Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)
ЛЛУР6АТЫ ГОСУДАРСШННОЙ ПРЕМИИ ИМ. А. М. ГОРЬКОГО ПОКЛОНЕНИЕ ЗЕМЛЕ ЧЕЛОВЕКУ И В с б. з.в1ВИ'ду|ет она вовсе, а исходит ти* хо'й, лвС1№овйй не1»авистью, потодлу что, даи«е та«1ая простая обнова при носит Дуняшке гораздо больше ис- К1реннв!го счастья, нежели ей самой помутка ее|Ликояеп1НОЙ шубы, за кга- то 1 ру’Ю ев оосто1ЯТ!ель1ный муж выкла дывает «два" серьих брусочка» сотек- НЫ1Х». Дама с лисой завидует Дуняш кину счастью, и ненавидит Дуняшку за то, ЧТО эта простая сельская дев чонка гораздо богаче ее, что она имеет то, что не заменят никакие шубы, чего не к.уп'ишь за серые кир пичики сотенных — полноту отпуще ния жиани. Треплет дама ласково щеке, но как обмзнч1ив^ 2 СПОМНИМ: «Засыревш. 3 большак, испоЛосев айны» Дуняшку , выбирая, где эта ласковость! Так и видишь за яег- поположе, широкой дугой подии- к>и1м касамием мягкую подушечку мается на косогор. На доро1ге и паш- рысьей лапы с острыми спрятанными не еще В1И1ДН’Ы следы'недавней бесг ко№ями. сонно горячей работы, колда из зем- Но это уже мы домысливаем за ли выбиралось и выдиралось все, что писателя. Нет, даже не домысливаем, она уопела родить людям за недол- а понимаем, кака-я огромнвя часть гое.пето-. То попадалась в колее раз- айсберга жизни скрыта под плавным давленная колесами свекла, то звено течением повествования, в чем от тракторной гусеницы или еще суть нравственной проблематики, какая неведомая железка, обронен- которую решает Евргений Носов в расска1эе. И как мастерски , шает! Не одного лобового выпада, ни намека, все очень точно, береж- Н10, будто бы нежно касаясь полотна тончайшей кистью, с тактом боль шого, чуткого художника наносит я впопыхах машиной, то в стороне, среди че|рного, белесые скирды мо лодой соломы. А у обочины торчал сл1учэйно незадетый плугом, сгорбив- шийся, как старик, сухой подсолнух. Ветер шуршап лохмотьями его ли стьев, а он все кланялся и кланялся верные мазки. Все премило, отлич- путникам непокрытой растрепанной но, «Хорошие люди, — ска1эала Пе- головойя. лагея. — Обхойнтельные», Только Так незатейливо, просто начинает- вот когда дама сел.а в блестяще-чер- ся один из лучшим рассказов Евге- ную машину, «в заднем окошечке ння Носова «Шуба». Да и в самом мелькнула лисья мордочка воротни- расскв'Зе нет внешне эффектных ка с красной пастью». Все! Контакт, событий. Ну что, в самом деле, мо- замкнут, и вспышка показала нам жет быть интересного в том, как истинные лица участников и сви- старэя Пелагея отП|рвви1Лась е во- детелей будничного дела, покупки семнадцатилетней дочерью Дунвш- Дуняшкиного пальто, а мы вздрогну- мой в город П01купвть ей, Дуняшке, ли: нам почудилось, что сквозь пальто? Как 01НИ ехали в автобуоной стекло машины мелькнул ласково- тесноте, в потом в городе, бегали по хищный оскал приветливой дамы, магазинам, подбирая вещь «по день- И дочь, и мать каким-то десятым гам»? Обычное, будничное событие, чувствюм догадываются об этом, о серая повседневность. Отчего том, что между ними и дамой с ли- же мы, пр01платывая рассказ до со'й нет ничего общего, а сдержаи- еамой последней строч1Ки, где «Ду- ные слова Пелагии насчет обходи- няшка, млея от тихой тайной радости, тельности — это, скорее, от кресть- ОТЫ1СКИ8ала глазами рыжий тополек», янской Пелагеиной скромности,. На не опешим отложить книпу и проди- самом-то деле она думает о другом, тайное еще живет в нас, еще звучит не может не думать, но привыкла какой-то радостно-тревожной музы- держать свои мысли при себе, и кой? И мы удивляемся, как в такой стесняется даже собственной до- небольшо'й расоказ автор сумел чери. «в*ис.нуть» весь объемно распахнув- «...Хорошие люди... Обходитель- ши'йся перед нами реальный мир, ные» — бросает она второпях, а у и понимаем, что писал он вовсе не сэмой-то закрадьиается боязнь: а не ради того, чтобы показать покугаау позарилась ли ее, еще не устоявша- лальто, в, скорее всего, свм>а эта яоя в Ж 1 изни, дочка на дорогую шу- покупка потребовалась ему для. 6 у? На иную, (кто знает, там —* ка>- 3 другого, и это-то другое кую?) жизнь? И потом эта мысль трогает нас, волнует, заставляет ду- всю обратную дорогу не дает мать о Пелагее, Дуняшке, пере- Пелагее покоя, и онв, немало видев- живать за них, размършлять о том, шая на своем веку и, конечно же, как сложится дальше судьба юной понимающая ценность всякой ве- героини: не станет ли она подобием щи, пытает дочь: «А что шуба? Одно «дамы с лисой», не потеряет ли она только название. Ни греву, ни красо- мени делающих свое делю, не рас терявших, несмотря на трудности, ве ру в Человека и верность народу. Несладко подчас им живется и ра- бютается, но у всех доминирует жиз неутверждающее начало. Как бы ни был беде'н кол1хоз в голой, взъеро шенной Покатиловке по сраанвн|ию с соседями-побединцами (из-за чего, собственно, и ссорится покатилов- СК1ИЙ подпасок Митька с победински- ми пастушатами), но поднимается в МИтькиной душе обида за односель чан, злость на никудышнего пред седателя Сорокина, и мы верим: сегодвяшний подпасок Митька — это будущее Покатилоеки, потому чт;о на даст ему в жизни покоя неизбывная боль за своих односель чан, за свой колхоз, как верим в пока еще далекую мечту Томи Яцен ко построить в селе храм Афродиты. И жестокое разочарование ждет тех, кто, как Игнат Заваров, отошел, отгородился от людей рвом собст венных |Интересов, возомнивших себя хозяевами Ж1изни, ставших как бы над народом, всем этим разновели ким Иванам, не помнящим родств1в. С жестокой логикой честного худож нике Евгений Носов показьгвает их нравственное падение, от которого один шаг до прямого преступления, как это и происходит с Игнатом За- взров'ьам из знаменитого «Объездчи- I бурно-стрем1Ительном потоке жизни те нравственные ценности, то ттрямодушье — все, что выпесговел'а всей своей жизнью, нелегкой, но праведной, в дочери Пелагея. Ведь это же так легко прельститься вели колепной «шубой», забьпь обо всем: о птичнике, о своей деревне, о за ветном рыжем топольке, о Сашке, и броситься на поиски счастья. И шу ба, которую покупает «дама с ли- в просто шуба, Как зипун. Была б она целая, то из лаппок. То-го и гляди, лопнет на швах. Да и вытрется». Хитрит Пелагея, хитрит и автор. Ему бы сказать: «Бог с ней., с шубой-то! Пусть и недорого пальто, да на свои трудовые куплено. А шуба-то хороша, да ведь уж очень подозрительны эти серые брусо-чки сотенных. Може,т, и честным трудом они заработаны, а может..,». Необычайно емкие рассказы и по вести Евгения Носова проникнуты прикрывающее своим блеско.м. ску- светлой верой в человека, в торже- додушие пресыщенно-ожесточенной ство высоких нравственных начал, мещанки. И не только мюлодюсти остры по своей социальной пробле- Дуняши завидует дама с лисой, когда матике. Перед нами проходит вере- вэдыхает: «Счастливая пора у: этой ница образов Прекрасных людей, не- девочки... Первое пальто, первые броско, некрикливо, подчас в тяже- туфельки... Все впервые». Да и не лейш1их услов1Иях послевое1Н1ного вре- Миото говор1илось и Носове, как о большом художнике слова. Неверное, здесь наблюдается закономерное единство: глубокое, тонкое постижение национального характера невозможно без по-стиже- ния языкового богатства, и наоборот. Евгений Носов принадлежит к ря ду тех писателей, которые чутко улавливают И1Эмв1на1Н1ия живого рус^ ского языка и работают с ними, как работали не1Преазо1Йде1Кныв мастера слова Чехов, Бунин, Горький. Писа тель выискивает лргедивью детали зримо, объе1Мно воссоздающм>е ре альный мир, реальных людей. А с каким тактом, с каким внима- нием вы'пи,сывает , Носов-худож- ник диалоги своих героев! Вот под- саживавтоя Игнат Зааа,рюв к отцу, ковыряющему шилом хомут. Игнат уже нагляделся на сапрыковский по слевоенный колхоз, в котором всего семь пар волов и одна лошадь — ггредседвтельокий мерин, и в .чушв решил бежать из СапрЫ1КовК1и, и пото-му не без умысла спрашивает: •— Для чего ХО'МуТ-ТО? Как — для чего? — Лошчдей-то нет. — Жив живое гадает, Гфо запас, Все равно так сиоку. До вечера. В этом счастливо' найде|Н- ном «жив живое гадает» весь ха рактер старика, не привыкшего к праздному безделью, его надежда на лучшее будущее, наконец, — вся его жизненная философия. Одна фраза стоит целых страниц про- отранных описаний. Таков Носов — художник, Ев1гений Носов — писатель, нераз рывно связавший себя с судьбой народа, с судьбой обильно сдо^ен- ного кровью и вдовьими слезами черноземного подстепья. И каж дой строкой своей он утверждает в еердцах юных читателей высокое чувство граждэн10кой ответственно сти за все, что происходит на этой священной земле, на которой, го воря словами его героев, если бы поставить памятник каждому по гибшему воину, то и пахать, и сеять бы было негде. Н. СОМОВ. и гол’убеет а Где : Иртыш, Иртыш — широкая спинища. Мужская, сильная Он знал давно Россию НИЩ!УЮ, н- кандальный рядом падал- ниц. Он омывал прохладой лапти пахаря. Булыжник крученный, что в руки брал Он шел от берегов, где бабы плакали. Угрюмый и тяжелый, как косарь, И волны, острыа не травы резали, А песню грустную да колокольный бас. ..Лртыш, Иртыш... Светлю ему под песням|И, Которые поют над ним ручьистый. То думу думает е наваристых затонах. То радуга над ним, как коромысло. Несет два полных берега зеленых.., И небо —- стадо из подвижных туч. разбредется. А если экю оборвется с круч, Тр долго-долго побережьем Он *—работяге. Он идет на смену, К вьгеоким нефтяным идет он вышкам. И за ру(ку ведет Тобол цесмельгй. Свое подспорье — работящего сынишку Тюменщине1, Майя 1»УМ8НЦЕВА. Из пастей взмыленных Торчит по куску заката. Хрипатый еобач1Ий зов И эхо вдали вороватое. А вьпстрельг вдруг обрушась. По цепи берут разбег. Липовою тучей, Жертвенно падает в снег.., И кажется мне загадкой Жажде оленьей смерти. Дикарские эти повадки — —■Из дальних и странных столетий. Рогам не лететь в высоту. Ветвистым и гордым — ...Какую еще красоту Сегодая 8 лесах?.. Хоронили мы беду, старую развалину... бедовать свою судьбу — разве это правильно?!.. Мы ей долго ямьГрыли, заступы корежились! Но назад не отступили, выкопали все же мы !1 Мимо нас шагали люди, спрашивали — «Что это? Что здесь будет? Вгиерий КАРЕВ. Кто здесь будет? Кому яму роете?!..». Ну, в мьг в ответ кричали — «Роем кладовую, для тоски и злой печали, темную, сырую!.,». Люди очень удивлялись, ахали, толпились... Злые с-.нам1И пО|ругались, добрьге сдружились! Где боль отечества и гнев!.. ® 1 Где та лицейская пирушка, где ямб веЯиний, нараспев, . снимал с короны царской стружкуН.. Где метина, ее размах!!.. Г,да вечный голос озаренья, где тот, блуждающий впотьмах, за ради светлого мгновенья!!.. Где страх убийцы на курке!.. Где нашей жизни предсказанье!!! Все это — в пушкинской строке оставлено нам в наз»«данье. Юрию Гагарину Предвестие Добра и зла, предощущение разлуки. Мои разомкнутые руки Я переполнена тобой, Какими выразить слезами, существованье —• большая вечная любовь, 8 л^еполнем тобой, моя огромная планета. Таких данадей, наверно. на ладонь. Моя зеяеная,яланета — пристанище до^а м ала. Такой слезы, наверно, чт^ душу подарила и потому не упрекай, что улетаю. Все в порядке. Еще не знаю, явь или сои. Махни мне сизоватой прядкой своих береэоеых лесов. Ты — главное в моей иной судьбы не принимаю, И удаляясь, я и тебе Людмила КАРЕВА Утро будет ясным и строгим. отмечен, и туман уползет погли^ои. У(<^-,,я8итея адвокатом Утро будет тихим й мудаьш, нашиЙ вечных противоречий, с терпким запахом прелых Все по-праенльном 1 у листьев. Позабыв ночные тревоги, аоробьи раскачают иву, Утро будет ясны добрым, вдумчУ В мир, где ^дто бы облаками, г сомненьем рассудит, сгладит в памяти асе обиды, будет утро и солнце будет, авпоздаяая наша радость. Говорят — потииМ гюорн, говорят «— помедленней даже в зимнем пл&мени Говорят — себя побереги, душу не испытывай на сгиб. Гежорят... А мне не по плечу! . . . . не могу беречь себя от слое, это все, в конечном счете,- не хочу беречь себя от снов, жизнь, от любви, от счастья, >Гв хочу беречь себя от слез, рт слепящей белизны берез. От росистой утренней травы, от хмельной июльской не хочу беречь себя от встреч, от ошибок не хочу беречь. От обиды, горечи и г от жизни уберечь! мне пед ноги соскальзывает с веток. Открыв рассвет, как новую тетрадь, гляжу в себя осмысленно и строго: о чем болеть, н думать, к писать, когда Земля охвачена треоогой! О чем писать, когда над тишиною еще встают лиловые грибы! О чем писать, когда передо мною весь мир вопросом — быть или Ищу ответ, а в инистой дали | по остриям взлетевших в небо сосен восходит солнце, чтобы свет пролить на все неразрешимые вопросы. Как этот мир несовместим со злом! От радости тревожно, как от грусти. Еще душе и больно, и светло так беспричинно. Просто от предчувствий. Еще судьба, кан скрипка, под рукой, в любом своем порыве безупречна. И вея земля пед утренним снежком неудержимо катится навстречу. А над землей сквозные облака И беззащитно распахнётся сердце, н все вместит — от неба до цветка. Не за радугу небо любила, не за ягодой в лее ходила. Я ходила, искала в чаще эту странную птицу — счастье. Я входила в лес на рассвете, осторожно раздвинув ветви. Вдруг почудится — вон та птица, на калинтый куст садится, серебристым сверкнула боком. Приглядишься — она сорока. Может, вен она, эта птица, в изумрудный ручей глядится? Розовеет на солнце грудка... Приглядишься — простая утка. Ах, ты счастье, странная птица, что на месте тебе не сидится! На устала ль без крова маяться! У меня же тебе понравится... Услыхала. И прилетела. На окно доверчиво села. Берегла я ее, кормила, я гулять ее выводила. Прижилась она, приручилась, моему языку научилась, разленилась, отяжелела, возвращаться в лее расхотела, на окошке сидит устало... Жаль, искать мне некого стало. Если бы вернуться в сон счастливый, где меня впервые и всерьез, лишь зажмурюсь, и обдаст молодых застенчивых берез. Где душа предчувствием согрета, выплеснется рыбкой из пруда в сети запопуночного света, что сплела обманщица ~ звезда. Где луга, лежащие окрест, светят отраженно и неярко, и, забросив в небо лунный якорь, тишина становится на рейд. Одна и та же пыль на всех дорогах. Одни и те же ветры гомонят. Одна и та же даль за поворотом, но разные глаза в нее глядят. Кому-то — травы в утренней росе, кому-то—в искрах звезд, упавших в полночь. Мы слышим все, когдв зовут на да только откликнемся не все. Кому-то Гктицы накричат беду, кому-то — к счастью щебетанье Мы вместе смотрим на одну но степень восприятия различна. Мир неизменен. Он для всех один. Но в нем живут и старики, Не потому ли на одной Планете Мы оставляем разные следы! Валентина ШИБИКА. Замерза-ющие Хороводом кружат, Укрывается березка Бет кЭМИ от стужи. По дорогам и по крышам Засвистели ветры. Санный путь В лесу застьюшем Прячет километры. Только ветер Вьпрвался на волю. Словно двое Их на свете — Покрутившись на просторе, Золетает в сосны. Осыпает Снегом кроны. Закрывает звезды. Зашумела метелица по дорогам позем^»ой, кого-то пурга. призрачным часом Рассввт'ньвм Разгулялась на воле и еере-брлным Смотрят звезды В ночные дома. Как сокровенное забрало. Насупив тучи на глаза,— Над городом ипрала. Ломая молнии, Всю ночь хлестал с ь. Сметая пыл, еж, и город И город I Вою ночь Сквозь синий ливень И над рекой Тростник певучий Грустил о чем-то вековом... Леонид ШИРНИН. за окоем. И солнце радугу со,гнуло, И пар лови,с, как во1ло«1но, И тонкой свежестью пахнуло В мое открытое окно. Оцепенев, 8цепи1л,ись Фотоэтюд Д. Федотова. Огломший от грозы; . И лапы их отяжёшели От переливистой роськ И телько дым, густой, ка,1 Я вижу сам, я вижу сам Из труб Украдкой, виновато Ползет к омыть«м небесам. Звенящие нервы. Полуночный Колуна, По правую руку — По левую руку — Хрустящий Ледок под ногами, И листьев И сердце любимой — Не камень, Успевшее Окаменеть... Заглянуло солнышко за прясло, И зима в дорогу собралась. От ветро1В ликующих захрясла На тропинках вытотагнных грязь. Русая просохшая отава Кольцами сбегала по бугру. Ребятишек шумная орава Затевала резвую игру. Славным гимном и весне, и песням, В детство человечества маня, — Мяч звенел под синим п,о,днебесьем От восхода до заката дня. Детство метит все особой метой, И когда заботы — нипочем, — Наш бугор казался нам плв,нетой. Освещенной маленьким мячом. Стороной по небосклону, Не один десято,к верст, —• Мчались туч гнедые кони. Высекая искры звезд. Резвы, Холены. Игривы. Каждый — статен и поджар. Разметав по ветру гривы, Мчались кони на пожар. За кленовыми лесами, I полумгле — всполохи плясали. От раздолья разомлев. Просьтался россиянин Добродушен и высок. Сам сияньем осиянен, — Ульгбался на восток. На востоке — вился Золотым крылом писая, А над со,ко,пом — высоко — Разгорались небеса! СТРАНИЧКИ КРАЕВЕДЕНИЯ Юлий Бунин в ноябре 1883 года, в Харькове, в нелегальной типографии вышла бро шюра «Несколько слов о прошлом русского социализма и о задачах интеллигенции». Автором ее значил ся некий Алексеев. Алексеев — это псевдо,ним Юлия Алексеевича Бу!н,ин13. До недавнего времени все позна ния о нем сводились к тому, что Юлий Алексеевич Бунин старший брат писв1теля Ивана Алексеевича Родился он 7 июля (ст. ст.) 1857 года в Орле, в через несколько лет семья Буниных переехала в Воронеж. 6,оро1нежсную лимназию Юлий окончил с золотой медалью. Вскоре после этого памя,тног'0 события а жизни Юлия семья Буниных п,оки!ну- ла Воронеж и переселилась в Елец кий уезд Орловской губернии на ху тор Бутьгрки (ныне это тер,ритория Липецкой области). Это было по- елвднве имение Буниных, не проиг- рамноа и не пропитое их втц-01М, От сюда Юлий едет в Москву, где по ступает"' на математический факуль тет университета. На квартире, где он жил вместе со своими друзьями- воронежцами, нередко собирались револ1оцио,нно • настроенные сту- Поеле казни народовольцами Александра I! начались репрессии против студенчества. Юлия Бунииа в числе других студентов исключили из университета и выслали в Харь ков, где он вмовь поступает в уии- вероитет и вновь организует студен ческие кружки в духе революцион ного народничества. Историк Н. Л. Сергиевский тая писал о еврм н,а- родников^ал ых губер.-чий^', «Москва давала лучшего'-своего творвтикв-литвратора (Ю. Бунина) тому же Харькову, Здесь намечалась крупная партийная работа, здесь ста вилась народническая типография». В тилотрафии печатались пр01клама. Ц'ии к украинском1у народу, в кото рых звучал призь» к всеобщему вос станию, разъяснялась сущность ко ронационного царского Манифеста. В это же время в Харькове вьшла и брошюра (о ней мы говорили в на- чале) за подписью «Алексеев». Полиция усиленно начала розыски автора — Юлия Але'КСеевича Буни на, который уже находился на неле гальном положении. В конце сентяб ря ей удалось напасть на его след. Ю. А. Бунин был арестован в Елец ком уезде Орловской губернии. Сна чала его препроводили в елецкую тюрьму, откуда в Скором времени направили в Харьков. Обвиненный в государственном преступлвн1ии, Юлий Алексеевич около года про сидел в тюрьме. Лишь 3 июля' 1885 го,да его выпустили н,а свободу. Местожительством Юлия Бунина было о,преяелено имение отца в се ле Озерки Елецкого уезда (сюда его родители перебрались из Бутырок). Но вот окончился срок ссылки, и Юлий Алексеевич снова едет в Харь-, ков и обосновывается здесь оконча тельно, заняв должность заведую щего редакцией п,ро,грессивного журнала «Вестник воспитания». »Ю. А. Бунин как-то сразу вошел в литературную московскую жизнь, — вспоминал позже писатель И. А. Белоусов, — он был видным членом очень многих литературных органи заций, а на «Средах», где писатели вели разговор о литературе и искус стве, о собратьях по перу, нередко председательствовал. Таким образом, создался кружок, собиравшийся по средам (отсюда и их название) на квартире у писателя Н. Д. Телешева.... Свершилась Октябрьская рево люция. В 1918 году образовался ли тературно-художественный кружок «Звено». И среди . его участников опять был Ю. А. Бунин. Годы революционного подполья и напряженная публицистическая дея тельность сказались на здоровье: Юлий Алексеевич тяжело забелел. В мюле 1921 года его не стало.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz