Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1976 г. (г. Липецк)

в связи е отмечающимся в нашей стране 25 июля Днем Военно-Морского Флота кор­ респондент АПН встретился с заместителем Главнокоман­ дующего . Военно-Морским Флотом СССР адмиралом Гри­ горием БОНДАРЕНКО и по­ просил ответить на ряд во­ просов. — Как 0ы Вы охарактеризо­ вали современный советский Военно-Морской Флот! — Чтобы достичь сегодняш­ него уровня, советский Воен­ но-Морской Флот претерпел большие изменения. Создан­ ный вскоре после Октябрьской революции 1917 года для за­ щиты первого в мире социа­ листического государства, . он не утратил этого своего зна­ чения и в наши дни. Уже к началу . вероломного нападения фашистской . Гер- : мании на нашу страну советский флот представляя, собой внушительную силу, оказавшую большое влияние на победу над гитлеровской Германией и милитаристской Японией. Сразу же после окончания второй мировой войны им- периалистичеакая реакция за- ■ няла по отношению к СССР враждебную позицию, раз­ вязала так называемую «хо­ лодную войну». Ведущие ка­ питалистические страны нара­ щивали гонку вооружений, создавали агрессивные воен­ ные блоки, оснащали свои армии и флот новейшей тех­ никой и вооружением. В такой обстановке Коммунистическая партия и Советское правитель­ ство, оставаясь верными поли­ тике мирного сосуществова­ ния государств с различны,м общественным строем, вы­ нуждены были заботиться о повышении обороноспособно­ сти страны, боевой мощи ее Вооруженных Сил. Советский Союз построил современный флот и направил его в океан для обеспечения своих госу­ дарственных интересов, для надежной защиты всех стран социалистйнеского содруже­ ства от нападения с обширных океанских направлений. На смену традиционным артиллерийским надводным кораблШ, дизельным под- ВОДНЫМ лодкам, поршневой авиации‘в современном со­ ветском Военно-Морском Флоте пришли новые корабли и самолеты различного бое­ вого назначения.: Мощные энергетические установки, ра­ кетно-ядерное оружие и ра­ диоэлектронные . средства придали флоту . новые каче­ ства. Он стал океанским, ра­ ция, выдержка и решитель­ ность, а подчас 'и готовность к риску. Все это делает моряков вьжосливыми, готовыми к вы­ полнению боевых задач в лю­ бую погоду, в любых климати­ ческих условиях. дународного права, включая принцип, предоставляющий свободу плавания: в открытом море всем без исключения су­ дам, в том числе и военным кораблям. Если говорить р ворвно-по- Завтра — День Военно-Морского Флота НА ВА ХТЕ - - СЕВЕРОМОРЦЫ НА СНИМКЕ: братья . близ­ нецы Анатолий (слева] й Алек­ сандр Кузнецовы образцово служат на большом противо­ лодочном корабле. Анатолий — член комитета ВЛКСМ на корабле, а Александр — сек­ ретарь комсомольской орга­ низации подразделения. Фото с. Майстермана. (Фотохроника ТАСС). кетно-ядерным, подводно- азиационным флотом, способ­ ным выполнять любые за­ дачи. . — Вы сказали, что советский Военно-Морской Флот плава­ ет я Мировом океане. Не Мрг- ли бы Вы рассказать о целях дальних походов еоветеких военных кораблфй! —>Дальние,пододы — отлич­ ная школа боевой В'Ыучки со­ ветских военных моряков. На­ долго оторванные от своих баз, экипажи кораблей и подвоцных лодок нередко встречаются а океане с, таки­ ми ситуациями, когда от , них требуются мгновенная реак­ Корабди соватского Воен­ но-Морского Флота' плавают в Мировом океане на основе рбщепризнанногр. принципа свободы открытого моря. Этот при«ц№ . закрепл^ в статье второй,' Женевской конвен­ ций 1958 года.' С декабря 1973 года при­ ступила , к. р^ р тр 1М, Конф е-, ренция ООН по морскому прат ву. Наша страна принимала участие во всех четырех сес­ сиях этой конференции. С ей ­ час, накануне ее пятой сессии, подготовлен проект новой конвенцйи, в которой нашли отражение все основные п:ринципы современного меж-. .литической обстановке в рай­ онах плавания советских воен­ ных кораблей, то необходимо отметить, что за, последние годы в связи с общим потеп­ лением международного климата она стала более бла­ гоприятной. .Оздоровление обстановки-в океанах — след­ ствие ряда переговоров со­ ветской и америкэнской сто­ рон и подписания соглашения о предотвращении инциден­ тов на море. - - За время плавания Военно- Морского Флота СССР на просторах Мирового океана народы многих прибрежных стран могли наглядно - убе­ диться в миролюбии Советско­ го государства. Корабли под флагом ВМФ никогда нико­ му,'на, угрожали своей мощью, не вмешивались’ во внутренние дела тех или иных стран, , . не имели и не имеют на их тер ­ риториях своих военньГх баз^ -г- Расскажите, пожалуйста, какие изменения произошли в личном составе флота, . какоя о н ,— сегодняшний советский военный морВк! — Силу, и мощь '. советского Военно-Морского .Флота со­ ставляют не только совершен­ ная боевая техника, но и вы­ сококвалифицированные кад­ ры, мастера своего дела, вор- руженнью передовой маркси­ стско-ленинской теорией, бес­ предельно преданные своей социалистической . - Родине, своему народу. В современных условиях к комадному составу, офицерам- и адмиралам предъявляются исключительно высокие тре­ бования. Внедрение современ­ ных видов оружия, сложней­ шей техники делает все бо­ лее очевидным тот факт, что для успешного их использова­ ния офицерам и адмиралам ■нужны знания Инженера, а для » матросов и старшин — знания на уровне техника, классного специалиста. Процесс под­ готовки кадров ВМФ строится с учетом именно этих требова- Большинство офицеров фло­ та имеет высшее образование. В начале 60-х годов все командные училища флота были преобразованы в коман­ дно-инженерные. Выпускники - таких училищ, получившие инженерную подготовку, со­ ставляют ньжэ. свыше полозн- ны офицерского' корпуса ВМФ. Значительно повысйяся уро­ вень знаний и моряков сроч- г ной службы. Сейчас около 90 процентов; матррсрв и старшин имеет среднее и средне-техническое образова­ ние. Это позволяет им в ко­ роткий србк'освойть современ­ ную технику, быстро найти свое место в воинском кол­ лективе.' Более, 90 процентов личного;: состава флота со­ ставляют классные специали­ сты. (АПН). Комсомольское собрание в самом разгаре. Обсуждаетск вопрос; «Что ты сделал для победы над врагом?». До­ кладчик командир торпедного катера, отважный североморец Кисов. Желаю­ щих выступить много. Саша Ковалев, юнга Северного флота, сосредоточен­ но думает. «Сейчас выступит Кузьменков, а потом й я» — решает он. Но выступить ему так и на пришлось. С и т з л «Еоеаой тревоги» прервал пре- —• Собрание продолжим посла боя1 — объявил председатель. Шторм давно ути*, но Баренцево мо­ ре все еще бурлило. С Кильдииского плеса волны, шипя, набегали на гранит- ЕГО ПОСЛЕДНИЙ БОЙ ные скалы, разбивались и с пеной от- ступЭ'ЛИ. . — Прямо по носу, дистанция восемь­ десят кабельтовьгх — корабли против­ ника. — Атака! — заучит боевая команда. Еще сильнее ревут мото-ры. В машиниом отделений становится -жарко. На вахте Саша КовалевГ ' Волнуется. Даже опытные моряки не могут оставаться спокойными^ в минуты атаки. Не сбавляя, хода и не уклоняясь с курса, прыгая с одного гребня волны на другой, катер идет к цели. До про- тивника остается 6—5 кабельтовых (900 метров). Враг усиливает заградитель­ ный огонь. - Старшина первой статьи Николай Иванников выпускает'очередь по рубке сторожевика, который пытается укло­ ниться от торпедного удара. — Залп! — раздается команда. ■Гроз­ ные торпеды-одна за другой вылетают из аппаратов. Фаш-истский корабль запылал. Освободившись от торпед,, катер по­ шел легче. Саша Ковалев облегченно вздохнул. —■Следить в оба! — крикнул старши­ на машинного отделения. — Есть следить в оба! -^ ответил юн­ га Ковалев. Саша и сам понимал, что при выходе из боя ход корабля имеет решающее значение. Все зависит от мотористов, их мастерства, умения управлять ма­ шинами. Корабли вражеского конвоя весь огонь сосредоточили против катера. Начался пожар. В борьбу с огнем всту­ пил молодой матрос Валентин Жуков. Он пол:учил ранение, но остался на боевом посту. , Загорелись дымовые шашки. Стало трудно дышать. Напрягая силы, Жуков сбрасывал шашки в море. Угроза пожара ликвидирована. Но тут с двух сторон на корабль обрушились фашистские самолеты. Старшина второй статьи Кузьменков первый заметил их и развернул стволы пулеметов. Черная машина с крестами— в прицеле. Кузьменков нажал на спуск, длинная очередь врезалась в стервят­ ника. Самолет задымил и повернул к сопкам. Не дотянув до них, рухнул в Второй : самолет ч.с , другого борта ударил в корабль. Загорались ящики с боеприпасами. Взрыв казался неминуе- Спзсать катер .бросился боцман Па­ вел Простоев с матросами. Он хватал ящики и бросал их за борт, обжигая ру- В машинном отделении жара, дышать стало трудно. Но не об этом думал Ковалев. «Потопили или нет фашистский корабль?». Мысли юнги разгадал стар­ шина и громко крикнул: — Ушел фашист на дно! В„это время воздух содрогнулся от страшного взрыва. Ковалева ударило о .мотор. Он на какозгго время потерял сознание. Но это длилось недолго. Вскочив на иогй, начал искать старши­ ну. Боль обожгла руку. Пробит выхлопной коллектор. Силь­ ные струи горячего пара перемешались с маслом и бензином. В отсека быстро стала распространяться удушливая На мгновение Ковалев растерялся. — Что же делать? Где старшина? — Обернувшись назад, Саша увидел его. Отброшенный к переборке, тот с тру ­ дом поднимался и кричал: — Мотор! Мотор! — указывая паль­ цем на коллектор. Юнга бросился к мотору. Горячие струи выхлестывали в машинное отде­ ление. Мотор мог взорваться, тогда ко­ раблю — конец. Как быть? Остановить моторы — зна­ чит лишить катер -хода, А это в бою тоже гибель. В последнюю минуту Саша бросился вперед, грудью навалился на коллектор, зажав своим телом пробоину, Саша Ковалев погиб геройской смер­ тью в бою за нашу Родину, но память о нем живет и будет жить. Мне довелось длительное время слу­ жить а соединении, где служил Саша Ковалев и , часто принимать пионеров из разнь^ городов нашей страны. Они направляются на небольшую гра­ нитную сопку, где на скале высится скромный памятник, сделанный руками моряков. На стороне, обращенной к мо­ рю, — доблестный Военно-Морской флаг. На нем выгразировзны слова: «Вечная слава героям катерникам- свзероморцам, павших в боях з а ' С о ­ ветскую, Родину а Отечественную вой­ ну 1941— 1945 гг.». Рядом на мраморной доске — порт­ рет Саши Ковалева. Под ним слова: «Юнга Саша Ковалев погиб в море при выполнении боевой задачи 9 мая 1944 года». За право носить имя -Саши Ковалева бор^кЗ-гся свыше трехсот пионерских от­ рядов в разных городах нашей Родины. Г. КОСТЫЛЕВ. Редактор Н. СМ ОЛ ЬЯНИНОВ . о м м ^ комм ^ иг ^™1!11^^ пг Д Коммунальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны; редактора — 2-33-53, ответственного секретаря и отвела йллюстрацт! — 2-28-59. дел коммунистического воспитания-^ 2-34-13, отделов: комсомольской жизни и фотолаборатории — 2-35-43. учащейся молодежи — 2-38-50, писем и спорта — 2-34-46. А Л 61425 Типография издагельства «Ленинское знамя», Липецк, Коммунальная пл,. 44. Зак. № 4782

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz