Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

О ДНА м> многочисленных встреч актеров со школьниками состоя» яась в липецкой школе № 41. Наш корреспондент поехал на эту встречу не случайно. У учеников преподавателя ли* тературы Зои Леонидовны Зуб* ко театр занимает большое ме* сто в жизни. В этом вы убеди* тесь из приведенной ниже бе« седы актеров и ребят. Итак, представляем участки* ков этого «нфуглего стола»: за* служенная артистка РСФСВ Ю . И. Г а т н а , артист Ю. А. Репину зав. литературной ча­ с ть» драматичоского театра О . М. Нестерова и ребята 8-х классов школы N9 43. О . М. Нестерова: - - Ко всем ребятам нашей страны пришел праздник. Праздник, который сеязв 1 Н е самым дреаним и юным искусством — КСКУССТ” вом театра. . Праздник длиною в неделю. Он так и называется «Театр и дети». Мы, работники театра, считаем эту неделю лучшей неделей года. Мы ра­ ды, Что сегодня а нашем раз­ говоре вы, наши зриггели, —. главные участники. И хочется, чтобы глав-ным действующим лицом нашего разговора был театр, театр, который мы все называем своим другом. Хо­ чется знать, как вы встречаете зту неделю: что делается в ва« шем классе, что вы приготови­ ли театру,, школе! Люда Сальникова: — Если говорить о делах, то завтра пойдем смотреть спектакль «Дети Солнца» и вот эта сегодч няшняя встреча... А мне хочет­ ся рассказать о том, что вос^» ща в течение всего учебного 14>да вас са.чзывает с театрам. Учились и учимся мы быть хо­ рошими зрителями. Ведь глав­ ное не посмотреть спектакль, в увидеть его. А еще, вернее, как говорит Зоя Леонидовна, прочитать. И учительница на­ ша начивепа нас учить азбуке театра с пятого класса. Посте-, - пенно мы узнавали, что такое режиссерский замысел, зри­ тельный образ спектакля, дви­ жение действия, ©го динами­ ка и так далее. Какую роль иг­ рают музыка и декорации. Я люблю иногда заглядьтатъ I свою тетрадь по эстетике, куда переписаны рецензии на увк- денные спектакли. В пятом мЫ, в основном, говорили о сюже­ те, устраивали головомойку от­ рицательным героям и хвали­ ли положительных. Сейчас, когда мы учимся уже в восьмом классе, Зой Леонидовна требует более гяу* боких размышлений. И по ме­ ре возрастания требований к рецензиям, ясно понимаешь, насколько труден путь акте­ ров, режиссеров, художников- постановщиков. Ирина Козьякова: .-.ь Кстати, пользуясь тем, что в гостях у нас гости из театра, хочу заод­ но притягкить в1ас, Юлия Ива­ новна, Юрий Александрович и Ольга Михайловна, на про- мне всегда дорого сочувствие зрителей. Это леяжт, что ли, в русле моих ус^землений, ра­ боты. Но вам, наверное, хо­ чется, чтобы я сказал именное юном зрителе? Когда я узнаю о присэп'ствич школьникое на «ижтакле, есвгда воянуюеь. принял, поэтому эспоминает- ся? Я рад празднику «Театр н дети». Появилось больше воз­ можности видеться, а это зна­ чит, будем уносить доуг от друга массу впечатлений, от­ кровений, что пригодится мам, смотр спектакля «Все это не так просто» по пьесе Шмелев^ который мы начнем р^втиро- вать в самое ближайшее вре­ мя. У нас ведь в школе есть тевтретьная студия. Существу­ ет вне уже сОдьмой год. За это время студия приглашала ребят ва «Ночь перед дуэлью», яДеасжка и апрель», «Отваж­ ное сердце», на многие теат- рапиэовадаые представления. Зоя . Леонидовна пострж«но что-то репетирует е ребятами. Сейчас готовится литервт)^- но-музыкальная композиция «•Открой дверь я стрену поэ- еии». Чае поэзии — это тоже театр. Точнее — театр чтеца. Вопрос Юрию Александро­ вичу Репину: — А что вы больше всего цените в ^ и т ем х ? Ю , А. Репин: — Внимание и сочувствие. Сам я не могу бьпь прокурором собстве1Н- ных ролей. Я всегда их защи­ щаю, как адвокат, и поэтому Возникнет, ли у них инт^вс к нкией работе, одобрят ли они , своим вниманием, еочуаствием спдасгакльТ Или наоборот, сво­ им не4нкмаинем, глухотой, а иногда и просто шумом онй его развалят. Да, развалят, по­ тому как 'именно реакция зри­ телей ведет "за собой спек­ такль. Я помню случай!.. Мос­ ковские .школьники пришли смотреть! «Вишневый сад». Я сидел дад^р . Между мной и сценой — зрительный зал, за­ полненный етаршекявесиика- мн. Зал шумел. Школьники от- кроеениб выекезываяи свое неприятие. И пришлось пре­ рвать спектакль. Народный ар­ тист СССР Янш»<н вьшел впе­ ред и попросил ребят не шу­ меть, дать возможность арти­ стам благополучно завершить Свой труд. Я сидел и думал: зачем я иду на сцену? Это же с: 1 рашно неблагодарное дело. Может, в ту пору учения . в ГИТИСе я это очень остро вос­ актерам, в работе, а вам в уме­ нии быть зрителями. Вопрос ребятам: — В наоюм городе кет ТЮЗа, а в драматическом те ­ атре не в каждом сезоне есть спектакли о подростках, т . ё. о ребятах вашего возраста. Не­ смотря на это, можете еы счи­ тать ^аматический своим те ­ атром! Ирина Козьякова: — Да, мо­ жем. Для едавнёния давайте вспомним програмАау по ли- тературе в восьмом классе. Ни одного произведения нет с ге- роями-подростками. - Однако мы е интересом читаем и «Мертвые души», и «Горе от ума», и стихи Лермонтова. Воб- щем-то, наверное, никому и в голову на пришло подумать р том, что они не для нас. Так почему же мы не можем смот­ реть спектакли «Дом Бернар­ ды Альбы», «Мария Стюарт»? Ну, как можно говорить, что восьмиклассники для Шиллера малы? Если мы еще в прошлом году на уроке эстетики много говорили о его пьесах, стихах, если Зоя Леонидовна много рассказывала нам о алиянии этого великого драматурга на многих писателей, композито­ ров? Люда Сальникова: — Конеч­ но, мы не были бы искренни­ ми до конца, если бы не ска­ зали о том, что старшеклассни­ ки не мечтают о спектакле с героями-ровесниками. Мы их видим в мае каждого года, когда на гастроли приезжает ТЮЗ из другого города. Нозв един месяц идет очень много Спектаклей и от бьютрой сме­ ны впечатлений трудно вы­ брать главное, нужное. А не посмотреть? Тогда когда и где еще, увидишь? Вопрос к актерам и ребятам: — Много трагических проро­ честв звучит в адрес театра. Говорят, что кинематограф его вытеснит. Когда видят «пле­ шинки» Б зрительном зале, го­ ворят: «Вот в и ^ е , театр ста­ реет». Как вы, актеры и юные зрители, считаете: есть ли у театра будущее! Люда Сальникова: — На земном шаре по-гьрежнему бу­ дет происходить много собы­ тий. А кто, в первую очередь, откликнется на них? Писатели и драматурги, значит, будут но­ вые пьесы, новые постеновки. Ю. И. Гаянка: — Мне очень понравился ответ Люды. А а подтвернедение сказанного я хочу рассказать вам, ребят< один случай в театре, сэидет^ Лем которого Я была. Все Знаете книгу Владислава Ти­ това «Всем смертям назло». Она переведена на 35 языков мирз. Но эта книга не; получи­ ла бы такого резонаиюа, если бы спектакль по ней' не был поставлен на сцене. Одним из первых постановщиков был Во- рошйлоБградский драматиче­ ский театр. На премьеру при­ ехали шахтеры из Донецка, те самые люди, которых спас Владислав Аедреезич. В . кассе уже не было ни одного билета. Тогда шахтеры вызвали жену Титова и сказали: «Мы должны видеть нашего Славу, на сце­ не». Им, где могли, поставили стулья, Я никогда не забуду яйца этих людей. Взрослые мужчины сидели и плакали. Оии видели повторение подви­ га своего товарища на сцене. Так вот самое дорогое свойст­ во театра: его способиосты сию мичуту воздействовать зрителя, он допускает вас момент творчества, где актер одновременно и материал, и творец. Вы становитесь соуча­ стниками. В этом магия театра. Беседу записала Е. МИТИНА."^ Г А С Т Р д Л И Годы и песни Песня. Задумчивая, тронутая легкой грустью, она доносит тихую прелесть туманных зорь, розовой кипени цвету­ щих вишневых садов, грудного курлы­ канья журавлей. Голос певицы мягкий, •тстый, бередит душу, рассказывает о чем-то незнакомом и в то же время близком каждому. Говорят, что у каж­ дого возраста свои песни. И это верно. Йо у песен, согретых теплотой сердцу порой не определишь возраст. Они всегда МО.ЧОДЫ. Так случилось и с песня­ ми одного из ветеранов Москонцед- та—Нины Дорда, недавно гаетроп 1 фо газ- шей в Липецке. Чаще всего артистов, выступающих е сольной программой, как магнитол*, тя­ нут к себе темы любви и разлуки. Нина Дорда говорит, что петь только тм(ие песни ей неинтересно. Она выходит на эстраду с вокальным циклом «Песни разных лет», вкяючаю:цим и №«риче- ские, и патетические произведения. Слушателя привлекает ее безогляд­ ный задор, волнует ее педывистость и искренность. И голос, с каким- то особым гортанным призвукол*, прида­ ет ее исполнению тревожность и страст­ ность призыва. В ее манере нет ни са­ молюбования, ИИ рисовки. Одним сло- еом , у Дорды есть тот внутретий тем­ перамент, та сипа чувств и мера чутко­ сти, которые делают ее песни не холод­ ной риторикой, а речью активного бед- ца. Она поет, стараясь, чтобы ни одно слово не пропало, дошло до слуха и сердца тех, кто сидит в зале. Эстрада не отделяет ее от слушателей, она среди них. И в этом общении они вдруг от­ крывают для себя, что именно эта песня долго и затаенно жила в душе, а вот сейчас, наконец, вырвалась на про­ стор. Такое впечатлите производит, например, песня В. Шаинского «Бере­ за белая», зазвучавшая в испояншти Дорды как фустная и светлая исповедь. О гибкости, богатстве изобразитель­ ных средств певицы можно еу/рпь во тому, что в своих концертах она не боится поставить рядом «плач» и весе­ лые игровые песни, эпические, граждан- сю 1 е и романтические. К слову сказать. шуточную песню Г. Пономаренко «Ло- дочка-моторочка» она превращает в полную юмора бытовую сценку. А «Балладу о четырех заложниках» В. Му- Левина трактует, как драматическую поэму. Рассказывая о тол*, как «й* шисты взяли заложниками детей про­ славленного белорусского педтизан- Фсёго кол*андира Батыш Миная, она заставляет сжаться сердце неожидан- ныл*н светлыми интонациями колыбель­ ной в эпизоде, когда Батька в тюрьме всполтнает св»«х детей. И — букваль­ но потрясает резким, как приказ, вы­ криком в финале: «Перед Батькой Ми­ наем встаньте все батьки».» И надолго остается в душе тревога и боль. В традициях массовых песен 30-х -4 0 - х годов решены ею соврел*енкые произведения А , Лепина «Пламя озор­ ное» и Б. Монастырского «Будь счастли­ вым». Певица е любовью обрашается к песням разных лет, осторожно, тактично привнося в них элементы современно­ сти. Это й «Случайный вальс» М. Фрад­ кина — Е. Долматовского, написанный летом 1943 года, и послевоенный «Пе­ ревал» М. Табачникова, и совсем за­ бытый романс Б. ФоА*ина «Не жалей». — Вероятно, в н е ошибусь, — говорит Дорда,— - если скажу, что у каждого ак­ тера есть своя л*ысль, своя темгь кото­ рую ОН хочет донести до зрителя, слу­ шателя. Такая тема есть и у меня. Но не всякая песня подходит :л*не и по вокальным возможностям, и по музыке, тексту, наконец, по душевному настрою. Потому-то я и стараюсь отбирать про­ изведения очень тщательно, не спешить е их показоА*, на какой-то период «за­ болеть» песней. Она должна звучать во мне в любое время и вс 10 ду. Пробую спеть ее по-разному. Ищу тональность, ритА*, акценты. Я люблю петь сочинения балладного, сюжетного характера, тая Щ как для А*еня песня — это спектакль, ко­ торый надо с достоинством сыграть. С достоинством... А это значит — дать возмеишость нынешнему поколению мо­ лодых почувствовать свею ответствен­ ность за судьбы мира, проникнуться гордостью «за того парня», что не вер­ нулся е войны, но победил фашизм. Воспеть 1 фаеоту родного края, мужест­ во и волю советских людей, их любовь, горести и рэдакти. «Левица вновь выходит на сцену, и л*ы всматриваемся в ее лицо, красивое и выразительное. Она кланяется земным поклоном, в котором угадывается вол­ нение, в котором живет обещание радо­ стного, высокого, что еще предстоит испытать и певице и ее сяушатедям. А, ЧЕРНЫШОВ., Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ . Типография издательства «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальная одч 44*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz