Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)
о новой кише . [Творчество молодых Т . л ч. •АКАЯ трудная зада а открыться . миру безо лжи..,» — так начинается одно из сти.чотво- рений в новом поэтическом сборнике € . ]\1екшеН «В дом войди» (М., «Советский- писа тель; 1977). Удалось ли автору решить ;эту задачу? Да, во мно- .гом она оказалась поэтессе по плечу.. . Читателя н е .с.могу.т оставить равнодушным живые строчки лирической биографии. В них угадываются черты эпохи, неровторнмые приметы творче ской и человеческой иидиви- дуальноети. Детство героини Вечно обеспокоенная, чутко реагирующая на красоту, ли рическая героиня С. Мекшен пенавиднт духовную слепоту, равнодушие и знает: природа принимает лишь тех, кто. идет к ней с открытой душой, смот-- ,рит .,н видит, слушает и . слы шит: «Равновесию вашему с ходу равнодушьем ответит природа...». Она ■ любит при роду, как воплощение всего- прочного, основательного, за служивающего полного дове-- рия. Она ценит плоды труда, плоды земли, но не всякие, а «поздние», окончательно вы зревшие, весомые. Отсюда — «ОТКРЫТЬСЯ Сражены персонажи стихотво рения «Городской - любопытен народец...». Они поеха.пи в деревню как на экскурсию, что бы поглядеть на" настоящий колодец и пбпить парного мо лочка. Сатиричен образ са.мо- довольного -^демагога, который говорил с пафосом «об отрав- •ченных озерах, п загубленны.х .лесах», а ,, сам, оказывается, «из редкостной породы- те ремок себе срубил». Облячя- тельйым пафосом пронизано стихотворение «,.4х, Зина, что вы больше, Зина, любите?», в котором некий Пинчук «при терся» к жене погибшего офи цера, д его шинели, подвигам и ]эана\(. Язвительная нас.мещ.ч;а бле-. стяще удается С. Мекшен. Ду мается, что это перспективная тенденция ее творчества. МИРУ...» с. Мекшен навсегда оставило «привкус войны на губах» {«Ес ли детство короче, чем надо».:.) . Она выросла в трудную пору, в просто!), но дружной и че ловечной 'обстановке рабочей улицы. Это был особый, заме чательный мир: особое пристрастие к осени («Поздние - плоды», «Пусть все ■свершится осенью») ... Родные бараки! -В их щелях сквозных тепла па столетья четыре осталось... -Нача.чом коммуны запомнить .мне их, 'Где в мука.х и в радости завтра рождалось... .'В этом мире «бесценных; перазмениы-х три рубля» были неприкосновенным запасом. семьи, а единственный патефон ^ настоящей гордостью до ма. Зато «жили на совесть... добром не гнушались и зла^ не копили». 1В человеке, который рос в такой обстановке,' выра батывался свой круг интере сов, ВЗГ.ЧЯД 0 В, незыблемых ценностей. Прежде всего — это глубо кое увалшпие к труду и людям труда. Самое важное качест во; их — умение скромно, но хорошо и с достоинством де лать свое дело: «велнк вза правду человек, когда он дела стоит». Автор 304 Ж 0 подмечает степенность, сочетающуюся с внутренним задором, неповто- ри.мую повадку, свойственную рабочему человеку, откровен но любуется этими людьми- мастерами: У нас в героях состоял весь арсенал соседей: Кузьмич — с прищуром глаз, столяр, Прасковья — нарасхват маляр, и паровозчнк Федя... Поэтому естественно выгля дит и любовь лирической ге роини к деревне, к крестьян ской работе. Такая же искренность чув ствуется- и в отношении к при роде, которая привлекает по- ртр^су не Яросто как тема для Йрйзывоз об о.хране окружаю щей среды, но и как источник жизненных сил и мерило нрав ственного самоконтроля: Пере.мешмась жизнь. «Со шлись деревни в город». Быв шие барачные обитатели,- «со всем по-новому живут», «от врселы-Ч песен,в мире тесно». Но, трудовое пос.чевоенное прошлое заложило основу главных качеств героини: . че стности, трудолюбия, ■презре ния к. фальши и серости, на всегда стало йсточ-нцком ее ‘духовяогь,! СИЛЫ и стойкости. Она человек рано повзрослев ший и поэтому самостоятель-. ный. Она даже не стыдится на звать себя и своих сверстни ков прямодняейнымн и самона деянными п готова ответить и ■ за себя и за другп.х, не требуя награды: «Всех спасая, не спаслась п, всех простив, про щенья не х<дала...»..Мы ; имеем- дело с сильным человеком, ко торый в то же время -остро чувствует, подчас может быть рани.мым. Поэтесса вообще не склонна, идеализировать-' людей. Но это идет не от недоверия к яюдя.м,^ а от недоверия к пустым сло вам и сомнительным пристра стиям, ко всему ненастоящему и нестоящему. ■Поэзия С. .Мекшен остропо- лемичиа, нередко тяготеет . к нроини, насмешке. Внимание автора прпв.чекают,; ко.тлизии души, сложные, противоречи вые человеческие отношения. Спор — естественное состоя ние ее души и творчества. Сти- . хи Светланы Мекшен постоян но спорят с усредненностью, со всеми проявлениями подлажи вания и выжид.ательства. Ге рой этих стихов — человек неординарный, поэтому неред ко он «нелюбим, то этими, то теми», однако «там, где н е т , его, все*разо.м меркнет вдруг...». Радостно видеть, что по этесса. упорно работает над уже известным!! читателю ве щами. Характерно, что Аоль- шанство сти.хотворений. пере шедших из предыдущего сбор ника «Голос», в большей , или меньшей степени переработа ны вп, 1 ють до безжалостного «сокращения» на . несколько строф стихотворений «Все, что в жизци случилось».., «В краю, где ''ветер, к, ночи з.тёе,».., 1 В 0 ЙДЯ по приглашению С. Мекшен в ее црзтический дом, мы обнару живаем: сооружение, с . лю бовью и мастерством 'возводи мое автором, — прочное, на дежное, основательное. , - г. Липецк. В. СЛАВЕЦКИЙ. ТЕАТР ДЛЯ МЕНЯ НАВСЕГДА Ей уже двадцать восемь, а она любит играть с куклами. Но не спешите удивляться. Это ее работа. И не просто работа, а —творчество. С Верой Сучковой, актрисой- кукловодом Липецкого област ного театра кукол, я познако милась ие случайно. — Вера очень талантливая и перспективная актриса, сыг равшая немало интересных ро лей. Это — слова режиссера те атра В. В. Жукова. . Встретившись с ней, неволь но подумала; ей бы быть дра матической актрисой. Оказа лось, Вера мечтала об этом. После окончания школы по ступала в Горьковское теат ральное ^ училище. Но набор шел только на кукольное отде- .ченне, а желание стать актри сой было велико. И Вера реши ла попробовать себя в профес сии кукловода. Не ошиблась, Работа захватила ее полно стью. По тому, с каким удо вольствием, эмоциональным порыво.м ведет свои роли Вера Сучкова, чу8ствуется^ как при росла она душой к театру. Л ведь это самое главное в ак терской работе — любить те- Лицемерие, скудоумие, по требительское отношение к исизни вызывают резкую ре- акщпо автора. Злая ирония чувствуется в стихотворений «На тропу чужущ встав...», где изображен приспособленец и карьерист: Поклонюсь тебе, лес: обрати в свою веру лесную несмышленых еще, ’ возлюби ,нх как ближних своих... На себя глядел причем со значением: дескать, был рожден ручьем, — стал течением. В ироническом свете изб- Латвийская ССР. Большое внимание в республике уде ляется работе”с творческой молодежью. При Союзе ху дожников Латвии работает обьединение молодых живо писцев, скульпторов, графиков. Руководят им известные ма стера изобразительного искусства. 16 членов объединения — участников Всесоюзной художественной выставки «Мо лодость страны» — удостоены премий и дипломов. Успешно работает с начинающими живописцами заслу женный деятель искусств Латвийской ССР Индулис ^аринь. Один из его учеников — Янне Анмаиис стал лауреатом пер вого международного конкурса творчеству молодых ху дожников, состоявшегося ' в 1976 й>д^ в Софии. НА СНИМКЕ; Янис Анманис в своей мастерской. Фото в. Лисицына. (Фотохроника ТАСС). 'атр, стремиться к совершенст ву, не останавливаться на до-- стиснутом. И для Веры театр- главное. Утром, днем, вечером. В будни, праздники. Вчера, се годня, завтра — театр. Всегда, Театр у нее даже дома. Но дома Вера режиссер, а актриса в данном случае пятилетняя дочка Леночка. Что подела ешь, если дочка мечтает стать актрисой, как мама! ' У Веры-много сыгранных ро лей. Самых разных. Это и наивный добрый бегемотик Бо ря, который. Отправляясь в трудный путь с львенком Ле вой, попадает в разные слож ные обстоятельства, рискует жизнью. И восторженный коте нок из спектакля «Друзья ма ленькой Китти», и еще один Котенок - шалунишка'ИЗ пьесы «Х)>чу стать большим». Власт- и|я и даже немного смешная мамка-нянька и добрая мать вмели в сказке «По щучьему врлению», и сварливая, жадная старуха из спектакля «Ищи ветра в поле». Актерская судьба Веры скла дывалась не безоблачно. При ехала она в Липецк сразу пос ле окончания театрального учи лища. Театр кукол еще только, создавался. Не было помеще ния для репетиций, репетирова ли, где придется. После рабо чего дня, после репетиций оста вались актеры^ чтобы убрать строительный мусор, сделать кукол. Вот в таких трудных ус ловиях был поставлен первый спектакль «По щучьему веле нию», в котором Вера была за нята сразу в четырех ролях. Она играла роль зайца, солда та, ма,мки-няньхи и матери Емели. Для начинающей акт рисы это было радостно и в то же время тревожно. Ведь это был первый ее спектакль... Особенно удачна одна • из последних работ актрисы — тигренок Петрик. На протя жении многих спектаклей Ве ра внимательно и очень осто рожно отбирала детали, инто нации для ^ своего Петрика. Благодаря ей роль тигренка получилась, ее с энтузиазмом приняли и коллеги, и юные зрители. В спектакле удачно высту пает весь коллектив театра. И не случайно эта работа липчан удостоена дипло.ма Министер ства культуры СССР. И вот мы в зале. С первых минут юные зрители активно вовлечены актрисой в увлека тельную, тревожную, а порой и озорную атмосферу жизни ее героя. Но... в перерыве я беседую с актрисой н чувст вую: все-таки Вера испытывает творческую неудовлетворен ность. В ней живет тоска по новому Неожиданному. Что ж. Это очень хорошее качество! И еще один штрих. Вера Суч кова — ветеран театра, не смотря на молодость. Ее ува жают в коллективе. Она ведет большую общественную рабо ту. ...Шесть лет работает Вера Сучкова в театре. Каждый день репетиций и отеетаии, и за Ц 1 ^нрмой и без нее, один на один се своими героями, в которых она вдохнула душу, которых сделала близкими и симпатич ными для многих зрителей. Л. ПОКАЧАЛОВА, 7 ’!?*!.. наш нёшт. И. о. редактора Е. РОМАНЦОВ. : АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, площадь Плеханова, Дом печати. Телефоны: редактора — 4-67-13, ответственного секретаря и фотокора — 4-67-И, коммунистического воспитания -« 4-66-Г2, отделов; комсомольской жизни — 4-67-637 учащейся молодежи — 4-66-06, писем —• 4-68-18, спорта —4-66-97. АЭ 71Э94 Типография издательства «Ленинское знамя». Липецк, Коммунальная пл., 44, Зак, 7 * 3624. I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz