Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)
О ДНА м> многочисленных встреч актеров со школьниками состоя» яась в липецкой школе № 41. Наш корреспондент поехал на эту встречу не случайно. У учеников преподавателя ли* тературы Зои Леонидовны Зуб* ко театр занимает большое ме* сто в жизни. В этом вы убеди* тесь из приведенной ниже бе« седы актеров и ребят. Итак, представляем участки* ков этого «нфуглего стола»: за* служенная артистка РСФСВ Ю . И. Г а т н а , артист Ю. А. Репину зав. литературной ча с ть» драматичоского театра О . М. Нестерова и ребята 8-х классов школы N9 43. О . М. Нестерова: - - Ко всем ребятам нашей страны пришел праздник. Праздник, который сеязв 1 Н е самым дреаним и юным искусством — КСКУССТ” вом театра. . Праздник длиною в неделю. Он так и называется «Театр и дети». Мы, работники театра, считаем эту неделю лучшей неделей года. Мы ра ды, Что сегодня а нашем раз говоре вы, наши зриггели, —. главные участники. И хочется, чтобы глав-ным действующим лицом нашего разговора был театр, театр, который мы все называем своим другом. Хо чется знать, как вы встречаете зту неделю: что делается в ва« шем классе, что вы приготови ли театру,, школе! Люда Сальникова: — Если говорить о делах, то завтра пойдем смотреть спектакль «Дети Солнца» и вот эта сегодч няшняя встреча... А мне хочет ся рассказать о том, что вос^» ща в течение всего учебного 14>да вас са.чзывает с театрам. Учились и учимся мы быть хо рошими зрителями. Ведь глав ное не посмотреть спектакль, в увидеть его. А еще, вернее, как говорит Зоя Леонидовна, прочитать. И учительница на ша начивепа нас учить азбуке театра с пятого класса. Посте-, - пенно мы узнавали, что такое режиссерский замысел, зри тельный образ спектакля, дви жение действия, ©го динами ка и так далее. Какую роль иг рают музыка и декорации. Я люблю иногда заглядьтатъ I свою тетрадь по эстетике, куда переписаны рецензии на увк- денные спектакли. В пятом мЫ, в основном, говорили о сюже те, устраивали головомойку от рицательным героям и хвали ли положительных. Сейчас, когда мы учимся уже в восьмом классе, Зой Леонидовна требует более гяу* боких размышлений. И по ме ре возрастания требований к рецензиям, ясно понимаешь, насколько труден путь акте ров, режиссеров, художников- постановщиков. Ирина Козьякова: .-.ь Кстати, пользуясь тем, что в гостях у нас гости из театра, хочу заод но притягкить в1ас, Юлия Ива новна, Юрий Александрович и Ольга Михайловна, на про- мне всегда дорого сочувствие зрителей. Это леяжт, что ли, в русле моих ус^землений, ра боты. Но вам, наверное, хо чется, чтобы я сказал именное юном зрителе? Когда я узнаю о присэп'ствич школьникое на «ижтакле, есвгда воянуюеь. принял, поэтому эспоминает- ся? Я рад празднику «Театр н дети». Появилось больше воз можности видеться, а это зна чит, будем уносить доуг от друга массу впечатлений, от кровений, что пригодится мам, смотр спектакля «Все это не так просто» по пьесе Шмелев^ который мы начнем р^втиро- вать в самое ближайшее вре мя. У нас ведь в школе есть тевтретьная студия. Существу ет вне уже сОдьмой год. За это время студия приглашала ребят ва «Ночь перед дуэлью», яДеасжка и апрель», «Отваж ное сердце», на многие теат- рапиэовадаые представления. Зоя . Леонидовна пострж«но что-то репетирует е ребятами. Сейчас готовится литервт)^- но-музыкальная композиция «•Открой дверь я стрену поэ- еии». Чае поэзии — это тоже театр. Точнее — театр чтеца. Вопрос Юрию Александро вичу Репину: — А что вы больше всего цените в ^ и т ем х ? Ю , А. Репин: — Внимание и сочувствие. Сам я не могу бьпь прокурором собстве1Н- ных ролей. Я всегда их защи щаю, как адвокат, и поэтому Возникнет, ли у них инт^вс к нкией работе, одобрят ли они , своим вниманием, еочуаствием спдасгакльТ Или наоборот, сво им не4нкмаинем, глухотой, а иногда и просто шумом онй его развалят. Да, развалят, по тому как 'именно реакция зри телей ведет "за собой спек такль. Я помню случай!.. Мос ковские .школьники пришли смотреть! «Вишневый сад». Я сидел дад^р . Между мной и сценой — зрительный зал, за полненный етаршекявесиика- мн. Зал шумел. Школьники от- кроеениб выекезываяи свое неприятие. И пришлось пре рвать спектакль. Народный ар тист СССР Янш»<н вьшел впе ред и попросил ребят не шу меть, дать возможность арти стам благополучно завершить Свой труд. Я сидел и думал: зачем я иду на сцену? Это же с: 1 рашно неблагодарное дело. Может, в ту пору учения . в ГИТИСе я это очень остро вос актерам, в работе, а вам в уме нии быть зрителями. Вопрос ребятам: — В наоюм городе кет ТЮЗа, а в драматическом те атре не в каждом сезоне есть спектакли о подростках, т . ё. о ребятах вашего возраста. Не смотря на это, можете еы счи тать ^аматический своим те атром! Ирина Козьякова: — Да, мо жем. Для едавнёния давайте вспомним програмАау по ли- тературе в восьмом классе. Ни одного произведения нет с ге- роями-подростками. - Однако мы е интересом читаем и «Мертвые души», и «Горе от ума», и стихи Лермонтова. Воб- щем-то, наверное, никому и в голову на пришло подумать р том, что они не для нас. Так почему же мы не можем смот реть спектакли «Дом Бернар ды Альбы», «Мария Стюарт»? Ну, как можно говорить, что восьмиклассники для Шиллера малы? Если мы еще в прошлом году на уроке эстетики много говорили о его пьесах, стихах, если Зоя Леонидовна много рассказывала нам о алиянии этого великого драматурга на многих писателей, композито ров? Люда Сальникова: — Конеч но, мы не были бы искренни ми до конца, если бы не ска зали о том, что старшеклассни ки не мечтают о спектакле с героями-ровесниками. Мы их видим в мае каждого года, когда на гастроли приезжает ТЮЗ из другого города. Нозв един месяц идет очень много Спектаклей и от бьютрой сме ны впечатлений трудно вы брать главное, нужное. А не посмотреть? Тогда когда и где еще, увидишь? Вопрос к актерам и ребятам: — Много трагических проро честв звучит в адрес театра. Говорят, что кинематограф его вытеснит. Когда видят «пле шинки» Б зрительном зале, го ворят: «Вот в и ^ е , театр ста реет». Как вы, актеры и юные зрители, считаете: есть ли у театра будущее! Люда Сальникова: — На земном шаре по-гьрежнему бу дет происходить много собы тий. А кто, в первую очередь, откликнется на них? Писатели и драматурги, значит, будут но вые пьесы, новые постеновки. Ю. И. Гаянка: — Мне очень понравился ответ Люды. А а подтвернедение сказанного я хочу рассказать вам, ребят< один случай в театре, сэидет^ Лем которого Я была. Все Знаете книгу Владислава Ти това «Всем смертям назло». Она переведена на 35 языков мирз. Но эта книга не; получи ла бы такого резонаиюа, если бы спектакль по ней' не был поставлен на сцене. Одним из первых постановщиков был Во- рошйлоБградский драматиче ский театр. На премьеру при ехали шахтеры из Донецка, те самые люди, которых спас Владислав Аедреезич. В . кассе уже не было ни одного билета. Тогда шахтеры вызвали жену Титова и сказали: «Мы должны видеть нашего Славу, на сце не». Им, где могли, поставили стулья, Я никогда не забуду яйца этих людей. Взрослые мужчины сидели и плакали. Оии видели повторение подви га своего товарища на сцене. Так вот самое дорогое свойст во театра: его способиосты сию мичуту воздействовать зрителя, он допускает вас момент творчества, где актер одновременно и материал, и творец. Вы становитесь соуча стниками. В этом магия театра. Беседу записала Е. МИТИНА."^ Г А С Т Р д Л И Годы и песни Песня. Задумчивая, тронутая легкой грустью, она доносит тихую прелесть туманных зорь, розовой кипени цвету щих вишневых садов, грудного курлы канья журавлей. Голос певицы мягкий, •тстый, бередит душу, рассказывает о чем-то незнакомом и в то же время близком каждому. Говорят, что у каж дого возраста свои песни. И это верно. Йо у песен, согретых теплотой сердцу порой не определишь возраст. Они всегда МО.ЧОДЫ. Так случилось и с песня ми одного из ветеранов Москонцед- та—Нины Дорда, недавно гаетроп 1 фо газ- шей в Липецке. Чаще всего артистов, выступающих е сольной программой, как магнитол*, тя нут к себе темы любви и разлуки. Нина Дорда говорит, что петь только тм(ие песни ей неинтересно. Она выходит на эстраду с вокальным циклом «Песни разных лет», вкяючаю:цим и №«риче- ские, и патетические произведения. Слушателя привлекает ее безогляд ный задор, волнует ее педывистость и искренность. И голос, с каким- то особым гортанным призвукол*, прида ет ее исполнению тревожность и страст ность призыва. В ее манере нет ни са молюбования, ИИ рисовки. Одним сло- еом , у Дорды есть тот внутретий тем перамент, та сипа чувств и мера чутко сти, которые делают ее песни не холод ной риторикой, а речью активного бед- ца. Она поет, стараясь, чтобы ни одно слово не пропало, дошло до слуха и сердца тех, кто сидит в зале. Эстрада не отделяет ее от слушателей, она среди них. И в этом общении они вдруг от крывают для себя, что именно эта песня долго и затаенно жила в душе, а вот сейчас, наконец, вырвалась на про стор. Такое впечатлите производит, например, песня В. Шаинского «Бере за белая», зазвучавшая в испояншти Дорды как фустная и светлая исповедь. О гибкости, богатстве изобразитель ных средств певицы можно еу/рпь во тому, что в своих концертах она не боится поставить рядом «плач» и весе лые игровые песни, эпические, граждан- сю 1 е и романтические. К слову сказать. шуточную песню Г. Пономаренко «Ло- дочка-моторочка» она превращает в полную юмора бытовую сценку. А «Балладу о четырех заложниках» В. Му- Левина трактует, как драматическую поэму. Рассказывая о тол*, как «й* шисты взяли заложниками детей про славленного белорусского педтизан- Фсёго кол*андира Батыш Миная, она заставляет сжаться сердце неожидан- ныл*н светлыми интонациями колыбель ной в эпизоде, когда Батька в тюрьме всполтнает св»«х детей. И — букваль но потрясает резким, как приказ, вы криком в финале: «Перед Батькой Ми наем встаньте все батьки».» И надолго остается в душе тревога и боль. В традициях массовых песен 30-х -4 0 - х годов решены ею соврел*енкые произведения А , Лепина «Пламя озор ное» и Б. Монастырского «Будь счастли вым». Певица е любовью обрашается к песням разных лет, осторожно, тактично привнося в них элементы современно сти. Это й «Случайный вальс» М. Фрад кина — Е. Долматовского, написанный летом 1943 года, и послевоенный «Пе ревал» М. Табачникова, и совсем за бытый романс Б. ФоА*ина «Не жалей». — Вероятно, в н е ошибусь, — говорит Дорда,— - если скажу, что у каждого ак тера есть своя л*ысль, своя темгь кото рую ОН хочет донести до зрителя, слу шателя. Такая тема есть и у меня. Но не всякая песня подходит :л*не и по вокальным возможностям, и по музыке, тексту, наконец, по душевному настрою. Потому-то я и стараюсь отбирать про изведения очень тщательно, не спешить е их показоА*, на какой-то период «за болеть» песней. Она должна звучать во мне в любое время и вс 10 ду. Пробую спеть ее по-разному. Ищу тональность, ритА*, акценты. Я люблю петь сочинения балладного, сюжетного характера, тая Щ как для А*еня песня — это спектакль, ко торый надо с достоинством сыграть. С достоинством... А это значит — дать возмеишость нынешнему поколению мо лодых почувствовать свею ответствен ность за судьбы мира, проникнуться гордостью «за того парня», что не вер нулся е войны, но победил фашизм. Воспеть 1 фаеоту родного края, мужест во и волю советских людей, их любовь, горести и рэдакти. «Левица вновь выходит на сцену, и л*ы всматриваемся в ее лицо, красивое и выразительное. Она кланяется земным поклоном, в котором угадывается вол нение, в котором живет обещание радо стного, высокого, что еще предстоит испытать и певице и ее сяушатедям. А, ЧЕРНЫШОВ., Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ . Типография издательства «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальная одч 44*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz