Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)
Рязанскую землю исстари называют, песенным к р а ^ . Немало замечаталь- ных людей взрастила ?та земля, й пер- среди НИ]?;— Сергей Есенин, от крывший миру эвойКую красоту рус- С«рй природы,' , многие стихи которого стали воистину,народными, песнями. : ...По весне, когда белое облако цве тущих «адов повисает над Мещерой, когда воздух наполняет нежный аромат цветущих я§лонв, сколько песен звучит вечерами1 Они вспыхивают то у одного, ТО У другого крыльца, проплывают ули цами и замирают где-то за околицей. И Оесни под стать зтим настроениям — широкодыхенные, причудливо изукра шенные подголосками, далеко улетаю щие с теплым аесенним ветром. Насту пает страдная пора — лето с его зали вистыми песнями на покосах, а затем и осень, пора свадеб. Тут уж особое раз долье песенницам: сколько пропоют и грустных прощальных, и торжественных величальных, и'веселых корилок, и пля совых, и шуточных. За тридцать лет существования Рязан ского русского народного хора (он был создан в 1946 году в селе Журавинки на основе самодеятельного колхозного хора, возглавляемого И. Косилкиной), столько напевов накопилось, что успе вай время от времени вспоминать и хоть изредка пропевать, чтобы не забыть. Широкие, неторопливые, как равнинные реки, старинные песни сменяли одна другую, рисуя яркие, запоминающиеся образы, В каждой из них — целый мир. Одни похожи на внешне бесстрастный расскаЗ| полный безысходной грусти («По меду, меду.,.»). Другие — бунтую щие, дерзкие, . словно, дающие крылья,, чтобы улететь е иные края («Вечерком, 38 речкою»). Третьи — жалоба страда ющей души, которой нужен добрый со беседник, что своим участием поможет освободиться от тягостных раздумий и обид (игровая «Все бы я по гореньке ходила»). Особенно впечатляет стщзин- ная русская песня «Что за тем, за ле сочком», в которой крестьянский распев сочетается с современными интонация ми. Солист (Евгений Агафонов) низким голосом выводит первую строфу, на ко нец -запева возгласом «Эх» присоединя ется другой голос, затем вступает весь хор. Видно, что ^юполнителям эта песня нравится, поют ее ? особым воодушев лением без сопровождения, а академи ческом стиле. Поют слаженно, красиво, а главное — самозабвенно, полностью растворяясь в песне. Странные л^елодии чередуются с сов ременными. Те и другие составляют по одной второй части новой концертной программы. Вот хороводная лирическая «Летит лебедушка» (музыка А. Аверки на), пронизанная юмором и лукавством. Плывут девушки, точно лебедушки, в руках всплескива.ют разноцветные пла точки, и словно весенний луг расцветает на сцене. А вот и прозрачно-грустные «Закаты», от которых веет есенинской грустька, и невбльно' приходят на память строки поэта: О Русь --- малиновое поле, : И синь, упавшая в реку,— > Люблю до радости и боли I' Твою, озерную тоску. Но .отчет рязанцев — это не только дань неувядающим истокам народного творчества, а и приумножение их. Сов ременной русской песне в хоре прида ется большое значение. В репертуаре много произведений, посвященных род ному краю, среди них «Земля рязан ская», «Чудо-рязаночка» А. Новикова, «Я рязанец-разудалец» А. Репнина, «Ря зань любимая моя» А. Аверкина. Союзу Серпа и Молота посвящена хореогра фическая картина «Мы рязанцы моло дые, наши руки трудовые». В золотой фонд хора вошли хореографические сю иты «Секиринская кадриль»' и «Мещер ский хоровод» (постановка М. Круглень кого), созданные на богатом фольклор ном материале. Но особой теплотой проникнуты песни на стихи Сергея Есе нина, рожденные в коллективе. Автор музЫки — художественный руководи тель хора, народный ■артист РСФСР Е. Г, Попов. Прежде всего, это — «Над окошком месяц», «Белая береза», «Сыпь, тальянка»... Сколько в них неж ности и щемящей тоаси! До чего же красиво звучат распевные мелодии, в ко- ГАСТРОЛИ . торых!—и боль, и теплящаяся надежда на счастье, неизбывная грусть и ликующая , радость'! В таких песнях наиболее полиб раскрывается душа хора, вдохновение и мастерство здесь' выступают . в тесном . единстве,' собственно, чем и славится рязанская песня,; .. Самыми трудными и ответственны ми гастролями, -^ говорит Евгений Гри горьевич, мы считаем поездки по родной областиГ ведь выступать прихо. дится перед теми,’ кто создает й хранит песенное, богатство, нто понимает толк .в настоящем пении. К таким гастролям мы Готовимся с особой тщательностью, и каждый успех воспринимаем с особым подъемом. Публика слушает нас гтри- дирчиво. Особенно старики — те рев ниво относятся к малейшим отступлени ям от вековых традиций. Но и песнями одаривают щед!эо. Из таких поездок по области мы частенько возвращаемся с -новинками. Сколько же песенных бо гатств еще хранится в певучих рязанских семьях! Государственный рязанский русский народный хор давно завоевал прочную популярность. Ему сопутствует успех, и это закономерно: успех — результат большого труда, неутомимых . пои<!- ков. Это радует. Но еще больше радует успех рязанских песен. Потому что, где бы ни выступал хор, он всюду чувствует себя полпредом родного песенного ' А, ЧЕРНЫШОВ. ФРГ. Западногерманская демократическая общест венность обеспокоена от крытым попустительством деятельности неофашист ских группировок. Согласно официальным данным, е прошлом году зд е^ насчитывалось 148 неонацистских и других правоэкстремистских орга низаций — на 24 процента больше, чем в году. По признанию министерства внутренних дел этой страны, еще никогда р Западной Германии «национал-со-: циализм не восхвалялся столЬ'^ откровенно в речах, брошюрах н в ходе различ'' кых акций... как это проис ходит сейчас». НА СНИМКЕ: жители Франкфурта-на-Майне, ступившие против сборищ, неофашистов, были аресто ваны полицейскими. (Фотохроника ТАСС), ФИЛЬМ«ШЕСТОЕИЮЛЯ» «Важнейший историче ский документ»— такую не обычную надпись на кино афишах можно увидеть се'й- час перед лиссабонским кинотеатром «Эстудио», где демонстрируется советский кинофильм режиссера Ю. Карасика «Шестое ию ля». Он 'сразу стал «обяза тельным» для прогрессив ного зрителя Лиссабона. О злободневности этого произведения для молодой португальской демократии нужно сказать особо. «В момент, когда экраны страны наводнены посред ственными фильмами, пол ными империаписти'ческой пропаганды и порнографии, чрезвычайно важен показ в Лиссабоне ленты «Шестов июля». Это основополагаю щий для понимания Велико го Октября кинодокумент, открыто изобличающий-ле вачество как союзника ре акции», — написала лисса бонская газета «Диариу» в^ связи с выходом фильма на’ столичный экран. В Португалии сейчас не мало левацких группиро вок, которые тужатся назы вать себя партиями и рату ют за немедленную рево люцию, без оглядки на расстановку сил в стране. Против их крикливости и дутой . революционности, как считают многие, уже посмотревшие «Шестое ию ля», отлично «работает» со ветская картина. Безысход ность мелкобуржуазного радикализма, так доходчи во раскрытая советскими кинематографистами в кон кретной исторической об становке, — наглядный, урок для многих португальцев, которым после полувековой идеологической обработки по-салазаровски подчас трудно бывает различить нутро классового врага под шелухой псевдорево- люционных фраз и лозун гов. Прогрессивная левая критика Португалии; назвав шая картину «идеальным' средством ' разъясните'йь- ной работы в массах», отме чает атмосферу историще- сной достоверности совет ской киноленты, впечатля ющий образ В. И. Ленина, воссозданный на эф ане ак тером Юрием Каюровым... Картина взволновала пор тугальцев. Они спорят О' ней, обсуждают отдельные эпизоды. А это значит — она понравилась, А. КУПРИКОВ, соб. корр. АПН, ' Лиссабон. До недавнего времени мало кто слы шал название города Соуэто — крупней шего африканского гетто Иоганнесбурга с населением почти в один миллион че ловек. Но вот как и шестнадцать лет на зад, когда в Шарпервил.ле расистский ре жим Претории расстрелял 69 ша.хтеров- афрнканцев, .мир содрогнулся от гнева после кровавой расправы в Соуэто. Как известно, во время демонстраций 16. и 18 июня вооруженные до зубов наряды по лиции и специальные подразделения по «борьбе с беспорядками» открыли огонь по безоружным демонстрантам. 300 чело век убито и около 1000 ранено — таков итог «операции». Большинство постра- давши.х были шко.тьнпки. Их «вина» пе ред фашистским режимом Форстера со стояла лишь в том, что они не желали изучать язык белых расистов — афри каанс. Многие бы.ш арестованы, по ие- которым удалось скрыться и с помощью активистов Африканского национально го конгресса (АНК) перебраться за гра ницу. Один из деяте.тей АН К в Дар-эс-Сала ме помог мне встретиться, с ребятами из Соуэто. Их настоящие имена и фамилии знает только руководите.ть, ведь в ЮАР остались их родные, которые могут под вергнуться репрессиям. Борьбу за осво бождение родины они будут продолжать, под партийными псевдонимами: Паплз, Грейс, Рут, Оджес, Геральд. Самому старшему из них 21 год, самой младшей — 16. Волнуясь, они рассказывают о не давних событиях. Оджесу 21 год. Шесть лет он состоит членом молодежной организации АН К ЮАР. .Все эти годы Оджес вел разъяс нительную работу среди школьншсоз, был одним из организаторов, забастов ки 16 июня. — С начала года, — говорит Оджес,— учащиеся протестовали ' против. того, чтобы в школах обуче!ше вели на языке африкаанс, на котором говорят в Ю.А.Р только белые. Когда ученики одной из школ Соуэто объявили забастовку, в знак солидарности с ними мы решили организовать демонстрацию. Это была демонстрация тех, . кто выступает за права африканцев, за то, чтобы, окончив школу, африканец. мог, например, по ступить в высшее учебное заведение, стать врачом, инженером... Утром мы вышли на улицы, мы шли мимо шко.т, ученики которых продолжали занятия. Многие из. них присоединялись к нам. Взрослые в это время были на работе на заводах и шахтах Иоганнесбурга. Не сомненно, власти учли это. Они заранее, перекры.лн все пути, по которым шли ко лонны демонстрантов к городу. — Один из полицейских отрядов,—про должает .Оджес, — преградил, путь на шей колонне. Они начали забрасывать нас граната.ми со' слезоточивым. газом. Мы ответили градом камней. Полицей ские открыли огонь. Я не мог сразу по верить в это, но вдруг начал падать то варищ, шедший рядом со мной. Я уви дел кровь, Х.тынувшую из раны во лбу... Потом, когда наша демонстрация бы ла разогнана, мы пытались' найти его тело, но полиция сразу-же подобрала трупы убитых. , Мы получили его тело только через неделю. Я видел комнату в доме рядом с полицейским участком, где была-буквально гора тел убитых. — Полицейские не жале.тн 'даже ма лышей, — добавляет Рут. — .Стреляли, не выбирая це.ти. Сына" моих знакомых шести лет тоже нет в живых. Вот в ко го стреляли расисты. ■— В те дни Соуэто был превращен в ад, — говорит Геральд. .— Над городом повисли / вертолеты, с них сбрасывали гранаты со слезоточивым газом, как только видели группу людей. Отряды по «наведеяию порядка» открывали огонь из автоматов. Горели здания и перевер нутые автомобили. Полиция начала охо->. ту за африканцами — искали, зачинщи ков. — . Выступления против обучения на языке африкаанс, демонстрация студен тов и школьников. — одно из звеньев в цепи общей борьбы африканского наро да ЮАР, .— говорит Паштз. — Это под-' тверждается ростом числа забастовок протеста против апартеида и.расовой дискриминации, которые проводят наши отцы и ^братья — рабочие Соуэто и дру гих .городов страны.. Ясно, что режиму Ф.орстера, противостоит общенащюналь- нбе движение всех слоев населения ЮАР. В заключение я спросил, какие ^ ребят планы йа будущее. Они хотят учиться и бороться. Они многое узна.ти о Совет-, ском Союзе и хотят знать еще больше. Они полны, решимости завоевать свободу своему йароду. Они никогда не забудут кровь убитых товарищей. - В, Ч ЕКАЛКИН , корр. АПН . '= Дар-эс-Салам. ■ Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ . Коммунальная п д , 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 2-33-53, ответственного секретаря и отдела иллюстрации — 2-28-59, утдел коммунистического воспитания — 2-84-13, отделов; комсомольской жизни « фотолаборатории — 2-36-43, учащейся молодежи — 2-38-59, писем и спорта — 2-34-46. А Э 63976 Типография издательства «Ленниское знамя». Липецк, Коммунальная ил., 44. Зак. № 6865,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz