Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

Р й Ш й Ш т н а п о л н е н и е \ Е и ^ е р а з а п е р в о м о т р я д е . П р о д о л ж а е м р а з г о в о р л т т в щ Е Ш — Сегодня мы посвящаем в рабочие молодых тружеников совхоза, недавно пришедших в наш орденоносный коллектив, — говорит директор совхоза «Красный колосп Герой Со­ циалистического Труда П. М. Меланьин. И от этих слов Надежда До­ рохина почувствовала острое волнение. Вспомнился по­ следний звонок в школе, экза­ мены, птицеком 1 Ппекс совхоза, куда она пришла работать. А когда на сцену поднялась птичница Р. С. Дорохина, Надя подумала; как много сделала для нее эта женщина! Не забудутся дни, когда Раи­ са Стефановна рассказывала ей и ее ' сверстникам Валенти­ не Портных, Татьяне Емелья­ новой и Татьяне Алтуховой, то­ же выпускникам Новодеревен­ ской школы, как мдо ухажк;- вать за п^йцамй, на что обра­ щать больше внимания. Те-' перь первые трудйостй поэадРг, и девушки трудятся самостоя- Моло,- ".е пополнение... Их тридцать два человека. Парни и девушки сидят в президиуме, смущенные и радостные. Раз­ ными путями они пришли в совхоз. Николая Кузнецова работа в хозяйстве интересова­ ла с детства. Здесь работают его мать и отец. Сюда на птицекомплекс, в мастерские бегал он маль­ чишкой. С увлечением смот­ рел, как работают старшие. Мальчишеское любопытство со временем переросло в лю­ бовь к совхозу. Поэтому после школы Николай сказал роди- — Пойду на птицекомплекс слесарем-оператором. К вступающим в жизнь юно­ шам и девушкам со словами напутствия обратились механик В. А. Ермишкин, зоотехник В. Ф. Степанова, ветврач В. М. Селезнева, бригадир животно­ водов А. И. Фальнина. Несколько лет назад их вот теперь они, работая на разных участках сов;!озног6 производ­ ства, показывают образцы тру­ долюбия, приумножают уепе- . М У ' I хи хо:;яйства, удостоенного высокого звания коллектива коммунистического труда, на- гражденного ^деном Трудо­ вого 1Грасиого Знамёгш. Наступает волнующая мину­ та. В руках передовой доярки Л. Н. Костюковой памятное Знамя ЦК КПСС, которым коллектив совхоза награж­ ден за победу в социалистиче­ ском соревновании. Она вруча­ ет его молодым труженикам. В ответ юноши и девушки произносят клятву на вер­ ность делу... Торжественно звучит в тишине голос Любо­ ви Канунцевой; — Мы будем высоко нести звание советского рабочего. М. ГОРЬКАЕВ. Спросим родителей Дорогая редакция! Я с большим интересом прочита­ ла письмо Н. Суханова о пер­ вом отряде в пионерском ла­ гере «Ласточка». Я в какой-то степени имею отношение к пионерской: работе в лагере, т. к. в этом году проходила практику в «Комете» недалеко от «Ласточки». Прочитав пись­ мо, я задумалась и о бывшем первом отряде, в ко­ тором были старшеклассники. В основном, это были хорошие девочки и мальчики. Но.., В каждом коллективе есть «индивидуумы», которые нару­ шают дисциплину, не подчи­ няются правилам, игнорируют все мероприятия. Я полностью согласна с Сухановым цфо’М, что не стоит направлять -'старшеклассников (особенно деоятикла 1 СС|Ников) в пионерские лагеря. Я часто слышала о том, как многие родители не могут достать пу­ тевку сыну или дочери, кото­ рые с нетерпением ждут ее как подарок. А эти «великовоз­ растные» дети, стоящие на учете в милиции, не признаю­ щие слово начальника, вожа­ того, «махровые нар.ушители дисциплины» в ПрЯМ:ОМ СМЫС- ла слова портят-души малы- Глэвная цель вОЖатых, вос­ питателей'не развлокать де­ тей, а воспитывать человека. Развивать в детях фантазию, вкус, интерес к творчеству, развивать талант, научить их мыслить. Малыши моменталь­ но втягиваются в эту интерес­ ную работу, она их захватывает и вдохновляет. А разве можно научить этому тех, которые из беседки кричат: «Тоже мне, мероприятие!». Днем они без цели слоняются по лагерю и ноют, что. им скучно и все на­ доело, но зато вечером... Сига­ реты в аубах, гитара в руках, и по лагерю слышится бренча­ ние на струнах, сопровождае­ мое вульгарной песней. Я тоже хочу поговорить о самых стар­ ших ребятах в пионерском лагере. Сей­ час для них установлен возрастной пре­ дел не старше 15 лет, но опыт работы показывает, что сюда приезжают и те, кому уже 16 и даже 17 лет. И ребята приезжают на старое место отдыха с удовольствием; здесь выросли, при­ выкли ко всему. Что же осложняет работу педагогов в пионерском лагере? То, что они остав­ ляют без внимания процесс аксепера- ции. А между тем наибольшие измене­ ния произошли в организме у ребят а возрасте от 12 до 17 лет. Поэтому че­ тырнадцати—-шестнадцаггилетние . отно­ сятся уже не к категории подростков, а и категории юношей. И ВСЕ-ТАКИ ЛАГЕРЬ, НО.» в пионерском лагере «Маяк» Академии педагогических наук. Хочется рассказать об организации работы со старшеклас­ сниками в «Маяке». Спортивно-трудовой отряд этого ла­ геря может служить образцом отрядов старшеклассников в наших лагерях. Прежде всего своей структурой. Он разбивается на четыре бригады. Во гла­ ве отряда стоит дежурный командир. Во глава бригад — дежурные бригадиры. Через каждые три дня они переизбира­ ются. Но прежде чем это сделать, ребя- Разговор о том, где отдыхать в летние каникулы ре­ бятам старших классов, начатый в нашей газете, вы­ звал живой отклик педагогов, родителей, комсомоль­ ских работников. Сегодня мы публикуем еще два письма, которыми заканчивается обсуждение этого во­ проса. Авторы их вносят различные, но в равной сте­ пени заслуживающие внимания предложения. Редакция считает, что заинтересованным органи­ зациям следует рассмотреть проблемы, связанные е отдыхом старшеклассников, в частности, проблему соз­ дания специализированного лагеря для ребят 14—16 лет, распорядок и формы работы которого будут учитывать возрастные запросы подростков. Мы часто задаем себе во­ прос, увидев курящего шести­ классника или сем.иклассн;И1ка: откуда такие берутся? Но редко ' задумываемся, что дети очень восприимчивы, что они хотят быть взрослыми и учатся у старших ребят, еше не размышляя, хорошо это или Так место ли в лагерях «де­ тям», вышедшим давно уже из пионерского возраста? Я счи­ таю, что нет. У них ,ужа дру­ гие запросы. Их ужа не волну­ ют интерасныз игры, стенгазе­ ты, соревнования, они недо­ вольны ранним отбоем. Науже- ли родители не. заинтересова­ ны в том, чтобы их дети с пользой для себя и общества проводили пето в другом ме- Отсюда появляется противоречие: с одной стороны — лагерь со своими тра­ дициями пионерской работы, со свои­ ми законами: с другой стороны — эти юноши с их претензиями на взрослость (и зачастую, обоснованными), которым, том не менее, ехать в дом отдыха или в стройотряд еще рановато. Как же быть? Не оставлять же их на все лето в городе. Из'создавшейся си­ туации есть два выхода; создать спе­ циальные лагеря для старшеклассников или перестроить, изменить содержание воспитательной работы со старшеклас­ сниками в пионерлагере. Первая идея не нова, однако, широкого распростра­ нения она не получила. Более того, не удается организовать даже просто сме­ ну для старшеклассников. А ведь дело гораздо проще, чем- кажется-. Договаои- вэются между собой четыре предприя­ тия. Лагерь одного принимает октябрят, второго — младших пионеров, третьего — старших пионеров и, наконец, четвер­ того — комсомольцев. В летнее время с группой студентов нашего института мне довелось работать та обсуждают закончившееся дежурст- „во. И если бригадир ленился, делал свое дело с прохладцей, после перевыборов вожатому нет нужды читать ему нотв- цию. За него это сделают, и как горячо, сами ребята. Особое место в отряде занимала комсомольская организация. Правда, собрания проводились только в экстренных случаях, да и в условиях лагеря проводить чаще просто не было надобности. Комсорг был постоянным. Комсорг — это комиссар отряда. Каж­ дый комсомолец имел постоянное по­ ручение. Еще Н. К. Крупская говорила , о не­ обходимости создания промежуточного звена между пионерией и комсомолом. Так вот, в «Маяке» оно, пожалуй, есть. Комсомольцы первого отряда помо­ гают пионерскому активу лагеря в про­ ведении общелагерных мероприятий, физрукам — при сдаче норм ГТО, в подшефном отряде они — помощники вожатого. Какие же педагогические условия обеспечивают жизнедеятельность отря­ да? Старший отряд находится на особом режиме. У него и отбой позже, и рабо­ тают ребята на поле подшефного сов­ хоза вместе со взрослыми. На СТО рав­ няются все остальные, А ребята, чув­ ствуя это, стаоаются не подкачать. Не случайно здесь не было никаких «ЧП». И в походы здесь тоже ходят. И это не просто однодневные экскурсии, а походы по всем туристским традици­ ям и законам. В «Маяке» умело подошли к проблеме свободного вр-эмени. Здесь не считают нужным до минуты организовывать его строго по плану. В какой-то определен­ ный час старшеклассники вправе зани­ маться тем, чем им хочется. В шестнад­ цать лет люди имеют собственное мне­ ние на многие вещи. Привезли в лагерь приключенческий фильм, а Володе, на­ пример, он не нравится, ему, может, хо­ чется лишний часок в теннис поиграть, или книжку почитать, а, может, просто в лес сходить. Конечно, в эти часы остаются без присмотра те, кто раньше злоупртреблял доверием. Но делается это 6. «капьшнм тактом, незамвтнв для ре{:..я1. П'иоНерский лагерь — это не только торжественность пи: езк, азарт соревно­ ваний или очарование летнего вечера у костра. Лагерь для школьников — это продуманная логика активного развития коллекти 1 ва в весьма короткие сроки, это богатство создаваемых в нем меж­ личностных отношений — деловых я дружеских, это опыт совместных пере­ живаний, в котором рождается для подростков привлекательная общность нравственных оценок. А для развития коплективз ребятам необходимо обще­ ние со взрослыми и между собой. Об этом нельзя забывать вожатым, воспи­ тателям. Пусть сами придумывают, С1 рят, решают. Они ведь очень многое умеют делать сами. И вожатый должен быть не командиром, не нянькой. Он просто всегда рядом, он участник каж­ дого дела, его присутствие неназойли­ во, и в то же время где-то в подтексте его действий должно звучать: «Делай, как я!». Только не надо приказов и ок- 0 ВАКУЛЕНКО. Р а й к о м В Л К С М о р г а н и з а ц и и ш И а ш и з а м е ч а т е л ь н ы е з е м л я к и В . РАЙКОМЕ комсомо­ ла уди 1 ВИ 1 Л'Ись, что- ко­ го-то заинтересовагла комсомольская организа­ ций строительного управ- гония овлремстройтроста, и тчего конкретного о ней с эть не смогли: — Малочисленная, не­ примечательная. Ничего ин­ тересного там не найти. Самая рядовая.,. А заворг Юрий Стебе- нев' добавил: — Молодежи в управле­ нии почти нет, 'поэтому а:з- торитетом особым она не пользуется... Теперь ‘— немного стати­ стики. По данным отдела кадров, в ,уП1ргале1Нии рабо­ тают не восемна|Д,цзть, а пятьдесят четыре комсо­ мольца. То есть — каждый шестой строитель — член ВЛКСМ. Каждый третий рабочий — комсомольского возраста. Этих данных ни­ кто за семью печатями не держал. Просто комсомоль­ ское бюро и райком ВЛКСМ ими не интересова- «Малочисленная» — это слово, словно ярлык третье­ сортного товара, опре'де- липо взаимоотношения ко»А- организации райкома. Нет в управлении сорев­ нования молодых рабочих, комсомольс 1 <о-моло- дежных коллективов, нет политучебы,. но работал штаб «КП», несвоевременно уплачиваются взносы. Соб­ рания проводятся . нерегу Перечень этих «нет» «не», наглядно характери­ зующих жизнь первичной организации и отсутствие контроля со стороны рай­ кома комсомола, можно было бы долго продолжать, но 8 этом нет необходимо­ сти. Глазное, что подобное положение сложилось в строительном управлении облремстройтреста вовсе не случайно. Ни одно из постановлений бюро Со­ ветского райкома ВЛКСМ не было выслано в эту организацию. Ни одной проверки, которая бы существенно повлияла на «штиль» в ее комсомоль­ ской жизни, райком не провел. Даже сейчас, когда комсорг Светлана Клокова ушла в длительный отпуск, в райкоме кв поинтересо- вэлись, на кого возложены обязанности комсомольско­ го вожака. Без должногр внимания отнеслись к из­ бранию комсорга и руко­ водители упрввления. — Да у нас и комсомоль- цев-то. раз, два и обчелся... Какой с них спрос? — наг чальник управления В. А. Семенов с ямым сочувсу виём 'говорил о «своих» комсомольцах. — А у Вик­ тора Скопинцева, комсор­ га, сейчас и времени-то нет, чтобы заниматься комсо­ мольской работой. Виктор - Скопинцев — электрик отдела главного механика. Когда-то он уже был секретарем комсо­ мольской организации. По­ том уволился. После долго­ го перерыва вернулся в стройуправление, и «по ста­ рой памяти» ему поручили обязанности комсорга. — Объектов много, на большинстве из них прихо­ дится обслуживать меха­ низмы мне. Свободного времени — ни минуты... Кстати, ни на одном из собраний представителей райкома комсомола не было. Может быть, мы не заслужили их внимания?— В. Скопинцев искренне сето­ вал по поводу неудач сво­ ей организации, но была в этом сетовании какая-то примиренность. Ни разу райком ВЛКСМ не помог даже провести собрание. За время, пока была я комсоргом, так и не узнала, на что орненти- роваться в своей ра:боте; ни инструкций, ни конкрет­ ных советов. Несколько раз навещали . прадствзите- ли райкома, интерссовепись, как идут дела со сбором металлолома. И наше уп­ равление, и РСУ, и СУ, и Больше года комсомоль­ ской организации в- РСУ, практически, не существова­ ло. Сразу после избрания комсоргом (его фамилии в РСУ уже никто не помнит), этот человек уволИлся. И все! Нового не избирали. Не платили взносов. В сек­ тор учета Советского рай­ кома комсомола с мая про- А что за ярлыком?.. ходите я еще ойно подра з­ деление обл р ^ с тррйтре- ста — упра1ление механи­ зации. Комсомольская ор­ ганизация здесь, по дан­ ным райкома, побольше. На учете стоит тридцать комсомольцев. Но по дан­ ным отдела кадров их на самом деле более сорока. И здесь неразбериха с уче­ том. И здесь от случая к случаю проводятся соб- На последнем отчетно- выборном собрании комс­ оргом избран А. Демень- шин. Опь!та у него нет, и не знает комсорг, с чего на­ чать, как оживить комсо­ мольскую работу. Он явно растерян, а опереться не на кого. Бывший ко.мс- орг Татьяна Суслова раз­ деляет его опасения: другие подразделения — все мы в ведении одного треста. Но ведь никакой взаимосвязи между нами нет. Каждый сам по себе. Может быть, если объеди­ нить усилия, это помогло бы активизировать комсо­ мольскую работу во всех упразлениях?.. Согласитесь, такой ответ наводит на размыш-лення. Комсомольские организа­ ции всех управлений и лод- разделений облремстрой- треста требуют к себе пристального внимания со стороны райкома комсо­ мола. Райкому ВЛКСМ даано пора выработать стратегию руководства ма­ лочисленными. Иначе мо- шлого года не поступало ни одной квитанции об упла­ те взносов. По словам од­ ного из руководителей ре- монтно - строительного уп­ равления С. А. Полетаева, никто больше года вообще не занимался комсомоль­ скими делами. Между тем, сводные отчеты об уплате комсомольцами РСУ взно­ сов в секторе учета Совет­ ского РК ВЛКСМ — имеют­ ся. Откуда, спрашиваегся, если из управления в рай­ ком их никто -не посылал?.. — Вот только сейчас за­ шевелились. А до этого тишь да гладь. Мы, в шутку говоря, забыли, что у нас и комсомольцы есть, —- юмор, с которым С. А. По­ летаев поведал о делах комсомольских, только усугубил удручающее впе- А «зашевепились» в РСУ после того, как Советский райком ВЛКСМ передал организацию Правобереж­ ному райкому. Впрочем, сказать: «пер еду органи­ зацию» было бугне совсем точно. По вкт:у'были пере­ даны сорок три учетные карточки. Сорок, три этих комсомольца- уже давно не образовьгвэли - организа­ ции. Многие рассчитались, мноша нбдавиог: усфоились на работу. И такое положе­ ние дел в РСУ не взволно- вайо никого из ■- подписав­ ших акт о передаче первич­ ной организации. Не удиви­ тельно, ‘ЧТО Правобереж­ ный РК ВЛКСМ начал с то­ го, что правел в РСУ орга­ низационное (1) собрание. — Сейчас мы- проводим в РСУ обмен комсомольских документов, — рассказыва­ ет первый секретарь Пра­ вобережного РК ВЛКСМ В. Азарнин. —. Тринадцать комсомольцев уже обменя­ ли билеты. Думаем, что че­ ловек двадцать здесь на учете будет... Но ведь у всех этих ком­ сомольцев более чем за год нет в билетах отметки об уплате членских взно­ сов! Как же они, без-пога­ шения задолженности, по­ лучили новые билеты?.. Одно из '^вмых «боль­ ных мест» всех первичных организаций облремстрой- треота — слабая учетная ра­ бота, и, пожалуй, наладить ее помогло бы объедине­ ние их -всех в одну, об­ щую, создание общетре­ стовского комсомольского комитета, само по себе от- | сутствие которого уже яв­ ляется грубейшим нсру- шением Устава ВЛКСМ. | — И нам было бы спод - 1 ручней, если б объедииить, — говорит В. Азарнин. — Если бы туда им еще- и ос­ вобожденного секретаря... | Но'^етрбожденного не по*т ложено! Численность не по­ зволит, — развивает свою I мысль о «трудных» органи­ зациях первый секретарь |' Правобережного райкома. | Вот и выходит, раз тре- | стовский комитет,- комсомо­ ла не создан, раз освобож- | денной единицы комсорга I облремстройтресту не . по­ ложено, почти двести ком­ сомольцев (именно столько членов ВЛКСМ работает во | всех шести подразделени­ ях треста) остаются вне по­ ля зрения райкомов. Тут, пожалуй, уместно заметить, что, к примеру, на заводе пусковых двигате­ лей есть и комитет, есть и освобожденный секретарь, нет только... работы. Дело­ то, ВИДИМО; в том, что и Пра­ вобережный и Советский райкомы комсомола избра-1 ли неверную тактику в ! работе с малочисленными I первичными организация^: Есть а этих районах хоро­ шие, передовые комсомоль­ ские организации больших предприятий. Они приносят славу всему району. Они— -об^эцово - показатель­ ные) они — гордость рай­ кома. Вот им-то, как раз, —• основное внимание. А с «трудными» малочислен­ ными — хлопот много, а «и славы тебе, ни почета. В. КУРГАННИКОВ. б ДЕКАБРЯ 1901 года Владимир Ильич Ленин от имени редак­ ции «Искры» направил при­ ветственное письмо Георгикэ Вэпсн- тиноЕичу Плеханову в связи с двад­ цатипятилетним юбилеем его рево­ люционной деятельности. 6 декабря .1876 года .— студент Пе­ тербургского горного института Плеханов, бросил призыв на-рабочей манифестации у Казанского собора к свержению самодержавия. С того дня, преследуемый полицией, он вынужден был прервать учебу в ин­ ституте и. стап профессиональным: революционером. . Тогда же, выслушав страстную речь оратора - бунтаря, восемнадцатилет­ ний рабочий- фабрики Торнтона Яков Потапов впервые в истории револю­ ционной Россни поднял над голова­ ми манифестантов Красное знамя, символ свободы и революционной борьбы. Георгий Валентинович Плеханов родился 11 декабря 1856 года в селе Гудаловка (ныне село Плеханове) близ Липецка. Здесь было старинное родовое имение Плехановых. Жили тут прадеды Георгия Валентиновича, его дед Петр Семенович, отец Вален­ тин Петрович. Мать Георгия Вален­ тиновича Мария Федоровна, урож­ денная Белинская, двоюродная се­ стра Виссариона Григорьевича Бе­ линского, после смерти родителей, воспитывавшаяся у своей тетки Гово­ рухиной в Усманском районе, была определена учиться на казенный счет в Тамбовский Александринский институт благородных девиц. Окон­ чив институт с отличием в 1849 году, служила гувернанткой в Задон- ске, а затем в Липецке. Двадцатидвухлетняя Мария Федо­ ровна вышла замуж за сорокапяти- летнёго вдовца Валентина Петровича Плеханова. Рождение первенца сов­ пало с празднованием Дня георгиев- вких кавалеров и отец — георгиев­ ский кавалер — согласился с желани­ ем молодой жены назвать сына Георгием. ИСТОКИ СУДЬБЫ Георгий Валентинович унаепедовап от отца — трудолюбие и твердость, от матери — нежность и деликат­ ность. Отец, отставной штабс-капи­ тан, всех своих сыновей хотел видеть военными. Не минуло это и младшего — Георгия. Десяти пет его определи­ ли в Воронежскую военную гимна­ зию. а затем в Петербургское юн­ керское училище. Страсть к книге у Георгия Вален­ тиновича пробудилась с детства—в. доме отца была богатая,библиотека. В Воронеже он зачитывался Пушки­ ным, Гоголем, Лермонтовым, 'Гурге- невы.м, увлекся идеями Белинского, Чернышевского, Писарева и неле­ гальными произведениями Герцена, а также естественными' науками. В Петербурге Георгий Валентино­ вич близко знакомится с передовы­ ми рабочими, предоставляет свою квартиру для сходок, редактирует нелегальный журнал «Земля и во­ ля». В 1873 году он оставляет воен­ ное училище, приезжает на родину и готовится к поступлению в Горный ин­ ститут. Выехал из Липецка для сдачи вступительных экзаменов 9 августа 1874 года, получив из .Липецкого уездного полицейского управления свидетельство «на свободный проезд по собственным надобностям в сто­ личный город Санкт-Петербург и пре­ бывания там». 7 мая 1873 года в своем доме на углу улиц Межевой и Про­ дольной (ныне улицы Пле­ ханова и Желябова) в Липецке скончался Валентин Петрович. Мария Федоровна, хорошо знавшая иност­ ранные языки и музыку, посвятила себя воспитанию детей, которых она очень любила и ртарапась дать образование. Немало тревог пережила эта заме­ чательная русская женщина за сына Георгия. На летние каникулы 1876 года он не приехал, занятый подго­ товкой политической демонстрации. Демонстрацией, по его словам, «бре­ дили» ра^чие. Не смог он при­ ехать еще и потому, что вручил свой студенческий билет, дававший право на льготный проезд по железной до­ роге, находившемуся на нелегальном положении ррворюционеру. Билет этот ему возвратил революционер- народник. Михаил Федорович Фро­ ленко лишь в.августе..'Тогда же. Пле­ ханов приехал в .Липецк. Снова работал, пользуясь библиотекой ку­ рорта на Минводах — отцовская сго­ рела еще в марте 1874 года в Гу^а- ловке. Это был последний его приезд на родину. Как только Мария Федо­ ровна прочитала в газетах о манифе­ стации у Казанского собора и поли­ тической речи одного из студентов, материнское предчувствие не обма­ нуло ее:. «Это Жора! Это его сло­ ва...». По ее поручению в Петербург едет квартирантка, но найти ей Геор­ гия не удается. Как позже выясни­ лось, от ареста его надежно укрыли товарищи. Только в конце 1878 года Марии Федоровне в Петербурге удалось повстречаться с сыном, на­ ходившемся на нелегальном поло­ жении. Она сказала, что отличный диплом института благородных де­ виц дает ей право доступа к госу­ дарыне и что сна собирается просить у Мее за сына. Георгкй Валентино­ вич ответил: «Просят за виновных, а я ИИ в чем не виноват». Это была по­ следняя его встреча с матерью. Двадцать пет назад, к 100-летмю выдающегося земляка, на плеханов­ ском доме в Липецке была открыта мемориальная доска, на которой вы- гравмраваяо; «1856—'1918». В этом до.ме провел детские и юношеские годы Плеханов. Липчачс знают что теперь не только реставрирован дом, но и восстановлен мемориальный- комплеке, с надворными постройка­ ми, как было при жизни. Здесь от­ кроется музей. Этот дом был куплен отцом Пле­ ханова 20 октября 1867 года, когда Георгию Валентиновичу было десять лет, у вдовы коллежского ассесора Натальи Петровны Андреевой. Про­ дан липецкой помещице Зацепиной, приходившейся родственницей Пле­ хановым, незадолго до кончины Ма­ рии Федоровны. После 37-летнего изгнания, вернув­ шись в марте 1917 года в Россию тяжело больным, Плеханов не смог побывать в родных местах. 30 мая 1918 года он умер. Его друг и жена Розалия Марковна Плеханова подчеркивала безуслов­ ное, влияние природы родных мест на эстетические вкусы Плеханова. Его большая любовь к . природе «раз­ вивалась благодаря первым впечатле­ ниям детства и отрочества». Посетив в 1927 году родину мужа, она пис'г «Когда я познакомилась с зеленым городком — с Липецком, действи­ тельно утопающим в зелени, с чуд­ ным его местоположением ка хол­ мах, с которых открывается незаб­ венный вид на долину реки Воронеж, с его сияющими прудами, озерами, сочными лугами и густыми хвойными лесами, — сказала себе: мне понят­ на теперь любовь Георгия Валенти­ новича ко всему прекрасному, к г роде, животным, скульптуре, поэзии. Здесь, в Липецке, развилась эта по­ этическая сторона натуры Георгия Валентиновича...». Выдающийся деятель русского международного революционного движения на трудах которого, словам В И. Ленина, «воспиталось целое поколение русских маркси­ стов», оставил огромное наследие по вопросам философии, экономики, истории ревошоционного движения, теории и истории, литературы и ис­ кусства. с . ПАНЮШКИН, писатель.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz