Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)
На днях в Липецком, драмтеатре. открывает'^ очередной сезон спектаклями «Заявление за две недели» н «Дом Бер нарды Альбы». П ОЖАЛУЙ , трудно на звать другого . зарубеж ного поэта двадцатого века, которого-бы так любили, так читали у нас в стране, как Федерико Гарсиа Лорку. А бот драматургия Лорки, его великолепные, полные драма тизма и поэзии пьесы . пока язвестпы куда более узкому кругу знатоков театра. Меж ду, те.м обращение к театру для Лорки было отнюдь не случай ностью, не, эпизодо.м.. «Театр ''всегда был моим призванием. , Я отдал ему-много часов своей :-Жиаян», — сказал он однаисды. И еще одна цитата; «...если _■ 'Ч'еатр не у.чавливает со слезами - , Я.ЧИ со смехом пульс общества, ‘;Яульс--истории, драму - своего '■^аро-да и подлинные краски ’ фодяого П ензанса и националь- У'^ого гдуха, то-он не .имеет ; права называться театром». ! ■Э т о . тоже слова ЛоркИ; И в, ■ ; истории мирового сценического ' Искусства найдется не так уж 1 ^Н 0 го больших мастеров, чье. : кивое творчество и програм- ■ ;* 1 ные -декларации совпали фтоль полно и точно. Называя ■ :бебя страстным приверженцем ; «театра социального -дейет- ;вйя», Лорка всеми средствами . боролся за такой театр. ‘ Вот почему .любая постанов-- ; ка пьес Лорки на нашей сцене событие. Их было не слиш- ;ко.м много, этих постаЯовок, потому что драматургия вели- к 01 -о.‘испанца при всем - своем демократизме п, внешней про стоте загадывает сто,тько зага док режиссерам, актерам, ху дожникам, что и сегодня мы * только, учимся их разгадывать, постигать сплетенные поэзию и правду, верность жизни и верность метафоре, отважное новаторство -и глубочайшие корни народных традиций. Естественно, что театр, ре шившийся ставить Лорку, вы- эываёт особое уважение. И — ©собое внимание и зрителей, . и критиков, и спецналистов. По этому, когда липецкие мастера сцены, репетировавшие по следнюю пьесу Федерико Тар - .Сиа-:Лорки «До.ч Бернарды Адьйы» (режиссер Б. Го.чу- ^в«цкий), обратились за сове том! н по.мсщью к известному, советско.му испаиисту Л . С. ;Осп»аату, ои о.хотно согласил-' ся лрокшгсультиролать поста- поадиков и актеров н иряе.хад » Лтшеак. .Собирая матер-иа. 5 Ы о Л ор - .- ке, Осповат часто встречался с. людьмн, близко знавшими по эта. В том чнсчте — . с замеча тельным художником Альбер то Саичесо.м, выдающимися поэта.\га . Рафаэлем Альберти и. Пабло Нерудой, которые бы- Лорки .'формой, выражений- .любви'к '. .народу, ибо-.— вот его собственные слова & «театр.— одно из самых дей ственных и полезных орудий р . строительстве страны..,»; И да лее; «чуткий -театр... может в несколько лет изменить миро восприятие нашего народа». Суть отношения Лорки к теат ру, думаю, ясна; театр — путь к гражданскому служению, - путь к народу. И не всякий Р А З ГО В О Р П Е Р Е Д П Р ЕМ Ь Е РО Й .пашно. -Творчество- Лорки по- прежнему — аргумент в про должающейся борьбе его сво бодолюбивого народа. ' т - «Дом Бернарды Альбы» - - последняя вещь Лорки для те атра. Мы знаем, что в своей драматургий Лорка всегда оставался поэтом, лиричным и глубоким. Потому несколько ПОЭТ ТЕАТР ТЕАТРА, ли друзьями н соратниками Лорки, ' Осповат любезно согласился дать интервью' корреспонден ту «ЛешгнЦа»'. — Что заставило поэта Лор ку обратиться к театру? Какое место занимала драматургия в его творчестве? ■— Видите лн, первая ' часть вопроса, пожалуй, не совсем точна. Ведь ' Лорка, в сущно сти, стал драыатурго.м раньше, че.м поэтом! Во всяком случае --^ постановка ег'о перв'ой пьесы опер'еДйла выход его перво-, го поэтического сборника. . Пьесы Лорка писал' всю ■'ЖИЗНЬ. Но ему, его любви к театру этого казалось мало! Ои бы .1 необычайно ярок, те атрален в жизни. Гарсия Лорка выступал в рола неутомимого театрально го организатора, с неподдель ным увлечением сам ставил спектакли, работал с актерами. Он создал студенческий театр «Ла Баррака» н ездил со сво ими единомышленниками в се ла Испании. «Ла Баррака» по казывал крестьяца.м произве- денид национальной классики. Одна важная деталь; пьес самого Лоркн в репертуаре «Ла Барракн» не было. Дра матург считал, что еще не созда.л ничего . такого, с чем имел бы право выйти к главио ну с 8 ое.му зрителю — народу. Думаю, эта подробноет*. . го ворят о многом. Любовь к театру бы.та для театр — но «театр социального действия», театр' —‘ пульс об щества, пульс истории. — Какова судьба драматур гии Лорки в Испании? — 'П'очти в то самое время,, когда в Испании навыборах, победил Народный фронт, Гарсиа Лорка прочитал друзь ям последнюю . свою пьесу «Дом Бернарды ,4льбы» ! и уехал из Мадрида на родину.— в Гранаду. Там его застало на чало фашистского мятежа. Фа шисты арестовали поэта и уби ли его на рассвете 19 августа 1936 года. - . Но ведь известно: смерть настоящего поэта — начало его бесс.мертия. В годы войны а Испании Лорка был знаменем республиканцев. Затем, в годы франкиз.ма, ■ те, кто убил поэта, стремились к тому, чтобы убить и его творчество. Пьесы Лоркн дол гие годы не шли на сценических подмостках. За постановку их упорно боролись. Завоевание права на со здание спектакля Лорки расце нивалось как важная победа прогрессивных сил Испании. Первые представления вылива лись в демонстрацию против франкистского режима. Сегодня пьесы Лорки испан цы смотрят с особым чувством, им дорог страстный, мужест венный голос ве.и 1 кого поэта и. граждаиЯна, всегда боров шегося протн* сйл ночи, реак ции 3 * .прекрасную новую Ис- неожиданным кажется заявлен ное автором «Дома» намерение с «документальной точностью воспроизвести... некоторые со бытия из жизни одного испан ского селения». Выходит, это— документальная драма? — «Дом Бернарды Альбы» называют вершиной драматур гии Лорки.' И не только пото му, что это последняя его пьеса. «Дом Бернарды», дейст вительно, самоа совершенное создание Лорки ц — са.мое сЛбжнОёГОно' продо.тлСает мно гое из того, что всегда волно вало- Лорку — его : раздумья о трудной судьбе женщины, его стремление слить быт и поэ зию... Да, в пьесе мы находим су ровый,' честный реа,|шз.м, до кументальную точность вос произведения быта. История, рассказанная Лор кой, — горькая история испан ских женщин, которые в силу косных обычаев, бессмыслен ных предрассудков и законов лишены права на такое естест венное женское счастье — стать женой, стать матерью,— в этом плане типичная. Жиз ненная. Драматург, говоря о документальности своего про изведения, не играет, не кокет ничает с читателем н зрителем. В ТО' же время Лорка не бйа бы Лоркой, 60.431 бы не осветил свою пьесу поэзией,- если бы: в конкретностя ее событий 'я персонажей мы не чувствовали символаческогэ эа^^ ■ ' обобщения; ' Страшный дом, где властву ет фанатично убежденная в необходимости своей. , тараиии, беспрекословного подчинения игивых человеческих душ мерт- вым-и бесчеловечным установ- ления.м Бернарда, .порази тельное предвидение поэта. Своей пьесой он пророчески предсказал трагедию Испании, которой предстояли, черные десятилетия фашизма, первой жертвой которого стал и сам Лорка; ’ ■ Но в пьесе есть не только власть. Бернарды,: ? и бунт против этой власти. Буит иеязбежный. Неотвратимы-й, сколь бы сильна я- жестока НИ' была' ' эта власть. - И его по.эт тоже предвиде.а! ' Я думаю, сегодня, йогда а. Испании наступили яеремевы, которые, нес.чбтря на-все уси лия реакции уже не юстано- В й ш ь , обращение вашего ■теат ра к <ЩЬму Бернарды Альбы» знаменательно й закономерно. Ведь это тот случай; когда само время заставляет пере смотреть традиционные тр тоаки художественного про " ведения. Если в более ранних поста новках пьесы звучала мигбль- об омертвлении «дома Бернар ды», из стен которого выкачай воздух надежды, то: теперь в вашем театре фина.Т спектакля воспринимается и как конец ■беспредельной власти Бернар ды. Хозяйка дома,-в сущности, —■!!: раздавлена последствияМ 1 ^ в о - , .его тиранического . го сп с^Л а . _ Рушится ее семья, рушят^^ее уверенность в себе, рушится все, чему она служила, ради ; «■ ; чего убивала в себе и других душу живую... Я видел ряд спектаклей по пьесам Лорки. Среди них, кста ти, и тот, который оформляя удивительный испанский ху дожник Альберто Санчес, пе ренесший па сцену переливаю щийся. все.ми красками кусок Испании. Были у нас и другие постановки, интересные в той или ином отношении. «Дом Бернарды Альбыз^Иа липецкой сцене представлятея мне достойным продоллгением . поясков. ■театрального вопло щения образов Лорки. Это* бесспорно, важная работа, важ ное событие, щ думаю, не толь ко в культурной жизия вашего го,рода... Бесе.ду заяисад И. Н Е В Е Р ЗА Р У Б ЕЖ Н Ы Й К АЛ ЕЙ ДО СКО П П Р А С Л О В С К И Е л Тихими п од м о с к о в н ы м и в е ч е р ам и Над н еб о л ьш о й д е р е в н е й П р а сл о в о а М ож ай с к о м р а й о н е лью тся м е л о - Щ и и . Н ад о кр е с тны м и полями , г у сты м ' (р и б н й м л ё с о м д а л е к о слышны то гр у с тны е , т6 з а д о р н о - в е с ё л ы е песни . Н ачи н а ет их о бы чн о С е р а ф и м а Его р о в н а Калинина — о д н а из с т а р е й ших п е с ен н и ц м е с т н о г о ф о л ь к л о р но го ансам .бля . В р е п е р т у а р е эт о го с ам о бы тн о го , кол л е к ти в а с выш е ста п е с ен , с о б р а н - «П О С И Д Е Л К И » ных и запи санны х в о кр е с тны х д-эрэз- нях и сел а х . П р а сл о в с к и е м а с т ер и цы х о р о в о г о ' п ения тщ а т ел ь н о гото вят к аж д о е выступл-ение.‘ П оч ти ' е ж е д н е в н о собираю тс-я они на р еп ети ции или, как з д е с ь гов о ря т , «посидол.ки», И т о гд а ш и рок о и п ри в ол ьн о звуч ат К а сни м ке : у В ладимир а С т е п а н о в а и Валентины Вишн яковой свой н о м е р — « с в а д ь б а в д е р е в н е » . (Ф о т о х р о н и к а ТА С С ) . дел маете|^ в л о н д о н с к ом з ам к е Т а у эр с о б р ан а о д н а из к р уп н ейш и х в м и р е колл екци й с р е д н е в е к о во го о р уж и я , -н ач ало к о то р о й полож ил английский к о р о л ь Генри х УИ1. Х р ан и т е л ем м у з е я в т е ч ен и е м но гих л е т яв л яе тся Р а с с е л Р о бин сон . Всю с в ою жизнь он п освя тил р е м е с л у о р уж ей н и к а . П е р вы е латы.^ Р о б ин сон попы тал ся с д е лать в с ем и л е т и е м в о з р а с т е . П р авд а , они тут ж е р а з в а л и ли сь , чуть н е при давив «м а с т е ра» . С т ё х п ор п рош ло п я т ь д е - Н ем н о ги е тури сты , п о с ещ а ю щ и е Т а уэр , 'о б р а щ а ю т вни м ани е на н е б о л ьш о е зд ани е , п р и с т р о и вш е е с я в т ен и «Белой башни» . З д е с ь н аходи тся м а с т е р с к а я , в к о то р о й по о б п о м - кзл<, н ай ден ным на поля х б ы лых ср аж ени й , ум е л ы е руки м а с те .оо в в о с с о з д аю т д о с п е хи ры ц а р ей . Р або та эта с л ож ная и к ропо тли в ая в е д ь с е к р е ты д р е в н е г о р е м е с л а счи тали сь у траченны ми ; Н ед а в н о в м а с т е р с к о й Т а у эр а по п р о с ь б е Б ри тан ско го м у з е я были р - зс тзз рир оз аны ри м с ки е д о сп е хи , п р о л еж авш и е в з е м л е о к о л о д в у х ты сяч лет . В К е н т е р б е р и й с к о м с о б о р е ви ся т ш л ам , щит и латы р а б о ты Р о б и н сон а . И з го т о в л ен н о е им р ы ц а р с к о е с н а р яж ен и е сни м аю т в ф и л ьм ах , и сп о л ь зую т как н а гл яд н о е п о с о б и е при и зучении истории . (АПН). У крана К вар ти р а , в к о т о р у ю в о р в а ли сь пол и ц ей ск и е , напоминала ап т ек у п о с л е н ал ета г р а б и т е лей . П о в сю д у были р а з б р о с а ны к ор о б к и и з -п о д л ек а р с т в , из опро'.'.инутых п у зь 1 р ь к о в с о чилась ж и д ко с т ь . Е гипетская полиция а р е с т о вала гр уп пу опа сны х п р е с т у п ников, в т е ч ен и е д в у х л е т з а нимавш ихся и з го то в л ен и ем ф альш и вы х л е к а р с т в . М ош ен никам у д а л о с ь н алади ть р е г у л яр ны е поставки у п ак о в ок и Э|узь!рьков и з -п о д л е к а р с т в , в к о т о ры е они п ом ещ а л и п р е п а раты с о б с т в е н н о го и з г о т о в л е ния. Р е ц е п т был п ро ст : в ф а б ри чны е уп ак о в ки н али валась п р о ст ая в о д а , к о т о р а я п о д к р аш и в ал а сь в то т или иной ц в е т 3 за ви сим о с ти от названия п р еп а р а т а . А . ЦИБИЗОВ , с о б . к о р р . АПН , Д ам а ск . Дело-табак Н е см о т р я на б ол ьш ой в р е д никотина , ч и сло к урил ьщ ико в на з е м н о м ш а р е п о к а 'а о з р а с т а - е т . С чи тая , что с п р о с на т а б а ч ны е и зд ел и я б у д е т и в п р е д ь ув ел и чи в ат ь ся , н е к о т о р ы е п р ед п р и и м ч и вы е ф ирм ь ! в з а падны х с тр ан ах р еш и ли взя ть ся за р а з р а б о т к у и ск у с с т в ен н о го та б а к а . З а эт у и д ею , н ап ри м ер , ух - аатились 'з ап а дн о г ер м ан ск и й химиче ский ; гигант «Байер» и английский к он ц е р н по п р о и з в о д с т в у си н т е ти ч е с к о го в о л о к на «К о р то уд с» . Их- л а б е р а т о - - рии п риняли сь и скать п р и бы л ь ный , зам ен ител ь ., . Х о з я е в а «К о р то уд са » н е ску^ пились в н а д е ж д е п ер вы ми вы скочить на ш ирокий ры н ок с о с в о е й «новинкой». По п о сл е д н и м п од сч е т ам , к он ц е р н у ж е за тр атил не м е н е е ми л лион а ф ун то в с т ер л и н го в . Что бы зав ерш и ть с л ож н ую с е р и ю , т е с то в , п о т р е б у е т с я ещ е д в а - - - три миллиона ... Но вот д о с а д а — п оя вивш и еся , н ед а в н о в п р о д а ж е си г ар е ты из син тети ч е ск о го т а б а к а (бЛТ) никто не п ок уп ае т . (АПН |'-~ Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ . а д р е с РЕДАКЦИИ ; г . Липецк, площа дь Плеханова, Дом печати. Телефоны: редактора — 4-67-13, ответственного секретаря и фотокора — 4-67-П, отдел коммунистического воспитания - - 4-66-12, отде.чов-; комсомо.тьскон жизни — 4-67-03, учащейся молодежи — 4-66-06, писем — 4-66-18, спорта — 4-66-07. Типография издательства «Ленинское знамя». Липецк, Коммунальная пл., 44. З ак . № 7 0 0 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz