Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

н и в а - Т б РЯДОМ с нйсттон о том, что гороховое по­ ле у Лисьих нор уже по. дошло для косовицы, пред­ седатель колхоза Алексей Сергеевич Панков сказал на наряде вечером. А на­ утро в «Верном пути» при. ступили к уборке. Горох — всегда первая культура ка жатве. Своего рода зкзамен на мастерст­ во, особенно для молодых. До Лисьих нор комбайны шли сначала по бойьшаку, а потом по полевой дороге. Вот и поле. На первой «Низе» — Ни­ колай Камардин. Не раз участвовал он в уборочной. Правда, раньше был штур­ вальным, а теперь впервые сам ведет комбайн. В штурвальных у него — брат Сергей, десятиклассник. Зеленая шуба горохово­ го поля вспарывается ров­ но, обнажая чернозем, ко. торый парит ка солнце. Следом идет СН-4. Но вот заминка — остаковипся. Два загорелых пврня без маек вытаскивают из-лод мотовила застрвЕшую го­ роховую солому. — Кто из вас старший! Оба быстро обернулись. Лица их рзсг..тылись в улыб­ ке. Видно, пдобкый во­ прос приходилось слышать не раз.-Переспросили поч­ ти одковремекно. . — В кЕком с.мыспе стар- — Ну, по возрасту.' Ребята переглянулись: — Да близнецы. — А На комбайне кто «старший!». — Виктор! Александр кивает на бра- Братья ГутороБы—школь­ ники. Были штурвглькыми, а недавно получили в шко­ ле права трактористов. Ко­ совица гороха — это их первое испытание ^1э жатве, поэтому оба стараются не подкачать. Братья вновь, как . по команде, ныряют под лопа­ сти мотовила: быстро вытя­ гивают застрявшую соло­ му. Главное — не отстать. Николвй-то продвинулся уже к краю загонки. Старшим в звене — >!8ан Егорович Жданов, опытный комбайнер. На стареньком СК-4 он идет последним. Наблюдает за работой по. допечных. В штурвальных у него — Сергей Болгов, старшеклассник Верхне- Ломовецкой десятилетки. За многие годы работы Иван Егорович привык к напряженному ритму стра­ ды, научился разбираться в людях, которые во время каждый сам собой стаяо. вмтся. Понимает он ребят: волнуются, стзетственность- то велика. За обедом, буд­ то между прочим, рвсска- зал об этих самых местах. Как раз в июле, семьдесят пет нЕЗ?,л, крестьяне Верх­ него м Нижзего Ломо'Вцов против помещика Дубров­ ского выступили. Интерес­ но! Парни даже рты поот­ крывали. А так оно и луч­ ше, пусть но только тело, но и душа отдохнет. Рассла­ бятся — ПЭТОМ и работать легче будет. — Ну. по коням, — ГОЕО. рит Иаан Егерович, взглянув Парии двинулись за ним. ...В этот день гороховое поле у Лисьих нор бьшо скошено по.пнсстью. К. ХРИСТЕНКО. Колхоз «Верный путь», Долгорукоосккй район. Темпы , молодыж Труженики колхоза имени 1 А4гя Добровского района ведут косовицу гороха. Участие в убэрке принима. ют восемнадцать молодых мехаккзаторсв. Тон в сорса:тозг::ки убо­ рочных агеегатоз задает экипаж И. И. !Ъйде::эва, который вместо го штур. взпькым гиком-десати:шае- сником ВлЕдимкром, сек- ратарвм школь:гой г-.омсо- мояьскэй организации, взял обязЕтельство намолотить на жатве 8®00 цектиероэ Оеснй дая хлеборобов Комеомовогг Лзебовь Скачкову, Зинаиду Демину, Марию Пилипенко, ЗаяенткЕну Сакину, Надежду Ме­ леву и Тамеру Кекрасосу хО'рашо зкеют в хозяйст­ вах УсмЕчского района. Девушки — учсстники выезд­ ной Егитбригеды «!Солэсоки, органиесоЕНкой при район­ ном Доме культуры. СЕМода.чтепь:тый коллектив — всегда :кеяаккый гость на празднике первого снопа, на («эюнькЕ» □ се.льско/А клубе. Сейчас, когда в районе идет уборка зерновых, агит­ бригада кКо.лосок» за день успевает побывать в трех— четырех хсзгтйствах. На токах нгш прямо в поле у ком­ байна самодеятельные артисты дают концерты в честь ударников жатвы, исполняют песни по заявкам пере­ довиков. Лучшими агитко.члектиеамн среди сельских домов культуры признаны культбригады ■Завальскогэ, Бо­ ровского, Грачевского и Сторсжезского ДК. Всего же в эти дни на полях района сисгупают 34 вгитколлек. тива. Н. НИНИНА. И труд, и отдых Дни, проогденмые в лагерях труда и отдыха, надолго ' запомнятся ребятам из Агроиомовской, Больше-По­ повской, Троекурозской школ. Мальчишки и девчонки работали в совхозах «Агроном», «Лебедянский», имени 15 лет Октября. Они помогали рабочим совхозов об­ рабатывать сахарную свеклу, сбивали ящики для фрук­ тов. Среди первых помощников—Леиа Гревцева, Сере­ жа и Миша Трофимовы. На славу поработали и весело отдохнули. Занимались спортом. Подготовили концерты художественной са?- модеятеяьности, которые понравились труженикам се- Е. ТРОФИМОВ. зерна нового урожая. Сей­ час передогой экипаж скосил горох с площади в тридцать гектаров. Хороших результатов. до- биозгтея и комбайнер Стз- нислЕВ Бирюков, студе:тт Лило:у«зго псяитехкичвеко. го института. Вместе со ШТУРЗЕГ.ЬНЫ.М, школьни­ ком ВячеслЕЕЭМ Епифон. цеаым. он намсткл намоло­ тить пять тысяч цситкгроз 2. ВАШХОВА. З а в тр а День строителя • ДОБРИНСКИЙ САХАРНЫЙ ЗА­ ВОД — ОБЪЕКТ УДАРНЫЙ ® О ТЕХ , С КОГО БЕРЕ1'Л ПРИМЕР ' ' V Й ? ' » : . , . . ’ ■ I. . г , - „ II. Д 1-Ч-г г-’ -.гстег.-л к тсосд-^о - ьч .= 3.- 3 грп- сг I) сгрэи-э.сьс'г ■ :■ ■■ « р.- , ' ч ■ '.'Г, т * \ !1. ,'гя ^ г* с';:г7Э 1 > л .' .тсра ■Фот- М. ч . С ОЛНЦЕ медленно взби­ ралось по крутому скло­ ну небосвода — еще чуть-чуть и окажется на самой вершине. Ритмично дышит Мастер Корвяков только что обошел все бригады участка и теперь возвращался в прораб­ скую — синий вагончик, такой же, как добрых два десятка других в бытовом городке. Хо­ тел было завернуть к своей будке, но... замедлил шаг, ос- Заложив ногу за ногу, в не- прйвужденной праздной позе у одной из бытовок сидел па­ рень. Насвистывал что-то, по­ куривал.. Скучал, по всей ви­ димости. Снисходительно оки­ нул взглядом мастера, отвор- Федорович с Здравст1вуй! — Ну, здрасьте... — Что это ты сидишь здесь? — А что, сидеть нельзя, что — Да нет, почему же, си- деть-то можно, да только в свое время. А сейчас как раз время работы. Парень усмехнулся: — Ученик я... — затянулся он сигаретой. — Ученик? Ну, так и учись! — Вот еще! Варить я и так — Умрёшь, говоришь?)— Ни­ колай Федорович прищурил­ ся, в глазах сверкнули веселые огоньки. «Да, видно, самоуве- ренно|^Ытебе, друг, аМвани- мать»,Я®тодумал. ЩШ — Ну, раз умеешь, -Значит, считай, ты уже не ученик, а сам можешь быть учителем... Что ж, пойдем со мной. — Куда это? — На стройку. Покажешь свое мастерство. Парень помедлил, но встал. Пошли они туда, где треща­ ли электроды, а из-под них било ослепительно-дрожащим огнем, прыскало бело-оран­ жевыми искрами. —^Коля, — тронул мастер за плечо одного из сварщиков,— дай на минутку держак. Поку- Парнишка взял держак не­ уверенно. Ткнул пару раз в стыки — прилип электрод. Дер­ нул, ткнул еще раз. Медленно пополз раскаленный шов. Вильнул в сторону, в другую... Опять прилип электрод. — Э-э, да ты здесь, кажется, такую кашу сваришь, что по­ том всей бригаде не расхле- Корвяков перехватил у него держак, отгородился щитком. Шов потек быстро, ровно. — Вот так-то, друг! _Все-таки ученик ты еще. И будешь мм, пока не научишься работать. Так произошло первое зна. комство Григория Кокташа с мастером Кервякоаым. Во второй раз они встрети­ лись уясе на строительной пло­ щадке. Вместо того, чтобы вы­ полнять задание, Коктэш варил какие-то безделушки. А тут и бригадир, к которому он был направлен уче­ ником, — Анатолий Ми1хайло- вич Аленин — подошел. Сам работящий, прз- — Слушай, — говорит, — Ни­ колай Федорыч, забери ты ку­ да-нибудь от меня этого... Опа­ здывает на работу — раз! — Аленин в сердцах загнул один палец, — во время работы лодырничает — два! Вчера дал ему задание — отказался. Говорит, не по его профилю дороге нагнал Кокташа. Тот работа — три! И вообще... шел — вразвалку, не спеша, — Значит, выгнать? — пере- Поздоровались, спросил Корвяков, когда они — Слушай, Григорий, я на с бригадиром отошли в сторо- работу опаздываю, — -сказал ну. — Выгнать мы его можем, Корвяков, хотя в запасе было Уволим по статье — еще добрых четверть часа, — СТРОИТЬ ЧЕЛОВЕКА и все! А вот сделать из него настоящего парня, рабочего... А, Михалыч? Сможем? Долго ломал голову мастер, как же помочь молодому сварщику состояться, сделать его строителем. Что-то подку­ пало его в Григории, чувство­ вал: Кокташ не потерян для настоящей работы... Только как подобрать к нему ключи, как объяснить все, что носит он, мастер Корвяков, в душе. Разговаривал с ним. Спо­ койно, без начальнических ин­ тонаций. Многое узнал о Гри­ гории, о его характере, увле­ чениях. Не хватало парню ор­ ганизованности, диеципликы, И еще: самоуверенности —хоть отбавляй, а вот уверенности в своих силах нет. Это и под­ сказало мастеру, что делать. Спешил он как-то на работ/ от автобусной ~ поговорить, а надо бы г Прибавь газку. Хотел было Кокташ пройтись насчет того, что работа, мол, не волк, да раздумал. Задели его будто и мимоходом сказан­ ные слова мастера. «Ишь ты, он, видите ли, на работу опаз­ дывает, а я? Будто мне и не на работу...». Но шаг прибавил. Поговорили о бригаде. Кок­ таш показал большой палец.— во, какие ребята... И уже у са­ мой бытовки условились: ма­ стер будет лично давать зада­ ния Кокташу. Всякие: и инте­ ресные, и «неинтересные», А как иначе? Кто же будет за него, за Кокташа, вылолнять обычную работу? Никаких льгот и снисхождений — так договорились. И еще о кон­ троле. Мастер сказал, что про­ верять он будет лично и стро­ го. Кокташ согласился. — Ты не считай, что я под­ меняю тебя и вроде как подрываю твой авторитет. Да. вай ты, со своей стороны, а я по-своему... Ему сейчас надо чуть побольше внимания и контроля. Думаю, что это про­ длится недолго. Надо ведь понять человека и ему дать возможность понять себя... и А бригадир, в свою оче­ редь, решил взять Кокташа работать к себе в пэру. — Он, Аленин, хитрый, — говорил потом Кокташ. — Нужно мне, например, сварить сорок хомутов для строек. И он такие же варит. Пока я десяток сделаю—^он все двад­ цать, как на конвейере. Потом по своим бригадирским де­ лам уйдет... Только- я его гоню, он приходит—и опять впереди." Прямо зло взяЛ' хотелось работать так ж< А бригадир с радостью сказывал мастеру в прораб — Слышь, Федорыч, заело парня! Старается. Вчера хожу на объект, а он уже И на обед раньше — ни-ни! Без брака работает. И бригада свое сделала. На собрании — все они: и Володя Горбунов, и Саша Шабалин, и Леша Попов выступали корот­ ко, спокойно, весомо. И о Кок- таше говорили. Может, и рез­ ковато порой, но- имели на это право: у них за плечами не один год честной работы, не одна стройка. Ребята тоже чувствовали себя шефами Григория. То один подойдет, пр^отрит, по­ кажет, как лучш@Делать, то другой. Э'тст не бросалось в глаза ни самому Кокташу, ни другим. И уж совсем трудно было заметить, как мастер нет- нет, да и заведет с париями речь о Григории: как, мол, ей — Нормально, — отвечали сварщики. Прошло три месяца. Как- то мастер Корвяков вновь пришел в комсомольско-моло­ дежную бригаду Анатолия Аленина из десятого строи­ тельного управления треста «Промстрой», — Срочное и ответственное задание. — Он показал брига­ диру чертежи. — Вот какую штуку надо сделать. Подклю­ чи лучших ребят. И сам про- Первым бригадир назвал Кокташа. Корвяков не удивился. Зная, что на очередном бригадном собрании в числе лучших свэ[У- щиков месяца был назван Гри- Началъник участка строи­ тельства тепличного комбина­ та Николай Иванович ' Греб­ нев подвел черту под этой историей. — Кокташ как рабочий св- стоялся недавно. Мастер Ко]** вяков — давно. И не только как производственник, но § как воспитатель. Он считает, что вовсе недостаточно быть просто руководителем строй­ ки, замыкаться в администра­ тивные рамки. Работает с людь­ ми, учит, у них учится, если есть в том необходимость. Словом, разбирается не толь­ ко в чертежах, но и в лю­ дях. Умеет строить не только цехи и заводы — личность. Иначе был бы у этой исто­ рии другой финал. В. РЕПИН. А нн е Павловне Гункиной, бригадиру бетонщиц Бори-нского строитель- но-монтаж1ного управления Облмежколхозстройобъ е-д и-- нения, присвоено почетное звание «Заслуженный строи­ тель РСФСР». Как рассказать об этом заме1Чательном -челр- веке?-По'лробуем сделать это, о‘ПИ1рв:ясь. на сухие, но точные слова' служебной характери- ИЗ ХАРАКТЕРИСТИКИ: «Тов. Гунхи-ла А. П. работает в стро- ительсп|||мс 1943 гада^мззно- рвбочё^^ после ^Вкчаиня школы производственного обучения в 1952 году — бетои- Даано это было... В послево­ енные годы эта профессия, ‘ пожалуй, самой " дефицитной стала.' Огромная страна под- нималдсъ^^цз руин и^пржарищ. Тог-я^ и пришли в отд^- Кад­ ров треста «Липецкетррй» эти девчата из села Троицкого: Анна Гункина, ; Лека Гу-рова, Тася Смыкоеа, Маша Застро- жина,, Дуся Канатова й Шура Побежимова. Что это: роман­ тика? Молодое желание са­ моутверждения? Может быть. Но скорее — ёсознанкая не­ обходимость, по-крестьянски основательно продуманный и взвешенный шаг. Они пони., мели: здесь, на стройке, ре­ шались главные задачи дня. Они хотели испытать себя, хо­ тели быть там, .где труднее. И сполна получили то,, к че­ му стремились. Это сейчас промышленность обеспечива­ ет строителей сотнями при­ способлений и механизмов, об­ легчающих труд. .Подъёмные краны, экскаваторы, бульдо­ зеры... А тогда самым попу­ лярным инструментом были лопаты и мастерок, а приспо. соблением — носилки. Надо было, делать все быстрее, бы­ стрее, быстрее. Девушки ра­ ботали до седьмого пота. Иного такой ритм мог бы и отпугнуть: захнычет молодой человек, пожалеет себя и плохо, если рядом не будет плеча доуга. В бригаде такая опора была — Анна Гункина. Ее озорные глаза замечали все. Почему-то она всегда ока­ зывалась там, где нужна помощь, доброе слово под­ держки, Удивительно ли, что именно ока стала бригади- ррм? Впрочем, бригадир Анна особенный: без подруг — ни шагу, без их мнения — ни .од­ ного решения. Анна Павловна и сейчас такая: бригадир без «указующего перста», без ст.ч- ли в голосе. У нее даже распог ряжения принимают характер просьбы: — Девчата! Поможем им, что ли? (Это о каменщиках, выкладывающих стену). — Девчата! А завтра эту площадку надо было бы за­ кончить... Очень надо. (А за­ втра, между прочим, воскре­ сенье. Но можете не сомне­ ваться —- они придут и зэкон- В то нелегкое время этот своеобразный стиль бригадира сыграл особую роль. Он дал возможность девчатам по­ чувствовать себя коллекти­ вом, сильным своим едино­ мыслием, способным самостоя­ тельно решать задачи. Они, всегда были вместе: вместе на работу, вместе на,работе, вме­ сте .домой, и когда пришла по­ ра «уточнить» свое место на всей бригадой записались в школу производственного обучения осваивать профес­ сию бетонщиц — изначальную профессию строителя: с бетона ведь начинается любая стройка. Представить себе Анну Пав­ ловну без ее подруг просто невозможно. Без малого трид­ цать лет существует эта бригада и за все годы ни один (!) человек не ушел из нее. Тридцать пет общего труда, общих забот, общих ра­ достей... И как прочный фун- ведь дело тоже «сидеть» 6у- дамент этой общности — лич- дет! ность бригадира. В этомло и суть! Нельзя * * * «сидеть» делу, надо иепользо- ИЗ ХАРАКТЕРИСТИКИ: «Ра- вать каждую минуту, не счи- бстая в строительстве около таясь с тем, твой ли это уча- 30 пет, Анна Павловна освоила сток, чужой ли, Потому-то, строительных спе­ циальностей: такелажника, ка­ менщика, землекопа, бетон, щика.... Производительность труда бригады возросла в сравнении с 1970 годом на 40 процентов». Всякая стройка — сложней­ шая система. Ее четкая работа зависит от множества обстоя­ тельств, и далеко не всегда они складываются удачно. Простои из-за несвоевремен­ ной поставки материалов — пожалуй, одна из главных бед. Но бригаде Гункиной это слово «простой» практически не знакомо: она не знает дли­ тельных «перекуров», лениво­ го прогуливания, снабженцев. Нет бетона — ведут кирпич, ную кладку, готовят такелаж, занимаются подготовитель­ ными работами. — Для нас всего важнее — не упустить время, — говорит Анна Павловна. — Оно, ко­ нечно, соблазнительно — по- I СТАХАНОВЦЫ 70-х когда на оперативных совеща ниях в управлении объявл: ся, что бригада Гункиной полнила задание ка опреде ленном объекте; среди м< стерев разгорается насто; щее сражение — каждый про сит перевести бзигаду но на его участос Депо не только в исполнительности дисциплинированности лектива, но ) стве ответственности за что вокруг происходит, лании принести максимум пользы. Характерный эпизод. Пчо- ловодческий комплекс колхо­ за «Заветы Ильича» строился ударными темпами. Строй­ материалы подавались непре. рывно, а вот людей недоста­ вало. Острая ситуация: стро­ ители не управлялись, бетон­ ные работы сдерживали ос­ тальных. — Сколько сможете сегодня уложить бетона? — спросил мастер Гункину. (А ну, как привезут больше? Застынет...). Короткое совещание в бригаде. Короткий ответ: — Сколько привезут, столь­ ко и уложим. Везли непрерывно. Рекой. Река не расплескивалась. Она ритмично, до грамма, влив.а- лась в отведенное ей место. Как это удавалось, за счет чего? Благодаря мастерству? Слаженности? Умению брига­ дира организовывать людей? Энтузиазму, который стал, если так можно выразиться, постоянньгм резервом кол. лектива? Думаю, сказалось все вместе взятое. В комплек­ се. И этот комплекс —- самый важный «секрет» успеха Гун­ киной и ее подруг. Так слаженно, красиво ра­ ботала бригада, что о ней до сих пор вспоминают в колхозе. Недавно строители снова, по­ бывали на комплексе, и пче- поводы с особым удовольст­ вием .угощали женщин своей продукцией. ИЗ ХАРАКТЕРИСТИКИ: «В результате применения ас. фальтобетона и бутобетона сэкономлено за годы пятилет­ ии 400 кубометров бетона. Себестоимость бетонных ра­ бот снижена на 3 процента. Задание девятой пятилетки 4 года и 6 меся- Наверно, в каждой профес­ сии есть мастера и ремеслен­ ники, то есть люди, вкладывав ющие в дело свою душу, и люди, безразличные к нему, Я видел площадку, построен­ ную бригадой Анны Павловны, и свидетельствую; это рабо­ та мастеров. Площадка пора­ зительно ровная, отделанная «под линейку». Специалисты утверждают, что толщина 6е- не отступает от проектной. Как это удается? — Мы тщательно готовим основу под бетон, — расска­ зывает бригадир. — Ведь как порой делают «подушку»? Тяп-ляп, а затем бетоном по­ крывают все огрехи. А разве натянешь на плохой «подуш­ ке» ровную поверхность? Приезжали к нам как-то кол­ леги. Посмеивались даже: чего вы, говорят, с «подуш. ной» столько возитесь, ее все равно видно не будет, А мы потом все потерянное время с лихвой отыграли, да на их глазах такой пол выложили— залюбуешься! Стали они вни­ мательней присматриваться, спрашивают, как да что, да на чем бетон экономите? А все просто: привезли бетон' — не переваливай его десять раз, сразу в дело пускай. Да ма­ шину вычисти хорошенько. Да посмотри, где бут можно до­ бавить. По крупицам эконо­ мия достигается, по секун­ дам и время бережется. ...Они сидят кружком — Ан­ на Павловне и ее подруги: Елена Михайловна, Таисия Андреевна, Мэрия Иосифовна, Евдокия Ивановна, Александ­ ра Ивановна, — неторопливо, рассудительно ведут разговор о своих делах. И вдруг — как , всплеск. На вопрос: «О чем мечтает бригада?» — отвечают — Мы много лет работаем рядом, а отдыхаем порознь. А хотелось бы один разок — вместе. По профсоюзным пу­ тевкам да в дом отдыха... Анна Павловна задумчиво смотрит на меня большими ка­ рими, добрыми глазами: — Хорошо бы! Не знаю, возможно ли по производственным соображе­ ниям вот так просто отправить отдыхать целую бригаду. Но вдумайтесь в их необычное пожелание—и вы поймете, как прочны связи в этом коллек­ тиве, как крепко спаян Он. Общим трудом, общими ин- Тересами, обаянием и волею бригадира. К. ГУРЕИОК. РЯЯОШ тОЛМ ЕИИЕ Сразу на два с лишним де- — выпускники базового технй- А главное — е большой реди тепличного комбината, которые ребята получили в сятна человек увеличился ноя- ческого училища № 20. серьезностью подобрали бри- что на участке № 3, где маете- техническом училище, — глу* леитив второго управления По-дсброму приняли моло- гадиров-настзвников. ром В. П. Вериникин. Ребятам бокие, осталось только закре- «Металпургпрокатмоктаж», и дых спесарей-монтажкиков вИ вот — первый трудовой сразу поручили серьезное де- пить их на практике, — таи оце- ровио на столько же выросла МПМ-2. Познакомили с обьек- день, боевое крещение. И по. Доверие обязывает, и нивает первые шаги молодш его комсомольская оргаиизз- тами, ка которых ребятам не на второстепенных объеи- выпускники стремятся оправ- слесарёй-монтажников ОПЫТ- ция. В дружную семью мон- предстоит работать, нуждаю- тах. а на важных, таких, как, дать его. ный оригадир-наетавник Н. М. тажникеа влилось попопнёние щихся поселили в общежития, народная стройка второй оче- — Чувствуется, что знания, Солодов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz