Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

• 1 е||| 1 не 1 | Искусство борется... [Разговор со зрителем Неравный бой «Последнеог боя^ Молодые кинорежиссеры из Торонто Эпек Креймер и Стивен Фрэнклин сделали фильм «По­ следний бой». Трехчасовая доку­ ментальная лента, которую мест­ ные газеты назвали «киноэпопе­ ей», недавно демонстрировалась в одном из крупнейших залов го­ рода —■«Ньюйоркер». К сожалению, фильм удалось посмотреть немногим: его экран­ ная жизнь длилась всего один ве­ чер. Но и разового показа оказа­ лось достаточно, чтобы о нем за­ говорили здешние критики, обыч­ но не жалующие вниманием на­ циональную кинопродукцию... Свое произведение Креймер и Фрэнклин посвятили испанским патриотам и добровольцам ин­ тернациональных бригад, кото­ рые сорок лет назад первыми Бступили в открытый бой с фа­ шизмом. Среди тех, кто стал на защиту Испанской республики, было 1200 добровольцев из Ка­ нады, составивших батальон «Мак- кензи-папино». Половина из них не вернулись домой: 600 канадцев сложили головы в далекой Испа­ нии... Хотя фильм рассказывает о со­ бытиях давних, много раз описан­ ных, он глубоко волнует. Авторы ленты не просто умело смонтиро­ вали разнообразнейшие кинодо­ кументы, они придали им яркое политическое звучание. «Послед­ ний бой» — фильм-воспоммкан:<е. Но что еще более важно — это фильм-предупреждение. Когда на помощь испанским фа­ шистам пришли их единомыш­ ленники из гитлеровской Герма­ нии и чернорубашечники Муссо­ лини, правительства западных держав заключили позорный, пре­ дательский «пакт о невмешатель­ стве». В итоге весь Пиренейский полуостров был отдан на откуп реакции. Политика Англии, Фран­ ции, Соединенных Штатов обер­ нулась кровавой трагедией для испанского народа и, в конечном счете, способствовала развязыва­ нию второй мировой войны. Таков приговор создателей фильма. Страна Советов, говорят Крей­ мер и Фрэнклин, единственная из крупных мировых держав, оказа­ ла бескорыстную поддержку Ис­ панской республике. В фильме есть такой эпизод: тысячи жите­ лей Барселоны приходят в порт встречать советское судно, до­ ставившее в осажденный город оружие и продовольствие. Даже сейчас, спустя сорок лет' после описываемых событий, невоз­ можно спокойно смотреть эти ис- торические кадры, сопровождае­ мые комментарием канадского диктора: «СССР не оставил Испа­ нию в час нужды, в час нависшей над ней опасности». По мнению газеты «Глоб энд мейл», это один из самых сильных эпизодов фияь- «Будущиа поколения с благо­ дарностью вспомнят создателей «Последнего боя», — пишет в га­ зете канадских трудящихся «Яа- кадиан трибюн» ветеран-иитер- бригадозац Росс Расселл. — Эту ленту нужно показывать старым и малым, включить ее в учебную программу канадских школ. Ибо КЗ показанного в ней необходимо :;звлечь один непреложный урок: надо сделать так, чтобы не,повто­ рился 1936 год, любой ценой не дэлустить третьей мировой вой­ ны, которая может стать для че­ ловечества последней». Пока, однако, не. чуБетвует.ся, чтобы к мнению Росса Расселла [а тз:;, как он, думают большинство канадцев) были готовы прислу­ шаться фирмы, .монополизк-роеав- шиа здешний кинопрокат. Лента, удостоенная наивысших наград Национального комитета кине­ матографии, подвергается сейчас форменному бойкоту с их сторо- А. ПАЛЛАДИИ, соб. корр. АПН. Оттава. В СЛОВАРЯХ тридцати- летнай давности слова такого; конформист — нет. Оно сделалось .модным, замелькало в газетных ста­ тьях, на страницах солидных трудов историков и социоло­ гов после войны, когда чало- в;ечестао тревожно, горестно, недоуменно пыталось пон.чть, как в недрах его мог заро­ диться фашизм. Конформизм. Покорное при­ нятие той формы, Какую тебе хочет придать, сила в.ласти,; ору­ жия, захваченная фанатичным восторгом толпа. Трусость быть самим собой. Иным. Не­ похожим. Независимым. . Когда начинается конфор­ мизм, кончается человек. Лич­ ность. Умирает совесть, муже­ ство, чувство ответственности. «Я — как все», сйормула, раз­ вязывающая руки любому со­ циальному злу, .Фашизму — в первую очередь. Перечитайте горьковские статьи о мещанстве: разве не ясно, что новое слово — «конформизм» обозначает сов­ сем не новое явление?.., В том, однако, что фильм, действие которого, отнесено к концу тридцатых и началу со­ роковых, режиссер его Бер­ нардо Бертолуччи назвал- по- модному; «Конформист» СВО.Я логика. Рассказывая о ми­ нувшем, Бертолуччи думает о настоящем, И хочет,.чтобы над настоящим задумался и зри- Обнажить корни фашизма, социальные, политические, нразстаанныа истоки его — назязчизая потребность сов­ ременного киноискусства, Ми­ хаил Ромм остро и своеобраз­ но сделал это в «Обыкновен­ ном фашизме». Венгр Андраш Ковач поставил «Холодные дни» («Облава в январе»), где жестко и сурово судил людей, оП|ра,вдывающих соучастие в преступлении приказом, прися­ гой, солдатским долгом. Итальянец Флорестано Ванчи- ни показал «Убийство Маттео- ти» — о событиях, позволив­ ших Муссолини стать диктато­ ром. Его. соотечественник Бер­ толуччи снял «Конформиста» (по роману А. Моравиа). Брезгливо, но пристально, в упор вглядывается Бертолуччи в искаженный страхом, издер­ ганный неэрастенией, мутны­ ми страстишками и комплекса­ ми лик некоего М.арчэлло Клеричи. Бывшего студента философского . факультета, ныне — ТЭЙНО.ГО агента полити­ ческой полиции Муссолини. Шпиона, взявшегося за самую грязную работу — убить не­ угодного режиму человека. История Клеричи вызывает в памяти нашумевшую когда-то пьесу Ионеско «Носорог», хо­ лодноватую. притчу о города, в котором началась странная бо­ лезнь — л.юди стали преара- , щаться в носорогов. Это .от­ нюдь не антифашистское про­ изведение. Оно двойственно, расплывчато, его легко толко­ вать ,и так, и этак. Но некото­ рые прогрессивные театры За­ пада открывали пьесу антифа­ шистским ключом, не оставляя сомнений, какого рода мета­ морфозы происходят с персо­ нажами .. спектакля. Сначала коносо.роживвние» вызывает у последних отвращение и нена­ висть, но по мере роста пого­ ловья в стаде носорогов отно­ шение к ним меняется. Быть носорогом — это мужествен­ но, современно, достойно! И вот уже удрученньте собствен­ ной человеческой природой и неполноценностью, обыватели спешат облачиться в толстые шкуры носорогоз,. Так же вот «оносороживается» и Клеричи из «Конформиста». Он предлагает себя фашистам, рассчитывая избавиться от,не- увзренности, м у ч а ющ е г о его страха, чуждости окру.'ка- ющим. Для него лучше стать, рядовьиа «нового порядка», здоровым, сильным, не колеб­ лющимся зверем, чем нести бремя человеческой ответст­ венности, совастлизости. Менее всего вроде бы оза­ бочен Бертолуччи анализом социальных причин «эносоро- живания» своего персонажа. И в этом—главная слабость, .од­ носторонность- этого талактли- руж, где ему предстоит орга­ низовать убийство известного профессора Куадри, антифа­ шиста, эмигрировавшего из Италии, Короткий истериче­ ский роман с женой профессо­ ра, Анной. Встречи, беседы с веселым, мягким, доброжела­ тельным стариком, которого ему поручено уничтожить. И— вот парадокс души, в коей нет основы,-стержень коей подат­ лив, гнется, как угодно, хоть спиралью, хоть знаком воп,оо- са: Клеричи, мечтавший сме- Ш-а,ться с толпой, ничем не от­ личаться от нее, тайком, пожа­ луй, упивается своей супермен­ ской миссией, своим коварст­ вом, тем, что от него ^зависит жизнь другого. И тут же — страх, кслоба- жению, — воспринимаются как образ. Как символ той грязи мерзости, которую поднимает со дна души человеческой фа­ шизм. Которую он эксплуати­ рует и культивирует в людях во имя своих бесчеловечных 8 психологическом анализе, проведенном Бертолуччи, под­ час начинает звучать гротеск­ но-сатирическая интонация. Особенно в эгтизодах посеще­ ния Клеричи министерства. Ма­ ленькая, ничтожная фигура движется по огромным, пус­ тым коридорам, вестибюлям, кабинетам. Кабинет размером с футбольное поле. И в глубине, словно смотришь на них в пе­ ревернутый бинокль, — стол й человек. Бессмысленное, лож- ионФОРМиегА вого фильма. Р-зжиссер идет от больной психики Марчелло, демонстрирует эдакую фаталь­ ную нравственную ущербность Клеричи, склонен объяснять разрушение личности по Фрей­ ду. Поэтому куда интереснее и убедительнее в фильме пока­ заны результаты, последствия духовного краха конформиста,- нежели истоки, причины. Впрочем, мы вполне можем додумать, как все-таки Клзри- чи стал Клеричи. «Достроить» его биографию по намекам и деталям, разбросанным в фильма, до того самого мо­ мента, как он отправился в фа­ шистское министерство. Одинокое детство в дома с матерью-наркоманкой и от­ цом, подавленным какими-то давними тягостными впечат­ лениями, по-видимому, — об участии в карательной экспе­ диции. Чужой среди чужих. Богатый дом духовно нищих, выщербл-энных буржуа. За­ тем — университет. И опять — одиночество. Накопление не­ доверия к людям, неосознан­ ной зависти к радостям, ду­ шевной цельности и здоровью других. У него самого нет ни того, ни другого, ни третьего. Он вообще человек с качествами на «на». Не добр и на зол; Ни­ чем не увлечен. На умен и на глуп. В его душа, там, где у других — вера, любовь, пре­ данность принципам, идеалам, — огромная ■пустота. Вакуум холода и равнодушия. И эта сосущая опустошенность ■му­ чает его. Он хочет избавиться от нее любой ценой. Любой! Только бы стать — как все. Слиться с -'ояяой. «Хочу быть, как все». Это чуть ли не первая его реплика в фильме. Он прои-зносИт ее- в разговоре с Итало — слепцом, служаш.им на фашистской ра­ диостанции комментатором! Клеричи мечется вдоль стены; возможно, его раздражает, что вот даже этот незрячий-чело- в-зк нашел место в толпе, су­ мел стать одним из многих, преодолел свою изолирован­ ность. А он, Клеричи? Но вот и он пристроил-ся. Тайный агент. Поездка в Па- «РАЗ, ДВА, ТРИ, НУ-КА, ЕЛОЧКА. ГОРИ!» Весело прошли у ребят зим- В ДК липецких металлургоз низ каникулы. прошли трз,дицион;- 1 ые нозо- Вспыхнули разноцветные годние утренники, огоньки на елке, закружился в Девчонки и мальчишки и не воздухе серпантин, зал напол- догадывались, как долго, тща- нился музыкой, и пустились а тельно готовились взрослые к пляс сказочные герои, увлекая их празднику, за собой нарядных малышей. Посмотреть на елочку-краса- кия, тем сильн-зе, чем настой- чивез требует решительных действий приставленный к не­ му сообщник — профессио­ нальный убийца. Жан Луи Трен­ тиньян играет Клеричи точно, изощренно демонстрируя все извивы его неустойчивой - пси­ хики, вс-з его крайности и сом­ нения. И а тот момент, когда нам начинает казаться, что Клеричи вот-вот умоет руки, отстранится от готовящегося преступления. Он делает реши­ тельный и подлый шаг: сооб­ щает напарнику, где и когда удобнее расправиться с про­ фессором. ' Все. Впрочем, сам он уби­ вать не будет. Он спрячется на заднем сидении автоМобиля и будет наблюдать, как насколь­ ко головорезов методично, ко­ роткими ударами ножей, при­ канчивают свою жертву. А за­ тем стреляют в оказавШ,уюся свидетельницей расправы Ан­ ну. Проходит пяты лет. Чем за­ нимался на протяжении их Клеричи — можно баз труда догадаться. И,вот — 43-й год. Крах Муссолини. Грозные ан­ тифашистские демонстрации. Клеричи и его слепой прия­ тель со страхом наблюдают за народными волнениями. Поте­ ряв контроль над собой, Кяе- ричи вдруг набрасывается на незнакомого парня с кри­ ком, что это он, парень, убил в тридцать восьмом в прзд,ме-- стье Парижа профессора Куад­ ри. А затем злобно ,ты 1 чат ку­ лаками слепого Итало и орет: «Вот фашист! Смотрите, вот фашист!». Фильм, собственно, ^ окон­ чен, Последнее, что мы запом­ ним, — затравленный, остано­ вившийся взгляд Клеричи. Пря­ мо в кинокамеру. Страшный Бертолуччи рассказал исто­ рию конформиста не без не­ верных нот. Если бы мы имели дело с подобной концепцией у публициста или ученого-социо- ло'га —‘ее вряд ли можно бы­ ло бы принять. Но Бертолуччи— художник. .А «Конформист» — произведение искусства. И па­ тологические черты главного героя, обусловившие его при­ соединение к фашистскому даи- вицу приходили не только де­ ти. Вот Игорь Бутусов при­ шел на утренник вместе с па­ пой, шлифовщиком ОРМЦ Но­ волипецкого завода. Прошед­ ший год принес Юрию Михай­ ловичу много удач; он был награжден орденом Трудово­ го Красного Знамени и зна­ ком «Ударник девятой пяти­ летки». ноа величие, призванное зада­ вить, внушить трепет и страх, превратить тебя в крошечный' винтик гигантского мертвого механизма. Этот декорум бес­ человечного режима вызывает у Бертолуччи злую усмешку. Через короткое время он с оператором почти в точност^ повторит композицию кадра' Мы снова увидим бескрайнюю площадку, только на сей раз чуть ли йе до самого горизон­ та уставленную длинными скамьями. Между скамьями — люди в смирительных рубаш­ ках. Это сопоставление мини­ стерства и сумасшедшего до­ ма выразительно и остро. Сю-^' да, в психиатрическую лечеб­ ницу, приходит Клеричи навес­ тить отца. Он настойчиво до­ пытывается у родителя; правда ли, что тот был карателем, па- Отец не ответит. Но мы вспомним еще его сумасшед­ ший взгляд в самом конце, когда увидим остекленевшие глаза Клеричи-младшего. По ним можно, пожалуй, догадать­ ся, что сына ждет участь отца. Им обоим суждено дорого расплатиться за 'конформиэ>А. За рьяное «оносороживание». Итальянское кино на наши экранах всегда; было прадст. пеко очень полно. Это— тра' диция, начавшаяся 'в блиста­ тельную эпоху шедевров нео­ реализма. Вот и сейчас мы зна­ комимся со многими талантли­ выми, хотя и разными по силе ‘ обличения капиталистического' строя работами програсси»-'. ных мастеров. Назову хотя бы «Следствие по делу граждани­ на вне всяких подозрений» Элио Петри, «Сакко и Ванцет- ти»' Джулизно Момтальдо, «Де- , ло Маттеи» Франч-еско Рози, фильмы, разО'блачзющие ма- ‘ фига, снятые Дамиано Да-миа- : ни. «Конформист», пожалуй, : менее этих лент точен в соцм- ' альных своих посылах. Но он ■ все же весьма существенно дополняет картину совремэн- ' НО'ГО передового кинематогра­ фа Италии. Кинематогра- ■ фа борющегося, бескомпро­ миссно, мужественно ставя- ‘ щего самые острые вопросы ‘ дня. И. НЕВЕРОВ. — Мне очень понравился детский утренник, — говорит Ю. М. бутусоа, ^ Хочется по­ благодарить его организаторов от имени всех рабочих нашего цеха за радость, которую они доставили («ашим детям. П. ПОКАЧАПОВА. За редактора И. РОЗЕНФЕЛЬД. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. .Липецк, площадь Плеханова, Дом печати. Телефоны; редактора — 4-67-13, ответственного секретаря « фотокора — ч-от-и, отдел коммуниоического воспитания — 4-66-12, отделов: комсомольской жизни — 4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-06, писем — 4-66-18, спорта — 4-66-07. АЭ 71022 Типография издательства «Ленинское знамя». Липецк, Коммунальная пл., 44. Зак. № 321.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz