Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)
ЕЗШСЕПЗЖ Е 1 1 стройках} Товарищ наставник в • 1 е н и н е ц Письмо Центрального Комитета КПС (Окончание. Намало на 1-й стр.)* сейчас, когда еще есть время, чем по том расплачиваться простояАш тех-ники,; (упущенными сроками, потерями уро-; Во всех колхозах и совхозах мащинно- трэкторные агрегаты должны действо вать в две смены. В каждом хозяйств© нужно заранее подготовиться к обслу живанию машин на,.весеннем севе, соз дать обменный фонд узлов, агрегатов и запасных частей, привести в готовность стационарные и передвижные пункты технического обслуживания, СIРгани^о- вать звенья мастеров-наладчиков, дис петчерскую связь. Словом, сдеявть все, чтобы инженерная служба работала на севе, как хорошо отлаженный механизм. Большую мобилизующую родь в ус пешном проведении полевых работ сы грает замечательное движение сель ских механизаторов за достижение наи высшей производительности труда, за лдаксимальное использование техни ческих возможностей машин. Несом-. ненно, что это прогрессивное движение развернется в 1977 году с еще большей Механизатор — центральная фигура С01временного сельского хозяйства. От его знаний и професоионэльного ма стерства, опыта, от его отношения к делу в решающей степени зависят , ко* нечные рез]ультаты работы колхоза и совхоза. Обеспечение хозяйств механи заторскими кадрами для двухсменной работы приобретает в настоящее аремя первостепенное значение. Там, где механизаторов н.е хв,ат,ает, надо,органи* зовать допопнитедьную их подготовку, использоДать все формы и методы обу чения — сельскую общеобразователь ную среднюю школу, профессиональ.но- техничоские училища, различнь1в кур- Самого широкого распространения за служивает опыт Ростовской партий,ной организации. По примеру ростовчан во всех областях, краях и республиках еле-, дует организовать массовый механиза торский всеобуч, чтобы как можно больше сельских жителей освоили про фессию механизатора, умели управ лять трактором, автомобилем, знали различную технику и машинную техно логию производства. Руководители хо зяйств обязаны проявлять максимум за боты о создании на весеннем севе хо роших условий труда, быта и культурно го отдыха механизаторов. Больщая роль в общей борьбе за урожай принадлежит славному рабо чему классу, нашей социалистической индустрии. ЦК КПСС обращается к кол лективам промышленных предприятий^, выполняющих заказы села, с призьщом ■^ своевременно поставить машины, за пасные части, нефтепродукты, мине ральные удобрения >>другие материаль но-технические средства, - изыскивать возможности для перевыполнения пла нов производства за счет использова ния внутренних резервов, усилить шеф скую помощь колхозам и совхозам. Центральный- Комитет КПСС считает, что особое внимание сейчас должно быть приковано к животноводству. Са мая неотложная задача партийных, со ветских и хозяйственных органов, ру ководителей и специалистов хозяйств, всех колхозников и рабочих совхозов обеспечить значительное увеличение П1реизводстаа мяса, молока и других животноводческих продуктов, улуч шить снабжение ими населения городов и промышленных центров. Решающую роль.в этом сыграет организованное проведение зимовки скота. В этом году условия для ее проведения складывают ся более благоприятно. Кормов заго товлено больше, повысился уровень ме ханизации, на фермах, улучшилась обес печенность ско-та современными пом-е- щени.ями, и что особенно важно, вь1рос- ли квалифицированные, кадры животно- В зимний период первостепенное зна чение на ферм.ах имеет ,рв1ЦИО!Нвль.ков использование, кормовых ресурсов, ор ганизация переработки, кормов, повы шение литательиой их ценности. Эта работа должна вестись повсеместно на стойчиво и.Цйлеуст.р:ем.леннр. Дело надо. ПО.стазить, так, •.чтобы в каждом хозяйст ве кормоцехи, дейстяо.вапи четко и-бес перебойно,. чтобы каждый . килограмм корма использовался тельк.о в подготов ленном в,идё и давал нЭИвысшую о,тдач.у. продукцией. Важной задачей является улучшение воспроизводства стада. В эимне^весен- ние месяцы, португгает, основное количе ство приплода мо-лодняка. Обеспечение полной сохранности народившихся те лят, поросят и ягнят это'основа не только для роста поголовья и производ ства продукции в текущем году, но и для динамичного развития отрасли в бу дущем. Крупным резервом дополни тельного получения мяса является, широ кое внедрение интенсивных методов откорма и нагула скота, увеличение ве са животных, реализуемых на убой. Уже в зимний период необходимо обос- почить значительное повышение удоев молока от каждой ко-ровы, добиться устойчивого роста производства и за купок этой продукции. : Центральный Комитет КПСС считает, что реЬотники жиаотноводства имеют возможность В' этом году ,ставить шеред собой и решать более крупные задачи. Об этом наглядно свидетельствует опыт животноводов Киевской области, кото рые выступили с ценной инициативой добиться значительного повышения продуктивности молочного скота и при весов животных на откорме, перевы полнить планы и задания по продаже : всех продуктов животноводства госу- ; дарству, а по. закупкам молока в 1^77 году выйти на уровень,; предусмотрен ный пятилеткой на 1978 год. Этот патри отический почин киевлян, одобренныу ЦК КПСС, несомненно, найдет горячий отклик среди всех животноводов стра- Товарищи! Наша ,Родина гветупила в. год своего большого юбилея — шести десятилетия Великой Октябрьской со циалистической , резолюции. Труженики села, как и все советски© люди, стре мятся прийти к этой славной дате с новыми сввр'ш.емиями' в коммунистиче ском строительстве. ..Центральный К,о.мит.ет КПСС, считает, что партийные, профсоюзные и комсо мольские организации, советские и сельскохозяйственные органы д-элжны сделать все, чтобы обеспечить высокую орга«изов:Эн.ность, четкий ритм работы на полях и .ф.ермах, не допускать в ко.л- хозн.см и. совхозном производстве ка ких-либо перебоев, простоев, «пустых» дней. Каждый трудовой час должен быть отмечен, коик1ре.тнь1м вкладом в Дело ували.чэния производства про дукции земледелия и животноводства. 1;арраЬотаН|Ныв .хозяйственные планы следует по.дкрепить разнасторо^К|Кей ор- гадизатсрекои и* политической рабо.той, под особый контроль взять решающие |У4вСТКИ' колхозного и СОЗ.ХОЗНОГО про изводства. Н.есомненно, что, как и- прежде, в борьбе за высокий у1рожай, за новый подъём животно18од,ст.вд,. в те кущем году сельские коммунисты. и комсомольцы будут идти в перзьгх ря дах, показывать пример мастерства, вы- с0копроизводителькоГо труда, организо- ванности и дисциплины. Центральный Комитет КПСС призыва ет колхозников, раоочих совхозов, ме- ханизаторсв, ученых, специалистов сель ского хозяйства, работников промыш ленности, по'ставляющэй селу матери- эльно-технические средства, активно включиться в социалистическое сорев нование за достижение в 19/7 году вы соких рубежей, в сельском хозяйстве, и выражает увере.нность, что они впишут в .юбнлайном году новую> яркую ст-ра- цицу ,в развитие этой жизненно важней етрдсли нашей.экономйки. ЦБИ>1):ДЛЬНЫЙ‘^КОМИТЕТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ МАРШИ СОСЕТСКОГО СОЮЭА. В РАСЧЕТЕ НА... . ВЕДРО СТРОИТЕЛЬНЫМ МЕХАНИЗМАМ — ПОЛНУЮ НАГРУЗКУ в учебном пункте треста «Жипстрой» каменщики и отделочники . управлений, не скрьшая любопытства, рассматривали макеты раз личных установок. Здесь мвп.ярные и штукатурные станции, аппараты для СК.ПСКВВИИЯ линолеумных ПОПОВ, приспособления для шлифовки цементных, мо- за;дчпЬ!Х стяжек, подъем ные и другие механизмы. Десятки экспонатов, мир но покоящихся за стекла- М.Н витражей, напомнили строителггм... о своем суще* Почему напомнили! Ма ляры и штукатуры, камен щики и плотники,.монтажни ки и кровельщики повча- ыомклксь со всеми при.спо- соблрннвми еще в техниче ских училищах, где полу чали квалификацию строи теля. Да и те, что поопыт- нее, у кого за плечами большой производственный стаж, тоже уследи и лорд- бс^ть с мех^измами, и расстаться с надеждой не постоянное их применение на сгроктепьстде объектов. Как, например, бригадир комсомольско - молодежно го коллсктнва штукатуров Таисия Кузьмина. Ее брига да одной из первых в тре сте гфименяла сопло для равномерного канесекия раствора и злактрозаткроч- ную машинку. Эти л-ъаш...1ка, хоть и тяжела в э.чсплуота- цни, зато и г.рс.;гэЕодите’ль- ность труда при ее ис пользовании вырастает на двадцать процентов, и каче ство работ за/лстно улуч шается. Понравилась дев чатам из бригады. А Таи сия Кузьмина уже и дру гим коллективам предложи ла это новшество. Напри мер, своим коллегам из Воронежа, с которыми ком- еомольско - моподежвый коллектив соревнуется уже второе пятилетке. И там довольны остались, взяли новинки техники на воору- Теперь же в бригаде Т. Кузьминой об электро- затирочиых машинках толь ко вспоминают. Оказывает ся, из-за поломки какого- то узла все они выщли из строя, а запасных деталей у штукатуров, естественно, — Что делать! этот во прос бригадира, десятки раз адресованный руково дителям участка малой ме ханизации, так и остался без ответа. Дело дошло до того, что даже на конкурс ных сорёвксванклх на зва ние лучшего штукатура, которые в тресте называют шконей передового (!| олы- та, девушки работали... вручную. замечательно потруди лась КОМСОМО,'[ЬСКО-МОНО- дежкея бригада на отделке общежития для швейной фирмы. Одни из лидеров соревнования «60-летию Октября — 60 недель удар ного труда!» — молодые штукатуры завершили свои работы на пятнадцать дней раньше срока. Это непло хая прибавка к тем шести десяти с лишним дням, ко торые сэкономили девчата X году десятой пя- — Но наши -результаты были бы значительно выше, если бы мы использовали имеющиеся в тресте меха низмы, — комменти р у е т этот факт групкомсорг бригады Валентина Кики- на, — Что получилось на деле! В горячие предпуско вые дни вышла из строя штукатурная станция. Не раз и не два обращались к начальнику участка малой механизации, он же отделы вался лишь одними обеща ниями. Поскольку времени на ожидание у нас не оста валось, пришлось таскать раствор вручную на пятый этаж. Продолжалось это две недели. Другой факт. Штукату ры из бригады С. Пановой на отделке второй очере ди мясокомбината досроч но оштукатурили восемь тысяч квадратных метров стен, подготовили 7 тысяч квадратных метров стяжки. Еще более высокие темпы у ксмсомольцея из коплек. тиЕСв А. Анохиной и Р. Бо гомоловой, обязавшихся выполнить пятилетку за четыре с попоенной года. Но о.'.ять же достигнуты эти результаты не за счет мю- ханкзмсв. Например, почти всю наружную поверх ность стен мясокомбината пришлось штукатурить с помощью... ведер. Подъ емные механизмы в это время простагшали. Башенный кран и носил ки, электрозатирочная ма шинка и полуторок, штука турная станция и ведро... Как несовместимы эти по нятия! Давно несовместимы и давно ужились в тресте «Жилстрой». Может быть, пора, наконец, вмешаться в этот вопрос комитету ком сомола треста! В. МЕДВЕДЕВ. ЧяШ Катвща Ксротккя — коА>.сорг комсомольско ■ бригады ма;!яроа Димы Вельских из с молодежной РЭЛЬНОГО упрввлер кия Ма 5 треста «Жи.пстрой». В бригаде 20 коАкСомольцеа. И, |'.а« всегда, — комсомол впереди: этот кол.текткз один из лучших в упрезлекки. И в этом немалая заслуга Наташи... ОЭото В. Епьшаева. С ТАНОК был вьжпючен, и потому Юрка отчетливо услышал шаги за спиной. Незнакомый парень, ви димо, из другого цеха спросил: — А где Ьатищаа-то? Евгения БатиЩваа* Юркиного настав ника, вместе с Владимиром Ковшов.ым с утра пригласили в горком, в партию принимают. Юрка и сказал об этом не знакомцу, но тот топтался на месте, не уходил. — Может, уже приняли? Нужен он «Женька всем нужен... За утро тре тий или четвертый спрашивает», — по думал Юрка. Он уже привык к этому и не удивлялся. Душевней и отзывчивей Женьки человеке -трудно себе пред ставить, да и авторитет у него на за)воде крепкий, рабочий, что называется. Трид цать пет парню, .а ужа орденом Тру дового Красного Знамени награжде-н, бригадир. И бригада у него, можно ска зать, первая по министерству... К лету в тощем ранце Юркиного жиз ненного опыта была только восьмйлет- няя школа-интернат да направление на завод. Он еще офермлял документы в отделе кадров, а в и«струмента1Льном цехе его уже ждали. И первый разговор с наставником получился неввеедым. Юрка сказал, что на завод пришел от «некуда деться», а поднаберет год ков — будет на трактора в солозе ра- — Ну, знаешь... У нас на тракторе не покатаешься: инструментальный цех. Сверла, фрезы и всякую мелочевку вы пускаем. 1а« что... приглядись, но пока ничего не трогай. Станок шуток не лю бит. Как и трактор, между прочим... Совсем невесело стало Сынкову. Он уже слышал от ребят, что иногда по два-три месяца длится для новичка это приплядывание. Придется, видно, и ему вывозить стружку... для разминки. Но прошло всего несколько дней, и как-то после обеденного перерыва Ев гений подозвал Юрку: — Ну, что-нибудь понял, пообтерся? Станок небось в школе изучал. Стано вись... — И он показал Юрке чертеж, растолковал что к чему. Деталь была несложной, но руки... руки у Юрки от чего-то дрожали... Потом было короткое собрание пря мо тут же в цехе. Собрались ребята и обсуждают: стоит ли принимать его. Юрку Сьжкова, в свою бригаду? Не подведет ли он? Вспомнили и про ови- один процент от экономии электроэнер гии составил астрономическую величи ну — почти 11 млрд, киловатт-часов. Эво в пять с лишиим раз больше всего производства электричества в дорево люционной России... К слову, в цистер нах железнодорожного состава длиной, примерно, от Москвы до Свердловока Постигая тайны ремесла... нельзя. И о том, что Юрку больше к трактору тянет, чем к станку, не забыли. И вроде бы не всерьез говорят, в гла зах лукавинки, у бригадира, ио в то же время и не шутят, дают понять, что шу тить не будут. В общем приняли его, конечно, единогласно, и серьезность де- ла почувств-оеатъ дали. Скоро уже Юрка Сынков стал в цехе своим человек-ом, участвовал в рейде «КП» по экономии и бережливости... Как-то он отлучился минут на пять- семь, а, вернувшись в цех, заметил, что бригадир украдкой взглянул на часы. Ничего не сказал Евгений, даже виду не подал, но после смены собрал бригаду «на два слова». — Вот, ребята, интересную задачку хочу вам предложить. Дано: рабочий перерасходовал все го один процент электроэнергии. Сло вам, нарушил режим экономии на самую малость. А если бш в целом по страна. Во что бы это вылилось? Под считаем: в конце девятой пятилетки разместится только один процент сэко номленной нефти в завершающем году девятой пятилетки. Разумеется, сегодня в конце первого года десятой пятилет ки, эти цифры стали еще выше. Значит, сколько из-з,а нашей нерадивости стра на бы недополучила?.. Вот тут-то Юрка и покраснел: понял, для кого задачу дал бригадир. ...Вчера Юрка сдал экзамены на раз ряд. Теперь у него свой станок, со сво им характером, со своим голосом. И вот так получилось, что первый само стоятельный рабочий день он встретил без наставника. И Евгений Батищев, и Владимир Ковшов с утра в горкоме. Сынкову не терпится дождаться их возвращения и поздравить. И хочется сегодняшнюю смену отработаль так, чтобы его заметили, похвалили. А по хвала такого человека, как Евгений Ба тищев, много значит. Детали надо изготовить немудреные: проточить фланцы. Главное, как учили Евгений и Владимир, правильно вы брать оснастку, закрепить заготовку, подобрать нужные резцы. Но как же непросто выполнить ]всв эти простые; операции1 А подводить ребят нельзя,; потому что вся бригада работает по ! принципу не взаимнь1х претензий, а ; взаимной помощи. Так и в обязательст вах записано. ...Евгений любит «все т счеты поло- ^ жить». Свои личные дела,, дела коллек- | тива он тоже в цифры перевел и ( — Ну, что ж, пожалуй, к 28 декабря годовой план выполним. Ребята переглянулись: такой .встреч ный план и записывать стыдно. ; — А чего стыдиться? Обязательства . не с потолка берутся, считать надо. Снова считали. Теперь уже всей брига дой, Шесть внедренных новшеств уже ■ помогли сэкономить цеху более тысячи рублей. И план первого года пятилетки бригада завершила 15 декабря. Не удивительно, что честь зажечь ог ни на общезаводской елке 19 декабря (именно к этому дню выпелнил годовой план весь завод) была иредостаелена Е. Батищеву. На следующий день состоялось собра ние бригады. — Мы здесь прикинули с Николаем , Леньшиным, — говорит бригадир, - решили, что в январе нового года мож но будет внедрить еще два наших предложения. Все это позволит нам годовое задание 1977 года выполнить на три месяца раньше срока, в канун празднования 60-летия Великого Ок- К концу смены Юрка справился с ; данием. Он был доволен собой и не стеснялся этого. Теперь и его можно считать пол.ноправнъ1м членом бригадь!. Жаль, что наставник не был сегодня ря дом и не видел его первую победу, над упрямым станком и над самим собой. Потому что Юрка понял, что даже са мый малый успех приходит, когда себя пересилишь и пестигнещь не умом, всем существом своим тайны ремесла н рабочего товарищества. П ОРОЙ мы склонны предельно сужатв-^-ю-щим весь обязанности нветавмика. Все сводим Й одном — зВЛиси о нарушениях дисцип- к тому, что опытный мастер обучает лины, о хороших делах, о поощрениях. В новичка основам профессии. В таком слу- другом — ведется учет . посещения «ше- чае, конечно, никаких проблем нет. Как фом» подро-стка дома, краткое содержание держать напильник или заправлять резец— бесед. В третьем — отметки о том, как этому даже мало-мальски квалифицирован- подросток участвовал'в коллективных куль- кый рабочий научит своего подопечного и турных мероприятиях, в конкурсах масгор- без помощи цехового или заводского сове- ства и так далее. Записывается также план та иастааникоа. Но наставничество — дало не только производственное, а скорее . гражданское, общественное, политическое, и помимо профессиональных качеств, тре бует педагогического мастерства, чуткости, душевной щедрости, И вот тут-то и может быть полезен совет как орган, с одной стороны, контролирующий деятельнсяЦ^ неставника-воспитателя, и — с другойЩ|Р оказыгакэщий ему помощь и поддерж.су. ЧТО МОЖЕТ об этом мы постоянно помним и стара емся найти наиболее эффективные и дей ственные фермы работы. Сложностей мно го. И, пособий методических не хватает, и Работы наставника, замечания и рекомел- курсы наставников работают плохо. Выход дации проверяющих. МЫ нашли. Это индивидуальная работа с Что это дает? Во-первых, теперь легче наставника1МИ, с теми из них, кто особенно контролировать работу наставника. Во-вто- нуждается. в совете, дельной подеказке, ре- рых, воспитатель приучается знализиро- комендации._ Но как это осуществить прак^ вать свои успехи и просчеты, у него пеяв- тически? Как прийти на помощь вовремя? ляется потребность лучше узнать своего Как быть в курсе работы каждого из семи- подопечного, выработать правильную пи- сот, знать, у кого все идет х о р о ш о , у нию взаимоотношений, делать выводы, кого не налаживается контакт с подопеч- ,, „ , ным, возникают затруднения? ^ журналам прилагается «микробиблио- - течка»: памятка о трудовом законодатель- и здесь важное значение приобретает брошюра об охране труда подрост- учет работы наставника. Я понимаю, что застольная книга, где собран матери- едмо соседство этих слов может покоро- подростками на заводе за бить; живое, не поддающееся дело настав- последние годы. ничества и оухой «учет». И тем не менее Конечно, все это не снимает' с повестки без систематической информации деятель- дня вопроса о слетах, семинарах и курс.ах ность совета немыслима. наставников, скорее даже — стимулирует Однажды мы попытались опереться на з* проведение, давая обильный, интерес- данные «трудовых паспортов» наставников материал для обобщения опыта. О НАСТАВНИЧЕСТВЕ написа но немало, сказано и того больше. И вряд ли стоит повторять общеизвестное. Но удивительное дело: на Липецком станкостроительном заводе и се годня считают, что достаточно против фамилии того или иного кадрового рабочего записать на парне ничего не знал. И дома у него не был: не собрался как- то. А побывать . дома ,у Игоря стоило бы. Потому что узнал бы тогда наставник, что школу Игорь не окончил, учится в вечерке, за нятия посещает плохо; что воспи тывает его одна мать. Что говорить? Михаилу Алек- ПОБОЧНЫЙ ВОПРОС? воспитанников. И — растерялись Разные участки, разные люди, разные ра зультаты, а в карточках у всех одно же. Стереотипные условия соревнования отметки об общественной работе. Конечно, по таким «шаблонам» олреде лить, где хорошо, где плохо, невозможно Нередко думают, что у наставника хоро шие показатели, значит, и у подшефного все в порядке. Но проходит время, и выяс няется, что во время своей учебы у хоро шего, как- мы полагали, наставника паренек и прогуливал не раз, и в милици-и побывал. А «шеф» его не удосужился даже домой к нему заглянут*. Тогда-то м-ы и решили попросить по.мощи у специалистов по НОТ. Теперь у настав ников есть специальные журналы, которые Мы не обольщаемся: то, что сделано, — ' лишь первые шаги. Но, по нашему убежде нию, без этого дальше идти было бы труд но и самим наставникам, и- совету, и коми тету ВЛКСМ. Я не случайно ставлю рядом совет наставников и комитет ВЛКСМ заво да. Правда, пока комитет комсомола не яв ляется активным помощником, ограничива ясь скромной ролью исполнителя. Взять хотя бы контроль за учвбой ребят в шко лах рабочей молодежи. Сегодня не всегда. -}{^;а-отся выяснить в цеховых комитетах ВЛКСМ, кто" 5 - как посещает уроки, у кого какие оце_нки. Хотя такой кантрояь — одно из необходимых усло1Вий внимательной и заинтересованной работы с подростками. В. ВАСЙЛЬЕВ, зам. председателя совета наставников стал-и своеобразным дневником, стража- Новопипецкого металлургического завода. бланке «наставник», и вопрос бу дет решенным. Вспоминается та кой эпизод... / ...Борота строящегося цеха бь1ли распахнуты настежь. Тюда- сюда сновали самосвалы — при возили стройматериалы, увозили мусор, грунт. 'Под самым потол ком вспыхивали и осыпались кас кадом синие искры электросвар- На стройке торопились, хотели во что бы то ни стало сдать но вый корпус к концу года. Сюда я заглянула не случайно. Искала воспитанника М. А. Титова — Игоря К., которого админист рация инструментального цеха направила на несколько дней по мочь строителям. Но все попытки найти его оказались тщетными. Спросила у прораба: — где — А я думал, может, вы под скажете, где он. Два часа порабо тает и исчезает. Не было Игоря и а его родном — Он на стройке, — спокойно объяснил наставник и добавил:— Все равно о-н тут на побегушках.— Произнес равнодушно, как по сторонний человек. Вначале подумалось: Иготэь, наверное, недавно пришел на за вод, еще не привык. Но с уднвпе- нием узнала: подросток «на по бегушках» состоит уж четвертый месяц. И все же наставник М. А. Титов, кроме того, что его подо печный, «кажется, закончил шко лу» и «не член ВЛКСМ», больше о сандровичу недосуг присмотреть за парнем даже в цехе. Ведь если б он заглянул на стройку, то вы яснил бы, как Игорь проводит свое рабочее время, Узнал бь1, что ©го подопечный только отме чается на заводе в начале дня, а потом исчезает. Благо, дыр а заборе хватает. Грустное это было знакомство С наставником и его ,учеником. Хотелось думать, что это — ис ключение. Просто ошиблись в цехе, подобрав в воспитатели че ловека очень далекого от про блем подростков. Решила провести нехитрый экс перимент; собрать «трудовые пас порта» шефов и наставников. Ду малось, много будет карточек, из которых можно узнать об услови ях соревнования, и об их выпол нении, и о проделанноб рабо'те по воспитанию подростков. Но на заводе не то что карто чек, даже списков насгдвмиков не оказалось. Зато у работников ге- родркой прокуратуры станкостре- нтельный лооал в «черный спн- ...Сухие лаконичные строчни официального документе: «Про веркой установлено, что на за воде есть совет наставников, со ставлен план его работы, но все это только на бумагд». А вот еще один любопытный документ, хранящийся у заме стителя прокурора г. Липецка Р. Г. Гусевой. Писал его И. Г. Севостья- нов, наставник из того же инстру ментального цеха. «Дома у Сергея, своего учени ка, я не был, но обстановку в семье прекрасно знаю». Увы, несмотря на это авторитот- ное утверждение, для Ивана Ти хоновича мир его ученика остал ся за семью печатями. Семья Сергея считалась бла гополучной. Отец старый, уваятае- мыи на заводе работник. Да и сам паренек, на первый взгляд, тихий такой, внимательный. Только после появления Р. Г. Гусевой на заводе, которая про веряла обучение и воспитание несовершеннолетних, наставник узнал, что Сергей стоит на учете в детской комнате мт-лиции- за угон 1велоси,педа. Оказывается, и благополучие в -этой семье было мнимым, и отца давно тревожила дружба сына с сомнительной, как он считал,, ком панией, Н.О свою беду старый рабо чий прятал от посторонних глаз. И понять его можно. /Лного любопытных сведений можно узнать на заводе. Напри мер, в совете "наставников не бы ло сведений не’ только о Сереже, но и о других подростках, попав ших в медвытрезвитель, задер жанных милицией, как нарушите ли общественното порядка. ...Короткая оправка: а инстру ментальном цехе — три наставни ка и за ними закреплены подро стки. Все шефы —• отличные про изводственники, люди со стажем, в возрасте, уважаемые в коллек- тив-е. Но самым удивительным оказалось то, что их подопечные нет-нет да и попадают в катего рию прогульщиков. ..При встречах в цехах завода е наставниками мне дов,елось не раз услышать тревожное при знание: «Требоаать-то от нас требуют. Но как вести эту са мую работу по наставничеству? Где методические пособия? По чему совет наставников не орга низует для нас курсы?». А, действительно, почему? С этим вопросом мы и обратились к председателю- совета В. К. Бажа- Настмникав мы собираем раз в год. На этом собрании вы ступают лучшие рабочие, педаго ги. Раздаем памятки. — Понимаете, своих дел по техническому бюро хватает, а тут эт^ общественная нагрузка. Не успеваю, командировки часто... Добавлю: прогулов среди молодежи, по признанию Бажана, на заводе много, и другие нару шения не единичны. — Хорошие наставники у есть, — спохватился Василий Кон- дратьевич. — Маклаков, Климко, ну еще, — и, задумавшись, при знался: — Правда, часто бывает и так. Прихожу в цех, спрашиваю у некоторых рабочих: «Дома-то у своих учеников, в ШРМ бываете?». А они в ответ: мы м0Л( со сво ими детьми еле-еле управляемся, а тут чужих воспитывай. Василий Кондратьевич лыт< ся вызвать у меня сочувствие, но его не было. Давно пора прове рить списки наставников. И не г форме, как он это сделал после посещения завода прокурором, выясняя, кто в каком, цехе обуча ет молодежь, а по сути. За год можно было встретиться с каж- дь:м из них и посмотреть, соот ветствует ли человек тому высо кому поручению, которое возло жил на него коллектив. Успешная работа совета на ставников во многом зависит от его взаимодействия с завкомом профсоюза, комитетом комсо- В завкоме о наставничестве ни чего не смогли рассказать, посо ветовали обратиться- к Бажану, Не лучше был осведомлен и комсомольский вожак. Бывший секретарь Михаил По пов, передавший дела своему преемнику всего полмесяца на зад, был лреде<№но Аткровенеи: — Никаких совместных планов с советом ыастааникав мы не со ставляли. Заиимапис* этим во просом так же, как и учебой, и по сещаемостью в ШРМ, иногда рабочем порядке. Согласен, со гласен; ослабил комитет в этом направлении свою ^заботу. Но вины особенной в его голосе не чувствовал.ось. Говорилась это легко, бездумно. ...Вообще, ведя разговор о на ставничестве на заводе, я не раз сль:шала; «Это не гпввное сейчас для нас. Побочный вопрос. Тут другая беда: план ' горит. Теку честь кадров большая»». А ведь некоторые проблемы и не были бы такими неразреши мыми, если б «побочный вопрос» стал одним из главных! И. ТКАЧЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz