Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)
«И Д ЕМ Д О Р О ГО Й Л Е Н И Н А , Д О Р О ГО Й О К Т Я Б Р Я ! » Моя Родина СССР В страну Знаний М ир и солидарность Книжки, книжки, книжки... Они бывают самью разные: и увлокательнь!е, и заниматель ные, и, наконеч, просто инте ресные. Все мальчишки и девчонки с удовольствием их читают, попадая вместе с ге роями то в жаркие страны, то вдруг в космическое простран ство или на необитаемый ост ров. Но как быть, если книжка менее заманчива, а прочитать ее очень даже нужно? — Что, если устроить- такую игру? Ну, допустим, путешест вие... по книгам, — под.у-мала Лидия Ивановна Погорелова, заведующая школьной библи- Поделилась со старшей ' пи онервожатой Инной Ганиши- И вот заседание совета дружины. — Сегодня, ребята, нам нужно решить очень ваокмый вопрос,—обращается к коман дирам отрядов првдседа- тель. дружины Лена Зарянова. — Нан'ииеем путешествие по книгам... Суть его заключалась вот в вет1». Заработала фантаэия чем. Каждый класс получал мальчишек, задание, Например, четверо- клашки «отправляются» на Тут же были выбраны коман- БАМ, ребята пятых классов диры, на советах отрядов про- «по'бывают» в наших союзных думаны маршруты. И вот д^н республиках. О Липецкой об- сигнал отправления в пу^еше- ЗА СТРАНИ11ЕЙ СТРАНИЦА ласти в десятой пятилетке расс(каж,ут пионеры шестых. Затем* командиры туристиче ских отрядов составляют мар шрут похода. Но, прежде чем «совершить поездку» в тот или иной город, ребята должны прочитать о нем, узнать, чем он интересен. Помогут им в этом классные руководители и, конечно же, биб-лиотекарь Лидия Ивановна и пионерво- Итак, «в дорогу, в плава 1 нье, в поход, узнаем, ка 1 Мстрана жи- ствие по книжному морю. На стенде игры появились первые сообщения; Четвертый «А».—Прочитали книгу О. Хавкина «Утро Боль шого БАМа», исследовали нар- Пятый «Б». — Поэнакоми- лксь с книгой Г. Цыферояа «Пятнадцать сестер». Некото рые туристы получили спецза дание; быть экскурсоводами по камой-нибудь одной респ,уб- Другие командиры походов лишь только делятся своими задумками. — Маршрут нашего отряда не лежит через высок.^з горы и глубокие реки. Но тем не ме нее тоже очень интересный,— рассказывает командир ше стого «В» Ира Корсгтаваа. — Мы знакомимся с родным краем. Скоро поедем в Ли пецк и узнаем историю его — А мы «облетим» все но востройки страны, ' составим сборник молодежных песен о них. Уже есть у нас несколько о БАМе, — вступает в раз говор сомиклассница Юля Ролдугина. Участвуя в игре-путешест вии по книгам, пионеры дру жины имени Ю. А. Гагарина Грязннской средней школы № 4 узнают много нового . и и-нтереского о своей Родине. И, как знать, сколько из них станут настоящими путешест- вонникамн, влюбленными в свой край? А все начиналось с книжки... 3. КУНИЧКИКА. Гости дружины Недавно в гости к н приезжали вожатые Е Л 01 ВСКОГО района. При ехали, чтобы рассказать об интересно'М в ■свс дружинах, посмотреть I часов подряд мы им рассказывали наших делах, пригласили их на торжественную ли нейку, где лучших ок тябрят принимали I пионеры. После ли нейки для гостей и дл ребят, вступивших в пи 01 нсры, был показан кон церт. Все дружно апло дировали его участни кам. Потом гости попро сили познакомить их с руководителем танце вального кружка. Как же они были удивлены, когда узнали о том, что все танцы, которые им так понраоили'сь, ребята поставили сами. Уезжа ли гости от нас с весе лым нвстроеиием. Они горячо поблагодерили дружину за теплый при- Витя СУТОРМИН. Пос. Дачныйу средняя школа № 37. Интересный треуголь ник; завод, школа, дет ский сад. Теперь рас шифруем: отдел глав ного конструктора за вода пусковых деигате- ‘ лей шефствует над 6 «Б» двадцать четвертой шко лы, а тот, в свою оче редь, — над детским са дом № 28. Ну, о чем могут гово рить между собой взрос лые и пионеры, пионеры и малыши! А вот о чем: шестиклассники в д е т ском саду книжки чита ют, игрушкн ремонтиру ют, сейчас сказку к Но вогоднему утреннику по ставить хотят. Со взрослыми серьез нее. На недавнем сборе отряда, который назы вался «Каша пятилетка качества» отчитывались о том, каков вклад ше стого «Б» в выполнение серьезных государствен ных дел. Мы не огово рились, сказав «отчиты вались». Здесь преды стория есть. В начале учебного года пионеры и их шефы обменялись обязательствами. И для того, чтобы их соревно вание стало действен нее, интереснее, догово рились почаще встре чаться. Теперь пионеры курсе дел отдела ЧТО ТОШ ТРЕШЯЬИИК главного конструктора Ребята поняли: чтобы здесь работать, нужно много учиться. За куль маном малограмотному делать нечего, за станок незнайку не поставишь, — там чертежи сложные уметь надо читать. По этому государство счи тает учебу серьезным, важным делом, позтому маршрут «В страну зна ний» считается главным во Всесоюзном пио нерскол\ марше. Это хо рошо понял 6 «Б». В от ряде нет ни одного не успевающего. Посмотрите на сни мок. Это совет отряда. Сколько раз вот так он собирался после уро ков. Радовались хоро шей успеваемости, го ревали по поводу полу ченных кем-то двоек. И тут же решали, как помочь отставшему то варищу. Если кто-то не успевал по математике, то чаще всего Андрея Захарова: «Да вайте, я помогу!». А ес ли—по русскому, свою помощь предлагалм н Оля Кулькова, и Света Кззздаега. Их шеф Леонид Ва сильевич Пс:'!Ьког ека- з.тп недавно: «Люблю ходить в каш 6 «Б». Здесь, как в хорошей семье, с большим уваже нием относятся друг к Пй »Н «рСТрОЙ НАШИ БАБУШКИ Недавно к нам приехали го сти из города, сидели вечером, и зашел разговор о той, что перевелись сейчас ' исконно русские имена. Мол, не встре- ■пть Арину, Марфу, Настю, и Екатерины редкд стали. Л я-то знаю: такие имена есть. Их носят бабушки. над кетфыми наш отряд шефству ет, Старенькие они уже, жи вут ва разных улицах, ходить друг- к другу ш трудно, осо бенно когда скользко на ули- I » . Но друг о друге наши ба бушки знают все: кто .письмо от'родственников получал, кто заболел, к кому гости приеха ли. Это через нас они передают друг другу новости, приветы. .А чтобы ваши бабушки не про стужались, чтобы не упали на скользкой, улице, мы в маг.мин за покуика 1 Ми ходим. Хочется, чтобы наши старснь- II кие, добрые бабушки со старин- || цыми русскими именами как можно Дольше жили. Оля СУНДЕЕВА. Октябрмкая шко.ча Усманского района, 6 *А» класс. СКОЛЬКО ЗАБОТ, СКОЛЬКО ХЛОПОТ! Только наш класс приняли в пио неры, пришли мь 1 к Антонине Дмит риевне Лункиной, л,учшей доярке опытной станции, и попросили, чтобы , 1 | о«а дала нам телят в подшофные, У Ей, конечно, было приятно от члщего желания помочь. Но Антомииа Дмит- риезна очень требовательный чело век и к себе,/И к людям. В ответ она сказала нем: . — Как-же я вам дам таких малень ких на попечение, если не знаю, как- вы умеэте работать? С того разговора прошло всего несколько месяцев, а за это время мы очонь многое - успели сделать. Здание нашей школы новое,- вокруг него, кроме щебня, оставленного строителями, не было ничего. Хоть и много хозяев у школы, а выгляде ла она сиротой. Вокруг других-то до мов зелени много. Пришли мы к Алексею Никопаевичу Лысенко. У него рос огромный каштан, и от этого каштана Алексей Николаевич- 65 отростков'дал. Потом кто черему хи, кто саженцы берез принес. Вообще, осень занятой была, по этому так быстро она прошла. Мы ведь еще и картошку, свеклу на пришкольном участке копали,. махор ку рубили, колоски собирали. Но эту работу выполняли все отряды, а наш 4 «А» еще и семена собрал, чтобы на следующий год двор шко- : вы заласт^ал крас Потом к«»и чинили 1 сельской: библиотеках. Участвуя- в- операции «Миллион—Родине», не, I нужно макулатуру собирать,, а . и книжки беречь, ведь сколько мож- бумаги сэкономить? Об этом мы сборе отряда говорили. В этот, 1 день итоги своей работы подве- . Много сделали, но не все, что Антонине Дмитриевне-то I помощниками не стали-. К I недавно она сама пригласила нас I на ферму. Оказывается, Александра I Андреевна, библиотекарь опытной I станции* рассказала ей о наших де- мх. Наташа СМОЛЬЯНИНОВА. Дрязги'нская школа, 4 «А» класс. Усманский район. Е СЛИ бы за дверью не было слышно за- ЛИВИСТО 1 Г 0 школьного звонка, можно б бы- 1 ||| ло подумать, что я в гостях у очень госте- ' I при,иМ|НЬ 1 х хозяек уютной квартиры. На столе кипел'ыно-белая скатерть, самовар пыхтит, и вкус- 11 но пахнет пирогами. И, где только можно, стоят ||| игрушки. Каких только здесь нет! Полный набор 1|{ всех любимых мультипликационных героев, всех запом 1 Нившихся с раннего детства сказок. ]|| А немного позже выяснилось,, что присутствую ||| я не просто в школе, не просто в кэбинете домо- , водств:а, а... на фабрике «Чудес,ница». Передо .мной не просто ученицы, а директор этого предпр,иятия, начальники цехов, снабженцы, бригадиры, мастерицы. Игра, конечно, в фабрику.. Но какая серьезная, творческая. Здесь даже кни га приказов есть: «Отчислить с работы за про пуски...», «Зачислить на фабрику с двухнедель ным испытателыным сроком...», «Объявить бла годарность...». Ф А Б РИ К А «Ч УД ЕСНИЦ А » I - ■ . Все куклы, которые поселились в этой комна те, — создания девочек и их учительницы по до моводству Надежды Сергеезны Прохоровой. ■Сначала кусочки меха, ткани, бумаги попадают к закройщикам - комет,рукторам, затем пе,реходят в пошивочный цех, оттуда в сборочный, а уж из отделочного выходят причесакными, с выглажен ной одеждой. Осенью появился еще один цех. Приехала с юга Лена Фарафо.нова из 6 «Б» и при везла шишку клена. мягк,ую, гибкую, сделала из нее «разговорчивых страусят», и понадобилось- то несколько бусинок и совсем немного проволо ки. Так появилея «дех друзей природы». Вот та кого-то на взрослой фабрике нет. Но это, пожа луй, не рлавмое преимущество школьных масте риц. Взрослые свою продукцию в магазины от правляют и но всегда, видят ребятишек, к кото рым их игрушки попадают. А девочки свои дарят. Ком,у псжвлэют. Чаще всего — шефам с ЖБИ-2, первоклашкам, гостя,м школы. Всем нравятся Бонифации, Чебурашки, Винни- Пухи. Поэто,Ату так захотелось сфотографировать их создателей и рассказать о них нашим читате- Е. СЕРОВА. К а к и х только чудес не бывает в школьном ак товом зале! То его пре вращают в город Октлбрятек, куда приглашают младших школьников и разучивают с ними игры, предлагают разга дать самые трудные загадки, то в Шекспировский замок, где разрешается говорить только на англ;4Йском языке, а вместо электрического света горят свечи. А совсем недавно у входа в зал было написано: «Вход в са молет». На «лайнере» «Друж ба» ребята отправились в путе- шсстсие по земному шару. Здесь, как к на настоящем са молете, как на настоящей экс курсии, были пилоты, стюар дессы, гиды. Нс было настоя щего гула л40тора, но на это никто и внимания не обратил. Не до этого было. Ну еще бы, когда все, что видели, слыша ли, так хотелось запомнить, рассказать другим. А какой-то пятиклаесннк подошел к «гиду» и попросил тюльпан на память. Почему тюльпаны в пу тешествии! А вот почему. Из своей страны мальчишки и девчонки «прилетели» в Гол ландию, в Амстердам, там встретились с хозяином той самой знаменитой фирмы, ко торая выращивает красивые тюльпаны и посылает их в со рок стран мира. Эта фирма показалась еще тем интерес нее, что ее хозяин привез са- Индии — в Монголию, из Мон голии — в Японию, и в самом конце — Англия, Польша. И все-таки с Томом было, проще. Языка не знаешь, так книжку читали про его при ключения, да и есобще тоже мый первый тюльпан из Рос сии в сумке дипкурьера. Кого только не встретишь в школьном за.пе! Хоть к само му Тому Сойеру и его друзьям можно подойти и спросить, как жизнь! Правда, не совсем про сто: по-английски и эту фразу не всякий произнесет. Но Еле на Сергеевна, руководитель КИДа, инициатор этого путеше- сте с путешественниками так много «переводчиков». День для них этот был труд ным! Посудите сами: из Гол- паидаи — в Португалию, из Португалии — в Индию, из ведь мальчишка... Другое де ло, когда появился Цезарь со своими сенаторами. Приплыли прямо из легенды, о том, как в 55-м году до нашей эры была открыта для Европы Анг- Но разве б появились Том Сойер, Робин Гуд, Цезарь, пор- тугапьский мальчик Педао, разве б услышали японскую легенду о тысячах журавликов, если б не было взрослых лю дей, которые желают ' видеть девчонок и мальчишек инте ресующимися жизнью детей других стран, их ритуалами, законами, обычаями! Поэтому не случайно это путешествие закончи.пось с Польше. Экипаж самолета и его пассажиры попали на засе дание Великой капитулы, где старшим за работу с детьми вручают орден с очень инте ресным и веселым названием; «Орден за улыбку». Узнали про него кидовцы и решили наградить своих старших дру зей. А среди них и директор школы, Павел Григорьевич Ру даков, и почетный член школь - кого КИДа, ветеран комсо мольского движения Ам:-!а Федоровна Коробкова, и сту денты с факультета мнсстран- ных языков Липецкого педа гогического института, и, ко нечно, Елена Сергеевна, их учительница по ангяийскол^у языку. «Орденов» потребова лось так много, что несколько дней пришлось клеить, выре зать из фольги и цветной бу маги. Ничего, что они не на стоящие, зато как старательно выводили юные художники слова «Пусть солнце светит тем, кто по-кастоящему лю бит детей». Е. СЕРГЕЕВА. Средняя школе № 31, г. Липецк. Сильные^ смелые, ловкие Тим уровец Звездочка Т ИМОФЕЙ Евстафьевич Пасы нок Преподает историю в Ли пецком металлургическом тех никуме. Во время войны он был летчиком-истребителем. Много нн- тересных и памятных историй свя- )ет его с тем временем. Одну 1 ИХ мы попросили рассказать на шим юным читателям. ...Это было в середине августа со рок третьего года. Огненный вал ос вободительной войны стремительно катился к Днепру, Мелитополю. Принрьтая с воздухе пехоту, кон ницу и грозные танковые лавины, истребительный ввиацио-нный к каждую неделю меняя аэрод ром. На этот раз мы «приаэродро- мились» у печально известного села Гуляй-Поле, бь^вшей резиденции •Махно. Механики еще не- успели замаски- ровать самолеты, л я уже, взяв в сопровождающие старшего сержан та Федора Крюкова, пошел осматри вать село. Пройдя почти сожженный центр, мы остановились у добротно го дома с многочислеииьШ'И при стройками, с вывеской «Гуляйполь- ский детдом». Детдома, как такового еще и не было, тем не менее нас ©кружиЛи ребята, и мы раегказызали о том, как воюет Красная Армия, как мы метим за их родителей, за их иско верканное -детство. — А вы сами на Берлин, летали? — спросил-, блоднолнцый, русоголо вый мальчик. — Нет, не летал. Истребитель ле тает только возле линии фронта. Но наши бомбардировщики уже не раз бросали свои бомбы на ло.'о- во фашистов. — Бот здорово! — не умимался мальчик. — А ког^^а Берлин победи те? — настаивал он. — Через год или через полтора обязательно будем в фашистской столице. — Возьмите меня в авиацию. Я то же буду мстить фашистам. — Подрастешь, возьмем. — Тек тогда войны уж? не будет. Одним словом, от этого паренька, которому было не больше десяти— единнадцвти лет, так легко отделать ся не |Удалось. Через день, посадив его в, фюзеляж самолета, я ужэ ле тел' с ним на аэродром. Как только приземлились на но вом полево.м аэродроме и илвл-окли ОТВОЕМ РОВЕСНИКЕ из фюзеляжа Васю Ивушкина, тех ники и механики полка окружили не обычного пассажира, расспрашивали о самочувствии после пе^эвого поле та, да еще на истребителе. — Очень понравилось, — отвечал Вася, поблескивая ЕОэбужденнь>ми серыми глазами. — Обязательно вы учусь на истребителя. Посыпались просьбы отдать Васю в экипаж первой, потом второй и третьей эскадонлий. Но я поручил Васю неторопливому Андрею Ку ликову, парторгу третьей эскадрильи. Андрей оставил на Волге двух своих «ураганов», молча скучал С Ы Н П О Л К А ежедневно направлял им треуголь- Так началась фронтовая жизнь Васи. Несколько дней он важно ходил по стоянкам самолетов, ета,- раясь показать свой скрипучий ре мень с медной звездой и красно звездную пилотку. Потом., целыми- днями протирал патроны для пуле метов, уйць| шасси, кабину са^Ьлета, добиваясь/ похвалы от командира эскадрильи Саши Туманова.. Он ходил с поднятой головой, очень довольный тем, что ему там повез ло. А когда Саша Туманов возвра щался из боя, Вася уже держал в руках трафарет и красную эмалевую краску, чтобы сделать отметку на фюзеляже об уничтоженном фаши- Фронт продвигался на Запад. В сентябре открылись ворота- в Се верную Таврию — взят Мелитопо 1 Указом Верховного Главнокомэнду ющего дивизия получила наимекова ние «Мелитопольской». После тинга, посвященного этому важно му событию, я пожал маленькую ру чонку Васи. • — Ты, Вася, тоже меяитопо.лец. В нашей победе, есть и- твоя дол». Та-к держать и впредь. — Есть т-ак держать! — ответил. 'После золотой осени наступила теплая мокрая, трудная зима. Чтобы поддерживать высокие темпы бое вой' работы, чтобы непрерывно ви сеть над переправой через Сиваш, чтобы защищать с воздуха крохот ный плацдарм, мы взлетали с рас- чиоших аэродромов, буквально на плечах техников, и механиков; Вася тоже старался подставлять свои неокрепшие еще плечи — под крылья самолетов. Очень обижал ся, когда его отстраняли от этой тяжелой мужской работы. Когда я заходил на их стоянку, он неизмен но жаловался на несознательных тех ников, которые все еще считают его малемьк-им. А когда не вернулся любимец полка Саша Туманов, повторивший подвиг Гастелло, Вася первый раз не вышел на подготовку к полетам. Плакал безутешно, размазывая по щекам обильные слезы. К вечеру он нацепил маленький кортик, который подарил ему Туманов. Теперь уже Вася не рас ставался с кортиком никогд?. Он на деялся сам отомстить за 1 ибе.ль любимца. В апреле 1944 года каши войска сжимали огненное кольцо над Севастополем. Вездесущий Вася Ивушкин не щадил своих юных сил, чтобы по мочь летчикам -скорее освободить ...За!!- 1 ятый протиркой прицела в кабине пилота, Вася не успел спря таться в щель, находящуюся 31 ниром. Осколок, мизерный кусочек железа от фашистской бомбы, пора зил юного героя прямо в сердце. Когда подбежали к нему .механи ки, сердце его уже остановилось, а большие, чуть удивленные, серые гла за застыли в каком-то недоумении. ...На возвышенности у поселка Уг лового в двадцати километрах от Севастополя на фоне темно-зеленых сосен далеко виден устремившийся в небо обелиск. Несколько пет на зад я был там вместе со своей внуч кой Людой. По слогам она читала фамилии бойцов, погибших при ос вобождении Севастополя. Среди фа милий героев есть фамилия Ивуш-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz