Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)
СУДЬБУ^- ВЫБИРАЯ СВОЮ... К ОГДА мы заговорили ©б ученической про изводственной, стро гое лицо директора М. Д. Нестеровой, с поблескива- . ющими холодком дымчаты ми очками, преобразилось. •— Сколько существует бригада? Даже и не знаю. Когда пришла пять лет на зад в школу, она уже дей ствовала. Итогов нынешнего года пока не подводили. Но некоторые цифры Ма рия Дмитриевна все-таки назвала: 150 центнеров е гектара дал картофель. 2217 рублей заработал комсо мольско-молодежный от ряд, помогая на строитель стве первого корпуса шко лы. Более месяца прорабо тало звено животноводов. Девочки —^доярками, маль чишки — операторами на установке, изготовляющей сенную м,уку. . В порядке шефской по мощи на комплексе убрали 25 тонн кормовой свеклы. Назвада Мария Дмитриев на и фамилии тех ребят, ко торые трудились летом в родном хозяйстве. С неко торыми из них мы познако мились в тот же день. ПЕРЕНИМАЯ ЭСТАФЕТУ — Сейчас, — откуда-то издалека откликнулся на зов матери звонкий деви чий голос. Хрустнули не вдалеке ветки, и через ми нуту появилась высокая, статная девушка. Сбился на голове платок. 8 руках над кусанная белая слива. Увидев нас, смутилась, спрятала руки за спину. Строгие глаза взглянули изучающе. — Сливы собирала, по следние, — как бы оправ дываясь, сказала она. Мать одобрительно взгля нула на дочь; — Самая старшая. По мощница. Муж мой давно помер. Одна подымала двух детей. Уходила затемно и приходила затемно. Все хо зяйство на Людмиле. Ко рову выгонит утром, брата накормит. Вернется из шко лы — опять все дела по до му переделает, когда она уроки-то учила, не знаю. А этим летом — радость у меня. Дочь наравне со мной дояркой работала на комплексе. У меня двадцать . две буренушки, у нее — двадцать одна. Доука в ра бот этим летом хорошо заработала, приоделась, — Мама, — невольно по пыталась перевести на дру гое разговор Люда. — Ну, вечно ты. Чего меня-то рас хваливаешь? — А ты не стыдись, не СТЫДИСЬ; Все правильно го- ворю-то, — откликнулась Попрощались. Мать и дочь Петрьжииы стояли ря дышком, молча, провожая нас взглядом. Слегка ссуту лившаяся женщина и ясно глазая девушка. БРАТ И СЕСТРА — Мы вас не гоним, как хотите. Можете идти рабо тать, в можете к родствен никам в Волгоград на кани кулы съездить, — услышали от родителей ' в ответ на свое заявление, что будут работать летом в хозяйстве, Петя и Наташа Ефремовы. Явное неверие в серьез ность их' намерений не ох ладило ребят. На следую щий день, накормив самого семмнл^- младшего в семье, — трех- яетнего Юрку, средней сестре, нице, домашние делд Яетя е Наташей отправ«лиЛ нд молочный комплекс. Когда пришли, животноводче ское звено было уже в сбо- Девчонки ушли с доярка ми. Ребят поставили рабо тать на установке, изготов ляющей сенную муку. Приходили с поля маши ны, юркие маленькие трак торы е, тележками, сгружа- односельча- — Это вы о том спраши ваете, что все лето с отцом на комбайне работал? Хо роший парень. СЕРЕЖКА- СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК Счастливый, человек Се режка Овсянников — уче ник 8-го «Б» класса из села Новая Деревня. ' Иные люди всю жизнь проживут — да так и не пойАл,ут, зачем, собственно, жили, в чем их призвание. О Сережке этого не ска жешь, уж кто-кто, а он-то в свои четырнадцать точно знает, что ему нужно. Сыз мальства тянулся он к тех^ нике, научился водить ма шину, работать н-а комбай не, тракторе и вот уже Мно го лет в поле отцу^ помога- парень, мало прожил, — шать, что отец сетует на то, ет. много умеет. что вот-де, в школу ему, Сережке, идти, а где вмес- Учительница биологии Нет. Обычный. Невысоко- то него найти для звена та- Зинаида Алексеевна Духа- го росточка, потому и сидит кие же хорошие, рабочие Нина спросила его как-то: в школе на первой парте. руки? ■— Вот если бы пришлось Нелегко встать рано ут- И как захватывает дыха- ответить на вопрос; кто по- ром. Проработать весь день ние, когда секретарь райко- мог тебе выбрать именно на комбайне наравне с дру- ма на линейке ему первому это дело, что бы ты отве- гими механизаторами. Тем — как самому юному — на- тия? более, что эти другие — равне со взросль!МИ механи- — Сам выбоал Вот шиопч родной отец И братья, заторами вручает за отлич- ок Г нчу ! выучусь? Их тут целая династия Ов- ную работу подарок... ду работать с тоникой. сянниковых. т . НОВИКОВА. Скажете — необычный Но зато как приятно слы- Липецкий райрн. Готовимся рядом " со старшими вставь Воле юных Наши интервью Мы - ш ученической производственной 'т скошенную траву, из мельченную кукурузу, ко торую мальчишки пропуска ли через агрегат. Семьде сят пять мешков в день бы ло их нормой, которую они часто перекрывали. Все за висело от влажности травы, а точнее, от погоды. Около месяца трудились на комплексе. Наташа на^ равне со взрослыми обслу- Ж|ивала группу коров. Когда принесла первую в своей жизни зарплату, мать охнула: «Ай, да молодец!». Наташа улыбнулась и ска зала: «А знаешь, понрави лось мне на комплексе. На следующий год летом дояр кой попрошусь. Мехдойку- то уже освоила. А окончу школу, наверное, и останусь там работать. Чем плохо? — Тебе видней, решай са ма, — не то вздохнула, не то согласилась мать. Но, внимательно взглянув в материнские глаза, Наташа прочла в них одобрение. Три разных характера, три разных человека, а судьбы схожие. Учатся в одной школе — Телегинской сред ней. Выросли в семьях, где вместе с первыми понятия ми «мама», «хлеб», которые только начинает осознавать ребенок, входит в его жизнь и другое, очень важное — Не зря летние работы ре бят назвали пятой четвер тью. Для большинства сель ских школьников она длит ся почти все три каникуляр ных месяца. Только вместо отметок за нее — высокие показатели надоев ли мо лока, выращенной ли кар тошки, свеклы и слегка не уверенное: «А, знаешь, ма ма, мне понравилось на комплексе. Я, наверное, ос^ танусь работать в хозяйст- — А вот у нас в школе.., — начал с увлечением рас сказывать невысокий вихра стый мальчишка собрав шимся вокруг него ребя там. Шум голосов заглушил Улыбка, блеснувшая в глазах чьей-то мамы сле зинка. Отъезд. В этот день в обкоме ком сомола было непривычно шумно и многолюдно. Здесь собрались мальчишки и дев чонки, которые получили путевки во Всесоюзный пио нерский лагерь «Орленок», члены ученических произ водственных бригад. Летом наравне со взрослыми они трудились на полях в род ных хозяйствах, а сейчас ехали отдыхать на берег далекого теплого моря. Здесь мы и познакомились с Василием Дмитриевцевым из Троекуровской средней школы Лебедянского рай она, Юрой Осиповым из совхоза «Дру:кба» Грязин- ского района, и Ольгой Андросовой из ученической бригады «Альтвир-76» Доб- ровского района. бригаде? Какие планы стро ишь на будущее?— спроси ли мы Василия Дмитриевце- — Я работаю в эвене по- левогдов. Овладел професг сией тракториста. Работу свою полюбил, она во мно гом помогла мне выбрать свою будущую профессию. После школы мечтаю по ступить в вуз, и, закончив его, вернуться в родноте хо зяйство , инженером по ре монту и эксплуатации сель скохозяйственных машин. Ольга Андросова тоже свое будущее представляет совершенно конкретно; — Я уже три года рабо таю н.а форме, — рассказы вала девочка. — В этом го ду у меня была своя группа ш мйтк тз в йш ко|ЭОв. Научилась машинног му доению. Было, конечно, нелегко поначалу, в потом пришли знание и умение. Несколько раз даже участ вовала в соревнованиях. Именно здесь, в учениче ской производственной, ,я поняла цену настоящему — Хочу стать зоотехни ком, — с застенчивой улыб кой прибавила Оля. ^ Что дала мне бригада? — переспросил Ю^а Оси пов.—- Трудно вот так сра зу ответить. Наверное, прежде всего, научила по- настоящему трудиться. Мы выращивали овощи. Это кропотливая, требующая много времени и терпения работа. Я твердо решил: после десятилетки остаюсь в родном хозяйстве и буду выращивать овощи. Когда вернусь из. этой поездки, то буду лучше вы полнять любое' поручение в бригаде. Интервью записал В. СТРОКОВ. НА СНИМКЕ; члены уче нических производствен ных бригад, рТ|Аравля1ощие- ся во Всесок):з№й пионер ский лагерь «Орленок», — Александр Зобков, Нина Лаврентьева, Владимир Ти хонов, Василий Дмитриев- Фото В, Пустовалова. Т р а к т о р медленно движется по по лю, оставляя на свежевспаханной земле белые клубни картофе ля. Распределив между собою рядки, ребята быстро наполняли ведра и тут же высыпали их в машину. Работали молча, сосредоточенно. И лишь изредка то один, то дру гой косился на соседа: не отстал ли? Сережка весело про катил на велосипеде ми мо товарищей. В школе он сегодня не был и, естественно, про' работу на картофельном поле ничего не знал. Никто не обратил на него Внима ния. Парнишку озадачил такой «прием». И он с шумом прокатился еще —: Слушай, — не вы держал классный руко-г родитель. — Ты сегодня ведь «болен»? Вот и уез жай отсюда. Ничего не ответил Се- На следующий день он был чуть ли не передо виком. Мгновенно на полняемое ведро так и мелькало в его руках. Но учительница будто не замечала старатель ности мальчишки. —- Саше, Копя, лучше выбирайте клубни. —‘ Володь, видишь, девочки отстали, помог I конце дня сказала: —- Хорошо поработал Сережа. -Ставлю тебе се годня четверку. Хозяин земли начина- здесь, в школе. И 1В первый взгляд, с самого просто- Попросил колхоз по- чь в уборке картофе ля — вышли все ученики Каменской средней шко- Надо убирать свеклу — и тут они не остались в стороне. Но — об этом пойдет разговор особый. Выделил колхоз 18 гек таров земли школе; По садили на нем сахарнуф свеклу. И стали здесь хо зяйничать члены учени ческой производствен- ‘ ной бригады. Работы хвв- всем. Ранней вес- едеа появлялись - |рвые всходы, выезжв- поле младшие. Про рывали свеклу, рыхлили почву. А потом зачасти- старшеклассиики. На одной из делянок пришкольного участка и провели опыты и выяснили, какие дозы минеральных удобрений лучше всего влияют на рост сахарной свеклы. Результаты своих иссле дований юннаты по сове ту главного агронома колхоза С. 3. Аристова, порекомендовали всему хозяйству. II Урожай убирали, прав- ! да, колхозными комбай- Думаете, не смогли II . бы сами? — не без за пальчивости говорят мальчишки. — Еще как! Нам бы только технику... Обещали в колхозе «Аврора» выделить ре бятам трактор, да такой, чтобы не только изучать на нем узлы и детали, (такой учебный уже стоит во дворе школы), а год ный для работы. Это ж здорово: от семечка до полновесных корней — С детства видят каменг- ские школьники, как тру дятся их ‘ отцы, деды. С какой бережностью они относится к каждому ко- Андрюша ХвоатРв и Оля Ефанова занимают ся свеклой и картофе лем, Ребята живут неда леко от школы. Поэтому чаще других забегают на участок, интересуются, как поживают их «питом цы». А Оля Косых с по другами выясняет, как ‘влияют на урожайность разные сроки посева гречихи. Но самая большая гор дость каменцев — пас тернак. Одними из пер вых в районе занялись они разведением этой культуры. Сначала сом- Вместе с Толей Алек сеевым работали этим летом Штурвальными Саша Поморцев, Игорь Лакомое, Юра Козлов. Петя Хвостов, например, с Сережей и Сашей Ар хиповыми возили зерно пятого класса помогали силос укладывать. Откуда же идет это старание, желание рабо тать? Бывало, скажет пар нишка отцу, что устал, а — Уж куда трудней на комбайне. Жара, пыль. А обдаст тебя этим соло менным духом, оглядишь И цветут георгины на школьном лоску в поле. А пошли в шкоду и- тоже стали учиться работать на зем ле. Есть в школе учебно опытный участок, около трех гектаров. Выращи вают здесь самые раз- нообразныв культуры: помидоры и огурцы, про со и гречиху, астры и те- оргины. Проводят прак тические занятия по био логии, опыты, наблюде ния за растениями. Тру дятся здесь все. Даже самым маленьким пер воклашкам н а й д е т с я дело: сеют семена, удобряют почву. У стар шеклассников задания посерьезнее. Испытыва ют различные сорта цве тов и овощей. Часто можно видеть на участке Марику Архипо ву и Аллу Минину. Лю бят девочки цветы. Вот и «колдуют» они над ними. С пятого класса Алла и Марина в кружке юнна тов. На их счету не один удачный опыт. Особенно запомнился с георгина ми. Как сделать, чтобы они крупнее были и цве ли дольше? Посоветовал Иван Петрович Долбнин — учитель биологии т— провести пасынкование на долготу -цветения. Долго работали девчон ки. Ведь нужен был осо бый уход за цветами. И какова же была радость, когда они с гордостью рассказывали подру- А георгины-то на ши цветут. Да какие кра- невались: удастся ли? За сеяли небольшую опыт ную делянку. Но волне ния были напрасны. Пас тернак оказался очень устойчивым ■и... выгод ным. На следующий год, когда засеяли им около двух гектаров, собрали богатый , урожай. На вы рученные деньги приоб рели для школс! новое оборудование, нагляд ные пособия, в каждом кабинете появился теле ке в центнерах дело. Ру ководитель производст венной бригады Анна Ивановна Ефановв, учи тель биологии Иван Петрович Долбнин тер пеливо прививают своим питомцам любовь к зем ле, помогают им делать первые трудовые шаги. ...Первые лучи солнца чуть коснулись вершин деревьев, а Толик был уже на ногах. Наскоро выпив стакан молока, за бежал за Сашей Алексе евым. Саша и сам-то вче рашний выпускник Ка менской школы, но ком байн знал хорошо, еще с отцом на нем работал. А сейчас Толин у него штурвальным. — Надо ,успеть машину проверить, — деловито бросает он парнишке. Приятно, что обращают ся к нему, как ко взрос- поля, и душе зайдется. Все сбудется ... И потупится мальчиш ка: отцу ведь, действи тельно, труднее. Кем же станут Камен ские мальчишки и дев чонки после окончания школы? Не охладеют ли они к крестьянскому тру ду? Может, и не все на земле останутся. Но то чувство земли, запавшее в сердце еще в школь ные годы, поможет им быть добрее, даст силу, веру в себя, научит не бояться трудностей. ...День не удался. Небо то все покрывалось ту чами, то врруг снова становилось чистым. — Ехать ли сегодня в поле?—волновалась зав уч Татьяна Ивановна. — А вдруг дождь? Промок нут ребятишки. Подошел автобус, и вскоре ребята были уже да, спорилась. Но дожд» все-таки пошел. Сначала медленно накрапывал, а потом полил, как из вед- Но когда ребят встре тила в школе Татьяна Ивановна, они дружно заявили: — Хоть по одному рядку, но прошли... И Раиса Семеновна Ар хипова поставила в этот день всем своим шести классникам «отлично» за 3. КУНИЧКИНА. Задонский район, - Каменская средняя школа. Встреча с профессией Рано или поэдне», но перед каждым щкольником обязательно встанет вопрос; кем быть? Многое влияет на ребячмй выбор: пример родителей, книги, рассказы старших товарищей. А вот для бывшей выпускницы нашей школы Татьяны Батуниной-поворотным моментом в судь бе стала работа на станкостроительном заводе, ^ейчас она студентка Липецкого политехкиче- ^сйо^о института, в который поступила по направ лению предприятия. Но первый интерес к тех нике появился именно в цехах завода, где она вместе со своими одноклассниками овладевала «Лзами» рабочих профессий. 1:Давняя дружба связывает станкозавод и шко- ■лу № 2. Ярким примером этой , дружбы стал тру довой факупьтатив. Его цепь мальчишек и девчонок е производством, подго товить для завода квалифицированные рабочие Каждую среду старшеклассники, минуя про ходную, спешат в заводе сие цеха. После оконча ния десятилетки вместе с аттестатом зрелости вы пускники получают удостоверения операторов станков с числовым программным управлением. Многим, как Татьяне Батуниной, эта профессия приходится по душе, и они остаются работать на М. ЮРИК, ф . ПОСРЕДН?ШОВА. г. Липецк. , ' ВРЕМЯ И ТЫ НТР и духовный мир человека «Мы разучились удивляться», —^так сегодня считают мно гие. В самом деле, даже поле ты в космос, хотя и восприни маются как важные события, не изумляют нас, как прежде. Человек эпохи научно-техни ческой революции перегружен потоками новой информации, и это обстоятельство не может не сказываться на его духов ном мире. Конечно, восприятие и во'з-' действие всего нового много образно, как многообразен сам человек, его взгляды и наклонности, условия его жиз ни. Хочу отметить лишь неко торые общие черты в образе жизни советских людей, про являющиеся под влиянисл На первое место я ставлю усиление любознагельности, стремлзние расширить круго зор, пополнить профессио- нальнь._ и непрофессиональ ные знания. Этому способству ет и оЬразовательный уровень населения. Сейчас трудно встретить в нашей стране чело века работоспособного воз раста с образованием ниже восьми кпассов средней шко- Резко возрос спрос на попу лярную информацию. }?(урналы «Знание — сила», «Техника --- молодежи», «Наука и жизнь», «Здоровье», «Химия и жизнь», «Вокруг света» выходят милли онными тиражами, ко <. ли своевременно не позаботиться об их приобретении, то свежий номер достать не так-то лег ко. Я уже не говорю о журна лах типа «Радио», «Природа», «За рулем», рассчитанных на «специализированного» чита теля, научной и научно-попу лярной литературе, выпуска емой большими тиражами, как центральными, так и республи канскими издательствами. Огромной популярностью пользуются регулярные теле визионные передачи «В мире животных», «Клуб кинопуте шествий», «Очевидное — не вероятное». эти и подобные им примеры относятся, так сказать, к «сидя чей» любознательности. Явле нием времени, формой позна ния мира ст&л массовь1й ту ризм. Причем, если раньше Т(у- ристов привпеквли, скажем, природные красоты Кавказа и' Крыма, сегодня представите лей этого бродячего племени .можно встретить на Камчатке и Кольском полуострове, в тунд ре и таежных местах, в пусты нях Средней Азии. С каждым годом растет число участников международного туризма. У части населения, особенно- у молодежи, наблюдается ук лон в техницизм, порой прини мающий характер фетишизма. Электронная «Каисса» играет, и довольно прилично, в шахматы. Компьютеры, проявив способ ности молниеносного счета, переводят, пытаются сочинять стихи, музыку. Роботы говорят и выполняют, сложнейшие ма нипуляции. Отсюда представ ления о том, что машинам можно передоверить едва ли не все, отсюда разговоры об «искусственном интеллекте», как о чем-то уже реальном и т. д. Ребята в школе считают заслуживающими внимания лишь математику, физику, кос могонию, химию. Отсюда за метное усиление рационализ ма, «сухости» в отношениях. Я отношусь к категории лю дей, которые не одобряют это го уклона, но не замечать его было бы неверно. Его позитив ное следствие — рост изобре тательства, рационализатор ских предложений. Ежегодно проводимые смотры научно- технического творчества мо лодежи демонстрируют боль шие .успехи в данной обласги. Если анализировать в динамике, можно сказать, что уклон техницизма ослабевает. На первый план выходит стремление осмыслить науч но-техническую революцию и ее последствия социально и гуманитарно. Это отразила и научно-фантастическая лите ратура. Еще десять пет назад в ней господствовали в большей: мере машины и приборы, сего д н я— люди, их отношения. Социальный аспект виден и в , движений абитуриентов. На- : плыв поступающих на гумани тарные, экономические; искус ствоведческие факультеты во : много раз больший, чем в са~ ' мые прославленные техниче ские высшие учебные заведе ния, — явление, немыслимое лет пять—шесть назад. Во мно-з гих городах действуют (очно и . по телевидению) так называе мые «Народные университеты»-. — циклы лекций для интересу-:: ющихся. И опять-таки здесь ■ больше слушателей на «фа культетах» общественных. Один из наиболее значимых 1 аспектов осмысливания НТР видится в общественной актив ности широких масс трудящих ся. Особенно зримо она про- ЯБилась при обсуждении мате риалов XXV съезда КПСС. Пресса, радио и телевидение не смогли удовлетворить всех желающих П|ублично высказать свои предложения, критиче ские замечания по самым раз личным проблемам современ ности. Писем с предложениями и пожеланиями было так мно го, что для их изучения на съезде была создана специаль ная комиссия во главе с Председателем Совета Мини стров СССР. Алексеем Никола евичем Косыгиным. Часть пред ложений вошла составной ча стью в решения XXV съезда, другие направлены в соответ ствующие министерства и ве-: дометва, третьи будут учтены а законе о пятилетием плане, ко-; торый в октябре примет Вер ховный Совет СССР. Усилилось внимание обще ственности и местных органов власти к проблемам охраны ок ружающей среды. Для решения многих научно- технических, производствен ных и социальных проблем расширяется содружество ака демических и отраслевых ин ститутов, высших учебных за ведений с конкретными произ-: водствами. Студенческие кон структорские бюро, экономи ческий «всеобуч» — также массовые явления, отражаю щие стремление общества быть причастным к достижени ям научно-технической рево люции, к их эффективной реа лизации в жизни. У людей усиливается чувство собственного достоинства и по нимание достоинства других. Меняются быт, потребности че ловека, претерпевает измене ния престижность тех или иных профессий. На производстве рядом с инженерами и эконо мистами появились математи ки, программисты, психологи, социологи и дизайнеры. Вместе с тем есть еще немало неинте ресной работы, от которой по ка мы не можем избавиться. Механизация трудовых про цессов остается одной из ваЖ’ иейших задач еще и потому, что уже сейчас в ряде районов страны ощущается острая не хватка рабочей силы. Наконец, и это, думается, главное, развитие научно-тех нической революции в нашей стране вызывает опГимиэм, как форму восприятия настоящего и будущего. Александр БИРМАН, доктор экономических наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz