голо- Работают ножом, лобзи­ ком, проявляя при этом тер­ пение и старание необыкно­ венное. Такое, что иной дед, наблюдая за внуком, так и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz