Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)
огни НА ДОРОГАХ Хворостянка. Хлебоприем ный пункт. 21.00. По-осекнему густая темень пала па землю. А на дорогах — огни. И здесь, на хлебоприемном пункте, буд то самый разгар рабочего дня. Одна за другой подъезжают машины к оярокидывателю. Золот 5 (к:тое в свете электриче ских огней зерно мощным валом всыпается в приемный бунк^ . На опрокидывате.че мо лодой яарень Владимир Дег тярев, Сегодня его смена. Сегодня он, можно сказать, отдыхает. Наплыв машин все- таки поредел. Это была по следняя ночь, хозяйства рай она везли последние тонны лаборатории, несмотря на по здний час, людно. Перегова риваются шоферы, беспрерыв но звонит телефон. Здесь мы и встретили директора сов хоза «Отрада» Виктора Ва- снльевпча Нспахова и секрета ря парткома Алексея Иванови ча Никина. — Не хватает только ком сорга, а так весь штаб в сбо ре, — пошутили мы. ~ Комсорг на комбайне. валки подбирает, ответил Алексей Иванович. — Все на передовой... «Отрада» — госплемсташшя. Хозяйство специализирован ное. Одно из лучших в районе. И урожай здесь получен от менный — по 39,5 центнера зерна па круг. Потребовалось огромное напряжение сил, чтобы в такую «капризную по году» собрать небывалый уро жай. Зазвенел звонок. Там, на страдинском току, отгружа ли ячмень, здесь, на хлебопри емном пункте, директор в пар торг поджидали машины^ Кто-то докладывал, что от гружено уже 85 топи. — Грузите еще пятнадцать!.. — распорядился Виктор Ва сильевич. Прибывают машины. Одна, другая... За рулем обвет ренные степняки, крепкие ре бята. Одну из последних ма шин привел Владимир Марты нов. Ловко въехал на опроки дыватель. Пока сгружалось зер но, успели переброситься дву мя-тремя фразами. Владимир—■ один из лучших шоферов хозяй ства. Только от комбайнов он отвез 7200 тонн хлеба. А за всю страду перевез около '12 тысяч тонн. — А ои у нас не один такой, — с гордостью сказал парторг и открыл свою записную книж ку с ДЛИИНЫ.М списком и акку ратными колонками цифр. — Вот смотрите: Демихов Вла димир тоже работает ка «ЗИЛе», тоже перевез более ТЫСЯЧИ' тонн. Варламов Иван, Петр Каманов на «ЗИЛах-554» перевезли за страду около 1,5 ТЫСЯЧИ тонн зерна. Большой хлеб радует всех. Люди не чувствуют усталости, не тре буется лишних напоминаний: так высока ответственность. Даже, — парторг улыбнулся,— даже к девушке заехать па пять минут, и то отпрашивают ся. Ничего не поделаешь — страда страдой, а дело-то мо- В хозяйстве действительно много молодежи. 94 члена ^ ВЛКСМ состоит на учете в комсо.мольской организации. И все они на самых ответст венных участках; подбирают, отвозят хлеб, пашут зябь, ■ А пример подает сам комсорг Александр Копцев. Он косил хлеба на свал, а потом пе реоборудовал свой комбайн на подбор валков и наряду с опытными механизаторами на бирает центнеры. — Выросли у нас и целые династии механизаторов-хле- боробов. Вот Сокорев Сер гей Никитович года два с Виктором работал. А в этом году Виктору дали свой байн, помощником же цу пошел Вячеслав. Так работают два фамильных СК-4. Снова звонок. С тока сооб щили: отгружена последняя • машина. Идут долгие мпиуты, пока она, завершающая, при будет сюда, на приемный пункт. Наконец прибыла. Все. Есть два плана. Круглосуточная битва за урожай, которую ве ли отрадинские хлеборобы, — выиграна. Вздыхает облегчен но директор, Алексей Ивано вич прямо здесь же, в лабора тории садится сочинять теле грамму - рапорт о том, что, вы полняя решения XXV съезда КПСС и поддерживая почин хлеборобов Кубани, тружени ки племстанции «Отрада» за сыпали в закрома государства 9 с лишним тысяч тонн хлеба. — Ну, все... — сказал ди ректор. — Осталось подобрать каких-нибудь сто гектаров. Это на полдня нашим ребятам. Н. НИКОЛАЕВ. ЗОЛОТАЯ КАПЛЯ Солнце только скольз нуло лучами по верхуш кам деревьев, а на элева торе работа в полном разгаре. Виктор Образцов, пер вый секретарь Добрик- ского райкома комсомо ла, расставил комсо мольцев по местам. Субботники и воскрес ники — обычное дело в дни жатвы, никого уго варивать не приходится. Вот и сегодня 101 чело век налицо. Виктор смеется: В ы ш л и р а й п о , ПМК-643, е м у , райпром- комбинат. И, конечно же, работники райкома комсомола. Когда при шла необходимость ра ботать ночью, райко мовцы вышли в полном составе. Мелькают лопаты в неутомимых руках ребят и девчат. Темп взят вы сокий и никому не хо чется отставать. Кажет ся, уж е нет сил, но взгля нешь на товарища и сно ва з а работу. И прихо дит второе дыхание. Все реже раздаются смех и шутки, на лицах серебрятся бисеринки пота, но вот к небу взлетела песня и легче стало, как будто повеял свежий ветерок. Появи лась новая группа уча стников трудового де санта. Школьники. Их хорошо знают на элева торе. Некоторые прора ботали здесь все лето. Сегодня объявили; идем на побитие рекорда. В прошлое воскресенье 9 «А» класс школы № 1 за 4 часа вручную разгрузил 47 ^лъше- грузных автомобилей. — Прежде всего мы комсомольцы, — ответят они,—А уж если рабо тать, так работать по- корчагински. Девочки взялись за веники, а парни стали пе релопачивать зерно. Те чет золотая река, ка жется, что будет течь она вечно. У шоферов только зу бы блестят, когда под катывают к лаборатории. Быстрее, быстрее! И. Вар ламов из совхоза «От рада» перевез 13 с лиш ним тысяч центнеров, а В. Шилов из колхоза им. Крупской и В. Кур- ганников из автопред приятия этот рубеж уже перешагнули. Но вот золотой поток начинает постепенно ис сякать. И движение лю дей становится все мед леннее. Зерно перело пачено, территория под метена, рабочие из ПМК-643 сделали новый забор... Сейчас забылись бес сонные ночи, работа до ломоты в костях, оста лись только радость и гордость: ведь обяза тельства выполнены. Е. НИКИТИНА. Г В А Р Д Е Й Ц Ы (Окончание. Начало на 1-й стр.). девушки (на снимке ввер ху). В добринекпй . ка равай есть и их вклад. Здесь же, на току, мы встретили II комсомоль ца Виктора Шилова (снимок па 1-й стр. в центре). Ои только что привез на своем грузови ке очередную партию зер- 1 . А с начала уборки на о счету тысяча триста 1 НН перевезенного хлеба. Частый гость в поле и на току первый сек ретарь Добрпнекого РК ВЛКСМ Виктор Образ- поздравить с трудовой победой передовое зве но, которое возглавляет Виктор Зайцев (па сним ке внизу). Отлично по трудился в нынешнюю уборку и -комсомолец из колхоза имени Чапаева .Александр Поклевип (на снимке внизу справа). Сначала он работал штурвальным, а потом ему доверили самостоя тельно водить степной корабль, па котором уже помечено пять звездо- р Много добринских по лей промелькнуло перед нашими глазами. Уже н о в ы й УЧЕБНЫЙ ГОД В СИСТЕМЕ КОМ- СОМОЛЬСКОГО ПОЛИТПРОСА ДОЛЖЕН СТАТЬ ПЕРИОДОМ ГЛУБОКОГО, ВДУМЧИ ВОГО ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ х ‘} ^ ~ ‘ СЪЕЗДА КПСС, НАМЕТИВШЕГО ГРАНДИОЗ- НУЮ ПРОГРАММУ РАЗВИТИЯ НАШЕЙ МАТЕРИАЛЫ И ДОКУМЕНТЫ СЪЕЗДА — ЭТО НОВЫЙ ВКЛАД В СОКРОВИЩНИЦУ МАРКСИСТСКО - ЛЕНИНСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ КО.ММУННСТИЧЕСКОГО СТРО- ИТЕЛЬСТВА. ПУБЛИКУЕ.МЫЕ НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ СТАТЬИ И КОРРЕСПОНДЕНЦИИ РАССКА- ЗЫВАЮТ О ТОМ, КАК В НЕКОТОРЫХ КО.М- СОМОЛЬСКИХ ОРГАНИЗ.ЙЦИЯХ готовят ся К НАЧАЛУ ЗАНЯТИЙ. КРИТЕРИЙ АКТИВНОСТИ Комсомольского пропагаютста часто волнует вопрос: как добиться, чтобы на занятиях слушатель получал не только определенное количество информапии, но, прежде всего, научился самостоя тельно мыслить, анализировать. Ведь именно это является залогом формиро вания прошшх идейных убеждений. Д ва года я. веду занятия в комсомоль ском кружке Измалковского промкомби ната. Мы изучили историю КПСС, позна- комн.лись с основами коммунистиче ской морали, изучили работы В. И. Ле пина, документы съездов партии и ком сомола. Первые занятия, как я помню, не при нес.™ бо.льшой пользы, моим слушате лям. В самом начале пропагандистской работы, добросовестно изучив тему, я старалась как можно ярче и понятнее пересказать содержание, а потом пыта лась организовать собеседования по пройденному материалу. Но занятия приносили мне только огорчения. Стала искать причины. И убедилась; каждого слушателя необходимо научить само стоятельно работать с. книгой. Сейчас, рекомендуя литературу к оче редной теме, я обязательно "указываю страницы, говорю, на что нужно обра тить внимание, что законспектировать, к како.му вопросу подобрать примеры, даю практические задания. Полезными считаю консультации и беседы со слушателями в промежутках между занятиями. В ходе таких бесед, на консультациях^ легче проверить зна ния, больше времени, чем на занятии, чтобы заострить внимание на тех вопро сах, которые слабо усвоены. И еще. После тщательной подготовки, как правило, равнодушных не бывает, каждый участвует в беседе. Постепешш я готовила слушателей к серьезной самостоятельной работе и семинарским занятиям. Такая самостоя тельная работа стимулирует стремление глубже разобраться в материале, выйти за рамки программы. Так, на одном нз занятий кружка «Основы' коммунисти ческой' морали» было внесено предлонге- ние дополнительно, вне плана изучить тему: «Твоя свобода и твоя ответствен ность», которая была органически связа на с предыдущей. Целый месяц мы собирали материал, все слушатели тщательно готовились, составили конспекты, У кружковцев не только возрос интерес к теме, но и воз никло желание передавать свои знания другим. Пять слушателей стали агитато рами, политинформаторами. Критерием активности слушателей яв ляется их работа. Приятно, что комсомольцы — слуша тели кружка, выполняют партийные, комсомольские и профсоюзные поруче ния; Валя Никитина — председатель местного комитета, депутат местного Совета депутатов трудящихся, Вера Тру бицына — кандидат в члены райкома ВЯКСМ. Большинство слушате.пен за хорошие успехи в работе - "н учебе награждены знаками ЦК ВЛКСМ: «Удар«ик-75», «.Молодой гвардеец пятилетки», «Ле нинский зачет». Л. ГУСТОВА, руководитель комсомольского кружка Измалковского промкомбината. В СЕМ 37 пропаганди-1 стам комсомоль ской политсети на шего завода евде в. июне был задан один вопрЬс: «Что вы ждете от предстоя щего учебного года?». Поч ти все ответили, что хотели бы добиться максимальной отдачи от слушателей на каждом занятии. Ответы же трех пропагандистов навели на мысль, что есть еще ру ководители кружков и се минаров, которые бо лезненно заботятся о внеш нем оформлении помеще ний для занятий, эффект ных записях в Журналах, справках - отчетах и вовсе не думают о том, как углу бить содержание того раз говора, который на заняти ях должен состояться. Л ведь в кружок моло дежь идет вовсе не потому, что пропагандисту надо Чтобы вызвать актив ность всех ^ слушателей кружка, надо начинать ра боту задолго до открытия нового учебного года. Лич ные г (^еседы с будущими кружковцами, знакомство с их местом работы, участ ком, условиями труда и быта — все это необходимо пропагандисту. 1-^^иний учебн|й^ год отв1^Яенен , как, Щ Р гд а . Центральный Комитет ВЛКСМ в постановлении «О задачах политической уче бы комсомольцев и моло дежи в свете решений XXV съезда КПСС» обязал ко митеты ВЛКСМ принять конкретные меры по повы- шенню теоретического. уровня и действенности комсомольской политуче- Для пропагандистов завод ским кабинетом политпро свещения и комитетом ВЛКСМ был организован семинар по материалам съезда. На трех заседаниях бюро комитета комсомола детально разбирались во просы пропаганды и изуче ния материалов XXV съез да. Заводское радио, мно готиражка посвятили ряд публикаций и выступлений этой ответственной пробле- И все же, повторяю, заня тия кружка лишь тогда ста нут интересными, эффек тивными, когда разговор пропагандиста будет ин формационно насыщен ным, если он будет содер жать и конкретный глубо кий анализ положения дел в цехе, в организации. Руко водитель кружка «Основы экономических знаний» В. И. Старт должен быть хорошим обязательно отчитываться о явке слушателей. И не для того, чтобы весело по говорить, о чем придется. Кружок >— это, прежде все- совет людей, заинтере сованных в улучшении дела на рабочем месте, в цехе, предприятии. Разговор на занятиях они ведут оса- важном для данной комсомольской организа- о том, чего и какой це ной удалось достичь, что из намеченного молодым ра бочим не выполнено и по каким причинам, какие за дачи организация должна решать, и на сколько она подготовлена к этому. Казалось бы, азбучные ис тины пропагандистской ра боты. Но поговоришь с ины- руководителями круж- и они покажут все: н проведения занятий, ы домашних заданий, дадут полистать рефераты хорошистов... Зато два во проса нередко могут поста- ъ их в тупик: «Чем помог- занятия кружка, чтобы больше поступило предло жений об улучшении рабо комсомольской органи зации? Какие меры приняты того, чтобы ни одно из че потерялось, не ос талось без внимания?». Однако речь не о том, о не надо заботиться, к примеру, о качестве веде- конспектов по теорети ческим темам или не надо хлопотать об уютном поме щении. Просто, порою, про. пагандисты начинают увле каться созданием условий для занятий, а не качеством проведения самих занятий. руководствуются програм мами, переработанными с учетом документов съезда. Им доверяется почетная миссия — нести в массы ле нинские идеи, вооружать моло!чежь твердой *ерой в тожество коммунистиче ских идеалов. В прошлом учебном го ду, во всех кружках, и. семи нарах ЛТЗ уже .состоялось, по шесть занятий^!)На квто*, рых молодежь !углубле>нно: изучала документы -и реше ния XXV съезда КПСС. В целом все занятия прошли успешно. Для опер^ти^^но-; го контроля привлекался! наиболее подготоаленмый комсомольский актив, спо собный на местах проана лизировать методику прове дения занятий, оценить их качество, а также оказать необходимую практиче скую помощь. Об эффективности - рабо ты комсомольской политсе ти на заводе можно судить на примере работы «Теоре тического семинара по ак туальным вопросам», руно-' водимого пропагандистом П. Н. Ещенко. Из 18 слуша телей двое, В. Романов и Е. Степченко, стали канди датами в члены КПСС. А в; Полухин — членом КПСС. 12 человек были агитатора ми в период избирательной кампании.. Все слушатели сп|оавились с вып,олнеяием личных комплексных' пяа- В новом учебном году в 37 кружках и теоретических семинарах на нашем пред приятии будет заниматься 1180 молодых слушателей.) — Важно всегда помнить, что пропаганда маяков со ревнования •— это великая, сила, которая помогает нам в борьбе за утверждение принципов коммунистиче ской морали. И поэтому, когда мы в кружке изучали документы и решения XXV 1съезда партии, я еще раз детально рассказал комсо мольцам о почине моло дежной бригады пятого тректорного цеха, возглав ляемой В. Голобоковым. О Л<ивом деде старался рас сказать живым языком,,а о процентах и пленах ребята ка плакатах и- стендах мо гут прочитать. Словом, много набирает ся «мелочей», которые на поверку оказываются очень важными. Поэтому мы и напоминаем на заседаниях методического совета, группы контроля, на завод ских семинарах пропаганди стов, чтобы ни об одной из них руководители кружков не забыли.. Потому что от них зависит успех каждого занятия, всей учебы в це лом. И сегодня, в канун но вого учебного года, я вспомнила о них еще раз лишь потому, что они могут омрачить уже первое заня тие. Занятие-старт нового этапа в системе комсо мольской политучебы. А этот старт должен быть ус пешным. В. РОМАНОВА. зам. секретаря I комитета ВЛКСМ ЛТЗ. Е щ е в мае, од. новременно с подведением итогов в-комсомольской политсети, началась под готовка к новому учеб ному году, — ввел меня в курс дела заместитель секретаря комитета ВЛКСМ липецкого заво да «Центролит» Василий Самохин. Он рассказывал, а мне хотелось взглянуть на протоколы заседаний за водского комитета ВЛКСМ, план подготов ки, отчеты методическо го совета, идеологиче ской комиссии, группы контроля и рефераты слушателей. Бумаги эти интересны тем, что в них, если хотите, можно увидеть специфику . ко митета, почувствовать ритм и характер его ны- нешних забот. В папке были лишь карточки учета пропа гандистов. — Это наше новшест во, — пояснил Василий, С помощью карточек мы теперь знаем, кто ка кой кружок вел и в ка- Кстати, карточки поя вилась после майской проверки работы комсо мольской политсети за вода, которую проводи ли работники обкома ВЛКСМ и Дома полити ческого просвещения. Были, в частности, и се рьезные претензии к заводскому комитету комсомола. Обраща лось внимание ка край не слабое ведение заня тий некоторыми пропа гандистами, ка плохое посещение кружков слу шателями, и, казалось бы, анализ дал завод скому комитету пищу для размышлений, воз можность избежать ' лите» принялись состав лять план практической работы по подготовке к новому учебному году. Намечалось, что будет проведен инструктаж пропагандистов, семи нар, проверена готов ность к началу занятий. И всю эту работу долж ны были координировать методический совет и группа контроля, создан- ные при комитете ВЛКСМ. Но... кроме еще двух списков (состава методического совета и группы контроля) других следов работы не уда лось обнаружить —• Протоколов заседа ний бюро специально по этим вопросам нет,— развел руками Василий. — Но считаю, что проб лемы кадров у нас я этом году не будет. Про пагандисты подобраны с высшим образовани ем. Правда, не во всех кружках найдены им дублеры, но, думаю, ■а течение этого месяца их найдем. Из справки майской проверки: «В цехе КИПиА пропа гандист Л. П. Пашкова вести занятия не хочет. Стала она руководите лем кружка «Основы коммунистической мо рали» случайно: замени ла ушедшего пропаган диста. Посещение за нятий плохое. В журнале отсутствуют отметки по домашним заданиям». Это одна справка. К разумеется, на основа нии ее нельзя оценивать все 18 кружков. Но вот свидетельство консультанта Дома по- яитнроса М. И. Косма- «Кружок «Основы эко номических знаний» в заводоуправлении вел пропагандист Г. Н. Мед- | ведев первый год. Разу- ! меется, он встретился с многими трудностями, а помощи не получил. Да же к концу учебного со да он слабо владел ме тодикой ведения заня тий. Учебно - календар ного плана .не было- Пропагандистом ' допус кались вольности в пла нировании. В результате остались неизученными две темы. Основную ра- боту В. И. Ленина «Оче редные задачи Совет ской власти» в кружке не проходили. Пропа гандистскую работу Медведев вел без жела ния, считал, что у него нет. для нее призвания», А вот признайия зам. секретаря комитета ВЛКСМ: — Неудовлетворитель но шла учеба в цехе мелкого питья. И в этом году мы решили освобо дить от руководства кружком А. Г, Петрухи- ...Методический совет не справился со всем кругом вопросов по ор ганизации политучебы молодежи завода. Естественно, можно было предположить: выводы — далеко не утешительные — заста вят комитет ВЛКСМ серьезно задуматься. Тем более, что до нача ла занятий остались счи танные дни. Но не за ставили... год подряд будет воз главлять кружок. В этом году у него 17 слу шателей. Все со сред ним образованием. Про пагандист готовится к занятиям по новому кур су «Политика КПСС —- марксизм-ленинизм в действии». Пока разговор имел чисто ознакомительный характер, все выглядело вроде бы благополучно. Перечислялись заслуги ные вогтросы политуче бы в новом учебном го- Еще 31 июля «Комсо мольская правда» опуб ликовала постановление ЦК ВЛКСМ «О задачах политической учебы комсомольцев и ' моло дежи в свете решений XXV - съезда КПСС», Кстати, этот документ был опубликован и в других , периодических изданиях. В нем пре дельно ясно указано: диет А. Басинских вести кружок больше не бу дет. Его перевели в пар-" тийную политсеть. Сказано без тени тре воги или сожаления, словно так и надо. Кто перевел, почему, в комитете даже не поин тересовались. А ведь Алексей возглавляет методический совет при комитете ВЛКСМ. I прокомментя- И С Н О В А . . . Н Е У С П Е Л И Владимира Алексееви ча, назывались имена бывших слушателей, ко торые теперь сами стали руководителями круж ков в комсомольской по литсети, Словом, гор диться пропагандисту есть чем, и беседа с Му рашкиным только радо- — Занятия мы нач нем, как всегда, с Ле нинского урока, — как бы подвел итоговую черту разговору Влади мир Алексеевич. — Уро ки всегда проходят очень интересно. Ребя та выступают активно. Раскрывают темы на кон кретных примерах иэ жизни завода. ваться Ленинский урок Конечно, из одного факта—пропагандист за памятовал название уро ка — делать выводы не льзя, но удивительную позицию в беседе занял Василий Самохин. Он ре шил поспешно прийти на помощь и внес уточнэ- — В двадцатых числах сентября в Доме полит просвещения состоится областной семинар ру ководителей кружков и семинаров, там все под робно и объяснят (?). А что же методсовет? Почему пропагандисту остаются неясными важ- сомольских организаци ях, в кружках и семина рах Ленинские уроки: «Пятилетке эффектив ности и качества —- энту зиазм и творчество мо лодых!». И далее: «Ко митетам комсомола обеспечить необходи мые условия для плодо творной и творческой работы комсомольских пропагандистов, регу лярно информировать их о важнейших собы тиях в общественно-по литической жизни стра ны, деятельности Ле нинского комсомола». Поэтому в комитете и сегодня царит органи зационная неразбериха. Чтобы не перечислять всех фактов, назовем только один. В марте бюро обкома КПСС при няло постановление «О состоянии марксистско- ленинской учебы и эко номического образова ния комсомольцев и молодежи города Ли пецка». В нем, в частно сти, говорилось, что на некоторых предприятиях организация учебы и са ми занятия ведутся не низком уровне. Отмеча лось, что лучшим комсо мольским пропагандис там должна оказываться всемерная поддержка и внимание. ВЛКСМ «Центролита»: — Лучший пропагаи- — Басинских накану не с отличием окончил вечерний университет марксизма - лениниз.мв при липецком Доме по- литпросэ (факультет комсомольского пропа гандиста). Такими людь. ми комитету особенно надо дорожить. И, разу меется, перевод его — не лучшее решение. А через несколько дней в редакции раз дался звонок. Секретарь заводского . комитета ВЛКСМ Л. Третьякова попросила: •— О Басинских ничего не пишите. Ладно?.. Те перь мы с ним погово рили, и он будет вести кружок среднего звена в Теперь — это после звонка из обкома ВЛКСМ и Дома политического просвещения... Срочно поговорили. Срочно пе ревели. Срочно (за одно утро) скомплектовали новый кружок... Это уже ’ аврал. А че рез две недели начало занятий... Одним сло вом, повторилась ста рая история, когда ко митет ВЛКСМ завода успокаивал себя: еще есть время, еще успеем все сделать. И в который раз — не успели. В. ШАМЕТЬКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz