Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

СУДЬБУ^- ВЫБИРАЯ СВОЮ... К ОГДА мы заговорили ©б ученической про­ изводственной, стро­ гое лицо директора М. Д. Нестеровой, с поблескива- . ющими холодком дымчаты­ ми очками, преобразилось. •— Сколько существует бригада? Даже и не знаю. Когда пришла пять лет на­ зад в школу, она уже дей­ ствовала. Итогов нынешнего года пока не подводили. Но некоторые цифры Ма­ рия Дмитриевна все-таки назвала: 150 центнеров е гектара дал картофель. 2217 рублей заработал комсо­ мольско-молодежный от­ ряд, помогая на строитель­ стве первого корпуса шко­ лы. Более месяца прорабо­ тало звено животноводов. Девочки —^доярками, маль­ чишки — операторами на установке, изготовляющей сенную м,уку. . В порядке шефской по­ мощи на комплексе убрали 25 тонн кормовой свеклы. Назвада Мария Дмитриев­ на и фамилии тех ребят, ко­ торые трудились летом в родном хозяйстве. С неко­ торыми из них мы познако­ мились в тот же день. ПЕРЕНИМАЯ ЭСТАФЕТУ — Сейчас, — откуда-то издалека откликнулся на зов матери звонкий деви­ чий голос. Хрустнули не­ вдалеке ветки, и через ми­ нуту появилась высокая, статная девушка. Сбился на голове платок. 8 руках над­ кусанная белая слива. Увидев нас, смутилась, спрятала руки за спину. Строгие глаза взглянули изучающе. — Сливы собирала, по­ следние, — как бы оправ­ дываясь, сказала она. Мать одобрительно взгля­ нула на дочь; — Самая старшая. По­ мощница. Муж мой давно помер. Одна подымала двух детей. Уходила затемно и приходила затемно. Все хо­ зяйство на Людмиле. Ко­ рову выгонит утром, брата накормит. Вернется из шко­ лы — опять все дела по до­ му переделает, когда она уроки-то учила, не знаю. А этим летом — радость у меня. Дочь наравне со мной дояркой работала на комплексе. У меня двадцать . две буренушки, у нее — двадцать одна. Доука в ра­ бот этим летом хорошо заработала, приоделась, — Мама, — невольно по­ пыталась перевести на дру­ гое разговор Люда. — Ну, вечно ты. Чего меня-то рас­ хваливаешь? — А ты не стыдись, не СТЫДИСЬ; Все правильно го- ворю-то, — откликнулась Попрощались. Мать и дочь Петрьжииы стояли ря­ дышком, молча, провожая нас взглядом. Слегка ссуту­ лившаяся женщина и ясно­ глазая девушка. БРАТ И СЕСТРА — Мы вас не гоним, как хотите. Можете идти рабо­ тать, в можете к родствен­ никам в Волгоград на кани­ кулы съездить, — услышали от родителей ' в ответ на свое заявление, что будут работать летом в хозяйстве, Петя и Наташа Ефремовы. Явное неверие в серьез­ ность их' намерений не ох­ ладило ребят. На следую­ щий день, накормив самого семмнл^- младшего в семье, — трех- яетнего Юрку, средней сестре, нице, домашние делд Яетя е Наташей отправ«лиЛ нд молочный комплекс. Когда пришли, животноводче­ ское звено было уже в сбо- Девчонки ушли с доярка­ ми. Ребят поставили рабо­ тать на установке, изготов­ ляющей сенную муку. Приходили с поля маши­ ны, юркие маленькие трак­ торы е, тележками, сгружа- односельча- — Это вы о том спраши­ ваете, что все лето с отцом на комбайне работал? Хо­ роший парень. СЕРЕЖКА- СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК Счастливый, человек Се­ режка Овсянников — уче­ ник 8-го «Б» класса из села Новая Деревня. ' Иные люди всю жизнь проживут — да так и не пойАл,ут, зачем, собственно, жили, в чем их призвание. О Сережке этого не ска­ жешь, уж кто-кто, а он-то в свои четырнадцать точно знает, что ему нужно. Сыз­ мальства тянулся он к тех^ нике, научился водить ма­ шину, работать н-а комбай­ не, тракторе и вот уже Мно­ го лет в поле отцу^ помога- парень, мало прожил, — шать, что отец сетует на то, ет. много умеет. что вот-де, в школу ему, Сережке, идти, а где вмес- Учительница биологии Нет. Обычный. Невысоко- то него найти для звена та- Зинаида Алексеевна Духа- го росточка, потому и сидит кие же хорошие, рабочие Нина спросила его как-то: в школе на первой парте. руки? ■— Вот если бы пришлось Нелегко встать рано ут- И как захватывает дыха- ответить на вопрос; кто по- ром. Проработать весь день ние, когда секретарь райко- мог тебе выбрать именно на комбайне наравне с дру- ма на линейке ему первому это дело, что бы ты отве- гими механизаторами. Тем — как самому юному — на- тия? более, что эти другие — равне со взросль!МИ механи- — Сам выбоал Вот шиопч родной отец И братья, заторами вручает за отлич- ок Г нчу ! выучусь? Их тут целая династия Ов- ную работу подарок... ду работать с тоникой. сянниковых. т . НОВИКОВА. Скажете — необычный Но зато как приятно слы- Липецкий райрн. Готовимся рядом " со старшими вставь Воле юных Наши интервью Мы - ш ученической производственной 'т скошенную траву, из­ мельченную кукурузу, ко­ торую мальчишки пропуска­ ли через агрегат. Семьде­ сят пять мешков в день бы­ ло их нормой, которую они часто перекрывали. Все за­ висело от влажности травы, а точнее, от погоды. Около месяца трудились на комплексе. Наташа на^ равне со взрослыми обслу- Ж|ивала группу коров. Когда принесла первую в своей жизни зарплату, мать охнула: «Ай, да молодец!». Наташа улыбнулась и ска­ зала: «А знаешь, понрави­ лось мне на комплексе. На следующий год летом дояр­ кой попрошусь. Мехдойку- то уже освоила. А окончу школу, наверное, и останусь там работать. Чем плохо? — Тебе видней, решай са­ ма, — не то вздохнула, не то согласилась мать. Но, внимательно взглянув в материнские глаза, Наташа прочла в них одобрение. Три разных характера, три разных человека, а судьбы схожие. Учатся в одной школе — Телегинской сред­ ней. Выросли в семьях, где вместе с первыми понятия­ ми «мама», «хлеб», которые только начинает осознавать ребенок, входит в его жизнь и другое, очень важное — Не зря летние работы ре­ бят назвали пятой четвер­ тью. Для большинства сель­ ских школьников она длит­ ся почти все три каникуляр­ ных месяца. Только вместо отметок за нее — высокие показатели надоев ли мо­ лока, выращенной ли кар­ тошки, свеклы и слегка не­ уверенное: «А, знаешь, ма­ ма, мне понравилось на комплексе. Я, наверное, ос^ танусь работать в хозяйст- — А вот у нас в школе.., — начал с увлечением рас­ сказывать невысокий вихра­ стый мальчишка собрав­ шимся вокруг него ребя­ там. Шум голосов заглушил Улыбка, блеснувшая в глазах чьей-то мамы сле­ зинка. Отъезд. В этот день в обкоме ком­ сомола было непривычно шумно и многолюдно. Здесь собрались мальчишки и дев­ чонки, которые получили путевки во Всесоюзный пио­ нерский лагерь «Орленок», члены ученических произ­ водственных бригад. Летом наравне со взрослыми они трудились на полях в род­ ных хозяйствах, а сейчас ехали отдыхать на берег далекого теплого моря. Здесь мы и познакомились с Василием Дмитриевцевым из Троекуровской средней школы Лебедянского рай­ она, Юрой Осиповым из совхоза «Дру:кба» Грязин- ского района, и Ольгой Андросовой из ученической бригады «Альтвир-76» Доб- ровского района. бригаде? Какие планы стро­ ишь на будущее?— спроси­ ли мы Василия Дмитриевце- — Я работаю в эвене по- левогдов. Овладел професг сией тракториста. Работу свою полюбил, она во мно­ гом помогла мне выбрать свою будущую профессию. После школы мечтаю по­ ступить в вуз, и, закончив его, вернуться в родноте хо­ зяйство , инженером по ре­ монту и эксплуатации сель­ скохозяйственных машин. Ольга Андросова тоже свое будущее представляет совершенно конкретно; — Я уже три года рабо­ таю н.а форме, — рассказы­ вала девочка. — В этом го­ ду у меня была своя группа ш мйтк тз в йш ко|ЭОв. Научилась машинног му доению. Было, конечно, нелегко поначалу, в потом пришли знание и умение. Несколько раз даже участ­ вовала в соревнованиях. Именно здесь, в учениче­ ской производственной, ,я поняла цену настоящему — Хочу стать зоотехни­ ком, — с застенчивой улыб­ кой прибавила Оля. ^ Что дала мне бригада? — переспросил Ю^а Оси­ пов.—- Трудно вот так сра­ зу ответить. Наверное, прежде всего, научила по- настоящему трудиться. Мы выращивали овощи. Это кропотливая, требующая много времени и терпения работа. Я твердо решил: после десятилетки остаюсь в родном хозяйстве и буду выращивать овощи. Когда вернусь из. этой поездки, то буду лучше вы­ полнять любое' поручение в бригаде. Интервью записал В. СТРОКОВ. НА СНИМКЕ; члены уче­ нических производствен­ ных бригад, рТ|Аравля1ощие- ся во Всесок):з№й пионер­ ский лагерь «Орленок», — Александр Зобков, Нина Лаврентьева, Владимир Ти­ хонов, Василий Дмитриев- Фото В, Пустовалова. Т р а к т о р медленно движется по по­ лю, оставляя на свежевспаханной земле белые клубни картофе­ ля. Распределив между собою рядки, ребята быстро наполняли ведра и тут же высыпали их в машину. Работали молча, сосредоточенно. И лишь изредка то один, то дру­ гой косился на соседа: не отстал ли? Сережка весело про­ катил на велосипеде ми­ мо товарищей. В школе он сегодня не был и, естественно, про' работу на картофельном поле ничего не знал. Никто не обратил на него Внима­ ния. Парнишку озадачил такой «прием». И он с шумом прокатился еще —: Слушай, — не вы­ держал классный руко-г родитель. — Ты сегодня ведь «болен»? Вот и уез­ жай отсюда. Ничего не ответил Се- На следующий день он был чуть ли не передо­ виком. Мгновенно на­ полняемое ведро так и мелькало в его руках. Но учительница будто не замечала старатель­ ности мальчишки. —- Саше, Копя, лучше выбирайте клубни. —‘ Володь, видишь, девочки отстали, помог I конце дня сказала: —- Хорошо поработал Сережа. -Ставлю тебе се­ годня четверку. Хозяин земли начина- здесь, в школе. И 1В первый взгляд, с самого просто- Попросил колхоз по- чь в уборке картофе­ ля — вышли все ученики Каменской средней шко- Надо убирать свеклу — и тут они не остались в стороне. Но — об этом пойдет разговор особый. Выделил колхоз 18 гек­ таров земли школе; По­ садили на нем сахарнуф свеклу. И стали здесь хо­ зяйничать члены учени­ ческой производствен- ‘ ной бригады. Работы хвв- всем. Ранней вес- едеа появлялись - |рвые всходы, выезжв- поле младшие. Про­ рывали свеклу, рыхлили почву. А потом зачасти- старшеклассиики. На одной из делянок пришкольного участка и провели опыты и выяснили, какие дозы минеральных удобрений лучше всего влияют на рост сахарной свеклы. Результаты своих иссле­ дований юннаты по сове­ ту главного агронома колхоза С. 3. Аристова, порекомендовали всему хозяйству. II Урожай убирали, прав- ! да, колхозными комбай- Думаете, не смогли II . бы сами? — не без за­ пальчивости говорят мальчишки. — Еще как! Нам бы только технику... Обещали в колхозе «Аврора» выделить ре­ бятам трактор, да такой, чтобы не только изучать на нем узлы и детали, (такой учебный уже стоит во дворе школы), а год­ ный для работы. Это ж здорово: от семечка до полновесных корней — С детства видят каменг- ские школьники, как тру­ дятся их ‘ отцы, деды. С какой бережностью они относится к каждому ко- Андрюша ХвоатРв и Оля Ефанова занимают­ ся свеклой и картофе­ лем, Ребята живут неда­ леко от школы. Поэтому чаще других забегают на участок, интересуются, как поживают их «питом­ цы». А Оля Косых с по­ другами выясняет, как ‘влияют на урожайность разные сроки посева гречихи. Но самая большая гор­ дость каменцев — пас­ тернак. Одними из пер­ вых в районе занялись они разведением этой культуры. Сначала сом- Вместе с Толей Алек­ сеевым работали этим летом Штурвальными Саша Поморцев, Игорь Лакомое, Юра Козлов. Петя Хвостов, например, с Сережей и Сашей Ар­ хиповыми возили зерно пятого класса помогали силос укладывать. Откуда же идет это старание, желание рабо­ тать? Бывало, скажет пар­ нишка отцу, что устал, а — Уж куда трудней на комбайне. Жара, пыль. А обдаст тебя этим соло­ менным духом, оглядишь И цветут георгины на школьном лоску в поле. А пошли в шкоду и- тоже стали учиться работать на зем­ ле. Есть в школе учебно­ опытный участок, около трех гектаров. Выращи­ вают здесь самые раз- нообразныв культуры: помидоры и огурцы, про­ со и гречиху, астры и те- оргины. Проводят прак­ тические занятия по био­ логии, опыты, наблюде­ ния за растениями. Тру­ дятся здесь все. Даже самым маленьким пер­ воклашкам н а й д е т с я дело: сеют семена, удобряют почву. У стар­ шеклассников задания посерьезнее. Испытыва­ ют различные сорта цве­ тов и овощей. Часто можно видеть на участке Марику Архипо­ ву и Аллу Минину. Лю­ бят девочки цветы. Вот и «колдуют» они над ними. С пятого класса Алла и Марина в кружке юнна­ тов. На их счету не один удачный опыт. Особенно запомнился с георгина­ ми. Как сделать, чтобы они крупнее были и цве­ ли дольше? Посоветовал Иван Петрович Долбнин — учитель биологии т— провести пасынкование на долготу -цветения. Долго работали девчон­ ки. Ведь нужен был осо­ бый уход за цветами. И какова же была радость, когда они с гордостью рассказывали подру- А георгины-то на­ ши цветут. Да какие кра- невались: удастся ли? За­ сеяли небольшую опыт­ ную делянку. Но волне­ ния были напрасны. Пас­ тернак оказался очень устойчивым ■и... выгод­ ным. На следующий год, когда засеяли им около двух гектаров, собрали богатый , урожай. На вы­ рученные деньги приоб­ рели для школс! новое оборудование, нагляд­ ные пособия, в каждом кабинете появился теле­ ке в центнерах дело. Ру­ ководитель производст­ венной бригады Анна Ивановна Ефановв, учи­ тель биологии Иван Петрович Долбнин тер­ пеливо прививают своим питомцам любовь к зем­ ле, помогают им делать первые трудовые шаги. ...Первые лучи солнца чуть коснулись вершин деревьев, а Толик был уже на ногах. Наскоро выпив стакан молока, за­ бежал за Сашей Алексе­ евым. Саша и сам-то вче­ рашний выпускник Ка­ менской школы, но ком­ байн знал хорошо, еще с отцом на нем работал. А сейчас Толин у него штурвальным. — Надо ,успеть машину проверить, — деловито бросает он парнишке. Приятно, что обращают­ ся к нему, как ко взрос- поля, и душе зайдется. Все сбудется ... И потупится мальчиш­ ка: отцу ведь, действи­ тельно, труднее. Кем же станут Камен­ ские мальчишки и дев­ чонки после окончания школы? Не охладеют ли они к крестьянскому тру­ ду? Может, и не все на земле останутся. Но то чувство земли, запавшее в сердце еще в школь­ ные годы, поможет им быть добрее, даст силу, веру в себя, научит не бояться трудностей. ...День не удался. Небо то все покрывалось ту­ чами, то врруг снова становилось чистым. — Ехать ли сегодня в поле?—волновалась зав­ уч Татьяна Ивановна. — А вдруг дождь? Промок­ нут ребятишки. Подошел автобус, и вскоре ребята были уже да, спорилась. Но дожд» все-таки пошел. Сначала медленно накрапывал, а потом полил, как из вед- Но когда ребят встре­ тила в школе Татьяна Ивановна, они дружно заявили: — Хоть по одному рядку, но прошли... И Раиса Семеновна Ар­ хипова поставила в этот день всем своим шести­ классникам «отлично» за 3. КУНИЧКИНА. Задонский район, - Каменская средняя школа. Встреча с профессией Рано или поэдне», но перед каждым щкольником обязательно встанет вопрос; кем быть? Многое влияет на ребячмй выбор: пример родителей, книги, рассказы старших товарищей. А вот для бывшей выпускницы нашей школы Татьяны Батуниной-поворотным моментом в судь­ бе стала работа на станкостроительном заводе, ^ейчас она студентка Липецкого политехкиче- ^сйо^о института, в который поступила по направ­ лению предприятия. Но первый интерес к тех­ нике появился именно в цехах завода, где она вместе со своими одноклассниками овладевала «Лзами» рабочих профессий. 1:Давняя дружба связывает станкозавод и шко- ■лу № 2. Ярким примером этой , дружбы стал тру­ довой факупьтатив. Его цепь мальчишек и девчонок е производством, подго­ товить для завода квалифицированные рабочие Каждую среду старшеклассники, минуя про­ ходную, спешат в заводе сие цеха. После оконча­ ния десятилетки вместе с аттестатом зрелости вы­ пускники получают удостоверения операторов станков с числовым программным управлением. Многим, как Татьяне Батуниной, эта профессия приходится по душе, и они остаются работать на М. ЮРИК, ф . ПОСРЕДН?ШОВА. г. Липецк. , ' ВРЕМЯ И ТЫ НТР и духовный мир человека «Мы разучились удивляться», —^так сегодня считают мно­ гие. В самом деле, даже поле­ ты в космос, хотя и восприни­ маются как важные события, не изумляют нас, как прежде. Человек эпохи научно-техни­ ческой революции перегружен потоками новой информации, и это обстоятельство не может не сказываться на его духов­ ном мире. Конечно, восприятие и во'з-' действие всего нового много­ образно, как многообразен сам человек, его взгляды и наклонности, условия его жиз­ ни. Хочу отметить лишь неко­ торые общие черты в образе жизни советских людей, про­ являющиеся под влиянисл На первое место я ставлю усиление любознагельности, стремлзние расширить круго­ зор, пополнить профессио- нальнь._ и непрофессиональ­ ные знания. Этому способству­ ет и оЬразовательный уровень населения. Сейчас трудно встретить в нашей стране чело­ века работоспособного воз­ раста с образованием ниже восьми кпассов средней шко- Резко возрос спрос на попу­ лярную информацию. }?(урналы «Знание — сила», «Техника --- молодежи», «Наука и жизнь», «Здоровье», «Химия и жизнь», «Вокруг света» выходят милли­ онными тиражами, ко <. ли своевременно не позаботиться об их приобретении, то свежий номер достать не так-то лег­ ко. Я уже не говорю о журна­ лах типа «Радио», «Природа», «За рулем», рассчитанных на «специализированного» чита­ теля, научной и научно-попу­ лярной литературе, выпуска­ емой большими тиражами, как центральными, так и республи­ канскими издательствами. Огромной популярностью пользуются регулярные теле­ визионные передачи «В мире животных», «Клуб кинопуте­ шествий», «Очевидное — не­ вероятное». эти и подобные им примеры относятся, так сказать, к «сидя­ чей» любознательности. Явле­ нием времени, формой позна­ ния мира ст&л массовь1й ту­ ризм. Причем, если раньше Т(у- ристов привпеквли, скажем, природные красоты Кавказа и' Крыма, сегодня представите­ лей этого бродячего племени .можно встретить на Камчатке и Кольском полуострове, в тунд­ ре и таежных местах, в пусты­ нях Средней Азии. С каждым годом растет число участников международного туризма. У части населения, особенно- у молодежи, наблюдается ук­ лон в техницизм, порой прини­ мающий характер фетишизма. Электронная «Каисса» играет, и довольно прилично, в шахматы. Компьютеры, проявив способ­ ности молниеносного счета, переводят, пытаются сочинять стихи, музыку. Роботы говорят и выполняют, сложнейшие ма­ нипуляции. Отсюда представ­ ления о том, что машинам можно передоверить едва ли не все, отсюда разговоры об «искусственном интеллекте», как о чем-то уже реальном и т. д. Ребята в школе считают заслуживающими внимания лишь математику, физику, кос­ могонию, химию. Отсюда за­ метное усиление рационализ­ ма, «сухости» в отношениях. Я отношусь к категории лю­ дей, которые не одобряют это­ го уклона, но не замечать его было бы неверно. Его позитив­ ное следствие — рост изобре­ тательства, рационализатор­ ских предложений. Ежегодно проводимые смотры научно- технического творчества мо­ лодежи демонстрируют боль­ шие .успехи в данной обласги. Если анализировать в динамике, можно сказать, что уклон техницизма ослабевает. На первый план выходит стремление осмыслить науч­ но-техническую революцию и ее последствия социально и гуманитарно. Это отразила и научно-фантастическая лите­ ратура. Еще десять пет назад в ней господствовали в большей: мере машины и приборы, сего­ д н я— люди, их отношения. Социальный аспект виден и в , движений абитуриентов. На- : плыв поступающих на гумани­ тарные, экономические; искус­ ствоведческие факультеты во : много раз больший, чем в са~ ' мые прославленные техниче­ ские высшие учебные заведе­ ния, — явление, немыслимое лет пять—шесть назад. Во мно-з гих городах действуют (очно и . по телевидению) так называе­ мые «Народные университеты»-. — циклы лекций для интересу-:: ющихся. И опять-таки здесь ■ больше слушателей на «фа­ культетах» общественных. Один из наиболее значимых 1 аспектов осмысливания НТР видится в общественной актив­ ности широких масс трудящих­ ся. Особенно зримо она про- ЯБилась при обсуждении мате­ риалов XXV съезда КПСС. Пресса, радио и телевидение не смогли удовлетворить всех желающих П|ублично высказать свои предложения, критиче­ ские замечания по самым раз­ личным проблемам современ­ ности. Писем с предложениями и пожеланиями было так мно­ го, что для их изучения на съезде была создана специаль­ ная комиссия во главе с Председателем Совета Мини­ стров СССР. Алексеем Никола­ евичем Косыгиным. Часть пред­ ложений вошла составной ча­ стью в решения XXV съезда, другие направлены в соответ­ ствующие министерства и ве-: дометва, третьи будут учтены а законе о пятилетием плане, ко-; торый в октябре примет Вер­ ховный Совет СССР. Усилилось внимание обще­ ственности и местных органов власти к проблемам охраны ок­ ружающей среды. Для решения многих научно- технических, производствен­ ных и социальных проблем расширяется содружество ака­ демических и отраслевых ин­ ститутов, высших учебных за­ ведений с конкретными произ-: водствами. Студенческие кон­ структорские бюро, экономи­ ческий «всеобуч» — также массовые явления, отражаю­ щие стремление общества быть причастным к достижени­ ям научно-технической рево­ люции, к их эффективной реа­ лизации в жизни. У людей усиливается чувство собственного достоинства и по­ нимание достоинства других. Меняются быт, потребности че­ ловека, претерпевает измене­ ния престижность тех или иных профессий. На производстве рядом с инженерами и эконо­ мистами появились математи­ ки, программисты, психологи, социологи и дизайнеры. Вместе с тем есть еще немало неинте­ ресной работы, от которой по­ ка мы не можем избавиться. Механизация трудовых про­ цессов остается одной из ваЖ’ иейших задач еще и потому, что уже сейчас в ряде районов страны ощущается острая не­ хватка рабочей силы. Наконец, и это, думается, главное, развитие научно-тех­ нической революции в нашей стране вызывает опГимиэм, как форму восприятия настоящего и будущего. Александр БИРМАН, доктор экономических наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz