Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)
н и в а - Т б РЯДОМ с нйсттон о том, что гороховое по ле у Лисьих нор уже по. дошло для косовицы, пред седатель колхоза Алексей Сергеевич Панков сказал на наряде вечером. А на утро в «Верном пути» при. ступили к уборке. Горох — всегда первая культура ка жатве. Своего рода зкзамен на мастерст во, особенно для молодых. До Лисьих нор комбайны шли сначала по бойьшаку, а потом по полевой дороге. Вот и поле. На первой «Низе» — Ни колай Камардин. Не раз участвовал он в уборочной. Правда, раньше был штур вальным, а теперь впервые сам ведет комбайн. В штурвальных у него — брат Сергей, десятиклассник. Зеленая шуба горохово го поля вспарывается ров но, обнажая чернозем, ко. торый парит ка солнце. Следом идет СН-4. Но вот заминка — остаковипся. Два загорелых пврня без маек вытаскивают из-лод мотовила застрвЕшую го роховую солому. — Кто из вас старший! Оба быстро обернулись. Лица их рзсг..тылись в улыб ке. Видно, пдобкый во прос приходилось слышать не раз.-Переспросили поч ти одковремекно. . — В кЕком с.мыспе стар- — Ну, по возрасту.' Ребята переглянулись: — Да близнецы. — А На комбайне кто «старший!». — Виктор! Александр кивает на бра- Братья ГутороБы—школь ники. Были штурвглькыми, а недавно получили в шко ле права трактористов. Ко совица гороха — это их первое испытание ^1э жатве, поэтому оба стараются не подкачать. Братья вновь, как . по команде, ныряют под лопа сти мотовила: быстро вытя гивают застрявшую соло му. Главное — не отстать. Николвй-то продвинулся уже к краю загонки. Старшим в звене — >!8ан Егорович Жданов, опытный комбайнер. На стареньком СК-4 он идет последним. Наблюдает за работой по. допечных. В штурвальных у него — Сергей Болгов, старшеклассник Верхне- Ломовецкой десятилетки. За многие годы работы Иван Егорович привык к напряженному ритму стра ды, научился разбираться в людях, которые во время каждый сам собой стаяо. вмтся. Понимает он ребят: волнуются, стзетственность- то велика. За обедом, буд то между прочим, рвсска- зал об этих самых местах. Как раз в июле, семьдесят пет нЕЗ?,л, крестьяне Верх него м Нижзего Ломо'Вцов против помещика Дубров ского выступили. Интерес но! Парни даже рты поот крывали. А так оно и луч ше, пусть но только тело, но и душа отдохнет. Рассла бятся — ПЭТОМ и работать легче будет. — Ну. по коням, — ГОЕО. рит Иаан Егерович, взглянув Парии двинулись за ним. ...В этот день гороховое поле у Лисьих нор бьшо скошено по.пнсстью. К. ХРИСТЕНКО. Колхоз «Верный путь», Долгорукоосккй район. Темпы , молодыж Труженики колхоза имени 1 А4гя Добровского района ведут косовицу гороха. Участие в убэрке принима. ют восемнадцать молодых мехаккзаторсв. Тон в сорса:тозг::ки убо рочных агеегатоз задает экипаж И. И. !Ъйде::эва, который вместо го штур. взпькым гиком-десати:шае- сником ВлЕдимкром, сек- ратарвм школь:гой г-.омсо- мояьскэй организации, взял обязЕтельство намолотить на жатве 8®00 цектиероэ Оеснй дая хлеборобов Комеомовогг Лзебовь Скачкову, Зинаиду Демину, Марию Пилипенко, ЗаяенткЕну Сакину, Надежду Ме леву и Тамеру Кекрасосу хО'рашо зкеют в хозяйст вах УсмЕчского района. Девушки — учсстники выезд ной Егитбригеды «!Солэсоки, органиесоЕНкой при район ном Доме культуры. СЕМода.чтепь:тый коллектив — всегда :кеяаккый гость на празднике первого снопа, на («эюнькЕ» □ се.льско/А клубе. Сейчас, когда в районе идет уборка зерновых, агит бригада кКо.лосок» за день успевает побывать в трех— четырех хсзгтйствах. На токах нгш прямо в поле у ком байна самодеятельные артисты дают концерты в честь ударников жатвы, исполняют песни по заявкам пере довиков. Лучшими агитко.члектиеамн среди сельских домов культуры признаны культбригады ■Завальскогэ, Бо ровского, Грачевского и Сторсжезского ДК. Всего же в эти дни на полях района сисгупают 34 вгитколлек. тива. Н. НИНИНА. И труд, и отдых Дни, проогденмые в лагерях труда и отдыха, надолго ' запомнятся ребятам из Агроиомовской, Больше-По повской, Троекурозской школ. Мальчишки и девчонки работали в совхозах «Агроном», «Лебедянский», имени 15 лет Октября. Они помогали рабочим совхозов об рабатывать сахарную свеклу, сбивали ящики для фрук тов. Среди первых помощников—Леиа Гревцева, Сере жа и Миша Трофимовы. На славу поработали и весело отдохнули. Занимались спортом. Подготовили концерты художественной са?- модеятеяьности, которые понравились труженикам се- Е. ТРОФИМОВ. зерна нового урожая. Сей час передогой экипаж скосил горох с площади в тридцать гектаров. Хороших результатов. до- биозгтея и комбайнер Стз- нислЕВ Бирюков, студе:тт Лило:у«зго псяитехкичвеко. го института. Вместе со ШТУРЗЕГ.ЬНЫ.М, школьни ком ВячеслЕЕЭМ Епифон. цеаым. он намсткл намоло тить пять тысяч цситкгроз 2. ВАШХОВА. З а в тр а День строителя • ДОБРИНСКИЙ САХАРНЫЙ ЗА ВОД — ОБЪЕКТ УДАРНЫЙ ® О ТЕХ , С КОГО БЕРЕ1'Л ПРИМЕР ' ' V Й ? ' » : . , . . ’ ■ I. . г , - „ II. Д 1-Ч-г г-’ -.гстег.-л к тсосд-^о - ьч .= 3.- 3 грп- сг I) сгрэи-э.сьс'г ■ :■ ■■ « р.- , ' ч ■ '.'Г, т * \ !1. ,'гя ^ г* с';:г7Э 1 > л .' .тсра ■Фот- М. ч . С ОЛНЦЕ медленно взби ралось по крутому скло ну небосвода — еще чуть-чуть и окажется на самой вершине. Ритмично дышит Мастер Корвяков только что обошел все бригады участка и теперь возвращался в прораб скую — синий вагончик, такой же, как добрых два десятка других в бытовом городке. Хо тел было завернуть к своей будке, но... замедлил шаг, ос- Заложив ногу за ногу, в не- прйвужденной праздной позе у одной из бытовок сидел па рень. Насвистывал что-то, по куривал.. Скучал, по всей ви димости. Снисходительно оки нул взглядом мастера, отвор- Федорович с Здравст1вуй! — Ну, здрасьте... — Что это ты сидишь здесь? — А что, сидеть нельзя, что — Да нет, почему же, си- деть-то можно, да только в свое время. А сейчас как раз время работы. Парень усмехнулся: — Ученик я... — затянулся он сигаретой. — Ученик? Ну, так и учись! — Вот еще! Варить я и так — Умрёшь, говоришь?)— Ни колай Федорович прищурил ся, в глазах сверкнули веселые огоньки. «Да, видно, самоуве- ренно|^Ытебе, друг, аМвани- мать»,Я®тодумал. ЩШ — Ну, раз умеешь, -Значит, считай, ты уже не ученик, а сам можешь быть учителем... Что ж, пойдем со мной. — Куда это? — На стройку. Покажешь свое мастерство. Парень помедлил, но встал. Пошли они туда, где треща ли электроды, а из-под них било ослепительно-дрожащим огнем, прыскало бело-оран жевыми искрами. —^Коля, — тронул мастер за плечо одного из сварщиков,— дай на минутку держак. Поку- Парнишка взял держак не уверенно. Ткнул пару раз в стыки — прилип электрод. Дер нул, ткнул еще раз. Медленно пополз раскаленный шов. Вильнул в сторону, в другую... Опять прилип электрод. — Э-э, да ты здесь, кажется, такую кашу сваришь, что по том всей бригаде не расхле- Корвяков перехватил у него держак, отгородился щитком. Шов потек быстро, ровно. — Вот так-то, друг! _Все-таки ученик ты еще. И будешь мм, пока не научишься работать. Так произошло первое зна. комство Григория Кокташа с мастером Кервякоаым. Во второй раз они встрети лись уясе на строительной пло щадке. Вместо того, чтобы вы полнять задание, Коктэш варил какие-то безделушки. А тут и бригадир, к которому он был направлен уче ником, — Анатолий Ми1хайло- вич Аленин — подошел. Сам работящий, прз- — Слушай, — говорит, — Ни колай Федорыч, забери ты ку да-нибудь от меня этого... Опа здывает на работу — раз! — Аленин в сердцах загнул один палец, — во время работы лодырничает — два! Вчера дал ему задание — отказался. Говорит, не по его профилю дороге нагнал Кокташа. Тот работа — три! И вообще... шел — вразвалку, не спеша, — Значит, выгнать? — пере- Поздоровались, спросил Корвяков, когда они — Слушай, Григорий, я на с бригадиром отошли в сторо- работу опаздываю, — -сказал ну. — Выгнать мы его можем, Корвяков, хотя в запасе было Уволим по статье — еще добрых четверть часа, — СТРОИТЬ ЧЕЛОВЕКА и все! А вот сделать из него настоящего парня, рабочего... А, Михалыч? Сможем? Долго ломал голову мастер, как же помочь молодому сварщику состояться, сделать его строителем. Что-то подку пало его в Григории, чувство вал: Кокташ не потерян для настоящей работы... Только как подобрать к нему ключи, как объяснить все, что носит он, мастер Корвяков, в душе. Разговаривал с ним. Спо койно, без начальнических ин тонаций. Многое узнал о Гри гории, о его характере, увле чениях. Не хватало парню ор ганизованности, диеципликы, И еще: самоуверенности —хоть отбавляй, а вот уверенности в своих силах нет. Это и под сказало мастеру, что делать. Спешил он как-то на работ/ от автобусной ~ поговорить, а надо бы г Прибавь газку. Хотел было Кокташ пройтись насчет того, что работа, мол, не волк, да раздумал. Задели его будто и мимоходом сказан ные слова мастера. «Ишь ты, он, видите ли, на работу опаз дывает, а я? Будто мне и не на работу...». Но шаг прибавил. Поговорили о бригаде. Кок таш показал большой палец.— во, какие ребята... И уже у са мой бытовки условились: ма стер будет лично давать зада ния Кокташу. Всякие: и инте ресные, и «неинтересные», А как иначе? Кто же будет за него, за Кокташа, вылолнять обычную работу? Никаких льгот и снисхождений — так договорились. И еще о кон троле. Мастер сказал, что про верять он будет лично и стро го. Кокташ согласился. — Ты не считай, что я под меняю тебя и вроде как подрываю твой авторитет. Да. вай ты, со своей стороны, а я по-своему... Ему сейчас надо чуть побольше внимания и контроля. Думаю, что это про длится недолго. Надо ведь понять человека и ему дать возможность понять себя... и А бригадир, в свою оче редь, решил взять Кокташа работать к себе в пэру. — Он, Аленин, хитрый, — говорил потом Кокташ. — Нужно мне, например, сварить сорок хомутов для строек. И он такие же варит. Пока я десяток сделаю—^он все двад цать, как на конвейере. Потом по своим бригадирским де лам уйдет... Только- я его гоню, он приходит—и опять впереди." Прямо зло взяЛ' хотелось работать так ж< А бригадир с радостью сказывал мастеру в прораб — Слышь, Федорыч, заело парня! Старается. Вчера хожу на объект, а он уже И на обед раньше — ни-ни! Без брака работает. И бригада свое сделала. На собрании — все они: и Володя Горбунов, и Саша Шабалин, и Леша Попов выступали корот ко, спокойно, весомо. И о Кок- таше говорили. Может, и рез ковато порой, но- имели на это право: у них за плечами не один год честной работы, не одна стройка. Ребята тоже чувствовали себя шефами Григория. То один подойдет, пр^отрит, по кажет, как лучш@Делать, то другой. Э'тст не бросалось в глаза ни самому Кокташу, ни другим. И уж совсем трудно было заметить, как мастер нет- нет, да и заведет с париями речь о Григории: как, мол, ей — Нормально, — отвечали сварщики. Прошло три месяца. Как- то мастер Корвяков вновь пришел в комсомольско-моло дежную бригаду Анатолия Аленина из десятого строи тельного управления треста «Промстрой», — Срочное и ответственное задание. — Он показал брига диру чертежи. — Вот какую штуку надо сделать. Подклю чи лучших ребят. И сам про- Первым бригадир назвал Кокташа. Корвяков не удивился. Зная, что на очередном бригадном собрании в числе лучших свэ[У- щиков месяца был назван Гри- Началъник участка строи тельства тепличного комбина та Николай Иванович ' Греб нев подвел черту под этой историей. — Кокташ как рабочий св- стоялся недавно. Мастер Ко]** вяков — давно. И не только как производственник, но § как воспитатель. Он считает, что вовсе недостаточно быть просто руководителем строй ки, замыкаться в администра тивные рамки. Работает с людь ми, учит, у них учится, если есть в том необходимость. Словом, разбирается не толь ко в чертежах, но и в лю дях. Умеет строить не только цехи и заводы — личность. Иначе был бы у этой исто рии другой финал. В. РЕПИН. А нн е Павловне Гункиной, бригадиру бетонщиц Бори-нского строитель- но-монтаж1ного управления Облмежколхозстройобъ е-д и-- нения, присвоено почетное звание «Заслуженный строи тель РСФСР». Как рассказать об этом заме1Чательном -челр- веке?-По'лробуем сделать это, о‘ПИ1рв:ясь. на сухие, но точные слова' служебной характери- ИЗ ХАРАКТЕРИСТИКИ: «Тов. Гунхи-ла А. П. работает в стро- ительсп|||мс 1943 гада^мззно- рвбочё^^ после ^Вкчаиня школы производственного обучения в 1952 году — бетои- Даано это было... В послево енные годы эта профессия, ‘ пожалуй, самой " дефицитной стала.' Огромная страна под- нималдсъ^^цз руин и^пржарищ. Тог-я^ и пришли в отд^- Кад ров треста «Липецкетррй» эти девчата из села Троицкого: Анна Гункина, ; Лека Гу-рова, Тася Смыкоеа, Маша Застро- жина,, Дуся Канатова й Шура Побежимова. Что это: роман тика? Молодое желание са моутверждения? Может быть. Но скорее — ёсознанкая не обходимость, по-крестьянски основательно продуманный и взвешенный шаг. Они пони., мели: здесь, на стройке, ре шались главные задачи дня. Они хотели испытать себя, хо тели быть там, .где труднее. И сполна получили то,, к че му стремились. Это сейчас промышленность обеспечива ет строителей сотнями при способлений и механизмов, об легчающих труд. .Подъёмные краны, экскаваторы, бульдо зеры... А тогда самым попу лярным инструментом были лопаты и мастерок, а приспо. соблением — носилки. Надо было, делать все быстрее, бы стрее, быстрее. Девушки ра ботали до седьмого пота. Иного такой ритм мог бы и отпугнуть: захнычет молодой человек, пожалеет себя и плохо, если рядом не будет плеча доуга. В бригаде такая опора была — Анна Гункина. Ее озорные глаза замечали все. Почему-то она всегда ока зывалась там, где нужна помощь, доброе слово под держки, Удивительно ли, что именно ока стала бригади- ррм? Впрочем, бригадир Анна особенный: без подруг — ни шагу, без их мнения — ни .од ного решения. Анна Павловна и сейчас такая: бригадир без «указующего перста», без ст.ч- ли в голосе. У нее даже распог ряжения принимают характер просьбы: — Девчата! Поможем им, что ли? (Это о каменщиках, выкладывающих стену). — Девчата! А завтра эту площадку надо было бы за кончить... Очень надо. (А за втра, между прочим, воскре сенье. Но можете не сомне ваться —- они придут и зэкон- В то нелегкое время этот своеобразный стиль бригадира сыграл особую роль. Он дал возможность девчатам по чувствовать себя коллекти вом, сильным своим едино мыслием, способным самостоя тельно решать задачи. Они, всегда были вместе: вместе на работу, вместе на,работе, вме сте .домой, и когда пришла по ра «уточнить» свое место на всей бригадой записались в школу производственного обучения осваивать профес сию бетонщиц — изначальную профессию строителя: с бетона ведь начинается любая стройка. Представить себе Анну Пав ловну без ее подруг просто невозможно. Без малого трид цать лет существует эта бригада и за все годы ни один (!) человек не ушел из нее. Тридцать пет общего труда, общих забот, общих ра достей... И как прочный фун- ведь дело тоже «сидеть» 6у- дамент этой общности — лич- дет! ность бригадира. В этомло и суть! Нельзя * * * «сидеть» делу, надо иепользо- ИЗ ХАРАКТЕРИСТИКИ: «Ра- вать каждую минуту, не счи- бстая в строительстве около таясь с тем, твой ли это уча- 30 пет, Анна Павловна освоила сток, чужой ли, Потому-то, строительных спе циальностей: такелажника, ка менщика, землекопа, бетон, щика.... Производительность труда бригады возросла в сравнении с 1970 годом на 40 процентов». Всякая стройка — сложней шая система. Ее четкая работа зависит от множества обстоя тельств, и далеко не всегда они складываются удачно. Простои из-за несвоевремен ной поставки материалов — пожалуй, одна из главных бед. Но бригаде Гункиной это слово «простой» практически не знакомо: она не знает дли тельных «перекуров», лениво го прогуливания, снабженцев. Нет бетона — ведут кирпич, ную кладку, готовят такелаж, занимаются подготовитель ными работами. — Для нас всего важнее — не упустить время, — говорит Анна Павловна. — Оно, ко нечно, соблазнительно — по- I СТАХАНОВЦЫ 70-х когда на оперативных совеща ниях в управлении объявл: ся, что бригада Гункиной полнила задание ка опреде ленном объекте; среди м< стерев разгорается насто; щее сражение — каждый про сит перевести бзигаду но на его участос Депо не только в исполнительности дисциплинированности лектива, но ) стве ответственности за что вокруг происходит, лании принести максимум пользы. Характерный эпизод. Пчо- ловодческий комплекс колхо за «Заветы Ильича» строился ударными темпами. Строй материалы подавались непре. рывно, а вот людей недоста вало. Острая ситуация: стро ители не управлялись, бетон ные работы сдерживали ос тальных. — Сколько сможете сегодня уложить бетона? — спросил мастер Гункину. (А ну, как привезут больше? Застынет...). Короткое совещание в бригаде. Короткий ответ: — Сколько привезут, столь ко и уложим. Везли непрерывно. Рекой. Река не расплескивалась. Она ритмично, до грамма, влив.а- лась в отведенное ей место. Как это удавалось, за счет чего? Благодаря мастерству? Слаженности? Умению брига дира организовывать людей? Энтузиазму, который стал, если так можно выразиться, постоянньгм резервом кол. лектива? Думаю, сказалось все вместе взятое. В комплек се. И этот комплекс —- самый важный «секрет» успеха Гун киной и ее подруг. Так слаженно, красиво ра ботала бригада, что о ней до сих пор вспоминают в колхозе. Недавно строители снова, по бывали на комплексе, и пче- поводы с особым удовольст вием .угощали женщин своей продукцией. ИЗ ХАРАКТЕРИСТИКИ: «В результате применения ас. фальтобетона и бутобетона сэкономлено за годы пятилет ии 400 кубометров бетона. Себестоимость бетонных ра бот снижена на 3 процента. Задание девятой пятилетки 4 года и 6 меся- Наверно, в каждой профес сии есть мастера и ремеслен ники, то есть люди, вкладывав ющие в дело свою душу, и люди, безразличные к нему, Я видел площадку, построен ную бригадой Анны Павловны, и свидетельствую; это рабо та мастеров. Площадка пора зительно ровная, отделанная «под линейку». Специалисты утверждают, что толщина 6е- не отступает от проектной. Как это удается? — Мы тщательно готовим основу под бетон, — расска зывает бригадир. — Ведь как порой делают «подушку»? Тяп-ляп, а затем бетоном по крывают все огрехи. А разве натянешь на плохой «подуш ке» ровную поверхность? Приезжали к нам как-то кол леги. Посмеивались даже: чего вы, говорят, с «подуш. ной» столько возитесь, ее все равно видно не будет, А мы потом все потерянное время с лихвой отыграли, да на их глазах такой пол выложили— залюбуешься! Стали они вни мательней присматриваться, спрашивают, как да что, да на чем бетон экономите? А все просто: привезли бетон' — не переваливай его десять раз, сразу в дело пускай. Да ма шину вычисти хорошенько. Да посмотри, где бут можно до бавить. По крупицам эконо мия достигается, по секун дам и время бережется. ...Они сидят кружком — Ан на Павловне и ее подруги: Елена Михайловна, Таисия Андреевна, Мэрия Иосифовна, Евдокия Ивановна, Александ ра Ивановна, — неторопливо, рассудительно ведут разговор о своих делах. И вдруг — как , всплеск. На вопрос: «О чем мечтает бригада?» — отвечают — Мы много лет работаем рядом, а отдыхаем порознь. А хотелось бы один разок — вместе. По профсоюзным пу тевкам да в дом отдыха... Анна Павловна задумчиво смотрит на меня большими ка рими, добрыми глазами: — Хорошо бы! Не знаю, возможно ли по производственным соображе ниям вот так просто отправить отдыхать целую бригаду. Но вдумайтесь в их необычное пожелание—и вы поймете, как прочны связи в этом коллек тиве, как крепко спаян Он. Общим трудом, общими ин- Тересами, обаянием и волею бригадира. К. ГУРЕИОК. РЯЯОШ тОЛМ ЕИИЕ Сразу на два с лишним де- — выпускники базового технй- А главное — е большой реди тепличного комбината, которые ребята получили в сятна человек увеличился ноя- ческого училища № 20. серьезностью подобрали бри- что на участке № 3, где маете- техническом училище, — глу* леитив второго управления По-дсброму приняли моло- гадиров-настзвников. ром В. П. Вериникин. Ребятам бокие, осталось только закре- «Металпургпрокатмоктаж», и дых спесарей-монтажкиков вИ вот — первый трудовой сразу поручили серьезное де- пить их на практике, — таи оце- ровио на столько же выросла МПМ-2. Познакомили с обьек- день, боевое крещение. И по. Доверие обязывает, и нивает первые шаги молодш его комсомольская оргаиизз- тами, ка которых ребятам не на второстепенных объеи- выпускники стремятся оправ- слесарёй-монтажников ОПЫТ- ция. В дружную семью мон- предстоит работать, нуждаю- тах. а на важных, таких, как, дать его. ный оригадир-наетавник Н. М. тажникеа влилось попопнёние щихся поселили в общежития, народная стройка второй оче- — Чувствуется, что знания, Солодов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz