Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

И с т и н у , как водится, вложили в уста /лпаденца. На сей раз таким симво­ лическим младенцем избрана юная и чистая девочка, сосредоточенно «обду­ мывающая житье». Обдумав его, ока делает примерно та­ кой'вывод: , " — Когда у меня будут дети, я им не ста­ ну ничего навязывать. Я им только скажу: вот — жизнь. Она сложная. А вот — вы. Тоже сложные. А теперь — идите и живи­ те. Больше ничем не могу помочь вам. Становясь на зыбкую тропку чисто эмо­ циональных догадок, я рискну предполо­ жить, что из двух маститых соавторов сцэ- нарид «Повторной свадьбы» (Е. Габрило­ вич, С . Розен) слова эти придумал Евгений Габрилович. Во всяком случае, они для него ..е банальность, не общее место, а символ веры, который он истово исповеду­ ет в каждой своёй работе. Его «Твой современник» Можно смело назвать публицистической моделью мно­ гозвучной, напряженной противоречивости нынешнего дня, ставящего перед нами задачи со многими неизвестными, когда нельзя опереться на прежний опыт, когда Что такое разгоБОЕ; со зрителем бесполезно искать готовые фо|эмуль!, когда остается лишь один критерий — совесть, верность долгу, народу, идее, Параллель «Твоего современника» и «Повторной свадьбы» возникает сама собой. Там — на высшем уровне решался вопрос: продолжать ли строительство хи­ мического завода-гиганта, который уже сейчас морально устарел? Здесь — речь идет о закрытии ведущего цеха на цементном заводе. Его надо за­ крыть, пока не построят очистных соору­ жений и он не перестанет отравлять ат­ мосферу, — нартэивает главная героин я - врач санэпидстанции. Стране нужен цемент, закрыть цех невозможно, воз­ ражает директор завода. Масштабы, конечно, разные, а суть как будто бы одна. Но как раз эта близость и делает особенно наглядным, сколь раз-, личны художественные .параметры двух Есть среди множества определений сюжета такое: сюжет — это не движение событий, а движение характеров. Развитие их, либо, если они ужа до начала истории сложились и откристаллизоаалнсь, — по­ степенное раскрытие. В человеке всегда остаются какие-то резервы; тайны, ко­ торых он и сам не подозревает й которые обнаруживаются в конкретной , ' ситуации, высвечиваются ею, чтобы подчас удивить и окружающих, и его самого. Не этой ‘ ли непредугаданностмо; ' нестандв]ртностью, способностью к росту души и живо искус- Так вот: именно этих резервов и нет в «Повторной свадьбе». Ее персонажи лише­ ны потенций. На экране они, словно изоб­ ражение на снимке, "проступают в течение считанных мгновений, чтобы затем уже застыть а абсолютной законченности и оп­ ределенности, Я — отставший от требова­ ний времени директор. Я — брошенная жена без предрассудков: вернется муж, поманежу малость для порядка и прощу. Я — мещанка. Я — воплощенная юность и беззащитность. Я... И так далее. Больше к ним ничего не прибавится, больше ничего у них не убавится. Они ■ любой ситуации равны самим себе, каки­ ми вошли а фильм — как в отдел кадров, неся перед собой краткую, но исчерпываю­ щую характеристику, такими и ушпи. Вот Наталья Петровна. Вежливая, не­ преклонная улыбка. Категорично твердое: «Нет. Не могу», — в ответ на' незаконные тр^ования посетителей. Принципиаль­ ный, добросовестный, деловой человек. Все. Точка. Впереди еще — целый фильм. И Наталья Петровна — главная его герои­ ня. Но спустя полтора часа о. ней мы смо­ жем лишь повторить то же самое: прин­ ципиальная. Деловая. Честная. Ни не йоту не расширится и не обогатится наше о ней представление к концу картины... И опять напрашивается сравнение. Ситуация «Твоего современника»: чело­ век, причастный к проекту завода. приезжает а министерство и заявляет; проект устарел. Туг уже сама завязка чревата переппвте«и.е,м экономических, хозяйственных, угтрэвленческих и нравст­ венных проблем. Тут просто неизбежны размышления и о профессиональной от­ ветственности, и о яичном, гражданском мужестве. О самоотверженности во имя большого дела, в конце концов! В том же, что главврач санэпидстанции требует закрытия цеха, отравляющего все вокруг, — можно усмотреть лишь „добро­ совестнее исполнение служебных обязан­ ностей. Порой и это, конечно, сопряжено и с трудностями, и с серьезными осложнения­ ми. Однако авторы «Повторной свадьбы» любезно убирают их с пути своей героини, оппоненты ее — люди не очень ■принципи­ альные и умные. На ее стороне — и закон, и высшие инстанции. Так что бороться ей; особенно не приходится. Все решается просто и легко. Остается только руками развести: Да был пи конфликт? А может, его и не было? А если все-таки именовать «конфликтом» сие недолгое недоразумение, то что мы должны извлечь из него? Что нужны очистные сооружения и пылеулавливатели? Ведь «больше ничего не выжмешь из рассказа моего...». Где же тут заявленная сложность? Где ты ее увидеть могла, милая ясноглазая мак- сймалисточка, полагающая, что научить жить нельзя? А чего учить-то? И так все ясно. Все предельно однозначно. Рецептурно. Схема поведе!чия обозначена четко, ника­ ких сомнений, размышлений, душевных ‘Усилий ею не предусмотрено. Теперь — пауза. Она нужна, чтобы уточнить важное обстоятельство: как явствует ужа из названия, * главное ■ фильме не «произаодственная» линия, а личная. Производственная, хотя и занимает, достойное место, тем не менее только аккомпанирует «личной», «семейной» те ­ ме. ■ * В личной жизни героев неприятности, на-; до признать, серьезные. У Натальи Пет­ ровны есть дочь, Настя. А у Насти — муж Илья. Так вот, человек это ужасный. Бес- совестньй эгоист и циник. Он бросает же­ ну ради доверчивой, искренне; полюбив­ шей его девушки, потом бросает девушку и возвращается к жене, не чувствуя ника­ ких "обязательств ни перед той, ни перед другой. Кончаются все- его подлости пе­ чально: „ девушка погибает. • Два полюса фильма — Наталья Пет­ ровна и Илья противопоставлены резко ц четко. На половине Натальи Петровны все запито светом, на половине Ильи — непроглядная тьма. •Фильм констатирует: вот он какой страшный, Илья, Констатирует справедли­ во, Но. и тольно! Дальше создатели карти­ ны не делают ни шагу: откуда они берутся, Ильи? Почему они такими становятся? Во­ просы эти даже в намеке не существуют в «Повторной свадьбе». Они почему-то не заинтересовали ни сценаристов, ни режис­ сера Г. Натансона. Итак, Илья фактически на исследуется, как представитель современной, умело маскирующейся и многоликой обыватель­ щины. Он скорее подается как традицион­ ный, по всем канонам мелодрамы, зло­ дей. Ничего человеческого.- Только зло­ дейское, порочное, мерзкое. Маска, а не характер. Даже когда Илья узнает о само­ убийстве обманутой им девушки, он про­ должает спокойно разливать шампан­ ское. ' ■ 'Сколько ни пробует Андрей Миронов, истосковавшийся по некомедийным ролям на экране, смягчить тона, у него это плохо выходит. Актер «включает» рее свое обаяние, но... Элегантность и гибкость вос­ принимаются только как коварная личина негодяя, а не как подробности характери­ стики. То есть еще более усугубляют поло- И невольно начинаешь думать: как легко было бь 1 жить, если бы антиподами на­ шими были такие, как Илья. А ведь в жиз­ ни-то как раз, пожалуй, самбе трудное— «вычислить» человека: «плохой» он или «хороший». Отделаться от мысли о том, что, может быть, не. в «плохости» дело, в в заблуждении или слабости, что, может быть, не бороться тут надо, но помочь, В живом человеке всякого много, ,с жч- вьмА человеком, действительно, — сложно. Не то, что е Ильей. Моральная тема сейчас в моде. Как принято выражаться «фильм (книга, статья) поднимает острые моральные пробле­ мы...». «Повторная свадьба» их тоже подни­ мает. Но поднимает не размышляя по сути, а называя. И — наставляя нас, грешных. Назидание откровеннейшее. Экранизи­ рованная нотация на тему: что такое хо­ рошо, что такое плохо. Досадно, что та­ лантливые киномаетера посла университе­ тов « 1 воего современника^ «Премии», «9 дней одного года» вдруг рёшипи пригла­ сить нас в ликбез «Повторной свадьбы»... И-НЕВЕРОВ. По приглашению Всесоюзного со­ вета лрофсщозов в нашей стране го­ стят футболисты из итальянского города Турин. Это»т город в Италии Славится металлургической про- МАТЧ ДРУЖБЫ МЫШЛМ1Н0СТЬЮ, Поэтому приезд ту­ ринцев в Липецк отнюдь не случаен. За время пребывания в нашей стра­ не они познакомятся с достижения­ ми советского народа в различных областях промышленного и культур­ ного строительства. Перед футбольным матчем италь­ янские фртболисты побывали на ря­ де липецких предприятий, а также в пионерском лагере НЛМЗ, где нм был оказан радушный прием. А теперь о самой футбольной встрече. После нелродолжительнего церемониала, когда капитаны «Но- волипецка» Губарев и «Турина» Жу- зепле обменялись вымпелами и цвётами, началась игра. Прешлуще- ство было на стороне хозяев поля. Они забили шесть голов. Матч про­ шел корректно, носил действитель­ но товарищеский характер. 3 0 ЧЙШ Известный советский футболист Валерий Во­ ронин — игрок сборной, команды СССР говорил: — Футбол прост. Нуж­ но только уметь вовремя открыться и о-гдать мяч... Согласитесь, как ни странно, а эта элемен­ тарная формула и в са­ мом деле отражает суть игры, она всегда была ключом к пониманию са­ мых сложных перипетий футбольного поединка, основой его тактических построений и схем. Фут­ бол в наши дни просто вошел в жизнь. Он бу­ доражит миллионы сер­ дец. Но это для зрите­ лей, А для самих фут­ болистов — это спорт. Это борьба за очки, это тренировки, это беско­ нечные переезды... Те­ ряют в весе футболисты. Теряют в веса и трене­ ры, хотя они во время матча и сидят на скамей­ ке. Они — командиры, они — стратеги фут­ больных поединков. Они в первую очередь от­ вечают за каждое до­ бытое и каждое поте­ рянное очко. Трудные дни пережи­ вала команда «Но'золи- пецк» а прошлом году. Скажем прямо: ее лихо­ радило, команда поздно взялась за дело и, как следствие, набрала всего 29 чочков за сезон, заняла... Т7:в место. Ре­ зультат многих бтррчип, Прошлогодний резонанс неудач докатился и до первьк матуен', ны­ нешнего сезона. Многие любители футбола пом­ нят, как на ^ старте «Новолипецк» умудрил­ ся на своем пола про­ играть два матча под­ ряд с одинаковым сче­ том—б : 3 — ивановскому «Текстильщику» и «Зна­ мени труда» (Орехово- Зуёво). А ведь по ре­ зультатам ' первого кру­ га эти команды в тур­ нирной таблице нахо­ дятся намного ниже «Новолипецка». И не потеряй эти четыре оч­ ка на старте наша команда, могла быть на третьем месте. Итак, несмотря на не­ удачное начало, ребята сумели поверить в свои силы и от игры к игре стали . демонстрировать интересный атакующий футбол. Сыгран первый круг. В общей сложности «Но- волипецк» провел 30 часов на зеленых сценах стадионов РСФСР. По •спортивное оБозрение сравнению с прошлогод­ ним сезоном сдвиги очевидны. Тогда после 27 игр «Новолипецк» имел в своем активе всего 22 очка. В этом году после 20 игр наши футболисть!, имеют 23 очка, пврвь|й круг они закончили нё седьмом месте. , ; Через три дня начи­ нается второй . круг. Первые три матча наша команда проведет на вы­ езде, Игры второго кру­ га более • ответственны. Каждое потерянное оч­ ко может дорого обой­ тись команде осенью. В конце первого круга покинули к о м а н д у В. Шардйкин и В. Кор­ нев, Теперь они будут играть за куйбышевские «Крылья Советов». О с­ тавшиеся полны реши­ мости не сдать завоеван­ ных позиций. Перед товарищеской встречей с итальянцами я побывал на трениров­ ке «Новолипецка». Ре­ бята занимались в поте лица, отрабатывали уда­ ры с ходу. В заключение — двусторонняя игра. В каждой команде — по тренеру. В одной — Р. Зайцев, в другой — Ю. Сухомлинов. Изряд­ но пришлось потрудить­ ся и вратарям В, Евдохи- ну и Н. Егорову. Сло­ вом, шла рядовая тре­ нировка, тренировка, ко­ торая вселяла надежды на победы. Сильнейшие легкоат­ леты нашей области в Прошедшие ёубботу . и воскресенье завершили спор в чемпионата об­ ласти, В гости к липча­ нам приезжали несколь­ ко спортсменов из Во­ ронежа, Это, пожалуй, первь 1 Й случай, когда в соревновании- липецких -легкоатлетов принимали участие и иногородние спортсмены. И, хотя они на сделали погодьг, зато придали состязаниям остроту. Но... ■„ Легкоатлетический се­ зон на исходе, поэтому и спортивная форма должна быть наивыс- шей. Что же показали, старты? А то, что многие спортсмены «топчутся на месте». Еще десять лет назад 8. Шадрин бегал «сотку» за 10,6 се­ кунды. По тем временам эти скорости были «мо­ дными». По нынешним меркам—г нет. В прош­ лом году на спартакиаде РСФСР в Воронежа ли­ пецкий спринтер Ю. Бу­ зин промчался на сто­ метровке за 10,4 секун­ ды. Многие специалисты и любители легкой атле­ тики думали: дело с мертвой точки сдвинуто. Бузин может на равных бороться со спринтера­ ми других областей. И действительно, талантли­ вого бегуна заметили, тренеры сборной РСФСР. Несколько раз его приглашали на учеб- Но-тренировочные сбо­ ры. Но результаты лип­ чанина почему-то не ра­ стут, он не может даже повторить свой же ' ре­ корд. Но если показате­ ли спринтеров еще мож­ но с натяжкой считать хорошими; то у бегунов, на средние дистанции и токовых нет. Лет шесть назад липецкая спорт­ сменка Л. Курдюкова пробежала восемьсот метров за 2 мин. 17 сек. Это был рекорд области. Спортсменка была самозабвенно «влюблёна» в свою ди­ станцию, упорно трени­ ровалась и со временем могла бы вырасти. Но... из Липецка ей пришлось уехать по окончании пединститута и на та*А кончить свою спортив­ ную карьеру. Ряд слабых результатов был показан и в других видах легко­ атлетической програм­ мы. Пожалуй, лишь С. Переведенцев, кото­ рый остановил стрелки секундомеров на отмет­ ке 1 мин. 53 секунды в беге на 800 метров, да Н. Дудин, пробежавший 5000 м за 14 мин. 52 се­ кунды, заслуживают пох- Легких побед в спор­ те не бывает, а в легкой атлетике — тем более. «Королева» спорта не терпит топтания на мес­ те. . В первенстве области победили легкоатлеты «Труда». .Вплотную за ними идут спорт­ смены общества «Буре­ вестник», а на третье место вышли сельские легкоатлеты. В. БУХАЛОВ Редактор Н. СМОЛЬЯНИНОВ. А Д Р Е С Р ЕД АКЦИ И : г. Липецк, Коммунальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 2-3.3-53, отеегственного сёкретёря в отдела иллюстрааин ->2-28-5У, отдел коммунистического воспитания 2-34-13. отделов; комсомольской жизни и фотолабораторяя 2-36-43,- учащейся мо.< 1 одежй — 2-38-^ , писем в спорта — ^34*46, АЭ 63777 Типография издательства «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальная пя., 44. Зак.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz