Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)
Идет «жатва» и ка гслубил н> 1 Еах о€ пасти. НА СНИМКЕ: ;(.лсвэ| — Ёргмадир сырагт|-.ои систе мы Яриловсксга пруда Липецкзго рь’бхота Николай р Иванович Шацкие, который а .'ро|Д.пс/л юду со своими товарищами по т/чяп г-о 32 I с-кткера ра;бы с гектара зеркала. Э т о в т о р о й рсзуг.ьтст по Г’ССтСР. На вто ром снимке — крансс[ 1 ;;.ч р 1 >!бог.рзмь'ш.пснн :10 тре пета Владимир Пс.-сс. I . Ф о т о В. Ельшаева. Д ВЕРИ откры вали н е з н а л о м ы е п ар ни и д ев о ч к и . Ин огда их м амы , чуть р е ж е — папы . С н е п р е м е н ной в еж л и в о с т ью и вним ани ем вы с л у шивали в о п р о сы . О т в е ч а л и п о - р а зн о м у : е улы б к ой , р а с т е р я н н о й или с а м о д о в о л ь ной, с г ор ьким и се то в ан и ям и на н е в е з е н ь е и с н е б р еж н ы м , п од ч ер к н у ты м сп ок ой с т в и ем . З а к аж д ой д в е р ь ю была с в о я « р а з гадк а» , а з а г а д о к бы ло оч ен ь м н о го , хотя и ум ещ а л и с ь они за о д н и м - еди н с т в ен ны м и вп ол н е о п р е д е л е н н ы м в о п р о с о м : «П оч ем у ни гд е не р а б о т а е т нед авний выпускник?». В ш кол ах нак ан ун е вн о в ь и вновь у точн яли списки , р а с с т а в л я я против ф а милий с в о и х п и том ц ев н азвания в у з о в и т ехн и к ум о в , г д е о н и - т е п е р ь уч а тся , у к а зы вая м е с т о р а б о ты . Но о ст ал и сь в сп и ск ах и п у сты е строчки : «не р а б о т а ет» . М н о го с т р о ч е к . Если б с о б р а т ь в с е х н е т р у д о у е т р о е н н ы х вып ускн ико в г о р о - 13, хватило бы р а б о ч е й силы для круп - о го з а в о д с к о г о ц ех а или, с к аж ем , для ц е л о го с т р о и т е л ь н о г о у п р а вл ен и я . Но вся суть в том , что д а л е к о не каж дый выпускник м е ч т а е т о ц е х е или с тр о й к е . \^, В п ро ч ем , м еч ты и плены , о к а з а л о с ь , с о в с е м н е т р у д н о у с л о в н о р а з д е л и т ь на три «варианта» . В п е р в о м в сю инициативу л ю б е з н о б е р у т в р ук и р о д и т е л и . — Д о ч к а о т ды х а е т на ю г е . Пока о т ды ха ет , вот и в с е . . . — к р а с н о р е ч и в о ска зали нам за вып у скн иц у д е в я тн а дц а то й ш колы Люд/хилу В. — М альчик п е р е д п р и зы в ом в арм ию д о л ж е н о тд о хн у т ь , — счи таю т р о д и т е л и •Ю р и я А . , вып ускн ик а ш колы № 44. П р авд а , п о с л е б е с е д ы планы у них к р у то м ен яю т ся . . . — Сын д о л ж е н о тд о хн у т ь , — так р е шили и в с е м ь е о д н о г о из п е д а г о г о в . Есть и так и е , к о т о р ы е у с т р о и л и с ь в за о ч н ы е институты , зар уч и вш и сь дл я этой ц ел и липовыми сп р ав к ам и , з а в е р ен ны м и п од пи сям и д о б р ь ] х д я д е й и п е чатями сол и д ны х у ч р еж д ен и й и о р г ан и заци й . А вот примеры другого порядка. Не хочет работать выпускница пятой сред ней школы Марина О., намереваясь {по ка только намереваясь!) учиться на подготовительных курсах в политехниче ском институте. Н е уд авш аяС я п опы тка п оступит ь в л е т н о е учи л ищ е о тр а ви л а всякий в к у с к т р у д у У вып ускн ик а д в е н а д ц а т о й ш колы Ироря С Н е см о т р я н а н е о д н о к р а т н ы е — ^советы и п р о с ь бы р о д и т е л е й пойти учи ть ся или р а б о т а т ь , он о т сиж и ва е т ся д о м а . С о б и р а л с я , п р а в д а , у с тр аи в а т ь ся на р а б о т у . Т ол ьк о в о т с ам ая м а л о с т ь м е ш ает : н е р еш и л к уд а .. . И, н а к он ец , т р е т ь я , с ам ая вн уш и т ел ь ная гр уп па р е б я т . Ищ ут р а б о т у .. . Ищут ш е с т ь из д ев я ти н е т р у д о у с т р о е н н ы х вы п у скни ков пятой школы ; хо тят т р у д и т ь ся, но п ок а не сум е л и вы б р а т ь д е л о по д уш е О ля Я. и Л ен а Ш. из т р е т ь ей с р е д н е й , «ищет р а б о т у » Николай Л. из с е д ь м о й , « у сил енн о п оды с к и в а е т п о д х о д ящ ую р а б о т у » О л ь га С . из три дц а то й школы . По ра зны м причинам о ст ал и с ь в ш кольны х сп иск ах вып ускников п у сты е строчки . Но как ж е д о р о г о они все -таки г р аж д ан с ко й а ктивно стью , у с той ч и в о с тью п роф е с си о н а л ьны х и н т е р е со в . М н о го п утей о т к р ь 1 то п е р е д вып уск никами : з а в о ды , с тройки , с ф е р а о б с л у живания... В с е пути хорош и , в с е и н те р е сны . Но к а к о е бы р еш е н и е ни принял д е с я ти к л а с сн и к , важ н о о д н о — свой вы б о р он д о л ж ен с д е л а т ь п р о д ум ан н о , о со зн а н н о . И п ом о ч ь ем у в э т ом — с в я тая о б я з а н н о с т ь ш колы . Н е б у д е м гов о ри ть с ей ч а с о тех , кто « ПУСТЬДИТЯТЯОТДХОНЕТ... » с тоят — п у с т у е т г д е -т о р а б о ч е е м е с т о ! П е ч е т ся м ам аш а : «Пусть ди тя о т д о х нет»... П усть , к он ечн о , е сл и дитя у с т а ло . Но п о р а бы уж и т о го . . . сил ен о к п о д н а б р а т ь с я , ч то бы см ени ть пап и м ам за с тан к ом , к у л ьм ан ом или за при л авком . Как -никак п о с л е вы п у с кн о го -то э к з а м е на пятый м е с я ц п ош ел . А то ве.ць, ч е го д о б р о г о , в о й д е т ч а д о во в к у с и о д н аж ды зая вит с е р д о б о л ь н о й м ам аш е : «Не х оч у в о о б щ е .р а б о т а т ь . О тды х а т ь п о н р а ви лось» . И таких ф ак т ов , к с ож а л ен ию , н ем а л о . С и д я т год ам и в е л и к о в о з р а с т ны е чада на у д о б ны х р о д и т е л ь с к и х ш еях и ‘ в у с не д ую т . Вот так и с т ан о ви тся и но гд а р о д и т е л ь с кая ж а л о с т ь , с н и сх о ж д е н и е : а в о с ь , м ол , у с п е е т , н а р а б о т а е т с я , п оч вой д л я п р о и зр а с тани я м а х р о вы х т у н е я д ц е в . Нет, мы н е хотим б р о с и т ь т ен ь на этих симпатичны х п арн ей и д е в уш е к — п о т ом у и н е п р и в од и м п ол н о с т ью их ф амилии . О н и п ок а ничего не сд ел а л и , они то л ь к о о тды х аю т , но сим п том т р е в ож е н . Д а , б л а г о с о с т о я н и е н а р о д а , б л а г о д а р я н е у с т ан н ой з а б о т е партии, из г о д а в г о д п о вы ш ае т ся . Р о д и т е л я м не т р у д н о с о д е р ж а т ь вып ускн ик е , е сл и д а ж е о н и н е р а б о т а е т . Н е , п р а в о ж е , ч то -т в е с т ь о т к ощ у н ст в а в том , чтобы и сп о л ь з о в а т ь ' м а т е р и а л ь н ую о б е с г !е ч ен - н о с ть дл я в зр ащ и в ани я н ахл еб ни к ов . З а б о т и т с я м ам аш а . . . Но в е д ь и е е т р у д п е р е с т а н е т зам е ч а т ь сы н о к , и о т ц о в с к и х м о з о л е й н е увид и т — за ч ем ем у ? В ъ е зж аю т в о т тйк «детки» в жизнь в гол у б о й к а р е т е и н е в д о м е к р о д и т е л ям (н е в д о м е к ли?), что п ор а у ж ч а д ам на учи ться жить с п ол ь зо й д л я лю д ей , о т в е т с т в ен н о о тн о си т ь ся к т р у д у , о р и е н ти р о в а т ь с я не то л ь к о на с у г у б о личные, но и о бщ е с т в е н н ы е и н т ер е сы . Р о д и т е л ь ск и е п р ом ахи о ч еви дны . К у д а с л о ж н е е , о д н а к о , у в и д е т ь п р о сч е ты ш колы . Р а з в е не с у д ь б а м и Еыпуск.ч;:ков и зм е р я ю т нынче в с е е е в о сп и т а т е л ьн ы е усилия? Д о р о г а м и , к аки е они вы би р аю т . х о ч е т р а б о т а т ь « с е к р е т а р ем в с у д е и т о л ь к о с е к р е т а р е м в с у д е » . П о д ум а ем о т о м б ол ьш и н ст ве н е т р у д о у с т р о е н н ы х р е бят , что к ак -тр н ев о л ьн о стали на р а с п у т ье : к у д а пойти? Они «ищут р а б о т у » не п о т ом у , что на м о г у т е е найти — они е щ е н е зн аю т , что им енн о ищут . В с л е п ую о ткл ик аю тся на в с е г аз е тны е о б ъ явления , гад аю т , т р е в ож а т с я , с ом н е в а ю тся и... о с т аю т с я д о м а . Х отя руки их нужны п о в сю д у ! Н е п о т ом у ли с л у ч а е т с я т а к о е , что п о р а о ко н ч а т е л ьн о г о вы б о р а п р оф е с си и сж им а е т с я дл я мно гих в о ди к - е д и н с т в ен - ный летний м е сяц ? О т з в ен е л и гитары на вы п у скн ом — и н ачинает ся р е а л ь н о е с о о т н е с е н и е с о б ственны х в о зм о ж н о с т е й и н ам ер ени й . Й какими р а зи тел ьным и бы в аю т о т к л о н е ния о т мцчты ! О д н а и з нынешних вы п ускниц д е с я т о й ш колы в а в г у с т е п о ступ ал а в м е т а л л у р ги ч е ски й техни к ум . Н е п рош л а по к он к у р с у . С ей ч а с д е в уш ка р а б о т а е т няней в д е т с к о м с а д у . Д р у г а я д е с я ти к л а с сн и ц а и з этой ж е школы , н е п оступив в техни к ум с о в е т ской тор говли , у с т р о и л а с ь на р а б о т у в з а в о д с к ую л а б о р а т о р и ю ЛТЗ. И пусть д е л аю т д ев уш к и д о б р о е и н уж н о е д е л о — так пи уж б е с с л е д н о п р о й д е т для них этот « п ер еп а д » в п р оф е с си я х ? О т н ош ен и е к т р у д у , в ь(бор пути... Э то и е с т ь р е з у л ь т а т т е х нр ав с тв ен ны х у р о ков, к о т о ры е п р е п о д а ны у ч ен ик у в с е м ь е и ш к ол е . О д н а к о главн ая ц ел ь т р у д о в о г о воспи тания не б у д е т д о с ти г нута , е с л и они не с о ч е т аю т с я с ум е л о п о с т а вл ен н о й п р оф е с си о н а л ь н о й о р и е н таци ей , Такой о р и ен т ац и е й , к о то р а я о сн о вы в а л а с ь бы ка г л у б о к ом и зучении скл он н о с т е й и сп о с о б н о с т е й р е б я т . Ш кол а до лж н а бы ть у в е р е н а , что р е к о м енд аци и , к р ьр ры е о н а д а е т с в о е м у вып ускнику , п о с т р о ен ы н е на п е с к е . Нын еш ни е п р и м е ры за с т а вл яю т с е р ь е з н о з а д ум а т ь ся . М е ч у т ся н ед а в н и е д е - Недавно кемсомопь- цы завода «Эльта» и технического училища Н8 1 совершили интерес ные поездки. Одни по бывали с пятидневной экскурсией в Москве, другие отправились в Киев. Эти поездки моло дежь предприятия и воспитанники учебного заведения организова ли ка средства, которые заработали сами. Так, эльтовцы е кача ла года положили в свою комсомольскую копил ку более тысячи рублей, сдав государству 35 тонн металлических и 120 тонн бумажных отходов. Учащиеся техниче ского училища записали на свой счет '1300 руб лей. Это — зарплата группы будущих помощ. ников машинистов теп- повозов. Ребята в сво бодное .от учебы время выполняли различные виды работ, в частности, оказали большую по мощь коллективу Елец кой дистанции лесоза щитных насаждений при посадке деревьев. ^ А. МЕЛЬНИКОВ. сятиклассники м е ж д у м еталлургически .м п р о и з в о д с т в о м и г и д р о м е т е о с л у ж б о й — н е зн ают , г д е о ст ан ови т ь ся . «С в о е» ни как найти н е м о гут ... А в е д ь и в их школах , н авер няк а , помнили о п р оф е с си о н а л ь н о й о р и ен т а ции. Но не с тала ли она ... п р оф и к ф о р - м аци ей ? Б е с е ды и эк ск ур си и , кон ечн о , были , на с тен а х хорош и е ' плакаты п о в е сили... С к о л ь к о р а з д о в о д и л о с ь сп р аш и вать у р е б я т , к ак и е п р о ф е с си и п р о сл ав л яе т н е в е д о м ы й ф о т о г р а ф или х у д о ж ник — о т в е ч аю т н а угад . Не т р о н у л о , значит , д уш у , о с т ал о с ь п р о с т о о б я з а т ел ьным , к о р и д о р н ы м « оф о р м л ен и ем » . . . Гр ам о тны е , к в алиф и ци ро ванны е р а ботники нужны п о в сю д у . Н аш е о бщ е с т в о з а и н т е р е с о в а н о в том , ч то бы п р о ф е с си ональны й вы б о р вып ускн ико в ш кол гю лн е е с о в п а д а л с п о т р е б н о с т ям и на р о д н о г о хо зяй с т в а . Н е с 'лучайно Поэто м у о с о б о е зн а ч ен и е п р и о б р е т а е т с е год н я о р и ен т ац и я на м а с с о в ы е р а б о ч и е п р оф е с си и . Но в с е г д а пи с п о с о б е н п р о води ть е е наставник р е б я т — п ед а го г ? З а ч а с т ую сами учи теля н ед о с т а т о ч н о зн аю т о п р едп ри я т ия х рай он а , г ор од а , о п р о ф е с си я х , о п ер сп ект и вны х п о т р е б но стях в к ад р а х . Ш колы в с е ещ е но п ри ближ ены н е п о с р е д с т в е н н о к п р о и з в о д с т в у . А п р о б л ем и в о п р о с о в , с в язан ны х с т р у д о у с т р о й с т в о м , у вып ускн ико в вел и к о е м н ож е с т в о . Как быть? М ож н о см е л о ск а з ат ь , что н е о ц ен и м ую п ом ощ ь о к а зали бы р е б я т а м в б ю р о по т р у д о у с т р о й с т в у н а с ел ен и я . Но... не случайн о з д е с ь с о с л а г а т е л ь н о е н ак лон ени е . Д а , в б ю р о о тлично н а л аж енн ая с л уж б а , бю р о р а с п о л а г а е т п о д р о б н ейш е й и нф о рм аци ей о р а б о ч и х в акан сиях , в б ю р о опы т н ейш и е сп еци али сты . О д н а к о о н о п о п р о сту не и м е е т п р ава зан им а ть ся т р у д о у с т р о й с т в о м н е с о в е рш ен н о л е т н и х — оф и ц и ал ьн о это вх о ди т а ф ункции с п е циальных к ом и с си й при р ай и сп ол ком а х . На практик е ж е этим за ч а с т ую зани м а е т с я оди н - еди н с тв ен ны й у п о л н о м о ченный о б л а с т н о г о о т д е л а по и сп о л ь з о ванию т р у д о вы х р е с у р с о в . Кстати , это д а л е к о н е е ди н с т в ен н а я е г о о бя за н н о с т ь . О т с ю д а и р е з у л ь т а ты : не в с е г д а вы п у ск никам ш кол д о с т а т о ч н о п ом ощ и к ом и с - С о в е рш е н н о ло гичн о в о зн и к аю т с в о е о б р а з н ы е «ножницы» : у ком и с си й по т р у д о у с т р о й с т в у с в ой план, у б ю р о по т р у д о у с т р о й с т в у — с в ой . Д а ж е кон такта м е ж д у ними к ет , хотя за д ач и - то о бщ и е . В о зм ож н о , а в то р и н е в п р а в е п р е д л а гать к а к и е -л и б о н о вы е ф о р м ы р а б о ты д б у х е т в е т ст в е н ны х с л уж б — е с т ь в е д ь на с ей с ч е т оф и ц и ал ьны е у с т ан о в ки ,— о д н а к о , д ум а е т с я , хотя бы в м а сш т аб а х г о р о д а п р о б л ем ы т р у д о у с т р о й с т в а д о л жны р еш а т ь ся б о л е е гибк о . Д л я п ол ь зы ж е д е л а . А пока ... Пока ещ е д о в е л о с ь н е р а з у слыш а ть р а с т е р я н н о е : «Ищу п о д х о д я щ ую р а б о т у » .. . Г. КАЙ ДАШ КО . г. Лип ецк .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz