Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)
• 1 е||| 1 не 1 | Искусство борется... [Разговор со зрителем Неравный бой «Последнеог боя^ Молодые кинорежиссеры из Торонто Эпек Креймер и Стивен Фрэнклин сделали фильм «По следний бой». Трехчасовая доку ментальная лента, которую мест ные газеты назвали «киноэпопе ей», недавно демонстрировалась в одном из крупнейших залов го рода —■«Ньюйоркер». К сожалению, фильм удалось посмотреть немногим: его экран ная жизнь длилась всего один ве чер. Но и разового показа оказа лось достаточно, чтобы о нем за говорили здешние критики, обыч но не жалующие вниманием на циональную кинопродукцию... Свое произведение Креймер и Фрэнклин посвятили испанским патриотам и добровольцам ин тернациональных бригад, кото рые сорок лет назад первыми Бступили в открытый бой с фа шизмом. Среди тех, кто стал на защиту Испанской республики, было 1200 добровольцев из Ка нады, составивших батальон «Мак- кензи-папино». Половина из них не вернулись домой: 600 канадцев сложили головы в далекой Испа нии... Хотя фильм рассказывает о со бытиях давних, много раз описан ных, он глубоко волнует. Авторы ленты не просто умело смонтиро вали разнообразнейшие кинодо кументы, они придали им яркое политическое звучание. «Послед ний бой» — фильм-воспоммкан:<е. Но что еще более важно — это фильм-предупреждение. Когда на помощь испанским фа шистам пришли их единомыш ленники из гитлеровской Герма нии и чернорубашечники Муссо лини, правительства западных держав заключили позорный, пре дательский «пакт о невмешатель стве». В итоге весь Пиренейский полуостров был отдан на откуп реакции. Политика Англии, Фран ции, Соединенных Штатов обер нулась кровавой трагедией для испанского народа и, в конечном счете, способствовала развязыва нию второй мировой войны. Таков приговор создателей фильма. Страна Советов, говорят Крей мер и Фрэнклин, единственная из крупных мировых держав, оказа ла бескорыстную поддержку Ис панской республике. В фильме есть такой эпизод: тысячи жите лей Барселоны приходят в порт встречать советское судно, до ставившее в осажденный город оружие и продовольствие. Даже сейчас, спустя сорок лет' после описываемых событий, невоз можно спокойно смотреть эти ис- торические кадры, сопровождае мые комментарием канадского диктора: «СССР не оставил Испа нию в час нужды, в час нависшей над ней опасности». По мнению газеты «Глоб энд мейл», это один из самых сильных эпизодов фияь- «Будущиа поколения с благо дарностью вспомнят создателей «Последнего боя», — пишет в га зете канадских трудящихся «Яа- кадиан трибюн» ветеран-иитер- бригадозац Росс Расселл. — Эту ленту нужно показывать старым и малым, включить ее в учебную программу канадских школ. Ибо КЗ показанного в ней необходимо :;звлечь один непреложный урок: надо сделать так, чтобы не,повто рился 1936 год, любой ценой не дэлустить третьей мировой вой ны, которая может стать для че ловечества последней». Пока, однако, не. чуБетвует.ся, чтобы к мнению Росса Расселла [а тз:;, как он, думают большинство канадцев) были готовы прислу шаться фирмы, .монополизк-роеав- шиа здешний кинопрокат. Лента, удостоенная наивысших наград Национального комитета кине матографии, подвергается сейчас форменному бойкоту с их сторо- А. ПАЛЛАДИИ, соб. корр. АПН. Оттава. В СЛОВАРЯХ тридцати- летнай давности слова такого; конформист — нет. Оно сделалось .модным, замелькало в газетных ста тьях, на страницах солидных трудов историков и социоло гов после войны, когда чало- в;ечестао тревожно, горестно, недоуменно пыталось пон.чть, как в недрах его мог заро диться фашизм. Конформизм. Покорное при нятие той формы, Какую тебе хочет придать, сила в.ласти,; ору жия, захваченная фанатичным восторгом толпа. Трусость быть самим собой. Иным. Не похожим. Независимым. . Когда начинается конфор мизм, кончается человек. Лич ность. Умирает совесть, муже ство, чувство ответственности. «Я — как все», сйормула, раз вязывающая руки любому со циальному злу, .Фашизму — в первую очередь. Перечитайте горьковские статьи о мещанстве: разве не ясно, что новое слово — «конформизм» обозначает сов сем не новое явление?.., В том, однако, что фильм, действие которого, отнесено к концу тридцатых и началу со роковых, режиссер его Бер нардо Бертолуччи назвал- по- модному; «Конформист» СВО.Я логика. Рассказывая о ми нувшем, Бертолуччи думает о настоящем, И хочет,.чтобы над настоящим задумался и зри- Обнажить корни фашизма, социальные, политические, нразстаанныа истоки его — назязчизая потребность сов ременного киноискусства, Ми хаил Ромм остро и своеобраз но сделал это в «Обыкновен ном фашизме». Венгр Андраш Ковач поставил «Холодные дни» («Облава в январе»), где жестко и сурово судил людей, оП|ра,вдывающих соучастие в преступлении приказом, прися гой, солдатским долгом. Итальянец Флорестано Ванчи- ни показал «Убийство Маттео- ти» — о событиях, позволив ших Муссолини стать диктато ром. Его. соотечественник Бер толуччи снял «Конформиста» (по роману А. Моравиа). Брезгливо, но пристально, в упор вглядывается Бертолуччи в искаженный страхом, издер ганный неэрастенией, мутны ми страстишками и комплекса ми лик некоего М.арчэлло Клеричи. Бывшего студента философского . факультета, ныне — ТЭЙНО.ГО агента полити ческой полиции Муссолини. Шпиона, взявшегося за самую грязную работу — убить не угодного режиму человека. История Клеричи вызывает в памяти нашумевшую когда-то пьесу Ионеско «Носорог», хо лодноватую. притчу о города, в котором началась странная бо лезнь — л.юди стали преара- , щаться в носорогов. Это .от нюдь не антифашистское про изведение. Оно двойственно, расплывчато, его легко толко вать ,и так, и этак. Но некото рые прогрессивные театры За пада открывали пьесу антифа шистским ключом, не оставляя сомнений, какого рода мета морфозы происходят с персо нажами .. спектакля. Сначала коносо.роживвние» вызывает у последних отвращение и нена висть, но по мере роста пого ловья в стаде носорогов отно шение к ним меняется. Быть носорогом — это мужествен но, современно, достойно! И вот уже удрученньте собствен ной человеческой природой и неполноценностью, обыватели спешат облачиться в толстые шкуры носорогоз,. Так же вот «оносороживается» и Клеричи из «Конформиста». Он предлагает себя фашистам, рассчитывая избавиться от,не- увзренности, м у ч а ющ е г о его страха, чуждости окру.'ка- ющим. Для него лучше стать, рядовьиа «нового порядка», здоровым, сильным, не колеб лющимся зверем, чем нести бремя человеческой ответст венности, совастлизости. Менее всего вроде бы оза бочен Бертолуччи анализом социальных причин «эносоро- живания» своего персонажа. И в этом—главная слабость, .од носторонность- этого талактли- руж, где ему предстоит орга низовать убийство известного профессора Куадри, антифа шиста, эмигрировавшего из Италии, Короткий истериче ский роман с женой профессо ра, Анной. Встречи, беседы с веселым, мягким, доброжела тельным стариком, которого ему поручено уничтожить. И— вот парадокс души, в коей нет основы,-стержень коей подат лив, гнется, как угодно, хоть спиралью, хоть знаком воп,оо- са: Клеричи, мечтавший сме- Ш-а,ться с толпой, ничем не от личаться от нее, тайком, пожа луй, упивается своей супермен ской миссией, своим коварст вом, тем, что от него ^зависит жизнь другого. И тут же — страх, кслоба- жению, — воспринимаются как образ. Как символ той грязи мерзости, которую поднимает со дна души человеческой фа шизм. Которую он эксплуати рует и культивирует в людях во имя своих бесчеловечных 8 психологическом анализе, проведенном Бертолуччи, под час начинает звучать гротеск но-сатирическая интонация. Особенно в эгтизодах посеще ния Клеричи министерства. Ма ленькая, ничтожная фигура движется по огромным, пус тым коридорам, вестибюлям, кабинетам. Кабинет размером с футбольное поле. И в глубине, словно смотришь на них в пе ревернутый бинокль, — стол й человек. Бессмысленное, лож- ионФОРМиегА вого фильма. Р-зжиссер идет от больной психики Марчелло, демонстрирует эдакую фаталь ную нравственную ущербность Клеричи, склонен объяснять разрушение личности по Фрей ду. Поэтому куда интереснее и убедительнее в фильме пока заны результаты, последствия духовного краха конформиста,- нежели истоки, причины. Впрочем, мы вполне можем додумать, как все-таки Клзри- чи стал Клеричи. «Достроить» его биографию по намекам и деталям, разбросанным в фильма, до того самого мо мента, как он отправился в фа шистское министерство. Одинокое детство в дома с матерью-наркоманкой и от цом, подавленным какими-то давними тягостными впечат лениями, по-видимому, — об участии в карательной экспе диции. Чужой среди чужих. Богатый дом духовно нищих, выщербл-энных буржуа. За тем — университет. И опять — одиночество. Накопление не доверия к людям, неосознан ной зависти к радостям, ду шевной цельности и здоровью других. У него самого нет ни того, ни другого, ни третьего. Он вообще человек с качествами на «на». Не добр и на зол; Ни чем не увлечен. На умен и на глуп. В его душа, там, где у других — вера, любовь, пре данность принципам, идеалам, — огромная ■пустота. Вакуум холода и равнодушия. И эта сосущая опустошенность ■му чает его. Он хочет избавиться от нее любой ценой. Любой! Только бы стать — как все. Слиться с -'ояяой. «Хочу быть, как все». Это чуть ли не первая его реплика в фильме. Он прои-зносИт ее- в разговоре с Итало — слепцом, служаш.им на фашистской ра диостанции комментатором! Клеричи мечется вдоль стены; возможно, его раздражает, что вот даже этот незрячий-чело- в-зк нашел место в толпе, су мел стать одним из многих, преодолел свою изолирован ность. А он, Клеричи? Но вот и он пристроил-ся. Тайный агент. Поездка в Па- «РАЗ, ДВА, ТРИ, НУ-КА, ЕЛОЧКА. ГОРИ!» Весело прошли у ребят зим- В ДК липецких металлургоз низ каникулы. прошли трз,дицион;- 1 ые нозо- Вспыхнули разноцветные годние утренники, огоньки на елке, закружился в Девчонки и мальчишки и не воздухе серпантин, зал напол- догадывались, как долго, тща- нился музыкой, и пустились а тельно готовились взрослые к пляс сказочные герои, увлекая их празднику, за собой нарядных малышей. Посмотреть на елочку-краса- кия, тем сильн-зе, чем настой- чивез требует решительных действий приставленный к не му сообщник — профессио нальный убийца. Жан Луи Трен тиньян играет Клеричи точно, изощренно демонстрируя все извивы его неустойчивой - пси хики, вс-з его крайности и сом нения. И а тот момент, когда нам начинает казаться, что Клеричи вот-вот умоет руки, отстранится от готовящегося преступления. Он делает реши тельный и подлый шаг: сооб щает напарнику, где и когда удобнее расправиться с про фессором. ' Все. Впрочем, сам он уби вать не будет. Он спрячется на заднем сидении автоМобиля и будет наблюдать, как насколь ко головорезов методично, ко роткими ударами ножей, при канчивают свою жертву. А за тем стреляют в оказавШ,уюся свидетельницей расправы Ан ну. Проходит пяты лет. Чем за нимался на протяжении их Клеричи — можно баз труда догадаться. И,вот — 43-й год. Крах Муссолини. Грозные ан тифашистские демонстрации. Клеричи и его слепой прия тель со страхом наблюдают за народными волнениями. Поте ряв контроль над собой, Кяе- ричи вдруг набрасывается на незнакомого парня с кри ком, что это он, парень, убил в тридцать восьмом в прзд,ме-- стье Парижа профессора Куад ри. А затем злобно ,ты 1 чат ку лаками слепого Итало и орет: «Вот фашист! Смотрите, вот фашист!». Фильм, собственно, ^ окон чен, Последнее, что мы запом ним, — затравленный, остано вившийся взгляд Клеричи. Пря мо в кинокамеру. Страшный Бертолуччи рассказал исто рию конформиста не без не верных нот. Если бы мы имели дело с подобной концепцией у публициста или ученого-социо- ло'га —‘ее вряд ли можно бы ло бы принять. Но Бертолуччи— художник. .А «Конформист» — произведение искусства. И па тологические черты главного героя, обусловившие его при соединение к фашистскому даи- вицу приходили не только де ти. Вот Игорь Бутусов при шел на утренник вместе с па пой, шлифовщиком ОРМЦ Но волипецкого завода. Прошед ший год принес Юрию Михай ловичу много удач; он был награжден орденом Трудово го Красного Знамени и зна ком «Ударник девятой пяти летки». ноа величие, призванное зада вить, внушить трепет и страх, превратить тебя в крошечный' винтик гигантского мертвого механизма. Этот декорум бес человечного режима вызывает у Бертолуччи злую усмешку. Через короткое время он с оператором почти в точност^ повторит композицию кадра' Мы снова увидим бескрайнюю площадку, только на сей раз чуть ли йе до самого горизон та уставленную длинными скамьями. Между скамьями — люди в смирительных рубаш ках. Это сопоставление мини стерства и сумасшедшего до ма выразительно и остро. Сю-^' да, в психиатрическую лечеб ницу, приходит Клеричи навес тить отца. Он настойчиво до пытывается у родителя; правда ли, что тот был карателем, па- Отец не ответит. Но мы вспомним еще его сумасшед ший взгляд в самом конце, когда увидим остекленевшие глаза Клеричи-младшего. По ним можно, пожалуй, догадать ся, что сына ждет участь отца. Им обоим суждено дорого расплатиться за 'конформиэ>А. За рьяное «оносороживание». Итальянское кино на наши экранах всегда; было прадст. пеко очень полно. Это— тра' диция, начавшаяся 'в блиста тельную эпоху шедевров нео реализма. Вот и сейчас мы зна комимся со многими талантли выми, хотя и разными по силе ‘ обличения капиталистического' строя работами програсси»-'. ных мастеров. Назову хотя бы «Следствие по делу граждани на вне всяких подозрений» Элио Петри, «Сакко и Ванцет- ти»' Джулизно Момтальдо, «Де- , ло Маттеи» Франч-еско Рози, фильмы, разО'блачзющие ма- ‘ фига, снятые Дамиано Да-миа- : ни. «Конформист», пожалуй, : менее этих лент точен в соцм- ' альных своих посылах. Но он ■ все же весьма существенно дополняет картину совремэн- ' НО'ГО передового кинематогра фа Италии. Кинематогра- ■ фа борющегося, бескомпро миссно, мужественно ставя- ‘ щего самые острые вопросы ‘ дня. И. НЕВЕРОВ. — Мне очень понравился детский утренник, — говорит Ю. М. бутусоа, ^ Хочется по благодарить его организаторов от имени всех рабочих нашего цеха за радость, которую они доставили («ашим детям. П. ПОКАЧАПОВА. За редактора И. РОЗЕНФЕЛЬД. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. .Липецк, площадь Плеханова, Дом печати. Телефоны; редактора — 4-67-13, ответственного секретаря « фотокора — ч-от-и, отдел коммуниоического воспитания — 4-66-12, отделов: комсомольской жизни — 4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-06, писем — 4-66-18, спорта — 4-66-07. АЭ 71022 Типография издательства «Ленинское знамя». Липецк, Коммунальная пл., 44. Зак. № 321.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz