Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)
И с т и н у , как водится, вложили в уста /лпаденца. На сей раз таким симво лическим младенцем избрана юная и чистая девочка, сосредоточенно «обду мывающая житье». Обдумав его, ока делает примерно та кой'вывод: , " — Когда у меня будут дети, я им не ста ну ничего навязывать. Я им только скажу: вот — жизнь. Она сложная. А вот — вы. Тоже сложные. А теперь — идите и живи те. Больше ничем не могу помочь вам. Становясь на зыбкую тропку чисто эмо циональных догадок, я рискну предполо жить, что из двух маститых соавторов сцэ- нарид «Повторной свадьбы» (Е. Габрило вич, С . Розен) слова эти придумал Евгений Габрилович. Во всяком случае, они для него ..е банальность, не общее место, а символ веры, который он истово исповеду ет в каждой своёй работе. Его «Твой современник» Можно смело назвать публицистической моделью мно гозвучной, напряженной противоречивости нынешнего дня, ставящего перед нами задачи со многими неизвестными, когда нельзя опереться на прежний опыт, когда Что такое разгоБОЕ; со зрителем бесполезно искать готовые фо|эмуль!, когда остается лишь один критерий — совесть, верность долгу, народу, идее, Параллель «Твоего современника» и «Повторной свадьбы» возникает сама собой. Там — на высшем уровне решался вопрос: продолжать ли строительство хи мического завода-гиганта, который уже сейчас морально устарел? Здесь — речь идет о закрытии ведущего цеха на цементном заводе. Его надо за крыть, пока не построят очистных соору жений и он не перестанет отравлять ат мосферу, — нартэивает главная героин я - врач санэпидстанции. Стране нужен цемент, закрыть цех невозможно, воз ражает директор завода. Масштабы, конечно, разные, а суть как будто бы одна. Но как раз эта близость и делает особенно наглядным, сколь раз-, личны художественные .параметры двух Есть среди множества определений сюжета такое: сюжет — это не движение событий, а движение характеров. Развитие их, либо, если они ужа до начала истории сложились и откристаллизоаалнсь, — по степенное раскрытие. В человеке всегда остаются какие-то резервы; тайны, ко торых он и сам не подозревает й которые обнаруживаются в конкретной , ' ситуации, высвечиваются ею, чтобы подчас удивить и окружающих, и его самого. Не этой ‘ ли непредугаданностмо; ' нестандв]ртностью, способностью к росту души и живо искус- Так вот: именно этих резервов и нет в «Повторной свадьбе». Ее персонажи лише ны потенций. На экране они, словно изоб ражение на снимке, "проступают в течение считанных мгновений, чтобы затем уже застыть а абсолютной законченности и оп ределенности, Я — отставший от требова ний времени директор. Я — брошенная жена без предрассудков: вернется муж, поманежу малость для порядка и прощу. Я — мещанка. Я — воплощенная юность и беззащитность. Я... И так далее. Больше к ним ничего не прибавится, больше ничего у них не убавится. Они ■ любой ситуации равны самим себе, каки ми вошли а фильм — как в отдел кадров, неся перед собой краткую, но исчерпываю щую характеристику, такими и ушпи. Вот Наталья Петровна. Вежливая, не преклонная улыбка. Категорично твердое: «Нет. Не могу», — в ответ на' незаконные тр^ования посетителей. Принципиаль ный, добросовестный, деловой человек. Все. Точка. Впереди еще — целый фильм. И Наталья Петровна — главная его герои ня. Но спустя полтора часа о. ней мы смо жем лишь повторить то же самое: прин ципиальная. Деловая. Честная. Ни не йоту не расширится и не обогатится наше о ней представление к концу картины... И опять напрашивается сравнение. Ситуация «Твоего современника»: чело век, причастный к проекту завода. приезжает а министерство и заявляет; проект устарел. Туг уже сама завязка чревата переппвте«и.е,м экономических, хозяйственных, угтрэвленческих и нравст венных проблем. Тут просто неизбежны размышления и о профессиональной от ветственности, и о яичном, гражданском мужестве. О самоотверженности во имя большого дела, в конце концов! В том же, что главврач санэпидстанции требует закрытия цеха, отравляющего все вокруг, — можно усмотреть лишь „добро совестнее исполнение служебных обязан ностей. Порой и это, конечно, сопряжено и с трудностями, и с серьезными осложнения ми. Однако авторы «Повторной свадьбы» любезно убирают их с пути своей героини, оппоненты ее — люди не очень ■принципи альные и умные. На ее стороне — и закон, и высшие инстанции. Так что бороться ей; особенно не приходится. Все решается просто и легко. Остается только руками развести: Да был пи конфликт? А может, его и не было? А если все-таки именовать «конфликтом» сие недолгое недоразумение, то что мы должны извлечь из него? Что нужны очистные сооружения и пылеулавливатели? Ведь «больше ничего не выжмешь из рассказа моего...». Где же тут заявленная сложность? Где ты ее увидеть могла, милая ясноглазая мак- сймалисточка, полагающая, что научить жить нельзя? А чего учить-то? И так все ясно. Все предельно однозначно. Рецептурно. Схема поведе!чия обозначена четко, ника ких сомнений, размышлений, душевных ‘Усилий ею не предусмотрено. Теперь — пауза. Она нужна, чтобы уточнить важное обстоятельство: как явствует ужа из названия, * главное ■ фильме не «произаодственная» линия, а личная. Производственная, хотя и занимает, достойное место, тем не менее только аккомпанирует «личной», «семейной» те ме. ■ * В личной жизни героев неприятности, на-; до признать, серьезные. У Натальи Пет ровны есть дочь, Настя. А у Насти — муж Илья. Так вот, человек это ужасный. Бес- совестньй эгоист и циник. Он бросает же ну ради доверчивой, искренне; полюбив шей его девушки, потом бросает девушку и возвращается к жене, не чувствуя ника ких "обязательств ни перед той, ни перед другой. Кончаются все- его подлости пе чально: „ девушка погибает. • Два полюса фильма — Наталья Пет ровна и Илья противопоставлены резко ц четко. На половине Натальи Петровны все запито светом, на половине Ильи — непроглядная тьма. •Фильм констатирует: вот он какой страшный, Илья, Констатирует справедли во, Но. и тольно! Дальше создатели карти ны не делают ни шагу: откуда они берутся, Ильи? Почему они такими становятся? Во просы эти даже в намеке не существуют в «Повторной свадьбе». Они почему-то не заинтересовали ни сценаристов, ни режис сера Г. Натансона. Итак, Илья фактически на исследуется, как представитель современной, умело маскирующейся и многоликой обыватель щины. Он скорее подается как традицион ный, по всем канонам мелодрамы, зло дей. Ничего человеческого.- Только зло дейское, порочное, мерзкое. Маска, а не характер. Даже когда Илья узнает о само убийстве обманутой им девушки, он про должает спокойно разливать шампан ское. ' ■ 'Сколько ни пробует Андрей Миронов, истосковавшийся по некомедийным ролям на экране, смягчить тона, у него это плохо выходит. Актер «включает» рее свое обаяние, но... Элегантность и гибкость вос принимаются только как коварная личина негодяя, а не как подробности характери стики. То есть еще более усугубляют поло- И невольно начинаешь думать: как легко было бь 1 жить, если бы антиподами на шими были такие, как Илья. А ведь в жиз ни-то как раз, пожалуй, самбе трудное— «вычислить» человека: «плохой» он или «хороший». Отделаться от мысли о том, что, может быть, не. в «плохости» дело, в в заблуждении или слабости, что, может быть, не бороться тут надо, но помочь, В живом человеке всякого много, ,с жч- вьмА человеком, действительно, — сложно. Не то, что е Ильей. Моральная тема сейчас в моде. Как принято выражаться «фильм (книга, статья) поднимает острые моральные пробле мы...». «Повторная свадьба» их тоже подни мает. Но поднимает не размышляя по сути, а называя. И — наставляя нас, грешных. Назидание откровеннейшее. Экранизи рованная нотация на тему: что такое хо рошо, что такое плохо. Досадно, что та лантливые киномаетера посла университе тов « 1 воего современника^ «Премии», «9 дней одного года» вдруг рёшипи пригла сить нас в ликбез «Повторной свадьбы»... И-НЕВЕРОВ. По приглашению Всесоюзного со вета лрофсщозов в нашей стране го стят футболисты из итальянского города Турин. Это»т город в Италии Славится металлургической про- МАТЧ ДРУЖБЫ МЫШЛМ1Н0СТЬЮ, Поэтому приезд ту ринцев в Липецк отнюдь не случаен. За время пребывания в нашей стра не они познакомятся с достижения ми советского народа в различных областях промышленного и культур ного строительства. Перед футбольным матчем италь янские фртболисты побывали на ря де липецких предприятий, а также в пионерском лагере НЛМЗ, где нм был оказан радушный прием. А теперь о самой футбольной встрече. После нелродолжительнего церемониала, когда капитаны «Но- волипецка» Губарев и «Турина» Жу- зепле обменялись вымпелами и цвётами, началась игра. Прешлуще- ство было на стороне хозяев поля. Они забили шесть голов. Матч про шел корректно, носил действитель но товарищеский характер. 3 0 ЧЙШ Известный советский футболист Валерий Во ронин — игрок сборной, команды СССР говорил: — Футбол прост. Нуж но только уметь вовремя открыться и о-гдать мяч... Согласитесь, как ни странно, а эта элемен тарная формула и в са мом деле отражает суть игры, она всегда была ключом к пониманию са мых сложных перипетий футбольного поединка, основой его тактических построений и схем. Фут бол в наши дни просто вошел в жизнь. Он бу доражит миллионы сер дец. Но это для зрите лей, А для самих фут болистов — это спорт. Это борьба за очки, это тренировки, это беско нечные переезды... Те ряют в весе футболисты. Теряют в веса и трене ры, хотя они во время матча и сидят на скамей ке. Они — командиры, они — стратеги фут больных поединков. Они в первую очередь от вечают за каждое до бытое и каждое поте рянное очко. Трудные дни пережи вала команда «Но'золи- пецк» а прошлом году. Скажем прямо: ее лихо радило, команда поздно взялась за дело и, как следствие, набрала всего 29 чочков за сезон, заняла... Т7:в место. Ре зультат многих бтррчип, Прошлогодний резонанс неудач докатился и до первьк матуен', ны нешнего сезона. Многие любители футбола пом нят, как на ^ старте «Новолипецк» умудрил ся на своем пола про играть два матча под ряд с одинаковым сче том—б : 3 — ивановскому «Текстильщику» и «Зна мени труда» (Орехово- Зуёво). А ведь по ре зультатам ' первого кру га эти команды в тур нирной таблице нахо дятся намного ниже «Новолипецка». И не потеряй эти четыре оч ка на старте наша команда, могла быть на третьем месте. Итак, несмотря на не удачное начало, ребята сумели поверить в свои силы и от игры к игре стали . демонстрировать интересный атакующий футбол. Сыгран первый круг. В общей сложности «Но- волипецк» провел 30 часов на зеленых сценах стадионов РСФСР. По •спортивное оБозрение сравнению с прошлогод ним сезоном сдвиги очевидны. Тогда после 27 игр «Новолипецк» имел в своем активе всего 22 очка. В этом году после 20 игр наши футболисть!, имеют 23 очка, пврвь|й круг они закончили нё седьмом месте. , ; Через три дня начи нается второй . круг. Первые три матча наша команда проведет на вы езде, Игры второго кру га более • ответственны. Каждое потерянное оч ко может дорого обой тись команде осенью. В конце первого круга покинули к о м а н д у В. Шардйкин и В. Кор нев, Теперь они будут играть за куйбышевские «Крылья Советов». О с тавшиеся полны реши мости не сдать завоеван ных позиций. Перед товарищеской встречей с итальянцами я побывал на трениров ке «Новолипецка». Ре бята занимались в поте лица, отрабатывали уда ры с ходу. В заключение — двусторонняя игра. В каждой команде — по тренеру. В одной — Р. Зайцев, в другой — Ю. Сухомлинов. Изряд но пришлось потрудить ся и вратарям В, Евдохи- ну и Н. Егорову. Сло вом, шла рядовая тре нировка, тренировка, ко торая вселяла надежды на победы. Сильнейшие легкоат леты нашей области в Прошедшие ёубботу . и воскресенье завершили спор в чемпионата об ласти, В гости к липча нам приезжали несколь ко спортсменов из Во ронежа, Это, пожалуй, первь 1 Й случай, когда в соревновании- липецких -легкоатлетов принимали участие и иногородние спортсмены. И, хотя они на сделали погодьг, зато придали состязаниям остроту. Но... ■„ Легкоатлетический се зон на исходе, поэтому и спортивная форма должна быть наивыс- шей. Что же показали, старты? А то, что многие спортсмены «топчутся на месте». Еще десять лет назад 8. Шадрин бегал «сотку» за 10,6 се кунды. По тем временам эти скорости были «мо дными». По нынешним меркам—г нет. В прош лом году на спартакиаде РСФСР в Воронежа ли пецкий спринтер Ю. Бу зин промчался на сто метровке за 10,4 секун ды. Многие специалисты и любители легкой атле тики думали: дело с мертвой точки сдвинуто. Бузин может на равных бороться со спринтера ми других областей. И действительно, талантли вого бегуна заметили, тренеры сборной РСФСР. Несколько раз его приглашали на учеб- Но-тренировочные сбо ры. Но результаты лип чанина почему-то не ра стут, он не может даже повторить свой же ' ре корд. Но если показате ли спринтеров еще мож но с натяжкой считать хорошими; то у бегунов, на средние дистанции и токовых нет. Лет шесть назад липецкая спорт сменка Л. Курдюкова пробежала восемьсот метров за 2 мин. 17 сек. Это был рекорд области. Спортсменка была самозабвенно «влюблёна» в свою ди станцию, упорно трени ровалась и со временем могла бы вырасти. Но... из Липецка ей пришлось уехать по окончании пединститута и на та*А кончить свою спортив ную карьеру. Ряд слабых результатов был показан и в других видах легко атлетической програм мы. Пожалуй, лишь С. Переведенцев, кото рый остановил стрелки секундомеров на отмет ке 1 мин. 53 секунды в беге на 800 метров, да Н. Дудин, пробежавший 5000 м за 14 мин. 52 се кунды, заслуживают пох- Легких побед в спор те не бывает, а в легкой атлетике — тем более. «Королева» спорта не терпит топтания на мес те. . В первенстве области победили легкоатлеты «Труда». .Вплотную за ними идут спорт смены общества «Буре вестник», а на третье место вышли сельские легкоатлеты. В. БУХАЛОВ Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. А Д Р Е С Р ЕД АКЦИ И : г. Липецк, Коммунальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 2-3.3-53, отеегственного сёкретёря в отдела иллюстрааин ->2-28-5У, отдел коммунистического воспитания 2-34-13. отделов; комсомольской жизни и фотолабораторяя 2-36-43,- учащейся мо.< 1 одежй — 2-38-^ , писем в спорта — ^34*46, АЭ 63777 Типография издательства «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальная пя., 44. Зак.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz