Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

с пленума обкома ВЛКСМ Поэт земли родной Поэтическая тетрадь Как уже сообщалось, 12 но­ ября состоялся очередной лленум обкома ВЛКСМ, кото­ рый рассмотрел проблемы удучшения работы комсомоль­ ских организаций области по нравственному воспитанию мо­ лодежи в 1свете требований XXV съезда КПСС. С докладом на пленуме выступил секре­ тарь обкома ВЛКСМ В. Д. Ши- «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление, и завершение коммунизма», — говорил В. И. Ленин на III съезде комсомо­ ла, выдвигая перед Коммуни­ стическим Союзом молодежи в качестве основной и посто­ янной задачи нравственное воспитание подрастающего ном выполнении личных го­ довых заданий и обязательств. Ярким свидетельством зре­ лости, высокой сознательности явилось участие молодых хле­ боробов в труднейшей жатве нынешнего года. Тысячи мо­ лодых комбайнеров, шоферов, штурвальных вели суровую схватку со стихией, и труд их увенчался победой. 21 тысячу центнеров зерна намолотили братья Каревы из совхоза «Раненбургский». 36 тысяч центнеров хлеба — таков ре­ зультат страды молодежного звена комбайнеров колхоза имени Кирова Добринского района, которое возглавлял Николай Маяков. Можно с уверенностью ска- Основа нравственности - борьба за коммунизм поколения. Уже из самого ленинского положения следу­ ет вывод, что без практиче- скогЪ участия молодежи в самой непосредственной борь­ бе за коммунизм невозможна постановка нравственного вос­ питания. Ныне наша молодежь формируется под могучим влиянием' социалистической действительности, под влия­ нием героических свершений советского народа на фрон­ тах трудовых пятилеток. И критерием высоких мо­ ральных качеств юношей и де­ вушек являются их трудовые дела и тот энтузиазм, с кото­ рым юность страны отзывает­ ся на любое задание партии. Докладчик отметил, что моло­ дежь области с огромным удовлетворением и чувством гордости за ленинскую пар­ тию восприняла решение ок­ тябрьского, Пленума ЦК КПСС, речь Л. И. Брежнева на этом пленуме и готова отдать все силы, весь жар комсомольских сердец выполнению планов Сегодня а области на пред­ приятиях и стройках работают около 1200 комсомольско-мо­ лодежных бригад, смен и уча­ стков. Юноши и девушки, ко­ торые трудятся в этих коллек­ тивах, показывают образцы вы­ сокой сознательности, качест­ венного труда, учебы, про­ фессионального роста. Есть во втором конвертор­ ном цехе НЛМЗ бригада, которую возглавляет Валерий Соловьенко. Молодые стале­ вары работают по принципу коллективной ответственности за качество, в бригаде — дух крепкого рабочего товарище­ ства, взаимовыручки и взаим­ ной высокой требовательно­ сти. Не случайно поэтому эта бригада всегда в авангарде со­ ревнования молодежи завода. Особенно ярко проявляется высокий боевой настрой моло­ дежных бригад в ходе сорев­ нования за достойную встре­ чу 60-летия Октября. Строи- ~ 1И и металлурги, швеи и станочники уже рапортуют в ходе ударной вахты о дбсроч- и ответственных р|убежах пя­ тилетки, будь то пусковая стройка или животноводческая ферма, завод или конструктор­ ское бюро, рядом со старши­ ми товарищэмм-коммунистами трудится молодежь, трудится плодотворно, с полной отда- одновременно гарантия того, что юноши и девушки, следуя завету Ильича, в совместном труде с рабочими и крестьяна­ ми воспитывают из себя ком­ мунистов. И комсомольские организации области должны всемерно и постоянно забо­ титься о развитии действен­ ного соревнования молодых производственников, о созда­ нии условий для проявления творческих способностей, по­ иска, развития энтузиазма мо­ лодых не каждом предприятии, в каждом цехе и бригаде. И здесь неоценима роль на­ ставников. Под их влиянием молодой , рабочий, .хлебороб делают первые шаги, овладе­ вают секретами профессии, познают Еьюокий смысл труда. Сегодня а области шесть ты­ сяч наставников, это шесть ты­ сяч судеб, слитых воедино с судьбами молодых. Хорошо организовано наставничество на ЛТЗ, на елецких заводах «Эльта» и «Гидропривод». 14 наш долг способствовать му взжно.му движению, воспи тьшать юношей и девушек конкретных примерах гвар дёйцев лятилетки, развиват коллективное наставничество Активная жизненная пози­ ция предполагает прежде всего определенный багаж политических и экономических знаний. Поэтому в формирова­ нии комм,унистической крав- ственности важное м&сто от­ водится политической учебе. Надо отметить, что партийные организации области направи­ ли в комсомольские кружки лучших пропагандистов, та­ ких, как секретарь парткома совхоза «Каменский» Н. А. Золотухин, Т. Й. Некрасова из совхоза аЛебяженский» другие. Вместе с тем, отметил докладчик, не все комитеты полной ответст­ венностью подошли к органи- учебком году. В ряде органи­ заций Добринского, Задон­ ского, Чаплыгинского районов обнаружились просчеты в комплектовании кружков, кое- где и Ленинский урок прошел не на должном уровне. Все ния, и необходимо принять действенные меры по. дальней-, шему соверигенствсванига по- организациях продолжаются общественно - политиче с к и е чтения «Берем с коммуни­ стов пример!». Это сравнитель­ но новая, но довольно плодот­ ворная форма пропаганды по­ литических знаний. Интересно эти чтения организованы в Липецком и Лебедянском рай­ онах. Однако в целом лекци­ онная работа не соответствует требованиям дня. В Задонске, ■Льве-Толстом и Добром райко­ мы ВЛКСМ работают в отрыве от общества «Знание», слабо учитывают запросы молодежи. Касаясь Всесоюзного похо­ да комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы со­ ветского народа как действен­ ной формы воспитания патрио­ тизма, любви к Родине, до­ кладчик заметил, что в нем принимают участие в основ­ ном школьники. Штабам похо­ да, ДОСААср, туристским ор­ ганизациям надо совершенст­ вовать формы и методы про­ ведения похода, заботиться о развитии и создании военио- поисковь|х клубов, экспеди­ ций, сети военно-спортивных лагерей, где бы молодежь го­ товилась к службе в ря,дзх Со­ ветской Армии. Мы не можем, не имеем права, сказал докладчик, за­ крывать глаза на тот факт, что буржуазная пропаганда ведет настойчивую психологическую обработку нашей молодежи, стремится насаждать обыва­ тельскую мораль, свести меру ценности личности к количе­ ству потребляемого. И ставка делается прежде всего на мо­ лодых людей, склонных но об­ ременять себя работой, уче­ бой, зараженных психологией потребительства. Надо вести решительную, наступательную борьбу с обывательскими и ре­ лигиозными предрассудками. А между тем мы еще встреча­ емся с фактами, когда комсо­ мольцы, уступая родителям или родственникам, сверша­ ют религиозные обряды, а ко­ митеты комсомола не прида­ ют этому никакого значения, по существу делают уступку чуждой нам идеологии и мора­ ли. Это характерно прежде всего для Добровского района, где молодежь чаще венчается, крестит детей. И несмотря на этот неприятный факт, бюро райкома за два года не удосу­ жилось рассмотреть тревож­ ную тенденцию. Воспитание нравствонности. Невозможно отделить- его от многообразной работы комсо­ мола, Школа, вуз, семья, двор. Дом культуры, парк, библио­ теки, походы и вылазки на природу и многое другое, включая чистоту и порядок на улице, —- все это изо дня в день влияет на воспитание подростков, формирует их внутренний мир. И комитеты комсомола на должны остав­ лять без своего влияния орга­ низацию досуга молодежи, ма­ ета отдыха, работу культуч- реждений, парков; стадионов, кинотеатров. Особого внимания требует бооьба с пьянством, хулиган- рвом и другими антиобщест­ венными проявлениями, XXV съезд КПСС особое внимание обратил на комп­ лексный подход к идейно-пб- гГитическому воспитанию со­ ветского человека. Этому тре­ бованию как нельзя лучше отвечает Ленинский зачет. Личные ко.мплексные планы — это как бы основные пути раз­ вития личности в неразрывной связи с интересами общества. И в областной комсомольской организации накоплен нема­ лый положительный опыт ор­ ганизации зачета. В то же вре- что не изжит еще формализм в разработке комплексных планов, контроль за их выпол­ нением. Дальше докладчик подробно проанализировал вопросы трудового воспитания учащейся молодежи, работу с детьми по месту жительства и другие проблемы. Выступившие участники пле­ нума всесторонне обсудили различные аспекты по нравст­ венному воспитанию. Пропаган­ дист кружка «Политика КПСС — марксизм-ленинизм в дей­ ствии» Н. А. Золотухин поде­ лился мнением о роли пропа­ гандиста — политического на­ ставника молодежи в нравст­ венном воспитании юношества. Связь занятий с жизнью сов­ хоза, конкретный анализ фак­ тов, вот что помогает, по мне­ нию пропагандиста, пробудить у молодежи интерес к полити­ ческим занятиям, учебе. Мастер конверторного от­ деления КК1Д-2 НЛМЗ Е. Ива­ нов рассказал собравшимся, как их бригада постоянно ищет резервы производства и к 7 ноября 1977 года решила вы­ дать сверх плана две тысячи тонн стали. Главный резерв —■ в высокой ответственности мо­ лодых сталеваров, в превос­ ходном знании производства, в постоянном вынимании со сто­ роны старших опытных метал­ лургов. На наш взгляд, об­ ком ВЛКСАД, сказал В. Иванов, мало обобщает опыт комсо­ мольско-молодежных бригад. Назрела необходимость встреч, специальных семинаров для руководителей молодежных коллективов. Первый секретарь Липецко­ го горкома ВЛКСМ Г. Бонда­ ренко рассказал об опыте про­ ведения ударной вахты «60- летию Октября — 60 ударных недель». Как бы продолжая его мысль, Н. Костерев — первый секретарь Грязинского горко­ ма ВЛКСМ, рассказал о том, как комсомольские организа­ ции района способствуют вос­ питанию личности, в которой сочетаются идейная зрелость, профессиональное мастерство, высокая нравствевность. Нео­ ценима здесь роль Ленинского О проблеме работы военно- патриотических объединений и подростковых клубов гово­ рил на пленуме В. Дьяков — руководитель клуба гоных лет­ чиков при городском ' Доме пионеров. Он отметил, что ес­ ли клуб создан не ради клуба, а увязан с жизненными пер­ спективами, с интересами под­ ростков, то он жизнестоек, оп­ равдан и игр^т важную роль как форма нравственного вос­ питания. Вопросам борьбы с .пре­ ступностью, пьянством и хули­ ганством посвятил свое вы-. ступление заместитель началь­ ника уголовного розыске УВД облисполкома Алырщниов; проблемы дальнейшего разви­ тия спорта в области в пред­ олимпийский период, совмест­ ной работы спортив-ных и . ко.м- сомольских организаций по воспитанию гармонически развитой личности стали темой выступления председателя облепорткомитетв • А. Добры- По обсуждавшемуся вопро­ су пленум принял разверну­ тое постановление, нацелива­ ющее комитеты ВЛКСМ на комплексный подход к воспи­ танию молодежи, на развитие трудового соревнования юно­ шей и девушек за успешное выполнение планов десятой пятилетки. Николай ЧЕРТОВ. >Полевой чеснок Теплым летом далеко Шли мы медленно узкой тропой... На привале, на серых камнях, Увидал я чеснок полевой. Вспомнил берег реки, где Наклонился над тихой Я сказал ему: «Здравствуй, земляк! Вот где мы повстречались Как забыть вас, роДные Запах сена и спелых хлебов, И веселую трель соловья, И задиристый крик петухов! Выл в пустыне, в КавказсИих Мне дороже Слушал Черного моря прибой. Ко, признаться, я родимых Над рекою Чарой до зари мечтать бы, Над рекою Чарой кедры з е л « | |к Собрались на нашу БАМовеЩ^ свадьбу Пефни и девчата хвойной стороны. Над тайгою древней догорает вечер. Над тайгою древней месяц золотой. Пусть же наша дружба не стареет вечное И пройдет экзамен трассой молодой. Здесь Мы породнились е нашей магистралью, Здесь мы проверяли верностью любовь. Мы проложим рельсы в голубые дали И сюда, в поселок, возвратимся вновь. Вспомним непременно мы застолье это, Вспомним непременно этих вот парней. С кем в тайге тесали первые пикеты, С Г'пм мечтали возле первых чертежей. Если бы знать, где удачу найдешь,. Знать бы, наверно, где правда, где ложь. Чтоб не метаться в тревоге ночами, Чтоб пожимать умудренно плечами, Зная всегда и во всем наперед. Что тебя ищет и что тебя ждет. Если бы знать, что в тяжелой борьбе Приз победителя вручат тебе. Знать содержанье последней , Кинги о собственной нашей Чтобы не мучиться и не искать. Жизнь, как открытую книгу читать, Зная всегда надлежащий ответ —. Жить бы да жить — хоть до тысячи лет. Жить равнодушно, любви не молить. Звезд не считать, по росе не ходить. Что же тогда остается в активе! Только вопрос — а зачем то^а жить! , ^ей^Кнмцы 1 • Ж ь б е , Был вечен день. Был светел выходной, Ч | над рекою чичер р разыгрался, — веток кувшинки. Сорванный волной, Средь тростников певучих Над царством крон — надрывный кпич ворон В печальном гимне слился с шумом леса. Играет ветер Поплавком-пером, На все лады свистит тугая леса. Веселое рыбачье ремесло... Чем хлестче ветер — Резче запах йода... Уключин нет, но черное Упрямо режет пенистую Река кипит и роет берега. Сверкают волны, солнце Свои ножи в пучину погружая. На те ножи бросается река, челноке закружит 'По-над седой ревущей крутовертью. Река ярится, и гремит волна, И брызги завиваются Оглохнет ветер и замрет Обрезав грудь об острую Вячеслав ФРОЛОВ. На улицах холод вечерний, Шуршит отрешенно листва! И .дуги трамвайные чертят Простые, как искры, слова. Тает туман над излукой. Холодом веет с воды. Зябнут остывшие руки. Стынут пустые сады. . Выйдет светило над бором. Будет на свете светлей. Так хочется вспомнить Взглядом окину просторы Вспаханных черных полей, В щебете птичьем нестройном, В свежести той запьянев... Станет легко Думать об Осени ’ Леонид МАРГ(%ЛИС. Ты --- небесный журавль, мы расстались с тобой у истоков. Л '— как эта земля, что побегами тянется Вновь по осени ранней умчишь ты далеко-далеко. Я останусь один, до весны затаив в себе И- не чья-то вина, что умчишь ты с осенним рассветом. И не ЧЬЯ-ТОвина, что останусь я ждать до Просто разные судьбы: ты — вечная спутница лета, оставляешь меня на пороге большой тишины. Зацветут на полях моих желтые кроны разлуки. Белый ирей падет, и окружит его синева, и синицы опять припетят и попросятся в руки, только память моя о тебе остается жива. Что ж, летай высоко! Небо так же бездонно на Твоя доля прекрасна! Плывешь в облаках на заре.. Таи печальны дожди, что приходят на землю но прекрасны снега! что укроют ее в январе. Светлана МЕКШЕН. ЗРЕЛОСТЬ Если детство короче, чем надо, значит молодость будет- длинна. Хоть в цветах обгоревшего все еще проступает война. Будорожат весенние соки застарелый осколок в стволе. Ко у дерева корни — глубоки, Но у дерева ветви в листве. Пусть размах созревания сдержан — все на совесть идет, не на страх. Только в яблоках привкус железа, только привкус войны на губах. ВОЛНЕИШЕ Не отпускай мс в покойный угол не спеши. Я у тебя на исполнении по долгу собственной души. Заигрывать с собой удаче в обмен на тишину не дам. Пусть лучше сердце переплаче'г, как ветер ночью по садам. Хочу, чтоб руки вечно грели другие руки. Чтоб во мне все звуки, вырвавшись, запели Нас по утрам будила мать с досадой непритворной: «Вставайте, дети. Хватит спать. Сегодня дел — по горло». Сквозь сон шептали мы: «Сейчас...», ища на миг спасенья от слов: «Рабочий день у нас, доспите в воскресенье». Не оттого ль из детских снов мы выросли досрочно, чтоб нам открылась суть Народ и Класс рабочий. Мы главных действующих лиц искали по наитью на каждой тронутой струне. Чтоб знали ноги бег дороги, чтоб гнали мысли немоту, чтоб и в последний день еще не подводить черту. Чтоб не маячить бледной не застить этот яркий свет, не отпускай м нам друг без друга не из учебников страниц — а в коммунальном быте. У нас в героях состоял весь арсенал соседей: Кузьмич — с прищуром глаз, столяр, Прасковья — нарасхват маляр и паровозник Федя. Мы слышали, как говорят вот про таких по свету: «Не человек, а чистый клад. Цены такому нету!». И нам запомнилось навек То правило простое; Велик взаправду человек, когда он дела стоил. В КРУГУ . ФРОНТОВИКОВ Так хорошо в часу нерзнием, когда почти погас костер, сидеть и, затаив дыханье, неспешный слушать разговор. как дальняя зарница над темным лесом полыхнет — и остановится на лицах, И прошлой памятью дохнет. И в тишине той, полной полустарик — попуюнец вдруг скажет горестно н глухо: «Там — друг мой... ...Смелый был боец». И возвратятся вновь солдаты к одной на всех теперь судьбе. Но бель чужая и утрата пройдет, как током, по тебе, И ты поймешь: со всем.^что ты как бы тоже наравне — ребенок, выращенный тылом, дитя, рожденное в войне. Твое значенье подтверждалось ПОБЕДОЙ, только ей одной! И эта связь не обрывалась, пока держал ее связной. ' По этой СВЯЗИ многожильной ты сам определяй теперь ВСЮ цену силы и бессилья, запас находок и потерь. ^ •^ И М О Й город как будто хоро- шел. Исчезала грязь, легко дькиалось, приятно хрустел под ногами снег. Сколько раз в ранние зимние сумерки гуляли мы с Леонидом Николаевичем по тихим усманским ули­ цам и без конца говорили о литератур­ ных событиях, о новых книгах, делились мыслями о своих творческих замыслах. Иногда в этих прогулках и беседах при­ нимал участие молодой поэт Павел Кус­ тов — ему тогда не было еще и двад­ цати лет. Мы любили его за искренность и восторженное восприятие земного бытия. Он, сопровождая нас, читал сти- ; Золотая осени пора. Ты убор свой прокутила где-то, И в соломе нашего двора Не твоя ли песенка пропета? Над притихшим стадом деревень Загремев сосновою телегой, Ты свою заржавленную тень Обрядила синькою и снегом. И когда певучая метель Серебром зимы отяжелеет. Лишь одна взлохмаченная ель О тебе ничуть не пожалеет. Через три дома от моей квартиры жила скромная и милая-девушка Лиза Пестова. Дочка моя Надя очень привя­ залась к Лизе и постоянно |?ищепа е нею на лавочке перед домом. Кустов тогда ухаживал за Лизой, и тут, близ дома, я с ним и познакомился». Так вспоминал а конце 60-х годов ны­ нешнего века наш земляк-писатель Н. А. Задонский в одном из «литератур­ ных этюдов», Павел Кустов начал писать стихи в « В пшеничном выросший краю » ..» двенадцатилетнем возрасте. Они публи­ ковались в «Уеманской газете». Вот .отрывок из одного такого етихотворе- Я,помню зрелище такое: Казачий конный генерал Стоял и собственной рукою Шрифт типографский рассьтал. ...Когда бы знали звери эти, Чей взгляд свинцовый — как ожог, ■ Что пару дней назад в газете Был напечатан мой стишок. В двенадцать лет такими стихами мож­ но гордиться.. Кроме того, в это время Павел Кустов становится рабсельксиэбм воронежской губернской газеты, участ­ вует в съездах рабочих и сельских кор­ респондентов. Позже он так расскажет «Участию в рабселькоровском движе­ нии и комсомольской работе обязан я тем, что с течением времени как бы раздвигались рамки видимого мной ми­ ра, росла и крепла связь с рабочими коллективами, с передовыми людьми и осо^^Щно с .молодежью». 1927 год застает Павла Кустова в Мо­ скве. Он — студент литфака Государст­ венного университета. Занят Кустов был не только учебой (университет он за­ кончил о 1930 году). Поэт активно печа­ тается в газете «Комсомольская прав­ де» и журналах «Комсомолия», .«Про­ жектор», «Красная нива» и «Октябрь», а вскоре издательство «Молодая,, гвардия» ■выпускает в свет его первую книгу сти- «Йосле окончания унивё|эситетв много ■ездил по ёевёро-западу нашей страны, ■ставшему моей второй родиной. Подол­ гу живал на сплавных участках, на реч­ ных магис'грапях Севера среди' егмавщи- ков, лесорубов, рыбаков, колхозников. Этим людям по большей части посвя­ щены мои стихи. Рабо'гап в отраслевых м- районных газетах, в радиоредакциях. Стихи этого времени’ печатались в жур­ налах «Новый мир», «Звездв»>, «Ого- кеюг, в альманахах и газетах. Тема севе­ ра, переплетаясь с колхозной темати-. кой, етэла ведущей в моем творчестве». Прожив долгов время на Севере — в Вологде, затем в Ленинграде, где • Павел Кустов был заведующим отделом поэзии журнала «Нева», он никогда не порывал связи с родным краем, взра­ стившим его, давшим ему путевку в жизнь. Он не раз приезжал в Липецк и Усмань и, как память об этом, оставлял свои стихи: «На тракторном заводе», «Матренкв», «Родичи», напечатанные в журнале «Подъем». Вот отрывок из сти­ хотворения «На тракторном заводе»: Еще храня тепло родного цеха, Готовые выходят трактора. Их корпуса, расцветки синей, ярки. Они идут во всей своей красе. И чтоб никто не усомнился в марке— Горят три медных буквы «ЛТЗ». А вот строки о реке Ма-гренке, про­ текающей около родного села поэта— Завального: В зеленую ряску одета. Теряясь меж хлебных полей, Матренка — река моя где-то Петляет среди камышей. Я жил на Дёну и на Волге, Дивясь изобилию вод А эту подчас перепелка Пройдет — не замочится — вброд. Но люди, не смейтесь над нею! Попробуй ее убери — И станет картина беднее При свете неяркой зари. Померкнут воскресшие, было, Далекого детства года. И сам себе скажешь уныло: — Наверно, попал не туда! Еще один пример. Весною 1968 года воронежский литературовед О. Г, Ла- сунский обратился к ряду советских поэтов е анкетой в связи с предстояв­ шим 15 октября 1969 года 160-летием со дня рождения великого русского поэта, уроженца Воронежа А. В. Кольцова. Второй вопрос анкеты был такой: «От­ разилось лй каким-нибудь образом в Вашем творчестве знакомство с поэти­ ческим наследием А. В Кольцова?». А на четвертый вопрос надо было отве­ тить в стихотворной форме; В чиале 33 писателей, приславших составителю сборника «Слово о, Кольцове» свои от­ веты на анкету, представлен и наш земляк Павел Кустов. Он так ответил на второй вопрос: «Бесспорно, влияние Кольцова сказа­ лось на моем творчестве, особенно в раннюю пору. Да и сейчас считаю, что почва у меня кольцовсквя, только обо­ гащенная тем, что дали русским людям 50 лет Октября». А вот ответ Павла Кустова на четвер­ тый вопрос: Не получил наследства я отцова, Потоком жизни рано увлечен. Но есть у нас’ поэзия Кольцова — И я себя считаю богачом! В 1963 году Павел Кустов переехал на постоянное местожительство в Москву. Еженедельник «Литературная Россия» печатал подборки его стихов. В них ён также отдал дань родному черноземно­ му краю. Так, в стихотворении «Внук», Павел Кустов писал: Труд по вкусу каждый выбрать волен, Но, в пшеничном выросший краю, Я трудягам, полюбившим поле, Все же предпочтенье отдаю. Скончался Павел Кустов внезапно, 14 июня 1970 года, оставив после себя бо­ лее десяти книг талантливь'х лирических

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz