Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

На днях в Липецком, драмтеатре. открывает'^ очередной сезон спектаклями «Заявление за две недели» н «Дом Бер­ нарды Альбы». П ОЖАЛУЙ , трудно на­ звать другого . зарубеж­ ного поэта двадцатого века, которого-бы так любили, так читали у нас в стране, как Федерико Гарсиа Лорку. А бот драматургия Лорки, его великолепные, полные драма­ тизма и поэзии пьесы . пока язвестпы куда более узкому кругу знатоков театра. Меж­ ду, те.м обращение к театру для Лорки было отнюдь не случай­ ностью, не, эпизодо.м.. «Театр ''всегда был моим призванием. , Я отдал ему-много часов своей :-Жиаян», — сказал он однаисды. И еще одна цитата; «...если _■ 'Ч'еатр не у.чавливает со слезами - , Я.ЧИ со смехом пульс общества, ‘;Яульс--истории, драму - своего '■^аро-да и подлинные краски ’ фодяого П ензанса и националь- У'^ого гдуха, то-он не .имеет ; права называться театром». ! ■Э т о . тоже слова ЛоркИ; И в, ■ ; истории мирового сценического ' Искусства найдется не так уж 1 ^Н 0 го больших мастеров, чье. : кивое творчество и програм- ■ ;* 1 ные -декларации совпали фтоль полно и точно. Называя ■ :бебя страстным приверженцем ; «театра социального -дейет- ;вйя», Лорка всеми средствами . боролся за такой театр. ‘ Вот почему .любая постанов-- ; ка пьес Лорки на нашей сцене событие. Их было не слиш- ;ко.м много, этих постаЯовок, потому что драматургия вели- к 01 -о.‘испанца при всем - своем демократизме п, внешней про­ стоте загадывает сто,тько зага­ док режиссерам, актерам, ху­ дожникам, что и сегодня мы * только, учимся их разгадывать, постигать сплетенные поэзию и правду, верность жизни и верность метафоре, отважное новаторство -и глубочайшие корни народных традиций. Естественно, что театр, ре­ шившийся ставить Лорку, вы- эываёт особое уважение. И — ©собое внимание и зрителей, . и критиков, и спецналистов. По­ этому, когда липецкие мастера сцены, репетировавшие по­ следнюю пьесу Федерико Тар - .Сиа-:Лорки «До.ч Бернарды Адьйы» (режиссер Б. Го.чу- ^в«цкий), обратились за сове­ том! н по.мсщью к известному, советско.му испаиисту Л . С. ;Осп»аату, ои о.хотно согласил-' ся лрокшгсультиролать поста- поадиков и актеров н иряе.хад » Лтшеак. .Собирая матер-иа. 5 Ы о Л ор - .- ке, Осповат часто встречался с. людьмн, близко знавшими по­ эта. В том чнсчте — . с замеча­ тельным художником Альбер­ то Саичесо.м, выдающимися поэта.\га . Рафаэлем Альберти и. Пабло Нерудой, которые бы- Лорки .'формой, выражений- .любви'к '. .народу, ибо-.— вот его собственные слова & «театр.— одно из самых дей­ ственных и полезных орудий р . строительстве страны..,»; И да­ лее; «чуткий -театр... может в несколько лет изменить миро­ восприятие нашего народа». Суть отношения Лорки к теат­ ру, думаю, ясна; театр — путь к гражданскому служению, - путь к народу. И не всякий Р А З ГО В О Р П Е Р Е Д П Р ЕМ Ь Е РО Й .пашно. -Творчество- Лорки по- прежнему — аргумент в про­ должающейся борьбе его сво­ бодолюбивого народа. ' т - «Дом Бернарды Альбы» - - последняя вещь Лорки для те­ атра. Мы знаем, что в своей драматургий Лорка всегда оставался поэтом, лиричным и глубоким. Потому несколько ПОЭТ ТЕАТР ТЕАТРА, ли друзьями н соратниками Лорки, ' Осповат любезно согласился дать интервью' корреспонден­ ту «ЛешгнЦа»'. — Что заставило поэта Лор­ ку обратиться к театру? Какое место занимала драматургия в его творчестве? ■— Видите лн, первая ' часть вопроса, пожалуй, не совсем точна. Ведь ' Лорка, в сущно­ сти, стал драыатурго.м раньше, че.м поэтом! Во всяком случае --^ постановка ег'о перв'ой пьесы опер'еДйла выход его перво-, го поэтического сборника. . Пьесы Лорка писал' всю ■'ЖИЗНЬ. Но ему, его любви к театру этого казалось мало! Ои бы .1 необычайно ярок, те­ атрален в жизни. Гарсия Лорка выступал в рола неутомимого театрально­ го организатора, с неподдель­ ным увлечением сам ставил спектакли, работал с актерами. Он создал студенческий театр «Ла Баррака» н ездил со сво­ ими единомышленниками в се­ ла Испании. «Ла Баррака» по­ казывал крестьяца.м произве- денид национальной классики. Одна важная деталь; пьес самого Лоркн в репертуаре «Ла Барракн» не было. Дра­ матург считал, что еще не созда.л ничего . такого, с чем имел бы право выйти к главио­ ну с 8 ое.му зрителю — народу. Думаю, эта подробноет*. . го­ ворят о многом. Любовь к театру бы.та для театр — но «театр социального действия», театр' —‘ пульс об­ щества, пульс истории. — Какова судьба драматур­ гии Лорки в Испании? — 'П'очти в то самое время,, когда в Испании навыборах, победил Народный фронт, Гарсиа Лорка прочитал друзь­ ям последнюю . свою пьесу «Дом Бернарды ,4льбы» ! и уехал из Мадрида на родину.— в Гранаду. Там его застало на­ чало фашистского мятежа. Фа­ шисты арестовали поэта и уби­ ли его на рассвете 19 августа 1936 года. - . Но ведь известно: смерть настоящего поэта — начало его бесс.мертия. В годы войны а Испании Лорка был знаменем республиканцев. Затем, в годы франкиз.ма, ■ те, кто убил поэта, стремились к тому, чтобы убить и его творчество. Пьесы Лоркн дол­ гие годы не шли на сценических подмостках. За постановку их упорно боролись. Завоевание права на со­ здание спектакля Лорки расце­ нивалось как важная победа прогрессивных сил Испании. Первые представления вылива­ лись в демонстрацию против франкистского режима. Сегодня пьесы Лорки испан­ цы смотрят с особым чувством, им дорог страстный, мужест­ венный голос ве.и 1 кого поэта и. граждаиЯна, всегда боров­ шегося протн* сйл ночи, реак­ ции 3 * .прекрасную новую Ис- неожиданным кажется заявлен­ ное автором «Дома» намерение с «документальной точностью воспроизвести... некоторые со­ бытия из жизни одного испан­ ского селения». Выходит, это— документальная драма? — «Дом Бернарды Альбы» называют вершиной драматур­ гии Лорки.' И не только пото­ му, что это последняя его пьеса. «Дом Бернарды», дейст­ вительно, самоа совершенное создание Лорки ц — са.мое сЛбжнОёГОно' продо.тлСает мно­ гое из того, что всегда волно­ вало- Лорку — его : раздумья о трудной судьбе женщины, его стремление слить быт и поэ­ зию... Да, в пьесе мы находим су­ ровый,' честный реа,|шз.м, до­ кументальную точность вос­ произведения быта. История, рассказанная Лор­ кой, — горькая история испан­ ских женщин, которые в силу косных обычаев, бессмыслен­ ных предрассудков и законов лишены права на такое естест­ венное женское счастье — стать женой, стать матерью,— в этом плане типичная. Жиз­ ненная. Драматург, говоря о документальности своего про­ изведения, не играет, не кокет­ ничает с читателем н зрителем. В ТО' же время Лорка не бйа бы Лоркой, 60.431 бы не осветил свою пьесу поэзией,- если бы: в конкретностя ее событий 'я персонажей мы не чувствовали символаческогэ эа^^ ■ ' обобщения; ' Страшный дом, где властву­ ет фанатично убежденная в необходимости своей. , тараиии, беспрекословного подчинения игивых человеческих душ мерт- вым-и бесчеловечным установ- ления.м Бернарда, .порази­ тельное предвидение поэта. Своей пьесой он пророчески предсказал трагедию Испании, которой предстояли, черные десятилетия фашизма, первой жертвой которого стал и сам Лорка; ’ ■ Но в пьесе есть не только власть. Бернарды,: ? и бунт против этой власти. Буит иеязбежный. Неотвратимы-й, сколь бы сильна я- жестока НИ' была' ' эта власть. - И его по.эт тоже предвиде.а! ' Я думаю, сегодня, йогда а. Испании наступили яеремевы, которые, нес.чбтря на-все уси­ лия реакции уже не юстано- В й ш ь , обращение вашего ■теат­ ра к <ЩЬму Бернарды Альбы» знаменательно й закономерно. Ведь это тот случай; когда само время заставляет пере­ смотреть традиционные тр тоаки художественного про " ведения. Если в более ранних поста­ новках пьесы звучала мигбль- об омертвлении «дома Бернар­ ды», из стен которого выкачай воздух надежды, то: теперь в вашем театре фина.Т спектакля воспринимается и как конец ■беспредельной власти Бернар­ ды. Хозяйка дома,-в сущности, —■!!: раздавлена последствияМ 1 ^ в о - , .его тиранического . го сп с^Л а . _ Рушится ее семья, рушят^^ее уверенность в себе, рушится все, чему она служила, ради ; «■ ; чего убивала в себе и других душу живую... Я видел ряд спектаклей по пьесам Лорки. Среди них, кста­ ти, и тот, который оформляя удивительный испанский ху­ дожник Альберто Санчес, пе­ ренесший па сцену переливаю­ щийся. все.ми красками кусок Испании. Были у нас и другие постановки, интересные в той или ином отношении. «Дом Бернарды Альбыз^Иа липецкой сцене представлятея мне достойным продоллгением . поясков. ■театрального вопло­ щения образов Лорки. Это* бесспорно, важная работа, важ­ ное событие, щ думаю, не толь­ ко в культурной жизия вашего го,рода... Бесе.ду заяисад И. Н Е В Е Р ЗА Р У Б ЕЖ Н Ы Й К АЛ ЕЙ ДО СКО П П Р А С Л О В С К И Е л Тихими п од м о с к о в н ы м и в е ч е р ам и Над н еб о л ьш о й д е р е в н е й П р а сл о в о а М ож ай с к о м р а й о н е лью тся м е л о - Щ и и . Н ад о кр е с тны м и полями , г у сты м ' (р и б н й м л ё с о м д а л е к о слышны то гр у с тны е , т6 з а д о р н о - в е с ё л ы е песни . Н ачи н а ет их о бы чн о С е р а ф и м а Его­ р о в н а Калинина — о д н а из с т а р е й ­ ших п е с ен н и ц м е с т н о г о ф о л ь к л о р ­ но го ансам .бля . В р е п е р т у а р е эт о го с ам о бы тн о го , кол л е к ти в а с выш е ста п е с ен , с о б р а н - «П О С И Д Е Л К И » ных и запи санны х в о кр е с тны х д-эрэз- нях и сел а х . П р а сл о в с к и е м а с т ер и цы х о р о в о г о ' п ения тщ а т ел ь н о гото вят к аж д о е выступл-ение.‘ П оч ти ' е ж е ­ д н е в н о собираю тс-я они на р еп ети ции или, как з д е с ь гов о ря т , «посидол.ки», И т о гд а ш и рок о и п ри в ол ьн о звуч ат К а сни м ке : у В ладимир а С т е п а н о в а и Валентины Вишн яковой свой н о м е р — « с в а д ь б а в д е р е в н е » . (Ф о т о х р о н и к а ТА С С ) . дел маете|^ в л о н д о н с к ом з ам к е Т а у эр с о б р ан а о д н а из к р уп н ейш и х в м и р е колл екци й с р е д н е в е к о ­ во го о р уж и я , -н ач ало к о то р о й полож ил английский к о р о л ь Генри х УИ1. Х р ан и т е л ем м у ­ з е я в т е ч ен и е м но гих л е т яв­ л яе тся Р а с с е л Р о бин сон . Всю с в ою жизнь он п освя тил р е ­ м е с л у о р уж ей н и к а . П е р вы е латы.^ Р о б ин сон попы тал ся с д е ­ лать в с ем и л е т и е м в о з р а с т е . П р авд а , они тут ж е р а з в а л и ­ ли сь , чуть н е при давив «м а с т е ­ ра» . С т ё х п ор п рош ло п я т ь д е - Н ем н о ги е тури сты , п о с ещ а ­ ю щ и е Т а уэр , 'о б р а щ а ю т вни­ м ани е на н е б о л ьш о е зд ани е , п р и с т р о и вш е е с я в т ен и «Белой башни» . З д е с ь н аходи тся м а ­ с т е р с к а я , в к о то р о й по о б п о м - кзл<, н ай ден ным на поля х б ы ­ лых ср аж ени й , ум е л ы е руки м а с те .оо в в о с с о з д аю т д о с п е ­ хи ры ц а р ей . Р або та эта с л ож ­ ная и к ропо тли в ая в е д ь с е к р е ты д р е в н е г о р е м е с л а счи ­ тали сь у траченны ми ; Н ед а в н о в м а с т е р с к о й Т а у эр а по п р о с ь б е Б ри тан ско го м у з е я были р - зс тзз рир оз аны ри м с ки е д о сп е хи , п р о л еж авш и е в з е м ­ л е о к о л о д в у х ты сяч лет . В К е н т е р б е р и й с к о м с о б о р е ви­ ся т ш л ам , щит и латы р а б о ты Р о б и н сон а . И з го т о в л ен н о е им р ы ц а р с к о е с н а р яж ен и е сни ­ м аю т в ф и л ьм ах , и сп о л ь зую т как н а гл яд н о е п о с о б и е при и зучении истории . (АПН). У крана К вар ти р а , в к о т о р у ю в о р в а ­ ли сь пол и ц ей ск и е , напоминала ап т ек у п о с л е н ал ета г р а б и т е ­ лей . П о в сю д у были р а з б р о с а ­ ны к ор о б к и и з -п о д л ек а р с т в , из опро'.'.инутых п у зь 1 р ь к о в с о ­ чилась ж и д ко с т ь . Е гипетская полиция а р е с т о ­ вала гр уп пу опа сны х п р е с т у п ­ ников, в т е ч ен и е д в у х л е т з а ­ нимавш ихся и з го то в л ен и ем ф альш и вы х л е к а р с т в . М ош ен ­ никам у д а л о с ь н алади ть р е г у ­ л яр ны е поставки у п ак о в ок и Э|узь!рьков и з -п о д л е к а р с т в , в к о т о ры е они п ом ещ а л и п р е п а ­ раты с о б с т в е н н о го и з г о т о в л е ­ ния. Р е ц е п т был п ро ст : в ф а б ­ ри чны е уп ак о в ки н али валась п р о ст ая в о д а , к о т о р а я п о д ­ к р аш и в ал а сь в то т или иной ц в е т 3 за ви сим о с ти от названия п р еп а р а т а . А . ЦИБИЗОВ , с о б . к о р р . АПН , Д ам а ск . Дело-табак Н е см о т р я на б ол ьш ой в р е д никотина , ч и сло к урил ьщ ико в на з е м н о м ш а р е п о к а 'а о з р а с т а - е т . С чи тая , что с п р о с на т а б а ч ­ ны е и зд ел и я б у д е т и в п р е д ь ув ел и чи в ат ь ся , н е к о т о р ы е п р ед п р и и м ч и вы е ф ирм ь ! в з а ­ падны х с тр ан ах р еш и ли взя ть­ ся за р а з р а б о т к у и ск у с с т в ен н о ­ го та б а к а . З а эт у и д ею , н ап ри м ер , ух - аатились 'з ап а дн о г ер м ан ск и й химиче ский ; гигант «Байер» и английский к он ц е р н по п р о и з ­ в о д с т в у си н т е ти ч е с к о го в о л о к ­ на «К о р то уд с» . Их- л а б е р а т о - - рии п риняли сь и скать п р и бы л ь ­ ный , зам ен ител ь ., . Х о з я е в а «К о р то уд са » н е ску^ пились в н а д е ж д е п ер вы ми вы скочить на ш ирокий ры н ок с о с в о е й «новинкой». По п о ­ сл е д н и м п од сч е т ам , к он ц е р н у ж е за тр атил не м е н е е ми л ­ лион а ф ун то в с т ер л и н го в . Что­ бы зав ерш и ть с л ож н ую с е р и ю , т е с то в , п о т р е б у е т с я ещ е д в а - - - три миллиона ... Но вот д о с а д а — п оя вивш и еся , н ед а в н о в п р о д а ж е си г ар е ты из син тети ­ ч е ск о го т а б а к а (бЛТ) никто не п ок уп ае т . (АПН |'-~ Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ . а д р е с РЕДАКЦИИ ; г . Липецк, площа дь Плеханова, Дом печати. Телефоны: редактора — 4-67-13, ответственного секретаря и фотокора — 4-67-П, отдел коммунистического воспитания - - 4-66-12, отде.чов-; комсомо.тьскон жизни — 4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-06, писем — 4-66-18, спорта — 4-66-07. Типография издательства «Ленинское знамя». Липецк, Коммунальная пл., 44. З ак . № 7 0 0 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz