Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

о новой кише . [Творчество молодых Т . л ч. •АКАЯ трудная зада­ а открыться . миру безо лжи..,» — так начинается одно из сти.чотво- рений в новом поэтическом сборнике € . ]\1екшеН «В дом войди» (М., «Советский- писа­ тель; 1977). Удалось ли автору решить ;эту задачу? Да, во мно- .гом она оказалась поэтессе по плечу.. . Читателя н е .с.могу.т оставить равнодушным живые строчки лирической биографии. В них угадываются черты эпохи, неровторнмые приметы творче­ ской и человеческой иидиви- дуальноети. Детство героини Вечно обеспокоенная, чутко реагирующая на красоту, ли­ рическая героиня С. Мекшен пенавиднт духовную слепоту, равнодушие и знает: природа принимает лишь тех, кто. идет к ней с открытой душой, смот-- ,рит .,н видит, слушает и . слы­ шит: «Равновесию вашему с ходу равнодушьем ответит природа...». Она ■ любит при­ роду, как воплощение всего- прочного, основательного, за­ служивающего полного дове-- рия. Она ценит плоды труда, плоды земли, но не всякие, а «поздние», окончательно вы­ зревшие, весомые. Отсюда — «ОТКРЫТЬСЯ Сражены персонажи стихотво­ рения «Городской - любопытен народец...». Они поеха.пи в деревню как на экскурсию, что­ бы поглядеть на" настоящий колодец и пбпить парного мо­ лочка. Сатиричен образ са.мо- довольного -^демагога, который говорил с пафосом «об отрав- •ченных озерах, п загубленны.х .лесах», а ,, сам, оказывается, «из редкостной породы- те­ ремок себе срубил». Облячя- тельйым пафосом пронизано стихотворение «,.4х, Зина, что вы больше, Зина, любите?», в котором некий Пинчук «при­ терся» к жене погибшего офи­ цера, д его шинели, подвигам и ]эана\(. Язвительная нас.мещ.ч;а бле-. стяще удается С. Мекшен. Ду­ мается, что это перспективная тенденция ее творчества. МИРУ...» с. Мекшен навсегда оставило «привкус войны на губах» {«Ес­ ли детство короче, чем надо».:.) . Она выросла в трудную пору, в просто!), но дружной и че­ ловечной 'обстановке рабочей улицы. Это был особый, заме­ чательный мир: особое пристрастие к осени («Поздние - плоды», «Пусть все ■свершится осенью») ... Родные бараки! -В их щелях сквозных тепла па столетья четыре осталось... -Нача.чом коммуны запомнить .мне их, 'Где в мука.х и в радости завтра рождалось... .'В этом мире «бесценных; перазмениы-х три рубля» были неприкосновенным запасом. семьи, а единственный патефон ^ настоящей гордостью до­ ма. Зато «жили на совесть... добром не гнушались и зла^ не копили». 1В человеке, который рос в такой обстановке,' выра­ батывался свой круг интере­ сов, ВЗГ.ЧЯД 0 В, незыблемых ценностей. Прежде всего — это глубо­ кое увалшпие к труду и людям труда. Самое важное качест­ во; их — умение скромно, но хорошо и с достоинством де­ лать свое дело: «велнк вза­ правду человек, когда он дела стоит». Автор 304 Ж 0 подмечает степенность, сочетающуюся с внутренним задором, неповто- ри.мую повадку, свойственную рабочему человеку, откровен­ но любуется этими людьми- мастерами: У нас в героях состоял весь арсенал соседей: Кузьмич — с прищуром глаз, столяр, Прасковья — нарасхват маляр, и паровозчнк Федя... Поэтому естественно выгля­ дит и любовь лирической ге­ роини к деревне, к крестьян­ ской работе. Такая же искренность чув­ ствуется- и в отношении к при­ роде, которая привлекает по- ртр^су не Яросто как тема для Йрйзывоз об о.хране окружаю­ щей среды, но и как источник жизненных сил и мерило нрав­ ственного самоконтроля: Пере.мешмась жизнь. «Со­ шлись деревни в город». Быв­ шие барачные обитатели,- «со­ всем по-новому живут», «от врселы-Ч песен,в мире тесно». Но, трудовое пос.чевоенное прошлое заложило основу главных качеств героини: . че­ стности, трудолюбия, ■презре­ ния к. фальши и серости, на­ всегда стало йсточ-нцком ее ‘духовяогь,! СИЛЫ и стойкости. Она человек рано повзрослев­ ший и поэтому самостоятель-. ный. Она даже не стыдится на­ звать себя и своих сверстни­ ков прямодняейнымн и самона­ деянными п готова ответить и ■ за себя и за другп.х, не требуя награды: «Всех спасая, не спаслась п, всех простив, про­ щенья не х<дала...»..Мы ; имеем- дело с сильным человеком, ко­ торый в то же время -остро чувствует, подчас может быть рани.мым. Поэтесса вообще не склонна, идеализировать-' людей. Но это идет не от недоверия к яюдя.м,^ а от недоверия к пустым сло­ вам и сомнительным пристра­ стиям, ко всему ненастоящему и нестоящему. ■Поэзия С. .Мекшен остропо- лемичиа, нередко тяготеет . к нроини, насмешке. Внимание автора прпв.чекают,; ко.тлизии души, сложные, противоречи­ вые человеческие отношения. Спор — естественное состоя­ ние ее души и творчества. Сти- . хи Светланы Мекшен постоян­ но спорят с усредненностью, со всеми проявлениями подлажи­ вания и выжид.ательства. Ге­ рой этих стихов — человек неординарный, поэтому неред­ ко он «нелюбим, то этими, то теми», однако «там, где н е т , его, все*разо.м меркнет вдруг...». Радостно видеть, что по­ этесса. упорно работает над уже известным!! читателю ве­ щами. Характерно, что Аоль- шанство сти.хотворений. пере­ шедших из предыдущего сбор­ ника «Голос», в большей , или меньшей степени переработа­ ны вп, 1 ють до безжалостного «сокращения» на . несколько строф стихотворений «Все, что в жизци случилось».., «В краю, где ''ветер, к, ночи з.тёе,».., 1 В 0 ЙДЯ по приглашению С. Мекшен в ее црзтический дом, мы обнару­ живаем: сооружение, с . лю­ бовью и мастерством 'возводи­ мое автором, — прочное, на­ дежное, основательное. , - г. Липецк. В. СЛАВЕЦКИЙ. ТЕАТР ДЛЯ МЕНЯ НАВСЕГДА Ей уже двадцать восемь, а она любит играть с куклами. Но не спешите удивляться. Это ее работа. И не просто работа, а —творчество. С Верой Сучковой, актрисой- кукловодом Липецкого област­ ного театра кукол, я познако­ милась ие случайно. — Вера очень талантливая и перспективная актриса, сыг­ равшая немало интересных ро­ лей. Это — слова режиссера те­ атра В. В. Жукова. . Встретившись с ней, неволь­ но подумала; ей бы быть дра­ матической актрисой. Оказа­ лось, Вера мечтала об этом. После окончания школы по­ ступала в Горьковское теат­ ральное ^ училище. Но набор шел только на кукольное отде- .ченне, а желание стать актри­ сой было велико. И Вера реши­ ла попробовать себя в профес­ сии кукловода. Не ошиблась, Работа захватила ее полно­ стью. По тому, с каким удо­ вольствием, эмоциональным порыво.м ведет свои роли Вера Сучкова, чу8ствуется^ как при­ росла она душой к театру. Л ведь это самое главное в ак­ терской работе — любить те- Лицемерие, скудоумие, по­ требительское отношение к исизни вызывают резкую ре- акщпо автора. Злая ирония чувствуется в стихотворений «На тропу чужущ встав...», где изображен приспособленец и карьерист: Поклонюсь тебе, лес: обрати в свою веру лесную несмышленых еще, ’ возлюби ,нх как ближних своих... На себя глядел причем со значением: дескать, был рожден ручьем, — стал течением. В ироническом свете изб- Латвийская ССР. Большое внимание в республике уде­ ляется работе”с творческой молодежью. При Союзе ху­ дожников Латвии работает обьединение молодых живо­ писцев, скульпторов, графиков. Руководят им известные ма­ стера изобразительного искусства. 16 членов объединения — участников Всесоюзной художественной выставки «Мо­ лодость страны» — удостоены премий и дипломов. Успешно работает с начинающими живописцами заслу­ женный деятель искусств Латвийской ССР Индулис ^аринь. Один из его учеников — Янне Анмаиис стал лауреатом пер­ вого международного конкурса творчеству молодых ху­ дожников, состоявшегося ' в 1976 й>д^ в Софии. НА СНИМКЕ; Янис Анманис в своей мастерской. Фото в. Лисицына. (Фотохроника ТАСС). 'атр, стремиться к совершенст­ ву, не останавливаться на до-- стиснутом. И для Веры театр- главное. Утром, днем, вечером. В будни, праздники. Вчера, се­ годня, завтра — театр. Всегда, Театр у нее даже дома. Но дома Вера режиссер, а актриса в данном случае пятилетняя дочка Леночка. Что подела­ ешь, если дочка мечтает стать актрисой, как мама! ' У Веры-много сыгранных ро­ лей. Самых разных. Это и наивный добрый бегемотик Бо­ ря, который. Отправляясь в трудный путь с львенком Ле­ вой, попадает в разные слож­ ные обстоятельства, рискует жизнью. И восторженный коте­ нок из спектакля «Друзья ма­ ленькой Китти», и еще один Котенок - шалунишка'ИЗ пьесы «Х)>чу стать большим». Власт- и|я и даже немного смешная мамка-нянька и добрая мать вмели в сказке «По щучьему врлению», и сварливая, жадная старуха из спектакля «Ищи ветра в поле». Актерская судьба Веры скла­ дывалась не безоблачно. При­ ехала она в Липецк сразу пос­ ле окончания театрального учи­ лища. Театр кукол еще только, создавался. Не было помеще­ ния для репетиций, репетирова­ ли, где придется. После рабо­ чего дня, после репетиций оста­ вались актеры^ чтобы убрать строительный мусор, сделать кукол. Вот в таких трудных ус­ ловиях был поставлен первый спектакль «По щучьему веле­ нию», в котором Вера была за­ нята сразу в четырех ролях. Она играла роль зайца, солда­ та, ма,мки-няньхи и матери Емели. Для начинающей акт­ рисы это было радостно и в то же время тревожно. Ведь это был первый ее спектакль... Особенно удачна одна • из последних работ актрисы — тигренок Петрик. На протя­ жении многих спектаклей Ве­ ра внимательно и очень осто­ рожно отбирала детали, инто­ нации для ^ своего Петрика. Благодаря ей роль тигренка получилась, ее с энтузиазмом приняли и коллеги, и юные зрители. В спектакле удачно высту­ пает весь коллектив театра. И не случайно эта работа липчан удостоена дипло.ма Министер­ ства культуры СССР. И вот мы в зале. С первых минут юные зрители активно вовлечены актрисой в увлека­ тельную, тревожную, а порой и озорную атмосферу жизни ее героя. Но... в перерыве я беседую с актрисой н чувст­ вую: все-таки Вера испытывает творческую неудовлетворен­ ность. В ней живет тоска по новому Неожиданному. Что ж. Это очень хорошее качество! И еще один штрих. Вера Суч­ кова — ветеран театра, не­ смотря на молодость. Ее ува­ жают в коллективе. Она ведет большую общественную рабо­ ту. ...Шесть лет работает Вера Сучкова в театре. Каждый день репетиций и отеетаии, и за Ц 1 ^нрмой и без нее, один на один се своими героями, в которых она вдохнула душу, которых сделала близкими и симпатич­ ными для многих зрителей. Л. ПОКАЧАЛОВА, 7 ’!?*!.. наш нёшт. И. о. редактора Е. РОМАНЦОВ. : АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, площадь Плеханова, Дом печати. Телефоны: редактора — 4-67-13, ответственного секретаря и фотокора — 4-67-И, коммунистического воспитания -« 4-66-Г2, отделов; комсомольской жизни — 4-67-637 учащейся молодежи — 4-66-06, писем —• 4-68-18, спорта —4-66-97. АЭ 71Э94 Типография издательства «Ленинское знамя». Липецк, Коммунальная пл., 44, Зак, 7 * 3624. I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz