Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец в БЮРО ОБКОМА Растить таланты! Искусство Страны Сове* тов... Оно всегда было на передовых рубежах труда и борьбы, оно всегда было, есть и будет глубоко пар­ тийным по самой своей су­ ти. Расцвет его — реэультат неустанной заботы КПСС о его творцах, чуткого, доб­ рожелательного отношения партии к мастерам культу­ ры. Одним из ярких доказа­ тельств зтого повседневно­ го внимания стало Поете- новлеиие ЦК КПСС «О ра­ боте с творческой молоде- ||| жью», проникнутое етрем- пеннем создать максима»ль- но благоприятные условия для роста молодой совет­ ской художественной интея- 1 лигенции, для созреввимя и наиболее полного раекры- | тия талантов. Постановление, содержа­ щее развернутую програм­ му совершенствования всей системы обучения и воспи­ тания молодого поколения в сфере художественной культуры, явилось важным событием в жизни теорче- дач по работе с творческой молодежью в свете поло­ жений Постановления ЦК КПСС, принят соответству- юиVИй документ и бюро Ли­ пецкого обкома ЕЛКСМ. В нем отмечается, что ко­ митеты комсомола, сотруд­ ничая е творческими союза­ ми, органами культуры, на­ копили некоторый опыт воспитания молодой смены работникоя искусств. Во­ шли в практику творческие семинары, совещания, смот­ ры, командирооми на удар­ ные стройки, проводится присуждение премий Ли­ пецкого комсомоле им. В. Скороходова в обпастм литературы и искусства. Вместе е тем уровень этой работы требует значитель­ ного улучшения. В поета- иовленим отмечаются недо­ статки в политической уче­ бе молодых работников и<- уусств, слабое внимание к повышению их творческой и общественной акгивиости, к формированию у них высо­ ких нравственных качеств, активной жизненной пози­ ции. Комитеты ВЛКСМ прак­ тически не участвуют в под­ готовке юношей и девушек и поступлению в учебные заведения искусств, робко выявляют дарования среди рабочей и сельской мояо- В связи с этим бюро об­ кома комсомола, подчерк­ нув важность улучшения этой работы, наметило ряд ее направлений. Разработа­ ны также конкретные меро­ приятия по активизашти взаимодействия комитетов ВЛКСМ е творческими сою­ зами, учреждениями и ор­ ганизациями. Будут прово­ диться различные смо^ы и конкурсы, выетав 1 Ж про­ изведений молодых худож­ ников, укрепятся коитакгы молодых литераторов, мас­ теров МИСТИи резца, акте­ ров е коллективами пред- Моя история Кружилось в небе вороиье Восток славян налогом облагал. И я ушел на Куликово поле И не вврмулся, потому что пал. Но смерть на этот раз дала Вставай, солдат, — дорога Я 0 -жил вместе с Запорожской И вновь погиб от вражьего клияка. Но не по мяе сырой могильный Река времен бурлява и быстра-т> Я на своих костях построил город Великого и с-прогого Петра. 'А из земли в меяя в.тевалась И в Вородийский бой меня скосила Французских пушек крупная картечь. Я погибал — и вновь вставал из праха, Меня сломить пытались — , ие могли Н« пули. »и кдмак,, ни мнут, «и плаха— Все мяожестшо врагов моей земли. В двадцатом я растерзай был ^ гранатой. Но ни речей не с.чушал, ни молитв. Нет. Вместе со светловокою «Гренадой» Я уходил в пылающий Мадрид. Не нужея мне уютный тиХ'ИЙ От бед и бурь в тринадцати ее)рстах—- Я в сорок первом дзот накрою Чтоб в сорок пятом — знамя на рейхстаг. И что бы мне сегодня ни грозило, ■ Я шапку не ониму и не склошось. Я знаю, что в земле ПОЭЗИЯ Ты стань дождем. Стань хоть на час им. На тро-п’ары с крыш етекн, Сбеги к реке ручьем журчащим, А после — напиши с тх и : О том, как пели трубы альтом, И как подпел яегром 1 ко сам. Как подружи.чся ты с асфальтом, II как грустил по небесам... Все испытав и все измерив, Слова и рифмы ты найдешь. Твои стихи прочтут, поверив. Что ты писал про .летний Сегодня в «Радуге» — молодые. Непо­ хожие, разные. Одни уже имели свои публикации в коллективных сборниках, на страницах газет, другие в поэтической рубрике впервые. Каждый из авторов работает на производстве или в учреж­ дении. Объединяет их семицветная лен­ точка «Радуги» творчеством. Все еще у них впереди: радости и огорчения, пер­ вые книжки и нелицеприятный разговор о рукописи. В искусстве, как известно, снисхожде­ ния и скидок не бывает. Потребуется не­ мало усилий молодому автору, прежде чем он найдет свою тропинку, обретет устойчивую позицию в отношении к жиз­ ни. В этом ему помогут и постоянная ли­ тературная учеба, и изучение лучших об­ разцов русской и советской классики, и доскональное знание русского языка. Если вспомнить пятибалльную систему Льва Толстого в оценке произведений, го русский язык некоторые молодые зна­ ют на тройку. Порой стихи и рассказы не отличаются глубиной темы. Желание написать «что- нибудь» в таких случаях диктуется не внутренней необходимостью, когда до конца выкладываются мысли и чувства, а некими посторонними внешними «раздражителями». Тут и стихи к сезону: весна, лето, тут — и рассказ о первом чувстве, причем, автору думается, что НАЧАЛО никто до него из живущих этого не ис­ пытал. Получается стереотип, не пред­ ставляющий общественной ценности. У некоторых чувствуется не только благодушие, но и откровенное зазнайст­ во. Таких людей мало, но и они, к сожа­ лению, есть. А ведь литератор во все вре­ мена был скромным по отношению к сво­ ему творчеству, чутким к работе своих коллег по перу. И последнее — политическая . учеба. Ведь в центре литературы — человек. Человек нового общества — социальный тип, неповторимый и непреходящий. Политическая учеба — огромное под­ спорье в познании современного харак- Все эти вопросы не праздные. Недаром же в Постановлении ЦК КПСС «О ра­ боте с творческой молодежью» еще раз подчеркивается, что воспитание молодых должно идти по всем направлениям. Привитие литературного вкуса, эстетиче­ ских норм мышления — одна из задач и нашей писательской организации. В. ЗОРИН, ответственный секретарь Липецкой писательской организации. Тяжелый лист не в силах ворохнуться от легкого касанья ветерка. Сад, не успевший вовремя проснуться, косым дождем взъерошенный слегка, напомнил мне вихрастого мальчишку, тяжелого на утренний подъем, до полночи читающего книжку. Когда гроза лизала окоем елепящи 1 м, оглушительным разрядом, вся разница была лишь только в том, что раньше мать была с мальчишкой Теперь он сам давно уж стал отцом. Теперь его уже будить не надо: он понял смысл с зарей встающих дней. А в дебрях частых смешанного сада защелкал запоздало соловей. И, отряхнув росу на грядку лука, очнулась ветка вишни МЪлодой. И над кустами заливного луга сиял просвет прозрачно-голубой. ВЕСЕННИЕ ЗАБОТЫ. Фото в . Пивоварова, Слова лкшь звук, Общемня ус.швность. Мне скажет все . Пожатье рук И гл-аз твоих в-ино.виость. Не надо сл 1 сн — Сю да слФпы И. ранят нез.',-роком. У-ста сомкну, ' Лишь посмотрю с упреком. Слова,- как птеца, Мнг — и в-спо 1 рхиу.'ш высоко, и им назад не воротиться, Лепко -ЛИ и'|.е иль тяжело. Старик Корявой вишенки росто-к ствр-ик в руке держал. Горячий пот по сК(улам тек— он дерево сажал. «Ты не гляди, что он сухой, веона-'то — впереди!»— сквзел и вытер пот рукой, пригладил шелк седичг Землицы теплой подложил плотней под корешок, как ритуал|у, он служил И стала истина не в дереве том о души потребность ВЕСНОЙ Самой весны—^неж 1 нейш-и-й поцелуй,— смотрю я, — на асфальте, возле дома, росточек тонкий тянется к теплу, и к свету, и к дыхан-н-ю людскому. Презрев зимы стареющей бедлам, календаря'законы вСе нарушив. .разбередить, случайно. Он крохотный бунтарь, ю тем г^лен, что ТЭК о-н безоглядно непо 1 ,- 01 -,.он, и потому так неггокорен он, что соками земли пропитан корень. Нам, на него взирающим с вершин познания, что жизнь так бьктротечна, , напомнить поспешил, е бесконечно. Как много отпущено мне! Как мало и все-таки много. В оснеженном поле дорога с чуть видимым следом-на ней. Бездомного ветра ь лзбег, сквозных поездов громььхаикс. ночного костра полыханье, н дар изъясняться стихами, угодный 1 ;апризнвй судьбе. ^ Где-то поезд прогудел и омолк, а у придорожного откоса гО'рьковатый стелется дьшок. над полынью, тро.нутой морозом. Же.ттый лист еще не облетел. Вечереет. Ветрено. П^рохладио. Ветхая калитка палисада : монотоиио плачет в -темноте. На -рябине рання* о-студа... Вот и дома. Что еще желать? Ни'какие, кажется, дела Сиротства пожизненный п забвенья посмертная глыба... Ну, что ж, и на этом спасибо, Земля, моя соль и мой хлеб. Спасибо за риск откровенья, за трепет крыла за п.лечом, за белую ветку сирени, за краткие миги прозренья — все прочие просто не в счет. вновь меня не выманят отсюда. Что мне свет, слелящий дочеояа, что мне песен зон неуловямый? Где еще я буду так храинма? Кем еще я буду арощена? Где меня постигает благодать, и такая горькая отрада — .чувствовать те-пло родно-го взгляда, слушать шелест вянущего сада, нз окна следить за листопадом и зачем-то первопутка ждать?.. Над разливом взво-лиованной сто ветров обо мне голое-ил-и... По освяням до-ро-гам Россия Увела мея-я страняица-жиань. Как дитя от груди отлучила, растревожила ум-молодой. Ка-к су,р- 01 В 0 , как мудро учила, как гор-я-щее сердце студила,- - .словно вдруг на ветру окатила из ведпа ледя-пою водой. Неиэбы 1 вную горечь разлуки и беспамятство счастья дала... Но в минуты отчая-шшй муки надо мной простираляся р-уки— две ладони, два теплых крыла. Сколько б зим не минуло окрест, сколько б лет не легло мезкду строчек, до сих пор,-слов,но си.ш источетк, все полощется мамин платочек в родн-и)ко 1 во-п-розра-ч 1 шй заре. Потому, где б меня не носило, я вовеки забыть не смогу город детства — кусочек России на отлогом речн-ом берегу... Не стесняйтесь дарить доброту. Не скупитесь на ласку . ■и -нежиость. С. ними легче раавеять беду, Их дыханье, как воздух, —^ безбрежно. Эти качества делают нас, И родней, и нужней, и улыбчивей... Одаретс добром только раз И поймете тогда их величие. Д-оброта нам дается, как честь. Не подменят ее ложь и допинги, ■Только надо одно нам учесть: Хорошо добрым быть, а не добреныким. Доброта всем под стать и Не помада она и п-е платье, — Но как дорого все же • - мы платим За бездушие иному купцу. Ие стесняйтесь дарить доброту. В ЕСНОЙ кабаны из при­ брежных зарослей ка­ мыша и тальников, з а ­ литых теперь рекой, перебра­ лись в недалекое крепкое мес­ то заболоченного леса. Болото от самой реки с каждой весной как будто молодело, собиралось с духом и занимало потихоньку лесную низину, поросшую уг­ рюмыми деревьями, высоко стоящими на корнях. На влажной земле быстро проявились тропинки, и, петляя между завалами бурелома, каж­ дая из них хранила свой зата­ енный смысл. Они то исчезали в зарослях молодой черемухи, осыпанной собственным цветом и соловьиным пением, то вдруг появлялись у черной, как лак, болотной воды. И тогда патро ­ не видны были ямы от грязных кабаньих ванн. Я долго вглядывался в эти тропинки — сначала осторож­ но, стараясь не вспугнуть хозя­ ев этих мест; потом все больше и больше убеждаясь в тщетно­ сти усилий, я осторожность свою превратил в нескром­ ность, а потом в нахальство, подобное тому, когда незва­ ный гость чувствует себя хозя- Я шел по краю болота, и, не дойдя до последнего завала (дальше болото обрезалось на­ езженной дорогой), вдруг сту­ пил особенно твердо. На ред- Л ЮДИ при-ру-чали разных ншвотных: и медведей,' н тигров, и слоно.в, я I змей, и... кого только не прн- , ручали! Один ажвалангист по- глаж-ивад рукой барракуду. — — о-п-аоную и сви-реную хищ­ ную рыбу. Это по телввизо-ру паказывали. I видел кто-нибудь руч.ную лягушку? Ту самую, которая ;-человеку, хроме пользы, ничего не приносит, а за свою безобид- I ность столько терпит от маль- -• -Ч'ишек... Мой сосед — молчун и кори- ■ фей рыбалки — в нашем дворе > слыл чело.веко-м стран-ньш. В : войну о-н потерял стопу левой ноги, но, несмотря на это, свой «Ззйорожец» водил уверенно и I даже .тахо. Все его авали Ва- [ьич. Когда его спрашивали; «Ну, как улов?»—о,н обычно ма- 1 ал рукой; «Да че тамЬ. А ве- I чер-о-м на с-ка-мейке его жена I хвастала перед то-варкамн; 1 «Мой еегод-ня полведра- окуней и три леща килограммовых пой- Многие просились поехать с ним на рыбалку, но он, как всегда, нем 1 ногословн.о, по раз­ ным причинам, отказывал. Не аю, чем поиравился ему я, , когда почти без надежды, напросился в напарни-кн, он по­ глядел на меня; , — Сапоги болотные есть? . - - Д а! — еле выдохнул я . , — В.тр-и утра двинемся., ...Еще были серовато-голу­ бые утренние су.мерки, а мы уже лихо взбивали пыль заго- род-ной дороги. Молчали... Когда Васильич притормозил УЛИЦА ДЕТСТВА Ие при,.черная у,шиша, к воV•I^-ску волосок, аейршетяая удща. рй-с-ка-здный пёсок. Чем там детушки тешатся то ль в пыли, то ль в дыму? Руми в ссадинах чешутся — хоть бы 'Л и з ат ь 1«!Г51у..т-". Хоть бы кто позадиристей выйти не прозевал. Хоть бы кто позаливистей на подмогу позвал. Чтоб сцепиться без корысти, защитить, не шутя. Но м-Н'риться по совести: два МИЗ-ЩЩ 8 сплетя. Остывай, рукопашная, под дощатым крыльцом, вде истории страшные ■со счастливым концом. Голоса возбужденные над обрывками' книг — и. к плечу побежденного победитель приник. Насмеяться, наплакаться . над по,следпей главой, чтоб успел отпеча.таться наш портрет групповой. кость сухая ветка с треском взорвалась подо мной. В ту же секунду из завала с пронзи­ тельным верещаньем выскочил коричневый поросенок и то ли » Т Г АЛА визгом своим, то ли стреми- -гельным бегством, впился в ку­ сты и исчез. Потом я понял: он был напу­ ган страшным сном, в который обратился этот взорвавшийся сучок. Но это потом. . Л пока события стали развиваться с такой стремительностью, что мне стало казаться, будто я сам спал и вдруг проснулся. Трона, но которой бросился кабаненок, выходила на забо­ лоченную полянку. Пришлось кинуться на эту поляну за ним у рек.ч, круго.м уже торжество­ вал й-раздяи-к утрешего света. Взяв снасти, мы шустили-сь с бугра и вброд перешли прото­ ку, сплошь заросшую камы­ шом. На островке умылись чи­ стым, влаж-ным, необыкновенно приятным воздухо-м, .В: котором вслед. Не выходя из зарослей, я стал у березы с таким рас­ четом, чтобы мне было все вид­ но, а меня самого — нет. За кабаненком сомкнулась тишина, но в завале, где, види­ мо, была кабанья лежка, разда­ лись шорохи, треск веток. И по тропе, обозначенной малышом, тяжело, как состав, ушел на­ груженный страхом выводок. Казалось, на этом дело и кон­ чится. Вот так, уже в который раз этой весной, звери уходили, не показав мне дал:е кончика хвоста. И я успел заскучать от этой мысли. Но со стороны, ку­ да ушел выводок, вдруг кто-то начал приближаться на махах. И тем, как сразу расступались перед ним кусты, невидимый зверь внушал уважение... и Поначалу кабан нацелился было мимо, но, уловив нужный запах, изогнул свой путь дугой, и продолжение дуги уперлось в меня. Захотелось ощутить за собой что-то прочное, л при­ слонился к дереву. В следую­ щую секунду кабан рассек по­ следний кустарник и, встретив мой прямой, испуганный взгляд, как вызов, замер за ширмой листвы. Взгляд, что стена, отделял секача. А тот, прыгнув вправо, влево, еще долго упирался маленькими сверлящими глазками в это хрупкое препятствие. Немного оправившись, я стал поднимать фоторужье. И ког­ да объектив остановился на взлохмаченной морде, секач вдруг, уступив такому могуче­ му глазу, прыгнул в сторону, захрапел и снова превратился в шелест расступающихся кустов. Когда вновь меня обступила Соловьиная тишина, в душе поднялась гордость: я долго, с глазу на глаз, беседовал с се­ качей, поговорил, как меду на- Но странным, однако, был наш разговор. И все дело мож­ но объяснить только тем, что потревоженный кабан спросо­ нок не разобрал, от кого он убегает. Подумал, что, может, лучше вернуться да проучить. Но слишком страшен был взгляд моего фоторужья, се­ кач обратился в бегство и так быстро, что я не успел его за- Возвращался домой радост­ но. И хотя в аппарате не было снимка, все было так, как буд­ то тысячу лет я строил себека- , менный дои со всеми удобства­ ми. И теперь, когда дом почти готов, я забыл, где живут мои старые соседи, долго искал их, нашел и сумел поговорить. В. БОРИСОВ, младший научный сотрудник Липецкого политехнического института. плавала спмфоиия птиц и неж­ ных запахов. - — К берегу подойдем тихо,— сказал Васильич и, несмовряша протез, совсем бесшумно дви­ нулся вперед. Небо стало крас­ ным, и на горизонте расплавил­ ся кусок золота. — Сейчас покажу тебе моего М'Ироиа, ■— шепнул сосед. ‘ — Кого? не понял я. Вот и берег. Вода около него покрыта крупными пластинка- М.И листьев кув,ш.внок и мелки­ ми, ряской. Прнсе,в на корточ­ ки, Васильич достал кусок мед­ ной проволоки, - согнул на од­ ном конце ее небольшой круг и налшил , кусочек теста, раз,ме- - ром с крупную горошину. Дет­ ское любопытство проснулось во мяе: все это было таинствен- но-ншонятно. Васильич протянул над во­ дой руку с проволокой. «МИ­ РОН» — Мирол... Мирон... Мирон... — говорил 0 |П каким-то изме­ нившимся голосом. — Мирон... — И (о, чудо!) откуда-то И.З-ПОД ряски стилем «брасс» подплывает зеленая ля­ гушка! — Мирон, М ирон , — уже лас- лово бормотал Васильич, пока­ чивая проволоку. Между тем, Мирон очешь смело подплыл к кусочку теста, открыл красную пасть, схватил и проглотил его. Вас 1 ИЛЫ 1 ч быстро насадил вто­ рую «горошину» и протянул ее к лягушке. Она только этого и жДала. В третий раз дресси­ ровщик, подставив ладонь, стал- п,одтягидать к ней приманку, ласково -говоря: , Мирон, Мирон... Лягушка за приманкой вле.з- ла иа ладонь. З.тесь Васильич отдал ей этот кусочек, и ля­ гушка не спрыгнула с ладони, а сидела, выиуч,нв н без того на­ хальные глаза, как ИИ в чем п е ' бывало. Мои глаза, виднмо, бы­ ли такими же, как и у Мироиа. но тут я увидел вообще неверо­ ятное. Васильич стал аккуратно поглаживать .^(ягушку по спи­ не! И Мирон сидел очень спо­ койно! Затем Васильич отпу­ стил его у кромки воды. — Миров, где же твоя царев­ на? — прошептал он. г Потом, обернувшись, ска.зал, что пора «брать карася». • Размотали удочки. Сделав загадочное ' лицо, сосед выта­ щил розовый мягкий комок. Отделив небольшой кусочек, йокатав его меж.ду пальцами, —- Ломай, он протянул йне розовый шмат. ■ ' Мирон прыгнул в кусты, — Тесто это, — сказал Ва­ сильич. помедлив, •— а розовое потому, что (только смотри, это секрет) губную пома,ду в нее . Он явно гордился своим изо-: бретением. . ' ' ‘ — Карась па этот запах идет, как,пчелы на мед! ■На солнце, ка« из элекиро- сва|рку, уже больно было , гля- ' И. ЗЕМЛЯНУХИН. Рис. автора. : * Г. Лилецк. Бее в этой маленькой кварти­ ре рассказывает о Есенине. Фо­ тографии поэта. Посмертная его маска. Книги. Марки. Знач- 1 СН. Нажмите клавиш магиитр- фоиа'—и вы услышите голое I матери Есенина. Поверните ры­ чажок проигрывателя — и за- I звучат стихи Сергея Алексаид- I ровича. Включите кимопроек- ) — и на экране замерцают В гостях у Есенина кадры, запечатлевшие нсивого нин материалы, связанные с поэта. А затем — пойдет жизнью и творчеством замеча- фильм о есенинских местах, тельного художника России. И снятый хозяином этого малень- щедро делится своими ка­ кого музея, увлеченным чело- ходками, своими знаниями со веком В. И. Синельниковым. всеми, кто любит поэта. У него Много пет собирает липча- в гостях можно увидеть и биб­ лиофилов, и преподавателей, и школьников. На днях на квартире, где со­ брана липецкая «ееениана», со­ стоялось очередное занятие го­ родского клуба книголюбов. Много интересного узнали в этот вечер участники заседа- Над деревней вечерняя тишь. Слышно, шепчет листва мен: собой, А под деревом шустрая мышь Зашуршала опавшей .чнетпой. Зарябила на речке гладь, . . Воздух вдруг загудел надо мной, — Надька! — громко кричала-ма Ну-ка, ужинать марш домой! И вдали, словно эхо в отпет. Отозвалось в тиши вдруг снова: — Я иду! — и пошло на нет Это громкое надькино слово. И опять над деревней тишь, Зашептала листва меж собой, Убежала куля-тз мышь И никто не шуршит листвой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz