Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)
в связи е отмечающимся в нашей стране 25 июля Днем Военно-Морского Флота кор респондент АПН встретился с заместителем Главнокоман дующего . Военно-Морским Флотом СССР адмиралом Гри горием БОНДАРЕНКО и по просил ответить на ряд во просов. — Как 0ы Вы охарактеризо вали современный советский Военно-Морской Флот! — Чтобы достичь сегодняш него уровня, советский Воен но-Морской Флот претерпел большие изменения. Создан ный вскоре после Октябрьской революции 1917 года для за щиты первого в мире социа листического государства, . он не утратил этого своего зна чения и в наши дни. Уже к началу . вероломного нападения фашистской . Гер- : мании на нашу страну советский флот представляя, собой внушительную силу, оказавшую большое влияние на победу над гитлеровской Германией и милитаристской Японией. Сразу же после окончания второй мировой войны им- периалистичеакая реакция за- ■ няла по отношению к СССР враждебную позицию, раз вязала так называемую «хо лодную войну». Ведущие ка питалистические страны нара щивали гонку вооружений, создавали агрессивные воен ные блоки, оснащали свои армии и флот новейшей тех никой и вооружением. В такой обстановке Коммунистическая партия и Советское правитель ство, оставаясь верными поли тике мирного сосуществова ния государств с различны,м общественным строем, вы нуждены были заботиться о повышении обороноспособно сти страны, боевой мощи ее Вооруженных Сил. Советский Союз построил современный флот и направил его в океан для обеспечения своих госу дарственных интересов, для надежной защиты всех стран социалистйнеского содруже ства от нападения с обширных океанских направлений. На смену традиционным артиллерийским надводным кораблШ, дизельным под- ВОДНЫМ лодкам, поршневой авиации‘в современном со ветском Военно-Морском Флоте пришли новые корабли и самолеты различного бое вого назначения.: Мощные энергетические установки, ра кетно-ядерное оружие и ра диоэлектронные . средства придали флоту . новые каче ства. Он стал океанским, ра ция, выдержка и решитель ность, а подчас 'и готовность к риску. Все это делает моряков вьжосливыми, готовыми к вы полнению боевых задач в лю бую погоду, в любых климати ческих условиях. дународного права, включая принцип, предоставляющий свободу плавания: в открытом море всем без исключения су дам, в том числе и военным кораблям. Если говорить р ворвно-по- Завтра — День Военно-Морского Флота НА ВА ХТЕ - - СЕВЕРОМОРЦЫ НА СНИМКЕ: братья . близ нецы Анатолий (слева] й Алек сандр Кузнецовы образцово служат на большом противо лодочном корабле. Анатолий — член комитета ВЛКСМ на корабле, а Александр — сек ретарь комсомольской орга низации подразделения. Фото с. Майстермана. (Фотохроника ТАСС). кетно-ядерным, подводно- азиационным флотом, способ ным выполнять любые за дачи. . — Вы сказали, что советский Военно-Морской Флот плава ет я Мировом океане. Не Мрг- ли бы Вы рассказать о целях дальних походов еоветеких военных кораблфй! —>Дальние,пододы — отлич ная школа боевой В'Ыучки со ветских военных моряков. На долго оторванные от своих баз, экипажи кораблей и подвоцных лодок нередко встречаются а океане с, таки ми ситуациями, когда от , них требуются мгновенная реак Корабди соватского Воен но-Морского Флота' плавают в Мировом океане на основе рбщепризнанногр. принципа свободы открытого моря. Этот при«ц№ . закрепл^ в статье второй,' Женевской конвен ций 1958 года.' С декабря 1973 года при ступила , к. р^ р тр 1М, Конф е-, ренция ООН по морскому прат ву. Наша страна принимала участие во всех четырех сес сиях этой конференции. С ей час, накануне ее пятой сессии, подготовлен проект новой конвенцйи, в которой нашли отражение все основные п:ринципы современного меж-. .литической обстановке в рай онах плавания советских воен ных кораблей, то необходимо отметить, что за, последние годы в связи с общим потеп лением международного климата она стала более бла гоприятной. .Оздоровление обстановки-в океанах — след ствие ряда переговоров со ветской и америкэнской сто рон и подписания соглашения о предотвращении инциден тов на море. - - За время плавания Военно- Морского Флота СССР на просторах Мирового океана народы многих прибрежных стран могли наглядно - убе диться в миролюбии Советско го государства. Корабли под флагом ВМФ никогда нико му,'на, угрожали своей мощью, не вмешивались’ во внутренние дела тех или иных стран, , . не имели и не имеют на их тер риториях своих военньГх баз^ -г- Расскажите, пожалуйста, какие изменения произошли в личном составе флота, . какоя о н ,— сегодняшний советский военный морВк! — Силу, и мощь '. советского Военно-Морского .Флота со ставляют не только совершен ная боевая техника, но и вы сококвалифицированные кад ры, мастера своего дела, вор- руженнью передовой маркси стско-ленинской теорией, бес предельно преданные своей социалистической . - Родине, своему народу. В современных условиях к комадному составу, офицерам- и адмиралам предъявляются исключительно высокие тре бования. Внедрение современ ных видов оружия, сложней шей техники делает все бо лее очевидным тот факт, что для успешного их использова ния офицерам и адмиралам ■нужны знания Инженера, а для » матросов и старшин — знания на уровне техника, классного специалиста. Процесс под готовки кадров ВМФ строится с учетом именно этих требова- Большинство офицеров фло та имеет высшее образование. В начале 60-х годов все командные училища флота были преобразованы в коман дно-инженерные. Выпускники - таких училищ, получившие инженерную подготовку, со ставляют ньжэ. свыше полозн- ны офицерского' корпуса ВМФ. Значительно повысйяся уро вень знаний и моряков сроч- г ной службы. Сейчас около 90 процентов; матррсрв и старшин имеет среднее и средне-техническое образова ние. Это позволяет им в ко роткий србк'освойть современ ную технику, быстро найти свое место в воинском кол лективе.' Более, 90 процентов личного;: состава флота со ставляют классные специали сты. (АПН). Комсомольское собрание в самом разгаре. Обсуждаетск вопрос; «Что ты сделал для победы над врагом?». До кладчик командир торпедного катера, отважный североморец Кисов. Желаю щих выступить много. Саша Ковалев, юнга Северного флота, сосредоточен но думает. «Сейчас выступит Кузьменков, а потом й я» — решает он. Но выступить ему так и на пришлось. С и т з л «Еоеаой тревоги» прервал пре- —• Собрание продолжим посла боя1 — объявил председатель. Шторм давно ути*, но Баренцево мо ре все еще бурлило. С Кильдииского плеса волны, шипя, набегали на гранит- ЕГО ПОСЛЕДНИЙ БОЙ ные скалы, разбивались и с пеной от- ступЭ'ЛИ. . — Прямо по носу, дистанция восемь десят кабельтовьгх — корабли против ника. — Атака! — заучит боевая команда. Еще сильнее ревут мото-ры. В машиниом отделений становится -жарко. На вахте Саша КовалевГ ' Волнуется. Даже опытные моряки не могут оставаться спокойными^ в минуты атаки. Не сбавляя, хода и не уклоняясь с курса, прыгая с одного гребня волны на другой, катер идет к цели. До про- тивника остается 6—5 кабельтовых (900 метров). Враг усиливает заградитель ный огонь. - Старшина первой статьи Николай Иванников выпускает'очередь по рубке сторожевика, который пытается укло ниться от торпедного удара. — Залп! — раздается команда. ■Гроз ные торпеды-одна за другой вылетают из аппаратов. Фаш-истский корабль запылал. Освободившись от торпед,, катер по шел легче. Саша Ковалев облегченно вздохнул. —■Следить в оба! — крикнул старши на машинного отделения. — Есть следить в оба! -^ ответил юн га Ковалев. Саша и сам понимал, что при выходе из боя ход корабля имеет решающее значение. Все зависит от мотористов, их мастерства, умения управлять ма шинами. Корабли вражеского конвоя весь огонь сосредоточили против катера. Начался пожар. В борьбу с огнем всту пил молодой матрос Валентин Жуков. Он пол:учил ранение, но остался на боевом посту. , Загорелись дымовые шашки. Стало трудно дышать. Напрягая силы, Жуков сбрасывал шашки в море. Угроза пожара ликвидирована. Но тут с двух сторон на корабль обрушились фашистские самолеты. Старшина второй статьи Кузьменков первый заметил их и развернул стволы пулеметов. Черная машина с крестами— в прицеле. Кузьменков нажал на спуск, длинная очередь врезалась в стервят ника. Самолет задымил и повернул к сопкам. Не дотянув до них, рухнул в Второй : самолет ч.с , другого борта ударил в корабль. Загорались ящики с боеприпасами. Взрыв казался неминуе- Спзсать катер .бросился боцман Па вел Простоев с матросами. Он хватал ящики и бросал их за борт, обжигая ру- В машинном отделении жара, дышать стало трудно. Но не об этом думал Ковалев. «Потопили или нет фашистский корабль?». Мысли юнги разгадал стар шина и громко крикнул: — Ушел фашист на дно! В„это время воздух содрогнулся от страшного взрыва. Ковалева ударило о .мотор. Он на какозгго время потерял сознание. Но это длилось недолго. Вскочив на иогй, начал искать старши ну. Боль обожгла руку. Пробит выхлопной коллектор. Силь ные струи горячего пара перемешались с маслом и бензином. В отсека быстро стала распространяться удушливая На мгновение Ковалев растерялся. — Что же делать? Где старшина? — Обернувшись назад, Саша увидел его. Отброшенный к переборке, тот с тру дом поднимался и кричал: — Мотор! Мотор! — указывая паль цем на коллектор. Юнга бросился к мотору. Горячие струи выхлестывали в машинное отде ление. Мотор мог взорваться, тогда ко раблю — конец. Как быть? Остановить моторы — зна чит лишить катер -хода, А это в бою тоже гибель. В последнюю минуту Саша бросился вперед, грудью навалился на коллектор, зажав своим телом пробоину, Саша Ковалев погиб геройской смер тью в бою за нашу Родину, но память о нем живет и будет жить. Мне довелось длительное время слу жить а соединении, где служил Саша Ковалев и , часто принимать пионеров из разнь^ городов нашей страны. Они направляются на небольшую гра нитную сопку, где на скале высится скромный памятник, сделанный руками моряков. На стороне, обращенной к мо рю, — доблестный Военно-Морской флаг. На нем выгразировзны слова: «Вечная слава героям катерникам- свзероморцам, павших в боях з а ' С о ветскую, Родину а Отечественную вой ну 1941— 1945 гг.». Рядом на мраморной доске — порт рет Саши Ковалева. Под ним слова: «Юнга Саша Ковалев погиб в море при выполнении боевой задачи 9 мая 1944 года». За право носить имя -Саши Ковалева бор^кЗ-гся свыше трехсот пионерских от рядов в разных городах нашей Родины. Г. КОСТЫЛЕВ. Редактор Н. СМ ОЛ ЬЯНИНОВ . о м м ^ комм ^ иг ^™1!11^^ пг Д Коммунальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны; редактора — 2-33-53, ответственного секретаря и отвела йллюстрацт! — 2-28-59. дел коммунистического воспитания-^ 2-34-13, отделов: комсомольской жизни и фотолаборатории — 2-35-43. учащейся молодежи — 2-38-50, писем и спорта — 2-34-46. А Л 61425 Типография издагельства «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальная пл,. 44. Зак. № 4782
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz