Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

13 ЖИЗНИ мне всякое при- ходипОеь . делать. Даже бригадиром каменщиков ра­ ботал в Прибалтике. Но о том, что буду звеньевым — даже не мечталось. А вот недавно пришлось. И надо сказать, — ответственная должность. Ес­ ли, конечно, учесть, что твои подчиненные уже не школьни­ ки, но еще и не совсем студен­ ты, а первокурсники технику­ ме беда, что к концу треть­ ей недели мы, звеньевые, по­ чувствовали физические пере­ грузки, равные космическим. Но не это главное. А вот Приехали мы в совхоз име­ ни Мичурина Лебедянского района. Расселили всех в специальные общежития, вы­ дали чистое белье. Накормили наваристым борщом. Потом пригласили в поле — рвать Не трава, а проволока — же­ сткая, упрямая. Но поработали с охотой — это же в новинку. Ради удачного начала на ужин я пришел в лучшей своей рубахе и при... галстуке. Эту праздничность многие заметили, особенно «мои». На другой день, с утра, по­ шел дождь. Ребятам веселье —^организовали танцы, стали знакомиться друг с другом. А после обеда, когда сол­ нышко обсушило сад, все вы­ шли на работу. Но какая там «работа» — только что весе­ лились, хорошо отобедали, скоро ужин, а там — опять И ходили все по саду, как на экскурсии. И настроение — ни­ чем не переломить. На ужин я пришел мрачный и без....галстука , «Мои» и это заметили, и кто-то шепнул: — Без галстука — значит ПЛАН ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ Работаем мы уже пятый день, а план не идет. Хотя все стара­ ются. Может быть, сад попал­ ся «упрямый» —• высокие де­ ревья, колючие? Но почему же , яблоки редкие? И главное, они только наверху. И за каждым охотишься! Наверняка до нас здесь кто-то побывал! — Придется мне и сегодня быть без галстука, — говорю я почти равнодушно. — Даже на — Быть вам сегодня при галстуке, —■сказала уверенно Саша Лутова. Я вяло отмахнулся и сел под дерево заполнять <гучет- ные листы». Часа через два пошел счи­ тать ящики. О! Что-то много! Близко к плану. Такого еще ни разу не бывало. Что бы это значило? Пригляделся и ахнул. «Мои», воровато оглядываясь, бегали на соседние участки —- там были отличнейшие яблоки. Только рви! И они рвали. И ящики росли, как на дрожжах. Меня лрорвало: — Да как вам?!! — Да кто же вас?!! — Да разве?!! Но какая разница, подумал я потом, и с этого участка ябло­ ки убирать надо. И план все-таки был! НЕМНОГО ПЕДАГОГАМ Однфкды утром бригадир Анна Филипповна говорит: — Кре-кТо вчера был при галстуке. — Ребята насторо­ жились,, —-'План перевыполни- . После Обеда кто-то, тяжело вздыхая и уплетая «пвпировку» из вчерашнего сада, сказал: — Мы вчера оставили фона­ ри под зиму... Большие, как... луна. Нельзя ли назад —- ста- рь:е грешки исправить?.. И мы вернулись на вчераш­ нее место. И после обеда собрали столько, сколько вче­ ра за целый день. План вы­ полнили. На ужин я надел свой галстук. СТУДЕНТЫ — НАРОД РАБОТЯЩИЙ ЗА ё ли. и... плохо сделали!!! — И она повела меня. на вчерашний .участок. — Там что? Фонари! Здесь что? Целые россыпи! И ябло­ ки какие—«папировка»! — она указывала перстом то вверх. Что же делать! Ребята с утра собрались на новый уча­ сток. Возвращать их на старт нельзя — будут во.рчать, что, мол, надо бы лучше за нами смотреть, что так никогда план не выполнишь, на обед не заработаешь... И правда, только я сказал, что бригадир недоволен нашей работой и надо вернуться, — послышалось то, что я и пред­ полагал. Посоветовавшись с бригадиром, мы пришли к такому решению. Посылаем их на такой участок, где яблоки хотя и красивь:е, но не вкус­ ные. Хотя и усыпные, но про­ сто не сорвешь, не отрясешь — недозрелые, а снимать все равно» надо. — Пусть они на новом месте поработают! — рассуждали мь1 с бригадиром, — А потом по­ смотрим. Они, как маленькие, сами попросятся на старый участок, когда не съедят ни одного яблока, устанут от обманчивой красоты сада. И мы «убиваем» в этот день несколько «зайцев». Во-первых, ребята возвра­ щаются на вчерашний участок без нас, во-вторых, мы не скажем, что всякое дело надо хорошо делать. Товарищ по работе, Дмит­ рий Кузьмич, рассказал об одном своем эксперименте. Одно звено, состоящие из трех рослых парней, все время не выполняло план. Говорит им Кузьмич: — Кто-то из вас лодырь! А кто, — не знаю. Сегодня я это выявлю. Разбиваю ваше зве­ но. Расставляю по человеку на ряд. За каждым веду стро­ жайший учет. И что же? До обеда каждый выполнил план. Ведь никому не хотелось быть «выявлен­ ным» лодырем, инициатором срьтов предыдущих планов! На другой — третий день он опять их расставил по од­ ному человеку на ряд. И опять ребята выполнили план. Кто же лодырь? Кузьмич пока выясняет. Такой эксперимент и я р'е- шил провести в одном эвене, которое работало спустя рука­ ва. Пытался ругать — беспо­ лезно. Слыхал в ответ: — Устаем, не можем... Кое-кто из этих девочек ра­ ботал даже в белых перчатках. Сама звеньевая, которая ра­ ботала сначала хорошо, глядя на подружек, стала больше любоваться ябло.ками. — Так вот, — говорю я од­ нажды на нашем собрании. — Если сегодня первое звено юяан не выполнит, то я прово­ жу эксперимент. — Больше вашему звену как таковому уже не быть! Все! Расформировьваю! В этот день они план ^ вы­ полнили. И в другие дни—тоже. И ходили сияющими: не хоте­ лось расформировываться и «прославиться». До эксперимента не дошло. И хорошо. СТЫДНО По воскресеньям к некото­ рым ребятам приезжали роди­ тели на Мотоциклах, легковуш­ ках. Забирали своих на часок ' и в укромных местах подкарм­ ливали домашними харчами, хотя в совхозе кормят неплохо. Один папа, откормив своего громадного парнягу, привез его снова в группу. А сам, во­ ровато оглядываясь,' бросился к яблокам. Наберет авоську — и к машине. Наберет другую Смотреть стыдно. Ради чего унижаться? Попроси у брига­ дира — даст. И папаша знает, что даст. Но... совершает чел­ ночные броски, А может это привычка папа- Смотрели на это ребята по- разному. Одни — равнодушно. Другие чуть-чуть усмехались. А третий сказал: — Не обманешь — машину не достанешь! После этой сцены самые верные и нужные слова труд­ но произносятся. ЗА БОЛЬШОЙ БУКЕТ Наконец-то вошли в план, часто перевыполняли его. А чем награждать лучшие звенья? Были разные предложения: исполнять песни, выпускать «молнии». Не приняли — ста- Однажды на большой садо­ вой полянке нарвал я отлич­ ный букет полевых цветов — хотел подарить- его одному взрослому товарищу. Вече­ ром, как всегда, подводили в саду итоги дня. Все посматри­ вали на букет, который я пы­ тался закрыть кепкой. — Сегодня первое место за­ няло звено Саши Лутовой... — Саша протягивает за букетом руку и... получает его. — Неплохо бы и нашему звену завтра такой букетик по1лучить, — говорит одна де- — Ну, а за вторые и третьи места... по два—три цветка из большого букета, — подсказы­ вает кто-то. К следующим итогам ^при­ шлось специально готовить уже три букета. Это — приви­ лось. И каждая звеньевая вслух мечтала получить самый большой букет полевых цве- Незаметно прошли три неде­ ли. И хотя в этой группе я ни­ чего не преподаю — не беда. Но встречаюсь с ней как со старым другом. Потому что осталось у нас одно прекрас­ ное чувство — сопережива­ ние. Это — главное. Ал. ПОПОВ, преподаватель Липецкого машиностроительного техникума. Б е з ... вступительных экзаменов Стать студентом меч­ тает каждый абитуриент, но, увы, фортуна улы­ бается не всем. Иногда до заветного проходно­ го балла не хватает всего-то какой-нибудь единички, — и прихо­ дится отложить осущест­ вление своей мечты. Не стоит отчаиваться. Прекрасный шанс по­ ступить в наш институт —пойти учигься на орга­ низованное при нем под­ готовительное отделе­ ние. А поступить на него не так уж сложно. Нуж­ но только пройти собе­ седование по физике и математике. И еще одно обязательное условие для поступления: моло­ дые колхозники и рабо­ чие должны иметь стаж практической работы не менее года на одном предприятии. Прини­ маются и демобилизо­ ванные ВОЙНЫ, освобож­ денные партийные и комсомольские работ- Слушателям, зачис­ ленным на учебу, назна­ чается такая же стипен­ дия, как у первокурсни­ ков, а для направленных на учебу с предприятий она на 15 процентов вы- Занятия начинаются 1 декабря. В июле прово­ дятся выпускные экза­ мены. Сдавшие их зачие- без вступительных эк­ заменов. Уже сейчас ведется работа по новому набо­ ру. Ждем вас, юноши и девушки. Г. ГОНЧАРОВ, декан подготовитель­ ного отделения Липецкого политех­ нического института. В Москве, в районе про­ спекта Вернадского, строится комплекс института радиотех­ ники, электроники и автомати­ ки, главный корпус Академии , общественных наук при ЦК КПСС, здание Института на­ родного хозяйства. Рядом раз­ вернулось строительство еще одного большого комплекса — Дипломатической Академии МИД СССР и Института меж­ дународных отношений. С вы- СТУДЕНЧЕСКИЕ НОВОСЕЛЬЯ сокой оценкой Государствен­ ная комиссия приняла от стро­ ителей первый учебный корпус этого вуза. По проекту, разра­ ботанному в мастерской «Мос- лроекта- 2 », здесь созданы де­ вять просторных аудиторий, оборудованных киноустановка­ ми и звукоусипителями. В од­ ной из них предусмотрене возможность перевода одно­ временно на пять языков. На территории института со­ здается библиотека на 700 ты­ сяч томов, конференц-зал, спортивный комплекс и сту­ денческая столовая. Четырех­ этажные корпуса института соединены друг с другом и об­ разуют два уютных дворика, удобных для отдыха на свежем воздухе. В едином стиле ре­ шаются и фасады они обли­ цовываются пористым естест­ венным камнем, а оконные блоки и витражи выполняются из алюминия, анодированного под старую бронзу. 1Корр. ТАСС|. К жатве цричастны.. ш Первый курс, первый курс.,. Осенние заметки о летнем семестре Этот первый, первый курс... Такие смешливые девчонки. Та­ кие солидные учебники... Вчера девчонок называли взрослыми, а теперь вот «пер­ вачками» зовут. Только это их ничуть не смущает. Знают дев­ чонки, что есть у них и другое «звание»; будущие строители, металлурги, машиностроите­ ли... Пусть пока только буду­ щие, но разве не сегодня по­ стигать им первые таинства лю­ бимой профессии! Разве не се­ годня они почувствуют себя чуточку инженерами! Вера Сокольских — тоже «первачок». И... будущий ме­ таллург. Но хоть только нача­ лась она, ее студенческая тропка, многие уже узнали о Вере; отлично трудилась де­ вушка на уборке яблок в «Аг­ рономе». Фото А. Петросова. м НАШ ПАРЫ Красные кони дорогою звонкою Скачут в далекий закат, Что протянулся тропинкою тонкою Над черепицами хат. Но не увидишь их торсы могучие. Только вечерней порой Сыплются искрами звезды падучи»'" Из-под копыт над землей., Осень — рыжая лиса Подожгла хвостом леса. На пожар из тысяч сит Дождь Ярябрьский моросит. На ольхе последний лист В ритм дождю танцует твист. Ветер клавишами луж Осени играет туш. Грачи чернеются оспинами На лицах выбритых полей, А солнц^,прячется за спинами Пирамидальных тополей. И почему-то загрустится В последний предвечерний час. Как будто осень — синей птицей Навечно покидает нас. А. ФИСЕНКО. НАЧИИАЕТСЯ МУДРАЯ СКАЗКА ... ...Были они сегодня такими торжественными и взволнован­ ными, чуточку даже растерян­ ными я робкими, ну, совеем, как малыши-первоклассники. Волновались, конечно, не так, как на вступительных, но все- Понимали они, вчерашние абитуриенты, а сегодня сту­ денты-первокурсники Липец­ кого педагогического институ­ та, что студент совсем не студент, если не получил еще первую в своей жизни стипен­ дию, не листал лихорадочно конспектов в ночь перед экза­ меном, а главное, — не про­ шел ритуал Посвящения. Итак, многочисленная сту­ денческая армия Липецкого педагогического принимала сегодня пополнение — шесть­ сот первокурсников. А «ста­ рички» . студенты приготови­ ли своим «первачкам» «Сказ­ ку о царе Салтане, острове Буяне, океане-море и новом наборе». Речь в той сказке шла ...что учеба — тоже сказка. Очень мудрая, притом. Первый курс всех лет Чередой пойдут года; Жизнь студентов тоже сказка, интересная всегда. И, как бывает в настоящей сказке, прибыли на посвяще­ ние самые настоящие Баба- Яга и Соловей-Разбойник, Илья Муромец и Добрыня Никитич, Царевна-лягушка и Красная Шапочка, и ткачиха с повари­ хой с сватьей бабой Бабари- хой. Даже сам царь Салтан явился со своей свитой. Узнали из этой веселой сказ­ ки первокурсники, чем живет дружная семья будущих пе­ дагогов, о «радостях и бедах» каждого факупьтета, успышапи имена тех студентов, которы­ ми по праву гордится инсти- — Дементьев Владимир, студент спортивного факульте­ та, участник Олимпийских игр в Монреале. — Почетаева Галина, сту­ дентка физико-математиче­ ского факультета, делегат XVII съезда ВЛКСМ. — Щедрин Владимир, — студент пятого курса истори­ ческого факультета, кавалер ордена «Знак Почета»... И, наконец, самые торжест­ венные минуты — клятва но­ вых студентов, «Мы, поколение новых сту­ дентов — будущие учителя, клянемся высоко нести звание студента Липецкого педагоги­ ческого!». С новым званием тебя, пер­ вокурсник! Успехов тебе! Л. КУРДЮКОВА. торического факультета ЛГПИ политехническом состоялись Осмовнь:м эвеном проведе- Ольги Торгашиной оценена на лишь факуцьтетскиеп. ния конкурса должны стать «отлично», и ей присужден . комсомольские группы. 06- диплом республиканского ту- Вея беда в том, что во всех ращая внимание на массовую ра (научный руководитель до- вузах недостаточно пропаган- подготовку рефератов, до­ цент кафедры истории П. А. дировалось значение конкурса, кладов, следует особо выде-, Березкина). И вина здесь, в первую оче- лить студенческие исследова­ на «хорошо» оценены ра- редь, комсомольских органи- ния, которыми займутся уча- О БЪЯВЛЕН V II Всесоюз­ ный конкурс студенче­ ских работ по общест­ венным наукам, истории ВЛКСМ и международного мо­ лодежного движения, посвя­ щенный 60-летию Великой Октябрьской социалистиче­ ской революции. Председа­ тель областного организаци­ онного комитета, ректор Ли- пеикого педагогического ин­ ститута Б. Н. Бабин ответил на вопросы нашего корреспон- — Борис Николаевич, какова цель проведения подобных конкурсов! — Всесоюзные конкурсы ету- денческих работ по общест­ венным наукам являются важ­ ной формой идейно-полити­ ческого воспитания студенче­ ской молодежи, повышения эЛфективности преподавания общественных наук. Они ор­ ганически вошли в процесс обучения и воспитания студен­ тов, стали важной формой по­ вышения общественно-полити­ ческой активности. Конкурсы формируют у студентов навыки углубленно­ го, самостоятельного изуче­ ния произведений классиков марксизмагяенинизма, доку­ ментов КПСС и международ­ ного коммунистического дви- — А как завершился преды­ дущий, VI конкурс! — Из, пяти с половиной тысяч студентов в нем принимало участие 4345, почти вдвое больше, чем в предыдущем. Возрастающая активность нас очень радует. Участники кон­ курса прочитали около четы­ рех тысяч лекций. На республиканский тур представлено десять работ. Одна из них «Комсомол — шеф всеобуча» студентки ис- Седьмой всесоюзный.. О V I I Всесоюзном конкурсе студенческих работ, посвященном 60-летию Великого ^Октября, рассказывает ректор лти Б. Я . Бабин боты студентов политехниче­ ского института О. Варавко «Комсомол Липецкой обла­ сти на стройках Липецкой Маг­ нитки» и В. Новикова «Взаимо­ связь физических и философ­ ских истолкований простран­ ства ; и времени», студентки Елецкого пединститута Н. Дис- сель «Елецкая партийная ор­ ганизация в годы Великой Оте­ чественной- войны» и другие. Это радует. Но нельзя не сказать и о недостатках, кото­ рые были допущены в органи­ зации VI конкурса. Так, далеко не все студенты Елецкого пед­ института приняли в нем уча­ стие. На областной конкурс они смогли представить все-; по две работы. Оставляла желать лучшего подготовка к заключительному туру. Общеинститутские кон­ ференции прошли только в Липецком пединституте. А в заций, которые почему-то обо­ шли стороной это важное де­ ло. Обо всем этом, кстати, шел разговор на состоявшемся недавно первом заседании орг­ комитета. — А какие были приняты кон­ кретные решения по организа­ ции седьмого конкурса! — V!! Всесоюзный конкурс студенческих работ проводит­ ся в годы, насыщенные боль­ шими ' политическими собы­ тиями: 60-летие Великой Ок^ тябрьской социалистической революции, 60-летие Ленин­ ского комсомола, время осу­ ществления решений XXV съезда КПСС. Отнестись к нему нужно будет со всей серьезностью. К участию в ор­ ганизации и проведении V!! конкурса должны быть при­ влечены все преподаватели кафедр рбщеетвеннь1х наук, партийные и комсомольские организации. стники V II конкурса. Одними рефератами мы не сможем представить вузы области на Российском и тем более на Всесоюзном конкурсе. Мне думается, целесообраз­ но уже к 1 декабря этого года обсудить на оргкомитетах примерную тематику этих ис­ следований. В институтах, на кафедрак, в ' комсомольских организациях следует детально рассмотреть постановление Коллегии Ми­ нистерства высшего и средне­ го Специального образования СССР и Бюро ЦК ВЛКСМ и положение о конкурсе. Хочу пожелать всем участ­ никам седьмого Всесоюзного интересных поисков и откры- Р ЕДКО выдавались звездные ночи. Чуть засветло погля­ дывали на селе в окошко — что там за погода нынче? Тревожились механизаторы, сетовали на трудную уборку и спешили в поле. Их ждала работа. Хлеб ждал. И они забывали про трудности. Святые хлеборобские заботы. Каза­ лось бы, далеко до них студентам, но,'.. Шагали по росе ребята. В поле. К своим комбайнам. И очень важным, зна­ чительным становился каждый день. С гулом машин, с теплым запахом ко­ лосьев, с лукавыми и строгими словами наставников приходила к ребятам жи­ тейская мудрость. И не смогли они, будущие инженерь), остаться равнодуш­ ными к полю.* К своему полю... Сергей БУХТОЯРОВ, студент ЛПИ, III курс, машиностроительный факультет: — Такое, говорят, как нарочно^ слу­ чается... Буквально накануне на'Фд я водить комбайн сам, без Петровича. Приехал в другое отделение совхоза «Владимирский», остановил свой СК-4 и вдруг слышу: гудит он как-то не­ привычно, с перебоями. Петровича сра­ зу вспомнил: он-то машицу, как живую. понимает. Ну что тут делать? Тоже стал прислушиваться — где же не ладится? И быстро так нашел! Вариатор ходовой полетел. Нашел-то нашел, а вот почи- Сам чинил. Поднять только помогли ребята — одному не справиться. При­ шлось повозиться, зато и радовался вдвойне, когда все получилось. В этот же день еще успел бункеров десять зерна намолотить... Теперь уже верю в свои сильь А начинал лето штурвальным. Поставили меня на комбайн Алексея Петровича Шуринова. Он очень опытный механиза­ тор, больше двадцати лет работает. За­ мечательный человек. С любым вопро­ сом, в любое время к нему подходи— всякий раз поможет. Сначала выслушает внимательно, улыбнется, пошутит, а по­ том уж серьезно и толково объяснять начинает. Ведь он мне в первые дни буквально все о комбайне рассказать усп^ , работать на ием' научил. Очень хотелось не подкачать; стыдно просто перед таким человеком. А во- обще-то мы с Петровичем первое ме­ сто в совхозе на СК-4 взяли, а в рай­ оне — второе... Снова в поле приду... Иногда меня спрашивают: почему все- таки комбайн? А я так считаю: будуще­ му машиностроителю это очень здоро­ во поможет. И на следующие каникулы а поле буду... . Сергей ШИШЛОВ, студент ЛПИ, II курс, машиностроительный факультет; — В начале уборочной в совхозе «Липецкий» с одним комбайнером слу­ чилось несчастье: сломал руку. Остался комбайн без хозяина. Одиноко так стоял на току... Когда мы с моим штур­ вальным Володей Сиземовым ехали на работу или с работы, я частенько по­ глядывал на комбайн и было немного грустно, что такая машина осталась бес­ призорной. Пару дней я колебался: брать второй комбайн или нет? Справ­ люсь или нет? Все думал, почему никто из старых механизаторов не возьмет машину? У меня-то ведь не так уж много опыта — всего три сезона рабо­ тал до этого штурвальным, а тут только комбайнером стал — и сразу на двух комбайнах. И штурвальный новичок, первый год работает. И все-таки решил посоветоваться с Володей... На третий день пригнали мы комбайн в бригаду. Поломан он был изрядно. А тут, как на грех, и мой «корабль» сло­ мался. Целый день возились мы, ремон­ тировали. Конечно, не сразу получалось — поломки были серьезные. Я уж^е было отчаялся: ничего, думаю, не вый­ дет с моей затеей... А на следующий день мы ехали по полю друг за другом: Володька и я. Понял, что зря сомневался. Правда, трудно было смотреть за двумя ком­ байнами. Но ведь это было .нужно... Станислав БИРЮКОВ, студент ЛПИ, II куре, машиностроительный факультет; — Наставником моим стал отец. После седьмого класса каждое лето был я с ним рядом — штурвальным... Сколько раз по-хорошему завидовал, ему: все у него выходит, за какую работу ни возьмется. И тракторист он отличный, и комбайнер. Сейчас на шо­ фера учится... Если честно, наша дружба с отцом особенной стала. Именное , работе. Сейчас он по состоянию здоровья ос­ тавил комбайн, и работая на нем я. ...Пришел после сессии в колхоза «1 Мая» Добровского района: работать, говорю, буду. А инженер у меня спрашивает: — Ты комбайн-то знаешь? Новенький он у нас, инженер. А мне, признаться, смешно стало: я ведь «свой» комбайн, что называется, «маощупь» помню, А когда с Иваном Семеновичем, председателем нашим, заговорил, он сразу согласился... Приятно, конечно, что доверили. Де­ ло-то непростое. Нынешним петом и вовсе трудно было. Зато идешь домой с работы с таким добрым чувством: соберемся вот сейчас за ужином, про дела разговор заведем, и будет мне что отцу сегодня рассказать. Про работу свою, про наш комбайн...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz