Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1977 г. (г. Липецк)

ЕЗШСЕПЗЖ Е 1 1 стройках} Товарищ наставник в • 1 е н и н е ц Письмо Центрального Комитета КПС (Окончание. Намало на 1-й стр.)* сейчас, когда еще есть время, чем по­ том расплачиваться простояАш тех-ники,; (упущенными сроками, потерями уро-; Во всех колхозах и совхозах мащинно- трэкторные агрегаты должны действо­ вать в две смены. В каждом хозяйств© нужно заранее подготовиться к обслу­ живанию машин на,.весеннем севе, соз­ дать обменный фонд узлов, агрегатов и запасных частей, привести в готовность стационарные и передвижные пункты технического обслуживания, СIРгани^о- вать звенья мастеров-наладчиков, дис­ петчерскую связь. Словом, сдеявть все, чтобы инженерная служба работала на севе, как хорошо отлаженный механизм. Большую мобилизующую родь в ус­ пешном проведении полевых работ сы­ грает замечательное движение сель­ ских механизаторов за достижение наи­ высшей производительности труда, за лдаксимальное использование техни­ ческих возможностей машин. Несом-. ненно, что это прогрессивное движение развернется в 1977 году с еще большей Механизатор — центральная фигура С01временного сельского хозяйства. От его знаний и професоионэльного ма­ стерства, опыта, от его отношения к делу в решающей степени зависят , ко* нечные рез]ультаты работы колхоза и совхоза. Обеспечение хозяйств механи­ заторскими кадрами для двухсменной работы приобретает в настоящее аремя первостепенное значение. Там, где механизаторов н.е хв,ат,ает, надо,органи* зовать допопнитедьную их подготовку, использоДать все формы и методы обу­ чения — сельскую общеобразователь­ ную среднюю школу, профессиональ.но- техничоские училища, различнь1в кур- Самого широкого распространения за­ служивает опыт Ростовской партий,ной организации. По примеру ростовчан во всех областях, краях и республиках еле-, дует организовать массовый механиза­ торский всеобуч, чтобы как можно больше сельских жителей освоили про­ фессию механизатора, умели управ­ лять трактором, автомобилем, знали различную технику и машинную техно­ логию производства. Руководители хо­ зяйств обязаны проявлять максимум за­ боты о создании на весеннем севе хо­ роших условий труда, быта и культурно­ го отдыха механизаторов. Больщая роль в общей борьбе за урожай принадлежит славному рабо­ чему классу, нашей социалистической индустрии. ЦК КПСС обращается к кол­ лективам промышленных предприятий^, выполняющих заказы села, с призьщом ■^ своевременно поставить машины, за­ пасные части, нефтепродукты, мине­ ральные удобрения >>другие материаль­ но-технические средства, - изыскивать возможности для перевыполнения пла­ нов производства за счет использова­ ния внутренних резервов, усилить шеф­ скую помощь колхозам и совхозам. Центральный- Комитет КПСС считает, что особое внимание сейчас должно быть приковано к животноводству. Са­ мая неотложная задача партийных, со­ ветских и хозяйственных органов, ру­ ководителей и специалистов хозяйств, всех колхозников и рабочих совхозов обеспечить значительное увеличение П1реизводстаа мяса, молока и других животноводческих продуктов, улуч­ шить снабжение ими населения городов и промышленных центров. Решающую роль.в этом сыграет организованное проведение зимовки скота. В этом году условия для ее проведения складывают­ ся более благоприятно. Кормов заго­ товлено больше, повысился уровень ме­ ханизации, на фермах, улучшилась обес­ печенность ско-та современными пом-е- щени.ями, и что особенно важно, вь1рос- ли квалифицированные, кадры животно- В зимний период первостепенное зна­ чение на ферм.ах имеет ,рв1ЦИО!Нвль.ков использование, кормовых ресурсов, ор­ ганизация переработки, кормов, повы­ шение литательиой их ценности. Эта работа должна вестись повсеместно на­ стойчиво и.Цйлеуст.р:ем.леннр. Дело надо. ПО.стазить, так, •.чтобы в каждом хозяйст­ ве кормоцехи, дейстяо.вапи четко и-бес­ перебойно,. чтобы каждый . килограмм корма использовался тельк.о в подготов­ ленном в,идё и давал нЭИвысшую о,тдач.у. продукцией. Важной задачей является улучшение воспроизводства стада. В эимне^весен- ние месяцы, португгает, основное количе­ ство приплода мо-лодняка. Обеспечение полной сохранности народившихся те­ лят, поросят и ягнят это'основа не только для роста поголовья и производ­ ства продукции в текущем году, но и для динамичного развития отрасли в бу­ дущем. Крупным резервом дополни­ тельного получения мяса является, широ­ кое внедрение интенсивных методов откорма и нагула скота, увеличение ве­ са животных, реализуемых на убой. Уже в зимний период необходимо обос- почить значительное повышение удоев молока от каждой ко-ровы, добиться устойчивого роста производства и за­ купок этой продукции. : Центральный Комитет КПСС считает, что реЬотники жиаотноводства имеют возможность В' этом году ,ставить шеред собой и решать более крупные задачи. Об этом наглядно свидетельствует опыт животноводов Киевской области, кото­ рые выступили с ценной инициативой добиться значительного повышения продуктивности молочного скота и при весов животных на откорме, перевы­ полнить планы и задания по продаже : всех продуктов животноводства госу- ; дарству, а по. закупкам молока в 1^77 году выйти на уровень,; предусмотрен­ ный пятилеткой на 1978 год. Этот патри­ отический почин киевлян, одобренныу ЦК КПСС, несомненно, найдет горячий отклик среди всех животноводов стра- Товарищи! Наша ,Родина гветупила в. год своего большого юбилея — шести­ десятилетия Великой Октябрьской со­ циалистической , резолюции. Труженики села, как и все советски© люди, стре­ мятся прийти к этой славной дате с новыми сввр'ш.емиями' в коммунистиче­ ском строительстве. ..Центральный К,о.мит.ет КПСС, считает, что партийные, профсоюзные и комсо­ мольские организации, советские и сельскохозяйственные органы д-элжны сделать все, чтобы обеспечить высокую орга«изов:Эн.ность, четкий ритм работы на полях и .ф.ермах, не допускать в ко.л- хозн.см и. совхозном производстве ка­ ких-либо перебоев, простоев, «пустых» дней. Каждый трудовой час должен быть отмечен, коик1ре.тнь1м вкладом в Дело ували.чэния производства про­ дукции земледелия и животноводства. 1;арраЬотаН|Ныв .хозяйственные планы следует по.дкрепить разнасторо^К|Кей ор- гадизатсрекои и* политической рабо.той, под особый контроль взять решающие |У4вСТКИ' колхозного и СОЗ.ХОЗНОГО про­ изводства. Н.есомненно, что, как и- прежде, в борьбе за высокий у1рожай, за новый подъём животно18од,ст.вд,. в те­ кущем году сельские коммунисты. и комсомольцы будут идти в перзьгх ря­ дах, показывать пример мастерства, вы- с0копроизводителькоГо труда, организо- ванности и дисциплины. Центральный Комитет КПСС призыва­ ет колхозников, раоочих совхозов, ме- ханизаторсв, ученых, специалистов сель­ ского хозяйства, работников промыш­ ленности, по'ставляющэй селу матери- эльно-технические средства, активно включиться в социалистическое сорев­ нование за достижение в 19/7 году вы­ соких рубежей, в сельском хозяйстве, и выражает увере.нность, что они впишут в .юбнлайном году новую> яркую ст-ра- цицу ,в развитие этой жизненно важней етрдсли нашей.экономйки. ЦБИ>1):ДЛЬНЫЙ‘^КОМИТЕТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ МАРШИ СОСЕТСКОГО СОЮЭА. В РАСЧЕТЕ НА... . ВЕДРО СТРОИТЕЛЬНЫМ МЕХАНИЗМАМ — ПОЛНУЮ НАГРУЗКУ в учебном пункте треста «Жипстрой» каменщики и отделочники . управлений, не скрьшая любопытства, рассматривали макеты раз­ личных установок. Здесь мвп.ярные и штукатурные станции, аппараты для СК.ПСКВВИИЯ линолеумных ПОПОВ, приспособления для шлифовки цементных, мо- за;дчпЬ!Х стяжек, подъем­ ные и другие механизмы. Десятки экспонатов, мир­ но покоящихся за стекла- М.Н витражей, напомнили строителггм... о своем суще* Почему напомнили! Ма­ ляры и штукатуры, камен­ щики и плотники,.монтажни­ ки и кровельщики повча- ыомклксь со всеми при.спо- соблрннвми еще в техниче­ ских училищах, где полу­ чали квалификацию строи­ теля. Да и те, что поопыт- нее, у кого за плечами большой производственный стаж, тоже уследи и лорд- бс^ть с мех^измами, и расстаться с надеждой не постоянное их применение на сгроктепьстде объектов. Как, например, бригадир комсомольско - молодежно­ го коллсктнва штукатуров Таисия Кузьмина. Ее брига­ да одной из первых в тре­ сте гфименяла сопло для равномерного канесекия раствора и злактрозаткроч- ную машинку. Эти л-ъаш...1ка, хоть и тяжела в э.чсплуота- цни, зато и г.рс.;гэЕодите’ль- ность труда при ее ис­ пользовании вырастает на двадцать процентов, и каче­ ство работ за/лстно улуч­ шается. Понравилась дев­ чатам из бригады. А Таи­ сия Кузьмина уже и дру­ гим коллективам предложи­ ла это новшество. Напри­ мер, своим коллегам из Воронежа, с которыми ком- еомольско - моподежвый коллектив соревнуется уже второе пятилетке. И там довольны остались, взяли новинки техники на воору- Теперь же в бригаде Т. Кузьминой об электро- затирочиых машинках толь­ ко вспоминают. Оказывает­ ся, из-за поломки какого- то узла все они выщли из строя, а запасных деталей у штукатуров, естественно, — Что делать! этот во­ прос бригадира, десятки раз адресованный руково­ дителям участка малой ме­ ханизации, так и остался без ответа. Дело дошло до того, что даже на конкурс­ ных сорёвксванклх на зва­ ние лучшего штукатура, которые в тресте называют шконей передового (!| олы- та, девушки работали... вручную. замечательно потруди­ лась КОМСОМО,'[ЬСКО-МОНО- дежкея бригада на отделке общежития для швейной фирмы. Одни из лидеров соревнования «60-летию Октября — 60 недель удар­ ного труда!» — молодые штукатуры завершили свои работы на пятнадцать дней раньше срока. Это непло­ хая прибавка к тем шести­ десяти с лишним дням, ко­ торые сэкономили девчата X году десятой пя- — Но наши -результаты были бы значительно выше, если бы мы использовали имеющиеся в тресте меха­ низмы, — комменти р у е т этот факт групкомсорг бригады Валентина Кики- на, — Что получилось на деле! В горячие предпуско­ вые дни вышла из строя штукатурная станция. Не раз и не два обращались к начальнику участка малой механизации, он же отделы­ вался лишь одними обеща­ ниями. Поскольку времени на ожидание у нас не оста­ валось, пришлось таскать раствор вручную на пятый этаж. Продолжалось это две недели. Другой факт. Штукату­ ры из бригады С. Пановой на отделке второй очере­ ди мясокомбината досроч­ но оштукатурили восемь тысяч квадратных метров стен, подготовили 7 тысяч квадратных метров стяжки. Еще более высокие темпы у ксмсомольцея из коплек. тиЕСв А. Анохиной и Р. Бо­ гомоловой, обязавшихся выполнить пятилетку за четыре с попоенной года. Но о.'.ять же достигнуты эти результаты не за счет мю- ханкзмсв. Например, почти всю наружную поверх­ ность стен мясокомбината пришлось штукатурить с помощью... ведер. Подъ­ емные механизмы в это время простагшали. Башенный кран и носил­ ки, электрозатирочная ма­ шинка и полуторок, штука­ турная станция и ведро... Как несовместимы эти по­ нятия! Давно несовместимы и давно ужились в тресте «Жилстрой». Может быть, пора, наконец, вмешаться в этот вопрос комитету ком­ сомола треста! В. МЕДВЕДЕВ. ЧяШ Катвща Ксротккя — коА>.сорг комсомольско ■ бригады ма;!яроа Димы Вельских из с молодежной РЭЛЬНОГО упрввлер кия Ма 5 треста «Жи.пстрой». В бригаде 20 коАкСомольцеа. И, |'.а« всегда, — комсомол впереди: этот кол.текткз один из лучших в упрезлекки. И в этом немалая заслуга Наташи... ОЭото В. Епьшаева. С ТАНОК был вьжпючен, и потому Юрка отчетливо услышал шаги за спиной. Незнакомый парень, ви­ димо, из другого цеха спросил: — А где Ьатищаа-то? Евгения БатиЩваа* Юркиного настав­ ника, вместе с Владимиром Ковшов.ым с утра пригласили в горком, в партию принимают. Юрка и сказал об этом не­ знакомцу, но тот топтался на месте, не уходил. — Может, уже приняли? Нужен он «Женька всем нужен... За утро тре­ тий или четвертый спрашивает», — по­ думал Юрка. Он уже привык к этому и не удивлялся. Душевней и отзывчивей Женьки человеке -трудно себе пред­ ставить, да и авторитет у него на за)воде крепкий, рабочий, что называется. Трид­ цать пет парню, .а ужа орденом Тру­ дового Красного Знамени награжде-н, бригадир. И бригада у него, можно ска­ зать, первая по министерству... К лету в тощем ранце Юркиного жиз­ ненного опыта была только восьмйлет- няя школа-интернат да направление на завод. Он еще офермлял документы в отделе кадров, а в и«струмента1Льном цехе его уже ждали. И первый разговор с наставником получился неввеедым. Юрка сказал, что на завод пришел от «некуда деться», а поднаберет год­ ков — будет на трактора в солозе ра- — Ну, знаешь... У нас на тракторе не покатаешься: инструментальный цех. Сверла, фрезы и всякую мелочевку вы­ пускаем. 1а« что... приглядись, но пока ничего не трогай. Станок шуток не лю­ бит. Как и трактор, между прочим... Совсем невесело стало Сынкову. Он уже слышал от ребят, что иногда по два-три месяца длится для новичка это приплядывание. Придется, видно, и ему вывозить стружку... для разминки. Но прошло всего несколько дней, и как-то после обеденного перерыва Ев­ гений подозвал Юрку: — Ну, что-нибудь понял, пообтерся? Станок небось в школе изучал. Стано­ вись... — И он показал Юрке чертеж, растолковал что к чему. Деталь была несложной, но руки... руки у Юрки от­ чего-то дрожали... Потом было короткое собрание пря­ мо тут же в цехе. Собрались ребята и обсуждают: стоит ли принимать его. Юрку Сьжкова, в свою бригаду? Не подведет ли он? Вспомнили и про ови- один процент от экономии электроэнер­ гии составил астрономическую величи­ ну — почти 11 млрд, киловатт-часов. Эво в пять с лишиим раз больше всего производства электричества в дорево­ люционной России... К слову, в цистер­ нах железнодорожного состава длиной, примерно, от Москвы до Свердловока Постигая тайны ремесла... нельзя. И о том, что Юрку больше к трактору тянет, чем к станку, не забыли. И вроде бы не всерьез говорят, в гла­ зах лукавинки, у бригадира, ио в то же время и не шутят, дают понять, что шу­ тить не будут. В общем приняли его, конечно, единогласно, и серьезность де- ла почувств-оеатъ дали. Скоро уже Юрка Сынков стал в цехе своим человек-ом, участвовал в рейде «КП» по экономии и бережливости... Как-то он отлучился минут на пять- семь, а, вернувшись в цех, заметил, что бригадир украдкой взглянул на часы. Ничего не сказал Евгений, даже виду не подал, но после смены собрал бригаду «на два слова». — Вот, ребята, интересную задачку хочу вам предложить. Дано: рабочий перерасходовал все­ го один процент электроэнергии. Сло­ вам, нарушил режим экономии на самую малость. А если бш в целом по страна. Во что бы это вылилось? Под­ считаем: в конце девятой пятилетки разместится только один процент сэко­ номленной нефти в завершающем году девятой пятилетки. Разумеется, сегодня в конце первого года десятой пятилет­ ки, эти цифры стали еще выше. Значит, сколько из-з,а нашей нерадивости стра­ на бы недополучила?.. Вот тут-то Юрка и покраснел: понял, для кого задачу дал бригадир. ...Вчера Юрка сдал экзамены на раз­ ряд. Теперь у него свой станок, со сво­ им характером, со своим голосом. И вот так получилось, что первый само­ стоятельный рабочий день он встретил без наставника. И Евгений Батищев, и Владимир Ковшов с утра в горкоме. Сынкову не терпится дождаться их возвращения и поздравить. И хочется сегодняшнюю смену отработаль так, чтобы его заметили, похвалили. А по­ хвала такого человека, как Евгений Ба­ тищев, много значит. Детали надо изготовить немудреные: проточить фланцы. Главное, как учили Евгений и Владимир, правильно вы­ брать оснастку, закрепить заготовку, подобрать нужные резцы. Но как же непросто выполнить ]всв эти простые; операции1 А подводить ребят нельзя,; потому что вся бригада работает по ! принципу не взаимнь1х претензий, а ; взаимной помощи. Так и в обязательст­ вах записано. ...Евгений любит «все т счеты поло- ^ жить». Свои личные дела,, дела коллек- | тива он тоже в цифры перевел и ( — Ну, что ж, пожалуй, к 28 декабря годовой план выполним. Ребята переглянулись: такой .встреч­ ный план и записывать стыдно. ; — А чего стыдиться? Обязательства . не с потолка берутся, считать надо. Снова считали. Теперь уже всей брига­ дой, Шесть внедренных новшеств уже ■ помогли сэкономить цеху более тысячи рублей. И план первого года пятилетки бригада завершила 15 декабря. Не удивительно, что честь зажечь ог­ ни на общезаводской елке 19 декабря (именно к этому дню выпелнил годовой план весь завод) была иредостаелена Е. Батищеву. На следующий день состоялось собра­ ние бригады. — Мы здесь прикинули с Николаем , Леньшиным, — говорит бригадир, - решили, что в январе нового года мож­ но будет внедрить еще два наших предложения. Все это позволит нам годовое задание 1977 года выполнить на три месяца раньше срока, в канун празднования 60-летия Великого Ок- К концу смены Юрка справился с ; данием. Он был доволен собой и не стеснялся этого. Теперь и его можно считать пол.ноправнъ1м членом бригадь!. Жаль, что наставник не был сегодня ря­ дом и не видел его первую победу, над упрямым станком и над самим собой. Потому что Юрка понял, что даже са­ мый малый успех приходит, когда себя пересилишь и пестигнещь не умом, всем существом своим тайны ремесла н рабочего товарищества. П ОРОЙ мы склонны предельно сужатв-^-ю-щим весь обязанности нветавмика. Все сводим Й одном — зВЛиси о нарушениях дисцип- к тому, что опытный мастер обучает лины, о хороших делах, о поощрениях. В новичка основам профессии. В таком слу- другом — ведется учет . посещения «ше- чае, конечно, никаких проблем нет. Как фом» подро-стка дома, краткое содержание держать напильник или заправлять резец— бесед. В третьем — отметки о том, как этому даже мало-мальски квалифицирован- подросток участвовал'в коллективных куль- кый рабочий научит своего подопечного и турных мероприятиях, в конкурсах масгор- без помощи цехового или заводского сове- ства и так далее. Записывается также план та иастааникоа. Но наставничество — дало не только производственное, а скорее . гражданское, общественное, политическое, и помимо профессиональных качеств, тре­ бует педагогического мастерства, чуткости, душевной щедрости, И вот тут-то и может быть полезен совет как орган, с одной стороны, контролирующий деятельнсяЦ^ неставника-воспитателя, и — с другойЩ|Р оказыгакэщий ему помощь и поддерж.су. ЧТО МОЖЕТ об этом мы постоянно помним и стара­ емся найти наиболее эффективные и дей­ ственные фермы работы. Сложностей мно­ го. И, пособий методических не хватает, и Работы наставника, замечания и рекомел- курсы наставников работают плохо. Выход дации проверяющих. МЫ нашли. Это индивидуальная работа с Что это дает? Во-первых, теперь легче наставника1МИ, с теми из них, кто особенно контролировать работу наставника. Во-вто- нуждается. в совете, дельной подеказке, ре- рых, воспитатель приучается знализиро- комендации._ Но как это осуществить прак^ вать свои успехи и просчеты, у него пеяв- тически? Как прийти на помощь вовремя? ляется потребность лучше узнать своего Как быть в курсе работы каждого из семи- подопечного, выработать правильную пи- сот, знать, у кого все идет х о р о ш о , у нию взаимоотношений, делать выводы, кого не налаживается контакт с подопеч- ,, „ , ным, возникают затруднения? ^ журналам прилагается «микробиблио- - течка»: памятка о трудовом законодатель- и здесь важное значение приобретает брошюра об охране труда подрост- учет работы наставника. Я понимаю, что застольная книга, где собран матери- едмо соседство этих слов может покоро- подростками на заводе за бить; живое, не поддающееся дело настав- последние годы. ничества и оухой «учет». И тем не менее Конечно, все это не снимает' с повестки без систематической информации деятель- дня вопроса о слетах, семинарах и курс.ах ность совета немыслима. наставников, скорее даже — стимулирует Однажды мы попытались опереться на з* проведение, давая обильный, интерес- данные «трудовых паспортов» наставников материал для обобщения опыта. О НАСТАВНИЧЕСТВЕ написа­ но немало, сказано и того больше. И вряд ли стоит повторять общеизвестное. Но удивительное дело: на Липецком станкостроительном заводе и се­ годня считают, что достаточно против фамилии того или иного кадрового рабочего записать на парне ничего не знал. И дома у него не был: не собрался как- то. А побывать . дома ,у Игоря стоило бы. Потому что узнал бы тогда наставник, что школу Игорь не окончил, учится в вечерке, за­ нятия посещает плохо; что воспи­ тывает его одна мать. Что говорить? Михаилу Алек- ПОБОЧНЫЙ ВОПРОС? воспитанников. И — растерялись Разные участки, разные люди, разные ра зультаты, а в карточках у всех одно же. Стереотипные условия соревнования отметки об общественной работе. Конечно, по таким «шаблонам» олреде лить, где хорошо, где плохо, невозможно Нередко думают, что у наставника хоро­ шие показатели, значит, и у подшефного все в порядке. Но проходит время, и выяс­ няется, что во время своей учебы у хоро­ шего, как- мы полагали, наставника паренек и прогуливал не раз, и в милици-и побывал. А «шеф» его не удосужился даже домой к нему заглянут*. Тогда-то м-ы и решили попросить по.мощи у специалистов по НОТ. Теперь у настав­ ников есть специальные журналы, которые Мы не обольщаемся: то, что сделано, — ' лишь первые шаги. Но, по нашему убежде­ нию, без этого дальше идти было бы труд­ но и самим наставникам, и- совету, и коми­ тету ВЛКСМ. Я не случайно ставлю рядом совет наставников и комитет ВЛКСМ заво­ да. Правда, пока комитет комсомола не яв­ ляется активным помощником, ограничива­ ясь скромной ролью исполнителя. Взять хотя бы контроль за учвбой ребят в шко­ лах рабочей молодежи. Сегодня не всегда. -}{^;а-отся выяснить в цеховых комитетах ВЛКСМ, кто" 5 - как посещает уроки, у кого какие оце_нки. Хотя такой кантрояь — одно из необходимых усло1Вий внимательной и заинтересованной работы с подростками. В. ВАСЙЛЬЕВ, зам. председателя совета наставников стал-и своеобразным дневником, стража- Новопипецкого металлургического завода. бланке «наставник», и вопрос бу­ дет решенным. Вспоминается та­ кой эпизод... / ...Борота строящегося цеха бь1ли распахнуты настежь. Тюда- сюда сновали самосвалы — при­ возили стройматериалы, увозили мусор, грунт. 'Под самым потол­ ком вспыхивали и осыпались кас­ кадом синие искры электросвар- На стройке торопились, хотели во что бы то ни стало сдать но­ вый корпус к концу года. Сюда я заглянула не случайно. Искала воспитанника М. А. Титова — Игоря К., которого админист­ рация инструментального цеха направила на несколько дней по­ мочь строителям. Но все попытки найти его оказались тщетными. Спросила у прораба: — где — А я думал, может, вы под­ скажете, где он. Два часа порабо­ тает и исчезает. Не было Игоря и а его родном — Он на стройке, — спокойно объяснил наставник и добавил:— Все равно о-н тут на побегушках.— Произнес равнодушно, как по­ сторонний человек. Вначале подумалось: Иготэь, наверное, недавно пришел на за­ вод, еще не привык. Но с уднвпе- нием узнала: подросток «на по­ бегушках» состоит уж четвертый месяц. И все же наставник М. А. Титов, кроме того, что его подо­ печный, «кажется, закончил шко­ лу» и «не член ВЛКСМ», больше о сандровичу недосуг присмотреть за парнем даже в цехе. Ведь если б он заглянул на стройку, то вы­ яснил бы, как Игорь проводит свое рабочее время, Узнал бь1, что ©го подопечный только отме­ чается на заводе в начале дня, а потом исчезает. Благо, дыр а заборе хватает. Грустное это было знакомство С наставником и его ,учеником. Хотелось думать, что это — ис­ ключение. Просто ошиблись в цехе, подобрав в воспитатели че­ ловека очень далекого от про­ блем подростков. Решила провести нехитрый экс­ перимент; собрать «трудовые пас­ порта» шефов и наставников. Ду­ малось, много будет карточек, из которых можно узнать об услови­ ях соревнования, и об их выпол­ нении, и о проделанноб рабо'те по воспитанию подростков. Но на заводе не то что карто­ чек, даже списков насгдвмиков не оказалось. Зато у работников ге- родркой прокуратуры станкостре- нтельный лооал в «черный спн- ...Сухие лаконичные строчни официального документе: «Про­ веркой установлено, что на за­ воде есть совет наставников, со­ ставлен план его работы, но все это только на бумагд». А вот еще один любопытный документ, хранящийся у заме­ стителя прокурора г. Липецка Р. Г. Гусевой. Писал его И. Г. Севостья- нов, наставник из того же инстру­ ментального цеха. «Дома у Сергея, своего учени­ ка, я не был, но обстановку в семье прекрасно знаю». Увы, несмотря на это авторитот- ное утверждение, для Ивана Ти­ хоновича мир его ученика остал­ ся за семью печатями. Семья Сергея считалась бла­ гополучной. Отец старый, уваятае- мыи на заводе работник. Да и сам паренек, на первый взгляд, тихий такой, внимательный. Только после появления Р. Г. Гусевой на заводе, которая про­ веряла обучение и воспитание несовершеннолетних, наставник узнал, что Сергей стоит на учете в детской комнате мт-лиции- за угон 1велоси,педа. Оказывается, и благополучие в -этой семье было мнимым, и отца давно тревожила дружба сына с сомнительной, как он считал,, ком­ панией, Н.О свою беду старый рабо­ чий прятал от посторонних глаз. И понять его можно. /Лного любопытных сведений можно узнать на заводе. Напри­ мер, в совете "наставников не бы­ ло сведений не’ только о Сереже, но и о других подростках, попав­ ших в медвытрезвитель, задер­ жанных милицией, как нарушите­ ли общественното порядка. ...Короткая оправка: а инстру­ ментальном цехе — три наставни­ ка и за ними закреплены подро­ стки. Все шефы —• отличные про­ изводственники, люди со стажем, в возрасте, уважаемые в коллек- тив-е. Но самым удивительным оказалось то, что их подопечные нет-нет да и попадают в катего­ рию прогульщиков. ..При встречах в цехах завода е наставниками мне дов,елось не раз услышать тревожное при­ знание: «Требоаать-то от нас требуют. Но как вести эту са­ мую работу по наставничеству? Где методические пособия? По­ чему совет наставников не орга­ низует для нас курсы?». А, действительно, почему? С этим вопросом мы и обратились к председателю- совета В. К. Бажа- Настмникав мы собираем раз в год. На этом собрании вы­ ступают лучшие рабочие, педаго­ ги. Раздаем памятки. — Понимаете, своих дел по техническому бюро хватает, а тут эт^ общественная нагрузка. Не успеваю, командировки часто... Добавлю: прогулов среди молодежи, по признанию Бажана, на заводе много, и другие нару­ шения не единичны. — Хорошие наставники у есть, — спохватился Василий Кон- дратьевич. — Маклаков, Климко, ну еще, — и, задумавшись, при­ знался: — Правда, часто бывает и так. Прихожу в цех, спрашиваю у некоторых рабочих: «Дома-то у своих учеников, в ШРМ бываете?». А они в ответ: мы м0Л( со сво­ ими детьми еле-еле управляемся, а тут чужих воспитывай. Василий Кондратьевич лыт< ся вызвать у меня сочувствие, но его не было. Давно пора прове­ рить списки наставников. И не г форме, как он это сделал после посещения завода прокурором, выясняя, кто в каком, цехе обуча­ ет молодежь, а по сути. За год можно было встретиться с каж- дь:м из них и посмотреть, соот­ ветствует ли человек тому высо­ кому поручению, которое возло­ жил на него коллектив. Успешная работа совета на­ ставников во многом зависит от его взаимодействия с завкомом профсоюза, комитетом комсо- В завкоме о наставничестве ни­ чего не смогли рассказать, посо­ ветовали обратиться- к Бажану, Не лучше был осведомлен и комсомольский вожак. Бывший секретарь Михаил По­ пов, передавший дела своему преемнику всего полмесяца на­ зад, был лреде<№но Аткровенеи: — Никаких совместных планов с советом ыастааникав мы не со­ ставляли. Заиимапис* этим во­ просом так же, как и учебой, и по­ сещаемостью в ШРМ, иногда рабочем порядке. Согласен, со­ гласен; ослабил комитет в этом направлении свою ^заботу. Но вины особенной в его голосе не чувствовал.ось. Говорилась это легко, бездумно. ...Вообще, ведя разговор о на­ ставничестве на заводе, я не раз сль:шала; «Это не гпввное сейчас для нас. Побочный вопрос. Тут другая беда: план ' горит. Теку­ честь кадров большая»». А ведь некоторые проблемы и не были бы такими неразреши­ мыми, если б «побочный вопрос» стал одним из главных! И. ТКАЧЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz