Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)
13 ЖИЗНИ мне всякое при- ходипОеь . делать. Даже бригадиром каменщиков ра ботал в Прибалтике. Но о том, что буду звеньевым — даже не мечталось. А вот недавно пришлось. И надо сказать, — ответственная должность. Ес ли, конечно, учесть, что твои подчиненные уже не школьни ки, но еще и не совсем студен ты, а первокурсники технику ме беда, что к концу треть ей недели мы, звеньевые, по чувствовали физические пере грузки, равные космическим. Но не это главное. А вот Приехали мы в совхоз име ни Мичурина Лебедянского района. Расселили всех в специальные общежития, вы дали чистое белье. Накормили наваристым борщом. Потом пригласили в поле — рвать Не трава, а проволока — же сткая, упрямая. Но поработали с охотой — это же в новинку. Ради удачного начала на ужин я пришел в лучшей своей рубахе и при... галстуке. Эту праздничность многие заметили, особенно «мои». На другой день, с утра, по шел дождь. Ребятам веселье —^организовали танцы, стали знакомиться друг с другом. А после обеда, когда сол нышко обсушило сад, все вы шли на работу. Но какая там «работа» — только что весе лились, хорошо отобедали, скоро ужин, а там — опять И ходили все по саду, как на экскурсии. И настроение — ни чем не переломить. На ужин я пришел мрачный и без....галстука , «Мои» и это заметили, и кто-то шепнул: — Без галстука — значит ПЛАН ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ Работаем мы уже пятый день, а план не идет. Хотя все стара ются. Может быть, сад попал ся «упрямый» —• высокие де ревья, колючие? Но почему же , яблоки редкие? И главное, они только наверху. И за каждым охотишься! Наверняка до нас здесь кто-то побывал! — Придется мне и сегодня быть без галстука, — говорю я почти равнодушно. — Даже на — Быть вам сегодня при галстуке, —■сказала уверенно Саша Лутова. Я вяло отмахнулся и сел под дерево заполнять <гучет- ные листы». Часа через два пошел счи тать ящики. О! Что-то много! Близко к плану. Такого еще ни разу не бывало. Что бы это значило? Пригляделся и ахнул. «Мои», воровато оглядываясь, бегали на соседние участки —- там были отличнейшие яблоки. Только рви! И они рвали. И ящики росли, как на дрожжах. Меня лрорвало: — Да как вам?!! — Да кто же вас?!! — Да разве?!! Но какая разница, подумал я потом, и с этого участка ябло ки убирать надо. И план все-таки был! НЕМНОГО ПЕДАГОГАМ Однфкды утром бригадир Анна Филипповна говорит: — Кре-кТо вчера был при галстуке. — Ребята насторо жились,, —-'План перевыполни- . После Обеда кто-то, тяжело вздыхая и уплетая «пвпировку» из вчерашнего сада, сказал: — Мы вчера оставили фона ри под зиму... Большие, как... луна. Нельзя ли назад —- ста- рь:е грешки исправить?.. И мы вернулись на вчераш нее место. И после обеда собрали столько, сколько вче ра за целый день. План вы полнили. На ужин я надел свой галстук. СТУДЕНТЫ — НАРОД РАБОТЯЩИЙ ЗА ё ли. и... плохо сделали!!! — И она повела меня. на вчерашний .участок. — Там что? Фонари! Здесь что? Целые россыпи! И ябло ки какие—«папировка»! — она указывала перстом то вверх. Что же делать! Ребята с утра собрались на новый уча сток. Возвращать их на старт нельзя — будут во.рчать, что, мол, надо бы лучше за нами смотреть, что так никогда план не выполнишь, на обед не заработаешь... И правда, только я сказал, что бригадир недоволен нашей работой и надо вернуться, — послышалось то, что я и пред полагал. Посоветовавшись с бригадиром, мы пришли к такому решению. Посылаем их на такой участок, где яблоки хотя и красивь:е, но не вкус ные. Хотя и усыпные, но про сто не сорвешь, не отрясешь — недозрелые, а снимать все равно» надо. — Пусть они на новом месте поработают! — рассуждали мь1 с бригадиром, — А потом по смотрим. Они, как маленькие, сами попросятся на старый участок, когда не съедят ни одного яблока, устанут от обманчивой красоты сада. И мы «убиваем» в этот день несколько «зайцев». Во-первых, ребята возвра щаются на вчерашний участок без нас, во-вторых, мы не скажем, что всякое дело надо хорошо делать. Товарищ по работе, Дмит рий Кузьмич, рассказал об одном своем эксперименте. Одно звено, состоящие из трех рослых парней, все время не выполняло план. Говорит им Кузьмич: — Кто-то из вас лодырь! А кто, — не знаю. Сегодня я это выявлю. Разбиваю ваше зве но. Расставляю по человеку на ряд. За каждым веду стро жайший учет. И что же? До обеда каждый выполнил план. Ведь никому не хотелось быть «выявлен ным» лодырем, инициатором срьтов предыдущих планов! На другой — третий день он опять их расставил по од ному человеку на ряд. И опять ребята выполнили план. Кто же лодырь? Кузьмич пока выясняет. Такой эксперимент и я р'е- шил провести в одном эвене, которое работало спустя рука ва. Пытался ругать — беспо лезно. Слыхал в ответ: — Устаем, не можем... Кое-кто из этих девочек ра ботал даже в белых перчатках. Сама звеньевая, которая ра ботала сначала хорошо, глядя на подружек, стала больше любоваться ябло.ками. — Так вот, — говорю я од нажды на нашем собрании. — Если сегодня первое звено юяан не выполнит, то я прово жу эксперимент. — Больше вашему звену как таковому уже не быть! Все! Расформировьваю! В этот день они план ^ вы полнили. И в другие дни—тоже. И ходили сияющими: не хоте лось расформировываться и «прославиться». До эксперимента не дошло. И хорошо. СТЫДНО По воскресеньям к некото рым ребятам приезжали роди тели на Мотоциклах, легковуш ках. Забирали своих на часок ' и в укромных местах подкарм ливали домашними харчами, хотя в совхозе кормят неплохо. Один папа, откормив своего громадного парнягу, привез его снова в группу. А сам, во ровато оглядываясь,' бросился к яблокам. Наберет авоську — и к машине. Наберет другую Смотреть стыдно. Ради чего унижаться? Попроси у брига дира — даст. И папаша знает, что даст. Но... совершает чел ночные броски, А может это привычка папа- Смотрели на это ребята по- разному. Одни — равнодушно. Другие чуть-чуть усмехались. А третий сказал: — Не обманешь — машину не достанешь! После этой сцены самые верные и нужные слова труд но произносятся. ЗА БОЛЬШОЙ БУКЕТ Наконец-то вошли в план, часто перевыполняли его. А чем награждать лучшие звенья? Были разные предложения: исполнять песни, выпускать «молнии». Не приняли — ста- Однажды на большой садо вой полянке нарвал я отлич ный букет полевых цветов — хотел подарить- его одному взрослому товарищу. Вече ром, как всегда, подводили в саду итоги дня. Все посматри вали на букет, который я пы тался закрыть кепкой. — Сегодня первое место за няло звено Саши Лутовой... — Саша протягивает за букетом руку и... получает его. — Неплохо бы и нашему звену завтра такой букетик по1лучить, — говорит одна де- — Ну, а за вторые и третьи места... по два—три цветка из большого букета, — подсказы вает кто-то. К следующим итогам ^при шлось специально готовить уже три букета. Это — приви лось. И каждая звеньевая вслух мечтала получить самый большой букет полевых цве- Незаметно прошли три неде ли. И хотя в этой группе я ни чего не преподаю — не беда. Но встречаюсь с ней как со старым другом. Потому что осталось у нас одно прекрас ное чувство — сопережива ние. Это — главное. Ал. ПОПОВ, преподаватель Липецкого машиностроительного техникума. Б е з ... вступительных экзаменов Стать студентом меч тает каждый абитуриент, но, увы, фортуна улы бается не всем. Иногда до заветного проходно го балла не хватает всего-то какой-нибудь единички, — и прихо дится отложить осущест вление своей мечты. Не стоит отчаиваться. Прекрасный шанс по ступить в наш институт —пойти учигься на орга низованное при нем под готовительное отделе ние. А поступить на него не так уж сложно. Нуж но только пройти собе седование по физике и математике. И еще одно обязательное условие для поступления: моло дые колхозники и рабо чие должны иметь стаж практической работы не менее года на одном предприятии. Прини маются и демобилизо ванные ВОЙНЫ, освобож денные партийные и комсомольские работ- Слушателям, зачис ленным на учебу, назна чается такая же стипен дия, как у первокурсни ков, а для направленных на учебу с предприятий она на 15 процентов вы- Занятия начинаются 1 декабря. В июле прово дятся выпускные экза мены. Сдавшие их зачие- без вступительных эк заменов. Уже сейчас ведется работа по новому набо ру. Ждем вас, юноши и девушки. Г. ГОНЧАРОВ, декан подготовитель ного отделения Липецкого политех нического института. В Москве, в районе про спекта Вернадского, строится комплекс института радиотех ники, электроники и автомати ки, главный корпус Академии , общественных наук при ЦК КПСС, здание Института на родного хозяйства. Рядом раз вернулось строительство еще одного большого комплекса — Дипломатической Академии МИД СССР и Института меж дународных отношений. С вы- СТУДЕНЧЕСКИЕ НОВОСЕЛЬЯ сокой оценкой Государствен ная комиссия приняла от стро ителей первый учебный корпус этого вуза. По проекту, разра ботанному в мастерской «Мос- лроекта- 2 », здесь созданы де вять просторных аудиторий, оборудованных киноустановка ми и звукоусипителями. В од ной из них предусмотрене возможность перевода одно временно на пять языков. На территории института со здается библиотека на 700 ты сяч томов, конференц-зал, спортивный комплекс и сту денческая столовая. Четырех этажные корпуса института соединены друг с другом и об разуют два уютных дворика, удобных для отдыха на свежем воздухе. В едином стиле ре шаются и фасады они обли цовываются пористым естест венным камнем, а оконные блоки и витражи выполняются из алюминия, анодированного под старую бронзу. 1Корр. ТАСС|. К жатве цричастны.. ш Первый курс, первый курс.,. Осенние заметки о летнем семестре Этот первый, первый курс... Такие смешливые девчонки. Та кие солидные учебники... Вчера девчонок называли взрослыми, а теперь вот «пер вачками» зовут. Только это их ничуть не смущает. Знают дев чонки, что есть у них и другое «звание»; будущие строители, металлурги, машиностроите ли... Пусть пока только буду щие, но разве не сегодня по стигать им первые таинства лю бимой профессии! Разве не се годня они почувствуют себя чуточку инженерами! Вера Сокольских — тоже «первачок». И... будущий ме таллург. Но хоть только нача лась она, ее студенческая тропка, многие уже узнали о Вере; отлично трудилась де вушка на уборке яблок в «Аг рономе». Фото А. Петросова. м НАШ ПАРЫ Красные кони дорогою звонкою Скачут в далекий закат, Что протянулся тропинкою тонкою Над черепицами хат. Но не увидишь их торсы могучие. Только вечерней порой Сыплются искрами звезды падучи»'" Из-под копыт над землей., Осень — рыжая лиса Подожгла хвостом леса. На пожар из тысяч сит Дождь Ярябрьский моросит. На ольхе последний лист В ритм дождю танцует твист. Ветер клавишами луж Осени играет туш. Грачи чернеются оспинами На лицах выбритых полей, А солнц^,прячется за спинами Пирамидальных тополей. И почему-то загрустится В последний предвечерний час. Как будто осень — синей птицей Навечно покидает нас. А. ФИСЕНКО. НАЧИИАЕТСЯ МУДРАЯ СКАЗКА ... ...Были они сегодня такими торжественными и взволнован ными, чуточку даже растерян ными я робкими, ну, совеем, как малыши-первоклассники. Волновались, конечно, не так, как на вступительных, но все- Понимали они, вчерашние абитуриенты, а сегодня сту денты-первокурсники Липец кого педагогического институ та, что студент совсем не студент, если не получил еще первую в своей жизни стипен дию, не листал лихорадочно конспектов в ночь перед экза меном, а главное, — не про шел ритуал Посвящения. Итак, многочисленная сту денческая армия Липецкого педагогического принимала сегодня пополнение — шесть сот первокурсников. А «ста рички» . студенты приготови ли своим «первачкам» «Сказ ку о царе Салтане, острове Буяне, океане-море и новом наборе». Речь в той сказке шла ...что учеба — тоже сказка. Очень мудрая, притом. Первый курс всех лет Чередой пойдут года; Жизнь студентов тоже сказка, интересная всегда. И, как бывает в настоящей сказке, прибыли на посвяще ние самые настоящие Баба- Яга и Соловей-Разбойник, Илья Муромец и Добрыня Никитич, Царевна-лягушка и Красная Шапочка, и ткачиха с повари хой с сватьей бабой Бабари- хой. Даже сам царь Салтан явился со своей свитой. Узнали из этой веселой сказ ки первокурсники, чем живет дружная семья будущих пе дагогов, о «радостях и бедах» каждого факупьтета, успышапи имена тех студентов, которы ми по праву гордится инсти- — Дементьев Владимир, студент спортивного факульте та, участник Олимпийских игр в Монреале. — Почетаева Галина, сту дентка физико-математиче ского факультета, делегат XVII съезда ВЛКСМ. — Щедрин Владимир, — студент пятого курса истори ческого факультета, кавалер ордена «Знак Почета»... И, наконец, самые торжест венные минуты — клятва но вых студентов, «Мы, поколение новых сту дентов — будущие учителя, клянемся высоко нести звание студента Липецкого педагоги ческого!». С новым званием тебя, пер вокурсник! Успехов тебе! Л. КУРДЮКОВА. торического факультета ЛГПИ политехническом состоялись Осмовнь:м эвеном проведе- Ольги Торгашиной оценена на лишь факуцьтетскиеп. ния конкурса должны стать «отлично», и ей присужден . комсомольские группы. 06- диплом республиканского ту- Вея беда в том, что во всех ращая внимание на массовую ра (научный руководитель до- вузах недостаточно пропаган- подготовку рефератов, до цент кафедры истории П. А. дировалось значение конкурса, кладов, следует особо выде-, Березкина). И вина здесь, в первую оче- лить студенческие исследова на «хорошо» оценены ра- редь, комсомольских органи- ния, которыми займутся уча- О БЪЯВЛЕН V II Всесоюз ный конкурс студенче ских работ по общест венным наукам, истории ВЛКСМ и международного мо лодежного движения, посвя щенный 60-летию Великой Октябрьской социалистиче ской революции. Председа тель областного организаци онного комитета, ректор Ли- пеикого педагогического ин ститута Б. Н. Бабин ответил на вопросы нашего корреспон- — Борис Николаевич, какова цель проведения подобных конкурсов! — Всесоюзные конкурсы ету- денческих работ по общест венным наукам являются важ ной формой идейно-полити ческого воспитания студенче ской молодежи, повышения эЛфективности преподавания общественных наук. Они ор ганически вошли в процесс обучения и воспитания студен тов, стали важной формой по вышения общественно-полити ческой активности. Конкурсы формируют у студентов навыки углубленно го, самостоятельного изуче ния произведений классиков марксизмагяенинизма, доку ментов КПСС и международ ного коммунистического дви- — А как завершился преды дущий, VI конкурс! — Из, пяти с половиной тысяч студентов в нем принимало участие 4345, почти вдвое больше, чем в предыдущем. Возрастающая активность нас очень радует. Участники кон курса прочитали около четы рех тысяч лекций. На республиканский тур представлено десять работ. Одна из них «Комсомол — шеф всеобуча» студентки ис- Седьмой всесоюзный.. О V I I Всесоюзном конкурсе студенческих работ, посвященном 60-летию Великого ^Октября, рассказывает ректор лти Б. Я . Бабин боты студентов политехниче ского института О. Варавко «Комсомол Липецкой обла сти на стройках Липецкой Маг нитки» и В. Новикова «Взаимо связь физических и философ ских истолкований простран ства ; и времени», студентки Елецкого пединститута Н. Дис- сель «Елецкая партийная ор ганизация в годы Великой Оте чественной- войны» и другие. Это радует. Но нельзя не сказать и о недостатках, кото рые были допущены в органи зации VI конкурса. Так, далеко не все студенты Елецкого пед института приняли в нем уча стие. На областной конкурс они смогли представить все-; по две работы. Оставляла желать лучшего подготовка к заключительному туру. Общеинститутские кон ференции прошли только в Липецком пединституте. А в заций, которые почему-то обо шли стороной это важное де ло. Обо всем этом, кстати, шел разговор на состоявшемся недавно первом заседании орг комитета. — А какие были приняты кон кретные решения по организа ции седьмого конкурса! — V!! Всесоюзный конкурс студенческих работ проводит ся в годы, насыщенные боль шими ' политическими собы тиями: 60-летие Великой Ок^ тябрьской социалистической революции, 60-летие Ленин ского комсомола, время осу ществления решений XXV съезда КПСС. Отнестись к нему нужно будет со всей серьезностью. К участию в ор ганизации и проведении V!! конкурса должны быть при влечены все преподаватели кафедр рбщеетвеннь1х наук, партийные и комсомольские организации. стники V II конкурса. Одними рефератами мы не сможем представить вузы области на Российском и тем более на Всесоюзном конкурсе. Мне думается, целесообраз но уже к 1 декабря этого года обсудить на оргкомитетах примерную тематику этих ис следований. В институтах, на кафедрак, в ' комсомольских организациях следует детально рассмотреть постановление Коллегии Ми нистерства высшего и средне го Специального образования СССР и Бюро ЦК ВЛКСМ и положение о конкурсе. Хочу пожелать всем участ никам седьмого Всесоюзного интересных поисков и откры- Р ЕДКО выдавались звездные ночи. Чуть засветло погля дывали на селе в окошко — что там за погода нынче? Тревожились механизаторы, сетовали на трудную уборку и спешили в поле. Их ждала работа. Хлеб ждал. И они забывали про трудности. Святые хлеборобские заботы. Каза лось бы, далеко до них студентам, но,'.. Шагали по росе ребята. В поле. К своим комбайнам. И очень важным, зна чительным становился каждый день. С гулом машин, с теплым запахом ко лосьев, с лукавыми и строгими словами наставников приходила к ребятам жи тейская мудрость. И не смогли они, будущие инженерь), остаться равнодуш ными к полю.* К своему полю... Сергей БУХТОЯРОВ, студент ЛПИ, III курс, машиностроительный факультет: — Такое, говорят, как нарочно^ слу чается... Буквально накануне на'Фд я водить комбайн сам, без Петровича. Приехал в другое отделение совхоза «Владимирский», остановил свой СК-4 и вдруг слышу: гудит он как-то не привычно, с перебоями. Петровича сра зу вспомнил: он-то машицу, как живую. понимает. Ну что тут делать? Тоже стал прислушиваться — где же не ладится? И быстро так нашел! Вариатор ходовой полетел. Нашел-то нашел, а вот почи- Сам чинил. Поднять только помогли ребята — одному не справиться. При шлось повозиться, зато и радовался вдвойне, когда все получилось. В этот же день еще успел бункеров десять зерна намолотить... Теперь уже верю в свои сильь А начинал лето штурвальным. Поставили меня на комбайн Алексея Петровича Шуринова. Он очень опытный механиза тор, больше двадцати лет работает. За мечательный человек. С любым вопро сом, в любое время к нему подходи— всякий раз поможет. Сначала выслушает внимательно, улыбнется, пошутит, а по том уж серьезно и толково объяснять начинает. Ведь он мне в первые дни буквально все о комбайне рассказать усп^ , работать на ием' научил. Очень хотелось не подкачать; стыдно просто перед таким человеком. А во- обще-то мы с Петровичем первое ме сто в совхозе на СК-4 взяли, а в рай оне — второе... Снова в поле приду... Иногда меня спрашивают: почему все- таки комбайн? А я так считаю: будуще му машиностроителю это очень здоро во поможет. И на следующие каникулы а поле буду... . Сергей ШИШЛОВ, студент ЛПИ, II курс, машиностроительный факультет; — В начале уборочной в совхозе «Липецкий» с одним комбайнером слу чилось несчастье: сломал руку. Остался комбайн без хозяина. Одиноко так стоял на току... Когда мы с моим штур вальным Володей Сиземовым ехали на работу или с работы, я частенько по глядывал на комбайн и было немного грустно, что такая машина осталась бес призорной. Пару дней я колебался: брать второй комбайн или нет? Справ люсь или нет? Все думал, почему никто из старых механизаторов не возьмет машину? У меня-то ведь не так уж много опыта — всего три сезона рабо тал до этого штурвальным, а тут только комбайнером стал — и сразу на двух комбайнах. И штурвальный новичок, первый год работает. И все-таки решил посоветоваться с Володей... На третий день пригнали мы комбайн в бригаду. Поломан он был изрядно. А тут, как на грех, и мой «корабль» сло мался. Целый день возились мы, ремон тировали. Конечно, не сразу получалось — поломки были серьезные. Я уж^е было отчаялся: ничего, думаю, не вый дет с моей затеей... А на следующий день мы ехали по полю друг за другом: Володька и я. Понял, что зря сомневался. Правда, трудно было смотреть за двумя ком байнами. Но ведь это было .нужно... Станислав БИРЮКОВ, студент ЛПИ, II куре, машиностроительный факультет; — Наставником моим стал отец. После седьмого класса каждое лето был я с ним рядом — штурвальным... Сколько раз по-хорошему завидовал, ему: все у него выходит, за какую работу ни возьмется. И тракторист он отличный, и комбайнер. Сейчас на шо фера учится... Если честно, наша дружба с отцом особенной стала. Именное , работе. Сейчас он по состоянию здоровья ос тавил комбайн, и работая на нем я. ...Пришел после сессии в колхоза «1 Мая» Добровского района: работать, говорю, буду. А инженер у меня спрашивает: — Ты комбайн-то знаешь? Новенький он у нас, инженер. А мне, признаться, смешно стало: я ведь «свой» комбайн, что называется, «маощупь» помню, А когда с Иваном Семеновичем, председателем нашим, заговорил, он сразу согласился... Приятно, конечно, что доверили. Де ло-то непростое. Нынешним петом и вовсе трудно было. Зато идешь домой с работы с таким добрым чувством: соберемся вот сейчас за ужином, про дела разговор заведем, и будет мне что отцу сегодня рассказать. Про работу свою, про наш комбайн...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz